
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по НМР
_______________ Л.Г. Иванова
« ___ » ______________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
Основы электротехники
основной профессиональной образовательной программы
по специальности среднего
профессионального образования
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
базовой подготовки
Квалификация техник
Форма обучения очная
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка).
Программа рассмотрена на заседании предметной комиссии ОП и специальных технических дисциплин
Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 2015 г.
Председатель цикловой комиссии______________ Н. И. Сапожникова
Разработчик программы: преподаватель общеобразовательных дисциплин
Ильина Т. В.
Содержание
1. | Паспорт программы учебной дисциплины |
| 1.1. Область применения программы 4 |
| 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 4 |
| 1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины 4 |
| 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины 5 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины |
| 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 6 |
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 7 |
3. | Условия реализации программы учебной дисциплины |
| 3.1. Образовательные технологии 12 |
| 3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 13 |
| 3.3. Информационное обеспечение обучения 13 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 14 |
Паспорт программы учебной дисциплины
Основы электротехники
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности
08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины.
Целью дисциплины является изучение обучающимися основ теоретической и промышленной электротехники и электроники. Задачами дисциплины являются освоение обучающимися определенных знаний и умений и формирование на их основе определенных общих и профессиональных компетенций:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
обладать профессиональными компетенциями:
ПК 2.1. Организовывать и выполнять подготовительные работы на строительной площадке.
ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и работы по реконструкции строительных объектов.
ПК 4.3. Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий.
приобрести практический опыт:
- расчета электрических цепей постоянного и переменного тока,
- подбора электротехнического оборудования по требуемым параметрам (двигателей, трансформаторов, выпрямителей, генераторов);
- подбора полупроводниковых приборов по требуемым параметрам (диодов и транзисторов);
- измерения параметров электрических цепей и определения погрешности измерения.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 128 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 86 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 128 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 86 |
в том числе: | |
практические занятия | 52 |
контрольные работы | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
в том числе: | |
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Подготовка отчетов по практическим занятиям Подготовка докладов с презентациями | 22 12 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета по итогам выполнения практических занятий и контрольных работ |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы электротехники
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1.1. Введение Электрическое поле | Содержание учебного материала: Введение. Основные характеристики электрического поля. Закон Кулона. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - решение задач; - подготовка презентации. | 2 2 | репродуктивный |
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание учебного материала: Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики. Схемы замещения электрических цепей. Электродвижущая сила (ЭДС). Электрическое сопротивление и проводимость. Режимы работы электрической цепи. Соединения резисторов. Практическая работа 1. Изучение режимов работы электрических цепей. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; - оформление отчета по практической работе. | 2 4 4 | репродуктивно- ознакомительный |
Тема 1.3. Расчет электрических цепей постоянного тока | Содержание учебного материала: Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. Расчет электрических цепей произвольной конфигурации методами узловых и контурных уравнений, методом узловых потенциалов. Практическая работа 2. Расчет сложных цепей постоянного тока. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; - оформление отчета по практической работе. | 2 2 4 4 | репродуктивно- ознакомительный |
Тема 1.4. Электромагнетизм. | Содержание учебного материала: Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Индуктивность. Магнитные свойства вещества. Намагничивание. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции. ЭДС проводника с током, движущегося в магнитном поле. Магнитные цепи разветвленные и неразветвленные. Расчет неразветвленных магнитных цепей. Электромагнитные силы. Энергия магнитного поля. Электромагниты и их применение. Практическая работа 3. Расчет магнитной цепи. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; - оформление отчета по практической работе. | 2 2 4 4 | репродуктивный |
Тема 1.5. Однофазные электрические цепи переменного тока. | Содержание учебного материала: Переменный ток, его период и частота. Фаза, начальная фаза, сдвиг фаз. Действующие значения тока, напряжения и ЭДС. Изображение синусоидальных величин вращающимися векторами. Цепь переменного тока. Закон Ома. Средняя активная и максимальная реактивная мощность. Практическая работа 4. Последовательное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивления. Построение векторных диаграмм. Расчет неразветвленной цепи переменного тока. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; - оформление отчета по практической работе. | 2 2 8 4 | репродуктивный |
Тема 1.6. Трехфазные электрические цепи. | Содержание учебного материала: Принцип получения трехфазной электродвижущей силы. Схемы соединения трехфазных цепей. Назначение нулевого провода. Практическая работа 5. Расчет трехфазной электрической цепи при соединении звездой или треугольником при симметричной нагрузке. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы, подготовка к контрольной работе; - подготовка презентации; - оформление отчета по практической работе. | 2 2 4 4 | ознакомительный |
| Контрольная работа о темам 1.1. – 1.6. | 1 | продуктивный |
Тема 1.7. Трансформаторы. | Содержание учебного материала: Однофазные и трехфазные трансформаторы, их назначение и устройство. Режим работы трансформатора, его кпд. Практическая работа 6. Расчет параметров трансформатора. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; - оформление отчета по практической работе. | 2 4 4 | репродуктивно- ознакомительный |
Тема 1.8. Электрические измерения и приборы для них. | Содержание учебного материала: Основные понятия об измерениях. Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов и их погрешности. Практическая работа 7. Определение погрешности измерения. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; - оформление отчета по практической работе. | 2 4 4 | репродуктивно- ознакомительный |
Тема 1.9. Электрические машины переменного тока | Содержание учебного материала: Принцип работы типовых электрических устройств. Классификация, устройство, характеристики и принцип действия трехфазного асинхронного двигателя, его кпд. Синхронные машины и область их применения. Практическая работа 8. Электрические машины переменного тока. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; - оформление отчета по практической работе. | 2 2 4 4 | ознакомительный |
Тема 1.10. Электрические машины постоянного тока | Содержание учебного материала: Классификация, устройство, характеристики и принцип действия электрических машин постоянного тока. Генераторы и двигатели постоянного тока, их пуск и регулировка. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; | 2 4 | репродуктивно- ознакомительный |
Тема 1.11. Основы электропривода | Содержание учебного материала: Понятие об электроприводе. Режимы работы электродвигателей и критерии их подбора. Правила эксплуатации электрооборудования. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации. | 4 4 | репродуктивно- ознакомительный |
Тема 1.12. Передача и распределение электрической энергии. | Содержание учебного материала: Назначение и классификация электрических сетей, их устройство и графическое изображение. Кабельные и воздушные линии электропередачи. Классификация электростанций. Падение и потеря напряжения в линиях электропередач. Подстанции. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; - подготовка к контрольной работе. | 2 4 | ознакомительный |
| Контрольная работа по темам 1.7.- 1.12. | 1 | продуктивный |
Тема 1.13. Полупроводниковые приборы | Содержание учебного материала: Электрические свойства полупроводников, собственная и примесная проводимость. Полупроводниковые диоды, их вольтамперная характеристика, условное обозначение, маркировка, область применения. Полупроводниковые транзисторы, их вольтамперная характеристика, условное обозначение, маркировка, область применения. Классификация электронных выпрямителей. Расчет выпрямительных устройств. Классификация электронных усилителей. Практическая работа 9. Подбор полупроводниковых приборов по основным характеристикам. Самостоятельная работа обучающихся: - проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы; - подготовка презентации; - оформление отчета по практической работе. | 2 2 4 2 | репродуктивный |
Всего: | 128 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Образовательные технологии
3.1.1. Лекционно - семинарская форма обучения. Дифференцированное обучение. Информационные технологии. Метод проектов. Диалоговые технологии. Анализ конкретной ситуации. Проблемные технологии. Здоровьесберегающие технологии.
3.1.2. Активные и интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях.
Семестр | Вид занятия* | Используемые активные и интерактивные образовательные технологии |
3 | ТО | Лекционно - семинарская форма обучения. Здоровьесберегающие технологии. Метод проектов. Диалоговые технологии. Информационные технологии. |
ПР | Дифференцированное обучение. Диалоговые технологии. Информационные технологии. Анализ конкретной ситуации. Проблемные технологии. Здоровьесберегающие технологии. |
4 | ТО | Лекционно - семинарская форма обучения. Здоровьесберегающие технологии. Метод проектов. Диалоговые технологии. Информационные технологии. |
ПР | Дифференцированное обучение. Диалоговые технологии. Информационные технологии. Анализ конкретной ситуации. Проблемные технологии. Здоровьесберегающие технологии. |
* ТО – теоретическое обучение, ПР – практические занятия, ЛР – лабораторные занятия
3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по электротехнике или наличия специальных программ в многопрофильном компьютерном классе.
Оборудование учебного кабинета:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные и автоматизированные места обучающихся (по количеству обучающихся);
плакаты, раздаточный материал.
Технические средства обучения:
3.3. Информационное обеспечение обучения
Основные источники
В. М. Прошин Электротехника– М.: ИЦ «Академия», 2013
В. М. Прошин Рабочая тетрадь к лабораторно-практическим работам по электротехнике - М.: ИЦ «Академия», 2013.
В. М. Прошин Лабораторно-практические работы по электротехнике- М.: ИЦ «Академия», 2013
Г. В. Ярочкина Электротехника рабочая тетрадь – М.: ИЦ «Академия», 2013
П. А. Бутырин Электротехника. Иллюстрированное учебное пособие, М.: ИЦ «Академия», 2015
В.И. Полещук Задачник по электротехнике и электронике. . – М.: ИЦ «Академия», 2013
Дополнительные источники
И.А.Данилов, П.М.Иванов Общая электротехника с основами электроники. – М.: Высшая школа, 2010.
Интернет-ресурсы
www.newlibrary.ru - новая электронная библиотека;
www.edu.ru - федеральный портал российского образования;
www.elibrary.ru - научная электронная библиотека;
www.nehudlit.ru - электронная библиотека учебных материалов;
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основы электротехники и электроники, устройство и принцип действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления электроустановками | Формы контроля обучения: - задачи для самостоятельного решения; - практические работы по темам; - задания электронного ресурса; - экспресс – опросы; - расширенные опросы; - контрольные работы. Методы оценки результатов обучения: - экспертное наблюдение и оценка выполнения практических работ; - оценка решения задач для самостоятельного решения; - оценка результатов выполнения заданий электронного ресурса; - оценка результатов опроса; - оценка результатов контрольных работ; - дифференцированный зачет по дисциплине. |
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
| проявление заинтересованности в познании основ электротехники и электроники; знание основных законов электротехники и электроники; знание устройства и принципа действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления электроустановками; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях. Оценка выполнения задания на практическом занятии. Компьютерное тестирование Дифференцированный зачет |
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ПК 2.1. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные и подготовительные работы на строительной площадке. ПК 2.2. Организовывать и выполнять строительно-монтажные, ремонтные работы и работы по реконструкции строительных объектов. ПК 4.3. Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий. | знание основных законов электротехники и электроники; знание устройства и принципа действия электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления электроустановками; умение предвидеть возникновение опасностей при работе с электротехническим оборудованием; знание правил технической эксплуатации конструкций и инженерного оборудования зданий; умение предвидеть возникновение опасностей при работе электрических машин и трансформаторов, аппаратуры управления электроустановками | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях. Оценка выполнения задания на практическом занятии. Компьютерное тестирование. Дифференцированный зачет. |