ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ03.Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
2011г
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального профессионального образования (далее – НПО)
190631.01 Автомеханик.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № 146
Разработчики:
Мальцева Ирина Александровна, зам.директора по УПР ПЛ-146.
Ахматянов Альбирт Фаатович. Преподаватель специальных дисциплин.
Рекомендована _______________________________________________________
Заключение № ____________ от «____»__________ 20___ г.
©
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 5 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 7 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 8 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО
190631.01 Автомеханик, входящей укрупненную группу профессий 190000 Транспортные средства, по направлению подготовки 190600. Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов: 190631.02.Слесарь по ремонту автомобилей:190631.03.Контролер технического состояния автомототранспортных средств:190631.04.Оператор заправочных станций: в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД)
Заправке транспортных средств горючими и смазочными материалами и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. ПК 3.1Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях.
2. ПК 3.2 Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций.
3. ПК 3.3 Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
технического обслуживания и ремонта измерительной аппаратуры и приборов, оборудования заправочной станции;
заправки транспортных средств горючими и смазочными материалами;
перекачки топлива в резервуары;
отпуска горючих и смазочных материалов;
оформления учетно-отчетной документации и работы на кассовом аппарате;
уметь:
проводить текущий ремонт обслуживаемого оборудования;
производить отпуск и остановку топливно-раздаточных колонок;
производить ручную заправку горючими и смазочными материалами транспортных и самоходных средств;
производить заправку летательных аппаратов, судов и всевозможных установок;
осуществлять транспортировку и хранение баллонов и сосудов со сжиженным газом;
учитывать расход эксплуатационных материалов;
проверять и применять средства пожаротушения;
вводить данные в персональную электронно-вычислительную машину;
знать:
устройство и конструктивные особенности обслуживаемого заправочного оборудования, контрольно-измерительных приборов и правила их безопасной эксплуатации;
правила безопасности при эксплуатации заправочных станций сжиженного газа;
правила эксплуатации резервуаров, технологических трубопроводов, топливораздаточного оборудования и электронно-автоматической системы управления;
конструкцию и правила эксплуатации автоматизированной системы отпуска нефтепродуктов;
последовательность ведения процесса заправки транспортных средств;
порядок отпуска и оплаты нефтепродуктов по платежным документам;
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 344 часа
максимальной учебной нагрузки обучающегося -148 часов включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося-100 часа;
самостоятельной работы обучающегося 48 часов;
учебной и производственной практики – 196 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности заправке транспортных средств горючими и смазочными материалами, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК3.1 | Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. |
ПК3.2 | Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций. |
ПК3.3 | Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию. |
ОК1 | Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса. |
ОК2 | Организация собственной деятельности, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководством. |
ОК3 | Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего и итогового контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты работы. |
ОК4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК5 | Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний(для юношей). |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля : Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами.
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК3.1-3.3. | Раздел 1.Оборудование и эксплуатация заправочных станций. | 80 | 54 | 42 | 26 | * | * |
ПК 3.1-3.3. | Раздел 2. Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. | 68 | 46 | 36 | 22 | * | * |
| Учебная практика. | 60 | * | * | | 60 | * |
| Производственная практика. | 136 | | 136 |
| Всего: | 344 | 100 | 78 | 32 | 60 | 144 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Оборудование и эксплуатация заправочных станций. | | * | |
МДК.03.01.Оборудование и эксплуатация заправочных станций. | | * |
Тема 1.1.Оборудование заправочных станций. | Содержание. | * |
1. 2. | Топливораздаточные колонки: назначение, устройство, принцип действия. Неисправности и способы их устранения. Практические занятия. | 2 2 | ** |
|
3. | Классификация топливораздаточных колонок. Безопасность труда. | 2 | |
4. 5. | Устройства дистанционного управления топливораздаточными колонками. Практические занятия. | 2 2 | |
6. 7. | Назначение, устройство и принцип действия дистанционного управления. Практические занятия. | 2 2 |
8. 9. | Топливные резервуары. Назначение устройство принцип действия, работа. Практические занятия. | 2 2 |
10. 11. | Основные неисправности и способы их устранения. Безопасность труда. Практические занятия. | 2 2 |
12. 13. | Передвижные заправочные станции: назначение, устройство, принцип действия, работа. Практические занятия. | 2 2 |
14. 15. | Основные неисправности и способы их устранения. Безопасность труда. Практические занятия | 2 2 |
16. | Кассовые аппараты: назначение, устройство, принцип действия, работа, основные неисправности и способы их устранения. Безопасность труда. | 2 |
17. | Пожаро-взрывобезопасность станции: молниезащита, защита от статического электричества.Безопасность труда. | 2 |
Тема 1.2. Эксплуатация заправочных станции. | | Эксплуатационные материалы. | 22часа |
1 | Бензины: назначение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Безопасность труда. | 2 +2 |
2. | Дизельное топливо: назначение ,применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность огнеопасность. Безопасность труда. | 2 +2 |
| 3. | Газовое топливо: назначение, применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Безопасность труда. | 2 +2 |
4. | Моторные масла: назначение, применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Безопасность труда. | 2 +2 |
5. | Трансмиссионные масла: назначение, применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Безопасность труда. | 2 +2 |
6. | Охлаждающие жидкости, назначение, применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. Безопасность труда. | 2 +2 |
7. | Тормозные жидкости: назначение, применение, показатели качества, общие свойства, марки, токсичность, огнеопасность. | 2 +2 |
8. | Электролиты: назначение, применение. Показатели качества, общие свойства, марки, токсичность. Огнеопасность. Заправка транспортных средств топливо-смазочными материалами. | 2 +2 |
9. | Общие требования, правила и порядок заправки. Правила пожаробезопасности и охрана труда. | 2 +2 |
10. | Практические работы. | 2 36часов |
Раздел 2. Организация транспортировки ,приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. | | | |
МДК.03.02.Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. | | | |
Тема2.1.Транспортировка,перекачка и хранение топливо в резервуарах. | 1. 2. | Транспортировка и перекачка топливо специализированными транспортными средствами. Безопасность труда. Практические занятия. | 2 +2 2 |
3. 4. | Прием и учет топлива на автозаправочных станциях. Практические занятия. | 2 +2 2 |
5. 6. | Подземные и надземные резервуары, преимущества и недостатки. Практические занятия. | 2 +2 2 |
7. 8. | Ежедневное обслуживание оборудования. Практические занятия. | 2 +2 2 |
9. 10. 11. | Техническое обслуживание: проверка состояния сборочных единиц оборудования. Практические занятия. | 2 +4 2 |
12 13. | Очистка, промывка и смазывание оборудования. Практические занятия. | 2 +2 2 |
14. 15. | Проверка заземляющих устройств и средств пожаротушения. Практические занятия. | 2 +2 2 |
Тема2.2. Ремонт оборудования. | 16. 17. | Текущий ремонт счетчика жидкости. Практические занятия. | 2 +2 2 |
18. 19. | Текущий ремонт счетного устройства колонок. Практические занятия. | 2 + 4 2 | |
20. 21. | Текущий ремонт насоса. Практические занятия. | 2 +2 2 |
Тема2.3. Учетно-отчетная и планирующая документация. | 22 | Учет расхода эксплуатационных материалов. | 2 +2 |
23 | Оформление заявок на доставку топливо- смазочных и эксплуатационных материалов. | 2 +2 |
| Учебная практика | |
1. 2. 3. 4 | Ознакомление с рабочим местом оператора, прохождение инструктажей по ТБ и ОТ, Заправка автомобилей горючими и смазочными материалами. Приемка горюче-смазочных материалов . Составление заявок и работа с документацией. | 8 32 24 6 |
| Производственная практика. | |
1. 2. 3. 4. 5. | Устройство на производственную практику, прохождения медицинского контроля и техники безопасности. Заправка автотранспортных средств горюче- смазочными материалами. Обслуживание оборудования автозаправочных станций. Снятие, разборка и ремонт технологического оборудования АЗС. Ведение и оформление учетно-отчетной и планирующей документации. | 16 48 48 24 8 |
| Итого | 344 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов устройства и технического обслуживания автомобилей; слесарная мастерская; лабораторий технического оборудования заправочных станций и технологии отпуска горюче-смазочных материалов.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета
Технические средства обучения: мультимедийный проектор с лицензионным программным обеспечением, топливораздаточная колонка КЭР-40-05; маслораздаточная колонка модели 367 МЗ.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: Оборудование мастерской:
по количеству обучающихся:
- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;
- параллельные поворотные тиски;
-комплект слесарных инструментов;
-измерительные инструменты;
на мастерскую:
-сверлильные станки;
-заточные станки;
-токарный станки;
-рычажные и стуловые ножницы;
-отрезной станок;
-вытяжная и приточная вентиляция;
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: пост заправки автомобиля.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
………………
………………
………………
Дополнительные источники:
………………
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса. Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин : « Оборудование и эксплуатация заправочных станций», «Организация транспортировки, приема, хранения и отпуска нефтепродуктов». Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках профессионального модуля: «Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках данного профессионального модуля.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Медицинские ограничения регламентированы Перечнем медицинских противопоказаний Министерства здравоохранения Российской Федерации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
Средне профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: Дипломированные специалисты-преподаватели Дисциплин: «Устройства автомобилей», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Охрана труда»,«Эксплуатация автотранспортных средств».
Мастера: наличие 4-5 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности. В организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Производить заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. | Произвести заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств на заправочных станциях. | Экспертная оценка. |
Проводить технический осмотр и ремонт оборудования заправочных станций. | Проведение технического осмотра и ремонта оборудования заправочных станций. | Экспертная оценка. |
Вести и оформлять учетно-отчетную и планирующую документацию. | Ведение и оформление учетно-отчетной и планирующей документации. | Экспертная оценка. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к нему устойчивого интереса. | Модельная ситуация. |
Организовывать собственную деятельность, исходя их цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | Организация собственной деятельности, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем. | Модельная ситуация. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | Анализ рабочей ситуации, осуществление текущего контроля, оценка и коррекция собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы. | Модельная ситуация. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | Осуществление поиска информации, необходимой для выполнения эффективного выполнения профессиональных задач. | Модельная ситуация. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. | Модельная ситуация. |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством клиентами. | Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством клиентами. | Модельная ситуация. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Исполнение воинской обязанности, в том числе с применением полученных профессиональных знаний(для юношей). | Модельная Ситуация. |
*
3