СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа составлена в соответствии с ФКГОС ООО (ФКГОС СОО) в ред. от 23.06.2015, с учетом Примерной программы по… и на основе авторской программы: В.Б. Захаров «Программа среднего (полного) общего образования по биологии». X-XI классы. Профильный уровень..
[Программы для общеобразовательных учреждений .Биология 6-11 классы.рМ., «Дрофа»,2007г.].
МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта»
МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»
Рабочая программа
учебного предмета
«Биология»
10-11 класс
Среднее общее образование
Профильный уровень.
Срок реализации 2 года.
Составители:
Рабочая программа составлена в соответствии с ФКГОС ООО (ФКГОС СОО) в ред. от 23.06.2015, с учетом Примерной программы по… и на основе авторской программы: В.Б. Захаров «Программа среднего (полного) общего образования по биологии». X-XI классы. Профильный уровень..
[Программы для общеобразовательных учреждений .Биология 6-11 классы.рМ., «Дрофа»,2007г.].
Заглубоцкая Л.В.
Кочкина Н.Л.,
Учителя биологии и экологии МОУ «ГПЛ»
Ухта 2015г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФКГОС ООО (ФКГОС СОО) в ред. от 23.06.2015, с учетом Примерной программы по… и на основе авторской программы: В.Б. Захаров «Программа среднего (полного) общего образования по биологии». X-XI классы. Профильный уровень..
[Программы для общеобразовательных учреждений .Биология 6-11 классы.рМ., «Дрофа»,2007г.].
Главной целью рабочей программы является реализация содержания среднего общего образования на профильном уровне по предмету «Биология» в количестве 210 часов. 3 недельных часа.
Основные задачи:
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации.
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В рабочей программе по сравнению с авторской внесены следующие изменения:
Из программы исключен раздел «Экология» и сокращены часы изучение темы «Биосфера и человек», т.к. эти темы включены в программу учебного предмета «Экология» в 10- классе.
В начале учебного года в программу 10 и 11 класса включены темы на повторение ранее изученного материала. В 10 классе 10 часов отведено на повторение разделов «Ботаника», «Зоология», «Анатомия человека». А в 11 классе 11 часов на повторение тем , пройденных в 10 классе.
Несколько изменён порядок изучения тем в 10 классе. Чтобы не разрывать тему «Основы генетики и селекции» на два года в 10 и 11 классе, тема «Индивидуальное развитие организмов» из 10 класса переносится на 11 класс и изучается после темы «Повторение». Увеличены часы на изучение раздела 2 «Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле » на 4 часа, т.к. учащиеся посетят геологический музей УГТИ и познакомятся с ископаемыми остатками, найденными на территории Республики Коми.
Увеличено количество часов на изучение тем Раздела 3 «Учение о клетке » и Раздела 6 «Основы генетики и селекции» на 7 часов за счет сокращения часов в Разделе 8 «Развитие органического мира», т.к. этот раздел более доступен для понимания учащимися.
Программагсодержитглицейскийгкомпонент, предусматривающий расширение знаний. Региональный компонент позволяет изучать темы на примере организмов Республики Коми. В программе отведены часы на подготовку к централизованному тестированию и сдаче ЕГЭ.
Реализация программы предусматривается через современные образовательные технологии на основе развивающего и личностно-ориентированного подхода. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается лекционная форма обучения, семинарские занятия, лабораторные работы, уроки-практикумы, экскурсии. Для углубления знаний учащимся рекомендуется написание реферативных и учебно-исследовательских работ. Проведение зимней и летней экзаменационной сессии осуществляется за счёт общего количества часов, выделенных на освоение предмета.
Для обучения выбран УМК Сонина Н.И., т.к.:
Программа и учебник содержат материал рекомендованный Госстандартом для изучения на профильном уровне
В учебниках есть материал развивающего характера, что необходимо в работе с лицеистами.
УМК является логическим продолжением линии Сонина Н.И. 6-9 класс.
Тематическое планирование. 10 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов | Из них контрольных работ. | Из них практическая часть | Из них НРК |
1 | Повторение | 10 | 1 |
|
|
2 | Введение | 7 | 1 |
| 2 |
3 | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. | 9 | 1 |
|
|
4 | Учение о клетке | 36 | 2 | 3л | 4 |
5 | Размножение и развитие организмов | 9 | 1 | 1л | 1 |
6 | Основы генетики и селекции | 37 | 1 | 2л+4пр | 4 |
|
| 108 | 7 | 6л+4пр | 11 |
Содержание учебного материала 10 класс.
(108ч. Зч. в неделю)
Повторение (10ч)
Раздел «Ботаника»: строение, размножение, эволюция растений.
Раздел «Зоология»: беспозвоночные и позвоночные животные, эволюция систем органов.
Раздел «Анатомия человека»: сердечно-сосудистая, нервно-гуморальная системы.
Вводная контрольная работа №1. Вводная
I. Введение в биологию (7ч).
Биология как наука; предмет и задачи общей биологии. Общая биология - дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Отрасли биологии, её связь с другими науками.
Уровни организации живой материи и принципы их выделения: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой и органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого.
Общие признаки биологических систем . Критерии живых систем. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое существо биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ (метаболизм) и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость. Рост и развитие. Раздражимость; формы реакции организмов на внешнее воздействие (безусловные и условные рефлексы; таксисы, тропизмы, настии) Ритмичность процессов жизнедеятельности.
Энергозависимость живых организмов; Формы потребления энергии. Методы исследования, используемые в биологии. Царства живой природы; естественная классификация живых организмов.
Роль биологических теорий, идей , гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Лицейский компонент:
Причины биологических ритмов, их значение. Видовое разнообразие крупных систематических групп.
Региональный компонент:
Биологические ритмы живых организмов Р.К.
Многообразие живого мира Р.К.
Контрольная работа №2 Многообразие живого. Критерии живых систем
2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (9ч). пппппппппппппппппппппппппп
История представлений о возникновении жизни. Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, эксперименты А. Пастера. Развитие представлений о возникновении жизни в ХIХ-ХХ в. Теории вечности жизни. Материалистические представлений о возникновении жизни на Земле.
Современные представления о возникновении жизни эволюция химических элементов в космическом пространстве. Химические предпосылки возникновения жизни. Первичная атмосфера и эволюция химических элементов, неорганических и_органических веществ. Современные представления о возникновении жизни; теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера. Теория происхождения протобиополи-
меров. Эволюция протобиотов. Начальные этапы биологической
эволюции. Сущность и главные события биологической эволюции . Возникновение фотосинтеза, эукариот, многоклеточность. Современные представления о возникновении жизни.
К.р.№3 «Возникновение жизни на земле».
3. Учение о клетке (36ч).
Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки. Два типа клеточной организации, протокариотические и эукариотические клетки.
Элементарный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макро- и микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических веществ.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, её свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда биохимических превращений, роль воды в терморегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечение процессов жизнедеятельности.
Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление веществ в клетку.
Органические вещества. Строение и функции органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул.Биологические полимеры-белки. Структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структура), свойства белков: водорастворимость, денатурация (обратимая и необратимая), ренатурация - биологический смысл практическое значение. Функции белков. Биологические катализаторы - белки их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности.
Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов.
Структурно-функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров - полисахаридов.
Жиры - основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие на основе функциональной активности на уровне клетки и целостного организма.
ДНК - молекулы наследственности; История изучения. Уровни структурной организации; структура полинуклеотидных цепей, правило комплементарности [правило Чаргоффа], двойная спираль [Уотсон и Крик]; биологическая роль ДНК; генетический код наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция, РНК, структура и функции. Информационные (матричные), транспортные, рибосомные и регуляторные РНК. АТФ.
Витамины: источники поступления, функции в организме.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Форма и размеры протокариотических клеток. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; локализация ферментных систем и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий; особенности реализации наследственной информации. Особенности жизнедеятельности бактерий; автотрофные и гетеротрофные бактерии; аэробные и анаэробные микроорганизмы. Спорообразование и его биологическое значение. Размножение; половой процесс у бактерии; рекомбинации Место и роль прокариот в биоценозах.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Цитоплазма эукариотических клеток. Мембранный принцип организации клеток. Строение и функции клеточных мембран. Морфологические и функциональные особенности мембран различных клеточных структур, строение и функции мембранных органоидов клетки. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосома, механизм внутриклеточного пищеварения. Митохондрии - энергетические станции клетки; механизмы клеточного дыхания. Строение и функции немембранных органоидов клетки. Рибосомы и их участие в процессе трансляции. Клеточный центр.
Органоиды движения жгутики и реснички. Цитоскелет. Спец. органоиды цитоплазмы, сократительные вакуоли и др. Особенности строения растительных клеток, вакуоли и пластиды. Виды пластид; их структурные и функциональные возможности. Клеточная стенка.
Строение и функции ядра. Ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Кариоплазма; химический состав и значения для ядра. Химический состав , строение и функции хромосом. Хромосомы. Кариотип, понятие о гомологичных хромосомах. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом.
Метаболизм- основа существования живых организмов . Обмен веществ ипревращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Гомеостаз. Гетеротрофы. Сапрофиты, паразиты. Автотрофы (хемотрофи и фототрофы). Пластический и энергетический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер . Реакции биосинтеза. Анаболизм. Реализация наследственной информации - биологический синтез белков в клетке. Транскрипция; её сущность и механизм. Энергетический обмен - катаболизм. Структура и функции АТФ. Этапы энергетического обмена. Подготовительный этап, роль лизосом, неполное (бескислородное) расщепление. Полное кислородное окисление; локализация процессов в митохондриях. Сопряжение расщепления глюкозы в клетках с распадом и синтезом АТФ. Брожение и дыхание Фотосинтез. Световая фаза и особенности организации тилакоидов гран, энергетическая ценность. Темновая фаза фотосинтеза, процессы в ней протекающие, использование энергии. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. Понятие о гомеостазе; регуляция превращения веществ и энергии в клетке. Строение, типы хромосом, репликация. Жизненный цикл клеток. Интерфаза. Митотический цикл. Нарушения митоза, амитоз.
Клеточная теория строения организмов. История развития клеточной теории; работы М. Шлейдена, Т. Шванна, Р. Броуна, Р. Вирхова и других учёных.М. Шлейден и Т.Шванн- основоположники клеточной теории. Основные положения клеточной теории. Строения организмов. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучнойкартины мира.
История открытия вирусов. Вклад Д.И. Ивановского в изучение вирусов. Вирусы - внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Взаимодействие вируса и клетки. Меры профилактики, распространение вирусных заболеваний.
Лицейский компонент:
Влияние факторов среды на интенсивность деления клетоклирнаробразованиеоопухолейоулчеловекалиоживотных.
Бактериофаги. Их значение. СПИД. Заболевания животных, растений и человека, вызываемые вирусами.
Роль витаминов в жизни организмов.
Региональный компонент:
Распространение заболеваний, связанных с образованием опухолей в Р.К.
Распространение и борьба со СПИДом в Р.Коми
Роль жиров в приспособлении организмов к условиям сурового климата Р.К.
Заболевания, вызванные бактериями в РК.
Проведение биологических исследований:
Лабораторные работы
№1. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках листа элодеи.
№2 Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука.
№3 .Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
К.р.№4 «Учение о клетке».
К.р.№5 «Обмен веществ в клетке».
4. Размножение организмов(9ч).
Клетка-генетическая единица живого. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток одноклеточных; спорообразование, почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. Воспроизведение организмов ,его значение.
Передача наследственной информации из поколения в поколение - половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения млекопитающих. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток. Период созревания (мейоз и его фазы); профаза I и процессы в ней происходящие: конъюгация и кроссинговер. Механизм, генетические последствия и биологический смысл кроссинговера. Период формирования половых клеток. Развитие половых клеток у растений и животных. Оплодотворение. Моно- и полиспермия; биологическое значение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Партеногенез. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение у цветковых растений. Эволюционное значение полового размножения.
Региональный компонент:
Вегетативное размножение растений в Р.К.
Лицейский компонент:
Приспособления к перекрёстному опылению у цветковых растений. Смена полового и бесполого поколений у растений.
Лабораторная работа №4 Строение сперматозоида и яйцеклетки.
К.р.№6 «Размножение организмов».
5. Основы генетики и селекции(37ч).
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученных на процессы наследования признаков. История развития генетики. Основные генетические термины и символы. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Гомозиготные и гетерозиготные организмы. Генотип и Фенотип организма; генофонд.
Хромосомная (ядерная) и нехромосомная (цитоплазматическая) наследственность. Связь между генами и признаками. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Гибридологический метод изучение наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый Закон Менделя - закон доминирования. Второй Закон Менделя - закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и егооцитологическоедобоснование.оМножественныелаллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридноериополигибридноепскрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования.
Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцепленное наследование признаков. Закономерности сцепленного наследования . Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме.
Генетика пола. Типы определения пола. Генетическое определение пола; гомогаметный и гетерогаметный пол.
Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплиментарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хросомная теория наследственности. Теория гена. Современное представление о гене.
Основные формы изменчивости. Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные и геномные, их причины . Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций. Значение мутации для практики с/х и биотехнологии. Основные положения мутационной теории. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Модификационная изменчивость. Нормы реакции. Закон гомологичных рядов в наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов).
Особенности человека как объекта генетического анализа
Методы изучения наследственности человека: генеалогические, близнецовый, цитогенетический. Хромосомные и генетические караты человека. Хромосомные аномалии и вызываемые ими заболевания. Наследственные заболевания человека. Генетическое родство человеческих рас, их биологическая равноценность.
Селекция и ее задачи . Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции . Учение о центрах происхождения и многообразие культурных растений и животных. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Сорт, порода, штамм. Методы селекции и их генетические основы. Особенности селекции растений , животных и микроорганизмов: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный, массовый) Отдалённая гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома)
Достижения и основные направления современной селекции. Ученые генетики и их достижения Работы И.В.Мичурина. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Лицейский компонент: Мутагенные факторы (химические, биологические, механические) Факторы среды, определяющие комбинативную изменчивость.
Региональный компонент:
Мутагенные факторы в Р. К.
Значение селекции для с/х Р. К.
Наследственные заболевания в РК и их профилактика.
Лабораторная работа N5 Изучение изменчивости . Построение вариационного ряда и кривой.
№6. Составление родословных.
Контрольные работы №7«Основные законы генетики».
Практические работы
№1. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.
№2.Решение задач на неполное доминирование.
3.Решение задач на кодоминирование.
4.Решение задач на взаимодействие неаллельных генов.
Перечень обязательных лабораторных, контрольных и практических работ
Лабораторные работы
Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов , содержащихся в клетках листа элодеи
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом. Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках.
Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растения) и вариационного ряда.
Составление родословных.
Контрольные работы
1.Вводная контрольная работа
2.Критерии живых систем . Многообразие живого.
3.Возникновение жизни на земле
4.Учение о клетке
5.Обмен веществ в клетке
6.Размножение организмов
7.Основные законы генетики
Практические работы
1.Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание при полном доминировании.
2.Решение задач на неполное доминирование.
3.Решение задач на кодоминирование.
4.Решение задач на взаимодействие неаллельных генов.
Литература для учащихся
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И.: «Общая биология» 10 класс. Москва: «Дрофа», 2010 г.
Тематическое планирование. 11 класс
№ | Наименование раздела | Количество часов | Из них контрольных работ. | Из них практическая часть | Из них НРК |
1 | Повторение | 11 | 1 |
|
|
2 | Индивидуальное развитие организмов | 12 | 1 |
| 1 |
3 | Эволюционное учение | 39 | 3 | 2 | 5 |
4 | Развитие органического мира | 24 | 2 |
| 3 |
5 | Биосфере | 5 |
|
| 1 |
6 | Повторение и подготовка к ЕГЭ | 11 |
|
|
|
| итого | 102 | 6 | 2 | 10 |
Содержание учебного материала 11 класс. (102ч, 3ч в неделю)
1.Повторение (11часов).
Химический состав клетки. Белки, их строение и функции. Углеводы и липиды, их строение и функции, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. Законы Менделя. Виды взаимодействия аллельных генов. Виды взаимодействия неаллельных генов. Митоз, мейоз. Фотосинтез. Расщепление глюкозы. Биосинтез белка.
Вводная контрольная работа№1
2.пИндивидуальноеправитие. (12ч)
Реализация наследственной информации в процессе индивидуального развития. Типы яйцеклеток; полярность, распределение желтка. Оболочки яйца; активация оплодотворённых яйцеклеток к развитию. Основные стадии эмбрионального развития. Основные закономерности дробления, образование однослойного зародыша - бластулы. Гаструляция, закономерности образования двухслойного зародыша - двухслойного
зародыша - гаструлы. Зародышевые листки и их дальнейшая дифференцировка. Первичный органогенез (нейруляция) и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Регуляция эмбрионального развития. Влияние нервной, гуморальной регуляции и факторов среды на развитие эмбрионов.
Управление размножением растений и животных.
Закономерности постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Стадии постэмбрионального развития (личинка, куколка, имаго). Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть. Биологическая продолжительность жизни.
Жизненные циклы и чередование поколений. Биологическое значение двойного оплодотворения. Эмбриональное развитие; деление зиготы, образование тканей и органов зародыша. Прорастание семян, формирование побега и корневой системы.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон зародышевого сходства К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер). Работы академика А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсичных веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врождённые уродства). Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Лицейский компонент:
Влияние факторов среды на развитие эмбрионов.
Влияние условий среды на старение, смерть и продолжительность жизни
К.р.№2 «Индивидуальное развитие».
3.Эволюционное учение(39ч).
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы. Значение работ К.Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж.Де Сент-Илера. Значение учения Ламарка. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Учение Ч.Дарвина о исскуственном отборе. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция-элементарная эволюционная единица. Генофонд популяций. Идеальные и реальные популяции Генетическая изменчивость в опопуляциях. Принцип популяционного равновесия. Закон Харди-Вайнберга. Резервлнаследственной изменчивости популяций. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции.
Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитанияд какп результат ддействия дестественногодотбора. Микроэволюция. Вид, его критерии. Популяция- структурная единица вида. Исследования С.С. Четверикова. Закономерности наследования признаков в популяциях разноготипа. Закон Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Современныежпредставленияполвидообразовании (С.С.Четвериков, И.И.Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; способы видообразования(географическое и экологическое) видообразование. Многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Макроэволюция.Главные направления эволюционного процесса. Пути и направления эволюции (А.Н. Северцов, И.И Шмальгаузен). Причины биологический прогресс и билогический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Основные аромормозы в эволюции растений и животных. Возникновение крупных систематических групп живых организмов. Основные ароморфозы растений и животных. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как формы достижения биологического процветания организмов. Некоторые правила и закономерности эволюционного процесса. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм).
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность. Постепенное усложнение организации.
Лицейский компонент:
Причины формирования в ходе эволюции аналогичных и гомологичных органов.
Внутривидовая, межвидовая борьба за существование и борьба с неблагоприятными условиям.
Влияние факторов среды на процесс видообразования.
Региональный компонент:
Виды борьбы за существование на примере организмов Республики Коми.
Представители растений и животных, внесенных в Красную книгу Республики Коми.
Приспособленность организмов к среде обитания в Республике Коми.
Лабораторная работа
№1 Приспособленность организмов к среде обитания в РК.
№2 Изучение критериев вида растений Р.Коми
Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой.
К.р. «Дарвинизм» (тест).
К.р. №3«Макроэволюция».
Зачёт по теме «Микроэволюция».
4. Развитие органического мира.(24ч)
Сущность жизни. Представление о возникновении жизни. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Образование биологических мономеров, биологических полимеров и систем с обратными связями. Развитие жизни на земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений, появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых. Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие его отнести к систематическим группам разного уровня в царстве животных. Гипотезы возникновения человека. Этапы эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как социального существа. Популяционная структура вида Homo sapiens. Происхождение человеческих рас; расообразование; единство происхождения рас. Критика расизма и социального дарвинизма.
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф.Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.
Региональный компонент:
Изучение окаменелостей найденных в Республике Коми. Экскурсия в музей геологии.
Стоянки древних людей на территории Республики Коми.
К.р. №4 «Происхождение человека» (тест).
Зачет по теме развитие органического мира
5. Биосфера и человек (5ч).
Биосфера – глобальная экосистем. Биосфера, ее границы и структура. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Особенности распространения биомассы на Земле. Продуктивность. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. Формы живого в природе и их промышленные аналогии (строительные сооружения, машины, механизмы, приборы и т.д.). Генная инженерия. Биотехнология.
Региональный компонент:
Влияние деятельности человека на круговорот веществ в природе Р.Коми
6. Повторение курса общей биологии, подготовка к ЕГЭ(11ч).
Индивидуальное развитие организма. Дарвинизм. Микроэволюция. Главные направления эволюции
Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Развитие органического мира. Происхождение человека. Биосфера. Работа с бланками ЕГЭ. Работа с тестами ЕГЭ.
Перечень обязательных лабораторных, контрольных работ и экскурсий.
лабораторные работы:
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение критериев вида растений Р.Коми
Контрольные работы:
Вводная контрольная работа
Индивидуальное развитие
Макроэволюция
Литература для учащихся
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин В.И.: «Общая биология». 11 класс. Москва: «Дрофа», 2010 г.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате обучения учащиеся должны:
- характеризовать основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки; роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов и других
неорганических веществ в жизни клетки и организмов; строение и
функции гена, генетический код; строение и функции клеток прокариот, эукариот,оавтотрофоиогетеротроф,особенности строенияоилфункционированияовирусов;энергетическийли пластическийлобмен,ихдзначение, особенности пластического обмена у растений, их космическую роль, роль ферментов в обмене веществ; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; митоз, мейоз, оплодотворение и их значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие; основную генетическую терминологию и символику; методы генетики,особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности, модификационную, мутационную и комбинативную изменчивость, их причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения. Учение Н. В. Вавилова о селекции, центрах происхождения культурных растений и пород животных; роль биотехнологий в селекции растений.
- Сравнивать строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов,
прокариот и эукариот; митоз и мейоз; генотипы, гомо- и гетерозиготы, мутационную и модификационную изменчивость организмов.
- Обосновывать значение мутаций для эволюции, законов селекции
для генетики.
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости: зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
- строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
- современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
- решать задачи разной сложности по биологии;
- составлять схемы скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
- описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
- выявлять приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
- исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
- сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- грамотного оформления результатов биологических исследований;
- обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
В результате изучения курса биологии у выпускника должно сформироваться понимание взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания биологии.
Критерии и нормы оценки
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы );
умение применять полученные навыки на практике.
При оценке учитывается число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные признаки, не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно – следственных связей, сравнения и классификации явлений и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого – либо характерного факта при описании процесса, объекта). К ним можно отнести оговорки, допущенные по невнимательности, которые ученик исправляет самостоятельно.
Оценка устного ответа.
Оценка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком.
Оценка «4»: ответ полный и правильный, в определенной логической последовательности. Допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по просьбе учителя.
Оценка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащегося основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»: работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом 2-3 несущественные.
Оценка «2»: работа выполнена меньше, чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»: работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестированного задания
Оценка «5»: выполнен объем заданий – 100%;
правильных ответов 100 – 95%.
Оценка «4»: выполнен объем заданий – 100%;
правильных ответов 95 -75%.
Оценка «3»: выполнен объем заданий –75%;
правильных ответов 75 - 50%.
Оценка «2»: выполнен объем заданий –50%;
правильных ответов менее 50%.
Оценка «1»: ответ отсутствует
Оценка за лабораторную работу.
Оценка « 5»-работа выполняется самостоятельно по инструкции, без помощи учителя. Работа грамотно оформлена в тетради . Правильно сделаны выводы.
Оценка «4»-при выполнении работы ученик нуждается в незначительной помощи учителя .Работа проведена правильно ,но есть неточности в оформлении работы .Выводы сделаны правильно.
Оценка «3»-при выполнении работы ученик нуждается в помощи, но есть ошибки в оформлении работы и в выводах.
Оценка «2»-при выполнении работы ученик нуждается в помощи, есть грубые ошибки при оформлении ,не сделаны выводы.
Критерии оценки реферата
1. Актуальность темы 2б.
2. Наличие приложения -3б.
3. Компетентность и эрудированность докладчика- 5б.
4. Способность понять вопрос и грамотно дать ответ- 2б.
5. Использование иллюстративного материала- 2б.
6. Соблюдение регламента- 1б.
7. Глубина проработки темы -5б.
8. Наличие вывода -2б
9. Соответствие материала и поставленной цели-1б.
10 .Практическая значимость-2б
11. Оформление –соответствует требованиям-5б.
27-30б- 5
26-23б- 4
18-23б- 3
Оценка «5»: изложение обобщенного материала реферата в виде доклада; выделение целей и задач, поставленных автором при рассмотрении данной проблемы; свободное оперирование материалами, рассмотренными при подготовке работы и внесенными в список литературы; формулировка выводов, обобщений, своего мнения по данному вопросу; наличие тезисов доклада.
Оценка «4»: изложение материала реферата в виде доклада без тезисов; оперирование материалами, рассмотренными при подготовке работы; недостаточно точно сформулированы выводы и обобщения.
Рефераты, не соответствующие данным критериям, не засчитываются, предлагается доработка темы
Проектная работа оценивается по следующим критериям:
четкость постановки целей и задач (от 0 до 5 баллов);
обоснованность (выбранной) методики исследования (от 0 до 2 баллов);
полнота освещения (раскрытия) выбранной темы (от 0 до 5 баллов);
наличие и значимость выводов, и соответствие поставленных задач (от 0 до 3 баллов);
представление полученных данных и их математическая обработка (от 0 до 3 баллов);
использование литературных источников (от 0 до 2 баллов);
анализ полученных данных (от 0 до 3 баллов);
качество оформления работы (от 0 до 3 баллов)
Критерии оценки работ проводимых в форме ЕГЭ
1 .За каждое верное выполнение заданий А1-А36 выставляется 1 балл
2.За верное выполнение заданий В1 - В6 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то экзаменуемый получает один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
За верный ответ на задания В7 - В8 выставляется также 2 балла. 1 балл ставится в том случае, если в ответе неверно определена последовательность двух последних элементов или они отсутствуют при правильном определении всех предыдущих элементов. В других случаях выставляется 0 баллов.
3. За задания С1- если ответ включает 2 элемента ответа , не содержит биологических ошибок выставляется 2 балла.
Ответ включает 1 элемент, или ответ включает 2 элемента ответа, но содержит не грубые ошибки-1 балл.
Ответ неправильный -0 баллов.
За задания С2-С6 ответ включает не менее 3 элементов , не содержит биологических ошибок. -3 балла
Ответ включает 2 из названных элемента и не содержит биологических ошибок , ИЛИ ответ включает 3 элемента ,но содержит негрубые биологические ошибки. -2 балла.
Ответ включает 1 элемент ответа и не содержит грубых
биологических ошибок , ИЛИ ответ включает 2 элемента ,но содержит негрубые биологические ошибки.- 1 балл
Весь ответ мах 65 баллов.
46-65 баллов -5 21-32 балла -3
33-45 баллов- 4 20-0 баллов -2
Приложение к РУП
Поурочно-тематический план.
10 класс.
| Повторение (10ч) |
| 1. Морфология растений. |
| 2. Физиология растений |
| 3. Классификация растений. |
| 4. Беспозвоночные животные |
| 5. Позвоночные животные . |
| 6. Эволюция систем органов. |
| 7. Строение кровеносной системы , кровообращения. |
| 8. Строение нервной системы. |
| 9. Анализаторы. |
| 10. Вводная контрольная работа№1 |
| 1.ВВЕДЕНИЕ ( 7 ЧАС ) |
| 1. Анализ вводной контрольной работы. Предмет и задачи общей биологии. |
| 2. Уровни организации живой природы . Многообразие живого мира Р.К. |
| 3. Критерии живых систем. |
| 4. Формы потребления энергии. Биологические ритмы живых организмов Р.К. |
| 5. Методы исследования, используемые в биологии.. |
| 6. Основные свойства животных, растений, грибов и микроорганизмов. |
| 7.Контрольная работа №2 .Критерии живых систем. многообразие живого |
| 2.ПРОИСХОЖДЕНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.( 9ч_) |
| 1. История представлений о возникновении жизни на Земле. |
| 2. Развитие представлений о возникновении жизни в ХIХ-ХХв. |
| 3. Современные пердставления о возникновении жизни. Эволюция химических элементов в космическом пространстве. |
| 4.Химические предпосылки возникновения жизни на Земле. |
| 5. Теория происхождения протобиополимеров. |
| 6. Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции. |
| 7. Сущность и главные события биологической эволюции. |
| 8. Возникновение фотосинтеза, эукариот, многоклеточности. Современные представления о возникновении жизни на Земле. |
| 9. Контрольная работа№3. Возникновение жизни на Земле |
| 3.УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ.(36 ч) |
| 1. Анализ контрольной работы№3. Введение в цитологию . Предмет и задачи цитологии, методы изучения , типы клеточной организации. |
| 2. Химическая организация клетки , неорганические вещества. |
| 3. Органические биополимеры- белки. |
| 4.Свойства и функции белков. Роль витаминов в жизни организмом. |
| 5.Л/р№1 .Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов , содержащихся в клетках листа элодеи. |
| 6.Органические молекулы – углеводы. |
| 7. Органические молекулы-жиры и липиды. Роль липидов в приспособлении организмов к условиям сурового климата РК |
| 8. Биологические полимеры- нуклеиновые кислоты |
| 9. Нуклеиновые кислоты- РНК и АТФ |
| 10.Обобщение по теме «Учение о клетке» |
| 11.К/р 4. Учение о клетке. |
| 12. Прокариотическая клетка , ее строение и жизнедеятельность. |
| 13.Место и роль прокариот в биоценозах. Заболевания, вызванные бактериями в РК |
| 14.Стоение и функции клеточной мембраны. |
| 15.троение и функции мембранных органоидов клетки. Л/р 2 плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука |
| 16. Строение и функции немембранных органоидов клетки. |
| 17. Строение и функции ядра. |
| 18. Особенности строения растительной клетки. Л/р №3 Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом .Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках |
| 19.Зачет по теме «Учение о клетке» |
| 20.Зачет по теме «Учение о клетке» |
| 21. Метаболизм - основа существования живых организмов . Анаболизм . |
| 22. Транскрипция и генетический код. Реализация наследственной информации –биосинтез белка. |
| 23. Энергетический обмен – катаболизм. Этапы энергетического обмена. |
| 24. Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. |
| 25. Хемосинтез, регуляция превращения веществ и энергии в клетке. |
| 26. Метаболизм в клетке. |
| 27. Контрольная работа №5. «Обмен веществ в клетке». |
| 28. Строение и типы хромосом, репликация ДНК. |
| 29. Жизненный цикл клеток. Интерфаза. |
| 30. Митотический цикл. |
| 31. Нарушения митоза, амитоз. Распространение заболеваний, связанных с образованием злокачественных опухолей в Р.Коми. Л.К. Влияние факторов среды на интенсивность работы клеток и на образование раковых опухолей у человека. |
| 32. История открытия вирусов, их строение. |
| 33. Взаимодействия вируса с клеткой. Вирусные заболевания . |
| 34.Л.К. Бактериофаги, их значение. СПИД ,меры борьбы с ним. Распространение и меры борьбы со СПИДом в Р.К. |
| 35. Клеточная теория строения организмов. |
| 36. Клетка- структурная и функциональная единица жизни. |
| 4.РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (9ч) |
| 1.Формы бесполого размножения . |
| 2. Биологический смысл и эволюционное значение бесполого размножения. Применение вегетативного размножения жителями Р.К. |
| 3. Половая система. Гаметогенез. |
| 4. Фазы мейоза. |
| 5. Особенности сперматогенеза и овогенеза. |
| 6. Л/Р №4Строение сперматозоида и яйцеклетки. |
| 7. Оплодотворение. Партеногенез. |
| 8. Двойное оплодотворение у цветковых растений.приспособления к перекрестному опылению у цветковых растений. Смена полового и бесполового поколений у растений |
| 9.Контрольная работа №6 Размножение организмов. |
| 5.ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (37) |
| 1. История развития генетики. |
| 2. Основные генетические понятия и термины. |
| 3. Хромосомная ( ядерная) и нехромосомная ( цитоплазматическая ) наследственность . Связь между генами. |
| 4. Моногибридное скрещивание. Правило доминирования . (Первый закон Менделя) |
| 5. Второй закон Менделя- закон расщепления. |
| 6. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. |
| 7. Анализирующее скрещивание Неполное доминирование. |
| 8. Дигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования генов. |
| 9.Практическая работа№1. Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание. |
| 10. Закон Моргана. |
| 11. Полное и неполное сцепление генов ,расстояние между генами. |
| 12. Практическая работа №2.Решение задач на неполное доминирование. |
| 13. Генетика пола. |
| 14. Наследование признаков, сцепленных с полом. |
| 15. Взаимодействия аллельных генов (полное доминирование, неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование) Практическая работа №3.Решение задач на кодоминирование. |
| 16. Взаимодействия неаллельных генов. Практическая работа №4.Решение задач на взаимодействие неаллельных генов |
| 17. Генотип как целостная система. Современные представления о гене. |
| 18. К/р 7. Основные законы генетики |
| 19. Основные формы изменчивости. Комбинативная изменчивость. |
| 20. Виды мутаций . |
| 21. Мутагенные факторы (химические, физические ,биологические.) Факторы среды определяющие комбинативную изменчивость. Мутагенные факторы в РК. |
| 22. Основные положения мутационной теории. Значение мутаций для практики с/х и биотехнологий. |
| 23. Модификационная изменчивость. |
| 24. Л.р.№5 Изучение изменчивости . Построение вариационного ряда и кривой. |
| 25. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости ( Н.И. Вавилов.) |
| 26. Основные закономерности изменчивости. |
| 27. Особенности человека как объекта генетического анализа. Хромосомные и генетические карты человека. Генеалогический метод изучения наследования. |
| 28 .Близнецовый, цитогенетический метод. Л/р№6 . Составление родословных. |
| 29. Генетическое родство рас, их биологическая равноценность. |
| 30. Наследственные заболевания человека и их профилактика в Р.К. |
| 31. Центры происхождения культурных растений. Селекция растений |
| 32. Селекция животных. Значение селекции для с/х РК |
| 33. Селекция микроорганизмов. |
| 34. Биотехнология и генная инженерия. |
| 35. Ученые генетики, их достижения. Работы Мичурина. Значение селекции в с/х Р.К. |
| 36. Обобщение и повторение раздела «Основы генетики и селекции» |
| 37. Обобщение и повторение раздела «Основы генетики и селекции» |
|
|
| Поурочно-тематическое планирование 11 класс Профильный уровень |
| 1.Повторение материала 10 класса (11 часов) |
| 1. Химический состав клетки. Белки, их строение и функции. |
| 2. Углеводы и липиды, их строение и функции, их строение и функции. |
| 3. Нуклеиновые кислоты. |
| 4. Законы Менделя. |
| 5. Виды взаимодействия аллельных генов. |
| 6. Виды взаимодействия неаллельных генов |
| 7. Митоз, мейоз |
| 8 .Фотосинтез. |
| 9. Расщепление глюкозы. |
| 10. Биосинтез белка. |
| 11. Вводная контрольная работа№1 |
| 2.Индивидуальное развитие организмов.(12) |
| 1. Реализация наследственной информации в процессе индивидуального развития. Типы яйцеклеток, полярность, распределение желтка. |
| 2. Основные стадии эмбрионального развития. |
| 3. Влияние нервной, гуморальной регуляции и факторов среды на развитие эмбрионов. |
| 4. Закономерности постэмбрионального развития. Непрямое развитие. Биологический смысл развития с метаморфозом. |
| 5. Стадии постэмбрионального развития. Влияние факторов среды на постэмбриональное развитие организмов Р.К. |
| 6.Циклы развития споровых растений. |
| 7. Биологическое значение двойного оплодотворения. |
| 8. Биогенетический закон. Закон Бэра. |
| 9. Работы академика А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. |
| 10. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии |
| 11.Влияние токсичных веществ на ход развития организма. |
| 12. К/р.№2 Индивидуальное развитие |
| 3.Эволюционное учение(39) |
| 1.Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. |
| 2. Эволюционная теория Ж..Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты. |
| 3.Предпосылки возникновения Дарвинизма . Достижения в области естественных наук. Экспедиционный материал. |
| 4.Учение Дарвина о искусственном отборе и естественном отборе. |
| 5. Вид – элементарная единица эволюции. |
| 6.Лабораторная работа №1 «Изучение критериев вида растения Р.Коми » |
| 7. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. |
| 8. Борьба за существование внутри- и межвидовая. |
| 9. Борьба с неблагоприятными условиями организмов Республики Коми |
| 10.Обобщение темы. Тест Дарвинизм. |
| 11. Популяция- элементарная единица эволюции. |
| 12. Генофонд популяции. Идеальные и реальные популяции . |
| 13. Генетическая изменчивость в природных популяциях. |
| 14. Принцип популяционного равновесия. Закон Харди Вайнберга. |
| 15. Решение задач с применением закона Харди Вайнберга. |
| 16. Формы естественного отбора. |
| 17. Приспособленность организмов к среде обитания, как результат действия естественного отбора. |
| 18. Лабораторная работа №2 «Приспособленность организмов к среде обитания у организмов Республики Коми» |
| 19. Концепция вида. Популяционная структура вида. |
| 20. Экологическое видообразование. |
| 21. Географическое видообразование. |
| 22. Эволюционная роль модификаций. |
| 23. Подготовка к зачету по теме «Эволюционное учение» |
| 24. Подготовка к зачету по теме «Микроэволюция» |
| 25. Зачет по теме «Эволюционное учение и микроэволюция» |
| 26. Зачет по теме «Эволюционное учение и микроэволюция» |
| 27. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс |
| 28. Арогенез и аллогенез |
| 29. Катагенез как форма достижения биологического процветания организмов. |
| 30.Основные ароморфозы у животных и растений. |
| 31. Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых. |
| 32.Некоторые правила и закономерности эволюционного процесса |
| 33. Причины возникновения в ходе эволюции аналогичных и гомологичных органов. |
| 34. Результат эволюции: многообразие видов, органическая целостность. |
| 35. Охрана природы. Представители растений и животных, занесенных в Красную книгу Республики Коми. |
| 36. Меры по охране природы в Р.К. |
| 37.Современная система органического мира - отражение эволюции. |
| 38. Повторение и обобщение «Основные закономерности макроэволюции» |
| 39. Контрольная работа №3 по теме «Макроэволюция» |
|
|
| 4.Развитие органического мира (24 часов) |
| 1. Сущность жизни. Представление о возникновении жизни. |
| 2. Образование биологических мономеров, биологических полимеров и систем с обратной связью |
| 3. Развитие жизни на Земле в Архейскую и протерозойскую эры. |
| 4. Развитие жизни в палеозойскую эру. |
| 5. Развитие жизни в в мезозойскую эру. |
| 6. Развитие жизни в в мезозойскую эру. |
| 7. Развитие жизни в кайнозойскую эру. |
| 8. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. |
| 9. Развитие приматов. |
| 10. Общие предки человека и человекообразных обезьян |
| 11 .Экскурсия в музей геологии г.Ухты. Изучение окаменелостей |
| 12. Экскурсия в музей геологии г.Ухты. Изучение окаменелостей |
| 13. Зачет по теме. Развитие органического мира. |
| 14.Зачет по теме. Развитие органического мира. |
| 15.Место человека в живой природе . |
| 16.Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. |
| 17.Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к систематическим группам разного уровня в царстве животных. |
| 18.Древнейший человек |
| 19. Древние люди Стоянки древних людей на территории Республики Коми. |
| 20.Первые современные люди |
| 21.Происхождение человека. |
| 22. Современный этап эволюции человека |
| 23. Движущие силы антропогенеза. |
| 24. Тест Происхождение человека. |
|
|
| 5.Биосфера (5ч) |
| 1.Биосфера, ее границы и структура. |
| 2. Компоненты биосферы. |
| 3.Круговорот веществ в природе. Биомасса. Продуктивность . Влияние деятельности человека на круговорот веществ в природе Р.Коми |
| 4. Использование человеком в хозяйственной деятельности принципов организации растений и животных. |
| 5. Формы живого в природе и их промышленные аналоги |
| 6.Повторение и подготовка к итоговой аттестации (11часов) |
| 1.Цитология |
| 2. Индивидуальное развитие организма. |
| 3. Дарвинизм |
| 4. Микроэволюция |
| 5. Макроэволюция |
| 6. Главные направления эволюции |
| 7. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм |
| 8. Развитие органического мира. |
| 9. Происхождение человека. |
| 10. Биосфера. |
102 | 11.Решение задач по генетике |