11
Администрация Курьинского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т. Калашникова.
Рассмотрено: на ШМО «Филология» Руководитель___________/Воробьева О.А./ От «___»________2016г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР_________Жильцова И.В. от «____»____________2016 г. | Утверждаю: Директор МБОУ «Курьинская сош» им.М.Т.Калашникова ___________/Лёгоньких Л.Н./ Приказ № ___ от «___»__2016г. |
Рабочая программа специальной
(коррекционной) программы VIII вида
по письму и развитию речи
индивидуального обучения на дому
5 класс
на 2016-2017 учебный год
Сроки реализации: 2016-2017 учебный год
Разработчик: Воробьева Олеся Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
.
с. Курья, 2016год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов в двух сборниках, авторы : Воронкова В.В., Петрова М.Н., Эк В.В., Алышева Т.В., Кмытюк П.В., Сивоглазов В.В.И., Шевырева Т.В., Пифанова Т.М., Бородина О.И., Мозговой В.М., Казакова С.А., Евтушенко И.В., Грошенков И.А. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Воронковой В. В., М. «Владос» 2011 и учебников «Русский язык» под редакцией Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской 5 класс, а также основной общеобразовательной программы МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т.Калашникова
Рабочая программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю.
Авторская программа изменена в связи с индивидуальным учебным планом, утверждённым ОУ.
Особенности надомного обучения регулируются:
Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 N 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Учебный план индивидуального обучения на дому 7, 8 вида МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т. Калашникова
Учебная программа определяет содержание общеобразовательного предмета «Чтение и развитие речи», последовательность изучения разделов по годам обучения, общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с учебным планом.
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цели предмета:
1) Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитии интуиции и «чувства языка».
2) Усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание)
3) Овладение умениями участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания.
Задачи предмета:
1) Овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
2) Формирование орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
3) Обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
4) Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные,
творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты (тексты для контрольного списывания).
В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в 5 и 7 классах, но и в предыдущих.
Задания для учащихся создаются в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика 5-9 классов. Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам письменных повседневных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Диагностика основных знаний, умений и навыков проводится на начало и конец учебного года, данные отражаются в таблице.
МЕТОДЫ УРОКА
На уроках русского языка используются следующие методы урока:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты
Для реализации основных целей и задач курса русского языка применяются разнообразные ТИПЫ УРОКОВ:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала;
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-нестандартные уроки (литературная гостиная, урок-викторина, урок-игра и др.)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Звуки и буквы.
В 5-9 классах продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. В 5 классе начинается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи.
Изучение состава, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов различных по произношению, сходных по правописанию (подбор гнезд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся длявыработке практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к общению. Эта тема включена в программу и 5 -9 класса. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения в 5-6 классе и сложного предложения в 7-9 классе. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Текст. При изучении темы «Текст» у учащихся 5-9 классов формируются следующие умения:
• определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
• выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
• выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;
• определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
• отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
• подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
• с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.
Связная речь. Большое внимание в 5- 7 классах уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 7-9 классов овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.
В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).
В 5 -9 классах также обращается внимание на графические навыки.
Критерии оценивания по предмету соответствуют положению «О критериях контроля, нормы оценки по учебным предметам основного среднего общего образования МБОУ «Курьинская средняя общеобразовательная школа» имени М.Т. Калашникова».
Учебно -тематическое планирование
№ П, П | Содержание, разделы. | часы |
1. | Повторение. | 5 |
2. | Звуки и буквы. | 8 |
3. | Слово | 69 |
4. | Предложение. | 13 |
5. | Повторение пройденного за год. | 10 |
| Итого: | 105 |
Содержание курса
Повторение
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2,3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначать их на письме;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;
обозначать мягкость согласных буквой ь;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
строить простое распространенное предложение;
связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);
пользоваться школьным орфографическим словарем.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата |
1 | Повторение | 5 | |
1 | Практические упражнения в составлении и распространении предложений. | 1 | 5.09 |
2 | Связь слов в предложении. | 1 | 7.09 |
3-4 | Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | 8,12.09 |
5 | Различение предложений по интонации. | 1 | 14.09 |
2 | Звуки и буквы | 8 | |
6 | Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. | 1 | 15.09 |
7 | Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. | 1 | 19.09 |
8 | Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 | 21.09 |
9 | Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. | 1 | 22.09 |
10 | Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. | 1 | 26.09 |
11 | Алфавит. | 1 | 28.09 |
12-13 | Работа с деформированным текстом | 2 | 29.09 3.10 |
3 | Слово | 70 | |
14 | Корень и однокоренные слова. | 1 | 5.10 |
15-17 | Окончание, приставка, суффикс. | 3 | 6, 10,12.10 |
18 | Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. | 1 | 13.10 |
19-20 | Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. | 2 | 17,19.10 |
21-22 | Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. | 2 | 20, 24.10 |
23 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. | 1 | 26.10 |
24 | Правописание приставок. Приставка и предлог. | 1 | 27.10 |
25 | Разделительный ъ. | 1 | 7.11 |
26 | Контрольный диктант по теме «Состав слова.» | 1 | 9.11 |
27 | Работа над ошибками. | 1 | 10.11 |
28 | Составление рассказа по картине. | 1 | 14.11 |
29-31 | Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению. | 3 | 16,17, 21.11 |
32 | Понятие об имени существительном. | 1 | 23.11 |
33-34 | Имена существительные собственные и нарицательные | 2 | 24.11 28.11 |
35 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 2 | 30.11 1.12 |
36-37 | Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). | 2 | 5.12 7.12 |
38 | Составление рассказа по вопросам. | 1 | 8.12 |
39-40 | Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). | 2 | 12.12 14.12 |
41-43 | ь после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. | 3 | 15.12 19.12 21.12 |
44 | Составление рассказа по опорным словам | 1 | 22.12 |
45-47 | Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. | 3 | 26.12 28.12 11.01 |
48-49 | Понятие о 1, 2,3-м склонениях имен существительных. | 2 | 13.01 16.01 |
50-51 | Первое склонение имен существительных в единственном числе. | 2 | 18.01 20.01 |
52-53 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. | 2 | 23.01 25.01 |
54 | Окончания ы-и в родительном падеже. | 1 | 26.01 |
55-57 | Окончания е в дательном и предложном падежах. | 3 | 30.01 1.02 2.02 |
58 | Окончания ой-ей в творительном падеже. | 1 | 6.02 |
59 | Проверочная работа по теме» Окончания существительных 1 склонения». | 1 | 8.02 |
60-61 | 2 склонение имен существительных в единственном числе. | 2 | 9.02 13.02 |
62-63 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний имен существительных 2 склонения. | 2 | 15.02 16.02 |
64-65 | Окончания а-я в родительном падеже. | 2 | 20.02 22.02 |
66 | Окончания у-ю в дательном падеже. | 1 | 23.02 |
67-68 | Окончание е в предложном падеже. | 2 | 27.02 |
69 | Окончания ом-ем в творительном падеже. | 1 | 1.03 |
70 | Проверочная работа по теме» Второе склонение имен существительных» | 1 | 2.03 |
71 | Третье склонение имен существительных в единственном числе. | 1 | 6 |
72-73 | Правописание падежных окончаний имен существительных 3 склонения. | 2 | 8-9 |
74 | Окончание и в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | 13.03 |
75 | Окончания ью в творительном падеже. | 1 | 15.03 |
76 | 3 склонение имен существительных .Повторение. | 1 | 16.03 |
77-78 | Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения. | 2 | 20,22.03 |
79-80 | Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям | 2 | 24.03 3.04 |
81 | Контрольный диктант по теме» Имя существительное» . | 1 | 5.04 |
82 | Устное описание картины В.М. Васнецова «Ковер- самолет» | 1 | 6.04 |
4 | ПРЕДЛОЖЕНИЕ | 13 | |
83-85 | Главные и второстепенные члены предложения. | 3 | 10,12,13.04 |
86-87 | Предложения нераспространенные и распространенные. | 2 | 17,19.04 |
88 | Однородные члены предложения. | 1 | 20.04 |
89-90 | Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены предложения. | 2 | 24,26.04 |
91-92 | Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. | 2 | 27.04 1.05 |
93-94 | Знаки препинания при однородных членах. | 2 | 3,4.05 |
95 | Деловое письмо: адрес на конверте, открытке, письмо родителям | 1 | 8.05 |
5 | ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД | 10 | |
96-99 | Повторение | 4 | 10,11.05 15,17.05 |
100 | Годовой контрольный диктант | 1 | 18.05 |
101 | Работа над ошибками. | 1 | 22.05 |
102-105 | Повторение | 4 | 23.05 25.05 27.05 28.05 |
Список литературы.
Учебник «Русский язык» 5-го класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Н.Г.Галунчиковой, Э. В. Якубовской- изд. «Просвещение», 2010г.
Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Тема урока | Причина корректировки | Способ корректировки |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |