СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс . Профильный уровень

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФКГОС  ООО   (ФКГОС СОО) в  ред. от 23.06.2015, с учетом Примерной программы по… и на основе авторской программы: В.Б. Захаров «Программа среднего (полного) общего образования по биологии». X-XI классы. Профильный уровень..

[Программы для общеобразовательных учреждений .Биология 6-11 классы.рМ., «Дрофа»,2007г.].

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс . Профильный уровень»

МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»

МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»












Рабочая программа

учебного предмета

«Биология»

10-11 класс

Среднее общее образование

Профильный уровень.

Срок реализации 2 года.













Составители:


Рабочая программа составлена в соответствии с ФКГОС ООО (ФКГОС СОО) в ред. от 23.06.2015, с учетом Примерной программы по… и на основе авторской программы: В.Б. Захаров «Программа среднего (полного) общего образования по биологии». X-XI классы. Профильный уровень..

[Программы для общеобразовательных учреждений .Биология 6-11 классы.рМ., «Дрофа»,2007г.].




Заглубоцкая Л.В.

Кочкина Н.Л.,

Учителя биологии и экологии МОУ «ГПЛ»








Ухта 2015г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФКГОС ООО (ФКГОС СОО) в ред. от 23.06.2015, с учетом Примерной программы по… и на основе авторской программы: В.Б. Захаров «Программа среднего (полного) общего образования по биологии». X-XI классы. Профильный уровень..

[Программы для общеобразовательных учреждений .Биология 6-11 классы.рМ., «Дрофа»,2007г.].

Главной целью рабочей программы является реализация содержания среднего общего образования на профильном уровне по предмету «Биология» в количестве 210 часов. 3 недельных часа.

Основные задачи:

Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации.

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


В рабочей программе по сравнению с авторской внесены следующие изменения:

Из программы исключен раздел «Экология» и сокращены часы изучение темы «Биосфера и человек», т.к. эти темы включены в программу учебного предмета «Экология» в 10- классе.

В начале учебного года в программу 10 и 11 класса включены темы на повторение ранее изученного материала. В 10 классе 10 часов отведено на повторение разделов «Ботаника», «Зоология», «Анатомия человека». А в 11 классе 11 часов на повторение тем , пройденных в 10 классе.

Несколько изменён порядок изучения тем в 10 классе. Чтобы не разрывать тему «Основы генетики и селекции» на два года в 10 и 11 классе, тема «Индивидуальное развитие организмов» из 10 класса переносится на 11 класс и изучается после темы «Повторение». Увеличены часы на изучение раздела 2 «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле » на 4 часа, т.к. учащиеся посетят геологический музей УГТИ и познакомятся с ископаемыми остатками, найденными на территории Республики Коми.

Увеличено количество часов на изучение тем Раздела 3 «Учение о клетке » и Раздела 6 «Основы генетики и селекции» на 7 часов за счет сокращения часов в Разделе 8 «Развитие органического мира», т.к. этот раздел более доступен для понимания учащимися.

Программагсодержитглицейскийгкомпонент, предусматривающий расширение знаний. Региональный компонент позволяет изучать темы на примере организмов Республики Коми. В программе отведены часы на подготовку к централизованному тестированию и сдаче ЕГЭ.

Реализация программы предусматривается через современные образовательные технологии на основе развивающего и личностно-ориентированного подхода. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, семинарские занятия, лабораторные работы, уроки-практикумы, экскурсии. Для углубления знаний учащимся рекомендуется написание реферативных и учебно-исследовательских работ. Проведение зимней и летней экзаменационной сессии осуществляется за счёт общего количества часов, выделенных на освоение предмета.

Для обучения выбран УМК Сонина Н.И., т.к.:

  1. Программа и учебник содержат материал рекомендованный Госстандартом для изучения на профильном уровне

  2. В учебниках есть материал развивающего характера, что необходимо в работе с лицеистами.

  3. УМК является логическим продолжением линии Сонина Н.И. 6-9 класс.


Тематическое планирование. 10 класс

Наименование раздела

Количество часов

Из них контрольных работ.

Из них практическая часть

Из них НРК

1

Повторение

10

1



2

Введение

7

1


2

3

Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле.

9

1



4

Учение о клетке

36

2

4

5

Размножение и развитие организмов

9

1

1

6

Основы генетики и селекции

37

1

2л+4пр

4



108

7

6л+4пр

11


Содержание учебного материала 10 класс.

(108ч. Зч. в неделю)


Повторение (10ч)

Раздел «Ботаника»: строение, размножение, эволюция растений.

Раздел «Зоология»: беспозвоночные и позвоночные животные, эволюция систем органов.

Раздел «Анатомия человека»: сердечно-сосудистая, нервно-гуморальная системы.

Вводная контрольная работа №1. Вводная

I. Введение в биологию (7ч).

Биология как наука; предмет и задачи общей биологии. Общая биология - дисциплина, изучающая основные закономерности воз­никновения, развития и поддержания жизни на Земле. Отрасли биологии, её связь с другими науками.

Уровни организации живой материи и принципы их выделения: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.

Общие признаки биологических систем . Критерии живых систем. Единство химического состава живой материи; основные группы хи­мических элементов и молекул, образующие живое существо био­сферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость. Рост и раз­витие. Раздражимость; формы реакции организмов на внешнее воз­действие (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы, настии) Ритмичность процессов жизнедеятельности.

Энергозависи­мость живых организмов; Формы потребления энергии. Методы исследования, используемые в биологии. Царства живой природы; естественная классификация живых орга­низмов.

Роль биологических теорий, идей , гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Лицейский компонент:

Причины биологических ритмов, их значение. Видовое разнообразие крупных систематических групп.

Региональный компонент:

Биологические ритмы живых организмов Р.К.

Многообразие живого мира Р.К.

Контрольная работа №2 Многообразие живого. Критерии живых систем

2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (9ч). пппппппппппппппппппппппппп

История представлений о возникновении жизни. Мифологические представления. Первые научные попытки объясне­ния сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, эксперименты А. Пастера. Развитие представлений о возникновении жизни в ХIХ-ХХ в. Теории вечности жизни. Материалистические представлений о возникновении жизни на Зем­ле.

Совре­менные представления о возникновении жизни эволюция химических элементов в космическом пространстве. Химические предпосылки возникновения жизни. Первичная атмосфера и эволю­ция химических элементов, неорганических и_органических веществ. Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теория происхождения протобиополи-
меров. Эволюция протобиотов. Начальные этапы биологической
эволюции. Сущность и главные события биологической эволюции . Возникновение фотосинтеза, эукариот, многоклеточность. Современные представления о возникновении жизни.

К.р.№3 «Возникновение жизни на земле».

3. Учение о клетке (36ч).

Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки. Два типа кле­точной организации, протокариотические и эукариотические клетки.

Элементарный состав живого вещества биосферы. Распространен­ность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макро- и микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических веществ.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, её свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда биохимических превра­щений, роль воды в терморегуляции и др. Соли неорганических ки­слот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и под­держание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечение про­цессов жизнедеятельности.

Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление веществ в клетку.

Органические вещества. Строение и функции органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.Биологические полимеры-белки. Структур­ная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и чет­вертичная структура), свойства белков: водорастворимость, денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация - биологический смысл практическое значение. Функции белков. Био­логические катализаторы - белки их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности.

Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов.

Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров - полиса­харидов.

Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и ис­точник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие на основе функциональной активности на уровне клетки и целостно­го организма.

ДНК - молекулы наследственности; История изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, пра­вило комплементарности [правило Чаргоффа], двойная спираль [Уотсон и Крик]; биологическая роль ДНК; генетический код наслед­ственной информации из поколения в поколение. Передача наследст­венной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция, РНК, структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомные и регуляторные РНК. АТФ.

Витамины: источники поступления, функции в организме.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Форма и размеры протокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализа­ции наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий; автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и ана­эробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение; половой процесс у бактерии; рекомбинации Место и роль прокариот в биоценозах.

Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Цитоплазма эукариотических клеток. Мембранный принцип организации клеток. Строение и функции клеточных мембран. Морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур, строение и функции мембранных органоидов клетки. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосома, механизм внутриклеточного пищеварения. Ми­тохондрии - энергетические станции клетки; механизмы клеточного дыхания. Строение и функции немембранных органоидов клетки. Рибосомы и их участие в процессе трансляции. Клеточный центр.

Ор­ганоиды движения жгутики и реснички. Цитоскелет. Спец. органоиды цитоплазмы, сократительные вакуоли и др. Особенности строения растительных клеток, вакуоли и пластиды. Виды пластид; их струк­турные и функциональные возможности. Клеточная стенка.

Строение и функции ядра. Ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значения для ядра. Химический состав , строение и функции хромосом. Хромосомы. Кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Дипло­идный и гаплоидный наборы хромосом.

Метаболизм- основа существования живых организмов . Обмен веществ ипревращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций об­мена веществ. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапрофиты, паразиты. Автотрофы (хемотрофи и фототрофы). Пластический и энергетический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер . Реакции биосинтеза. Анаболизм. Реализация наследственной информации - биологический синтез белков в клетке. Транскрипция; её сущность и механизм. Энергетический обмен - катаболизм. Структура и функ­ции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом, неполное (бескислородное) расщепление. Полное ки­слородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Со­пряжение расщепления глюкозы в клетках с распадом и синтезом АТФ. Брожение и дыхание Фотосинтез. Световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза, процессы в ней протекающие, использование энергии. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Понятие о гомеостазе; регуляция превращения веществ и энергии в клетке. Строение, типы хромосом, репликация. Жизненный цикл клеток. Интерфаза. Митотический цикл. Нарушения митоза, амитоз.

Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и дру­гих учёных.М. Шлейден и Т.Шванн- основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Строения орга­низмов. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучнойкартины мира.

История открытия вирусов. Вклад Д.И. Ивановского в изучение вирусов. Вирусы - внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Взаимодействие вируса и клетки. Меры профилактики, распространение вирусных заболеваний.

Лицейский компонент:

Влияние факторов среды на интенсивность деления клетоклирнаробразованиеоопухолейоулчеловекалиоживотных.

Бактериофаги. Их значение. СПИД. Заболевания животных, растений и человека, вызываемые вирусами.

Роль витаминов в жизни организмов.

Региональный компонент:

Распространение заболеваний, связанных с образованием опухолей в Р.К.


Распространение и борьба со СПИДом в Р.Коми

Роль жиров в приспособлении организмов к условиям сурового климата Р.К.

Заболевания, вызванные бактериями в РК.

Проведение биологических исследований:

Лабораторные работы

№1. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи.

№2 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.

№3 .Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

К.р.№4 «Учение о клетке».

К.р.№5 «Обмен веществ в клетке».


4. Размножение организмов(9ч).

Клетка-генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одно­клеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и много­клеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. Воспроизведение организмов ,его значение.

Передача наследственной информации из поколения в поколение - по­ловое размножение растений и животных. Половая система, органы по­лового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образова­ния половых клеток. Период созревания (мейоз и его фазы); профаза I и процессы в ней происходящие: конъюгация и кроссинговер. Механизм, генетиче­ские последствия и биологический смысл кроссинговера. Период формирования половых клеток. Развитие половых клеток у растений и животных. Оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значе­ние. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение у цветковых растений. Эволю­ционное значение полового размножения.

Региональный компонент:

Вегетативное размножение растений в Р.К.

Лицейский компонент:

Приспособления к перекрёстному опылению у цветковых растений. Смена полового и бесполого поколений у растений.

Лабораторная работа №4 Строение сперматозоида и яйцеклетки.

К.р.№6 «Размножение организмов».


5. Основы генетики и селекции(37ч).

Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученных на процес­сы наследования признаков. История развития генетики. Основные генетические термины и символы. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные ор­ганизмы. Генотип и Фенотип организма; генофонд.

Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) на­следственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Гибридологический метод изучение наследственности. Моногибрид­ное скрещивание. Первый Закон Менделя - закон доминирования. Второй Закон Менделя - закон расщепления. Полное и неполное до­минирование. Закон чистоты гамет и егооцитологическоедобоснова­ние.оМножественныелаллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридноериополигибридноепскрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закономерности сцепленного наследования . Закон Т. Моргана. Полное и не­полное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме.

Генетика пола. Типы определения пола. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол.

Генетическая структура половых хромосом. Наследование при­знаков, сцепленных с полом.

Взаимодействие аллельных (доми­нирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдо­минирование) и неаллельных (комплиментарность, эпистаз и поли­мерия) генов в определении признаков. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хросомная теория наследственности. Теория гена. Современное представление о гене.

Основные формы изменчивости. Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная изменчивость. Виды мута­ций: генные, хромосомные и геномные, их причины . Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций. Значение мутации для практи­ки с/х и биотехнологии. Основные положения мутационной теории. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Уровни воз­никновения различных комбинаций генов и их роль в создании гене­тического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Модификационная изменчивость. Нормы реакции. Закон гомологичных рядов в наслед­ственной изменчивости (Н. И. Вавилов).

Особенности человека как объекта генетического анализа

Методы изучения наследственности человека: генеалогические, близнецовый, цитогенетический. Хромосомные и генетические караты че­ловека. Хромосомные аномалии и вызываемые ими заболевания. Наследственные заболевания человека. Ге­нетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.

Селекция и ее задачи . Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции . Учение о центрах происхождения и многообразие культурных растений и жи­вотных. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Сорт, порода, штамм. Методы селекции и их генетические основы. Особенности селекции растений , живот­ных и микроорганизмов: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный, массо­вый) Отдалённая гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома)

Достижения и основные направления современной селекции. Ученые генетики и их достижения Работы И.В.Мичурина. Значе­ние селекции для развития сельскохозяйственного производства, ме­дицинской, микробиологической и других отраслей промышленно­сти.

Лицейский компонент: Мутагенные факторы (химические, биологические, механические) Факторы среды, определяющие комбинативную изменчивость.

Региональный компонент:

Мутагенные факторы в Р. К.

Значение селекции для с/х Р. К.

Наследственные заболевания в РК и их профилактика.


Лабораторная работа N5 Изучение изменчивости . Построение вариационного ряда и кривой.

№6. Составление родословных.

Контрольные работы №7«Основные законы генетики».

Практические работы

№1. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

№2.Решение задач на неполное доминирование.

3.Решение задач на кодоминирование.

4.Решение задач на взаимодействие неаллельных генов.


Перечень обязательных лабораторных, контрольных и практических работ

Лабораторные работы

Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов , содержащихся в клетках листа элодеи

Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.

Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растения) и вариационного ряда.

Составление родословных.

Контрольные работы

1.Вводная контрольная работа

2.Критерии живых систем . Многообразие живого.

3.Возникновение жизни на земле

4.Учение о клетке

5.Обмен веществ в клетке

6.Размножение организмов

7.Основные законы генетики

Практические работы

1.Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание при полном доминировании.

2.Решение задач на неполное доминирование.

3.Решение задач на кодоминирование.

4.Решение задач на взаимодействие неаллельных генов.


Литература для учащихся

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И.: «Общая биология» 10 класс. Москва: «Дрофа», 2010 г.



Тематическое планирование. 11 класс

Наименование раздела

Количество часов

Из них контрольных работ.

Из них практическая часть

Из них НРК

1

Повторение

11

1



2

Индивидуальное развитие организмов

12

1


1

3

Эволюционное учение

39

3

2

5

4

Развитие органического мира

24

2


3

5

Биосфере

5



1

6

Повторение и подготовка к ЕГЭ

11





итого

102

6

2

10





Содержание учебного материала 11 класс. (102ч, 3ч в неделю)

1.Повторение (11часов).

Химический состав клетки. Белки, их строение и функции. Углеводы и липиды, их строение и функции, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. Законы Менделя. Виды взаимодействия аллельных генов. Виды взаимодействия неаллельных генов. Митоз, мейоз. Фотосинтез. Расщепление глюкозы. Биосинтез белка.

Вводная контрольная работа№1

2.пИндивидуальноеправитие. (12ч)

Реализация наследственной информации в процессе индивидуально­го развития. Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка. Оболочки яйца; активация оплодотворённых яйцеклеток к развитию. Основные стадии эмбрионального развития. Основные закономерности дробления, образование однослойного за­родыша - бластулы. Гаструляция, закономерности образования двух­слойного зародыша - двухслойного

зародыша - гаструлы. Зародыше­вые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и сис­тем. Регуляция эмбрионального развития. Влияние нервной, гуморальной регуляции и факторов среды на развитие эмбрионов.

Управление размножением растений и животных.

Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (ли­чинка, куколка, имаго). Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепро­дуктивный периоды. Старение и смерть. Биологическая продолжи­тельность жизни.

Жизненные циклы и чередование поколений. Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Прорастание семян, формирование побега и корневой системы.

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (за­кон зародышевого сходства К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер). Рабо­ты академика А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбрио­нальном развитии организма. Влияние токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врождённые уродства). Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Лицейский компонент:

Влияние факторов среды на развитие эмбрионов.

Влияние условий среды на старение, смерть и продолжительность жизни

К.р.№2 «Индивидуальное развитие».

3.Эволюционное учение(39ч).

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы. Значение работ К.Линнея по систематике растений и жи­вотных. Труды Ж.Кювье и Ж.Де Сент-Илера. Значение учения Ламарка. Эволюционная тео­рия Ж.-Б.Ламарка. Первые русские эволюционисты.

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в облас­ти естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина о исскуственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная числен­ность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция-элементарная эволюционная единица. Генофонд по­пуляций. Идеальные и реальные популяции Генетическая изменчивость в опопуляциях. Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга. Резервлнаследственной изменчивости популяций. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции.

Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитанияд какп результат ддействия дестественногодотбора. Микроэволюция. Вид, его критерии. Популяция- структурная единица вида. Исследования С.С. Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разноготипа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Современныежпредставленияполвидообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Пути и скорость видо­образования; способы видообразования(географическое и экологическое) видообразование. Многообразия видов как основа устойчивости биосферы.

Макроэволюция.Главные направления эволюционного процесса. Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И Шмальгаузен). Причины биологический прогресс и билогический регресс. Пути достиже­ния биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Основные аромормозы в эволюции растений и животных. Возникновение крупных система­тических групп живых организмов. Основные ароморфозы растений и животных. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катаге­нез как формы достижения биологического процветания организ­мов. Некоторые правила и закономерности эволюционного процесса. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм).

Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесо­образность. Постепенное усложнение организации.

Лицейский компонент:

Причины формирования в ходе эволюции аналогичных и гомологичных органов.

Внутривидовая, межвидовая борьба за существование и борьба с неблагоприятными условиям.

Влияние факторов среды на процесс видообразования.

Региональный компонент:

Виды борьбы за существование на примере организмов Республики Коми.

Представители растений и животных, внесенных в Красную книгу Республики Коми.

Приспособленность организмов к среде обитания в Республике Ко­ми.

Лабораторная работа

№1 Приспособленность организмов к среде обитания в РК.

№2 Изучение критериев вида растений Р.Коми

Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой.

К.р. «Дарвинизм» (тест).

К.р. №3«Макроэволюция».

Зачёт по теме «Микроэволюция».

4. Развитие органического мира.(24ч)

Сущность жизни. Представление о возникновении жизни. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Образование биологических мономеров, биологических полимеров и систем с обратными связями. Развитие жизни на земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспо­звоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция расте­ний, появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распро­странение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млеко­питающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмы­кающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цвет­ковых растений, многообразие насекомых. Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. По­явление первых представителей семейства Люди. Четвертичный пе­риод: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства чело­века, позволяющие его отнести к систематическим группам разного уровня в царстве животных. Гипотезы возникновения человека. Этапы эволюции человека: древней­ший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как социального существа. Популяционная структу­ра вида Homo sapiens. Происхождение человеческих рас; расообразование; единство происхождения рас. Критика расизма и социального дарвинизма.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и об­щественных отношений в становлении человека. Антинаучная сущ­ность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

Региональный компонент:

Изучение окаменелостей найденных в Республике Коми. Экскурсия в музей геологии.

Стоянки древних людей на территории Республики Коми.

К.р. №4 «Происхождение человека» (тест).

Зачет по теме развитие органического мира

5. Биосфера и человек (5ч).

Биосфера – глобальная экосистем. Биосфера, ее границы и структура. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Особенности распространения биомассы на Земле. Продуктивность. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналогии (строитель­ные сооружения, машины, механизмы, приборы и т.д.). Генная инженерия. Биотехнология.

Региональный компонент:

Влияние деятельности человека на кру­говорот веществ в природе Р.Коми

6. Повторение курса общей биологии, подго­товка к ЕГЭ(11ч).

Индивидуальное развитие организма. Дарвинизм. Микроэволюция. Главные направления эволюции

Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Развитие органического мира. Происхождение человека. Биосфера. Работа с бланками ЕГЭ. Работа с тестами ЕГЭ.



Перечень обязательных лабораторных, контрольных работ и экскурсий.

лабораторные работы:

Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Изучение критериев вида растений Р.Коми


Контрольные работы:

Вводная контрольная работа

Индивидуальное развитие

Макроэволюция


Литература для учащихся

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И.: «Общая биология». 11 класс. Москва: «Дрофа», 2010 г.


Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате обучения учащиеся должны:

- характеризовать основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов и других
неорганических веществ в жизни клетки и организмов; строение и
функции гена, генетический код; строение и функции клеток прокариот, эукариот,оавтотрофоиогетеротроф,особенности строенияоилфункционированияовирусов;энергетическийли пластическийлобмен,ихдзначение, особенности пластического обмена у растений, их космическую роль, роль ферментов в обмене веществ; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоян­ства числа, формы и размеров хромосом; митоз, мейоз, оплодотворение и их значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие; основную генетическую терминологию и символику; методы генетики,особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности, модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость, их причины; норму реакции; значение генотипа и ус­ловий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения. Учение Н. В. Вавилова о селекции, цен­трах происхождения культурных растений и пород животных; роль биотехнологий в селекции растений.

- Сравнивать строения клеток автотрофных и гетеротрофных ор­ганизмов,

прокариот и эукариот; митоз и мейоз; генотипы, гомо- и гетерозиготы, мутационную и модификационную изменчивость организмов.

- Обосновывать значение мутаций для эволюции, законов селекции
для генетики.

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости: зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);

- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;

- современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;

- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

- решать задачи разной сложности по биологии;

- составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;

- выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);

- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;

- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- грамотного оформления результатов биологических исследований;

- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  • В результате изучения курса биологии у выпускника должно сформироваться понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания биологии.



Критерии и нормы оценки

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

  • полнота (соответствие объему программы );

  • умение применять полученные навыки на практике.

При оценке учитывается число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные признаки, не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно – следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого – либо характерного факта при описании процесса, объекта). К ним можно отнести оговорки, допущенные по невнимательности, которые ученик исправляет самостоятельно.


Оценка устного ответа.


Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком.

Оценка «4»: ответ полный и правильный, в определенной логической последовательности. Допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по просьбе учителя.

Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.


Оценка письменных контрольных работ


Оценка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Оценка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»: работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом 2-3 несущественные.

Оценка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Оценка «1»: работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.



Оценка тестированного задания


Оценка «5»: выполнен объем заданий – 100%;

правильных ответов 100 – 95%.

Оценка «4»: выполнен объем заданий – 100%;

правильных ответов 95 -75%.

Оценка «3»: выполнен объем заданий –75%;

правильных ответов 75 - 50%.

Оценка «2»: выполнен объем заданий –50%;

правильных ответов менее 50%.

Оценка «1»: ответ отсутствует

Оценка за лабораторную работу.

Оценка « 5»-работа выполняется самостоятельно по инструкции, без помощи учителя. Работа грамотно оформлена в тетради . Правильно сделаны выводы.

Оценка «4»-при выполнении работы ученик нуждается в незначительной помощи учителя .Работа проведена правильно ,но есть неточности в оформлении работы .Выводы сделаны правильно.

Оценка «3»-при выполнении работы ученик нуждается в помощи, но есть ошибки в оформлении работы и в выводах.

Оценка «2»-при выполнении работы ученик нуждается в помощи, есть грубые ошибки при оформлении ,не сделаны выводы.


Критерии оценки реферата


1. Актуальность темы 2б.

2. Наличие приложения -3б.

3. Компетентность и эрудированность докладчика- 5б.

4. Способность понять вопрос и грамотно дать ответ- 2б.

5. Использование иллюстративного материала- 2б.

6. Соблюдение регламента- 1б.

7. Глубина проработки темы -5б.

8. Наличие вывода -2б

9. Соответствие материала и поставленной цели-1б.

10 .Практическая значимость-2б

11. Оформление –соответствует требованиям-5б.


27-30б- 5

26-23б- 4

18-23б- 3


Оценка «5»: изложение обобщенного материала реферата в виде доклада; выделение целей и задач, поставленных автором при рассмотрении данной проблемы; свободное оперирование материалами, рассмотренными при подготовке работы и внесенными в список литературы; формулировка выводов, обобщений, своего мнения по данному вопросу; наличие тезисов доклада.

Оценка «4»: изложение материала реферата в виде доклада без тезисов; оперирование материалами, рассмотренными при подготовке работы; недостаточно точно сформулированы выводы и обобщения.

Рефераты, не соответствующие данным критериям, не засчитываются, предлагается доработка темы



Проектная работа оценивается по следующим критериям:


  • четкость постановки целей и задач (от 0 до 5 баллов);

  • обоснованность (выбранной) методики исследования (от 0 до 2 баллов);

  • полнота освещения (раскрытия) выбранной темы (от 0 до 5 баллов);

  • наличие и значимость выводов, и соответствие поставленных задач (от 0 до 3 баллов);

  • представление полученных данных и их математическая обработка (от 0 до 3 баллов);

  • использование литературных источников (от 0 до 2 баллов);

  • анализ полученных данных (от 0 до 3 баллов);

  • качество оформления работы (от 0 до 3 баллов)


Критерии оценки работ проводимых в форме ЕГЭ


1 .За каждое верное выполнение заданий А1-А36 выставляется 1 балл


2.За верное выполнение заданий В1 - В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.

За верный ответ на задания В7 - В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.


3. За задания С1- если ответ включает 2 элемента ответа , не содержит биологических ошибок выставляется 2 балла.

Ответ включает 1 элемент, или ответ включает 2 элемента ответа, но содержит не грубые ошибки-1 балл.

Ответ неправильный -0 баллов.

За задания С2-С6 ответ включает не менее 3 элементов , не содержит биологических ошибок. -3 балла

Ответ включает 2 из названных элемента и не содержит биологических ошибок , ИЛИ ответ включает 3 элемента ,но содержит негрубые биологические ошибки. -2 балла.

Ответ включает 1 элемент ответа и не содержит грубых

биологических ошибок , ИЛИ ответ включает 2 элемента ,но содержит негрубые биологические ошибки.- 1 балл

Весь ответ мах 65 баллов.

46-65 баллов -5 21-32 балла -3

33-45 баллов- 4 20-0 баллов -2








Приложение к РУП

Поурочно-тематический план.

10 класс.


Повторение (10ч)

1. Морфология растений.

2. Физиология растений

3. Классификация растений.

4. Беспозвоночные животные

5. Позвоночные животные .

6. Эволюция систем органов.

7. Строение кровеносной системы , кровообращения.

8. Строение нервной системы.

9. Анализаторы.

10. Вводная контрольная работа№1


1.ВВЕДЕНИЕ ( 7 ЧАС )

1. Анализ вводной контрольной работы. Предмет и задачи общей биологии.

2. Уровни организации живой природы . Многообразие живого мира Р.К.

3. Критерии живых систем.

4. Формы потребления энергии. Биологические ритмы живых организмов Р.К.

5. Методы исследования, используемые в биологии..

6. Основные свойства животных, растений, грибов и микроорганизмов.

7.Контрольная работа №2 .Критерии живых систем. многообразие живого


2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.( 9ч_)

1. История представлений о возникновении жизни на Земле.

2. Развитие представлений о возникновении жизни в ХIХ-ХХв.

3. Современные пердставления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве.

4.Химические предпосылки возникновения жизни на Земле.

5. Теория происхождения протобиополимеров.

6. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.

7. Сущность и главные события биологической эволюции.

8. Возникновение фотосинтеза, эукариот, многоклеточности. Современные представления о возникновении жизни на Земле.

9. Контрольная работа№3. Возникновение жизни на Земле


3.УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ.(36 ч)

1. Анализ контрольной работы№3. Введение в цитологию . Предмет и задачи цитологии, методы изучения , типы клеточной организации.

2. Химическая организация клетки , неорганические вещества.

3. Органические биополимеры- белки.

4.Свойства и функции белков. Роль витаминов в жизни организмом.

5.Л/р№1 .Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов , содержащихся в клетках листа элодеи.

6.Органические молекулы – углеводы.

7. Органические молекулы-жиры и липиды. Роль липидов в приспособлении организмов к условиям сурового климата РК

8. Биологические полимеры- нуклеиновые кислоты

9. Нуклеиновые кислоты- РНК и АТФ

10.Обобщение по теме «Учение о клетке»

11.К/р 4. Учение о клетке.

12. Прокариотическая клетка , ее строение и жизнедеятельность.

13.Место и роль прокариот в биоценозах. Заболевания, вызванные бактериями в РК

14.Стоение и функции клеточной мембраны.

15.троение и функции мембранных органоидов клетки. Л/р 2 плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука

16. Строение и функции немембранных органоидов клетки.

17. Строение и функции ядра.

18. Особенности строения растительной клетки. Л/р №3 Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом .Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках

19.Зачет по теме «Учение о клетке»

20.Зачет по теме «Учение о клетке»

21. Метаболизм - основа существования живых организмов . Анаболизм .

22. Транскрипция и генетический код. Реализация наследственной информации –биосинтез белка.

23. Энергетический обмен – катаболизм. Этапы энергетического обмена.

24. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез.

25. Хемосинтез, регуляция превращения веществ и энергии в клетке.

26. Метаболизм в клетке.

27. Контрольная работа №5. «Обмен веществ в клетке».

28. Строение и типы хромосом, репликация ДНК.

29. Жизненный цикл клеток. Интерфаза.

30. Митотический цикл.

31. Нарушения митоза, амитоз. Распространение заболеваний, связанных с образованием злокачественных опухолей в Р.Коми. Л.К. Влияние факторов среды на интенсивность работы клеток и на образование раковых опухолей у человека.

32. История открытия вирусов, их строение.

33. Взаимодействия вируса с клеткой. Вирусные заболевания .

34.Л.К. Бактериофаги, их значение. СПИД ,меры борьбы с ним. Распространение и меры борьбы со СПИДом в Р.К.

35. Клеточная теория строения организмов.

36. Клетка- структурная и функциональная единица жизни.


4.РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (9ч)

1.Формы бесполого размножения .

2. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. Применение вегетативного размножения жителями Р.К.

3. Половая система. Гаметогенез.

4. Фазы мейоза.

5. Особенности сперматогенеза и овогенеза.

6. Л/Р №4Строение сперматозоида и яйцеклетки.

7. Оплодотворение. Партеногенез.

8. Двойное оплодотворение у цветковых растений.приспособления к перекрестному опылению у цветковых растений. Смена полового и бесполового поколений у растений

9.Контрольная работа №6 Размножение организмов.


5.ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (37)

1. История развития генетики.

2. Основные генетические понятия и термины.

3. Хромосомная ( ядерная) и нехромосомная ( цитоплазматическая ) наследственность . Связь между генами.

4. Моногибридное скрещивание. Правило доминирования . (Первый закон Менделя)

5. Второй закон Менделя- закон расщепления.

6. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование.

7. Анализирующее скрещивание Неполное доминирование.

8. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования генов.

9.Практическая работа№1. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.

10. Закон Моргана.

11. Полное и неполное сцепление генов ,расстояние между генами.

12. Практическая работа №2.Решение задач на неполное доминирование.

13. Генетика пола.

14. Наследование признаков, сцепленных с полом.

15. Взаимодействия аллельных генов (полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование) Практическая работа №3.Решение задач на кодоминирование.

16. Взаимодействия неаллельных генов. Практическая работа №4.Решение задач на взаимодействие неаллельных генов

17. Генотип как целостная система. Современные представления о гене.

18. К/р 7. Основные законы генетики

19. Основные формы изменчивости. Комбинативная изменчивость.

20. Виды мутаций .

21. Мутагенные факторы (химические, физические ,биологические.) Факторы среды определяющие комбинативную изменчивость. Мутагенные факторы в РК.

22. Основные положения мутационной теории. Значение мутаций для практики с/х и биотехнологий.

23. Модификационная изменчивость.

24. Л.р.№5 Изучение изменчивости . Построение вариационного ряда и кривой.

25. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости ( Н.И. Вавилов.)

26. Основные закономерности изменчивости.

27. Особенности человека как объекта генетического анализа. Хромосомные и генетические карты человека. Генеалогический метод изучения наследования.

28 .Близнецовый, цитогенетический метод. Л/р№6 . Составление родословных.

29. Генетическое родство рас, их биологическая равноценность.

30. Наследственные заболевания человека и их профилактика в Р.К.

31. Центры происхождения культурных растений. Селекция растений

32. Селекция животных. Значение селекции для с/х РК

33. Селекция микроорганизмов.

34. Биотехнология и генная инженерия.

35. Ученые генетики, их достижения. Работы Мичурина. Значение селекции в с/х Р.К.

36. Обобщение и повторение раздела «Основы генетики и селекции»

37. Обобщение и повторение раздела «Основы генетики и селекции»




Поурочно-тематическое планирование 11 класс Профильный уровень


1.Повторение материала 10 класса (11 часов)

1. Химический состав клетки. Белки, их строение и функции.

2. Углеводы и липиды, их строение и функции, их строение и функции.

3. Нуклеиновые кислоты.

4. Законы Менделя.

5. Виды взаимодействия аллельных генов.

6. Виды взаимодействия неаллельных генов

7. Митоз, мейоз

8 .Фотосинтез.

9. Расщепление глюкозы.

10. Биосинтез белка.

11. Вводная контрольная работа№1


2.Индивидуальное развитие организмов.(12)

1. Реализация наследственной информации в процессе индивидуального развития. Типы яйцеклеток, полярность, распределение желтка.

2. Основные стадии эмбрионального развития.

3. Влияние нервной, гуморальной регуляции и факторов среды на развитие эмбрионов.

4. Закономерности постэмбрионального развития. Непрямое развитие. Биологический смысл развития с метаморфозом.

5. Стадии постэмбрионального развития. Влияние факторов среды на постэмбриональное развитие организмов Р.К.

6.Циклы развития споровых растений.

7. Биологическое значение двойного оплодотворения.

8. Биогенетический закон. Закон Бэра.

9. Работы академика А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.

10. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии

11.Влияние токсичных веществ на ход развития организма.

12. К/р.№2 Индивидуальное развитие


3.Эволюционное учение(39)

1.Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея по систематике растений и животных.

2. Эволюционная теория Ж..Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

3.Предпосылки возникновения Дарвинизма . Достижения в области естественных наук. Экспедиционный материал.

4.Учение Дарвина о искусственном отборе и естественном отборе.

5. Вид – элементарная единица эволюции.

6.Лабораторная работа №1 «Изучение критериев вида растения Р.Коми »

7. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства.

8. Борьба за существование внутри- и межвидовая.

9. Борьба с неблагоприятными условиями организмов Республики Коми

10.Обобщение темы. Тест Дарвинизм.

11. Популяция- элементарная единица эволюции.

12. Генофонд популяции. Идеальные и реальные популяции .

13. Генетическая изменчивость в природных популяциях.

14. Принцип популяционного равновесия. Закон Харди Вайнберга.

15. Решение задач с применением закона Харди Вайнберга.

16. Формы естественного отбора.

17. Приспособленность организмов к среде обитания, как результат действия естественного отбора.

18. Лабораторная работа №2 «Приспособленность организмов к среде обитания у организмов Республики Коми»

19. Концепция вида. Популяционная структура вида.

20. Экологическое видообразование.

21. Географическое видообразование.

22. Эволюционная роль модификаций.

23. Подготовка к зачету по теме «Эволюционное учение»

24. Подготовка к зачету по теме «Микроэволюция»

25. Зачет по теме «Эволюционное учение и микроэволюция»

26. Зачет по теме «Эволюционное учение и микроэволюция»

27. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс

28. Арогенез и аллогенез

29. Катагенез как форма достижения биологического процветания организмов.

30.Основные ароморфозы у животных и растений.

31. Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых.

32.Некоторые правила и закономерности эволюционного процесса

33. Причины возникновения в ходе эволюции аналогичных и гомологичных органов.

34. Результат эволюции: многообразие видов, органическая целостность.

35. Охрана природы. Представители растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Коми.

36. Меры по охране природы в Р.К.

37.Современная система органического мира - отражение эволюции.

38. Повторение и обобщение «Основные закономерности макроэволюции»

39. Контрольная работа №3 по теме «Макроэволюция»




4.Развитие органического мира (24 часов)

1. Сущность жизни. Представление о возникновении жизни.

2. Образование биологических мономеров, биологических полимеров и систем с обратной связью

3. Развитие жизни на Земле в Архейскую и протерозойскую эры.

4. Развитие жизни в палеозойскую эру.

5. Развитие жизни в в мезозойскую эру.

6. Развитие жизни в в мезозойскую эру.

7. Развитие жизни в кайнозойскую эру.

8. Четвертичный период: эволюция млекопитающих.

9. Развитие приматов.

10. Общие предки человека и человекообразных обезьян

11 .Экскурсия в музей геологии г.Ухты. Изучение окаменелостей

12. Экскурсия в музей геологии г.Ухты. Изучение окаменелостей

13. Зачет по теме. Развитие органического мира.

14.Зачет по теме. Развитие органического мира.

15.Место человека в живой природе .

16.Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира.

17.Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к систематическим группам разного уровня в царстве животных.

18.Древнейший человек

19. Древние люди Стоянки древних людей на территории Республики Коми.

20.Первые современные люди

21.Происхождение человека.

22. Современный этап эволюции человека

23. Движущие силы антропогенеза.

24. Тест Происхождение человека.




5.Биосфера (5ч)

1.Биосфера, ее границы и структура.

2. Компоненты биосферы.

3.Круговорот веществ в природе. Биомасса. Продуктивность . Влияние деятельности человека на кру­говорот веществ в природе Р.Коми

4. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных.

5. Формы живого в природе и их промышленные аналоги


6.Повторение и подготовка к итоговой аттестации (11часов)

1.Цитология

2. Индивидуальное развитие организма.

3. Дарвинизм

4. Микроэволюция

5. Макроэволюция

6. Главные направления эволюции

7. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм

8. Развитие органического мира.

9. Происхождение человека.

10. Биосфера.

102

11.Решение задач по генетике