СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 10 класс. базовый уровень, учебник В.И. Сивоглазов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Соленоозерная школа №12


Согласовано

Зам.директора по УВР

_________________________

__________________________


Утверждаю

Директор школы

___________ Т. В. Бехер

Приказ ____ от __________.


Рабочая программа

по биологии

10 класс

2017 – 2018 учебный год





Составитель: Поротова Г.Е.,

учитель биологии






Рассмотрена на школьном

методическомобъединении

учителей

Протокол ___ от __________.







с. Соленоозерное

2017 год.

Пояснительная записка.

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004г.)

- письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- Образовательная программа МБОУ Соленоозерная СШ №12 (приказ №237 от 01.09.2017г.)

-Положение МБОУ Соленоозерная СШ №12 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» (приказ №73 от 26.08.2016г.)

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:

  • Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений в биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общая характеристика учебного предмета.

По учебному плану на изучение биологии в 10-м классе выделено 34 часа,1 час в неделю, 8 лабораторных работ.

10 класс является общеобразовательным. Рабочая программа ориентирована на освоение обязательного минимума образования по биологии.

Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изученного курса биологии составляет эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которым акценты в изучении многообразия организмов переносится с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и условия в ходе эволюции приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач стоящих перед биологической наукой, решение которых направленно на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической культуры человека.

Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучается рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.

Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных МО и РФ к исполнению в образовательном процессе в ОУ на 2017-2018 учебный год приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2014.

Логические связи биологии с остальными предметами.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметныхи внутрипредметныхсвязей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя. Связи биологии с другими учебными предметами, но, в свою очередь, создает базу для последующего изучения ряда вопросов других предметов. Но чаще всего эти связи устанавливаются с химией, географией, физикой.






ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб.для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений.- М.: Дрофа, 2007. -368с.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:

Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод.пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой. «Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2006. – 140с.

Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

ЛернерГ.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 288с.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.

Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2007. – 1088 с

Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008


Дополнительная литература для учеников:

Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

Шишкинская Н.А. генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002


























ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ

знать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

  • соблюдение мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).









Содержание программы

За основу взята программа среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова и Стандарт среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень).

БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы1. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы, Уровни организации живой природы, Методы познания живой природы

КЛЕТКА

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн).Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка, Строение молекулы ДНК, Строение молекулы РНК, Строение клетки, Строение клеток прокариот и эукариот, Строение вируса, Хромосомы, Характеристика гена, Удвоение молекулы ДНК

ОРГАНИЗМ

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности.Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов, Обмен веществ и превращения энергии в клетке, Фотосинтез, Деление клетки (митоз, мейоз), Способы бесполого размножения, Половые клетки, Оплодотворение у растений и животных, Индивидуальное развитие организма, Моногибридное скрещивание, Дигибридное скрещивание, Перекрест хромосом, Неполное доминирование, Сцепленное наследование, Наследование, сцепленное с полом, Наследственные болезни человека, Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.Мутации, Модификационная изменчивость, Центры многообразия и происхождения культурных растений, Искусственный отбор, Гибридизация, Исследования в области биотехнологии

Лабораторные и практические работы

Составление простейших схем скрещивания, Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм




































Тематическое планирование 10 класс

п/п

Тема (раздел). Содержание

Проведено по плану

Проведено по факту


Биология как наука. Методы научного познания.

Биология – наука о жизни.



Основные уровни организации живой природы.



Значение биологии. Методы биологических исследований.



Клетка.

Химический состав клетки. Неорганические вещества.





Белки и их функции. Углеводы.



Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.



Контрольное тестирование.



Клеточная теория. Цитоплазма клетки.



Клеточное ядро. Хромосомы.



Строение эукариотической клетки.



Строение прокариотической клетки.



ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код.



Вирусы.



Обобщение материала по теме «Клетка».



Организм.

Организм – единое целое. Многообразие организмов.



Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов.



Пластический обмен. Фотосинтез.



1. Деление клетки. Митоз.



2. Половое и бесполое размножение.



3. Деление клетки. Мейоз.



4. Оплодотворение и его значение.



1. Индивидуальное развитие организма.



2. Онтогенез человека. Лабораторная работа

1 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»



1. Наследственность и изменчивость - свойства организмов.



2. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и генетика.



3. Моногибридное скрещивание.



4. Дигибридное скрещивание.



5. Хромосомная теория наследственности.



6. Анализирующее скрещивание.

Решение генетических задач.

Современные представления о гене и геноме.



7. Генетика пола.



8. Наследственная и ненаследственная изменчивость.



9. Влияние мутагенов на организм человека.

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.





Селекция.

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.



Обобщение материала за курс 10 класса. КР№2





1