Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Соленоозерная школа №12
Согласовано
Зам.директора по УВР
_________________________
__________________________
Утверждаю
Директор школы
___________ Т. В. Бехер
Приказ ____ от __________.
Рабочая программа
по биологии
10 класс
2017 – 2018 учебный год
Составитель: Поротова Г.Е.,
учитель биологии
Рассмотрена на школьном
методическомобъединении
учителей
Протокол ___ от __________.
с. Соленоозерное
2017 год.
Пояснительная записка.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004г.)
- письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательная программа МБОУ Соленоозерная СШ №12 (приказ №237 от 01.09.2017г.)
-Положение МБОУ Соленоозерная СШ №12 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» (приказ №73 от 26.08.2016г.)
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений в биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Общая характеристика учебного предмета.
По учебному плану на изучение биологии в 10-м классе выделено 34 часа,1 час в неделю, 8 лабораторных работ.
10 класс является общеобразовательным. Рабочая программа ориентирована на освоение обязательного минимума образования по биологии.
Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изученного курса биологии составляет эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которым акценты в изучении многообразия организмов переносится с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и условия в ходе эволюции приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач стоящих перед биологической наукой, решение которых направленно на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической культуры человека.
Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучается рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных МО и РФ к исполнению в образовательном процессе в ОУ на 2017-2018 учебный год приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014.
Логические связи биологии с остальными предметами.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметныхи внутрипредметныхсвязей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя. Связи биологии с другими учебными предметами, но, в свою очередь, создает базу для последующего изучения ряда вопросов других предметов. Но чаще всего эти связи устанавливаются с химией, географией, физикой.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.
Методические пособия и дополнительная литература для учителя:
Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод.пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.
Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.
ЛернерГ.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с
Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008
Дополнительная литература для учеников:
Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004
Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ
знать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Содержание программы
За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
Биологические системы, Уровни организации живой природы, Методы познания живой природы
КЛЕТКА
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка, Строение молекулы ДНК, Строение молекулы РНК, Строение клетки, Строение клеток прокариот и эукариот, Строение вируса, Хромосомы, Характеристика гена, Удвоение молекулы ДНК
ОРГАНИЗМ
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности.Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов, Обмен веществ и превращения энергии в клетке, Фотосинтез, Деление клетки (митоз, мейоз), Способы бесполого размножения, Половые клетки, Оплодотворение у растений и животных, Индивидуальное развитие организма, Моногибридное скрещивание, Дигибридное скрещивание, Перекрест хромосом, Неполное доминирование, Сцепленное наследование, Наследование, сцепленное с полом, Наследственные болезни человека, Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.Мутации, Модификационная изменчивость, Центры многообразия и происхождения культурных растений, Искусственный отбор, Гибридизация, Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Составление простейших схем скрещивания, Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Тематическое планирование 10 класс
№ п/п | Тема (раздел). Содержание | Проведено по плану | Проведено по факту |
| Биология как наука. Методы научного познания. |
-
| Биология – наука о жизни. | | |
-
| Основные уровни организации живой природы. | | |
-
| Значение биологии. Методы биологических исследований. | | |
Клетка. |
-
| Химический состав клетки. Неорганические вещества. | | |
-
| Белки и их функции. Углеводы. | | |
-
| Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. | | |
-
| Контрольное тестирование. | | |
-
| Клеточная теория. Цитоплазма клетки. | | |
-
| Клеточное ядро. Хромосомы. | | |
-
| Строение эукариотической клетки. | | |
-
| Строение прокариотической клетки. | | |
-
| ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. | | |
-
| Вирусы. | | |
-
| Обобщение материала по теме «Клетка». | | |
Организм. |
-
| Организм – единое целое. Многообразие организмов. | | |
-
| Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. | | |
-
| Пластический обмен. Фотосинтез. | | |
-
| 1. Деление клетки. Митоз. | | |
-
| 2. Половое и бесполое размножение. | | |
-
| 3. Деление клетки. Мейоз. | | |
-
| 4. Оплодотворение и его значение. | | |
-
| 1. Индивидуальное развитие организма. | | |
-
| 2. Онтогенез человека. Лабораторная работа №1 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства» | | |
-
| 1. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. | | |
-
| 2. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и генетика. | | |
-
| 3. Моногибридное скрещивание. | | |
-
| 4. Дигибридное скрещивание. | | |
-
| 5. Хромосомная теория наследственности. | | |
-
| 6. Анализирующее скрещивание. Решение генетических задач. Современные представления о гене и геноме. | | |
-
| 7. Генетика пола. | | |
-
| 8. Наследственная и ненаследственная изменчивость. | | |
-
| 9. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | | |
-
| Селекция. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. | | |
-
| Обобщение материала за курс 10 класса. КР№2 | | |
1