ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основании документов:
Основная образовательная программа МБОУ Пролетарской СОШ
Устава МБОУ Пролетарская СОШ
Примерная программы по биологии основного (полного) общего образования
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 11 классе средней общеобразовательной школы. Выбран учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, Пасечника В.В. Биология: Общая биология М.: Дрофа, 2011 г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта базового уровня и реализует авторскую программу В.В. Пасечника. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 263. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ Пролетарской СОШ программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 час в неделю. Фактически учебных недель в 11 классе – 34. В соответствии с календарным учебным графиком, расписанием занятий, фактически запланировано 66 часов. Обеспечить выполнение рабочей программы в полном объеме позволяет уплотнение темы «Основы экология», за счет уроков повторение и закрепление материала, а так же за счет уплотнения темы: «Эволюция биосферы и человека», уроков «Эволюция биосферы» рассчитанных на 2 часа в один урок.
.
Количество контрольных работ за год – 5
Лабораторных работ за год – 11
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ВЗЯТ ИЗ ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА:
« БИОЛОГИЯ. ТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИТОГОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 10 -11 КЛАСС Москва. Издательский центр «Вентана – Граф» 2012 год. Авторы: Калинова Г.С., Мягкова В.Н.
Контроль осуществляется в соответствии с графиком контрольных работ. Контрольные работы оставлены с использованием дидактического материала в виде тестов и заданий различных типов
2. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение важнейших знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о фактах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объёктами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе наблюдения за живыми организмами, биологических экспериментов; работы с различными источниками информации; воспитание позитивного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному здоровью, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ – инфекции. |
3. СТЕРЖНЕВЫ ЛИНИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ИХ ПОЛОЖЕНИЕ
Модули | Знать | Уметь |
Основы учения об эволюции | что такое биологический вид, популяция; как полезные изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора, как происходит накопление различный между популяциями одного вида и их изоляция друг от друга | отличать живое от неживого; применять методы биологии; отличать процессы протекающие в макро - и микроэволюции. |
Основы селекции и биотехнологии | о задачах селекции и биотехнологии; о методах, применяемых в селекции и биотехнологии; о достижениях селекции и биотехнологии; о перспективах развития селекции и биотехнологии | отличать методы селекции; |
Антропогенез | систематическое положение человека; основные стадии антропогенеза; о роли биологических и социальных факторов; о человеческих расах | уметь выявлять признаки различных рас; составлять систематику человека; анализировать теории происхождения человека |
Основы экологии | что изучает экология и зачем необходимо знать её основы каждому человеку; в чем значение факторов среды: абиотических, биотических и антропогенных; о различных типах взаимодействия организмов | составлять пищевые цепи; анализировать деятельность человека и его влияние на окружающую среду; классифицировать факторы среды |
Эволюция биосферы и человека | об основных гипотезах происхождения жизни; об основных этапах эволюции биосферы; о месте и роли человека в биосфере. | анализировать гипотезы происхождения жизни на земле; |
4.СТРУКТУРА КУРСА
№ | Модуль (глава) | Сроки | Кол-во часов | Перечень контрольных мероприятий |
Контр. раб; зачеты | Лабор и прак. работы | Экскур сии |
1 | Тема № 1. Основы учения об эволюции | 3.09 – 23.11 | 22 | | | |
2 | Тема № 2. Основы селекции и биотехнологии | 26.11 – 21.12 | 8 | | | |
3 | Тема № 3. Антропогенез | 24.12 – 28.02 | 8 | | | |
4 | Тема № 4. Основы экологии | 1.02 -18.04 | 20 | | | |
5 | Тема № 5. Эволюция биосферы и человека | 21.04 – 23.05 | 8 | | | | |
| Итого | | 66 | 5 | 11 | 2 | |
5. ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО МОДУЛЯМ.
№ | Тема | Сроки | Вид проверки |
1 | «Основы учения об эволюции» | | Контр. работ. № 1 |
2 | « Основы селекции и биотехнологии» | | Контр. работ. № 2 |
3 | «Антропогенез» | | Контр. работ. № 3 |
4 | «Основы экологии» | | Контр. работ. № 4 |
5 | «Эволюция биосферы и человек». | | Контр. работ. № 5 |
6. ПРОГРАММНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
№ | Тема лабораторных работы | Сроки |
1 | «Описание особей вида по морфологическому критерию». | |
2 | « Выявление изменчивости у особей одного вида» | |
3 | « Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | |
4 | « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | |
5 | «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» | |
6 | «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | |
7 | «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | |
8 | . «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». | |
9 | «Решение экологический задач». | |
10 | «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» | |
11 | « Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения» | |
7. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 11 Учитель Пашко Светлана Владимировна
№ урока по порядку | № урока в теме | Программный материал Тема урока | Количе ство часов | План овые сроки | Скор ректирован ные сроки | Контр. раб; Практич. раб; Лабор. раб; Экскурс. |
| | | | |
| | Тема № 1. Эволюционное учение (22 часов) | | | | |
| | | | | | |
1 | 1 | Развитие эволюционных идей. Предпосылки эволюционизма. | 1 | | | |
2 | 2 | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные положения теории. | 1 | | | |
3 | 3 | Многообразие видов. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 1 | 1 | | | Экскур № 1 |
4 | 4 | Вид и его критерии. | 1 | | | |
5 | 5 | Лабораторная работа № 1. «Описание особей вида по морфологическому критерию». | 1 | | | Лабор. раб № 1 |
6 | 6 | Лабораторная работа № 2. « Выявление изменчивости у особей одного вида» | 1 | | | Лабор. раб № 2 |
7 | 7 | Популяция. | 1 | | | |
8 | 8 | Генетический состав популяции. | 1 | | | |
9 | 9 | Изменения генофонда популяции | 1 | | | |
10 | 10 | Борьба за существования и её формы | 1 | | | |
11 | 11 | Естественный отбор и его формы. | 1 | | | |
12 | 12 | Естественный отбор и его формы | 1 | | | |
13 | 13 | Лабораторная работа № 3 « Выявление приспособлений у организмов к среде обитания». | 1 | | | Лабор. раб № 3 |
14 | 14 | Изолирующий механизм | 1 | | | |
15 | 15 | Видообразование. | 1 | | | |
16 | 16 | Макроэволюция. | 1 | | | |
17 | 17 | Макроэволюция, её доказательства. | 1 | | | |
18 | 18 | Систематика растений и животных | 1 | | | |
19 | 19 | Главные направления эволюции органического мира. | 1 | | | |
20 | 20 | Главные направления эволюции органического мира. | 1 | | | |
21 | 21 | Обобщающий урок по теме: «Основные учения об эволюции» | 1 | | | |
22 | 22 | Контрольная работа № 1 по теме: «Основные учения об эволюции» | 1 | | | Контр. раб № 1 |
| | Тема № 2 Основы селекции и биотехнологии ( 8 часов) | | | | |
| | | | | | |
23 | 1 | Основные методы селекции и биотехнологии | 1 | | | |
24 | 2 | Методы селекции растений | 1 | | | |
25 | 3 | Методы селекции растений | 1 | | | |
26 | 4 | Методы селекции животных | 1 | | | |
27 | 5 | Селекция микроорганизмов | 1 | | | |
28 | 6 | Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1 | | | |
29 | 7 | Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1 | | | |
30 | 8 | Контрольная работа № 2 по теме: « Основы селекции и биотехнологии» | 1 | | | Контр. раб № 2 |
| | Тема № 3. Антропогенез ( 8 часов) | | | | |
| | | | | | |
31 | 1 | Положение человека в системе животного мира | 1 | | | |
32 | 2 | Основные стадии антропогенеза | 1 | | | |
33 | 3 | Основные стадии антропогенеза | 1 | | | |
34 | 4 | Движущие силы антропогенеза. | 1 | | | |
35 | 5 | Прародина человека. | 1 | | | |
36 | 6 | Атнирасовые учение. Расы и их происхождение. | 1 | | | |
37 | 7 | Лабораторная работа № 4. « Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | 1 | | | Лабор. раб № 4 |
38 | 8 | Контрольная работа № 3 по теме «Антропогенез» | 1 | | | Контр. раб № 3 |
| | Тема № 4 .Основы экологии ( 21 часа) | | | | |
39 | 1 | Что изучает экология? | 1 | | | |
40 | 2 | Среда обитания организмов и её факторы. | 1 | | | |
41 | 3 | Местообитания и экологические ниши. | 1 | | | |
42 | 4 | Основные типы экологических взаимодействия. | 1 | | | |
43 | 5 | Конкурентные взаимодействия | 1 | | | |
44 | 6 | Основные экологические характеристики популяций | 1 | | | |
45 | 7 | Динамика популяций | 1 | | | |
46 | 8 | Экологические сообщества | 1 | | | |
47 | 9 | Лабораторная работа № 5 «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)». | 1 | | | Лабор. раб № 5 |
48 | 10 | Лабораторная работа № 6 «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности». | 1 | | | Лабор. раб № 6 |
49 | 11 | Структура сообщества | 1 | | | |
50 | 12 | Взаимосвязь организмов в сообществах | 1 | | | |
51 | 13 | Лабораторная работа № 7.. «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Пищевые цепи. | 1 | | | Лабор. раб № 7 |
52 | 14 | Экологические пирамиды. | 1 | | | |
53 | 15 | Экологические сукцессии. «Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности». Лабораторная работа № 8. | 1 | | | Лабор. раб № 8 |
54 | 16 | Влияние загрязнений на живые организма. | 1 | | | |
55 | 17 | Основы рационального природопользования | 1 | | | |
56 | 18 | «Решение экологический задач». Лабораторная работа № 9 | 1 | | | Лабор. раб № 9 |
57 | 19 | Естественные и искусственные экосистемы. | 1 | | | |
58 | 20 | Экскурсия № 2. Обобщение знаний по теме «Основы экологии» | 1 | | | Экскурсия № 2 |
59 | 21 | Контрольная работа № 4 по теме «Основы экологии» | 1 | | | Контр. раб № 4 |
| | Тема № 5. Эволюция биосферы и человека ( 9 часов) | | | | |
60 | 1 | Гипотеза о происхождении жизни | 1 | | | |
61 | 2 | «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни» Лабораторная работа № 10 | 1 | | | Лабор. раб № 10 |
62 | 3 | Основные этапы развития жизни на земле | 1 | | | |
63 | 4 | Эволюция биосферы. | 1 | | | |
64 | 5 | Эволюция биосферы. | 1 | | | |
65 | 6 | Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | | | |
66 | 7 | Контрольная работа по теме: «Эволюция биосферы и человек». | 1 | | | Контр. раб № 5 |
67 | 8 | « Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения». Лабораторная работа № 11 | 1 | | | Лабор. раб № 11 |
68 | 9 | Итоговых урок «Роль биологии в будущем». | 1 | 23.05 | | |
8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии выпускник должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
9. Контрольно- измерительный материал.
10. Критерии оценки уровня достижений по биологии.
Рекомендации по оценке знаний и умений учащихся
Оценка знаний учащихся
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точности употребления научных терминов;
степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений
самостоятельность ответа;
речевую грамотность логическую последовательность изложения ответа;
Оценка устного ответа:
О т м е т к а «5»
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
Ответы самостоятельны, использованы ранее приобретенные знания.
О т м е т к а «4»
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответы самостоятельны.
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах обобщениях из наблюдений и опытов
О т м е т к а «3»
определения понятий не всегда четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
О т м е т к а «2»
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
О т м е т к а «1»
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Учитель должен учитывать:
правильность определения цели опыта;
самостоятельность подбора оборудования и объектов;
последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
О т м е т к а «5»
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а так же работа по закладке опыта;
научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформированы выводы из опыта;
О т м е т к а «4»
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведены работа по подбору оборудования и объектов, при закладке опыта допускаются 1 – 2 ошибки;
в целом грамотно, логично описаны наблюдения и сформированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
О т м е т к а «3»
правильно определена цель опыта;
подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
О т м е т к а «2»
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
правильность проведения наблюдений по заданию
умение выделять существенные признаки, у наблюдаемого объекта (процесса);
логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
О т м е т к а «5»
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта(процесса);
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
О т м е т к а «4»
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта(процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении результаты наблюдений и выводов.
О т м е т к а «3»
допущены неточности и 1 – 2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта(процесса) выделены лишь некоторые;
допущены ошибки1 - 2 в оформлении результаты наблюдений и выводов.
О т м е т к а «2»
допущены 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки у наблюдаемого объекта(процесса);
допущены ошибки 3 – 4 в оформлении результаты наблюдений и выводов.
Оценка тестовых заданий
Оценивание проводится вначале по балльной системе и выражается в процентном соотношении.
При подсчитывании общего количества находится процентное соотношение. Вся тестовая работа предполагает 100% .
Оценка «5» ставится, если учение выполнил не менее 95% проверочных заданий.
Оценка «4» - не менее 80% выполнения проверочных заданий;
Оценка «3» - не менее 70% проверочных заданий,
Оценка «2» - менее 60% проверочных заданий.
Оценка умений решать расчетные задач
О т м е т к а «5»
О т м е т к а «4»
О т м е т к а «3»
О т м е т к а «2»
О т м е т к а «1»
Оценка письменных контрольных работ
О т м е т к а «5»
О т м е т к а «4»
О т м е т к а «3»
О т м е т к а «2»
О т м е т к а «1»
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год
10. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
№ | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
Основная литература |
1 | А.А. Каменский В.В. Пасечник | Общая биология 10 – 11 класс | 2005 | М.: «Дрофа» |
2 | | ЕГЭ Контрольные и измерительные материалы. Биология | 2002 2003 2004 2005 2006 2007 | М.: «Дрофа» |
3. | А. А. Каменский В. В. Пасечник | Тематическое и поурочное планирование к учебнику Биология 11 класс | 2005 | М. :»Дрофа» |
4. | В.В. Пасечник | Программа для общеобразовательных школ Биология 10 - 11 классы | 2001 | М.: «Дрофа» |
Дополнительная литература |
1. | И. Ф. Ишкина | Поурочное планирование 11 класс. Биология 11 класс. Часть 1 | 2001 | Волгоргад |
2. | И. Ф. Ишкина | Поурочное планирование 10 класс. Биология 10 класс. Часть 2 | 2001 | Волгоргад |
3. | | 1600 задач, тестов и прверочных работ по биологии | 1998 | М. «Дрофа» |
4. | | Учебно – методическая и научно – популярная газета «Биология» | 2003 2004 2005 2006 2007 | Издательский дом первое сентября. |
5 | | Журнал «Биология в школе» | 2004 2005 2006 | Издательский дом первое сентября |
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА
на заседания методического объединения рекомендована к утверждению
учителей естественного – гуманитарного на заседании педагогического совета
цикла протокол № 1 МБОУ Пролетарской СОШ
от 25.08. 2015 года протокол № 1 от 28.08.2015 года
36