ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЗЕЛЕНОРОЩИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В С.ИВАНОВКА
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора ________ Г.Г.Фёдорова « 30 » августа 2016 г. | Директор МОУ Зеленорощинской СШ ________ Н.В. Плаксина Приказ № 565 от « 31 » августа 2016 г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет: биология
Класс: 6
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Шагвалиев.Р.М.
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану:
всего 35 часов в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе:
Программа: биология Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией И.П. Пономарев 5- 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф.
УМК: Учебник: Биология : 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.П. Пономарев, под ред. И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф
Рабочую программу составила ________ Шагвалиев Р.М.
подпись расшифровка подписи
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЗЕЛЕНОРОЩИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В С.ИВАНОВКА
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора ________ Г.Г.Фёдорова « 30 » августа 2016 г. | Директор МОУ Зеленорощинской СШ ________ Н.В. Плаксина Приказ № 565 от « 31 » августа 2016 г. |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный предмет: биология
Класс: 5
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Шагвалиев.Р.М.
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану:
всего 35 часов в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе:
Программа: биология Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией И.П. Пономарев 5- 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф.
УМК: Учебник: Биология. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.П. Пономарев, под ред. И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф
Рабочую программу составила ________ Шагвалиев Р.М.
подпись расшифровка подписи
1.Пояснительная записка.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Биология: программа 5-9 классы / И.П. Пономарев, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 128с.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Учебник учреждений Пономарев И.П. Биология. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных / И.П. Пономарев, под ред. И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 128с. : ил. (Федеральный перечень : ФГОС. 2010 РЕКОМЕНДОВАНО (№939 Приложения 1) )
Рабочая тетрадь. Пономарев И.П. Биология. Начальный курс: 5 класс: рабочая тетрадь / И.П.Пономарев. – М. : Вентана-Граф, 2013.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Начальный курс биологии. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу биологии в основной школе. Курс состоит из четырех разделов:
Введение. Биология – наука о живом мире.
Многообразие живых организмов.
Жизнь организмов на планете Земля.
Человек на планете Земля.
Основной целью курса является:
Продолжить формирование системы биологических знаний и умений как компонента научной картины мира. Развивать у школьников целостное представление о живой природе.
При изучении данного курса решаются следующие задачи:
-расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли и ее природы;
-создать образные представления с выделением особенностей природы, природных богатств, их использовании населением в хозяйственной деятельности;
-раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих на Земле;
-развивать практические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним лабораторные работы и характеристики растений и животного мира;
- научить устанавливать связи в системе биологических знаний.
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь основой для изучения естественных наук в старшей школе. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством И.П.Пономарев. Учебное содержание курса биологии включает: «Биология. 5 класс». 35ч. 1 ч в неделю. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.
1.2.Описание места учебного предмета «Биология 5 класс» в учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Учебный предмет Биология относится к предметной области Естественно научные предметы учебного плана основного общего образования . Рабочая программа разработана на основе программы Биология: программа: 5-9 классы / И.П. Пономарев, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М. : Вентана – Графа, 2013. – 128 с.
.1.3. Описание учебно- методического комплекта, включая электронные ресурсы.
1. Пономарев И.П. Биология. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных / И.П. Пономарев, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 128с.
2. Пономарев И.П. Биология. Начальный курс: 5 класс: рабочая тетрадь / И.П.Пономарев. – М. : Вентана-Граф, 2013
Дополнительная литература для учащихся:
1.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.
– М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
2.Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. –
528с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с..
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
1.Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
2.Выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
3.Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
4.Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
5.Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
6.Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
7.Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметными результатами:
1.Осознание роли жизни:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2.Рассмотрение биологических процессов в развитии:
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
3.Использование биологических знаний в быту:
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
3.Содержание учебного предмета.
Тема 1. Биология – наука о животном мире.(9 ч.).
Биология – наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.
Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (микроскоп, лупа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.
Демонстрации
1.Приборы и оборудование.
2.Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений.
3. .Схемы и видеоматериалы о делении клетки.
4.Микропрепараты различных растений.
Лабораторные работы
1. Изучение строения увеличительных приборов (микроскоп, лупа)
2.Знакомство с клетками растений.
Экскурсия
Осенние явления в жизни растений и животных.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Тема 2. Многообразие живых организмов.(12 ч.).
Разнообразие живой природы. Царство живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника – наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Демонстрации
Гербарий экземпляры растений. Таблицы видеоматериалы. Микропрепараты.
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
1. Знакомство с внешним строением растения.
2. Наблюдение за передвижением животных.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.).
Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.
Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования.
Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч.).
Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник – неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.
История влияния человека на природу. Осознания человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергия и др.)
Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатства живого мира.
Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.
Тематическое планирование.
№ п/п | Названия раздела | Кол-во часов |
1. | Биология - наука о живой природе. | 9 |
2. | Многообразие живых организмов. | 12 |
3. | Жизнь организмов на планете Земля. | 7 |
4. | Человек на планете Земля. | 6 |
5. | Резерв. | 1 |
Итого: | 35 ч. | 35 ч. |