Рабочая учебная программа
ОРКСЭ (основы светской этики), 4-а класс
(наименование учебного предмета)
Начальное общее образование
( ступень образования)
Базовый
(уровень образования)
2015 – 2016 учебный год
(срок реализации программы)
Силаева О.А.
(ФИО учителя, составившего
учебную программу)
г. Чехов-2
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 4 – а класса по основам религиозных культур и светской этике составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.); с Федеральным базисным учебным планом, утверждённым Приказом Минобрнауки от 09 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.); с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; с Приказом министра образования Московской области от 04.07.2014 г. № 3086 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области …, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»; с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями от 08.06.2015г. Приказ Минобрнауки №576); с письмом Департамента общего образования Министерства образования и науки России от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; с учебным планом ФКОУ СОШ г. Чехов-2 МО на 2015 - 2016 учебный год, утверждённым приказом № 68 от 01.09.2015 г.; на основе предметной программы Шемшуриной «Основы религиозных культур. Основы светской этики» для 1-4 классов, УМК «Перспектива».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использованиеучебника «Основы религиозных культур.. Основы светской этики» 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.И. Шемшурина. - М.: Просвещение, 2014г.
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю.
Изучение предмета в 4 классе направлено на достижение следующей цели:
формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению,основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- развитие у ребенка представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним;
- развитие способности углубления в себя;
- развитие осознания своих внутренних переживаний.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов с 34 до 33 обусловлено учебным графиком школы на 2015-2016 учебный год.
№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов по предметной программе | Количество часов по рабочей программе |
-
| Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека | 2 | 1 |
-
| Этика общения | 4 | 4 |
-
| Этикет | 4 | 4 |
-
| Этика человеческих отношений | 4 | 4 |
-
| Этика отношений в коллективе | 4 | 4 |
-
| Простые нравственные истины | 4 | 4 |
-
| Душа обязана трудиться | 4 | 4 |
-
| Посеешь поступок – пожнёшь характер | 4 | 4 |
-
| Судьба и Родина едины | 4 | 4 |
| ИТОГО | 34 | 33 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих вучебный курс, должно обеспечить:
-понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
-формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
-формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
-знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их
-понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
-укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальныхситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным идуховным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять наиболееэффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в ихвыполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационныхтехнологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанногопостроения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существованияразличных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение иаргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п /п | Содержание урока | Кол-во часов | Дата | Примечание |
по программе | фактически |
I триместр ( 10 ч) |
Этика – наука о нравственной жизни человека (1 ч) |
1 | Этика – наука о нравственной жизни человека (урок «открытия» нового знания) | 1 | 04.09 | | |
Этика общения (4 ч) |
2 | Добрым жить на свете веселей (урок «открытия» нового знания) | 1 | 11.09 | | |
3 | Правила общения для всех(урок общеметодологической направленности) | 1 | 18.09 | | |
4 | От добрых правил – добрые слова и поступки (урок «открытия» нового знания) | 1 | 25.09 | | |
5 | Каждый интересен (урок «открытия» нового знания) | 1 | 02.10 | | |
Этикет (4 ч) |
6 | Премудрости этикета (урок «открытия» нового знания) | 1 | 16.10 | | |
7 | Красота этикета (урок «открытия» нового знания) | 1 | 23.10 | | |
8 | Простые школьные и домашние правила этикета (урок «открытия» нового знания) | 1 | 30.10 | | |
9 | Чистый ручеёк нашей речи(урок «открытия» нового знания) | 1 | 06.11 | | |
Этика человеческих отношений (4 ч) |
10 | В развитие добрых чувств – творение души (урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.11 | | |
2 триместр (10 ч) |
11(1) | Природа – волшебные двери к добру и доверию (урок «открытия» нового знания) | 1 | 27.11 | | |
12(2) | Чувство Родины (урок «открытия» нового знания) | 1 | 04.12 | | |
13(3) | Жизнь протекает среди людей (урок «открытия» нового знания) | 1 | 11.12 | | |
Этика отношений в коллективе (4 ч) |
14(4) | Чтобы быть коллективом (урок «открытия» нового знания) | 1 | 18.12 | | |
15(5) | Коллектив начинается с меня(урок «открытия» нового знания) | 1 | 25.12 | | |
16(6) | Мой класс – мои друзья (урок общеметодологической направленности) | 1 | 15.01 | | |
17(7) | Ежели душевны вы и к этике не глухи(урок общеметодологической направленности) | 1 | 22. 01 | | |
Простые нравственные истины (4 ч) |
18(8) | Жизнь священна (урок «открытия» нового знания) | 1 | 29.01 | | |
19(9) | Человек рождён для добра (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.02 | | |
20(10) | Милосердие – закон жизни(урок «открытия» нового знания) | 1 | 12.02 | | |
3 триместр (13 ч) |
21(1) | Жить во благо себе и другим(урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.02 | | |
Душа обязана трудиться (4 ч) |
22(2) | Следовать нравственной установке(урок «открытия» нового знания) | 1 | 04.03 | | |
23(3) | Достойно жить среди людей (урок «открытия» нового знания) | 1 | 11.03 | | |
24(4) | Уметь понять и простить (урок «открытия» нового знания) | 1 | 18.03 | | |
25(5) | Простая этика поступков(урок«открытия» нового знания) | 1 | 25.03 | | |
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4 ч) |
26(6) | Общение и источники преодоления обид(урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.04 | | |
27(7) | Ростки нравственного опыта поведения(урок «открытия» нового знания) | 1 | 15.04 | | |
28(8) | Доброте сопутствует терпение (урок «открытия» нового знания) | 1 | 22.04 | | |
29(9) | Действия с приставкой «СО» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 29.04 | | |
Судьба и Родина едины (4 ч) |
30(10) | С чего начинается Родина(урок «открытия» нового знания) | 1 | 06.05 | | |
31(11) | В тебе рождается патриот и гражданин(урок «открытия» нового знания) | 1 | 13.05 | | |
32(12) | Человек – чело века (урок «открытия» нового знания) | 1 | 20.05 | | |
33(13) | Слово, обращённое к тебе (урок «открытия» нового знания) | 1 | 27.05 | | |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций - М.: Просвещение, 2014.
Дополнительная литература
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.
Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2014.
Интернет – ресурсы
http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
http://www.ug.ru – Учительская газета
http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://it-n.ru – сеть творческих учителей