СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов). УМК В.В.Пасечник

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по биологии ( базовый уровень) 2006 г.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс (2 часа в неделю, всего 70 часов). УМК В.В.Пасечник»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 11 КЛАССА.

1. Рабочая программа учебного курса по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального образовательного стандарта, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по биологии ( базовый уровень) 2006 г.

В рабочей программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки учащихся, определенные федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования.

Исходными документами для составления рабочей программы явились:

1. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

2. Примерные программы среднего (полного) общего образования по биологии // Сборник нормативных документов. Биология / сост.Э.Д.

Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  1. Приказ Департамента Государственной политики в образовании МО РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год»..

  2. Биология. 5-11 классы: программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

2. На изучение курса отведено70часов (2 часа в неделю). , за год лабораторных работ 11, экскурсий 2

Изучение общих биологических закономерностей – задача заключительного раздела курса биологии. Ведущие идеи курса биологии – эволюция органического мира, разноуровневая организация живой природы, взаимосвязи строения и функций живых организмов, биологических систем и природной среды – определяют содержание и структуру школьного курса. Изучение курса основывается на знаниях, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.

Изучаются теоретические и прикладные основы общей биологии.

Изучение биологии на уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

Обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов и человека, об их индивидуальном и историческом развитии, о системе органического мира, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;

  • Обеспечить понимание научной картины мира, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;

  • Добиться понимания практического значения биологических знаний для сельскохозяйственного производства, биотехнологии, лесной, рыбной промышленности;

  • Обеспечить экологическое образование и воспитание;

  • Осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

  • Формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, развития логического мышления школьников, их воспитания.


В соответствии с БУП на изучение регионального содержания биологического образования отводится 10% учебного времени в год. Региональный компонент включает изучение экологических проблем области: влияние деятельности человека на состояние воздуха, водоёмов и почв в регионе; мероприятия по восстановлению экологического равновесия в городе и области, сохранению здоровья населения и численности редких растений и животных области. Региональный компонент реализуется включением соответствующей информации на части уроках различных тем курса.

3. УМК:

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника :

Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник  для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительная литература.

  • Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 1987.

  • Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.-М.: Медицина, 1987.

  • Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская Энциклопедия,1989.

  • Вилли К., Детье В. Биология.-М.: Мир,1974.

  • Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-Т. 1-3.-М.: Мир.1990.

  • Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М.: Высшая школа, 1989.

  • Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М.: Мир,1988.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Курс для самообразования.-М.: Просвещение,1992.

  • Мамонтов С.Г. Биология: (для поступающих в вузы).-М.: Высшая школа, 1991.

  • Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология (для средних специальных учебных заведений).-2-е изд.-М.: Высшая школа, 1993.

  • Одум Ю. Экология.-Т. 1-2.-М.: Мир, 1986.

Мультимедийное пособие « Общая биология  11 класс» приложение к учебнику, ООО  «Дрофа», 2010

http://window.edu.ru

http://mmc.berdsk-edu.ru

http://edu.of.ru

www.alleng.ru/d/bio/bio

mml.3dn.ru/load/33-1-0-320

bio.fizteh.ru

www.chgaki.ru

ege09.ru/biology.php


4 Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса по биологии:

Учащиеся должны знать: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;

Уметь:

  • Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.

  • Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регресса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.

  • Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.

  • Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.

  • Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной и авторской программами. При выполнении лабораторных работ изучаются живые биологические объекты, гербарии, коллекции и т.д. Программа Пасечника В.В. включает все лабораторные работы, предусмотренные Примерной программо



Практическая часть программы

Темы (разделы) курса

Практическая часть

по авторской программе

Количество

Лабораторных работ

Экскурсий

1. Вид




История эволюционных идей




Современное эволюционной учение

Л/р № 1. «Описание вида по морфологическому критерию»

Л/р № 2 «Выявление изменчивости у особей одного вида

Л/р № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

3


Происхождение жизни на Земле

Л/р № 4 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

1


Происхождение человека

Л/р № 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

1


2. Экосистемы




Экологические факторы

Л/р № 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности» [О]

1



Структура экосистем

Л/р № 7 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания)»

Л/р № 8 «Решение экологических задач»

Л/р № 9 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

Л/р № 10 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности»


4


Биосфера – глобальная экосистема




Биосфера и человек

Л/р № 11 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения»

1


Обобщение знаний по курсу общей биологии

Экскурсия № 1 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе»

Экскурсия № 2 «Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)»


2




Итого:

11

2





Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках. Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию.

5 Тип урока (в рамках традиционного обучения определены уроки следующих типов:

- Урок ознакомления с новым материалом

- Урок закрепления изученного

- Урок применения знаний и умений

- Урок обобщения и систематизации знаний

- Урок проверки и коррекции знаний и умений

- Комбинированный урок)


п/п

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Вид контроля

Дата












По плану

Фактич.

1

1

Повторение вопросов общей биологии за курс 10 класса

1

УК О и КЗ

устные ответы, фронтальный опрос





Раздел Вид (32 ч.) Тема 1. История эволюционных идей ( 3 ч.)




1

2

Развитие эволюционных представлений.

1

ВУ

устные ответы



2

3

Учение К.Линнея Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка

1

КУ

Поисковая беседа



3

4

Предпосылки дарвинизма. Учение Ч.Дарвина

1


устные ответы, фронтальный опрос





Тема 2. Современное эволюционное учение (12 ч)






1

5

Вид. Критерии вида.

1


устные ответы, фронтальный опрос



2

6

Популяция как элементарная единица эволюции

1


Самостоятельная работа



3

7

Структуры популяций Динамика популяций

1


устные ответы, фронтальный опрос



4

8

Борьба за существование.

1


Тематические сообщения




5

9

Естественный отбор

1

КУ

устные ответы, фронтальный опрос



6

10

Приспособления организмов к среде обитания

1

УИ и ППЗ

Тематические сообщения

Устный опрос



7

11

Результаты эволюции Синтетическая теория эволюции.

1


Поисковая беседа



8

12

Образование новых видов в природе

1


устные ответы, фронтальный опрос



9

13

Макроэволюция

1

КУ

Поисковая беседа



10

14

Направления эвовлюции органического мира.

1

УИ и ППЗ

устные ответы, фронтальный опрос



11

15

Доказательства эволюции органического мира.

1

УИ и ППЗ

Самостоятельная работа




п/п

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Вид контроля

Дата

По плану

Фактич.

12

16

Обобщение и систематизация знаний по теме "Эволюционное учение" К/р № 1

1

КУ

Контрольная работа






Тема 3. Происхождение жизни на Земле ( 8ч.) 


УИ и ППЗ




1,2

17,18

Происхождение жизни. Гипотезы происхождения жизни

2

КУ

Практическая работа



3

19

Отличительные признаки живого Многообразие организмов

1

КУ

устные ответы



4

20

История развития жизни на Земле архей, протерозой

1

УИ и ППЗ

Поисковая беседа



5

21

История развития жизни на Земле палеозой

1

УИ и ППЗ

Тематические сообщения

Устный опрос



6

22

История развития жизни на Земле мезозой

1

УИ и ППЗ

Решение задач
, составление схем



7

23

История развития жизни на Земле кайнозой

1

УИ и ППЗ

Тематические сообщения

Устный опрос



8

24

Обобщение знаний по теме "Происхождение жизни на Земле" С/р "Развитие жизни на Земле"

1

УИ и ППЗ

Самостоятельная работа





Тема 4. Происхождение человека (6ч.)


УК О и КЗ




1

25

Гипотезы происхождения человека



Поисковая беседа



2

26

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

1

УИ и ППЗ

Поисковая беседа



3

27

Этапы эволюции человека

1

КУ

устные ответы



4

28

Движущие силы антропогенеза. Расы человека

1

КУ

Тематические сообщения

Устный опрос



5

29

Биосоциальная природа человека.

1

УИ и ППЗ

устные ответы



6

30

Обобщение и систематизация знаний по теме "Происхождение человека" К/р № 2 "Развитие жизни на Земле. Антропогенез"

1

УИ и ППЗ

Контрольная работа





п/п

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Вид контроля

Дата

По плану

Фактич.



Раздел Экосистемы (31ч.) Тема 1. Экологические факторы (8ч.)


УИ и ППЗ

устные ответы



1,2,3,4

31,32, 33,34

Среда обитания.

4

УИ и ППЗ

устные ответы



5

35

Экологические факторы

1

УК О и КЗ

Тематические сообщения

Устный опрос



6

36

Абиотические факторы

1


фронтальный опрос



7

37

Биотические факторы

1

УИ и ППЗ

Тематические сообщения

Устный опрос



8

38

Антропогенные факторы.

1

КУ

Поисковая беседа





Тема 2. Структура экосистем (11ч.)


КУ

устные ответы, фронтальный опрос



1

39

Экосистемы. Структура экосистемы

1

УИ и ППЗ

устные ответы



2,3

40,41

Цепи питания.

2

КУ

тест



4,5

42,43

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

2

КУ

Решение задач
, составление схем



6,7

44,45

Решение экологических задач

2

УК О и КЗ

Решение задач
, составление схем



8

46

Причины устойчивости экосистем.

1


устные ответы



9

47

Сукцессии. Причины смены экосистем.

1

КУ

устные ответы, фронтальный опрос



10

48

Искусственные сообщества - агроэкосистемы.

1

КУ

устные ответы



11

49

Обобщение знаний по темам "Экологические факторы", "Структура экосистем". С/р "Основы экологии"

1

КУ

Поисковая беседа Самостоятельная работа





Тема 3. Биосфера - глобальная экосистема (5ч.)






1

50

Биосфера - глобальная экосистема.

1

КУ

устные ответы




п/п

урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Вид контроля

Дата

По плану

Фактич.

2,3

51,52

Учение В.И.Вернадского о биосфере.

2

УИ и ППЗ

Тематические сообщения

Устный опрос



4

53

Роль живых организмов в биосфере.

1

КУ

Поисковая беседа



5

54

Эволюция биосферы.

1

УИ и ППЗ






Тема 4. Биосфера и человек (7ч.)






1

55

Биосфера и человек.

1

КУ

Поисковая беседа



2,3,4,5

56,57, 58,59

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

4

КУ

Решение задач
, составление схем, тест



6

60

Правила поведения в природной среде

1

КУ

Практическая работа



7

61

Обобщение и систематизация знаний по разделу "Экосистемы". К/р № 3 по курсу общей биологии 11 класса

1

УК О и КЗ

Контрольная работа





Обобщение знаний по курсу общей биологии (9ч.)






1

62

Методы биологической науки, признаки живого, уровни организации жизни

2

КУ

устные ответы, фронтальный опрос



2

63

Клеточная теория. Строение клетки.

1

УК О и КЗ

Поисковая беседа



3

64

Деление клеток. Воспроизведение организмов.



Тематические сообщения

Устный опрос



4

65

Онтогенез.

2

УИ и ППЗ

Поисковая беседа



5

66

Метаболизм клетки.

3

УИ и ППЗ

Решение задач
, составление схем



6

67

Закономерности наследственности и изменчивости Решение задач по генетике.

1

КУ

Тематические сообщения

Практическая работа



7

68

Генетика человека.

1

КУ

устные ответы, фронтальный опрос



8,9

69,70

Экскурсия № 1. "Многообразие видов. Сезонные изменения в природе". Экскурсия № 2. "Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы)"

1


Практическая работа