СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по азбуке Смоленского края 3 класса.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Количество часов: всего 34ч, в неделю – 1ч.

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО  и составлена на основе программы регионального курса для начальной школы «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой,  Смоленск  Издательство «Ассоциация 21 век»   2006г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по азбуке Смоленского края 3 класса.»

Класс: 3А

Количество часов: всего 34ч, в неделю – 1ч.

Рабочая программа полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту НОО и составлена на основе программы регионального курса для начальной школы «Азбука Смоленского края» С. А. Болотовой, Смоленск Издательство «Ассоциация 21 век» 2006г.







Учебники: С. А. Болотова «Азбука Смоленского края»: Учебное пособие по краеведению – ч.1. (Мир природы)–Смоленск: Русич, 2010.

Болотова С. А., Сибиченков О.В. «Азбука Смоленского края»: Учебное пособие по краеведению. –ч.2 (Мир истории) – Смоленск: Русич, 2010.

Болотова С. А., Довгий Т. П., Сибиченков О. В. «Азбука Смоленского края»: Учебное пособие по краеведению.-ч.3 (Мир культуры) – Смоленск: Русич, 2010.















Планируемые результаты освоения предмета

Личностные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах

прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- развивать в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.


обучающийсяполучит возможность для формирования:

- основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.

- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;

-чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.


Регулятивные универсальные учебные действия


Обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.


Обучающийсяполучит возможность научиться:

- уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику Смоленской области, города;

-описывать достопримечательности Смоленщины;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;

- работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;

- устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.


Обучающийсяполучит возможность научиться:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

-работать в семейных архивах.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

- ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность научиться:

- готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

- аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.




Содержание учебного предмета


Мир природы(11 ч.)

Природные особенности.

Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Полезные ископаемые.

Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные

Водоёмы.

Виды водоёмов: реки, озёра,

Растительность.

Виды растительности: лесная, луговая, болотная

Грибы.

Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых.

Смоленский лён.

Понятие льна. Виды льна: лён-долгунец, лён масличный. Музей «Смоленский лён»

Животные.

Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Охрана природы.

Понятие природа, Красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся , редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места

Проверьте себя.


Мир истории (12ч)


Наши предки.

Территория наших предков, их занятия.

«Из варяг в греки»

Великие водные пути через Смоленск.

Города Смоленщины.

Устройство древнего города; древние города Смоленщины.

Герб и флаг области.

Понятия герб, флаг. Современный флаг Смоленской области.

Смоленская крепостная стена.

Как строили крепостную стену; башни Смоленской крепостной стены: Еленевская, Пороховая, Веселуха, Шембелева, Орёл. Грановитая, Копытинска, Бублейка, Махова, Авраамиевская, Донец, Громовая.

Военное прошлое

Героическая оборона Смоленска 1609-1611 годов; Отечественная война 1812 года;

Суровые годы с фашизмом.

Награды Смоленщины.

Орден Ленина, орден Отечественной войны I степени, почётное звание «Город-Герой», медаль «Золотая Звезда».

Места боевой славы.

Памятники войны 1812 года; памятные места войны 1941-1945 годов

Наши земляки.

Ю.А.Гагарин, М.И. Глинка, М.В.Исаковский, П.С.Нахимов, Н.М.пржевальский, Н.И.Рыленков. А.Т.Твардовский

Проверьте себя.


Мир культуры (11ч)

Жилища и предметы бытия.

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

Как одевались в старину.

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки?

Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы.

Игра в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность.

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри.

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня.

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.

Проверьте себя.

Тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

Дата

План.

Факт.

Часть 1 «Мир природы» (11ч )

1

Природные особенности.



2

Полезные ископаемые.



3

Водоёмы.



4

Растительность лесная и луговая.



5

Растительность болотная.



6

Грибы.



7

Смоленский лён.



8

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.



9

Животные: птицы, млекопитающие.



10

Охрана природы.



11

Проверь себя



Мир истории (12 )

12

Наши предки.



13

«Из варяг в греки».



14

Города Смоленщины.



15

Герб и флаг области.



16

Смоленская крепостная стена.



17

Военное прошлое: война с монголо-татарами, война с Польшей 1609 – 1611 годов, Отечественная война 1812 года.



18

Военное прошлое: война с Германией 1941 – 1945 годов.



19

Награды Смоленщины.



20

Места боевой славы.



21

Наши земляки: Ю. А. Гагарин, М. И. Глинка, М. В. Исаковский, П. С. Нахимов.



22

Наши земляки: Н. М. Пржевальский,

Н. И. Рыленков, А. Т. Твардовский.



23

Проверь себя.




Мир культуры (11 )

24

Жилище и предметы быта.



25

Как одевались в старину?



26

Что ели наши предки.



27

Праздники.



28

Игры, хороводы.



29

Письменность.



30

Храмы и монастыри.



31

Виды храмов.




32

Культура Смоленщины сегодня.



33

Проверь себя.



34

Обобщение пройденного за год.