Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Базарносызганская детская школа искусств»
Адаптированная
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства
Рабочая программа
Учебный предмет
Основы музыкального исполнительства
Хоровое пение
Срок обучения 4 года
Разработчик программы:
преподаватель первой квалификационной категории МКУ ДО «Базарносызганская ДШИ» И.Д.Фокина
Базарный Сызган 2016
«Одобрено» Методическим советом МКУ ДО «Базарносызганская ДШИ» «___»____________2016 г. | «Утверждаю» Директор МКУ ДО «Базарносызганская ДШИ» И.Д.Фокина ______________ (подпись) «___»___________2016 г. |
|
Разработчик программы:
преподаватель первой квалификационной категории МКУ ДО «Базарносызганская ДШИ» И.Д.Фокина
Содержание
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе
- Цель и задачи учебного предмета
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета
II. Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Годовые требования
III. Требования к уровню подготовки учащихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V. Методическое обеспечение учебного процесса
VI. Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Хоровое пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ и учебным планом ДШИ, с учетом педагогического опыта в области хорового пения в ДШИ.
Может быть использована в учебном процессе преподавателями ДШИ и ДМШ.
Хоровое пение принадлежит к основным видам музыкального исполнительства для детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия хоровым пением является одним из средств разностороннего развития учащихся: музыкально-творческого и личностного, а также коррекцией психофизических функций. Этот вид музыкальной деятельности имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату школьников. Эти особенности состоят в качестве голосового аппарата – органа речи и пения, а также в коллективной природе хорового пения. Важным моментом является тот факт, что правильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.
Современный детский хор играет и пропагандирует подлинные произведения классического и современного творчества, исполняя их округлым артикуляционно-поставленным голосом.
ЦЕЛЬ: приобщение учащихся к хоровому искусству, формирование эстетического мировоззрения, основ музыкальной культуры ребенка, развитие личностного творческого потенциала.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
– приобретение детьми системы опорных знаний и умений;
- формирование вокально-хоровых навыков;
- формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;
Развивающие:
– развитие музыкальных способностей;
- развитие творческого потенциала;
Воспитательные:
– воспитание художественного и эстетического вкуса;
- вовлечение в активную музыкальную творческую деятельность;
- расширение общего музыкального кругозора;
- воспитание таких качеств, как трудолюбие, ответственность, коммуникабельность;
Срок реализации учебного предмета « Хоровое пение»
Срок реализации учебного предмета «Хоровое пение», для детей поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 6 лет до 10 лет составляет 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 35 недель в год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Хоровое пение»:
Распределение по годам обучения |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 35 | 35 | 35 | 35 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 4 | 4 | 4 | 4 |
Общее количество часов на аудиторные занятия (по годам) | 140 | 140 | 140 | 140 |
Общее количество часов на аудиторные занятия по годам | 560 |
Общее количество часов на самостоятельную работу ( по годам) | 35 | 35 | 35 | 35 |
Общее количество часов на самостоятельную работу | 140 |
Максимальная учебная нагрузка на весь период обучения | 700 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма занятий групповая 8-10 человек и мелко-групповая 2-5 человек.
Основные формы организации занятий
- вводные и итоговые занятия;
- практические уроки и репетиции;
- открытые и методические занятия;
- прослушивания, зачеты;
- беседы;
- концерты, выступления.
Структура программы.
Программа рассчитана на 4 летний срок обучения, количество занятий – 4 раза в неделю по 1 часу (всего 560 часов в год). Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предлагается определённый тип умений и навыков по хору, сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания.
Хор состоит из 8-10 человек. В хор принимаются дети с 6 до 10 лет.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а также небольшими ансамблями, дуэтами, трио.
Время отведенное для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми. На каждом этапе обучения дается материал по разделам:
а) вокально-хоровая работа
б) слушание музыки
в)Музыкальная игра и движение под музыку
г) мероприятия воспитательно-познавательного характера
д) концертные выступления.
В процессе работы можно выделить несколько ступеней пути ребёнка к творчеству:
1 ступень –это адаптации ребёнка к новым условиям и его можно назвать подготовительная
-содействие психическому здоровью;
-раскрытие индивидуальности личности;
-коррекция разного рода затруднений.
На этом уровне важно создать для детей благоприятные условия для самовыражения.
Результат: Ребёнку комфортно в коллективе, он чувствует доверительное отношение со стороны педагога, находит друзей в детском коллективе, воспитатели и учителя становятся союзниками его увлечений.
Когда достигнут этот результат, ребёнок переходит на вторую ступень.
2 ступень – образовательная.
Здесь происходит усвоение учащимся содержания преподаваемого предмета, поощряются и поддерживаются творческие успехи, развивается интерес к хоровому искусству.
Результат: Свободное владение и выражение музыки через пение,
Учиться импровизировать исполнением, выработка унисона, исполнение двухголосия, правильно исполнять ритмический рисунок одновременно с партией, неуклонно выполнять все правила пения.
3 ступень- творческая
Задачи условий усложняются. На этом уровне развивается умение не только смотреть вокруг себя, но и видеть и замечать всё интересное, учится работать в ансамбле. Педагогом поощряется желание детей творить, самовыражать свои чувства через исполнение песни. Здесь можно отрабатывать технику исполнения, артистичность, умение себя держать на сцене.
Результат: Постоянное желание творчества, рост мастерства, выступление на конкурсах, фестивалях и т.д.
4 ступень- это экспериментальная деятельность педагога, работа со способными детьми.
В работе с хором можно использовать и некоторые формы экспедиционной работы. Это могут быть встречи на предприятиях района, выступления в Городском доме культуры.
Программный материал дает возможность осваивать сюжетно-тематические произведения и привлекать высоко художественную музыку –классическую, современную, народную.
Методы обучения
Основные методы обучения, используемые в данной программе: словесный, наглядно-слуховой, метод сопереживания , размышления о музыке, практический метод и др.
Материально – технические условия реализации учебного предмета
Реализация программы предмета «Хоровое пение» предусматривает наличие учебного кабинета для групповых занятий, концертного зала, звукотехнического оборудования.
Оборудование учебного кабинета: фортепиано, пульт, стол, доска, зеркало, методическая литература, дидактическая литература, нотная библиотека. Технические средства: аппаратура для прослушивания вокальной музыки, метроном, наличие аудио и видеозаписей классической и современной музыки.
Материально – техническая база ДШИ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
2.Содержание учебного предмета
Вокально-хоровая работа.
Воспитание умения следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания. Начало формирования всех вокально-хоровых навыков, музыкального слуха, памяти, внимания, эмоциональной отзывчивости на музыку. Обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях. Спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению постоянного вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным звонким звуком, правильному формированию гласных, чёткому и короткому произношению согласных. Развитие певческого диапазона, начиная со звучаний зоны (ми -си). Выравнивание хорового звучания от звуков соль-ля вверх и вниз, выработка чистого унисона. Обучение пению без сопровождения и сопровождением, умению слушать себя и своих товарищей при пении. Воспитание и развитие мелодического, ритмического и динамического слуха учащихся и в процессе работы над упражнениями и музыкальными произведениями. Все требования к исполнению необходимо связывать с образным содержанием произведения и добиваться выразительного , художественного исполнения.
Пение произведений.
Рассказ о песне, как об из видов музыкального искусства в интересной для детей форме.
Пение учебно-тренировочного материала.
Образный рассказ о распевании, упражнении, о его роли в развитии певческих навыков.
Практические занятия.
Показ упражнений, разучивание и впевание в них. Введение новых упражнений в зависимости от учебных планов.
Пение импровизаций.
Образное раскрытие сущности каждой импровизации, например игра в вопросы и ответы (Что ты любишь читать? Какие песни ты любишь? Что мы видим за окном? ) Могут быть использованы игры во «Фразы-догадки», «мелодические прятки».
В качестве упражнений к выполнению импровизации на короткое стихотворение можно использовать :
Пение на одной ноте с чётким соблюдением ритма стихотворения(Т)
Пение на двух нотах(Д-Т,Ш-Т )
Пение в постепенном движении вниз (Д-Т)
Пение в постепенном движении вверх( Д-Т)
Пение с мелодическим движением по желанию.
Слушание музыки.
Слушание музыки вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетического восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.
Практические занятия.
Краткий рассказ о музыкальном произведении и авторе. Прослушивание произведения. Рассказ об особенностях музыкально-выразительных средств данного произведения.
Музыкальная игра и движения под музыку
Объяснение условий игры или показ определённых движений (марш, элементы народного танца, хоровода). Краткая характеристика музыкального произведения, сопровождающего игру или движения.
Практические занятия.
Прослушивание музыкального сопровождения, беседа о его строении, характере, динамических оттенках, о соответствии движений художественному образу музыкального произведения. Разучивание музыкальной игры или движений с детьми.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера.
Большое значение имеют для хора концертные выступления, являющиеся неотъемлемой чертой исполнительской деятельности. Концертные выступления должны организовываться с чувством меры. Участники 1-го года обучения принимают участие в концертах по мере их обучения.
Концерты и выступления.
Хор может выступать на площадке, где есть инструмент для сопровождения или другая современная аппаратура. Нужен концертмейстер.
Группа, занимающаяся первый год , выступает не ранее, чем в середине второго полугодия. На 3-й и 4-й годы обучения дают не более пяти концертов в год. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников хора и их подвинутости. С самого начала года коллектив готовится к фестивалю самодеятельного творчества, который проходит на областном уровне среди детей с ограниченными возможностями здоровья.
Концертная программа режиссируется с учетом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам. Желательно, чтобы хоровые песни перемежались с ансамблевыми или сольными номерами, менялись по характеру, по настроению.
Участие в концертах, выступление с воспитателями, учителями и своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
2.1. Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Раздел, тема | всего | теория | практика |
1. | Организация работы обучающихся на занятиях хора. | 1 | 1 | - |
2. | Прослушивание голосов. | 2 | - | 2 |
3. | Знакомство с голосовым аппаратом. | 4 | 2 | 2 |
4. | Певческая установка. Работа над дыханием. | 30 | 2 | 28 |
5. | Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие. Дирижирование двух и трёхдольной сетки. | 5 | 1 | 4 |
6. | Работа над унисоном. | 55 | 2 | 53 |
7. | Вокальные упражнения-распевания | 20 | 5 | 15 |
8. | Звуковедение. Работа над динамикой. F, p, crescendo,diminuendo | 20 | 5 | 15 |
9. | Дикция.Артикуляция.Скороговорки | 72 | 4 | 68 |
10. | Работа с солистами | 40 | 3 | 37 |
11. | Развитие слуховых навыков | 15 | 4 | 11 |
12. | Знакомство с хоровыми терминами | 10 | 4 | 6 |
13. | Навыки пения сидя и стоя | 40 | 2 | 38 |
14. | Работа над художественным образом | 75 | 2 | 73 |
15. | Работа над репертуаром | 75 | 10 | 65 |
16. | Повторение репертуара | 8 | - | 8 |
17. | Сводные репетиции | 42 | - | 42 |
18 | Элементы ритмики, сценической культуры | 20 | 1 | 19 |
19. | Гигиена певческого голоса | 2 | 2 | - |
20 | Работа в ансамбле | 15 | 2 | 13 |
21. | Контрольный урок | 4 | - | 4 |
22. | Выступление на школьных праздниках, участие в конкурсах | 5 | - | 5 |
Всего | 560 |
2 год обучения
№ | Раздел, тема | всего | теория | практика |
1. | Организационный урок | 1 | 1 | - |
2. | Прослушивание голосов. | 2 | - | 2 |
3. | Знакомство с произведениями мировой хоровой культуры. | 8 | 2 | 6 |
4. | Певческая установка. Работа над дыханием. | 30 | 2 | 28 |
5. | Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие. Дирижирование двух и трёхдольной сетки. | 5 | 1 | 4 |
6. | Работа над унисоном. | 51 | 2 | 49 |
7. | Вокальные упражнения-распевания | 20 | 5 | 15 |
8. | Звуковедение. Работа над динамикой. F, p, crescendo,diminuendo | 20 | 5 | 15 |
9. | Дикция.Артикуляция.Скороговорки | 72 | 4 | 68 |
10. | Работа с солистами | 40 | 3 | 37 |
11. | Развитие слуховых навыков | 15 | 4 | 11 |
12. | Музыкальные термины | 10 | 4 | 6 |
13. | Навыки пения сидя и стоя | 40 | 2 | 38 |
14. | Работа над художественным образом | 75 | 2 | 73 |
15. | Работа над репертуаром | 75 | 10 | 65 |
16. | Повторение репертуара | 8 | - | 8 |
17. | Сводные репетиции | 42 | - | 42 |
18 | Элементы ритмики, сценической культуры | 15 | 1 | 14 |
19. | Гигиена певческого голоса | 2 | 2 | - |
20 | Работа в ансамбле | 15 | 2 | 13 |
21. | Контрольный урок | 4 | - | 4 |
22. | Выступление на школьных праздниках, участие в конкурсах | 10 | - | 10 |
Всего | 560 |
3 год обучения
№ | Раздел, тема | всего | теория | практика |
1. | Организационный урок | 1 | 1 | - |
2. | Прослушивание голосов. | 2 | - | 2 |
3. | Музыка моего народа | 8 | 2 | 6 |
4. | Певческая установка. Работа над дыханием. | 30 | 2 | 28 |
5. | Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие. Дирижирование двух и трёхдольной сетки. | 5 | 1 | 4 |
6. | Работа над элементами двухголосия. | 51 | 2 | 49 |
7. | Вокальные упражнения-распевания | 20 | 5 | 15 |
8. | Звуковедение. Работа над динамикой. F, p, crescendo,diminuendo | 20 | 5 | 15 |
9. | Дикция.Артикуляция.Скороговорки | 72 | 4 | 68 |
10. | Работа с солистами | 40 | 3 | 37 |
11. | Развитие слуховых навыков | 15 | 4 | 11 |
12. | Музыкальные термины | 10 | 4 | 6 |
13. | Навыки пения сидя и стоя | 40 | 2 | 38 |
14. | Работа над художественным образом | 75 | 2 | 73 |
15. | Работа над репертуаром | 75 | 10 | 65 |
16. | Повторение репертуара | 8 | - | 8 |
17. | Сводные репетиции | 42 | - | 42 |
18 | Элементы ритмики, сценической культуры | 15 | 1 | 14 |
19. | Гигиена певческого голоса | 2 | 2 | - |
20 | Работа в ансамбле | 15 | 2 | 13 |
21. | Контрольный урок | 4 | - | 4 |
22. | Выступление на школьных праздниках, участие в конкурсах | 10 | - | 10 |
Всего | 560 |
4 год обучения
№ | Раздел, тема | всего | теория | практика |
1. | Организационный урок | 1 | 1 | - |
2. | Прослушивание голосов. | 2 | - | 2 |
3. | Музыка разных народов мира | 8 | 2 | 6 |
4. | Певческая установка. Работа над дыханием. | 30 | 2 | 28 |
5. | Дирижерские жесты: внимание, дыхание, вступление, снятие. Дирижирование двух, трёх и четырехдольной сетки. | 5 | 1 | 4 |
6. | Работа над двухголосием. | 51 | 2 | 49 |
7. | Вокальные упражнения-распевания | 20 | 5 | 15 |
8. | Звуковедение. Работа над динамикой. mF, mp, crescendo,diminuendo | 20 | 5 | 15 |
9. | Работа над дикцией. Артикуляция. Скороговорки | 72 | 4 | 68 |
10. | Работа с солистами | 80 | 3 | 77 |
11. | Развитие слуховых навыков | 15 | 4 | 11 |
12. | Музыкальные термины | 10 | 4 | 6 |
13. | Работа над художественным образом | 75 | 2 | 73 |
14. | Работа над репертуаром | 75 | 10 | 65 |
15. | Повторение репертуара | 8 | - | 8 |
16. | Сводные репетиции | 42 | - | 42 |
17 | Элементы ритмики, сценической культуры | 15 | 1 | 14 |
18. | Гигиена певческого голоса | 2 | 2 | - |
19. | Работа в ансамбле | 15 | 2 | 13 |
20. | Контрольный урок | 4 | - | 4 |
21. | Выступление на школьных праздниках, участие в конкурсах | 10 | - | 10 |
Всего | 560 |
Годовые требования
1 год обучения.
Вокальные навыки. Петь в диапазоне ре1-до2. Сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряжённо, слегка отводя плечи назад. Руки положить на колени. Петь только с мягкой атакой, лёгким звуком, «тянуть» без напряжения. Правильно и ясно выговаривать слова песни. К концу года уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню. Правильно дышать, точно повторять звук.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в хоре несложные песни в унисон. Понимать элементарные дирижёрские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и его окончание, характер голосоведения.
2 год обучения
Вокальные навыки. Соблюдать при пении певческую установку. Петь чистым, естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко, сохранять индивидуальность здорового певческого звучания, правильно формировать гласные и произносить согласные. Уметь петь на одном дыхании более длинные фразы. Видеть свои недостатки и стремиться избавиться от них. Уметь звуковысотно чисто и ритмически чётко самостоятельно спеть несложную песню.
Хоровые навыки. Петь чисто и слаженно в унисон, петь песни с элементами двухголосия. Понимать и следовать дирижёрским жестам, обусловленным изучаемым репертуаром. Знать средства музыкальной выразительности.
3 год обучения.
Вокальные навыки. Петь в диапазоне: первые голоса до1-ре2; вторые си-до2. Соблюдать при пении певческую установку, петь только с мягкой атакой, легко, нежно, звонко, стремясь сохранять индивидуальность тембра.
Правильно формировать гласные и четко, точно произносить согласные, не утрируя их произношение. Умение петь на одном дыхании более длинные фразы и петь на «цепном дыхании». Уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, учиться петь нон легато и стаккато. Уметь самостоятельно спеть выразительно осмысленно несложную песню, импровизировать, выполняя несложные задания.
Хоровые навыки. Уметь петь чисто и слаженно, петь одноголосие и элементы двухголосия с сопровождением; следовать за дирижёрскими указаниями во всех произведениях из репертура хора. Знать исполнительско-певческие средства выразительности. Уметь при содействии руководителя хора делать исполнительский анализ.
4 год обучения.
Вокальные навыки. Петь в диапазоне: первые голоса до1-ре2; вторые голоса си-до2. Соблюдать певческую установку. Петь естественным, лёгким, мягким звуком, сохраняя индивидуальность тембра, напевно. Хорошей дикцией. Уметь петь на одном дыхании довольно продолжительные фразы, достаточно равномерно их распределяя, сохранять напевность при пении маршевых песен с «острым» ритмическим рисунком.
Хоровые навыки. Уметь петь чисто и слаженно все виды двухголосия. Уметь петь в ансамбле.
3.Требования к уровню подготовки учащихся.
За время обучения обучающийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:
- навыки и потребность в коллективном музицировании;
- умения владеть важнейшими вокально-хоровыми навыками (дыханием, в том числе цепным, звуковедением, строем, дикцией, ансамблем, в том числе правильным произношением гласных и согласных звуков);
- умения понимать художественный образ художественного произведения, выявлять его содержательный и эмоциональный смысл;
- умения чувствовать и выявлять кульминационные моменты целого и его отдельных частей;
- быть знакомым с приёмами сочетания запевов солиста или группы солистов с хором;
- владеть навыками дирижёрского жеста, сознательного отношения к указаниям дирижёра;
- иметь достаточный объём пройденных произведений разных по содержанию и жанрам;
4. Формы и методы контроля, система оценок
Цели системы оценки и контроля за процессом развития учащихся - обеспечить возможность анализа роста навыков, темпов развития обучающихся, объема проделанной работы.
В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.
Текущий контроль успеваемости учащихся – наиболее оперативная проверка результатов; направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежание;
степень освоения музыкального материала, вокально - хоровых умений;
участие в концертах.
Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 – 4 классов проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На его основании выставляются полугодовые и годовые оценки.
Методы текущего контроля:
- оценка за работу в классе;
- итоговый урок в конце каждой четверти.
Традиционные формы контроля: индивидуальный опрос, участие в творческих вечерах и концертах. Обсуждение концертных выступлений.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач по полугодиям.
Виды и формы промежуточного контроля:
- контрольные уроки проводятся в конце первого полугодия (1,3,5,7,семестр)
- переводной зачет в конце второго полугодия (2,4,6 семестр) в форме переводного зачета.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
оценка годовой работы ученика;
оценка на зачете (контрольном уроке);
другие выступления ученика в течение учебного года.
В рамках программы по учебному предмету «Хоровое пение» предусмотрена итоговая аттестация. Она проводится в конце учебного года (8 семестр) в виде прослушивания концертной программы / отчетного концерта /
По итогам выпускной концертной программы выставляется оценка и фиксируется в свидетельстве об окончании ДШИ.
Контрольные требования к переводным зачетам по годам обучения: На переводном зачете в конце второго полугодия учащийся должен исполнить:
1 класс: к концу года уметь осмысленно спеть в группе детей выученную в хоре простую песню.
2 класс: уметь звуковысотно чисто и ритмически чётко самостоятельно спеть несложную песню.
3 класс: Уметь самостоятельно спеть выразительно осмысленно несложную песню, импровизировать, выполняя несложные задания.
4класс: спеть маршевую песню с «острым» ритмическим рисунком.
Контрольные требования к уровню подготовки учащихся для итоговой аттестации При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокально-исполнительские навыки в процессе концертного исполнения.
Критерии оценок.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке, переводном зачете выставляется оценка по пятибалльной системе с учетом следующего:
- уровень развития индивидуальных способностей обучающихся
-отношение учащихся к учебному процессу (старательность, настойчивость);
-владение вокальными навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма);
-уровень и качество исполнения произведений;
-степень выразительности, художественности исполнения.
Оценка «5» (отлично): предусматривает правильную певческую установку, чистое интонирование. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.
Оценка «4» (хорошо): владение правильной певческой установкой; ровный, округлый звук; Технические погрешности в трудных местах произведения ( вокально-интонационная неточность). Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.
Оценка «3» (удовлетворительно): нестабильные навыки в звукоизвлечении, звуковедении. Пассивная работа в классе. Нестабильное посещение. |
Оценка «2» (неудовлетворительно): Нестабильные навыки в звукоизвлечении и голосоведении. Пассивная работа в классе. Пропуски без уважительных причин. |
5. Методическое обеспечение учебного процесса
Методическое обеспечение учебного процесса по предмету «Хоровое пение» включает:
Наличие адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы учебного предмета «Хоровое пение»;
наличие комплекта учебно-методической литературы профильной направленности;
сборники нотной литературы с детской вокальной музыкой;
подборка музыкально-дидактических игр;
демонстрационный материал: плакаты, портреты композиторов;
периодические издания профильной направленности.
6.Список литературы
Учебно-методическая литература
Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учеб. Пособие / О.А. Апраксина. – М., 1983.
Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968
Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музгиз, 1964.
ДмитриевЛ. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. – М., 1968.
Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы – М., Музгиз, 1962.
Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.Музгиз.1962.
Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.
Казачков С. От урока к концерту - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1990.
Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб «Музыкальная палитра» 2008.
Ландовска В. О музыке - М.: Радуга, 1991.
Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитания на хоровых отделениях детских музыкальных школ. Методические рекомендации. Казань: Изд-во казанского университета, 1988. - 100 с.
Малахов. Г. Современные дыхательные методики. Донецк.2003
Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967
ОгородновД.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: Музыка, 1988.
Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.
Попов В. Русская народная песня в детском хоре. – М., 1985.
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1. – М., 1986.
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: пособие для музыкальных школ и школ искусств. – М., 1988.
Соколова. В. Работа с детским хором: Сб. статей М., 1981.
Нотная литература
Буратино: Песенник для детей. Вып. 1. / сост. В. Модель. – Л.: Советский композитор, 1986.
Дубравин Я. Ты откуда, музыка: Песни для детей школьного возраста – М.: Музыка, 1988.
Зарицкая Е. Сказочная карусель: Сборник песен для детей младшего возраста - СПб.: Музыкальная палитра, 2005.
Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. Жаров В. – М.: Музыка, 1985.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Песни для малышей для голоса в сопровождении фортепиано. Вып. 1. – М.: Советский композитор, 1977.
Песни и хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано для детей / сост.Т. Назарова, И. Соколова – М.: Советский композитор, 1976.
Поем мы дружно песню / сост. Э. Соболева, С. Бекина, Ю. Комальков – М.: Советский композитор ,1987.
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс Пособие для музыкальных школ и школ искусств. – М.: Советский композитор, 1988
Популярные русские песни: Для вокальных народных ансамблей. /сост. Шелепенев А - М.: Советский композитор, 1989.
Тагирова Л. Умырзая. Песни для детского голоса в сопровождении фортепиано - Казань, 2001
Учите детей петь: Песни для развития голоса у детей 6-7 лет / сост. Т. Орлова, С. Бекина. –– М.: Просвещение, 1988.
Шаинский В. Избранные песни: Песни для детей в сопровождении фортепиано - М.: Советский композитор, 1985.
Шатрова Е. Не улетай детство: Песни для маленьких и больших детей. – Казань.
Школьный звонок. Песни для детей – М., Советский композитор, 1986