СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 11 класс. Базовый уровень - 1 час. К учебнику В.И. Сивоглазов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Соленоозерная средняя школа № 12




Согласовано: Утверждаю:

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СоленоозернойСШ№12

____________ Е.В. Фейлер _____________ Т.В. Бехер

_______________________ Приказ № _______ от _____________







Рабочая программа

по биологии

11 класс

2017-2018 учебный год

Составитель: Поротова Г.Е. – учитель биологии



Рассмотрена на

ШМО учителей

Протокол № ____

от «__» _______ 2017 г.









с.Соленоозерное, 2017.



Пояснительная записка.

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004г.)

- письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

- Образовательная программа МБОУ Соленоозерная СШ №12 (приказ №237 от 01.09.2017г.)

-Положение МБОУ Соленоозерная СШ №12 «О порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)» (приказ №73 от 26.08.2016г.)

Курс биологии 11-го класса завершает систематическое изучение данной дисциплины в среднем (полном) образовании школьников. Он является итоговой частью программы по биологии 10 -11 классов.

Общая характеристика учебного предмета.

Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Курс «Общая биология» предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделяется развитию экологической и валеологической культуры человека.

Данный курс осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом при изучении курса биологии изучаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для углубления их в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.

Курс «Общая биология» ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Цели изучения предмета.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего обра­зования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,экосистема); истории развития современных представлений о жи­вой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно­научной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии

современ­ных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных измене­ний; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и про­исхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источ­никами информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой приро­ды, необходимости бережного отношения к природной среде, соб­ственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсужде­нии биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здо­ровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболева­ний, правил поведения в природе.

Место предмета в базисном учебном плане.

По базисному учебному плану на изучение биологии в 11-м общеобразовательном классе выделено 34 часа, 1 час в неделю, 11 лабораторных работ.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени полного (среднего) образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения предмета уч−ся должны приобрести:

  • знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического в эволюции

человека, об основных областях применении биологических знаний в практике сел-го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

  • умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

Вид. История эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж. Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюцион­ной теории в формировании современной естественнонаучной карти­ны мира. Вид, его критерии. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на гено­фонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволю­ции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого разви­тия биосферы.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живо­го. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Ги­потезы происхождения человека. Эволюция человека.

Проведение биологических исследований: описание особей вида по морфологическому критерию; выявление приспособлений организ­мов к среде обитания; анализ и оценка различных гипотез происхож­дения жизни и человека.

Экосистемы Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видо­вая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круго­ворот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устой­чивости и смены экосистем.

Биосфера — глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Проведение биологических исследований: выявление антропоген­ных изменений в экосистемах своей местности; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); сравнительная характе­ристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности; ис­следование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение экологических задач; анализ и оценка последст­вий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных эко­логических проблем и путей их решения.

Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии)

Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок), методы обучения: репродуктивный, (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично – поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Включены практические и лабораторные работы. После изучения курса проводится итоговая аттестация.

Распределение практической части по темам:

№ темы, урока

№ лабораторной работы

Содержание лабораторной работы

3

1

Описание особей по морфологическому критерию

4

2

Выявление изменчивости у особей одного вида

8

10

3

4

Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Ароморфозы у растений и идиоадаптация у насекомых.

12

5

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

20

6

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

26

7

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности

27

8

Составление схем передачи веществ и энергии

28

9

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях









ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная; эволюци­онная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере;сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; видаи экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,действие искусственного и естественного отбора, формированиеприспособленности, образование видов, круговорот веществи превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззре­ния; вклад биологических теорий в формирование современнойестественнонаучной картины мира; единство живой и неживойприроды, родство живых организмов; отрицательное влияние ал­коголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародышачеловека; влияние мутагенов на организм человека, экологическихфакторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающейсреды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений раз­вития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устой­чивости и смены экосистем; необходимость сохранения многооб­разия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элемен­тарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергиив экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источни­ки мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные из­менения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой приро­ды по химическому составу, зародыши человека и других млекопи­тающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местнос­ти), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни,происхождения жизни и человека, глобальные экологические про­блемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных ис­точниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных из­даниях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и кри­тически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других за­болеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).








Календарно – тематическое планирование по биологии 2017-2018 учебный год.

11 класс.

п/п

Наименование материала


часы

Проведено по плану

Проведено фактически

Развитие био­логии в додарвиновский пе­риод. Работы К.Линнея




Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.




Предпосылки развития тео­рии Ч.Дарвина.




Эволюционная теория Ч.Дарвина.




ТЕМА №2 СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (9 часов)

Вид. Критерии и структура.




Популяция -структурная единица вида и эволюции.




Факторы эво­люции.




Естественный отбор - глав­ная движущая сила эволю­ции.





Адаптации ор­ганизмов к ус­ловиям обита­ния. Приспособ­ленность орга­низмов - ре­зультат дейст­вия естествен­ного отбора.




Видообразова­ние.




Сохранение многообразия видов.




Доказательст­ва эволюции органического мира.




Зачет №1 «Основные закономерности эволюции»




ТЕМА 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.




Современные представления о возникнове­нии жизни.




Развитие жиз­ни на Земле.




ТЕМА 4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (5 часов)

Гипотезы происхождения человека.




Положение человека в системе животного мира.





Эволюция че­ловека.




Человеческие расы.




Зачет №2 «Происхожде­ние человека».




ТЕМА № 5 ЭКОСИСТЕМЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ. (9 часов)

Организм и среда. Эколо­гические фак­торы.




Абиотические факторы сре­ды




Биотические факторы среды.




Структура экосистем.




Пищевые свя­зи. Круговорот веществ и энергии в эко­системах.




Причины устойчивости и смены экосистем.




Влияние человека на экосистемы.




ТЕМА №6 БИОСФЕРА _ ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА (2 часа)

Биосфера- глобальная экосистема.




Роль живых организмов в биосфере.




ТЕМА №7 БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (3 + 1 час на заключительный урок)

Биосфера и человек.




Основные эко­логические проблемы со­временности, пути их реше­ния.




Зачет № 3 «Экосистема».




Роль биологии в будущем