Класс: 3А
Количество часов: всего 34ч, в неделю – 1ч.
Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе программы регионального курса для начальной школы «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой, Смоленск Издательство «Ассоциация 21 век» 2006г.
Учебники: С. А. Болотова «Азбука Смоленского края»: Учебное пособие по краеведению – ч.1. (Мир природы)–Смоленск: Русич, 2010.
Болотова С. А., Сибиченков О.В. «Азбука Смоленского края»: Учебное пособие по краеведению. –ч.2 (Мир истории) – Смоленск: Русич, 2010.
Болотова С. А., Довгий Т. П., Сибиченков О. В. «Азбука Смоленского края»: Учебное пособие по краеведению.-ч.3 (Мир культуры) – Смоленск: Русич, 2010.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- развивать в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
обучающийсяполучит возможность для формирования:
- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
-чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
- ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Смоленской области, города;
-описывать достопримечательности Смоленщины;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
- работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
-работать в семейных архивах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность научиться:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание учебного предмета
Мир природы(11 ч.)
Природные особенности.
Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.
Полезные ископаемые.
Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные
Водоёмы.
Виды водоёмов: реки, озёра,
Растительность.
Виды растительности: лесная, луговая, болотная
Грибы.
Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых.
Смоленский лён.
Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»
Животные.
Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.
Охрана природы.
Понятие природа, Красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места
Проверьте себя.
Мир истории (12ч)
Наши предки.
Территория наших предков, их занятия.
«Из варяг в греки»
Великие водные пути через Смоленск.
Города Смоленщины.
Устройство древнего города; древние города Смоленщины.
Герб и флаг области.
Понятия герб, флаг. Современный флаг Смоленской области.
Смоленская крепостная стена.
Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.
Военное прошлое
Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Отечественная война 1812 года;
Суровые годы с фашизмом.
Награды Смоленщины.
Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда».
Места боевой славы.
Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов
Наши земляки.
Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский
Проверьте себя.
Мир культуры (11ч)
Жилища и предметы бытия.
Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь
Как одевались в старину.
Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.
Что ели наши предки?
Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.
Праздники.
Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.
Порядок и время их проведения.
Игры и хороводы.
Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.
Письменность.
История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.
«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.
Храмы и монастыри.
Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.
Культура Смоленщины сегодня.
Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.
Проверьте себя.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
Часть 1 «Мир природы» (11ч ) |
1 | Природные особенности. | 1ч | | |
2 | Полезные ископаемые. | 1ч | | |
3 | Водоёмы. | 1ч | | |
4 | Растительность лесная и луговая. | 1ч | | |
5 | Растительность болотная. | 1ч | | |
6 | Грибы. | 1ч | | |
7 | Смоленский лён. | 1ч | | |
8 | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | 1ч | | |
9 | Животные: птицы, млекопитающие. | 1ч | | |
10 | Охрана природы. | 1ч | | |
11 | Проверь себя | 1ч | | |
Мир истории (12 ) |
12 | Наши предки. | 1ч | | |
13 | «Из варяг в греки». | 1ч | | |
14 | Города Смоленщины. | 1ч | | |
15 | Герб и флаг области. | 1ч | | |
16 | Смоленская крепостная стена. | 1ч | | |
17 | Военное прошлое: война с монголо-татарами, война с Польшей 1609 – 1611 годов, Отечественная война 1812 года. | 1ч | | |
18 | Военное прошлое: война с Германией 1941 – 1945 годов. | 1ч | | |
19 | Награды Смоленщины. | 1ч | | |
20 | Места боевой славы. | 1ч | | |
21 | Наши земляки: Ю. А. Гагарин, М. И. Глинка, М. В. Исаковский, П. С. Нахимов. | 1ч | | |
22 | Наши земляки: Н. М. Пржевальский, Н. И. Рыленков, А. Т. Твардовский. | 1ч | | |
23 | Проверь себя. | 1ч | | |
Мир культуры (11 ) |
24 | Жилище и предметы быта. | 1ч | | |
25 | Как одевались в старину? | 1ч | | |
26 | Что ели наши предки. | 1ч | | |
27 | Праздники. | 1ч | | |
28 | Игры, хороводы. | 1ч | | |
29 | Письменность. | 1ч | | |
30 | Храмы и монастыри. | 1ч | | |
31 | Виды храмов. | 1ч | | |
32 | Культура Смоленщины сегодня. | 1ч | | |
33 | Проверь себя. | 1ч | | |
34 | Обобщение пройденного за год. | 1ч | | |