1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Результаты освоения программного материала по предмету «Алгебра» представлены соответственно личностными, метапреметными и предметными результатами.
Изучение математики в условиях реализации ФГОС дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
в метапредметном направлении:
- первоначальное представление об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимать сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
в предметном направлении:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- систематические знания о функциях и их свойствах;
- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
проверить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции и строить их графики;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
В результате освоения программного материала по предмету “Алгебра”:
Алгебраические выражения
Учащийся научится:
оперировать понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
выполнять преобразование выражений, содержащих степени с натуральными показателями;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами;
выполнять разложение многочленов на множители.
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Учащийся научится:
решать линейные уравнения с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Учащийся получит возможность научиться:
овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Функции
Учащийся научится:
• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
строить графики линейной функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
Учащийся получит возможность научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить боле сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из раз личных разделов курса. Решать простейшие комбинаторные задачи.
2. Содержание учебного предмета «Алгебра»
Повторение (5ч)
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Умножение и деление обыкновенных дробей. Отношения и пропорции. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель — вспомнить и систематизировать знания за 6 класс
Глава 1. Линейное уравнение с одной переменной (13ч)
Введение в алгебру. Линейное уравнение с одной переменной. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель — распознавать числовые выражения и выражения с переменными, линейные уравнения. Приводить примеры выражений с переменными, линейных уравнений. Составлять выражение с переменными по условию задачи. Выполнять преобразования выражений: приводить подобные слагаемые, раскрывать скобки. Находить значение выражения с переменными при заданных значениях переменных. Классифицировать алгебраические выражения. Описывать целые выражения. Формулировать определение линейного уравнения. Решать линейное уравнение в общем виде. Интерпретировать уравнение как математическую модель реальной ситуации. Описывать схему решения текстовой задачи, применять её для решения задач.
Входная контрольная работа
Контрольная работа №1– «Линейное уравнение с одной переменной»
Глава 2. Целые выражения (47ч)
Тождественно равные выражения. Тождества Степень с натуральным показателем. Свойства степени с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов. Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Разложение многочленов на множители. Метод группировки. Произведение разности и суммы двух выражений. Разность квадратов двух выражений. Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители.
Основная цель — формулировать определения тождественно равных выражений, тождества, степени с натуральным показателем, одночлена, стандартного вида одночлена, коэффициента одночлена, степени одночлена, многочлена, степени многочлена. Знать и применять свойства степени с натуральным показателем, знака степени, правила доказательства тождеств, умножения одночлена на многочлен, умножения многочленов.
Доказывать свойства степени с натуральным показателем. Записывать и доказывать формулы: произведения суммы и разности двух выражений, разности квадратов двух выражений, квадрата суммы и квадрата разности двух выражений, суммы кубов и разности кубов двух выражений. Вычислять значение выражений с переменными. Применять свойства степени для преобразования выражений. Выполнять умножение одночленов и возведение одночлена в степень. Приводить одночлен к стандартному виду. Записывать многочлен в стандартном виде, определять степень многочлена. Преобразовывать произведение одночлена и многочлена; суммы, разности, произведения двух многочленов в многочлен. Выполнять разложение многочлена на множители способом вынесения общего множителя за скобки, способом группировки, по формулам сокращённого умножения и с применением нескольких способов. Использовать указанные преобразования в процессе решения уравнений, доказательства утверждений, решения текстовых задач.
Контрольная работа №2– «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены Сложение и вычитание многочленов»
Контрольная работа №3– «Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители»
Контрольная работа № 4 - «Формулы сокращенного умножения»
Контрольная работа № 5 «Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители»
Полугодовая контрольная работа
Глава 3. Функции (12ч)
Связи между величинами. Функция. Способы задания функции. График функции. Линейная функция, её график и свойства.
Основная цель — приводить примеры зависимостей между величинами. Различать среди зависимостей функциональные зависимости. Описывать понятия зависимой и независимой переменных, функции, аргумента функции; способы задания функции. Формулировать определения: области определения функции, области значений функции, графика функции, линейной функции, прямой пропорциональности. Вычислять значение функции по заданному значению аргумента. Составлять таблицы значений функции. Строить график функции, заданной таблично. По графику функции, являющейся моделью реального процесса, определять характеристики этого процесса. Строить график линейной функции и прямой пропорциональности. Описывать свойства этих функций.
Контрольная работа № 6 «Функции»
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными (18ч)
Уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем линейных уравнений методом подстановки. Решение систем линейных уравнений методом сложения. Решение задач с помощью систем линейных уравнений. Повторение и систематизация учебного материала.
Основная цель — приводить примеры: уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; системы двух линейных уравнений с двумя переменными; реальных процессов, для которых уравнение с двумя переменными или система уравнений с двумя переменными являются математическими моделями.
Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными.
Формулировать определения: решения уравнения с двумя переменными; что значит решить уравнение с двумя переменными; графика уравнения с двумя переменными; линейного уравнения с двумя переменными; решения системы уравнений с двумя переменными;
свойства уравнений с двумя переменными. Описывать: свойства графика линейного уравнения в зависимости от значений коэффициентов, графический метод решения системы двух уравнений с двумя переменными, метод подстановки и метод сложения для решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Строить график линейного уравнения с двумя переменными. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Решать текстовые задачи, в которых система двух линейных уравнений с двумя переменными является математической моделью реального процесса, и интерпретировать результат решения системы
Контрольная работа №7 «Системы линейных уравнений с двумя переменными»
Повторение и систематизация учебного материала по алгебре за 7 класс (7ч)
Основная цель — обобщить и систематизировать знания
Итоговая контрольная работа
Содержание учебного предмета «Алгебра»
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
1. | Повторение. | 5ч. |
2. | Глава 1.Линейное уравнение с одной переменной | 13ч. |
3. | Глава 2. Целые выражения | 48ч. |
4. | Глава 3. Функции | 11ч. |
5. | Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными | 18ч. |
6. | Повторение и систематизация учебного материала | 7ч. |
| Всего: | 102 ч. |
Практическая часть |
Контрольные работы | 10 ч. |
Практические работы (Самостоятельные работы) | 6 ч. |
Количество уроков с использованием ИКТ | 60% |
Количество проектов | 5 |
Темы проектов.
№ п/п | Название темы, урока | Сроки реализации | Примерные названия проектных работ |
-
| Информационный проект по теме «» | 1 четверть | «Введение в алгебру» |
-
| Информационно-исследовательский проект по теме «» | 2 четверть | «Много действий с многочленами…» |
-
| Исследовательский проект по теме «» | 3 четверть | «Сложные примеры на разложение» |
-
| Прикладной проект «» | 3 четверть | «Формулы сокращенного умножения» |
-
| Социальный проект по теме «Функция» | 4 четверть | «О чем нам поведал график» |
График выполнения практической части по программе
Вид контроля | Тема работы | № урока в тематическом планировании | Дата |
1 четверть |
| Входная контрольная работа | 9 | 20.09.2017 |
К.р. № 1 | Линейные уравнения с одной переменной | 17 | 09.10.2017 |
См.р №1 | Свойства степени с натуральным показателем | 23 | 23.10.2017 |
2 четверть |
К.р. № 2 | Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов | 32 | 22.11.2017 |
См.р №2 | Умножение многочлена на одночлен | 34 | 27.11.2017 |
| Полугодовая контрольная работа | 40 | 11.12.2017 |
К.р. № 3 | Умножение многочлена. Разложение многочлена на множители | 45 | 22.12.2017 |
3 четверть |
См.р №3 | Формулы разность квадратов и квадрат суммы и разности двух выражений | 54 | 29.01.18 |
К.р. № 4 | Формулы сокращенного умножения | 59 | 09.02.18 |
К.р. № 5 | Сумма и разность кубов. Применение различных способов разложения многочлена на многочлен. | 65 | 21.12.18 |
См.р №4 | Чтение графиков линейных ситуаций | 70 | 09.03.18 |
К.р. № 6 | Функции | 75 | 21.03.18 |
4 четверть |
См.р №5 | Решение систем уравнений с двумя переменными графическим способом и способом сложения | 84 | 18.04.18 |
См.р.№6 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки. | 87 | 25.04.18 |
К.р. № 7 | Системы уравнений с двумя переменными | 92 | 07.05.05 |
| Итоговая контрольная работа | 96 | 18.05.18 |
3. Тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
I четверть |
-
| Повторение. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями . | 1 | 01.09.2017 | |
-
| Повторение. Умножение и деление обыкновенных дробей. | 1 | 04.09.2017 | |
-
| Повторение. Отношения и пропорции . | 1 | 06.09.2017 | |
-
| Повторение. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. | 1 | 08.09.2017 | |
-
| Повторение. Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 11.09.2017 | |
Глава 1.Линейное уравнение с одной переменной 13ч. |
-
| Введение в алгебру. | 1 | 13.09.2017 | |
-
| Числовые выражения с переменной. | 1 | 15.09.2017 | |
-
| Целые и алгебраические выражения. | 1 | 18.09.2017 | |
-
| Входная контрольная работа | 1 | 20.09.2017 | |
-
| Анализ контрольной работы. Линейное уравнение с одной переменной. | 1 | 22.09.2017 | |
-
| Решение уравнение с одной переменной. | 1 | 25.09.2017 | |
-
| Решение уравнение сводящихся к линейным. | 1 | 27.09.2017 | |
-
| Математическая модель, как отражение реальной ситуации. | 1 | 29.09.2017 | |
-
| Алгоритм решения текстовых задач с помощью уравнений | 1 | 02.10.2017 | |
-
| Решение задач на производительность с помощью уравнений. | 1 | 04.10.2017 | |
-
| Решение задач на движение с помощью уравнений. | 1 | 06.10.2017 | |
-
| Контрольная работа №1 «Линейное уравнение с одной переменной» | 1 | 09.10.2017 | |
-
| Анализ контрольной работы. Решение задач с помощью уравнений. | 1 | 11.10.2017 | |
Глава 2. Целые выражения 48ч. |
-
| Тождественно равные выражения. Тождества. | 1 | 13.10.2017 | |
-
| Тождественные преобразования для доказательства тождеств. | 1 | 16.10.2017 | |
-
| Степень с натуральным показателем. | 1 | 18.10.2017 | |
-
| Свойства возведения в степень. | 1 | 20.10.2017 | |
-
| Свойства степени с натуральным показателем. Самостоятельная работа. | 1 | 23.10.2017 | |
-
| Возведение в степень с натуральным показателем. | 1 | 25.10.2017 | |
-
| Применение свойства степени с натуральным показателем. | 1 | 27.10.2017 | |
II четверть |
-
| Одночлен и его стандартный вид. | 1 | 08.11.2017 | |
-
| Преобразование выражения в одночлен стандартного вида. | 1 | 10.11.2017 | |
-
| Многочлены | 1 | 13.11.2017 | |
-
| Сложение и вычитание многочленов. | 1 | 15.11.2017 | |
-
| Применение сложения и вычитания многочленов при решении математических задач. | 1 | 17.11.2017 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 20.11.2017 | |
-
| Контрольная работа № 2 «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены Сложение и вычитание многочленов» | 1 | 22.11.2017 | |
-
| Анализ контрольной работы. Правило умножение одночлена на многочлен. | 1 | 24.11.2017 | |
-
| Умножение одночлена на многочлен. Самостоятельная работа | 1 | 27.11.2017 | |
-
| Анализ самостоятельной работы. Умножение одночлена на многочлен при решении задач. | 1 | 29.11.2017 | |
-
| Правило умножение многочлена на многочлен. | 1 | 01.12.2017 | |
-
| Умножение многочлена на многочлен. | 1 | 04.12.2017 | |
-
| Умножение многочлена на многочлен при преобразовании выражений. | 1 | 06.12.2017 | |
-
| Умножение многочлена на многочлен при решении задач. | 1 | 08.12.2017 | |
-
| Полугодовая контрольная работа | 1 | 11.12.2017 | |
-
| Анализ контрольной работы. Умножение многочлена на многочлен при решении задач. | 1 | 13.12.2017 | |
-
| Разложение многочленов на множители. | 1 | 15.12.2017 | |
-
| Вынесение общего множителя за скобки. | 1 | 18.12.2017 | |
-
| Разложение многочленов на множители при решении математических задач. | 1 | 20.12.2017 | |
-
| Контрольная работа № 3 «Умножение многочленов. Разложение многочленов на множители» | 1 | 22.12.2017 | |
-
| Анализ контрольной работы. Метод группировки. | 1 | 25.12.2017 | |
-
| Разложение многочленов на множители. Метод группировки. | 1 | 27.12.2017 | |
-
| Урок- викторина | | 29.12.2017 | |
III четверть. |
-
| Правило произведения разности и суммы двух выражений. | 1 | 15.01.2018 | |
-
| Произведение разности и суммы двух выражений. | 1 | 17.01.2018 | |
-
| Применение произведения разности и суммы двух выражений. | 1 | 19.01.2018 | |
-
| Формула разности квадратов двух выражений. | 1 | 22.01.2018 | |
-
| Разность квадратов двух выражений | 1 | 24.01.2018 | |
-
| Формулы квадрата суммы и квадрат разности двух выражений. | 1 | 26.01.2018 | |
-
| Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Самостоятельная работа | 1 | 29.01.2018 | |
-
| Анализ самостоятельной работы. Применение формул квадрата суммы. | 1 | 31.01.2018 | |
-
| Применение формулы квадрата разности. | 1 | 02.02.2018 | |
-
| Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | 1 | 05.02.2018 | |
-
| Решение упражнений «Квадрат суммы и разности» | 1 | 07.02.2018 | |
-
| Контрольная работа № 4 «Формулы сокращенного умножения» | 1 | 09.02.2018 | |
-
| Анализ контрольной работы. Формула Суммы и разности кубов двух выражений. | 1 | 12.02.2018 | |
-
| Сумма и разность кубов двух выражений | 1 | 14.02.2018 | |
-
| Применение различных способов разложения многочлена на множители. | 1 | 16.02.2018 | |
-
| Разложения многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения | 1 | 19.02.2018 | |
-
| Контрольная работа № 5 «Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители» | 1 | 21.02.2018 | |
-
| Анализ контрольной работы. Использование различных способов разложения многочлена на множители | 1 | 26.02.2018 | |
Глава 3. Функции 11ч. |
-
| Связи между величинами. | 1 | 28.02.2018 | |
-
| Функция. | 1 | 02.03.2018 | |
-
| Способы задания функции. | 1 | 05.03.2018 | |
-
| График функции. | 1 | 07.03.2018 | |
-
| График функции реальных событий. Самостоятельная работа. | 1 | 09.03.2018 | |
-
| Анализ самостоятельной работы. Линейная функция. Прямая пропорциональность | 1 | 12.03.2018 | |
-
| Свойства и график линейной функции | 1 | 14.03.2018 | |
-
| Построение графиков функции прямой пропорциональности. | 1 | 16.03.2018 | |
-
| Построение графиков линейных функций | 1 | 19.03.2018 | |
-
| Контрольная работа № 6 «Функции » | 1 | 21.03.2018 | |
-
| Анализ контрольной работы Линейная функция, её график и свойства | 1 | 23.03.2018 | |
IV четверть |
Глава 4. Системы линейных уравнений с двумя переменными 18ч. |
-
| Повторение «Числовые выражения с переменной» Уравнения с двумя переменными. | 1 | 04.04.2018 | |
-
| Повторение «Линейное уравнение с одной переменной» График уравнения с двумя переменными | 1 | 06.04.2018 | |
-
| Повторение «Тождественно равные выражения. Тождества». Линейное уравнение с двумя переменными . | 1 | 09.04.2018 | |
-
| Повторение «Степень с натуральным показателем» График линейного уравнения с двумя переменными и его график | 1 | 11.04.2018 | |
-
| Повторение «Сложение и вычитание многочленов». Системы уравнений с двумя переменными. | 1 | 13.04.2018 | |
-
| Повторение «Умножение одночлена на многочлен». Графический метод. | 1 | 16.04.2018 | |
-
| Повторение «Разложение многочленов на множители». Решение системы уравнений с двумя переменными графическим способом Самостоятельная работа. | 1 | 18.04.2018 | |
-
| Повторение «Разность квадратов двух выражений». Анализ самостоятельной работы Методом подстановки. | 1 | 20.04.2018 | |
-
| Повторение «Квадрат суммы и квадрат разности двух» Решение систем линейных уравнений методом подстановки. | 1 | 23.04.2018 | |
-
| Повторение «Сумма и разность кубов двух выражений». Решение систем линейных уравнений методом сложения. Самостоятельная работа. | 1 | 25.04.2018 | |
-
| Повторение «Функция». Анализ самостоятельной работы. Метод сложения. | 1 | 27.04.2018 | |
-
| Повторение «Способы задания функции» Решение систем линейных уравнений методом сложения. | 1 | 30.04.2018 | |
-
| Повторение «График функции» Решение задач с помощью систем линейных уравнений. | 1 | 02.05.2018 | |
-
| Повторение «Уравнения с двумя переменными». Решение задач на движение с помощью систем линейных уравнений. | 1 | 04.05.2018 | |
-
| Контрольная работа №7 «Системы линейных уравнений с двумя переменными». | 1 | 07.05.2018 | |
-
| Повторение «Графический метод решения системы двух линейных уравнений». Анализ контрольной работы. Решение задач на проценты и части с помощью систем линейных уравнений. | 1 | 11.05.2018 | |
-
| Повторение «Решение систем линейных уравнений». Решение систем линейных уравнений различными способами. | 1 | 14.05.2018 | |
-
| Повторение «Решение задач с помощью систем линейных уравнений». Решение задач. | 1 | 16.05.2018 | |
Повторение и систематизация учебного материала 6 ч |
-
| Итоговая контрольная работа | 1 | 18.05.2018 | |
-
| Анализ контрольной работы. | 1 | 21.05.2018 | |
98-102 | Повторение и систематизация учебного материала. | 4 | 23.05.2018 25.05.2018 28.05.2018 30.05.2018 | |