Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по алгебре 7 класс (авт. Алимов)»
Пояснительная записка к рабочей учебной программе
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования,
примерной программы по математике основного общего образования,
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008-09 учебный год,
с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,
авторского тематического планирования учебного материала,
базисного учебного плана 2004 года.
Данная рабочая программа рассчитана на 120 часов (5 часов в неделю в 1 четверти и 3 часа во 2,3,4 четвертях). Реализация программы осуществляется по учебнику « Алгебра 7» авторов : Ш. А. Алимов и другие.
Изучение алгебры в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В ходе преподавания алгебры в 7 классах, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Требования к уровню подготовки семиклассников
В результате изучения алгебры в 7 классе ученик должен уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с натуральным показателем, с многочленами; выполнять тождественные преобразования целых выражений; выполнять разложение многочленов на множители;
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений,
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
описывать свойства изученных функций (y = kx + b, y = kx) и строить их графики.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчётов по формулам, составления формул, выражающих зависимость между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах
моделирования практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимости между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание каждой темы программы
Алгебраические выражения (10 часов из них 1 час контрольная работа)
Числовые выражения и выражения с переменными. Числовое значение буквенного выражения. Равенство буквенных выражений. Алгебраические выражения. Правила раскрытия скобок. Свойства арифметических действий.
Уравнения с одним неизвестным.(10 часов, из них 1 час контрольная работа) Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Одночлены и многочлены (20 часов, из них 1 час контрольная работа) Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлен. Стандартный вид. Умножение одночленов. Многочлен. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов.
Разложение многочленов на множители. (19 часов, из них 1 контрольная работа) Разложение многочлена на множители: вынесением общего множителя за скобки, способом группировки. Формула разности квадратов. Квадрат суммы. Квадрат разности.
Алгебраические дроби. (22 часа, из них 1 контрольная работа) Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление
алгебраических дробей.
Линейная функция и ее график.(12 часов, и них 1 час контрольная работа) Прямоугольная система координат. Функция. Линейная функция и ее график.
Системы линейных уравнений (15 часов, из них 1 час контрольная работа)
Линейное уравнение с двумя переменными, его графическая интерпретация. Система уравнений, понятие решения системы уравнений с двумя переменными; решение линейных систем подстановкой и алгебраическим сложением. Графическая интерпретация системы линейных уравнений с двумя переменными. Решение задач методом составления линейных систем уравнений.
8. Элементы комбинаторики.(8 часов, из них 1 час контрольная работа)
Различные комбинации из 3 элементов; таблица вариантов и правило произведения; подсчёт вариантов с помощью графов.
Повторение. Решение задач (3 часа, из них 1 час итоговая контрольная работа)
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов |
Максимальная нагрузка | Теоретические занятия | Контрольные работы | Обобщаюшие уроки |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Повторение. Алгебраические выражения. Уравнения с одним неизвестным. Одночлены и многочлены. Разложение многочленов на множители. Алгебраические дроби. Линейная функция и её график. Система двух уравнений с двумя неизвестными. Элементы комбинаторики. Итоговое повторение. | 1 10 10 20 19 22 12 15 8 3 | 7 8 18 17 17 10 13 6 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 1 2 1 1 1 4 1 1 1 2 |
| Итого | 120 | 96 | 9 | 15 |
по дисциплине «Алгебра» 7 класс
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
(3 часа в неделю, всего 120 часов)
№ п/п | Наименование раделов и тем | Вид урока | Количество часов | Из них | Дата |
Самостоятельные работы | Контрольные работы |
| Повторение | УО | 1 | Матем. диктант | | План. | Факт. |
1 2 3 4 5 6 7 | ГЛАВА 1. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ. Числовые выражения Алгебраические выражения. Алгебраические равенства.Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок. Решение задач. Контрольная работа №1 | УИНМ УПЗ УПП КУ УЛ УПП КЗ | 10 2 1 1 2 2 1 1 | Самост. работа №1(15 мин.) Матем. диктант (!5 мин) Зачет №1 | КР №1 | | |
8 9 10 11 12 | ГЛАВА 2.УРАВНЕНИЯ С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ. Уравнения и его корни. Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным. Решение задач с помощью уравнений. Решение задач. Зачет №2 Контрольная работа № 2 | УОНМ УПП КУ УПЗ КЗ | 10 2 3 3 1 1 | Самост. работа №2 (20 мин) Тест (25 мин) | КР № 2 | | |
13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 | ГЛАВА 3 ОДНОЧЛЕНЫ И МНОГОЧЛЕНЫ. Степень с натуральным покаателем Свойства степени с натуральным покаателем Одночлен. Стандартный вид одночлена. Умножение одночленов. Многочлены Приведение подобных членов. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен. Деление одночлена и многочлена на одночлен. Решение задач. Зачет №3. Контрольная работа №3 | УИНМ УЛ КУ УИНМ УПЗ КУ УПП УЛ УПЗ УОНМ УПП УК | 20 2 3 1 2 1 2 2 1 2 2 1 1 | Математический диктант(15 мин) Самост. работа №3(20 мин.) Тест (20 мин.) Самост. работа №4(15 мин.) Тест (25 мин.) | КР №3 | | |
25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | ГЛАВА 4 РАЗЛОЖЕНИЕ МНОГОЧЛЕНОВ НА МНОЖИТЕЛИ. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов. Квадрат суммы. Квадрат разности. Применение нескольких способов разложения многочлена на множители. Решение задач. Зачет №4 Контрольная работа №4 ГЛАВА 5. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ДРОБИ. Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Совместные действия над алгебраическими дробями. Решение задач. Зачет №5 Контрольная работа№5 ГЛАВА 6 ЛИНЕЙНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ ГРАФИК. Прямоугольная система координат. Функция. Функция у=кх и ее график. Линейная функция и ее график. Решение задач.Зачет №6 Контрольная работа №6 ГЛАВА 7 СИСТЕМА ДВУХ УРАВНЕНИЙ С ДВУМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ. Система уравнений. Способ подстановки. Способ сложения. Графический способ решения систем уравнений. Решение задач с помощью систем уравнений. Решение задач. Зачет №7. Контрольная работа №7 Глава 8 Элементы комбинаторики Различные комбинации из 3 элементов. Таблица вариантов и правило произведения. Подсчёт вариантов с помощью графов. Решение задач. Контрольная работа №8 | УОНМ КУ УПП УП КУ УП УК УИНМ КУ УПП КЗ УИНМ КЗ КУ УЛ УПР КУ КЗ КЗУ КУ УПЗ УПП УИНМ КУ КЗ КЗ УИНМ УОНМ КЗ | 19 3 3 3 3 3 2 1 1 22 3 4 4 4 3 3 1 12 2 2 3 3 1 1 15 1 3 3 3 3 1 1 8 2 2 2 1 1 | Матем. диктант (10 мин.) Самост. работа №5 (25 мин.) Тест (25 мин.) Матем. диктант(17 мин) Самост. работа № 6 (15 мин) Тест (15 мин) Самост. работа № 7 (12 мин) Матем. диктант(15 мин) Тест (20 мин) | КР №4 КР №5 КР №:6 КР №7 Сам.раб. КР№8 | | |
54 | ПОВТОРЕНИЕ. Решение задач. Итоговая контрольная работа. | КЗ | 3 | | ИКР | | |
Перечень обязательных контрольных работ
Контрольная работа № 1 по теме «Алгебраические выражения»
Контрольная работа № 2 по теме «Уравнения с одним неизвестным»
Контрольная работа № 3 по теме «Одночлены и многочлены»
Контрольная работа № 4 по теме «Разложение многочленов на множители»
Контрольная работа № 5 по теме «Алгебраические дроби»
Контрольная работа № 6 по теме «Линейная функция и ее график»
Контрольная работа № 7 по теме «Система двух уравнений с двумя неизвестными»
Контрольная работа №8 по теме: «Элементы комбинаторики.»
Итоговая контрольная работа
Кроме перечисленных основных форм контроля будет осуществляться небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока. Кроме этого в конце учебного года состоится смотр знаний учащихся в форме итогового устного зачета
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Литература
Настольная книга учителя математики. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004
Тематическое приложение к вестнику образования №4, 2005 г.
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 кл., М.: Дрофа, 2002 г.
Алимов Ш.А. и другие Алгебра, 7 класс, «Просвещение», 2007 г.
Газета «Математика», №11, 2006 г. Приложение к газете «Первое сентября» Тематическое планирование и контрольные работы
Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы для 8 класса – М.: Просвещение, 2000
Кононов А.Я. Задачи по алгебре для 7-9 кл.
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса, - М.: Илекса, 2002.