СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологи 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 10 класса. Включает пояснительную записку, планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологи 10 класс»


Пояснительная записка

Современная биология становится лидером естествознания, выдвинутая на одно из центральных мест в обосновании системы отношений между обществом и природой. Научно-технический прогресс достиг такого этапа, когда не только специалист, но и каждый человек должен обладать системой биологических знаний, без которых невозможно ни рациональное использование природных ресурсов, ни решение насущных проблем многих отраслей производства и охраны окружающей среды.

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Основные цели изучения биологии в школе:

- формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

- овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;

- овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;

- воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, то есть гигиенической, генетической и экологической грамотности;

- овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть «умения учиться».

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям обучающихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.

В процессе обучения теории и развития общебиологических понятий реализуются различные типы и формы межпредметных связей, установление которых облегчается тем, что общеобразовательные естественнонаучные курсы (химия, физика, математика) изучаются до общей биологии.

На разных этапах урока и для организации выполнения домашнего задания с учетом дифференцированного подхода применяются дидактические карточки. Они позволяют интенсифицировать процесс обучения, включить в работу обучающихся с разной подготовленностью и активизировать их познавательную самостоятельность. В качестве форм и методов контроля используются устный опрос (фронтальный и индивидуальный), письменный, используется тестирование (также и в формате ЕГЭ).

Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение лабораторной работы, которая проводится после подробного инструктажа и ознакомления обучающихся с установленными правилами техники безопасности.

Данная рабочая программа соответствует федеральным стандартам образования, линия В. В. Пасечника. Планирование рассчитано для обучающихся 10 классов. Программа рассчитана на 34 часа - 17 блоков (1 ч в неделю) и соответствует учебнику «Биология. Общая биология 10 – 11 классы», авторы А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник (2011г.).


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • Основные положения биологических теорий (клеточной);

  • Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;

  • Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;

  • Вклад учёных в развитие биологической науки;

  • Биологическую терминологию и символику.


Уметь

  • Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.

Решать:

  • Элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

Выявлять:

  • Приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • Сравнивать:

биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих) делать выводы на основе сравнения.

  • Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно – популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики вредных привычек, заболеваний, правил поведения в природной среде;

  • Оказания первой помощи при простудных заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).














Учебно-тематический план


п/п

Раздел

Тема

Кол-во

часов (всего)

Вид занятий

(количество часов)

Лабораторные работы

(количество

часов)

Контрольные

работы

(количество

часов)

1


Введение в биологию


4



2


I

Основы цитологии


16

«Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»;

«Сравнение строения клеток растений и животных»;

«Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений».

«Строение клетки»

3

II

Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

«Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».


4

III

Основы генетики

6

«Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм»; «Составление простейших схем скрещивания»; «Построение ва­риационной кривой», «Решение генетических задач».


5

IV

Генетика человека

2

«Составление родословной»;

«Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

«Основы генетики»


6

Итого:

34
















Учебная программа


п/п

Блочное планирование

(№ и тема раздела, тема блока)

Основное содержание

Ученик должен

знать

Ученик должен

уметь

Межпред-метные

связи

1

Введение.

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии.

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.


Знать предмет и задачи биологии, основные направления развития современной биологии и методы.

Уметь объяснять развитие биологии как науки.

Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения


2

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи.

Сущность жизни и свойства живого. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы.

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».


Знать свойства живого и уровни организации живой материи.

Уметь объяснять каждый уровень и приводить примеры.


3

I. Основы цитологии.

Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Вода и минеральные вещества.

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн) 1.Этапы создания клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.



Знать основные методы в цитологии; основные положения клеточной теории; значение воды и минеральных веществ в клетке.

Обосновывать особенности химического состава клетки.

Химия

4

Углеводы, липиды и белки. Их строение и роль в жизнедеятельности клетки.

Роль органических веществ в клетке и организме человека.

Знать строение, структуру и функции белков; строение и функции углеводов и липидов.

Объяснять особенности белков, углеводов и липидов.

Химия

5

Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. АТФ.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.

Знать строение и функции ДНК и РНК.

Объяснять особенности нуклеиновых кислот.

Химия

6

Строение клетки. Клеточная мембра-на, ядро, цитоплаз-ма, рибосомы, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосо-мы, митохондрии, пластиды, органо-иды движения. Лаб. раб. «Изуче-ние строения рас-тительной и жи-вотной клетки под микроскопом».

«Сравнение стро-ении клеток расте-ний и животных»

«приготовление и описание микропре-паратов клеток растений»

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Пиноцитоз и фагоцитоз, механизм и особенности. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке.

Знать строение и функции органоидов клетки.

Уметь работать с микроскопом.


7

Сходства и разли-чия в строении прокариотической и эукариотической клеток. Неклеточ-ные формы жизни. Вирусы и бактерио-фаги.

Контрольная раб. «Строение клетки

Доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение вируса: генетический материал, капсид и размножение. Значение в природе и жизни человека: вирусы как возбудители болезней. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа

Знать прокариот, эукариот; строение и особенности вирусов.

Уметь сравнивать строение прокариотической и эукариотической клеток; уметь правильно ориен-тироваться в пройденном материале.


8

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке.

Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Особенности обмена веществ у бактерий, растений и животных. Организм открытая энергетическая система. Этапы энергетического обмена.

Знать этапы энергетического обмена.

Уметь делать выводы о значении обмена веществ.


9

Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез и хемосинтез.

Источники энергии реакций световой и темновой фаз. Типы питания: автотрофное, гетеротрофное, миксотрофное.

Знать способы питания; фазы фотосинтеза.

Уметь объяснять каждую фазу фотосинтеза.

Химия, физика.

10

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код.

Знать этапы синтеза белков.

Уметь объяснять каждый этап биосинтеза белков.


11

II. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз.

Размножение –свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение

Мейоз. Фазы первого и второго мейотическиго деления.

Знать, как происходит митоз, его биологическое значение; знать сущность мейоза

Уметь объяснять рисунки в учеб-нике, сравнивать мейоз и митоз.


12

Формы размножения организмов: бесполое и половое. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

Половое и бесполое размножение. Оплодо-творение наружное и внутреннее, его значение. Искусственное оплодо-творение у растений и животных.


Знать формы размножения; особенности сперматогенеза и овогенеза; сущность оплодотворения.

Уметь характеризовать сущность бесполого и полового размножения.


13

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбиональный периоды.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

Знать сущность онтогенеза.

Уметь объяснять каждый пе-риод эмбри-онального и постэмбрионального раз-вития. Уметь объяснять отрицательно влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека


14

III. Основы генетики.

История развития генетики. Законо-мерности наследо-вания. Моно – и дигибридное скре-щивание. Закон независимого наследования признаков.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика Законо-мерности наследования, установленные Г.Менделем. анализирующее скрещи-вание. Цитологические основы генетических законов.

Знать генети-ческую терми­нологию и символику, закономерности генетики.

Знать сущность законов Г. Менделя, зако-номерностей изменчивости

Уметь оперировать генетическими понятиями, записывать схемы скрещивания.

Математика

15

Хромосомная тео-рия наследствен-ности. Генетичес-кое определение пола.

Лаб. раб. «Решение генетических задач

Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Знать строение генов и хромосом, как взаимодействуют гены и как определяется пол организма.

Уметь доказывать на примерах взаимодействие генов.

Химия, математика

16

Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Лаб. раб. «Построение ва­риационной кривой».

Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наслед-ственные болезни человека, их причины и профилактика.

Знать основные формы изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, спо-собы и причины мутагенеза.

Уметь давать характеристику мутациям.


17

IV. Генетика человека.

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. Лаб. раб. «Составление родословной», «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

Контр. раб. «Основы генетики».

Селекция. Влиянии е мутагенов на организм человека. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и проис-хождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее дости-жения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотех-нологии (клонирование человека).


Знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека.

Уметь быстро и правильно ориентироваться в пройденном материале.






Контрольно-измерительные материалы

1. Анастасова Л. П. Самостоятельные работы для учащихся по общей биологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978г., 128с.

2. Биология для поступающих в вузы/ А. Г. Мустафин, Ф. К Лакгуева, Н. Г. Быстренина и др.; Под ред. В. Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк., 1995.- 478с.: ил.

3. Гамбург Л. Ю. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике.- М.: Московский лицей, 2001.- 120с.

4. Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997. – 128с.

5. Тесты, вопросы и задачи по биологии. Составители: Машанова О. Г., Евстафьев В. В., Издательство «Московский лицей», 1997., 120с.







Список литературы

1. Басов В. М. Активные методы обучения на уроках общей биологии / УдГУ. Ижевск, 2001. 40с.

2. Биология для поступающих в вузы / А. Г. Мустафин, Ф. К. Лакгуева, Н. Г. Быстренина и др.; Под ред. В. Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк., 1995.- 478с.: ил.

3. Биология. Школьный курс в 120 таблицах. Москва «АСТ-ПРЕСС», 1997, 128с.

4. Каменский А. А. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 367, [1] с.: ил.

5. Кулев А. В. Общая биология. 10 класс. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003.- 256с. (Серия «Поурочное планирование»).


































1