- Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобразования и науки РФ № 1089 от 5.03.2004г.)
- Образовательной программы школы, утвержденной приказом №92 от 30.08.09 г.
- Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом № 01-16/144 от 01.09.2016
- Календарного учебного графика школы на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом № 01-16/143 от 01.09.2016
Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень (70 часов) (авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов)
Сивоглазов В.И., И..Б. Агафонова,Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11кл. Общеобразовательных учреждений/ – М.: Дрофа, 2010
Преподавание в 10 классе ведется 2 часа в неделю согласно учебному плану школы.
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч) при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). В учебный процесс включены 6 практических и 5 лабораторных работ. 1 час выделен за счет регионального компонента для удовлетворения потребностей учащихся в повышении уровня знаний.
Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки обобщения.
Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
В авторскую программу внесены следующие изменения в виду изучения биологии в объеме 2 часа в неделю:
Содержание, изучающее шире стандарта, в поурочном планировании выделено курсивом.
Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета. Оценка за интегрированный зачет выявляется как среднее арифметическое оценки за практические и лабораторные работы, итоговые тематические работы.
№ п/п | Дата проведения | Тема (раздел). Содержание | Домашнее задание | Демонстрации | Лабораторные и практические работы |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (6ч) После изучения темы учащимся следует: называть: общие признаки живого; уровни организации жизни приводить примеры: общих признаков живого, уровней организации жизни характеризовать: уровни организации жизни |
1 | | Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. | Стр.4-5 | Таблицы по общей биологии | |
2 | | Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 1.1 | Портреты ученых | |
3 | | Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы. | 1.2 | Таблицы по общей биологии | |
4 | | Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. | 1.3 стр. 15-19 | Таблица «Уровни организации жизни» | |
5 | | Методы познания живой природы. | 1.3 стр. 19-21 | Таблицы по общей биологии | |
6 | | Обобщение материала по разделу | Вопросы стр. 21 | Таблицы по общей биологии | |
Раздел 2. Клетка-единица жизни. (19ч) Тема2.1: « Химическая организация клетки» (11ч) После изучения темы учащимся следует: называть: ; неорганические соединения и их значение, органические соединения: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие, и их значение; приводить примеры: неорганических и органических соединений характеризовать: уровни организации жизни; строение и функции белков, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ; обосновывать: взаимосвязи строения и функций воды, органических соединений: выявлять: черты сходства и различия ДНК и РНК: применять знания: о составе, строении белков, нуклеиновых кислот как биополимеров; делать выводы: о единстве живого на Земле и об отличительных особенностях живого; о жизни как способе существования белков; выполнять: правила по ТБ, правила работы с учебным оборудованием, с текстом и рисункам уметь: моделировать структуры белка; находить взаимосвязи между строением и функциями химических соединений клеток; определять и находить химические вещества на таблице, рисунках, по характеристике; решать биологические задачи; описывать результаты лабораторных работ; работать с учебником; выделять в тексте главные мысли, конспектировать, находить сведения для ответов на вопросы, заполнять таблицы, составлять схемы, объяснять значение выделенных терминов, работать с рисунками. |
7 | | Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Неорганические соединения, включающие воду и минеральные соли. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека. | 2.2, 2.3 | Таблица «Содержание химических элементов в клетке» | |
8 | | Органические вещества, входящие в состав клетки. Биополимеры-белки. Строение белков. | 2.5 стр. 42-44 | Таблица «Белки, их строение» | |
9 | | Свойства и функции белков. | 2.5 стр. 45-46 | Таблица «Белки, их строение» | |
10 | | Л.Р. №1 Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках (контр.) | | | Л.Р.№1 |
11 | | Биополимеры-углеводы. | 2.5 стр. 41-42 | Таблицы по общей биологии | |
12 | | Жиры и липоиды. | 2.4 | Таблицы по общей биологии | |
13 | | Биополимеры - нуклеиновые кислоты. ДНК – носитель наследственной информации в клетке. Строение и функции ДНК. | 2.6 стр. 47-52 | Таблица «Строение ДНК» | |
14 | | Биополимеры - нуклеиновые кислоты. Строение и функции РНК. | 2.6 стр. 52-53 | Таблица «Строение РНК» | |
15 | | Ген. Генетический код. | 2.10 стр.73-75 | Таблица «Строение ДНК» | |
16 | | АТФ и другие органические соединения в клетке. Роль органических веществ в клетке и организме человека. | 3.2 стр.94 | Таблицы по общей биологии | |
17 | | Обобщение материала по теме: «Химическая организация клетки» | | Таблицы по общей биологии | |
Тема 2.2: « Строение клетки» (8ч) После изучения темы учащимся слeдуem: называть: положения клеточной теории; органоиды клеток различных организмов, включения; представителей прокариот и эукариот вирусов; характеризовать: каждое положение клеточной теории, особенности строения органоидов клеток разных организмов, их функции; особенности строения прокариот и эукариот, вирусов; пиноцитоз, фагоцитоз; обосновывать: взаимосвязь строения и функций органоидов клеток; существование прокариот, эукариот и вирусов; распознавать: органоиды клетки по их строению, выполняемым функциям; прокариот, эукариот, вирусы по их строению выявлять: черты сходства и различия строения клеток различных организмов, эукариот и прокариот по строению; особенности вирусов как неклеточных форм жизни; применять знания: о приготовлении микропрепаратов, о работе с микроскопом для выполнения практической работы; о строении клеток различных организмов для объяснения процесса эволюции органического мира; соблюдать: правила техники безопасности при выполнении практической работы; правила оформления работ уметь: находить взаимосвязи между строением и функциями химических соединений клеток; определять и находить химические вещества на таблице, рисунках, по характеристике; решать биологические задачи; разделять процессы на этапы; работать с учебником: выделять в тексте главные мысли, конспектировать, находить сведения для ответа на вопросы, заполнять таблицы, составлять схемы, объяснять значение выделенных терминов, работать с рисунками. |
18 | | Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн). Клеточная теория, ее роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки. | 2.1 | Портреты ученых | |
19 | | Многообразие клеток. Ядерные и доядерные клетки. Общая характеристика строения прокариотической клетки. | 2.9 | Таблица «Строение прокариотической клетки» | |
20 | | Основные части и органоиды клетки, их функции. Цитоплазма, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть. Л.Р.№2 | 2.7 стр. 53-60 | Таблица «Строение эукариотической клетки» | Л.Р.№2 Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание (обуч.) |
21 | | Комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии. | 2.7 стр. 60-62 | Таблица «Строение эукариотической клетки» | |
22 | | Пластиды, органоиды движения, включения. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Л.Р.№3 П.Р.№1 | 2.7 стр. 62-63 | Таблица «Строение эукариотической клетки» | Л.Р. №3 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. (контр.) П.Р.№1 Сравнение строения клеток растений и животных (контр.) |
23 | | Ядро. Химический состав, строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках | 2.8 | Таблица «Строение эукариотической клетки» | |
24 | | Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | 2.11 | Таблица «Строение вируса» | |
25 | | Обобщение материала по теме: «Строение клетки» | | Таблицы по общей биологии | |
Раздел 3. Организм. (43ч) Тема 3.1 . Метаболизм – основа существования живых организмов. (8ч) После изучения темы учащимся слeдуem: называть: процессы и стадии фотосинтеза и гликолиза; вещества, обуславливающие индивидуальное развитие организма, принцип удвоения ДНК; принцип синтеза и-РНК; генетический код и его свойства; процесс трансляции; функции т-РНК, АТФ в процессе биосинтеза белка; характеризовать: процессы трансляции, транскрипции, генной и клеточной инженерии, процессы регуляции биосинтеза белка применять знания: о строении и функциях ДНК и РНК для объяснения процесса биосинтеза, генной и клеточной инженерии; о фотосинтезе и гликолизе для объяснения процессе в эволюции органического мира. выявлять: характерные особенности фотосинтеза и каждого этапа гликолиза: делать выводы: о принципе передачи наследственной информации, единым для всех живых организмов. уметь: моделировать процесс биосинтеза белка; находить взаимосвязи между строением и функциями химических соединений, решать биологические задачи; разделять процессы на этапы; работать о учебником: находить сведения для ответа на вопросы, работать с рисунками, определять процессы трансляции и транскрипции по их характеристике; работать с дополнительной литературой для приготовления сообщений |
26 | | Генетическая информация в клетке. Удвоение ДНК. | 2.10 стр.73-74 | Таблица «Удвоение ДНК» | |
27 | | Образование информационной РНК по матрице ДНК. | 2.10 стр. 75-76 | Таблица «Биосинтез белка» | |
28 | | Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов. Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер реакции биосинтеза. | 2.10 стр. 77-79 | Таблица «Биосинтез белка» | |
29 | | Энергетический обмен. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. | 3.2 стр.94-96 | Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена | |
30 | | Биологическое окисление при участии кислорода. Аэробный гликолиз. Брожение и дыхание. | 3.2 стр. 96-98 | Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена | |
31 | | Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле. | 3.3 | Таблица «Фотосинтез» | |
32 | | Организм – единое целое. Многообразие организмов. | 3.1 | Таблицы по общей биологии, зоологии | |
33 | | Обобщение по теме: «Метаболизм – основа существования живых организмов». | Задание в тетради | Таблицы по общей биологии, зоологии | |
Тема 3.2. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. ( 13ч) После изучения темы учащимся слeдуem: Называть: способы и формы размножения; этапы онтогенеза; характеризовать: формы и способы размножения; процессы образования половых клеток, оплодотворение; этапы онтогенеза; применять знания: о размножении и развитии организмов для объяснения эволюционного процесса; об онтогенезе и приспособленности организмов для объяснения возникновения многообразия живых организмов; выявлять: черты сходства и различия способов и форм размножения; этапов онтогенеза; делать выводы: о влиянии окружающей среды на размножение развитие, онтогенез живых организмов и на появление многообразия живых организмов уметь: моделировать процессы размножения организмов; находить взаимосвязи между видами организмов и способам и, формами размножения; решать биологические задачи; разделять процессы на этапы; работать с учебником: находить сведения для ответа на вопросы, работать с рисунками; определять формы и способы размножения по их характеристике; работать с дополнительной литературой |
34 | | Клетка – генетическая единица живого. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. | 3.4 | Таблица «Митоз» | |
35 | | Бесполое размножение. | 3.5 стр. 108-111 | Таблица «Виды бесполого размножения» | |
36 | | Половое размножение. | 3.5 стр. 111-113 | | |
37 | | Образование половых клеток. Мейоз, его фазы. | 3.6 | Таблица « Мейоз» | |
38 | | Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных. | 3.7 стр.120-122 | Таблицы, иллюстрирующие оплодотворение у растений и животных | |
39 | | Двойное оплодотворение цветковых растений. | 3.7 стр.122-124 | Таблица «Двойное оплодотворение цветковых растений» | |
40 | | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное развитие организма. Образование бластулы. | 3.8 стр. 124-125 | Таблица «Эмбриональное развитие организма» | |
41 | | Гаструляция. Органогенез. Причины нарушений развития организмов. | 3.8 стр. 125-127 | Таблица «Эмбриональное развитие организма» | |
42 | | Постэмбриональное развитие организмов. | 3.8 | Таблица «Типы постэмбрионального развития организмов» | |
43 | | Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. П.Р.№2 | Записи в тетради | Таблицы по общей биологии. | П.Р.№2 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства (обуч.) |
44 | | Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. | 3.9 стр.130-133 | Таблицы «Человек и его здоровье» | |
45 | | Влияние среды на развитие живых организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | 3.9 стр.133-136 | Таблицы «Человек и его здоровье» | |
46 | | Обобщение по теме: « Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов» | Вопр. 1-4 стр. 192 | Таблицы по общей биологии | |
Тема 3.3. Основные закономерности явления наследственности. (14ч) После изучения темы учащимся следует: называть: определения генетических понятий, законы Г.Менделя, генетические закономерности наследования признаков, особенности цитоплазматической наследственности, взаимодействие среды и генотипа при формировании признака; приводить примеры: генетических понятий, законов Менделя, моно-, ди-, полигибридного скрещивания, сцепленного наследования генов, взаимодействия генов; характеризовать: генетические понятия, законы Менделя, генотип, фенотип, моно-, дигибридное скрещивание, сцепленное наследование признаков, генетику пола, взаимодействие генов, цитоплазматическую наследственность, взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков; обосновывать: проявление законов Менделя и других генетических закономерностей, про явление генотипа и фенотипа сцепленного наследования генов, взаимодействие генов; распознавать: генетические понятия, законы и генетические закономерности; применять знания: генетических законов и закономерностей для решения генетических задач; делать выводы: о закономерностях наследования признаков, об определении пола, о результатах взаимодействия гена, о взаимодействии генотипа и среды при формировании признака; уметь: характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, наблюдать, обосновывать, выявлять сходства и различия |
47 | | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. | 3.10 стр. 136-138 | Портреты ученых-генетиков | |
48 | | Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем | 3.10 стр.138-139 | Таблицы, иллюстрирующие законы Г.Менделя | |
49 | | Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Закон доминирования Г. Менделя | 3.11 стр. 140 | Таблица «Моногибридное скрещивание» | |
50 | | Закон расщепления Г.Менделя. | 3.11 стр.141-143 | Таблица «Моногибридное скрещивание» | |
51 | | Закон чистоты гамет. | 3.11 стр. 143-146 | Таблицы, иллюстрирующие законы Г.Менделя | |
52 | | Дигибридное скрещивания. Закон независимого наследования признаков Г.Менделя | 3.12 стр.146-149 | Таблица «Дигибридное скрещивание» | |
53 | | П.Р.№3 Составление простейших схем скрещивания (контр.) | Задание в тетради | Таблицы, иллюстрирующие законы Г.Менделя | П.Р.№3 |
54 | | Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. | 3.12 стр.149-150 | Таблицы «Анализирующее скрещивание». «Неполное доминирование». | |
55 | | Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности. | 3.13 | Таблицы по общей биологии | |
56 | | Генетика пола. | 3.15 стр.158-161 | Таблицы по общей биологии | |
57 | | Сцепленное с полом наследование. | 3.15 стр. 162-164 | Таблицы по общей биологии | |
58 | | Современные представления о гене и геноме. | 3.14 | Таблицы по общей биологии | |
59 | | П.Р.№4 Решение элементарных генетических задач и составление родословных (контр.) | | Таблицы по общей биологии | П.Р.№4 |
60 | | Обобщение по теме: «Основные закономерности явления наследственности» | | Таблицы по общей биологии | |
Тема 3.4. Закономерности изменчивости. (8ч) После изучения темы учащимся следует: называть: особенности модификационной и разных видов наследственной изменчивости живых организмов и человека; одомашнивание как начальный этап селекции; методы современной селекции растений, животных и микроорганизмов и их значение в селекции; успехи селекции; приводить примеры: методов современной селекции растений, животных и микроорганизмов; успехов современной селекции; характеризовать: модификационную и виды наследственной изменчивости живых организмов и человека; лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека; методы современной селекции растений и животных и микроорганизмов; выявлять черты сходства и различия модификационной и видов наследственной изменчивости; обосновывать: выбор методов современной селекции растений, животных и микроорганизмов и их значение в селекции; распознавать: черты сходства и различия методов селекции растений, жилетных и микроорганизмов делать выводы: о причинах возникновения различных видов изменчивости; о разнообразных механизмах наследственной изменчивости и связи их с эволюционным процессом. уметь: характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, проводить исследования, работать в парах, группах и индивидуально. |
61 | | Наследственная изменчивость человека. Мутационная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. | 3.16 стр.166-169 | Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости | |
62 | | Модификационная (ненаследственная) изменчивость. Л.Р.№4 | 3.16 стр.164-166 | Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости | Л.Р.№4 Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений. (контр.) |
63 | | Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Значение генетики для медицины и селекции. П.Р.№5 | 3.17 | | П.Р.№5 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм (обуч.) |
64 | | Л.Р.№5 Изучение изменчивости растений и построение вариационного ряда и кривой (контр.) | | | Л.Р.№5 |
65 | | Селекция. Создание пород животных и сортов растений. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | 3.18 стр.176-179 | Таблицы по общей биологии | |
66 | | Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | Записи в тетради | Таблицы по общей биологии | |
67 | | Основные методы селекции растений и животных: гибридизация, искусственный отбор. Достижения и основные направления современной селекции. | 3.18 стр. 180-183. Записи в тетради | Таблицы по общей биологии | |
68 | | Биотехнология: достижения и перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека ). П.Р.№6 | 3.19 | | П.Р.№6 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (обуч.) |