МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА АБАКАНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
«Рассмотрено» ___________________ Руководитель ______________________ ______________________ от «___» августа 20___г протокол №__ | «Согласовано» _________________________ от «___» августа 20___г протокол №__ | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №4» Л. Г. Широкова _________________________ «___» августа 20___ г. |
Рабочая программа
по биологии (профильный уровень)
10 класс
Составитель: Карачакова Елена Викторовна
Ф.И.О.
первая квалификационная категория
категория
Абакан, 2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и обеспечена УМК для 5–9-го классов авторов под руководством Н.И. Сонина на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Хакасия от 05 июля 2013 года № 60-ЗРХ " Об образовании в Республике Хакасия", Образовательной программы муниципального общеобразовательного учреждения города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №4», утвержденной приказом №163/2 от 28.08.14г, учебного плана школы.
Программа является продолжением линии биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А.Плешакова и Н.И. Сонина, учебником «Живой организм» Н.И.Сонина для учащихся 6 кл, В.Б. Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 кл. и Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек» 8 кл., Мамонтов С.Г. и др. « Биология. Общие закономерности» 9 кл.
Информационно- методическая функция программы позволяет получить представление о целях, задачах, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развитии учащихся.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирования учебного материала. В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
Тип программы: общеобразовательная, среднего (полного) общего образования;
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием примерного числа часов, отводимых на изучение каждого блока, минимальным перечнем лабораторных и практических работ; требования к уровню подготовки учащихся. Большинство представленных лабораторных работ являются фрагментами уроков.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Общая биология.10 класс» направлен на формирование у учащихся общепредметных компетенций.
Ценностно- смысловая компетенция определяет мировоззрение ученика, связанную с его ценностными ориентирами. Компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной деятельности.
Общекультурная компетенция включает в себя основы биологии в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, считающихся фундаментальными достижениями человечества.
Учебно- познавательная компетенция включает знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебной деятельности.
Информационная компетенция формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также передавать её.
Коммуникативная компетенция включает знание взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе.
Социально- трудовая компетенция включает владение знаниями и опытом профессионального самоопределения.
Компетенция личностного самосовершенствования предусматривает заботу о собственном здоровье, личную гигиену, половую грамотность, соблюдение норм поведения в окружающей среде.
Таким образом, отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Цели программы:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях. Роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы.
Применение биологических знаний для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма. Использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, факторах здоровья и риска. Овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками. Проводить наблюдения за биологическими объектами;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов.
Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, культуры поведения в природе.
Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценке последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Задачи программы:
Знать/понимать
особенности жизни как формы существования материи;
роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
фундаментальные понятия о биологических системах;
сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
основные теории биологии – клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
соотношение социального и биологического в эволюции человека;
основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;
решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
работать с учебной и научно – популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;
владеть языком предмета.
Место предмета в учебном плане школы:
Согласно действующему учебному плану школы программа рассчитана на 3 час в неделю, 102ч и предусматривает 5 лабораторных и 9 практических работы с подробным инструктажем по охране труда. Резерв используется для повторения, подготовки к экзаменам и ЗОЖ.
Основное содержание (102 ч.)
Содержание | Колич часов |
Введение. Методы научного познания. 1ч. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы. Место биологии в формировании научных представлений о мире. Методы биологических исследований. Методика определения видов растений и животных. | 1 |
Раздел 1. Биология как наука. 4 ч. Тема 1. 1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук. Основные свойства живого. Общая биология – дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития жизни на Земле; общая биология как один из источников формирования диалектико–материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности – основа рационального природопользования, сохранения окружающей среды, интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Кибернетика, бионика, генная инженерия. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Биологические системы. . | 2 |
Тема 1.2. Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Уровни организации живой материи; жизнь и живое вещество; косное и биокосное вещество биосферы: молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевый и органный, организменный, популяционно–видовой, биоценотический и биосферный уровни организации живого. Демонстрация схем структуры царств живой природы. | 2 |
Раздел 2. Учение о клетке. 34 ч. Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке. Работы Р.Гука, А. Ван Левенгука, К. Э.Бэра, Р. Броуна, Р. Вирхова. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Тема 2.2. Химическая организация клетки. Элементный состав вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли; их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности и поддержки гомеостаза. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки, структура и свойства белков, функции белковых молекул. Биологические катализаторы – белки, их классификация и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Углеводы в жизни растений, животных, грибов и микроорганизмов. Структурно – функциональные особенности организации моно- и дисахаридов. Строение и биологическая роль биополимеров – полисахаридов. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липоидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК – молекулы наследственности; история изучения. Уровни структурной организации; биологическая роль ДНК; генетический код, свойства кода, РНК. Информационные, транспортные, рибосомальные и регуляторные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение, источники поступления, функции в организме. Демонстрация объёмных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид). Лабораторная работа №1. «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» Практическая работа №1: «Решение задач по молекулярной биологии» | 1 13 |
Тема 2.3. Строение и функции прокариотической клетки. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Основы систематики; место и роль прокариот в биоценозах. Демонстрация строения клеток различных прокариот. | 3 |
Тема 2.4. Структурно- функциональная организация эукариот. Цитоплазма эукариотической клетки. Мембранный принцип организации клеток; строение биологической мембраны, структурные и функциональные особенности мембран различных клеточных структур. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Кариоплазма. Дифференциальная активность генов; эухроматин. Особенности строения растительной клетки. Лабораторная работа № 2: «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» Демонстрация схем строения органоидов растительной и животной клеток. | 8 |
Тема 2.5. Реализация наследственной информации в клетке. ДНК- носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка. Прак./раб.№2: «Решение задач по молекулярной биологии» Демонстрация схем путей метаболизма в клетке (пластический обмен: биосинтез белка). | 5 |
Тема 2.6. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов, механизм взаимодействия вируса и клетки, инфекционный процесс. Заболевания животных и растений, вызываемые вирусами. Бактериофаги. Демонстрация моделей различных вирусных частиц. | 4 |
Раздел 3. Организм. 53 ч. Тема 3.1.Организм- единое целое. Многообразие живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов | 1 |
Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии. Обмен веществ и превращение энергии в клетке – основа всех проявлений ее жизнедеятельности. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Пластический и энергетический обмен. Этапы энергетического обмена. Фотосинтез. Хемосинтез. Демонстрация схем путей метаболизма в клетке (энергетический обмен на примере расщепления глюкозы. Фотосинтез) | 6 |
Тема 3.3. Размножение организмов. Бесполое размножение растений и животных. Формы бесполого размножения: митотическое деление клеток простейших, спорообразование; почкование у одноклеточных и многоклеточных организмов; вегетативное размножение. Эволюционное значение бесполого размножения. Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Лабораторная работа №3 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | 3 |
Тема 3.4. Половое размножение. Половое размножение растений и животных. Половая система, органы полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Осеменение и оплодотворение. Наружное и внутреннее оплодотворение. Развитие половых клеток у высших растений; двойное оплодотворение. Эволюционное значение полового размножения. Практическая работа№3: «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных» Практическая работа №4: «Сравнение процессов митоза и мейоза» Демонстрация микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей. | 6 |
Тема 3.5. Эмбриональное развитие животных. Типы яйцеклеток; основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и системы. Регуляция эмбрионального развития; эмбриональная индукция. Демонстрация сравнительный анализ зародышей позвоночных на разных этапах эмбрионального развития; моделей эмбрионов ланцетника, лягушек или других животных; таблиц, иллюстрирующих бесполое и половое размножение. | 3 |
Тема 3.6. Постэмбриональное развитие животных. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Дорепродуктивный, репродуктивный и пострепродуктивный периоды. Старение и смерть; биология продолжительности жизни. Роль факторов окружающей среды в эмбриональном и постэмбриональном развитии организма. Влияние токсических веществ (табачного дыма, алкоголя, наркотиков и т. д.) на ход эмбрионального и постэмбрионального периодов (врожденные уродства). Прак./раб.№5: «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм» Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих (жесткокрылых, чешуйчатокрылых), позвоночных (амфибий). Фотографий, отражающих последствия воздействия факторов среды на развитие организма; схем и статистических таблиц, демонстрирующих последствия употребления алкоголя, наркотиков и курения. | 6 |
Тема 3.7. Общие закономерности онтогенеза. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости. Демонстрация таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе. | 2 |
Тема 3.8. Основы генетики и селекции. Основные закономерности наследственности. Основные понятия генетики. Признаки и свойства; гены, аллельные гены. Генотип и фенотип организма; генофонд. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Полное и не полное доминирования. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующие скрещивание. Дигибридное и полигибриное скрещивание; третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана. Полное и не полное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Прак./раб.№6-9: «Решение генетических задач» Лаб./р.№4: « Составление родословных» Демонстрация карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. | 16 |
Тема 3.9. Основные закономерности изменчивости. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации. Причины и частота мутаций; мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций; значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Уровни возникновения различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости (Н. И. Вавилов). Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости; вариационный ряд и вариационная кривая. Норма реакции. Управление доминированием. Лаб/раб.№5:«Построение вариационного ряда и кривой» Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости. | 12 |
Тема 3.10. Селекция животных, растений и микроорганизмов. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных: отбор и гибридизация; формы отбора (индивидуальный и массовый отбор). Отдаленная гибридизация; явление гетерозиса. Искусственный мутагенез. Селекция микроорганизмов. Биотехнология и генетическая инженерия. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью. | 8 |
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов, растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах;
Уметь:
характеризовать структурные уровни организации жизни, их компоненты и основные процессы; понятие о биосистеме и её свойствах; методы биологических исследований; основные свойства живой материи; значение практической биологии; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч. Дарвина об эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; видообразование как процесс увеличения видов; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; основные направления эволюции
сравнивать, доказывать, вычленять основные идеи в учебном материале, пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных.
сравнивать компоненты и основные процессы биосистем разных уровней организации.
применять знания для доказательства единства органического мира.
осуществлять поиск информации; извлекать необходимую информацию из источников в различных знаковых системах; переводить информацию из одной знаковой системы в другую; систематизировать и анализировать полученные знания.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами. Вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ – инфекции. Профилактики вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающих. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного здоровья.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
По итогам аттестации обучающихся 9-ых классов за 2011-2012 учебный год СОУ класса составляет : 9а % по первому уровню преподавания, СОУ 9б- %. В результате слияния двух коллективов уровень обучаемости неоднородный, большинство обучающихся выполняют только задания по образцу и отвечают на вопросы по содержанию, с трудом выполняя задания в изменённой ситуации. Уровень дифференциации учебной деятельности у этой группы в основном, общекультурный (по Третьякову П.И.) и подразумевает понимание основных, ведущих идей курса, умение применять теоретические знания в практической ситуации. Бывшие учащиеся 9а класса имеют высокий уровень обучаемости, по отношению к ним возможно применение активных методов обучения. Вывод: дифференцированное поуровневое обучение с применением элементов передовых педагогических технологий.
На основании примерных программ МОРФ, а также Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, в 10 классах реализуются базовый уровень преподавания биологии. Изучаются разделы: «Биология как наука. Методы научного познания.», «Клетка», «Организм». Реализуется индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности и формирование ключевых компетенций: информационной, коммуникативной, исследовательской, качества жизни.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков.
Обеспеченность УМК у детей-100%
Учебно-методическая литература для учителя:
Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённого Приказом Минобразования России от 05.03.2004№1089.
Примерная программа по биологии основного общего образования МОРФ.
Тематическое планирование Химия, Биология, Экология серия Образовательные программы и стандарты - электронное пособие, Учитель,2007.
Общая биология. Базовый уровень. Методическое пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. Базовый уровень. 10-11 кл.»/Т.А.Козлова и др.- М.:Дрофа,2006.
Морзунова И. Б. Программы для общеобразовательных учреждений 5-11кл. Биология.- М.: 2008.-254 с.
Учебный комплекс для учащихся:
1. Сивоглазов В.И., Агафонова И…Б., Захарова Е.Т. Общая биология.10-11 классы. Базовый уровень.-М., 2007-2009.-368 с.
Интернет-ссылки тематические и поурочные.
Дополнительная литература для учащихся:
Петросова Р.А. Размножение организмов. Деление клетки. Способы размножения организмов. Онтогенез.- М., Дрофа, 2003;
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Биология, авт. Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, М.: Интеллект-Центр, 2007;
MULTIMEDIA 1С:Репетитор.Биология авт. А.Г.Дмитриева, Н.А. Рябчикова, 2006.