СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биолгии 5 класс Пономарёв И.П. ФГОС дополнение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа по биологии предметной линии учебников под редакцией Пономарёв И.П. 5-9 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биолгии 5 класс Пономарёв И.П. ФГОС дополнение»



ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЗЕЛЕНОРОЩИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В С.ИВАНОВКА



СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

________ Г.Г.Фёдорова

« 30 » августа 2016 г.

Директор МОУ Зеленорощинской СШ

________ Н.В. Плаксина

Приказ № 565 от « 31 » августа 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебный предмет: биология

Класс: 6

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Шагвалиев.Р.М.

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану:

всего 35 часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:

Программа: биология Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией И.П. Пономарев 5- 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф.


УМК: Учебник: Биология : 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.П. Пономарев, под ред. И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф


Рабочую программу составила ________ Шагвалиев Р.М.

подпись расшифровка подписи

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ЗЕЛЕНОРОЩИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В С.ИВАНОВКА



СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

________ Г.Г.Фёдорова

« 30 » августа 2016 г.

Директор МОУ Зеленорощинской СШ

________ Н.В. Плаксина

Приказ № 565 от « 31 » августа 2016 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебный предмет: биология

Класс: 5

Уровень общего образования: основное общее образование

Учитель: Шагвалиев.Р.М.

Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану:

всего 35 часов в год; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:

Программа: биология Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией И.П. Пономарев 5- 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф.


УМК: Учебник: Биология. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.П. Пономарев, под ред. И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф


Рабочую программу составила ________ Шагвалиев Р.М.

подпись расшифровка подписи


1.Пояснительная записка.


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

Биология: программа 5-9 классы / И.П. Пономарев, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 128с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  1. Учебник учреждений Пономарев И.П. Биология. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных / И.П. Пономарев, под ред. И.В. Николаев. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 128с. : ил. (Федеральный перечень : ФГОС. 2010 РЕКОМЕНДОВАНО (№939 Приложения 1) )

  2. Рабочая тетрадь. Пономарев И.П. Биология. Начальный курс: 5 класс: рабочая тетрадь / И.П.Пономарев. – М. : Вентана-Граф, 2013.


    1. Общая характеристика учебного предмета.

Курс «Начальный курс биологии. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу биологии в основной школе. Курс состоит из четырех разделов:

  • Введение. Биология – наука о живом мире.

  • Многообразие живых организмов.

  • Жизнь организмов на планете Земля.

  • Человек на планете Земля.

Основной целью курса является:

Продолжить формирование системы биологических знаний и умений как компонента научной картины мира. Развивать у школьников целостное представление о живой природе.

При изучении данного курса решаются следующие задачи:

-расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли и ее природы;

-создать образные представления с выделением особенностей природы, природных богатств, их использовании населением в хозяйственной деятельности;

-раскрыть характер, сущность и динамику основных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих на Земле;

-развивать практические умения извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним лабораторные работы и характеристики растений и животного мира;

- научить устанавливать связи в системе биологических знаний.

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь основой для изучения естественных наук в старшей школе. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством И.П.Пономарев. Учебное содержание курса биологии включает: «Биология. 5 класс». 35ч. 1 ч в неделю. Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства.



1.2.Описание места учебного предмета «Биология 5 класс» в учебном плане.

Для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Учебный предмет Биология относится к предметной области Естественно научные предметы учебного плана основного общего образования . Рабочая программа разработана на основе программы Биология: программа: 5-9 классы / И.П. Пономарев, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М. : Вентана – Графа, 2013. – 128 с.




.1.3. Описание учебно- методического комплекта, включая электронные ресурсы.

1. Пономарев И.П. Биология. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных / И.П. Пономарев, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 128с.

2. Пономарев И.П. Биология. Начальный курс: 5 класс: рабочая тетрадь / И.П.Пономарев. – М. : Вентана-Граф, 2013

Дополнительная литература для учащихся:

1.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1.

– М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

2.Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. –

528с.: ил.

  1. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с..

















2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.



Личностные результаты:

1.Соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и

инструментами;

2.Выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

3.Выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

4.Осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

5.Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

6.Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

7.Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

8. Смысловое чтение.

9. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.



Предметными результатами:

1.Осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2.Рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3.Использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4.Объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.




























3.Содержание учебного предмета.



Тема 1. Биология – наука о животном мире.(9 ч.).

Биология – наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (микроскоп, лупа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.

Демонстрации

1.Приборы и оборудование.

2.Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений.

3. .Схемы и видеоматериалы о делении клетки.

4.Микропрепараты различных растений.

Лабораторные работы

1. Изучение строения увеличительных приборов (микроскоп, лупа)

2.Знакомство с клетками растений.

Экскурсия

Осенние явления в жизни растений и животных.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.


Тема 2. Многообразие живых организмов.(12 ч.).

Разнообразие живой природы. Царство живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника – наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Демонстрации

Гербарий экземпляры растений. Таблицы видеоматериалы. Микропрепараты.

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные работы

1. Знакомство с внешним строением растения.

2. Наблюдение за передвижением животных.


Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч.).

Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.

Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования.


Тема 4. Человек на планете Земля (6 ч.).

Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник – неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.

История влияния человека на природу. Осознания человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергия и др.)

Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатства живого мира.

Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.

Демонстрации

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.


















  1. Тематическое планирование.




п/п

Названия раздела

Кол-во часов

1.

Биология - наука о живой природе.

9

2.

Многообразие живых организмов.

12

3.

Жизнь организмов на планете Земля.

7

4.

Человек на планете Земля.

6

5.

Резерв.

1

Итого:

35 ч.

35 ч.