СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 11 класс, 1 час в неделю, линия пасечника.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс»


1. Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

* основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя; закономерностей изменчивости;

* строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

* сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

* вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

* биологическую терминологию и символику;

уметь

* объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единства живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

* решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

* описывать особей видов по морфологическому критерию;

* выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

* сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агросистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

* анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

* изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

* находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

* соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

* оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

* оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).



2. Содержание программы

Эволюционное изучение (11ч)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.

Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы:

1 «Изучение морфологического критерия вида»

2 «Изменчивость организмов»

Основы селекции и биотехнологии (5ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Лабораторная работа:

№3 «Искусственный отбор и ее результаты».

Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрация: окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.


Антропогенез (5 ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.


Основы экологии (9 ч)

Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Биосфера, ее состояние и эволюция (3ч)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

Повторение (1 ч)



3.Тематическое планирование.


п\п

Дата заплани-рованная

Дата факти-

ческая

Тема урока

Приме-

чание




1.




03.09


1 семестр (11 час.)

Тема «Основы учения об эволюции» (11ч)

Инструктаж по технике безопасности.

1.Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.


2.

10.09


2. Чарльз Дарвин и основные положения его теории.


3.

17.09


3.Вид, его критерии.

Инструктаж по ТБ. Лаб. работа №1 «Изучение морфологического критерия вида»


4.

24.09


4. Популяции.


5.

01.10


5. Изменчивость организмов

Инструктаж по ТБ. Лаб. работа №2 «Изменчивость организмов».


6.

08.10


6. Борьба за существование и её формы.


7.

15.10


7. Естественный отбор. Формы естественного отбора.


8.

22.10


8. Видообразование.


9.

29.10


9. Макроэволюция. Доказательства макроэволюции. Система растений и животных.


10.

05.11


10. Главные направления эволюции органического мира.


11.

12.11


11. Контрольная работа №1 «Эволюционное учение».


12.





26.11






2семестр (12 час.)


Тема «Основы селекции и биотехнологии» (5ч)

Анализ контрольной работы.

1. Основные методы селекции и биотехнологии.


13.

03.12


2. Методы селекции растений. Инструктаж по ТБ. Лаб. работа № 3 «Искусственный отбор и его результаты».


14.

10.12


3. Методы селекции животных.


15.

17.12


4. Селекция микроорганизмов.


16.

24.12


5.Полугодовая контрольная работа №2.


17.

14.01


Тема «Антропогенез» (5ч)

Инструктаж по технике безопасности.

1. Положение человека в системе животного мира.


18.

21.01


2. Основные стадии антропогенеза.


19.

28.01


3. Движущие силы антропогенеза.


20.

04.02


4. Прародина человека. Расы и их происхождение.


21.

11.02


5. Тест №1 «Антропогенез».



22.



18.02


Тема «Основы экологии» (9ч)

1. Что изучает экология? Среда обитания организмов и ее факторы.


23.

25.02


2. Местообитание и экологические ниши.


24.

10.03


3 семестр (11часов).

3. Основные типы экологических взаимодействий.


25.

17.03


4. Основные экологические характеристики популяций. Динамика популяций.


26.

24.03


5. Экологические сообщества.


27.

31.03


6. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах.


28.

07.04


7. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Сукцессии.


29.

21.04


8. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.


30.

28.04


9. Тест№2 «Основы экологии».



31.


05.05


Тема «Эволюция биосферы и человек» (3ч)

1. Гипотезы о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.


32.

12.05


2. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.


33.

18.05


3.Годовая контрольная работа №3.


34.

25.05


1.Анализ контрольной работы.

Повторение «Генетика».




13