СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

На изучение биологии на базовом уровне в 10 классе отводится 68 часов в год. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

- Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования (Приказ Минобразования и науки РФ № 1089 от 5.03.2004г.)

- Примерной программы по биологии

- Образовательной программы школы, утвержденной приказом №92 от 30.08.09 г.

- Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом № 01-16/144 от 01.09.2016

- Календарного учебного графика школы на 2016-2017 учебный год, утвержденного приказом № 01-16/143 от 01.09.2016

Программа среднего (полного) общего образования по биологии. 10-11 классы. Базовый уровень (70 часов) (авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов)

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сивоглазов В.И., И..Б. Агафонова,Е.Т. Захарова; под ред. Акад. РАЕН, проф. В.Б. Захарова. – Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11кл. Общеобразовательных учреждений/ – М.: Дрофа, 2010

Преподавание в 10 классе ведется 2 часа в неделю согласно учебному плану школы.


Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 10 классе рассчитана на изучение предмета один час в неделю (35 ч) при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы). В учебный процесс включены 6 практических и 5 лабораторных работ. 1 час выделен за счет регионального компонента для удовлетворения потребностей учащихся в повышении уровня знаний.

В программу внесены следующие изменения:

Увеличено количество часов на изучение разделов

-«Биология как наука»- 6ч (3ч)

-«Клетка» - 19ч (11ч)

-«Организм»-43ч (20ч)

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки обобщения.

Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.

В авторскую программу внесены следующие изменения в виду изучения биологии в объеме 2 часа в неделю:



Тема

Количество часов

Внесенные изменения

Биология как наука

Увеличена на 3 часа

Увеличено количество часов на изучение вопросов: 1.Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

2. История развития биологи.

3. Обобщение материала по данной теме


Клетка

Увеличена на 8 часов

Увеличено количество часов на изучение вопросов:

1.Особенности строения, функции и свойства белков.

2. Проведение лабораторной работы « Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках»

3.Изучение нуклеиновых кислот

4. Изучение строения эукариотической клетки

Организм

Увеличена на 23 часа

Увеличено количество часов на изучение вопросов: 1.Обмен веществ и энергии в клетке.

2. Индивидуальное развитие организма.

3. Основные закономерности наследственности и изменчивости.

4. Селекция, методы селекции

5.Проведение лабораторной работы « Изучение изменчивости растений и построение вариационного ряда и кривой»

Содержание, изучающее шире стандарта, в поурочном планировании выделено курсивом.

Промежуточная аттестация проводится в форме интегрированного зачета. Оценка за интегрированный зачет выявляется как среднее арифметическое оценки за практические и лабораторные работы, итоговые тематические работы.



Тематическое планирование

пп

Название темы

Количество часов на изучение

Лабораторные работы

Практические работы


1

Биология как наука

6



2

Клетка

19

Л.Р. №1 Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках

Л.Р.№2 Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание (обуч.)

Л.Р. №3 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. (контр.)

П.Р.№1 Сравнение строения клеток растений и животных (контр.)

3

Организм

43

Л.Р.№4 Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений (контр.)

Л.Р.№5 Изучение изменчивости растений и построение вариационного ряда и кривой (контр.)

П.Р.№2 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства (обуч.)

П.Р.№3 Составление простейших схем скрещивания. (контр.)

П.Р.№4 Решение элементарных генетических задач и составление родословных (контр.)

П.Р.№5 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм (обуч.)

П.Р.№6 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. (обуч.)









Всего:

68

5

6








ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2010


Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

  2. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

  3. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

  4. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.

  5. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с



MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

  1. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008

  2. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008


Дополнительная литература для учеников:

  1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  2. Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

  3. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

  4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002



Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.











Поурочно - тематическое планирование по общей биологии

10 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)



№ п/п

Дата проведения

Тема (раздел). Содержание

Домашнее задание


Демонстрации

Лабораторные и практические работы



Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. (6ч)

После изучения темы учащимся следует:

называть: общие признаки живого; уровни организации жизни


приводить примеры: общих признаков живого, уровней организации жизни


характеризовать: уровни организации жизни


1


Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Стр.4-5

Таблицы по общей биологии


2


Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

1.1

Портреты ученых


3


Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы.

1.2

Таблицы по общей биологии


4


Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы.

1.3 стр. 15-19

Таблица «Уровни организации жизни»


5


Методы познания живой природы.

1.3 стр. 19-21

Таблицы по общей биологии


6


Обобщение материала по разделу

Вопросы стр. 21

Таблицы по общей биологии



Раздел 2. Клетка-единица жизни. (19ч)

Тема2.1: « Химическая организация клетки» (11ч)


После изучения темы учащимся следует:


называть: ; неорганические соединения и их значение, органические соединения: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие, и их значение;


приводить примеры: неорганических и органических соединений

характеризовать: уровни организации жизни; строение и функции белков, углеводов, нуклеиновых кислот, АТФ;

обосновывать: взаимосвязи строения и функций воды, органических соединений:

выявлять: черты сходства и различия ДНК и РНК:

применять знания: о составе, строении белков, нуклеиновых кислот как биополимеров;

делать выводы: о единстве живого на Земле и об от­личительных особенностях живого; о жизни как способе существования белков;


выполнять: правила по ТБ, правила работы с учебным оборудованием, с текстом и рисункам


уметь:

моделировать структуры белка; находить взаимосвязи между строением и функциями химических соединений клеток; определять и находить химические вещества на таблице, рисунках, по характеристике; решать биологические задачи; описывать результаты лабораторных работ; работать с учебником; выделять в тексте главные мысли, конспектировать, находить сведения для ответов на вопросы, заполнять таблицы, составлять схемы, объяснять значение выделенных терминов, работать с рисунками.


7


Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Неорганические соединения, включающие воду и минеральные соли. Роль неорганических веществ в клетке и организме человека.

2.2, 2.3

Таблица «Содержание химических элементов в клетке»


8


Органические вещества, входящие в состав клетки. Биополимеры-белки. Строение белков.

2.5 стр. 42-44

Таблица «Белки, их строение»


9


Свойства и функции белков.

2.5 стр. 45-46

Таблица «Белки, их строение»


10


Л.Р. №1 Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в клетках (контр.)



Л.Р.№1

11


Биополимеры-углеводы.

2.5 стр. 41-42

Таблицы по общей биологии


12


Жиры и липоиды.

2.4

Таблицы по общей биологии


13


Биополимеры - нуклеиновые кислоты. ДНК – носитель наследственной информации в клетке. Строение и функции ДНК.

2.6 стр. 47-52

Таблица «Строение ДНК»


14


Биополимеры - нуклеиновые кислоты. Строение и функции РНК.

2.6 стр. 52-53

Таблица «Строение РНК»


15


Ген. Генетический код.

2.10 стр.73-75

Таблица «Строение ДНК»


16


АТФ и другие органические соединения в клетке. Роль органических веществ в клетке и организме человека.

3.2 стр.94

Таблицы по общей биологии


17


Обобщение материала по теме: «Химическая организация клетки»


Таблицы по общей биологии



Тема 2.2: « Строение клетки» (8ч)

После изучения темы учащимся слeдуem:

называть: положения клеточной теории; органоиды клеток различных организмов, включения; представителей прокариот и эукариот вирусов;


характеризовать: каждое положение клеточной теории, особенности строения органоидов клеток разных организмов, их функции; особенности строения прокариот и эукариот, вирусов; пиноцитоз, фагоцитоз;


обосновывать: взаимосвязь строения и функций органоидов клеток; существование прокариот, эукариот и вирусов;

распознавать: органоиды клетки по их строению, выполняемым функциям; прокариот, эукариот, вирусы по их строению

выявлять: черты сходства и различия строения клеток различных организмов, эукариот и прокариот по строению; особенности вирусов как неклеточных форм жизни;


применять знания: о приготовлении микропрепаратов, о работе с микроскопом для выполнения практической работы; о строении клет­ок различных организмов для объяснения процесса эволюции органического мира;

соблюдать: правила техники безопасности при выполнении практической работы; правила оформления работ


уметь:

находить взаимосвязи между строением и функциями химических соединений клеток; определять и находить химические вещества на таблице, рисунках, по характеристике; решать биологические задачи; разделять процессы на эт­апы; работать с учебником: выделять в тексте главные мысли, конспектировать, находить сведения для ответа на вопросы, заполнять таблицы, составлять схемы, объяснять значение выделенных терминов, работать с рисунками.


18


Цитология – наука о клетке. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн). Клеточная теория, ее роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

2.1

Портреты ученых


19


Многообразие клеток. Ядерные и доядерные клетки. Общая характеристика строения прокариотической клетки.

2.9

Таблица «Строение прокариотической клетки»


20


Основные части и органоиды клетки, их функции. Цитоплазма, плазматическая мембрана, эндоплазматическая сеть. Л.Р.№2

2.7 стр. 53-60

Таблица «Строение эукариотической клетки»

Л.Р.№2 Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание (обуч.)

21


Комплекс Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии.

2.7 стр. 60-62

Таблица «Строение эукариотической клетки»


22


Пластиды, органоиды движения, включения. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Л.Р.№3 П.Р.№1

2.7 стр. 62-63

Таблица «Строение эукариотической клетки»

Л.Р. №3 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. (контр.)

П.Р.№1 Сравнение строения клеток растений и животных (контр.)

23


Ядро. Химический состав, строение и функции хромосом. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках

2.8

Таблица «Строение эукариотической клетки»


24


Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

2.11

Таблица «Строение вируса»


25


Обобщение материала по теме: «Строение клетки»


Таблицы по общей биологии



Раздел 3. Организм. (43ч)

Тема 3.1 . Метаболизм – основа существования живых организмов. (8ч)


После изучения темы учащимся слeдуem:

называть: процессы и стадии фотосинтеза и гликолиза; вещества, обуславливающие индивидуальное развитие организма, принцип удвоения ДНК; принцип синтеза и-РНК; генетический код и его свойства; процесс трансляции; функции т-РНК, АТФ в процессе биосинтеза белка;

характеризовать: процессы трансляции, транскрипции, генной и клеточной инженерии, процессы регуляции биосинтеза белка


применять знания: о строении и функциях ДНК и РНК для объяснения процесса биосинтеза, генной и клеточной инженерии; о фотосинтезе и гликолизе для объяснения процессе в эволюции органического мира.

выявлять: характерные особенности фотосинтеза и каждого этапа гликолиза:

делать выводы: о принципе передачи наследственной информации, единым для всех живых организмов.

уметь:

моделировать процесс биосинтеза белка; находить взаимосвязи между строением и функциями химических соединений, решать биологические задачи; разделять процессы на этапы; работать о учебником: находить сведения для ответа на вопросы, работать с рисунками, определять процессы трансляции и транскрипции по их характеристике; работать с дополнительной литературой для приготовления сообщений


26


Генетическая информация в клетке. Удвоение ДНК.

2.10 стр.73-74

Таблица «Удвоение ДНК»


27


Образование информационной РНК по матрице ДНК.

2.10 стр. 75-76

Таблица «Биосинтез белка»


28


Обмен веществ и превращение энергии – свойства живых организмов. Пластический обмен. Биосинтез белка. Матричный характер реакции биосинтеза.

2.10 стр. 77-79

Таблица «Биосинтез белка»


29


Энергетический обмен. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода.

3.2 стр.94-96

Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена


30


Биологическое окисление при участии кислорода. Аэробный гликолиз. Брожение и дыхание.

3.2 стр. 96-98

Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена


31


Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

3.3

Таблица «Фотосинтез»


32


Организм – единое целое. Многообразие организмов.

3.1

Таблицы по общей биологии, зоологии


33


Обобщение по теме: «Метаболизм – основа существования живых организмов».


Задание в тетради

Таблицы по общей биологии, зоологии


Тема 3.2. Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов.

( 13ч)

После изучения темы учащимся слeдуem:

Называть: способы и формы размножения; этапы онтогенеза;

характеризовать: формы и способы размножения; процессы образования половых клеток, оплодотворение; этапы онтогенеза;

применять знания: о размножении и развитии организмов для объяснения эволюционного процесса; об онтогенезе и приспособленности организмов для объяснения возникновения многообразия живых организмов;

выявлять: черты сходства и различия способов и форм размножения; этапов онтогенеза;

делать выводы: о влиянии окружающей среды на размножение развитие, онтогенез живых организмов и на появление многообразия живых организмов

уметь:

моделировать процессы размножения организмов; находить взаимосвязи между видами организмов и способам и, формами размножения; решать биологические задачи; разделять процессы на этапы; работать с учебником: находить сведения для ответа на вопросы, работать с рисунками; определять формы и способы размножения по их характеристике; работать с дополнительной литературой


34


Клетка – генетическая единица живого. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза.

3.4

Таблица «Митоз»


35


Бесполое размножение.

3.5 стр. 108-111

Таблица «Виды бесполого размножения»


36


Половое размножение.

3.5 стр. 111-113



37


Образование половых клеток. Мейоз, его фазы.

3.6

Таблица

« Мейоз»


38


Оплодотворение, его значение. Искусственное оплодотворение у растений и животных.

3.7 стр.120-122

Таблицы, иллюстрирующие оплодотворение у растений и животных


39


Двойное оплодотворение цветковых растений.

3.7 стр.122-124

Таблица «Двойное оплодотворение цветковых растений»


40


Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное развитие организма. Образование бластулы.

3.8 стр. 124-125

Таблица «Эмбриональное развитие организма»


41


Гаструляция. Органогенез. Причины нарушений развития организмов.

3.8 стр. 125-127

Таблица «Эмбриональное развитие организма»


42


Постэмбриональное развитие организмов.

3.8

Таблица «Типы постэмбрионального развития организмов»


43


Закон зародышевого сходства. Биогенетический закон. П.Р.№2

Записи в тетради

Таблицы по общей биологии.

П.Р.№2 Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства (обуч.)

44


Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.

3.9 стр.130-133

Таблицы «Человек и его здоровье»


45


Влияние среды на развитие живых организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

3.9 стр.133-136

Таблицы «Человек и его здоровье»


46


Обобщение по теме:

« Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов»

Вопр. 1-4 стр. 192

Таблицы по общей биологии



Тема 3.3. Основные закономерности явления наследственности. (14ч)


После изучения темы учащимся следует:

называть: определения генетических понятий, законы Г.Менделя, генетические закономерности наследования признаков, особенности цитоплазматической наследственности, взаимодействие среды и генотипа при формировании признака;

приводить примеры: генетических понятий, законов Менделя, моно-, ди-, полигибридного скрещивания, сцепленного наследования генов, взаимодействия генов;

характеризовать: генетические понятия, законы Менделя, генотип, фенотип, моно-, дигибридное скрещивание, сцепленное наследование признаков, генетику пола, взаимодействие генов, цитоплазматическую наследственность, взаимодействие генотипа и среды при формировании признаков; обосновывать: проявление законов Менделя и других генетических закономерностей, про явление генотипа и фенотипа сцепленного наследования генов, взаимодействие генов;

распознавать: генетические понятия, законы и генетические закономерности;

применять знания: генетических законов и закономерностей для решения генетических задач;

делать выводы: о закономерностях наследования признаков, об определении пола, о результатах взаимодействия гена, о взаимодействии генотипа и среды при формировании признака;

уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, наблюдать, обосновывать, выявлять сходства и различия


47


Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика.

3.10 стр. 136-138

Портреты ученых-генетиков


48


Г.Мендель – основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем

3.10 стр.138-139

Таблицы, иллюстрирующие законы Г.Менделя


49


Моногибридное скрещивание. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Закон доминирования Г. Менделя

3.11 стр. 140

Таблица «Моногибридное скрещивание»


50


Закон расщепления Г.Менделя.

3.11 стр.141-143

Таблица «Моногибридное скрещивание»


51


Закон чистоты гамет.

3.11 стр. 143-146

Таблицы, иллюстрирующие законы Г.Менделя


52


Дигибридное скрещивания. Закон независимого наследования признаков Г.Менделя

3.12 стр.146-149

Таблица «Дигибридное скрещивание»


53


П.Р.№3 Составление простейших схем скрещивания (контр.)

Задание в тетради

Таблицы, иллюстрирующие законы Г.Менделя

П.Р.№3

54


Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование.

3.12 стр.149-150

Таблицы «Анализирующее скрещивание». «Неполное доминирование».


55


Сцепленное наследование генов. Хромосомная теория наследственности.

3.13

Таблицы по общей биологии


56


Генетика пола.

3.15 стр.158-161

Таблицы по общей биологии


57


Сцепленное с полом наследование.

3.15 стр. 162-164

Таблицы по общей биологии


58


Современные представления о гене и геноме.

3.14

Таблицы по общей биологии


59


П.Р.№4 Решение элементарных генетических задач и составление родословных (контр.)


Таблицы по общей биологии

П.Р.№4

60


Обобщение по теме:

«Основные закономерности явления наследственности»


Таблицы по общей биологии


Тема 3.4. Закономерности изменчивости. (8ч)

После изучения темы учащимся следует:

называть: особенности модификационной и разных видов наследственной изменчивости живых организмов и человека; одомашнивание как начальный этап селекции; методы современной селекции растений, животных и микроорганизмов и их значение в селекции; успехи селекции;


приводить примеры: методов современной селекции растений, животных и микроорганизмов; успехов современной селекции;

характеризовать: модификационную и виды наследственной изменчивости живых организмов и человека; лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека; методы современной селекции растений и животных и микроорганизмов;


выявлять черты сходства и различия модификационной и видов наследственной изменчивости;


обосновывать: выбор методов современной селекции растений, животных и микроорганизмов и их значение в селекции;

распознавать: черты сходства и различия методов селекции растений, жилетных и микроорганизмов

делать выводы: о причинах возникновения различных видов изменчивости; о разнообразных механизмах наследственной изменчивости и связи их с эволюционным процессом.


уметь:

характеризовать, обобщать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, работать с учебником, таблицами характеризовать, давать логические устные и письменные ответы тестовые и развернутые, проводить исследования, работать в парах, группах и индивидуально.


61


Наследственная изменчивость человека. Мутационная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека.

3.16 стр.166-169

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости


62


Модификационная (ненаследственная) изменчивость. Л.Р.№4

3.16 стр.164-166

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости

Л.Р.№4 Описание фенотипа комнатных или сельскохозяйственных растений. (контр.)

63


Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Значение генетики для медицины и селекции. П.Р.№5

3.17


П.Р.№5 Выявление источников мутагенов в окружающей среде и оценка возможных последствий их влияния на организм (обуч.)

64


Л.Р.№5 Изучение изменчивости растений и построение вариационного ряда и кривой (контр.)



Л.Р.№5

65


Селекция. Создание пород животных и сортов растений. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

3.18 стр.176-179

Таблицы по общей биологии


66


Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Записи в тетради

Таблицы по общей биологии


67



Основные методы селекции растений и животных: гибридизация, искусственный отбор.

Достижения и основные направления современной селекции.

3.18 стр. 180-183.

Записи в тетради

Таблицы по общей биологии


68


Биотехнология: достижения и перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека ). П.Р.№6

3.19


П.Р.№6 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии (обуч.)























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

В результате обучения биологии в 10 классе ученик должен

знать /понимать

  • основные положения клеточной теории; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, половое и бесполое размножение и делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).