Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Соленоозерная средняя школа № 12
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СоленоозернойСШ№12
____________ Е.В. Фейлер _____________ Т.В. Бехер
_______________________ Приказ № _______ от _____________
Рабочая программа
по биологии
11 класс
2017-2018 учебный год
Составитель: Поротова Г.Е. – учитель биологии
Рассмотрена на
ШМО учителей
Протокол № ____
от «__» _______ 2017 г.
с.Соленоозерное, 2017.
Пояснительная записка.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004г.)
- письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательная программа МБОУ Соленоозерная СШ №12 (приказ №237 от 01.09.2017г.)
-Положение МБОУ Соленоозерная СШ №12 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» (приказ №73 от 26.08.2016г.)
Курс биологии 11-го класса завершает систематическое изучение данной дисциплины в среднем (полном) образовании школьников. Он является итоговой частью программы по биологии 10 -11 классов.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической культуры человека.
Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
Курс «Общая биология» ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.
Цели изучения предмета.
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии
современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место предмета в базисном учебном плане.
По базисному учебному плану на изучение биологии в 11-м общеобразовательном классе выделено 34 часа, 1 час в неделю, 11 лабораторных работ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени полного (среднего) образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате изучения предмета уч−ся должны приобрести:
знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции
человека, об основных областях применении биологических знаний в практике сел-го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
Вид. История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Эволюция человека.
Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организмов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Экосистемы Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.
Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Проведение биологических исследований: выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии)
Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок), методы обучения: репродуктивный, (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично – поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены практические и лабораторные работы. После изучения курса проводится итоговая аттестация.
Распределение практической части по темам:
№ темы, урока | № лабораторной работы | Содержание лабораторной работы |
3 | 1 | Описание особей по морфологическому критерию |
4 | 2 | Выявление изменчивости у особей одного вида |
8 10 | 3 4 | Выявление приспособлений организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений и идиоадаптация у насекомых. |
12 | 5 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни |
20 | 6 | Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека |
26 | 7 | Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности |
27 | 8 | Составление схем передачи веществ и энергии |
28 | 9 | Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере;сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; видаи экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,действие искусственного и естественного отбора, формированиеприспособленности, образование видов, круговорот веществи превращения энергии в экосистемах и биосфере;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современнойестественнонаучной картины мира; единство живой и неживойприроды, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародышачеловека; влияние мутагенов на организм человека, экологическихфакторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающейсреды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергиив экосистемах (цепи питания);
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно – тематическое планирование по биологии 2017-2018 учебный год.
11 класс.
№ п/п | Наименование материала | часы | Проведено по плану | Проведено фактически |
-
| Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К.Линнея | | | |
-
| Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. | | | |
-
| Предпосылки развития теории Ч.Дарвина. | | | |
-
| Эволюционная теория Ч.Дарвина. | | | |
ТЕМА №2 СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (9 часов) |
-
| Вид. Критерии и структура. | | | |
-
| Популяция -структурная единица вида и эволюции. | | | |
-
| Факторы эволюции. | | | |
-
| Естественный отбор - главная движущая сила эволюции. | | | |
-
| Адаптации организмов к условиям обитания. Приспособленность организмов - результат действия естественного отбора. | | | |
-
| Видообразование. | | | |
-
| Сохранение многообразия видов. | | | |
-
| Доказательства эволюции органического мира. | | | |
-
| Зачет №1 «Основные закономерности эволюции» | | | |
ТЕМА 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа) |
-
| Развитие представлений о происхождении жизни на Земле. | | | |
-
| Современные представления о возникновении жизни. | | | |
-
| Развитие жизни на Земле. | | | |
ТЕМА 4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 часов) |
-
| Гипотезы происхождения человека. | | | |
-
| Положение человека в системе животного мира. | | | |
-
| Эволюция человека. | | | |
-
| Человеческие расы. | | | |
-
| Зачет №2 «Происхождение человека». | | | |
ТЕМА № 5 ЭКОСИСТЕМЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. (9 часов) |
-
| Организм и среда. Экологические факторы. | | | |
-
| Абиотические факторы среды | | | |
-
| Биотические факторы среды. | | | |
-
| Структура экосистем. | | | |
-
| Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | | | |
-
| Причины устойчивости и смены экосистем. | | | |
-
| Влияние человека на экосистемы. | | | |
ТЕМА №6 БИОСФЕРА _ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 часа) |
-
| Биосфера- глобальная экосистема. | | | |
-
| Роль живых организмов в биосфере. | | | |
ТЕМА №7 БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (3 + 1 час на заключительный урок) |
-
| Биосфера и человек. | | | |
-
| Основные экологические проблемы современности, пути их решения. | | | |
-
| Зачет № 3 «Экосистема». | | | |
-
| Роль биологии в будущем | | | |