Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская общеобразовательная школа» Кировского района Республики Крым
Рассмотрена на заседании Согласовано Утверждаю
ШМО учителей русского языка, Заместитель директора по УВР от______ 2016_г. литературы и истории от____ 2016_г. Директор школы
Протокол № 1 _______________
От ____ 2016 г. ___________________ Н.И.Горева
Руководитель ШМО Е.И.Стерлёва
_____________________
Е.А. Михеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2016 -2017 учебный год
Преподаватель Луговской Владимир Сергеевич
Предмет история Класс 10-А
Общее количество часов по предмету по учебному плану 70 часов
Из них: на I полугодие 15 недель 30 уроков
на II полугодие 20 недель 40 уроков
Итого: 35 недель 70 уроков
В том числе: на контрольные работы - уроков
Учебники:
Уколова В.И., Ревякин А.В.Всеобщая история /С древнейших времен до
конца XIX/. М., «Просвещение» 2014 г.
Борисов Н.С. «История России с древнейших времен до конца XVII века. ч.1»
ласс/ М., «Просвещение» 2014 г.
Левандовский А.А. «История России XVIII – XIX вв. ч.2»
10 класс/ М., «Просвещение» 2014 г.
Календарно-тематический план составлен в соответствии с учебным планом школы, утвержденным решением педсовета от «30 » августа 2016 г. и
программой среднего (полного) общего образования по истории. Авторы Н.С. Борисов и А.А. Левандовский 10 класс. В.И. Уколова, А.В. Ревякин, М.Л. Несмелова Всеобщая история с древнейших времён до конца 19 века.10 класс. М. Просвещение 2014г.
Планируемые предметные результаты
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
- формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
- овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
- формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
- развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знаниями:
- ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
- основных информационных источников по историческим периодам;
- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
Умениями:
- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
- давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
- на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу
«История » в 10 классе
В процессе обучения ученики должны:
Знать/понимать:
- место истории в системе современных знаний;
- место истории нового времени в общемировом историческом процессе;
Уметь:
- работать с текстом учебника: уметь ориентироваться в тексте; осуществлять выборочное чтение, находить вывод, главную мысль, озаглавливать текст;
- составлять простой и развернутый план к параграфу учебника;
- составлять рассказ по опорным словам и словосочетаниям;
- объяснять употребляемые исторические термины;
- анализировать исторические явления, процессы, факты;
- обобщать и систематизировать полученную информацию;
- описывать жилища, орудия труда, предметы быта, одежду людей, памятники культуры;
- составлять рассказ по содержанию иллюстрации;
- сравнивать (по предложенному плану) памятники культуры, предметы жизни и быта, выявляя общее и различное;
- определять последовательность исторических событий (раньше, позже), соотносить год с веком;
- показывать на исторической карте территорию и границы государств, крупные города, торговые пути, места сражений и др.;
- выполнять задания, направленные на выявление историко-временных представлений учащихся;
- решать познавательные задачи, в том числе проблемного характера;
- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии;
- осуществлять самоконтроль и самооценку
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- самостоятельно пополнять и использовать полученные знания по истории, в том числе из уроков литературы, ИЗО, исторического краеведения, внеурочной информации.
- выявлять личную позицию в оценке исторического персонажа, событий, процессов.
- оценивать исторический вклад народов в мировую историю, проявлять свое отношение к культурному наследию изучаемого периода.
Объяснять смысл исторических терминов
Называть имена: а) наиболее известных правителей; б) основные положения мировых религий; в) представителей и памятники культуры мира и отечественной истории.
Показывать на исторической карте местоположение основных исторических объектов и событий
Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни различных категорий людей
Составлять описание и объяснять назначение памятников культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.
Называть характерные, существенные черты:
- политического строя в различных государствах;
- положения основных групп населения в обществах (правители и подданные, свободные и зависимые);
- религиозных верований людей
Содержание учебного предмета
Всеобщая история (28 часов)
Древнейшая история человечества (2 ч)
Современные научные концепции происхождения человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Расселение древнейшего человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья (12 ч)
Архаичные цивилизации. Особенности материальной культуры. Развитие государственности и форм социальной организации. Мифологическая картина мира. Возникновение письменности и накопление знаний.
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Возникновение религиозной картины мира. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Мифологическая картина мира и формирование научной формы мышления в античном обществе. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности. Ранняя христианская церковь.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Социокультурные особенности арабского и тюркского общества. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Социокультурное и политическое влияние Византии. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Образование централизованных государств. Роль церкви в европейском обществе. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации (12 ч)
Понятие «Новое время». Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира.
Усиление роли техногенных факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Внутренняя колонизация. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Конфессиональный раскол европейского общества.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Конституционализм. Становление гражданского общества. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе. «Эшелоны» модернизации как различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. Зарождение международного права. Роль геополитических факторов в международных отношениях Нового времени. Колониальный раздел мира. Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.
Повторение изученного 2 ч.
История России XIX век (40 часов)
История России – часть всемирной истории (не менее 2 ч)
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России (не менее 4 ч)
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Стоянки каменного века. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв. (не менее 4 ч)
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв. (не менее 8 ч)
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды. Образование Казанского, Крымского, Астраханского ханств. Закрепление католичества как государственной религии Великого княжества Литовского. Автокефалия Русской Православной Церкви.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв. (не менее 9 ч)
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Особенности процесса складывания централизованного государства в России. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.
Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания. Дискуссия о предпосылках преобразования общественного строя и характере процесса модернизации в России.
Россия в XVIII – середине XIX вв. (не менее 9 ч)
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Особенности российского абсолютизма. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления. Рост оппозиционных настроений в обществе. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII – середине XIX вв. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Формирование русского литературного языка. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства. Русская усадьба.
Россия во второй половине XIX. (не менее 6 ч)
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Самодержавие и сословный строй в условиях модернизационных процессов. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Роль общины в жизни крестьянства.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Русская религиозная философия. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Календарно – тематическое планирование по курсу истории 10 класса
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата план | Дата факт | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) |
1. | Введение. Историческое познание сегодня. | 1 | | | Карта мира Схема «Исторические источники» Карточки-понятия | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. |
2. | Первобытность Предыстория | 1 1 | | | Карта мира Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Памятки для работы с картой | Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. |
| Древний мир | 2 | | | | |
3. | Ближний Восток | 1 | | | Карта, проектор | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. |
4. | Индия и Китай в древности | 1 | | | Катра, проектор | Рассказывать о местоположении Индии, особенностях её ландшафта и климата. |
| Античность | 5 | | | | |
5. | Древняя Греция. От первых государств до расцвета полисов | 1 | | | •Карта «Крито-микенская Греция» •Презентация «Географическое положение и природа Древней Греции» •Видеофрагменты «Древняя Греция». | Определять и комментировать местоположение Критского царства, Эгейского моря. Называть отличительные признаки критской культуры. Работать с картой и индивидуальными заданиями. |
6. | Древняя Греция. От полисов к эллинистическому миру | 1 | | | Карта «Греция в 1Ув.до н.э.» Видео: «Выборы в Афинах» Дидактический раздаточный материал Индивидуальные карточки | Выделять признаки греческого полиса. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским. |
7. | Древний Рим. От возникновения города до падения республики | 1 | | | Презентация Карта «Древняя Италия в 7-3 вв. до н.э.» Индивидуальные карточки | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Использовать карты, мультимедиаресурсы, другие источники информации для формирования устойчивых представлений о Древнем Риме. |
8. | Древний Рим. Римская империя | 1 | | | Карта «Римская империя в 1-1!в.н.э.» Индивидуальные карточки Презентация | Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. |
9. | Обобщение темы: «Античность» | 1 | | | Презентация, карточки | Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности. Решать кроссворды, проблемно-развивающие задания, инсценировать сюжеты. |
| Средневековье | 6 | | | | |
10. | Западноевропейское Средневековье. Развитие феодальной системы | 1 | | | Проектор, учебник, презентация | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения |
11. | Расцвет и кризис западноевропейского христианского мира | 1 | | | Наглядное пособие, учебник | Умение аргументировать и отстаивать своё мнение |
12. | Византийское Средневековье | 1 | | | Презентация, видео-фильм,индивидуальные карточки | Работа с фрагментами исторического документа. Работа в парах |
13. | Исламский мир в Средние века | 1 | | | Видео-фильм | Способность решать творческие задачи умение строить логическое рассуждение, умозаключение |
14. | Индия, Китай и Япония в Средние века | 1 | | | Наглядное пособие, катра, проектор | Умение аргументировать и отстаивать своё мнение |
15. | Обобщение темы: «Средневековье» | 1 | | | Индивидуальные карточки | Формирование ответственного отношения к учению |
| Возрождение. Новое время | 13 | | | | |
16. | Возрождение как культурно-историческая эпоха | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, карты | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества |
17. | Новое время. Экономика и общество. Возникновение мирового рынка | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, интернет-ресурсы. | Смысловое чтение Умение вести логическое рассуждение и делать выводы |
18. | Общество и экономика «старого порядка» | 1 | | | Видео-фильм Индивидуальные карточки | Умение работать в группе |
19. | Промышленная революция. Индустриальное общество. | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Смысловое чтение. Умение строить логическое рассуждение и делать выводы |
20. | Духовная жизнь общества Религия и церковь в начале Нового времени | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, интернет-ресурсы. | Развитие эстетического сознания через освоение духовного мира, творческой деятельности эстетического характера |
21. | Наука и общественно-политическая мысль. Художественная культура. | 1 | | | Видео- фрагмент, карта | Умение формулировать и обосновывать выводы |
22. | Политические отношения Государство на Западе и Востоке. | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, карты | Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
23. | Политическая революция XVII века | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умение работать индивидуально и в группе |
24. | Становление либеральной демократии | 1 | | | Видео-фрагмент, карта | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами |
25. | Международные отношения Встреча миров: Запад и Восток в Новое время | 1 | | | Проектор, катра, наглядное пособие | Умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты |
26. | «Европейское равновесие». XVII –XVIII вв. Конфликты и противоречия XIX в. | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умение работать в группе |
27. | Обобщение курса Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века | 1 | | | Тестовые задания | Умение использовать свои навыки и знания |
28. | Повторение курса Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX века | 1 | | | Индивидуальные карточки | Умение использовать свои навыки и знания |
| ИСТОРИЯ РОССИИ | | | | | |
29. | Введение | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки. | Умение сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
| Древнерусское государство в IX – XIII веках | 6 | | | | |
30. | Восточные славяне в VI – IX веках. Образование Древнерусского государства Крым в VI – IX | 1 | | | Учебник, компьютер, презентация | Умение аргументировать и отстаивать своё мнение |
31. | Киевская Русь | 1 | | | Видео-фрагмент, катра, индивидуальные катрочки | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения |
32. | Культура Киевской Руси | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, карты | Работа с фрагментами исторического документа. Работа в парах |
33. | Русские земли в XII – начале XIII в. Наследники Киевской Руси Крым в земли в XII – начале XIII | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. |
34. | Культура Руси в XII – начале XIII в. | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умение работать индивидуально и в группе |
35. | Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды. | 1 | | | Видео- Фрагмент, карта | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами |
| Образование единого Русского государства в XIV – XV веках | 4 | | | | |
36. | Усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV вв. Куликовская битва. | 1 | | | Видео- Фрагмент, карта | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества |
37. | Завершающий этап создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI вв. Крым в XV – начало XVI вв. | 1 | | | Видео- Фрагмент, Карта, презентация | Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. |
38. | Основные этапы формирования крепостного права | 1 | | | Видео- Фрагмент, карта | Умение анализировать и обобщать факты |
39. | Культура Руси XIV- XV вв. | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учению |
| Россия в XVI – XVII вв. | 7 | | | | |
40. | Россия в XVI столетии | 1 | | | Видео- Фрагмент, карта | Умение представлять результаты в виде таблицы |
41. | Русская культура в XVI столетии | 1 | | | Учебник, карты, таблицы | Умение анализировать и обобщать факты |
42. | Смутное время | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников. |
43. | Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых | 1 | | | Видео- Фрагмент, карта | Умение формулировать и обосновывать выводы |
44. | Внешняя политика России в XVII в. | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников. |
45. | Русская культура в XVII столетии. | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умение работать в группе. |
46. | Средневековая Русь среди других стран Европы и Азии. | 1 | | | Карта, плакат, таблицы. | Умение анализировать и обобщать факты |
| Россия в эпоху Петра Великого | 4 | | | | |
47. | Начало правления Петра I | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умение составлять тесты |
48. | Реформы Петра I | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умение составлять и заполнять таблицы |
49. | Внешняя политика Петра I | 1 | | | Видео- Фрагмент, Карта. | Умение применять свои знания в составлении таблиц |
50. | «Культурная революция» в России в начале XVIII в. | 1 | | | Учебник, компьютер, презентация | Умение аргументировать и отстаивать своё мнение |
| Россия в середине и во второй половине XVIII века | 5 | | | | |
51. | Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | | | Учебник, компьютер, Карты. | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения |
52. | «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, карты | Работа с фрагментами исторического документа. Работа в парах |
53. | Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война. | 1 | | | Учебник, компьютер, Карты. | Способность решать творческие задачи умение строить логическое рассуждение, умозаключение |
54. | Внешняя политика России в XVIII веке. Крым в XVIII веке. | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, интернет-ресурсы. | Формирование ответственного отношения к учению |
55. | Царствование Павла I. Культура России в XVIII в. | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, интернет-ресурсы. | Смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы |
| Россия в первой половине XIX века | 7 | | | | |
56. | Экономическое развитие в конце-XVIII - первой половине XIX вв. | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умение работать в группе |
57. | Реформы Александра I. | 1 | | | Видео- Фрагмент, карта | Умение формулировать и обосновывать выводы |
58. | Борьба с Наполеоном. | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, карты | Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; |
59. | Период реакции. Декабристы | 1 | | | Учебник, карты, презентация | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества |
60. | Внутренняя политика Николая I. | 1 | | | Видео- Фрагмент, карта | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами |
61. | Внешняя политика России при Николае I. | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умение работать индивидуально и в группе |
62. | Общественное движение в годы царствования Николая I. Культура России первой половины XIX в. | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, интернет-ресурсы. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера |
| Россия во второй половине XIX в. | 6 | | | | |
63. | Начало царствования Александра II. Крестьянская реформа. Социально-экономическое развитие пореформенной России. | 1 | | | Видео- Фрагмент, карта | Умение представлять результаты в виде таблицы |
64. | Реформы 60 – 70 гг. XIX в. | 1 | | | Учебник, карты, таблицы, презентация | Умение работать в группе |
65. | Общественное движение. Противостояние власти и революционеров в 70-х начале 80-х гг. XIX в. Крым в XIX в. | 1 | | | Презентация Видео-фрагмент | Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной |
66. | Внутренняя, внешняя политика и общественное движение в годы правления Александра III. | 1 | | | Проектор, наглядное пособие, индивидуальные карточки | Способность решать творческие задачи умение строить логическое рассуждение, умозаключение |
67. | Культура России второй половины XIX в. | 1 | | | Учебник, компьютер, Карточки, интернет-ресурсы. | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера |
68. | Обобщение курса истории России с древнейших времен до конца XIX в. | 1 | | | Тестовые задания | Умение формулировать и обосновывать выводы |
69 | | | | | | |
70 | | | | | | |
Перечень учебно – методического обеспечения:
I. Учебники
Уколова В.И., Ревякин А.В.Всеобщая история /С древнейших времен до конца XIX /. М., «Просвещение» 2014 г.
Борисов Н.С. «История России с древнейших времен до конца XVII века. ч.1» 10 класс/ М., «Просвещение» 2014г.
Левандовский А.А. «История России XVIII – XIX вв. ч.2» 10 класс/ М., «Просвещение» 2014 г.
II. Рабочие тетради: -
III. Методическая литература для учителя:
Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России 10 кл. ,Москва, изд-во «Вако» 2007
Поурочные разработки по новой истории 1800-1913 гг.,
Казиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах.- М.: «Лист». 2004
Методические рекомендации по использованию учебников истории в школе, Волгоград 2008 г.
Журавлева О.Н. Тесты по истории России XIX в.
Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-256 с.
Борзова Л.П. «Игры на уроках истории» М., 2004 г
Календарь памятных дат. Волгоград 2007 г.
Как подготовить урок истории, М. 2004 г.
IV. Атласы и контурные карты.
V. Мультимедиа – ресурсы.
Репетитор по истории Кирилла и Мефодия. – «Кирилл и Мефодий», 1999, 2002.
История Отечества. Мультимедийный учебно-методический комплекс-супертьютор. – Современный Гуманитарный Университет.
Энциклопедия истории России 862-1917. CD-ROМ
Всеобщая история /Древний мир. Средневековье/
Всеобщая история 7,8 классы. История Нового времени
VI. Нормативные документы.
Стандарт полного (среднего) общего образования по истории (базовый уровень)
Примерная программа полного (среднего) общего образования на базовом уровне по истории
Авторские рабочие программы по курсам истории.
Приложения к программе
Основные понятия курса:
Акция, анархизм, валюта, гражданское общество, идеология, империализм, индустриальная революция, индустриальное общество, капитал, капитализм, класс, конгресс, конкуренция, консерватизм, контрибуция, конфедерация, концерн, корпорация, либерализм, манифест, метрополия, милитаризация, монополия, модернизация, национализм, олигархия, политический режим, правовое государство, прогресс, радикал, реформа, синдикат, технология, трест, художественная культура, экономический кризис, эмиграция и др.
2. Примерная тематика рефератов:
Киевские князья — герои древнерусских былин.
Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их исторические прототипы.
«Поучения Владимира Мономаха»: нужны ли они современным детям?
Династические браки в эпоху Киевской Руси: их политическое и культурное значение.
«Собиратель русских душ» Сергий Радонежский..
Откуда двуглавый орел «прилетел» в Россию? (Дискуссия о происхождении Российского государственного герба.)
Иван Грозный
Покровский собор — памятник единой России.
Смутное время в России
Ермак Тимофееевич
«Тишайший правитель» «бунташного» века (царь Алексей Михайлович).
Степан Разин в народных песнях и преданиях.
Никон и Аввакум: противостояние духа и веры.
Петр I и его реформы в оценках современников и историков.
Петр I и Карл XII: сравнительная характеристика монархов и полководцев.
Русское общество и американская Война за независимость.
Дворянские прожекты ограничения монархии при Анне Иоанновне и Екатерине П.
Взгляды М. В. Ломоносова на российскую историю.
XVIII век — «золотой век» российского дворянства.
Женщины-императрицы (коллективный портрет или историко-сравнительная характеристика).
Екатерина II и Екатерина Дашкова — женщины XVIII века.
Екатерина II и Павел I: конфликты семейные и государственные.
Е. Пугачев в оценке современников, писателей, историков.
С. Разин и Е. Пугачев: сравнительная характеристика.
Российское общество и Великая французская революция.
Можно ли было предотвратить войну с Наполеоном?
Итоги Бородина: историческая дискуссия двух столетий.
Кто сжег Москву? (Дискуссия о событиях 1812г.)
Особенности превращения России в великую европейскую державу во второй половине XVIII века.
Сравнительная характеристика русского оружия и военного искусства в определенную историческую эпоху.
История России на памятнике «Тысячелетие России».
История России в произведениях художника (...).
История России в именах и фамилиях одноклассников.
Русский быт в фольклорных и историко-литературных произведениях