Пояснительная записка
Современная биология становится лидером естествознания, выдвинутая на одно из центральных мест в обосновании системы отношений между обществом и природой. Научно-технический прогресс достиг такого этапа, когда не только специалист, но и каждый человек должен обладать системой биологических знаний, без которых невозможно ни рациональное использование природных ресурсов, ни решение насущных проблем многих отраслей производства и охраны окружающей среды.
Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Основные цели изучения биологии в школе:
- формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
- овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
- овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
- воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, то есть гигиенической, генетической и экологической грамотности;
- овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение обучающимися УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть «умения учиться».
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям обучающихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
В процессе обучения теории и развития общебиологических понятий реализуются различные типы и формы межпредметных связей, установление которых облегчается тем, что общеобразовательные естественнонаучные курсы (химия, физика, математика) изучаются до общей биологии.
На разных этапах урока и для организации выполнения домашнего задания с учетом дифференцированного подхода применяются дидактические карточки. Они позволяют интенсифицировать процесс обучения, включить в работу обучающихся с разной подготовленностью и активизировать их познавательную самостоятельность. В качестве форм и методов контроля используются устный опрос (фронтальный и индивидуальный), письменный, используется тестирование (также и в формате ЕГЭ).
Для повышения уровня полученных знаний, а также для приобретения практических навыков программой предусматривается выполнение лабораторной работы, которая проводится после подробного инструктажа и ознакомления обучающихся с установленными правилами техники безопасности.
Данная рабочая программа соответствует федеральным стандартам образования, линия В. В. Пасечника. Планирование рассчитано для обучающихся 10 классов. Программа рассчитана на 34 часа - 17 блоков (1 ч в неделю) и соответствует учебнику «Биология. Общая биология 10 – 11 классы», авторы А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник (2011г.).
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать
Основные положения биологических теорий (клеточной);
Строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
Вклад учёных в развитие биологической науки;
Биологическую терминологию и символику.
Уметь
Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.
Решать:
Выявлять:
биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих) делать выводы на основе сравнения.
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно – популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её оценивать.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики вредных привычек, заболеваний, правил поведения в природной среде;
Оказания первой помощи при простудных заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов (всего) | Вид занятий (количество часов) |
Лабораторные работы (количество часов) | Контрольные работы (количество часов) |
1 | | Введение в биологию | 4 | | |
2 | I | Основы цитологии | 16 | «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание»; «Сравнение строения клеток растений и животных»; «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений». | «Строение клетки» |
3 | II | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 6 | «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | |
4 | III | Основы генетики | 6 | «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм»; «Составление простейших схем скрещивания»; «Построение вариационной кривой», «Решение генетических задач». | |
5 | IV | Генетика человека | 2 | «Составление родословной»; «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии». | «Основы генетики» |
6 | Итого: | 34 | | |
Учебная программа
№ п/п | Блочное планирование (№ и тема раздела, тема блока) | Основное содержание | Ученик должен знать | Ученик должен уметь | Межпред-метные связи |
1 | Введение. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. | Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Знать предмет и задачи биологии, основные направления развития современной биологии и методы. | Уметь объяснять развитие биологии как науки. Уметь объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения | |
2 | Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. | Сущность жизни и свойства живого. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Биологические системы. Организм – единое целое. Многообразие организмов. Методы познания живой природы. Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы». | Знать свойства живого и уровни организации живой материи. | Уметь объяснять каждый уровень и приводить примеры. | |
3 | I. Основы цитологии. Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Вода и минеральные вещества. | Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн) 1.Этапы создания клеточной теории. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Химический состав клетки. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека. | Знать основные методы в цитологии; основные положения клеточной теории; значение воды и минеральных веществ в клетке. | Обосновывать особенности химического состава клетки. | Химия |
4 | Углеводы, липиды и белки. Их строение и роль в жизнедеятельности клетки. | Роль органических веществ в клетке и организме человека. | Знать строение, структуру и функции белков; строение и функции углеводов и липидов. | Объяснять особенности белков, углеводов и липидов. | Химия |
5 | Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. АТФ. | Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. | Знать строение и функции ДНК и РНК. | Объяснять особенности нуклеиновых кислот. | Химия |
6 | Строение клетки. Клеточная мембра-на, ядро, цитоплаз-ма, рибосомы, ЭПС, комплекс Гольджи, лизосо-мы, митохондрии, пластиды, органо-иды движения. Лаб. раб. «Изуче-ние строения рас-тительной и жи-вотной клетки под микроскопом». «Сравнение стро-ении клеток расте-ний и животных» «приготовление и описание микропре-паратов клеток растений» | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции. Пиноцитоз и фагоцитоз, механизм и особенности. Строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетке. | Знать строение и функции органоидов клетки. | Уметь работать с микроскопом. | |
7 | Сходства и разли-чия в строении прокариотической и эукариотической клеток. Неклеточ-ные формы жизни. Вирусы и бактерио-фаги. Контрольная раб. «Строение клетки | Доядерные и ядерные клетки. Вирусы – неклеточные формы. Строение вируса: генетический материал, капсид и размножение. Значение в природе и жизни человека: вирусы как возбудители болезней. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа | Знать прокариот, эукариот; строение и особенности вирусов. | Уметь сравнивать строение прокариотической и эукариотической клеток; уметь правильно ориен-тироваться в пройденном материале. | |
8 | Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке. | Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Особенности обмена веществ у бактерий, растений и животных. Организм открытая энергетическая система. Этапы энергетического обмена. | Знать этапы энергетического обмена. | Уметь делать выводы о значении обмена веществ. | |
9 | Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез и хемосинтез. | Источники энергии реакций световой и темновой фаз. Типы питания: автотрофное, гетеротрофное, миксотрофное. | Знать способы питания; фазы фотосинтеза. | Уметь объяснять каждую фазу фотосинтеза. | Химия, физика. |
10 | Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. | Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. | Знать этапы синтеза белков. | Уметь объяснять каждый этап биосинтеза белков. | |
11 | II. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. | Размножение –свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз, сущность и значение Мейоз. Фазы первого и второго мейотическиго деления. | Знать, как происходит митоз, его биологическое значение; знать сущность мейоза | Уметь объяснять рисунки в учеб-нике, сравнивать мейоз и митоз. | |
12 | Формы размножения организмов: бесполое и половое. Развитие половых клеток. Оплодотворение. | Половое и бесполое размножение. Оплодо-творение наружное и внутреннее, его значение. Искусственное оплодо-творение у растений и животных. | Знать формы размножения; особенности сперматогенеза и овогенеза; сущность оплодотворения. | Уметь характеризовать сущность бесполого и полового размножения. | |
13 | Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбиональный периоды. | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека | Знать сущность онтогенеза. | Уметь объяснять каждый пе-риод эмбри-онального и постэмбрионального раз-вития. Уметь объяснять отрицательно влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека | |
14 | III. Основы генетики. История развития генетики. Законо-мерности наследо-вания. Моно – и дигибридное скре-щивание. Закон независимого наследования признаков. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика Законо-мерности наследования, установленные Г.Менделем. анализирующее скрещи-вание. Цитологические основы генетических законов. | Знать генети-ческую терминологию и символику, закономерности генетики. Знать сущность законов Г. Менделя, зако-номерностей изменчивости | Уметь оперировать генетическими понятиями, записывать схемы скрещивания. | Математика |
15 | Хромосомная тео-рия наследствен-ности. Генетичес-кое определение пола. Лаб. раб. «Решение генетических задач | Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | Знать строение генов и хромосом, как взаимодействуют гены и как определяется пол организма. | Уметь доказывать на примерах взаимодействие генов. | Химия, математика |
16 | Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Лаб. раб. «Построение вариационной кривой». | Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наслед-ственные болезни человека, их причины и профилактика. | Знать основные формы изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, спо-собы и причины мутагенеза. | Уметь давать характеристику мутациям. | |
17 | IV. Генетика человека. Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. Лаб. раб. «Составление родословной», «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» Контр. раб. «Основы генетики». | Селекция. Влиянии е мутагенов на организм человека. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и проис-хождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Биотехнология, ее дости-жения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотех-нологии (клонирование человека). | Знать о вредном влиянии курения, употребления алкоголя и наркотиков на наследственность человека. | Уметь быстро и правильно ориентироваться в пройденном материале. | |
Контрольно-измерительные материалы
1. Анастасова Л. П. Самостоятельные работы для учащихся по общей биологии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1978г., 128с.
2. Биология для поступающих в вузы/ А. Г. Мустафин, Ф. К Лакгуева, Н. Г. Быстренина и др.; Под ред. В. Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк., 1995.- 478с.: ил.
3. Гамбург Л. Ю. Сборник задач по ботанике, зоологии, анатомии, общей биологии и генетике.- М.: Московский лицей, 2001.- 120с.
4. Сухова Т. С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997. – 128с.
5. Тесты, вопросы и задачи по биологии. Составители: Машанова О. Г., Евстафьев В. В., Издательство «Московский лицей», 1997., 120с.
Список литературы
1. Басов В. М. Активные методы обучения на уроках общей биологии / УдГУ. Ижевск, 2001. 40с.
2. Биология для поступающих в вузы / А. Г. Мустафин, Ф. К. Лакгуева, Н. Г. Быстренина и др.; Под ред. В. Н. Ярыгина. – М.: Высш. шк., 1995.- 478с.: ил.
3. Биология. Школьный курс в 120 таблицах. Москва «АСТ-ПРЕСС», 1997, 128с.
4. Каменский А. А. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 367, [1] с.: ил.
5. Кулев А. В. Общая биология. 10 класс. Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003.- 256с. (Серия «Поурочное планирование»).
1