Пояснительная записка
Данная программа предназначена для обучения учащихся 3 класса английскому языку в основной общеобразовательной школе на основе линии УМК «Английский язык» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н.М., Перегудовой Э.Ш. и др.издательства «Просвещение». Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС), авторской программы Кузовлев В.П., Лапа Н.М и др. общеобразовательных учреждений «Английский язык» для 2-4 классов.
Цели и задачи обучения:
УМК для 3 класса продолжает и развивает систему обучения, положенную в основу УМК для 2 класса начальной школы. В УМК для
3 класса иноязычная культура является содержанием иноязычного образования и одновременно служит средством развития индивидуаль-
ности учащихся. В основу данного УМК положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры:
познавательным (социокультурным), учебным, развивающим и воспитательным, а внутри учебного аспекта — всеми видами речевой дея-
тельности: чтением, говорением, аудированием, письмом. Все четыре аспекта ИК как цели равноправны по значимости и каждый из них
имеет свою практическую ценность. Все компоненты цели взаимосвязаны, и овладение одним из них влияет на овладение остальными.
Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно основной образовательной программе образовательного учреждения на изучение английского языка во 2 классе начальной школы выделяется 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры:
Ценностные ориентиры составляют содержание, главным образом, воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, т.е. приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей.
Предметное содержание речи УМК для 3 класса отражает сферы жизни сверстников из англоязычных стран и организовано по следующим темам:
Предметное содержание | 3 класс |
Я и моя семья | Возраст членов семьи. Совместное времяпрепровождение каждый день и в свободное время. Покупки. Подарки. Любимая еда. |
Мой день | Распорядок дня. Обычные занятия в будни и выходные дни. |
Мой дом | Работа по дому и в саду. |
Я и мои друзья | Знакомство. Мои лучшие друзья. Черты характера. Внешность, одежда. Совместные игры и занятия. Письмо зарубежному другу. |
Мир моих увлечений | Игрушки, песни, книги. Любимые игры и занятия. Компьютерные игры. Прогулка в парке, зоопарке. |
Моя школа | Летний лагерь. Занятия в нём, занятия детей летом. |
Мир вокруг меня | животные. Домашние питомцы и уход за ними. Погода. Времена года. Путешествия. Любимое время года. Погода: занятия в различную погоду. |
Страны изучаемого языка и родная страна | Столицы. Город и сельская местность, общественные места, описание местности. Любимые места в городе. Достопримечательности стран изучаемого языка и родной страны. Праздники: день дружбы, день рождения, Рождество и Новый год — подготовка и празднование, маскарадные костюмы. |
Литературные произведения, телевизионные предачи и их герои | анимационные фильмы, телевизионные передачи и их герои. Герои сказок и литературных произведений для детей. |
Основное содержание обучения английскому языку:
Социокультурный аспект УМК позволяет учащимся:
1) познакомиться с достопримечательностями и традициями стран изучаемого языка, с разными сферами жизни зарубежных сверстников; персонажами детских литературных произведений, песнями, играми, загадками и стихотворениями для детей; с доступными образцами классической и современной художественной литературы;
2) продолжить овладение умениями представлять родную культуру на иностранном языке, находить сходства и различия в культуре своей страны и культуре стран изучаемого языка;
3) научиться использовать иностранный язык для удовлетворения личных познавательных интересов через получение новых сведений.
Главной целью социокультурного аспекта является духовное совершенствование учащихся на основе осознания своей культуры через контекст культуры иноязычных стран.
Развивающий аспект:
Интеллектуальное развитие учащихся является одной из главных задач обучения иноязычной культуре в 3 классе. Во всех компонентах УМК практически отсутствуют задания, ориентированные на механическое заучивание и воспроизведение материала.
Продолжается работа над развитием языковых способностей: к догадке (по словообразовательным элементам, по аналогии, по кон-
тексту и др.), к выявлению языковых закономерностей, логическому мышлению, развивается фонетический и интонационный слух и др. Происходит дальнейшее развитие психических функций: внимания, мышления, восприятия, памяти, творческого воображения, а также таких качеств ума, как логичность, доказательность, самостоятельность.
Развивающее обучение средствами иностранного языка достигается и за счёт вовлечения учащихся в творческую деятельность.
Учащиеся выполняют различные проекты: “My region”, “My country”, “I am a good helper”, “My favourite season”, “My favourite clothes”, “My family tree” и т. д.
Воспитательный аспект УМК для 3 класса определяется содержанием, ориентированным на усвоение общечеловеческих ценностей. Главная задача компонентов УМК — воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей родной культуры.
Учебный аспект: В 3 классе происходит обучение всем видам речевой деятельности.
Говорение. Подробный перечень предметов обсуждения, тем, речевых функций, которыми третьеклассники должны овладеть в каждом цикле, приводится в тематических картах в Приложении I, в разделах “Topics, Situations”, “Speaking”. В 3 классе изучаются темы, определяемые Примерной программой начального общего образования.
Лексические навыки говорения формируются как на базе материала, усвоенного во 2 классе, так и нового. В 3 классе в говорении усваивается 151 новая лексическая единица. Новые лексические единицы, которыми необходимо овладеть продуктивно на уроке, указываются в целях урока. Общий список новых лексических единиц, усваиваемых продуктивно в каждом цикле уроков, можно узнать из раздела “New words and word combinations from Unit …”, урока “Test yourself”.
Грамматические навыки говорения формируются на основе грамматического материала, усвоенного во 2 классе начальной
школы, а также на основе новых грамматических явлений. В 3 классе усваиваются новые грамматические явления, такие как: наречия определённой и неопределённой частотности, модаль ные глаголы (may, must, should), видо-временные формы Present Simple (special questions), Past Simple, Future Simple и т. д. Формированию грамматических навыков в каждом цикле посвящены специальные уроки.
Совершенствование произносительных навыков: на уроке формирования лексических навыков тщательно отрабатывается произношение новых лексических единиц; на уроке формирования грамматических навыков отрабатывается правильное интонационное оформление новых грамматических структур; на уроках по формированию навыков чтения гласных букв работа над произношением ведётся при чтении вслух столбиков слов и расширяющихся синтагм. Чтение под фонограмму даёт возможность для отработки синтагматичности речи и логического ударения. Особое внимание уделяется правильности интонационного оформления вопросительных предложений, а также выразительности речи и повышению темпа высказывания.
Овладение монологической и диалогической формами речи. Монологу и диалогу учащиеся обучаются через построение высказывания по образцу, воспринимаемому зрительно и (или) аудитивно. При этом от учащихся не требуется продуктивное владение материалом; цель считается достигнутой, если коммуникативная задача решена на репродуктивном уровне. Учащиеся в диалогической форме речи учатся вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог — обмен мнения-
ми; в монологической форме речи учатся использовать основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, характеристика.
тика.
Предполагаемый объём монологического высказывания — 5–6 фраз, объём диалогического высказывания — 3–4 реплики с каждой стороны, правильно оформленные в языковом отношении и отвечающие поставленной коммуникативной задаче.
При обучении говорению отрабатываются следующие речевые функции: asking for/giving personal information, describing (people, seasons, favourite activities, friends), asking about likes, expressing likes, giving opinions, giving advice, asking for permission, agreeing, disagreeing и т. д.
Чтение. В 3 классе чтение выступает как средство и цель обучения ИК.
Развитие умения читать остаётся одной из главных целей обучения в 3 классе, реализация которой происходит как в Учебнике так и в Книге для чтения. Продолжается работа над обеими формами чтения: вслух и про себя.
Продолжается работа над техникой чтения. Основное внимание уделяется обучению правилам чтения гласных и их некоторых сочетаний. Для реализации этой задачи в Учебнике в каждом цикле отводится специальный урок. Комплекс упражнений для обучения правилам чтения продолжается в Книге для чтения и Рабочей тетради.
Также начинается целенаправленная работа по обучению трём основным видам чтения: чтение с пониманием основного содержания (reading for the main idea), чтение с полным пониманием прочитанного (reading for detail), чтение с извлечением конкретной информации (reading for specific information). Работа над развитием умения читать ведётся на специальных уроках “Reading lessons”, а также в Книге для чтения.
Обучение чтению строится на отрывках из произведений, предназначенных для детей данной возрастной группы и популярных среди английских и американских детей 9–11 лет.
Ведётся работа по развитию умений, необходимых для понимания прочитанного на уровне значения и на уровне смысла. Развиваются следующие умения: умение догадываться о значении слов по картинкам, аналогии и контексту, умение устанавливать последовательность событий, переводить с английского языка на русский, умение выписывать запрашиваемую информацию из текста, умение понимать основную мысль текста, умение понимать отношения внутри предложений, делать выводы из прочитанного, предвосхищать содержание, оценивать поступки героев произведений и т. д. Большое значение придаётся развитию у учащихся умения пользоваться словарём и лингвострановедческим справочником.
В плане формирования лексических навыков чтения ставится задача расширить рецептивный словарь. Дополнительно к продук-
тивно усвоенной лексике (151 ЛЕ) ученики усваивают рецептивно ещё 94 ЛЕ, из них 40 ЛЕ из Учебника и 54 ЛЕ из Книги для чтения.
Аудирование: На данном году обучения выделяются три вида аудирования:
а) аудирование с полным пониманием воспринимаемого на слух текста (listening for detail);
б) аудирование с пониманием основной информации (listening for the main idea);
в) аудирование с извлечением конкретной информации (listening for specific information).
Письмо используется и как цель, и как средство обучения. Учащиеся 3 класса используют письмо как средство овладения другими видами речевой деятельности: учатся правильно списывать, выполняют лексико-грамматические упражнения, учатся делать записи (выписки из текста), делают подписи к рисункам, выполняют письменные проекты. Кроме этого, они учатся строить собственные письменные выска -зывания с опорой на образец: подписывать открытки-поздравления с праздником, писать краткие сведения о себе, заполнять анкеты (имя, фамилия, возраст, хобби).
Планируемые результаты освоения английского языка в 3 классе:
Личностные:
у школьников будут воспитаны элементарные представления о культурном достоянии малой родины;
первоначальные представления о гуманистическом мировоззрении;
элементарные представления о культуре народов англоязычных стран;
стремление расширять кругозор;
личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
Метапредметные:
У школьников будут развиты положительное отношение к предмету: элементарное представление о ИЯ как средстве познания мира.
Школьник получит возможность развить способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления.
У школьников будут развиты языковые способности: слуховая и зрительная дифференциация, имитация, догадка, выявление языковых закономерностей; речемыслительные способности: соотнесение/сопоставление, осознание и объяснение, трансформация; психические функции и процессы: восприятие, мышление, внимание. Школьник получит возможность развить способности выявления главного, логического изложения, способности к антиципации, самооценке.
У школьников будут развиты СУУ и УУД: работать со справочным материалом, пользоваться опорами; работать с информацией.
Школьник получит возможность научиться рационально организовывать свою работу в классе и дома, пользоваться электронным приложением; осознанно строить речевое высказывание, осуществлять логические действия.
Предметные:
В говорении школьник научится вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог – побуждение к действию, диалог – обмен мнениями. Объём – 2-3 реплики с каждой стороны, составлять небольшие монологические высказывания, используя коммуникативные типы речи: рассказ, описание, сообщение, характеристика. Объём – 3-5 фраз.
Школьник получит возможность научиться выражать отношение к прочитанному/услышанному.
В аудировании школьник научится воспринимать и понимать речь учителя и собеседников в процессе диалогического общения, небольших сообщений; понимать основное содержание несложных рассказов.
Школьник получит возможность научиться не обращать внимания на незнакомые слова, использовать контекстуальную и языковую догадку.
В чтении школьник научится читать по транскрипции и по правилам чтения гласные буквы, распознавать слоги открытого и закрытого типов, использовать двуязычный словарь учебника.
Школьник получит возможность научиться читать с соответствующим ритмико-интонационным оформлением простые предложения.
В письме школьник научится списывать текст; выписывать из него слова, словосочетания, предложения. Написание с опорой на образец поздравления, короткого личного письма, сообщение некоторых сведений о себе, своей внешности, любимого праздника, о любимом времени года, о своем домашнем животном.
В пользовании языковыми средствами школьник научится:
-графика, каллиграфия и орфография: пользоваться английским алфавитом, писать все буквы алфавита,
-фонетическая сторона речи: различать на слух и произносить все английские звуки.
-лексическая сторона речи: понимать значение ЛЕ в письменном и устном тексте, использовать в речи ЛЕ в соответствии с коммуникативной задачей.
-грамматическая сторона речи: понимать и употреблять изученные во втором классе грамматические явления, пользоваться в устной и писчьменной речи временами группы Simple.
Школьник получит возможность научиться:
- графика, каллиграфия и орфография: писать транскрипционные знаки.
-фонетическая сторона речи: распознавать случаи использования связующего «r».
-лексическая сторона речи: догадываться о значении незнакомых слов по аналогии с родным языком.
-грамматическая сторона речи: понимать и использовать в наиболее распространённых случаях артикли, сложносочинённые предложения с союзами and, but.
Через все виды речевой деятельности ученики усваивают продуктивно 151 ЛЕ, а также усваивают рецептивно 94 ЛЕ, из них 40 ЛЕ из Учебника и 54 ЛЕ Лексический материал покрывает следующие темы: «Семья», «Игры», «Праздники», «Свободное время», «Спорт», «Путешествия», Друзья», «Питомцы», «Персонажи».
Объектами овладения являются следующие грамматические явления: наречия определённой и неопределённой частотности, модальные глаголы may,must, should; Past Simple, Future Simple, Present Simple (special qu-s)
Учебно-методическое обеспечение
Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, «Английский язык.3 класс», Рек. МО и Н РФ М., Просвещение, 2011
Student’s book
Teacher’s book
Discs МР3
Activity book
Reader
Материал учебника разбит на 8 циклов. 1четверть – циклы 1,2; 2 четверть – циклы 3,4; 3четверть –циклы 5-7; 4 четверть – 8 цикл.
В конце каждой четверти контроль навыков всех видов речевой деятельности осуществляется по материалам учебника и рабочей тетради в рубрике “Test yourself” в тестовых форматах на 2 уроках. После проверки правильности выполнения по ключам они подсчитывают баллы и выставляют себе отметки.
Учебно- тематическое планирование 3 класс
№ п\п | Название раздела, уроков 3 класс | Дата урока | Доминирующие цели раздела | Основные понятия | Формы контроля |
1.1-1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 2.1-2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 2.8 2.9 2.10 | Цикл 1. Откуда ты? Из какой ты страны? Какие цвета у твоего города? Что тебе нравится в твоей стране? Урок развития умения читать. Добро пожаловать в страну Оз! Мы любим играть в игры. Проект: Я люблю мою страну. Цикл 2. Твоя семья большая? Сколько тебе лет? Что ты любишь? Что ты обычно делаешь? В какие игры ты играешь? Урок развития умения читать. Магическое слово. Проект: Я люблю свою семью. Контроль навыков и умений аудирования, чтения, Л/Г. Контроль умений письменной речи. | | Формирование навыков чтения по правилам (буква Аа ). Работа над 3 видами чтения и аудирования Овладение лексическими и грамматическими навыками. Совершенствование произносительных навыков Развитие фонематического и интонационного слуха, способности к имитации. Формирование умения запрашивать личную информацию, отвечать, выражать , что нравится Развитие умения сообщать в устном и письменном виде элементарные сведения о себе, своём городе, стране, любимых занятиях, своей семье | 17 ЛЕ в чтении и 15 ЛЕ в говорении по темам «Страна», «Город», «Любимые занятия» 14 ЛЕ в чтении и 13 ЛЕ в говорении по теме «Семья» Числительные от 11 до 100 Грамматические структуры с глаголом to be, have got, There is\are, Like doing something, Present Simple | 1.3 Проверка навыков монологической речи, у.4, с.7 1.4 Проверка навыков монологической речи, 1.7-Проверка навыков диалогической речи: диалог-расспрос, у.4, с.16 1.8 Проверка навыков аудирования с общим охватом содержания, 1(2), с.17 2.3 Проверка знаний числительных от 1 до 100, диктант 2.6 Вопросительные местоимения, опрос 2.8 Проверка навыков монологической речи, у.1(3), 33 2.9-2.10 Контрольная работа, Рабочая тетрадь, у. I-IV |
3.1-3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 | Цикл3. Ты – хороший помощник? Что ты делаешь по дому? Тебе нравится работать по дому? Вчера я помогал бабушке. В воскресенье был Мамин День. Урок развития умения читать. Девушка и ведьма. Проект: Я – хороший помощник! Цикл 4. Что вы празднуете? Как вы праздновали Рождество? Праздники и подарки. У тебя была вечеринка с сюрпризом? Что ты делал в свой день рождения? Урок развития умения читать. Чак и его питомцы. Контроль навыков и умений аудирования, чтения, Л/Г. Контроль умений письменной речи. | | Формирование навыков чтения по правилам (буква Ее ), (буква Uu) Работа над 3 видами чтения и аудирования Овладение лексическими и грамматическими навыками. Совершенствование произносительных навыков Формирование умения выражать мнение и запрашивать личную информацию Развитие умения сообщать в устном и письменном виде о помощи по дому и о семейных праздниках Развитие умения работы со словарём | 24 ЛЕ в чтении и 18 ЛЕ в говорении по теме «Помощь по дому», 18 ЛЕ в чтении и 17 ЛЕ в говорении по теме «Праздники» Личные местоимения в косвенном падеже, Past Simple, притяжательный падеж существительных | 3.2 Проверка знаний местоимений в косвенном падеже, диктант 3.4 Проверка грамматических навыков монологической речи (Как помогаешь по дому? Как помогал вчера?) 3.7 Проверка навыков чтения с извлечением интересующей информации, у.1(1), с.51 4.4 Проверка грамматических навыков диалогической речи (Специальные вопросы в Прошедшем Простом времени) 4.6-4.7 Контрольная работа, Рабочая тетрадь, у. I-IV |
5.1-5.2 5.3 5.4 5.5 5.6 6.1-6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 6.7 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 7.6 7.7 8.1-8.2 8.3 8.4 8.5 8.6 8.7 9.1- 9.2 9.3-9.4 9.5-9.6 9.7 9.8 9.9 | Цикл 5. Я – очень хороший! Мои любимые игрушки. Какие у тебя любимые вещи? Я люблю ходить в парк. Урок развития умения читать. Абра Кадабра и Зубная фея. Я могу рассказать о твоей внешности. Цикл 6. Какой твой любимый сезон? Когда ты родился? Какая погода в Британии? Какая погода в России? Тебе следует остаться дома! Урок развития умения читать. Как заставить идти дождь? Мой любимый сезон. Цикл 7. У тебя есть домашнее животное? У тебя есть домашний зоопарк? Я должен присматривать за моим питомцем. Что я люблю Урок развития умения читать. Питомец Мэри. Какое домашнее животное ты хочешь иметь? Контроль навыков и умений аудирования, чтения, Л/Г. Контроль умений письменной речи. Цикл 8. Какими бывают хорошие друзья? Какой у тебя друг? Ты хорошо знаешь своего друга? Нам будет весело вместе! Какой подарок ты подаришь своему другу? Урок развития умения читать. Хорошие друзья. Как ты будешь праздновать День дружбы? Повторение. Нам понравился вечер Алфавита! Мне нравятся летние лагеря! Нам будет весело летом! Контроль навыков и умений аудирования, чтения, Л/Г. Контроль умений письменной речи. Работа над ошибками | 1 1 | Формирование навыков чтения по правилам (буква Оо ), (буква Аа в сочетаниях) Работа над 3 видами чтения и аудирования Овладение лексическими и грамматическими навыками. Совершенствование произносительных навыков Формирование умения выражать мнение, давать совет, спрашивать разрешения Развитие умения сообщать в устном и письменном виде о погоде, одежде, любимых питомцах Развитие умения работы со словарём Формирование навыков чтения по правилам (буква Аа в сочетаниях) Работа над 3 видами чтения и аудирования Овладение лексическими и грамматическими навыками. Развитие умения сообщать о своих друзьях, подписать открытку ко Дню Дружбы Чтение буквы Aa в буквосочентаниях –ar, -are, -air. Овладение лексическими навыками по теме «Дружба, друзья», овладение грамматическим явлением Future simple, знакомство с видо-временными показателями простого будущего времени, особенностями построения и порядка слов в предложении. Совершенствование навыков чтения всех пройденных букв и буквосочетаний, употребления основных грамматических структур 2го года обучения в новых ситуациях на основе изученного лексического материала | 33 ЛЕ в чтении и 28 ЛЕ в говорении по темам «Внешность, «Одежда»», 33 ЛЕ в чтении и 30 ЛЕ в говорении по теме «Погода», 19 ЛЕ в говорении и чтении по теме «Домашние любимцы» Притяжательный падеж существительных, безличные предложения, модальный глагол should, mus, may 10 ЛЕ в чтении и 8 ЛЕ в говорении по темам «Друзья», «Свободное время» Утвердительное, отрицательное и вопросительное предложение Future Simple | 5.2 Проверка лексических навыков, диктант 5.6 Проверка навыков монологической речи, у.2, с.79 6.2 Проверка лексических навыков (Месяцы), опрос 6.5 Проверка навыков диалогической речи: диалог этикетного характера, у.2(2), с.91 6.7 Проверка навыков диалогической речи: диалог-расспрос, у.2,с.94 7.5 Проверка навыков монологической речи, у.1(3), с.105 7.6-7.7 Контрольная работа, Рабочая тетрадь, у. I-IV 8.2 Проверка навыков монологической речи,у.8, с.112 8.7 Проверка навыков диалогической речи: диалог-расспрос, у.2, с.123 9.2 Проверка знаний правил чтенияу.5,с.125 9.4 Проверка грамматических навыков чтения, у.3, с.128 9.7-9.8 Контрольная работа, Рабочая тетрадь, у. I-IV |
| Итого: | 68 | | | |