АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ /М.М.Лягушкина/ Протокол № ___ от «___»______2016г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _______ /С.Г.Корнева/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________ /Н.Г.Катаманов/ Приказ № ___ от «___»________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БИОЛОГИЯ
для учащихся 10 а класса
среднего (полного) общего образования
базовый уровень
на 2016/-2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника БИОЛОГИЯ. 5 – 11 классы/ авт.-составитель Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Составитель :Мертес Т.Н..
учитель биологии 1 квалификационной категории
с.Родино
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для средней школы и на основе оригинальной авторской программы -Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010,учебного плана МБОУ «Родинская СОШ №1», утвержденного приказом № 80 от 01.09.14, положения о рабочей программе МБОУ «Родинская СОШ №1», утвержденного приказом №122 от 25.11.14, федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержденного приказом Министерства образования и науки № 253 от 31 марта 2014 года, программы развития УУД МБОУ «Родинская СОШ №1», устава МБОУ РСОШ№1.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Общая биология. «Дрофа», 2005. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ РСОШ № 1 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 часа в неделю.
Количество лабораторных работ за год – 8.
Всего: 33часа + 2 часа резерва.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Цель: | |
Задачи: | изучение общих свойств живого, законов его существования и развития, формирование у школьников системы общебиологических знаний для осуществления интеллектуальной и практической деятельности, воспитание познавательного интереса путем вовлечения учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия» новых знаний. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
основные положения биологических теории (клеточная);
строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процесс естественного и искусственного отбора, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.
Использовать приобретенные ЗУН для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Контроль и оценка планируемых образовательных результатов обучающихся
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Так записано в «Концепции модернизации и российского образования на период до 2010 года».
Одной из основных проблем компетентностного подхода является создание общепринятой методики формирования ключевых компетенций и определение адекватных средств её реализации. Названную проблему в значительной степени можно решить, организуя в школе исследовательскую деятельность, как в урочное, так и внеурочное время. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности идёт разными способами через разработку проектов, написание рефератов, лабораторно-практические уроки и т.п. Данный вид деятельности, его систематическая организация, например, на уроках, биологии помогает решить ряд требований к выпускникам общеобразовательной школы и будущим абитуриентам.
Компетентностный подход в педагогике позволяет учителю максимально вовлечь учащихся школы к различным видам деятельности, соединить воедино урочную и внеурочную деятельности учащихся, раскрыть индивидуальные особенности и развивать их как личность.
Особенности организации учебного процесса
Образовательные технологии | Формы организации учебной деятельности | Методы и приёмы обучения |
Технология развивающего обучения Технология проблемного обучения Здоровьесберегающие технологии Проектная технология | Поисковая беседа Самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы Лабораторные практикумы Практические занятия Дискуссионные занятия Экскурсии Проекты | 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности 3)методы контроля Устный опрос Письменный опрос (проверочные работы, тесты) |
Для контроля уровня обученности используются традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета.
Особое внимание при контроле знаний следует уделить проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой.
Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через проведение наблюдений (в том числе летние), эксперимента, практических и лабораторных работ, решение логических задач и др.
Особенность предмета «Биология» отражена в программных требованиях к практическим умениям учащихся. При проверке знаний и умений следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но и практических умений.
В программах, разработанных авторскими коллективами к действующим УМК по биологии не всегда указаны четкие различия между формулировками «практическая работа» и «лабораторная работа». Иногда данные понятия совпадают.
Практические и лабораторные работы проводятся как индивидуально, так и для пары или группы учащихся. Поэтому учитель заранее сообщает график выполнения этих работ.
При оценке результативности выполнения практической и лабораторной работы учитель использует следующие критерии:
умение ученика применять теоретические знания при выполнении работы;
умение пользоваться приборами, инструментами, самостоятельность при выполнении задания;
темп и ритм работы, четкость и слаженность выполнения задания;
достижение необходимых результатов;
оформление результатов работы.
Формы текущего контроля: Формы итогового контроля |
|
Календарно-тематический поурочный план
для 10 класса «Общая биология »
(35 часов, 1 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Оборудование | Планируемая дата | Фактическаядата | |
Тема 1. Биология как наука. Методы научного познания. 4 часа | | | | |
1 (1) | Краткая история развития биологии | 1 | Знать, что изучает общая биология и уметь охарактеризовать уровни ор-ганизации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Уметь объяснять основные свойства живых организмов: обмен веществ, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость и уметь привести примеры представителей 5 царств живой природы - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. | Портреты учёных-биологов и естествоиспытателей, таблицы и схемы. Схема «Основные этапы научного исследования», приборы и схемы для биологических исследований. Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие некоторые свойства живого. Таблицы и схемы, иллюстрирующие уровни организации живого на Земле, таблицы с изображением различных биогеоценозов. | 01.09-06.09 | | |
2 (2) | Методы исследования в биологии | 1 | 08.09-13.09 | | |
3 (3) | Сущность жизни и свойства живого | 1 | 15-09-20.09 | | |
4 (4) | Уровни организации живой материи | 1 | | | |
Тема 2. Клетка 10 часов | | | | | 22.09-27.09 |
1 (5) | Методы цитологии. Клеточная теория | 1 | Знать особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, жиров и других липидов, витаминов, строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке, особенности строения молекул ДНК, РНК и АТФ, их биологическое значение, основные положения клеточной теории и основные отличия в строении клеток организмов разных царств, строение и функции цитоплазмы, клеточных мембран, органоидов клетки, клеточных включений, сущность и значение обмена веществ в клетке. Особенности энергетического обмена клетки и значение митохондрий в процессах клеточного дыхания, основные особенности этапов биосинтеза белка в клетке, особенности строения и жизнедеятельности бактерий и вирусов, их значение в природе и жизни человека. Уметь объяснять функции белков особенностями строения их молекул, схематически изображать нуклеотиды и структуру АТФ, процесс удвоения ДНК, объяснить биологическое значение изученных химических веществ особенностями строения и химическими свойствами их молекул, доказать материальное единство органического мира, уметь построить схему транскрипции и объяснить принцип реализации генетической информации, объяснить особенности строения клеток особенностями их функционирования. | Комплект таблиц. Общая биология 1. Цитология и генетика.Таблицы по общей биологии Структурная объёмная модель ДНК, таблицы «Строение молекулы ДНК», «Удвоение молекулы ДНК». лабораторное оборудование, микроскопы, микропрепараты, влажные препараты растительных клеток, научно-популярная литература о вирусах Таблицы с изображением вирусов и бактериофагов, научно-популярная литература о вирусах Схемы энергетического обмена, трёх его этапов. Гербарные экземпляры растений. Модель-аппликация синтез белка. Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие процессы метаболизма, пластический и энергетический обмен, таблица «Структура оперона и процесс его работы».Гербарий по морфологии и биологии растений | 29.09-04.10 | | |
2 (6) | Химический состав клетки. | 1 | 06.10-11.10 | | |
3 (7) | Неорганические вещества и их роль в клетке. | 1 | 13.10-18.10 | | |
4 (8) | Органические вещества и их роль в клетке. | 1 | 20.10-25.10 | | |
5 (9) | Органические вещества и их роль в клетке. | 1 | 27.10-01.11 | | |
6 (10) | Строение клетки. Л.р.№1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. | 1 | 10.11-15.11 | | |
7 (11) | Основные части и органоиды клетки, их функции;эукариотические и прокариотические клетки Л.р.№2. Сравнение строения клеток растений и животных. | 1 | 17.11-22.11 | | |
8 (12) | Строение и функции хромосом. Л.р.№3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | 1 | 24.11-29.11 | | |
9 (13) | Реализация наследственной информации в клетке | 1 | 01.12-06.12 | | |
10 (14) | Вирусы | 1 | 08.12-13.12 | | |
Тема 3. Организм19 часов | | | | | 15.12-20.12 |
1 (15) | Организм- единое целое. Многообразие живых организмов. | 1 | Знать особенности и биологическое значение бесполого размножения и его форм; значение деления клетки и особенности интерфазы и фаз митоза, особенности и биологическое значение полового размножения, основные фазы мейоза и особенности гаметогенеза яйцеклеток и сперматозоидов, сущность процесса оплодотворения, особенности строения зиготы, особенности оплодотворения у цветковых растений, закономерности онтогенеза позвоночных и вредное влияние курения и употребления алкоголя и наркотиков на развитие зародыша человека, основные понятия, задачи и методы генетики, генетическую терминологию и символику, знать законы Менделя, закон Моргана и понимать основные положения хромосомной теории, хромосомный механизм определения пола и о сцепленном с полом наследовании, виды наследственной изменчивости, типы мутаций и виды мутагенов, способы и причины мутагенеза, формулировку закона гомологических рядов, причины и сущность модификационных изменений. Уметь объяснить механизм, обеспечивающий постоянство числа и формы хромосом в клеточном ядре, делать вывод о материальном единстве живой природы и её познаваемости, уметь устанавливать родство организмов и делать вывод об их родстве, записывать схемы скрещивания, уметь решать основные типы генетических задач, строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака, доказывать материальное единство природы, её познаваемость | Комплект таблиц. Общая биология 1. Цитология и генетика.Таблицы по общей биологии. Модель ДНК, таблицы «Жизненный цикл клетки», «Удвоение молекулы ДНК», модель-аппликация «Деление клетки», комнатные растения, фотографии растений. модели цветков покрытосеменных растений, гербарные экземпляры цветущих растений, модели цветков покрытосеменных растений, семена различных с/х культур. Портреты учёных-генетиков. Модель-аппликация «Законы Менделя».Фотографии мутантов в живой природе.Таблицы темы, рисунки и фотографии организмов с различными видами изменчивости.Гербарий по морфологии и биологии растений. Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП. Набор для лабораторных работ. Микроскопы.Набор микропрепаратов по общей биологии. Интерактивное пособие с комплектом таблиц "Вещества растений. Клеточное строение". Комплект морфологических и систематических гербариев. Комплект муляжей «Результат искусственного отбора на примере культурных растений».Биологическая микролаборатория | 15.12-20.12 | | |
2 (16) | Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. | 1 | 22.12-27.12 | | |
3 (17) | Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий | 1 | 12.01-17.01 | | |
4 (18) | Размножение-свойство организмов. Половое и бесполое размножение | 1 | 19.01-24.01 | | |
5 ( 19) | Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. | 1 | 26.01-31.01 | | |
6 (20) | Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | 1 | 02.02-07.02 | | |
7 (21) | Оплодотворение, его значение | 1 | 09.02-14.02 | | |
8 (22) | Индивидуальное развитие организма. Л.р.№4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. | 1 | 16.02-21.02 | | |
9 (23) | Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина на развитие зародыша человека. | 1 | 23.02-28.02 | | |
10 (24) | Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. | 1 | 02.03-07.03 | | |
11 (25) | Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем Л.р.№5. Составление простейших схем скрещивания. | 1 | 09.03-14.03 | | |
12 (26) | Хромосомная теория наследственности. Л.р.№6. Решение элементарных генетических задач. | 1 | 16.03-21.03 | | |
13 (27) | Наследственная и ненаследственная изменчивость | 1 | 30.03-04.04 | | |
14 (28) | Влияние мутагенов на организм человека. Л.р.№7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. | 1 | 06.04-11.04 | | |
15 (29) | Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для медицины и селекции. | 1 | 13.04-18.04 | | |
16 (30) | Наследование признаков у человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика | 1 | 21.04-25.04 | | |
17 (31) | Этические аспекты развития исследований в биотехнологии. Л.р.№8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | 1 | 04.05-09.05 | | |
18 (32) | Генетика- теоретическая основа селекции. Селекция. | 1 | 11.05-16.05 | | |
19 (33) | Биотехнология, её достижения, перспективы развития. | 1 | Обобщение | 18.05-23.05 | | |
Итого: 33ч 2 ч. резерв | | | | | 11.05-16.05 |
Учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы
УМК по биологии 5-11 класс.
1. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника/авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010. – 92
2.Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2005. – 367с.
3.Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы»/ Т.А. Козлова. - 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 286 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
4.Пасечник В.В. Биология. Общая биология. 10-11 классы: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «. Биология. Общая биология. 10-11 классы» / В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. – 159 с.
Основная литература:
Лысенко И.В. Биология. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Каменского, В.В. Пасечника. – Волгоград: Учитель, 2009. 217с.
Тепаева Л.А. Биология. 10-11 классы: организация контроля на уроке. Контрольно-измерительные материалы. – Волгоград: Учитель, 2010. 223с.
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Общая биология». 9 кл.; 10-11 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 248 с. – (Портфель учителя).
Мухамеджанов И.Р. Тесты, зачеты, блицопросы по биологии: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 224с. – (Мастерская учителя биологии).
Амахина Ю. В. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебникам С.Б. Данилова, А.И. Владимирской, Н.И. Романовой «Биология». 10 и 11 классы: базовый уровень. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 40с. – (Инновационная школа).
Дикарев С. Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 112 с.: ил. (Педагогический практикум)
Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 кл.: Метод.пособие. – М.: Дрофа, 1997. – 128с.
Козлова Т.А., Колосов Н.С. Дидактические карточки-задания по общей биологии. 10-11 классы. – М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 1997.- 96 с.: ил.
Дополнительная и научно-популярная литература
1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.
2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
3. Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995.
4. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
5. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
6. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.
Интернет – ресурсы.
www.spheres.ru
www.shishlena.ru
http: //bio.1september/ru
http://lppbio.ucoz.ru/index/botanika/0-17
http://mirbiologii/ru
http://www.openclass.ru
http://www.bioloogyexpets.ru
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Цифровые образовательные ресурсы
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии
Печатные демонстрационные пособия (плакаты)
Органоиды клетки
Натуральные объекты
Комплект гербариев с электронным пособием
Комплект морфологических и систематических гербариев
Объекты натуральные
- набор микропрепаратов по общей биологии,
- видеофильм «Размножение и развитие организмов».
Оборудование для проведения демонстрационных опытов и исследовательских работ с использованием компьютера
Преобразователь сигнала USB с программным обеспечением и метод. Рекомендациями
Датчик температуры 0-100
Кабель расширения к преобразователю сигнала USB
Барометрический датчик
Датчик кислорода
Датчик углекислого газа
Датчик рН
Комплект из 3-х быстрых датчиков температуры
Набор веществ для приготовления буферных растворов
Комплект приборов, посуды и расходных материалов для демонстрационного практикума
Комплект цифровых USB-датчиков для проектной деятельности по биологии
Приборы (демонстрационные)
Микроскоп учебный УМ-301
Комплекты для лабораторных опытов и практических занятий
Весы электронные до 2000 гр.
Биологическая микролаборатория
Весы учебные с гирями до 200 г.
Термометр лабораторный
Термометр электронный
Цифровой микроскоп
Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
Зажим пробирочный ЗП
Колба коническая Кн-1-500-34
Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
Мензурка 500 мл
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
Цилиндр измерительный 250 мл
Чаша выпарительная
Шпатель фарфоровый
Штатив лабораторный
Лоток для раздаточного материала
Препаровальные инструменты
Лист изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Причина изменений | Подпись учителя, внесшего изменения |
АДМИНИСТРАЦИЯ РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО __________ /_М.М.Лягушкина / Протокол № ___ от «___»______2016 г. | «СОГЛАСОВАНО» Зам.директора по УВР _______ /С.Г.Корнева/ | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы _________ /Н.Г.Катаманов/ Приказ № ___ от «___»________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
БИОЛОГИЯ
для учащихся 11 класса
среднего (полного) общего образования
базовый уровень
на 2016 - 2017 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника БИОЛОГИЯ. 5 – 11 классы/ авт.-составитель Г. М. Пальдяева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
Составитель: Мертес Т.Н.
учитель биологии первой квалификационной категории
2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для средней школы и на основе оригинальной авторской программы - Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010, учебного плана МБОУ «Родинская СОШ №1», утвержденного приказом №_____, положения о рабочей программе МБОУ «Родинская СОШ №1», утвержденного приказом №_______, федерального перечня учебников на 2013-2014 учебный год, программы развития УУД МБОУ «Родинская СОШ №1».
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. «Дрофа», 2005. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ РСОШ № 1 данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 часа в неделю.
Количество лабораторных работ за год – 8.
Всего: 32часа + 3 часа резерва.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Цель: | |
Задачи: | изучение общих свойств живого, законов его существования и развития, формирование у школьников системы общебиологических знаний для осуществления интеллектуальной и практической деятельности, воспитание познавательного интереса путем вовлечения учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия» новых знаний. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения предмета учащиеся должны:
Знать/понимать:
основные положения биологических теории (клеточная);
строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику.
Уметь:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира, единство живой и неживой природы, родство живых организмов, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, процесс естественного и искусственного отбора, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически её оценивать.
Использовать приобретенные ЗУН для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
3. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для контроля уровня обученности используются традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Тематический поурочный план
для 11 класса «Общая биология »
(35 часов, 1 часа в неделю)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
Тема 1 Вид 20 ч |
1 | История эволюционных идей. Вводный инструктаж по Т.Б. | 1 | |
2 | Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка . | 1 | |
3 | Развитие эволюционной теории Ч. Дарвина | 1 | |
4 | Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира | 1 | |
5 | Вид, его критерии. Инструктаж по Т.Б Л. р№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию» | 1 | |
6 | Популяция – структурная единица вида, единица эволюции | 1 | |
7 | Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд | 1 | |
8 | Естественный отбор – главная движущая сила эволюции | 1 | |
9 | Результаты эволюции. Инструктаж по Т.Б. Практическая работа№1 « Выявление изменчивости у особей одного вида» | 1 | |
10 | Инструктаж по Т.Б. Причины вымирания видов. Практическая работа№2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания» | 1 | |
11 | Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. | 1 | |
12 | Синтетическая теория эволюции | 1 | |
13 | Биологический прогресс и регресс | 1 | |
14 | Гипотезы происхождении жизни | 1 | |
15 | Отличительные признаки живого. Инструктаж по Т.Б. Практическая работа№3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | 1 | |
16 | Усложнение живых организмов в процессе эволюции. | 1 | |
17 | Гипотезы происхождения человека. Инструктаж по Т.Б. Практическая работа№4 « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | 1 | |
18 | Доказательства родства человека с млекопитающими животными | 1 | |
19 | Эволюция человека | 1 | |
20 | Происхождение человеческих рас. Тесты | 1 | |
Тема 2 ЭКОСИСТЕМЫ 11 Ч |
21 | Экологические факторы их значение в жизни организмов. | 1 | |
22 | Биологические ритмы | 1 | |
23 | Основные типы экологических отношений. Инструктаж по т.б. Л.р.№2Решение экологических задач | 1 | |
24 | Видовая и пространственная структура экосистем. Инструктаж по Т.Б. Л. р.№3 « Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)». | 1 | |
25 | Пищевые связи, круговорот веществ. Практическая работа №5« Составление схем передачи веществ и энергии» | 1 | |
26 | Причины устойчивости и смены экосистем. Практическая работа№6 « Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | 1 | |
27 | Инструктаж по Т.Б. Экологические сукцессии. Практическая работа№7 « Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» | 1 | |
| Биосфера – глобальная экосистема -2 ч | 1 | |
28 | Биосфера глобальная экосистема. Учение В.И. Вернандского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. | 1 | |
29 | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Практическая работа№8« Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, пути решения глобальных экологических проблем» | 1 | |
30 | Биосфера и человек. Правила поведения в природе. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. | 1 | |
31 | Биомасса. Биологический круговорот (на примере углерода). Эволюция биосферы | 1 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1 |
32 | ЭКСКУРСИЯ « Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы) | 1 | |
Итого | | 32ч | 3ч. резерв |
Учебно-методическое обеспечение реализации рабочей программы
УМК по биологии 5-11 класс.
Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.
Дополнительная и научно-популярная литература
1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. Т. 1-3. М.: Мир, 1987.
2. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
3. Воробьев Ф.И. Эволюционное учение: вчера, сегодня… М.: Просвещение, 1995.
4. Иорданский Н.Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
5. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. М.: Дрофа, 2008.
6. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2008.
7. Медников Б.М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995.
8. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998.
Интернет – ресурсы.
www.spheres.ru
www.shishlena.ru
http: //bio.1september/ru
http://lppbio.ucoz.ru/index/botanika/0-17
http://mirbiologii/ru
http://www.openclass.ru
http://www.bioloogyexpets.ru
http: //vneuroka.ru
hhttp://www.biology.ru
http://biologiya.net
http://edu.km.ru
http:;//www.uchpooortal.ru
http://school-collection.edu.ru
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы
Цифровые образовательные ресурсы
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии
Экранно-звуковые пособия
Объекты натуральные
- набор микропрепаратов по общей биологии,
- видеофильм «Размножение и развитие организмов».
Оборудование лабораторное
Приборы
Лупа (7-10*)
Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные)
Оборудование для опытов
Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
Зажим пробирочный ЗП
Колба коническая Кн-1-500-34
Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
Мензурка 500 мл
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
Цилиндр измерительный 250 мл
Чаша выпарительная
Чаша коническая с обручем 190 мм
Шпатель фарфоровый
Штатив лабораторный Шлб
Лоток для раздаточного материала
Препаровальные инструменты
Иглы препаровальные
Пинцет анатомический с насечкой
Ножницы с одним острым концом
Скальпель брюшистый
Рулетка (10 м)
Укладка для луп (по 10 шт)
Лист изменений
Дата внесения изменений | Характеристика изменений | Причина изменений | Подпись учителя, внесшего изменения |