СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПМ.02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта базового уровня подготовки  по специальности среднего профессионального образования                            35.02.05 «Агрономия»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПМ.02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия»

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Корочанский сельскохозяйственный техникум»







рАБОЧАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02.


Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия

(базовый уровень)

Для специальности 35.02.05 «Агрономия»

















Короча 2015

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта базового уровня подготовки по специальности среднего профессионального образования 35.02.05 «Агрономия»





Рассмотрено «Утверждаю»

на заседании ПЦК АД зам. директора по УР

протокол №__от___________2015г.

председатель_______/ Кулешов А.Н ________/Старовойтова Н. А

























Организация – разработчик: ОГАПОУ «Корочанский СХТ»



Разработчик: Анисенко Н. П. – преподаватель ОГАПОУ «Корочанский СХТ»

СОДЕРЖАНИЕ




1.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2.

результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3.

СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

7

4.

условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

18

5.

Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

19




1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия


1.1. Область применения программы


Программа профессионального модуля является элементом основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 110401 Агрономия (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):

Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. ПК 2.1. Повышать плодородие почвы

2. ПК 2.2. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции

3. ПК 2.3. Контролировать состояние мелиоративных систем

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки работников в области растениеводства при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.


1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля


С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- подготовки и внесения удобрений;

- корректировки доз удобрений в соответствии с учетом плодородия почв;

уметь:- определять основные типы почв по морфологическим признакам;

- читать почвенные карты и проводить начальную бонитировку почв;

- читать схемы севооборотов, характерных для данной зоны, переходные ротационные таблицы,

- проектировать систему обработки почв в различных севооборотах;

- разрабатывать мероприятия по воспроизводству плодородия почв;

- рассчитывать нормы удобрений под культуры в системе севооборота хозяйства на запланированную урожайность

знать:

- основные понятия почвоведения, сущность почвообразования, состав, свойства и классификацию почв;

- основные морфологические признаки почв и строение почвенного профиля;

- правила составления почвенных карт хозяйства;

- основы бонитировки почв;

- характеристику землепользования;

- агроклиматические и почвенные ресурсы; структуру посевных площадей;

- факторы и приемы регулирования плодородия почв;

- экологическую направленность мероприятий по воспроизводству плодородия почвы;

- технологические приемы обработки почв;

- принципы разработки, ведения и освоения севооборотов, их классификацию,

-классификацию, основные типы удобрений, их свойства; и применение - системы удобрения в севооборотах; способы, сроки и нормы применения удобрений; условия их хранения;

- процессы превращения в почве.


1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:


всего – 444 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 300 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 200 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 100 часов;

учебной практики –72 часа;

производственной практики – 72 часа.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Повышать плодородие почвы

ПК 2.2

Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции

ПК 2.3

Контролировать состояние мелиоративных систем

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации , необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результаты выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля


3.1. Тематический план профессионального модуля (вариант для СПО)


Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика


Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)


Всего,

часов

в т.ч. Лабораторные и практические занятия, часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


ПК 2.1-2.3

Раздел 1.Технология обработки и воспроизводство плодородия почв.

372

200

80


-

100


-

72

-



Производственная практика (по профилю специальности), часов




72
















72



Всего:

444

200

80


100


72

72

-

100

-

72

72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)


Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Количество часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 02. Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия.


300


МДК 02. 01. Технологии обработки и воспроизводство плодородия почв.

300

Тема 1.1.

Образование, состав и свойства почвы.

Содержание

42 (30-12)

1.Образование почвы.

Понятие о почве, ее значение в сельском хозяйстве. Общая схема почвообразования, факторы почвообразования.

2



2


2




2



2




2



2




2




2


1

2. Почвенный профиль, его образование, строение, морфологические признаки почв.

3. Происхождение, состав и свойства органической части почвы.

Источник и процесс образования гумуса. Состав гумуса и свойства гумусовых веществ, Значение гумуса в почвообразовании и плодородии почв. Мероприятия по накоплению гумуса в почве.

1

4. Химический состав почвы.

Валовый химический состав и содержание питательных элементов в подвижных формах. Превращение питательных веществ в почве


5. Гранулометрический состав почвы.

Происхождение и состав минеральной части почвы. Классификация почв по гранулометрическому составу. Мероприятия по изменению гранулометрического состава почв.

1

6. Почвенные коллоиды, их образование, строение, свойства, состав и значение в плодородии.

Почвенные коллоиды, их образование, состава, значение для плодородия почв.

7. Поглотительная способность почв.

Поглотительная способность почвы, ее виды, сущность и значение для плодородия почв. Свойства почв в зависимости от состава поглощенных катионов.

1

8. Реакция почвы, ее кислотность и щелочность.

Активная и потенциальная кислотность почвы. Влияние кислотности на свойства почв и жизнь растений. Активная и потенциальная щелочность почвы. Буферность почвы..

9. Химическая мелиорация почв.

Известкование кислых почв и гипсование солонцов. Материалы, применяемые для химической мелиорации, их виды, свойства и применение

1



10. Структура почвы.

Структура почвы и ее виды. Образование, разрушение и восстановление структуры почвы. Общие физические и физико-механические свойства почвы.

2




2




2



2


1

11. Водные свойства и водный режим почвы.

Роль почвенной влаги и ее основные источники. Формы и доступность ее растениям. Водные свойства почвы. Водный режим почвы, его типы и регулирование.

1

12. Почвенный раствор.

Образование, состав, концентрация и реакция почвенного раствора. Значение почвенного раствора в почвообразовании и плодородии почв.

13. Почвенный воздух и воздушный режим почвы.

Состав почвенного воздуха и газообмен в почве. Воздушные свойства почвы. Воздушный режим , его значение в почвообразовании и плодородии почв.

1

14.Тепловые свойства и тепловой режим почвы.

Источники тепла и тепловые свойства почвы. Тепловой режим, его значение в почвообразовании и плодородии почв.

2




2

1

15. Урок обобщения и систематизации знаний студентов по теме: Образование, состав и свойства почвы.

Лабораторные занятия

12

2

2

2

2

2

2


1..Подготовка почвы к анализу.

2.Определение содержания в почве гигроскопической влаги.

3. Определение механического состава почвы.

4. Определение удельного, объемного веса и пористости почвы.

5. Демонстрация поглотительной способности почв.

6. Определение реакции почвенного раствора.

Практические занятия

-

Тема 1.2.

Почвы, их классификация и сельскохозяйственное использование


Содержание

34 (18-16)

1.Классификация почв и закономерность их распространения.

Основные принципы классификации почв. Единицы классификации почв. Основные почвенные зоны и типы почв на территории России.

2



1

2. Почвы таежно-лесной зоны.

Характеристика зоны, основные типы почв. Процессы почвообразования. Строение, состав и свойства подзолистых и дерново-подзолистых почв. Агрономическая оценка почв и мероприятия по их окультуриванию.

2

2

3. Почвы лесостепной и степной зоны.

Характеристика зоны. Условия почвообразования. Строение профиля, состав свойства серых лесных почв. Агрономическая оценка почв и мероприятия по их окультуриванию.

2



2




4. Почвы черноземно-степной зоны.

Характеристика зоны. Условия почвообразования. Строение профиля, состав свойства черноземных почв. Агрономическая оценка почв и мероприятия по их окультуриванию.

2

2

5. Почвы сухих и полупустынных степей.

Условия почвообразования. Строение профиля, состав и свойства каштановых почв солонцов и солончаков. Агрономическая оценка почв и мероприятия по их окультуриванию.

2

1

6. Почвы горных областей, речных пойм.

Условия почвообразования. Строение, состав и свойства почв зоны. Агрономическая оценка почв и мероприятия по их окультуриванию

2

1

7. Почвенные карты и картограммы, их значение в сельском хозяйстве.

Понятие и методика составления крупномасштабных почвенных карт. Содержание и оформление почвенных карт. Агрохимические картограммы.

2

3

8. Использование почвенных карт в производстве. Методика проведения бонитировки почв в агрономических и кадастровых целях.

2

3

9. Обобщение и систематизация знаний по теме:1.2. Почвы, их классификация и сельскохозяйственное использование. Контрольная работа.

2

3

Лабораторные занятия

10

3

1.Изчение, описание и определение почв таежно-лесной зоны.

2. Изучение, описание и определение почв лесостепной зоны

3.Изучение, описание и определение почв степной зоны.

4.Изучение, описание и определение почв сухих и полупустынных степей.

5.Изучение, описание и определение почв горных областей и речных пойм.

Практические занятия

6

1.Методика составления почвенных карт хозяйства.

2.Применение почвенных карт и агрохимических картограмм.

3.Определение среднего балла бонитета почвы.

Тема 1.3

Воспроизводство плодородия почвы в современном земледелии.

Содержание

14(10-4)

1.Факторы жизни растений и законы земледелия.

Закон равнозначимости и незаменимости факторов жизни растений. Закон минимума .Закон совокупного действия факторов жизни растений. Закон возврата. Воспроизводство плодородия почвы и оптимизация условий жизни растений.

2






4







4

1

2. Факторы плодородия почвы.

Биологические факторы. Содержание и состав органической части почвы. Почвенная биота. Фитосанитарное состояние почвы .Агрофизические факторы .Гранулометрический состав, структура почвы. Мощность пахотного и гумусового слоев .Водный режим . Воздушный режим. Температурный режим. Агрохимические факторы. Минеральные и органические удобрения. Химическая мелиорация.

2

3. Воспроизводство плодородия почвы в интенсивном земледелии.

Пути осуществления воспроизводства плодородия почвы. Экологические и экономические условия перехода к биологическому земледелию. Воспроизводство органического вещества почвы в биологическом земледелии. Роль культурных полевых растений в балансе органического вещества почвы .Влияние многолетних бобовых трав и однолетних сидеральных культур на баланс гумуса почвы. Влияние органических и минеральных удобрений на баланс гумуса почвы. Роль обработки почвы в современном моделировании баланса гумуса в севообороте.

Лабораторные занятия

-



Практические занятия

4

1-2. Расчет баланса гумуса в севообороте.

Тема 1.4

Севообороты.

Содержание

24 (12-12)


1.Агротехническое и организационно-экономическое значение севооборотов.

Понятие о бессменной культуре, монокультуре, севообороте. Отношение культур к повторным посевам. Причины, вызывающие чередование культур.

12

1

2.Предшественники сельскохозяйственных культур в севооборотах.

Понятие о предшественниках, их группировка и характеристика. Пары (чистый, занятый, сидеральный) их значение и роль в севообороте. Место и продолжительность использования многолетних трав в севооборотах различной специализации. Предшественники основных культур в севооборотах. Промежу4точные культуры в севообороте , их роль в биологическом земледелии.

2

3. Классификация и принципы построения севооборотов.

Типы и виды севооборотов. Полевые, кормовые, специальные севообороты. Принципы и методика построения севооборотов.

3

4.Введение и освоение севооборотов.

Разработка плана освоения севооборотов. Введение севооборотов. Освоение севооборотов. Размещение севооборотов на территории. Соблюдение севооборотов.

3

Практические занятия

12


1-3. Составление схем севооборотов с учетом зональных особенностей и специализации земледелия.

4-5. Разработка плана освоения севооборота. Составления переходных и ротационных таблиц.

6.Определение продуктивности севооборотов различного построения.

Тема 1.5

Обработка почвы в

современном земледелии.

Содержание.


36(24-12)


1.Научные основы, задачи и приемы обработки почвы.

Роль и значение механической обработки почвы в воспроизводстве плодородия и обеспечении растений оптимальными условиями жизни. Задачи обработки почвы в интенсивном земледелии. Технологические свойства почвы, их влияние на качество обработки. Технологические операции при обработке почвы. Общие и специальные приемы обработки почвы. Почвозащитная и энергосберегающая направленность обработки почвы, ее теоретические основы. Система обработки почвы в биологическом земледелии.

6

2








2.Система обработки почвы под яровые культуры.

Основная обработка почвы, ее агротехническое и организационно-хозяйственное значение. Современные подходы при выборе системы обработки почвы. Роль и место отвальных способов обработки. Безотвальная и плоскорезная обработка почвы. Нулевая система подготовки почвы под яровые культуры.

Предпосевная обработка почвы, ее особенности проведения.

6

2


3.Система обработки почвы под озимые культуры.

Значение обработки почвы под озимые культуры. Система обработки в чистых парах. Обработка почвы после непаровых предшественников. Нулевая система подготовки почвы.

6

3


4.Система обработки почвы в севообороте

Принципы построения почвозащитной и энергосберегающей системы обработки почвы в севообороте. Обоснование последовательности выполнения приемов обработки почвы, глубины и сроков проведения, состава почвообрабатывающих агрегатов в севооборотах. Требования и особенности перехода к минимальной и нулевой технологии обработки.


4








Обобщение и систематизация знаний по темам 1.3.-1.5. Контрольная работа

2



Практические занятия

12



1-2.Проектирование системы обработки почвы под яровые культуры.

3-4. Проектирование системы обработки почвы под озимые культуры.

5-6.Проектирование системы обработки почвы в различных севооборотах.



Тема 1.6.

Система удобрения в севообороте.

Содержание

26 (12-14)




1. Организационно-хозяйственные мероприятия.

Понятие о системе удобрения и ее планирование. Эффективность основных видов органических и минеральных удобрений. Основные положения при составлении системы удобрения в хозяйстве. Накопление и хранение органических удобрений. Приобретение и хранение минеральных удобрений.


4

1


2. Планирование применения удобрений.

Виды, формы, сроки и способы внесения минеральных удобрений. Виды, формы, сроки и способы внесения органических удобрений. Зеленое удобрение (сидерация) . Применение микроудобрений. Бактериальные удобрения. Установление доз минеральных удобрений различными методами.

2

2


3. Система удобрения в полевых севооборотах.

Удобрение озимых зерновых культур (пшеница, рожь, тритикале). Удобрение яровых зерновых (ячмень, овес, просо, гречиха). Удобрение кукурузы. Удобрение зерновых бобовых (горох, соя). Удобрение сахарной свеклы. Удобрение картофеля. Удобрение подсолнечника, кориандра. Составление ежегодного плана применения удобрений.

2

3






4. Особенности системы удобрения в специальных севооборотах.

Система удобрения в почвозащитном севообороте. Система удобрения в овощном севообороте. Особенности применения удобрений при орошении. Удобрение лугов и пастбищ.

2


2




5. Механизация работ по повышению плодородия почв.

Средства механизации и технология внесения минеральных удобрений. Средства механизации и технология внесения твердых органических удобрений. Средства механизации и технология внесения жидкого навоза. Техника безопасности при работе с удобрениями.


2

2


Практические занятия.

14



1-3. Расчет доз удобрений различными методами.

4-6.Составление плана применения удобрений в различных севооборотах.

7.Расчет экономической эффективности применения удобрений.



Тема 1.7.

Экологические и агротехнические основы защиты почв от эрозии и дефляции.

Содержание

18 (10-8)


1.Эрозия почвы и дефляция.

Понятие об эрозии и дефляции. Условия проявления эрозионных процессов. Современное состояние пахотных земель.

2

2


2.Почвозащитные мероприятия.

Противоэрозионная организация территории. Почвозащитные севообороты. Специальные приемы почвозащитной обработки почвы. Нулевая обработка в системе мер по защите почв от эрозии. Агрохимическая мелиорация. Известкование кислых почв.

Гипсование солонцов. Установление доз мелиорантов. Агролесомелиорация. Размещение лесополос различного направления. Особенности обработки залежных и вновь осваиваемых земель. Рекультивация земель. Специальные почвозащитные мероприятия. Особенности гидромелиоративных мероприятий Охрана природы при мелиорации земель.

8

3


Практические занятия.

8



  1. Проектирование почвозащитных севооборотов.

  2. Расчет доз химических мелиорантов.

3-4. Разработка комплекса почвозащитных и мелиоративных мероприятий.



Тема 1.8.

Системы земледелия.

Содержание

6 (4-2)


1.Научные основы системы земледелия.

Понятие о системах земледелия. История развития систем земледелия, их классификация

Отличительные особенности современных систем земледелия. Теоретические основы систем земледелия. Основные звенья систем земледелия.

2

1


2.Разработка и освоение систем земледелия.

Исходная документация для разработки систем земледелия. Планирование звеньев систем земледелия. Освоение систем земледелия. Система земледелия Белгородской области и ее эффективность.

2

2


Практические занятия.

2



1.Разработка основных звеньев системы земледелия.




Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Использование Интернет - ресурсов по вопросам к параграфам и главам учебных пособий, составленных преподавателем. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление лабораторных и практических работ, отчетов и подготовка их к защите. Подготовка презентаций и докладов.

100



Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Соствить коллекцию почв различного гранулометрического состава.

2.Составить коллекцию по видам структуры почвы.

3.Оформить почвенные профили основных типов почв.

4.Оформить почвенную карту для конкретного хозяйства.

5.Рассчитать средний балл бонитета по данным агрохимических картограмм.

6.Составить схемы полевых севооборотов.

7.Составить переходные и ротационные таблицы севооборотов.

8.Определить продуктивность севооборотов.

9.Разработать систему обработки почвы под яровые культуры.

10.Разработать систему обработки почвы под озимые культуры.

11.Разрботать систему обработки почвы в севообороте.

12.Подготовить материалы по комплексу машин.

13.Рассчитать дозы удобрений под запланированный урожай.

14.Определить экономическую эффективность системы удобрений.

15.Подготовить материалы по комплексу машин для внесения удобрений.

16.Разработать основные звенья системы земледелия.

17.Рассчитать дозы химических мелиорантов.

18.Составить схемы почвозащитных севооборотов.

19.Разработать меры по защите почв от эрозии и дефляции.

20.Разработать комплекс противоэрозионных мероприятий.




Учебная практика.

Виды работ:

1.Полевое исследование почв. Изучение рельефа местности.

2.Закладка контрольного разреза.

3.Изучение почв по морфологическим признакам.

4.Взятие почвенных монолитов и образцов почвы.

5.Анализ образцов на определение физических свойств почвы.

6.Анализ образцов на определение химических свойств почвы.

7.Составление агрохимической картограммы.

8.Составление почвенной карты и почвенного очерка.

9. Определение балла бонитета почвы.

10.Работа с крупномасштабной почвенной картой хозяйства.

11-12.Расчет баланса гумуса в севообороте.

72



Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ:

1. Ознакомление с почвенно-климатическими условиями и экономическим состоянием предприятия.

2. Ознакомление с обязанностями основных работников, правилами внутреннего трудового распорядка.

3. Ознакомление с требованиями безопасности труда и правилами производственной санитарии.

4. Подготовка орудий для поверхностной обработки почвы.

5. Подготовка орудий и организация работ при основной обработке почвы.

6. Подготовка орудий и организация работ при предпосевной обработке почвы.

7. Подготовка агрегатов для внесения твердых органических удобрений.

8. Подготовка агрегатов и организация работ при внесении жидких органических удобрений.

9. Подготовка агрегатов и организация работ при внесении сухих минеральных удобрений.

10. Подготовка агрегатов и организация работ при внесении жидких подкормок

11. Подготовка агрегатов и организация работ при известковании почв

12. Работы по закладке лесополос различного назначения.


72



ВСЕГО:

444




4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы модуля предполагает наличие учебной лаборатории Земледелия и почвоведения; агрохимии.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- комплекты учебно – методической документации.

-наглядные пособия, комплект плакатов

- коллекции почвенных монолитов и образцов

-коллекции минеральных удобрений и химических мелиорантов

Технические средства обучения:

-мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, принтер )

-программное обеспечение общего и профессионального значения;

-комплект учебно-методической документации.

Реализация программы модуля предполагает обязательные учебную и производственную

(по профилю специальности ) виды практики.


4.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Баздырев Г.И, Сафонов А.Ф. Земледелие с основами почвоведения и агрохимии.- М.: Колос, 2012

  2. Воробьев В.Б., Петровский Е.И. Почвоведение.- Издательство Ифра-М.,2012

  3. Баздырев Г.И., Захаренко А.В., Лошаков В.Г. Земледелие.- М.: Колос, 2010

  4. Практикум по земледелию под редакцией Г. И. Баздырева. - М.: Колос, 2009

  5. Муравин Э.А., Титова В.И.- Агрохимия. – М.: Колос, 2009

  6. Практикум по агрохимии под редакцией Э. А. Муравина.- М.: Колос, 2010

  7. Шуравилин А.В., Кибека А.И. Мелиорация. Учебное пособие.- М. «Книга-ЭКМОС» -2012

  8. Практикум по мелиорации сельскохозяйственных культур под редакцией Шуравилина А.В.- М.«Книга – ЭКМОС»-2006.

Дополнительные источники:

  1. Картамышев Н.И., Мальцев В.Ф., Семыкин В.А. Биологизация земледелия в основных земледельческих регионах России.- М.: Колос, 2012.

  2. Отечественные журналы:

« Белгородский агромир»

«Земледелие»

«Новое сельское хозяйство»

«Современная техника и оборудование»


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса


Основы агрономии; Основы механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства.


4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса


Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия и МДК 02.01. Технология обработки и воспроизводства плодородия почв.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой.


Педагогический состав:

Дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов.























5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)


Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения по междисциплинарному курсу.

Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.

Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.

Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).


Раздел (тема)

междисциплинарного курса

Результаты

(освоенные

профессиональные

компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

Тема 1.1.

Образование состав и свойства почвы.


Тема 1.2.

Почвы их классификация и сельскохозяйственное использование.







Тема 1.3.

Воспроизводство плодородия почвы в современном земледелии.




Тема 1.4.

Севообороты


Тема 1.5.

Обработка почвы в современном земледелии.


Тема 1.6.

Система удобрения в севообороте.


Тема 1.7.

Экологические и агротехнические основы защиты почв от эрозии и дефляции.


Тема 1.8.

Системы земледелия



Повышать

плодородие почвы














Повышать плодородие почвы.


Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции


Контролировать состояние мелиоративных систем



-знание основных понятий почвоведения, сущности почвообразования, состава, свойств и классификации почв.

-определение типов почв по морфологическим признакам.

-владение правилами составления почвенных карт хозяйства и методикой проведения начальной бонитировки почв.

-знание характеристики землепользования.

-обоснование агроклиматических и почвенных ресурсов.

-определение структуры посевных площадей.

-владение факторами и приемами регулирования плодородия почв.

-выделение экологической направленности мероприятий по производству плодородия почв.

-владение принципами разработки, ведение и освоение севооборотов и их классификацией.

-проектирование системы обработки почвы в различных севооборотах.

-знание классификации удобрений и их свойств.

-владение процессами превращения веществ.

-определение способов, сроков и норм применения удобрений.

-знание условий хранения удобрений.

-планирование системы удобрений под культуры в севообороте.

-планирование комплекса почво-защитных и мелиоративных мероприятий.

Текущий контроль в виде:

устных и письменных опросов, тестов ,контрольных работ.


Текущий контроль в виде: устных и письменных вопросов, тестов, контрольных работ


Защита лабораторных и практических работ


Зачеты по учебной и производственной практике (по профилю специальности)



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.


Демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.


- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки мероприятий по воспроизводству плодородия почв и их защиты от эрозии и дефляции.

- оценка эффективности и качества выполнения

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач

Осуществлять поиск и использование информации , необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.


Эффективный поиск необходимой информации, использование различных источников, включая электронные

Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.


Использование информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.


Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результаты выполнения заданий.


Самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Самостоятельно определять задачи профессионального и личного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Ориентирование в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).


Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.

Правила определения основных показателей результатов подготовки:

  1. Основные показатели результатов подготовки должны вытекать

  2. из профессиональных (общих) компетенций как результат выполнения действий.

  3. Основные показатели результатов подготовки могут отражать как комплексный результат деятельности (характеризующий целостный опыт деятельности), так и элементарный результат выполнения отдельный действий и/или операций

  4. Дескриптор основного показателя результата подготовки формулируются с помощью отглагольных существительных, стоящих вначале предложения.

  5. Формулировка дескриптора основного показателя результата подготовки должна быть:

    • ясной и понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения, в то же время не обедняющие языковой опыт обучающихся; логичность (последовательность, непротиворечивость);

    • четкой и конкретной, способствующей однозначному пониманию качественных и количественных характеристик результата деятельности.




*