Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования по биологии, Примерной программы основного общего образования по биологии, на основе авторской программы по биологии в 9 классах И.Н.Пономаревой «Общая биология» , 2008г и используется для обучения учащихся МБОУ СОШ №7 в 9 - х классах. Количество часов в учебном плане школы - 68 часов в год (2 часа в неделю).
Преподавание ведется на основе учебника «Общая биология. 9 класс» под редакцией И.Н. Пономаревой, М: Вентана -Граф – 2008 г.
Курс обеспечивает наилучшую преемственность курсов биологии в средней школе и курсов биологии в последующих классах, позволяет проводить разноуровневое обучение и качественную подготовку школьников к изучению курсов биологии в старших классах, а также смежных дисциплин – физики, химии, географии и др.
Ориентация биологического образования на культуру отвечает современному состоянию методологии. Наука о жизни становится проводником гуманистических устремлений и экологического стиля мышления. Гуманитаризация естественно-научного образования представляется невозможной без опоры на материал национальной культуры и широкое его использование в процессе преподавания. Поэтому в 9классе вводятся 10 часов этнокультурного компонента. Этнокультурные знания призваны помочь учащемуся лучше понять взаимоотношение природы и человека, повысить социальный уровень учащегося.
Цели и задачи преподаваемого предмета биология:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Содержание тем учебного курса биология.
Введение в основы общей биологии (3 часа).
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Проведение простых биологических исследований: приготовление микропрепаратов растительных клеток и рассматривание их под микроскопом; сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий; Система органического мира. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Вирусы – неклеточные формы. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.
Основы учения о клетке (10 часов).
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Изучение клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение строения клеток растений, грибов, животных и бактерий. Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Ген. Генетический код. Проведение простых биологических исследований: клеток и тканей на готовых микропрепаратах и их описание;
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов).
Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Приемы размножения живых объектов: бактерий, растений, грибов, животных. Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов . Индивидуальное развитие организма – онтогенез. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Выявление признаков сходства зародышей человека других млекопитающих как доказательство их родства. Проведение простых биологических исследований: наблюдения за ростом и развитием растений и животных
Основы учения о наследственности и изменчивости (14 часов).
Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Выявление изменчивости организмов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Влияние мутагенов на организм человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Составление простейших схем скрещивания, решение элементарных генетических задач. Проведение простых биологических исследований: выявление изменчивости организмов.
Основы селекции (5 часов).
Селекция. Учения Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых сортов и пород. Особенности агроэкосистем. Проведение простых биологических исследований: опыты по изучению состава почвы. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Проведение биологических исследований: выявление приспособлений организмов к среде обитания, распознавание органов, систем органов растений и животных; анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
Учение об эволюции (11 часов).
Учение об эволюции органического мира. Система органического мира. Основные систематические категории, их соподчиненность.
Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Описание особей вида по морфологическому критерию. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и как результат эволюции. Влияние человека на процессы эволюции. Проведение простых биологических исследований: определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе с использованием справочников и определителей (классификация).
Происхождение человека (5 часов).
Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них.
Доказательства и гипотезы происхождения человека. Эволюция человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствие деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы (проведение простых биологических исследований).
Основы экологии (10 часов).
Среда – источник веществ, энергии и информации. Экология как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Проведение простых биологических исследований: опыты по изучению состава почвы, процессов жизнедеятельности растений и животных, поведения животных; Биосфера – глобальная экосистема. В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствие деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы (проведение простых биологических исследований).
Проведение простых биологических исследований: наблюдения за сезонными изменениями в живой природе; составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания); выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме; анализ и оценка воздействия факторов окружающей среды.
Тематическое планирование учебного материала.
Раздел | Кол.-во часов | № урока | № урока в теме | Тема урока | Примечание |
Введение в основы общей биологии. | 3 | 1. | 1. | Биология – наука о живых организмах. | |
2. | 2. | Общие свойства живых организмов. | |
3. | 3. | Многообразие форм живых организмов. | |
Основы учения о клетке. | 10 | 4. | 1. | Цитология – наука о клетке. | |
5. | 2. | Химический состав клетки. | |
6. | 3. | Белки и нуклеиновые кислоты | |
7. | 4. | Строение клетки. | |
8. | 5. | Лабораторная работа №1 «Органоиды клетки и их функции». | |
9. | 6. | Обмен веществ – основа существования клетки | |
10. | 7. | Биосинтез белков в живой клетке. | |
11. | 8. | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | |
12. | 9. | Обеспечение клетки энергией. | |
13. | 10. | Контрольная работа №1 « Основы учения о клетке». | |
Размножение и индивидуальное развитие организмов. | 5 | 14. | 1. | Работа над ошибками. Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. | |
15. | 2. | Деление клетки. Митоз, особенности. | |
16. | 3. | Мейоз – образование половых клеток. | |
17. | 4. | Индивидуальное развитие организмов -онтогенез. | |
18. | 5. | Самостоятельная работа №1 «Размножение и индивидуальное развитие». | |
Основы учения о наследственности и изменчивости. | 14 | 19. | 1. | Работа над ошибками. Наука генетика. Из истории развития генетики. | |
20. | 2. | Основные понятия генетики. | |
21. | 3. | Генетические опыты Г. Менделя. | |
22. | 4. | Первый и второй законы Менделя. | |
23. | 5. | Дигибридное скрещивание (Третий закон Менделя). | |
24. | 6. | Сцепленное наследование генов. | |
25. | 7. | Решение задач (повторение). Первый, второй, третий законы Менделя. | |
26. | 8. | Взаимодействие генов и их множественное действие. | |
27. | 9. | Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом. | |
28. | 10. | Контрольная работа №2 «Первый, второй, третий законы Менделя». | |
29. | 11. | Работа над ошибками. Наследственная изменчивость, виды. | |
30. | 12. | Фенотипическая изменчивость. ЭКК: Особенности проявлений фенотипической изменчивости у организмов в Удмуртии. | |
31. | 13. | Лабораторная работа №2 « Построение вариационного ряда и кривой». | |
32. | 14. | Наследственные болезни человека. ЭКК: Статистика встречаемости наследственных болезней среди населения Удмуртской Республики. | |
Основы селекции. | 5 | 33. | 1. | Генетические основы селекции организмов. | |
34. | 2. | Особенности селекции растений. ЭКК: Развитие селекции растений в Удмуртии. | |
35. | 3. | Центры многообразия и происхождения культурных растений. | |
36. | 4. | Особенности селекции животных. | |
37. | 5. | Основные направления селекции микроорганизмов. ЭКК: Развитие селекции микроорганизмов в Удмуртской Республике. | |
Происхождение жизни и развитие органического мира. | 5 | 38. | 1. | Современные представления о возникновении жизни. | |
39. | 2. | Современные гипотезы возникновения жизни. | |
40. | 3. | Значение фотосинтеза и круговорота веществ в развитии жизни. | |
41. | 4. | Этапы развития жизни. | |
42. | 5. | Самостоятельная работа № 2 « Приспособительные черты организмов к наземному образу». | |
Учение об эволюции. | 11 | 43. | 1. | Работа над ошибками. Идеи развития органического мира в биологии. | |
44. | 2. | Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина | |
45. | 3. | Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость. | |
| | 46. | 4. | Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность. | |
47. | 5. | Современные представления об эволюции органического мира. | |
48. | 6. | Вид, его критерии и структура. | |
49. | 7. | Процессы образования видов. | |
50. | 8. | Микроэволюция – образование видов. Макроэволюция –результат микроэволюции. | |
51. | 9. | Основные направления и закономерности эволюции. | |
52. | 10. | Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции. | |
53. | 11. | Самостоятельная работа №3 «Положения эволюционного учения». | |
Происхождение человека. | 5 | 54. | 1. | Работа над ошибками. Место человека в системе органического мира. | |
55. | 2. | Доказательства эволюции происхождения человека. | |
56. | 3. | Этапы эволюции вида Человек Разумный. | |
57. | 4. | Биологическая сущность вида Человек Разумный. Человеческие расы, их родство и происхождение. | |
58. | 5. | Влияние человека на биосферу. ЭКК: Отрицательное влияние человека на организмы на территории Удмуртии. | |
Основы экологии. | 10 | 59. | 1. | Среды жизни на Земле и экологические факторы. | |
60. | 2. | Закономерности действия факторов среды на организм. | |
61. | 3. | Приспособленность организмов к влиянию факторов среды. ЭКК: Особенности приспособлений организмов к факторам среды на территории Удмуртии. | |
62. | 4. | Биологические связи в природе. ЭКК: Биотические связи, встречаемые на территории Удмуртии. | |
63. | 5. | Контрольная работа №3 «Экологические факторы среды». | |
64. | 6. | Работа над ошибками. Популяция как форма существования видов. Функционирование популяции и динамика численности. ЭКК: Разнообразие популяций на территории Удмуртской Республики. | |
65. | 7. | Биоценоз как сообщество живых организмов. Биогеоценоз как экосистема в биосфере. ЭКК: Виды биогеоценозов в Удмуртии. | |
66. | 8. | Биосфера, ее структура. | |
67. | 9. | Развитие и смена биогеоценозов. ЭКК: Смена биогеоценозов в Удмуртии. | |
| | 68. | 10. | Основные закономерности устойчивости живой природы. | |
Перечень учебно – методического обеспечения.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса.
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений. Живые объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.
В комплект технических и информационно - коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиапроектор, выход в Интернет.
Использование электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения; формировать ИКТ- компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности: при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса биологии, формировании универсальных учебных действий, по строении индивидуальной образовательной программы.
Комплекты печатных демонстрационных пособий:
(таблицы, портреты выдающихся учёных-биологов).
Натуральные объекты:
Гербарии Коллекции
Основные группы растений Семена и плоды
Сельскохозяйственные растения
Чучела позвоночных животных Наборы муляжей
Сорока Плоды, овощи, грибы
Раздаточные
Микроскоп
Посуда и принадлежности для опытов
Дидактические материалы Карточки с заданиями, тесты
Список литературы
1.И.Н.Пономарева «Основы общей биологии». 9 класс, М: «Вентана-Граф» - 2007г.
2.С.В.Алексеев «Природоведение. Биология. Экология».5 - 11класс, С.-П.: «Пресс» -1999г.
3.Е.А. Криксунов «Экология». 9 класс, М: «Дрофа» -1999г.
4.О.А.Пепеляева «Поурочные разработки по общей биологии», М: «ВАКО» - 2005г.
5.Т.Л.Богданова «Биология. Задания и упражнения. Пособия для поступающих в ВУЗы», М: «Высшая школа» -1991г.
6.Н.А.Лемеза «Биология в экзаменационных вопросах и ответах», М: «Рольф» -2000г.
Контрольно – измерительные материалы
12 урок .
Тема: Контрольная работа по теме «Основы учения о клетке».
1 вариант.
№1. Тест ( задания с кратким ответом)
Клетки животных в отличие от клеток растений не имеют:
А) клеточной мембраны и цитоплазмы;
Б) митохондрий и рибосом;
В) оформленного ядра;
Г) пластид, вакуолей, оболочки из целлюлозы.
2. Разнообразные функции в клетке выполняют молекулы:
А) ДНК
Б) белков
В) АТФ
3. Фотосинтез в отличие от биосинтеза белка происходит в клетках:
А) любого организма
Б) содержащих хлоропласты
В) содержащих лизосомы
Г)содержащих митохондрии.
4. В бескислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:
А) глюкозы до пировиноградной кислоты
Б) белка до аминокислот
В) крахмала до глюкозы
5. Совокупность реакций синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии света называют:
А) хемосинтезом
Б) фотосинтезом
В) брожением
Г) гликолизом.
6. В световой фазе фотосинтеза используется энергия солнечного света для синтеза молекул :
А) липидов
Б) белков
В) нуклеиновых кислот
Г) АТФ
7. Преобразование углекислого газа в углеводы происходит:
А) в световой фазе фотосинтеза
Б) в темновой фазе фотосинтеза
В) в процессе биосинтеза белков
8. В процессе трансляции т-РНК присоединяется к :
А) и -РНК
Б) рибосоме
В) полипептидной цепочке
Г) ДНК
9. Последовательность из трёх расположенных друг за другом нуклеотидов в ДНК называется:
А) полимеразой
Б) триплетом
В) антикодоном
Г) генетическим кодом
10. Хромосомы располагаются по экватору клетки:
А) в профазе
Б) в метафазе
В) в анафазе
Г) в телофазе
№2. Задание на установление соответствия и правильной последовательности.
Установите соответствие между процессами и условиями их протекания.
Условия протекания | Процессы |
Происходит в хлоропластах Происходит в митохондриях Только на свету И на свету, и в темноте В любых живых клетках В зелёных клетках растений | А) ФОТОСИТЕЗ Б) КЛЕТОЧНОЕ ДЫХАНИЕ |
Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза:
А) возбуждение хлорофилла
Б) синтез глюкозы
В) соединение электронов с НАДФ+ и Н+
Г) фиксация углекислого газа
Д) разложение воды.
№3. Задания со свободным ответом.
Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Объясните, каким образом оно проявляется на клеточном уровне.
В чём заключается различие между сапрофитами и паразитами?
Может ли существовать клетка, не способная к самостоятельному синтезу веществ? Ответ обоснйте.
2 вариант.
№1. Тест ( задания с кратким ответом)
Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:
А) плазматической мембраны
Б) оформленного ядра
В) рибосом
Г) цитоплазмы
2. Особенно много митохондрий в клетках:
А) костных
Б) тромбоцитах
В) мышечных
Г) эпидермиса
3. Световая фаза фотосинтеза в отличие от темновой фазы происходит:
А) только на свету в тилакоидах хлоропластов
Б) на свету и в темноте в тилакоидах хлоропластов
В) на свету и в темноте в строме хлоропластов.
4. В кислородной стадии энергетического обмена расщепляются молекулы:
А) глюкозы до пировиноградной кислоты
Б) крахмала до глюкозы
В) пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
5. Особенность обмена веществ у растений по сравнению с животными состоит в том, что в их клетках происходит:
А) хемосинтез
Б) энергетический обмен
В) фотосинтез
Г) биосинтез белка.
6. При фотосинтезе кислород образуется в результате:
А) расщепления воды
Б) разложения углекислого газа
В) синтеза АТФ
7. Основной синтез молекул АТФ происходит в процессе:
А) биосинтеза белков
Б) синтеза углеводов
В) кислородного этапа энергетического обмена.
8. Синтез белков происходит:
А) в клеточном центре
Б) в аппарате Гольджи
В) в рибосомах
9. Образование и-РНК по матрице ДНК называется:
А) фотосинтезом
Б) транскрипцией
В) биосинтезом
Г) гликолизом
10. Хромосомы расходятся к полюсам клетки:
А) в профазе
Б) в метафазе
В) в анафазе
Г) в телофазе.
№2. Задание на установление соответствия и правильной последовательности.
Установите соответствие между процессами, характерными для фотосинтеза и энергетического обмена, и видами обмена веществ
Процессы | Виды обмена веществ |
Поглощение света Окисление пировиноградной кислоты Выделение углекислого газа и воды Синтез молекул АТФ за счет химической энергии Синтез молекул АТФ за счет энергии света Синтез углеводов из углекислого газа и воды | А)ФОТОСИНТЕЗ Б) ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ОБМЕН |
Установите правильную последовательность этапов энергетического обмена:
А) расщепление биополимеров до мономеров
Б) поступление органических веществ в клетку
В)окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды
Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
Д) синтез 36 молекул АТФ
№3. Задания со свободным ответом.
Можно ли, рассмотрев единственную клетку многоклеточного организма, определить его тип питания?
В чем заключается отличие между автотрофами и гетеротрофами?
В чем заключается биологическое значение митоза?
Ответы на задания к контрольной работе
по теме «Основы учения о клетке».
№1 тест
1 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Г | Б | Б | А | Б | Г | Б | А | Б | Б |
2 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | В | А | В | В | А | В | В | Б | В |
№2 Задания на установление соответствия.
1 вариант
1.
2.
2 вариант
-
-
Критерии оценок:
20 – 21 бала – « 5 »
15 – 19 балов – « 4 »
9 – 14 балов – « 3 »
18 урок.
Самостоятельная работа по теме «Размножение и индивидуальное развитие».
1 вариант.
№1. Тест ( задания с кратким ответом)
Размножение – это процесс:
А) увеличение числа клеток
Б) воспроизведение себе подобных
В) развития организмов в процессе эволюции
Г) изменение особи с момента рождения до её смерти
2. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует:
А) быстрому росту численности организмов
Б) появлению изменчивости
В) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям
3. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?
А) обмен веществ
Б) раздражимость
В) размножение
Г) изменчивость
4. Что такое клеточный цикл, или жизненный цикл клетки?
А) жизнь клетки в период её деления
Б) жизнь клетки в период интерфазы
В) жизнь клетки от деления до следующего деления или до ее смерти.
5. Митоз – это основной способ деления:
А) половых клеток
Б) соматических клеток
В) и половых клеток, и соматических клеток
6. При мейозе происходит:
А) одно деление
Б) два быстро следующих одно за другим деления
В) два деления, между которыми есть длительная интерфаза
7. Мелкие подвижные гаметы высокоразвитых растений и животных – это:
А) споры
Б) яйцеклетки
В) сперматозоиды
8. Стадию двухслойного зародыша называют гаструлой, так как в ней зародыш:
А) похож на желудок
Б) имеет кишечную полость
В) имеет желудок
9. Укажите правильное сочетание ответов
Прямое развитие характерно для:
1.гидра 4. Дождевого червя 7. Речного рака
2.таракан 5.Бабочка капустница 8. ящерицы
3.комар 6. Карп 9. слона
А) 1,4 , 7, 8, 9
Б) 2, 4, 7, 8, 9.
В) 1,3, 5, 7, 8.
10. У высших животных женские гаметы образуются:
А) в яичниках
Б) в семенниках
В) в спорангиях
№2. Задание на установление соответствия и правильной последовательности.
Установите соответствие между процессами и условиями их протекания.
Определение | Термин |
Подвижная зрелая мужская половая клетка у животных , содержащая гаплоидный набор хромосом Процесс образования двух дочерних клеток с набором хромосом, идентичным исходной материнской клетке Взаимный обмен участками гомологичных хромосом в результате разрыва и соединения в новом порядке их нитей – хроматид, который приводит к новым комбинациям генов Процесс развития половых клеток Женская половая железа, в которой образуются и созревают половые клетки - яйцеклетки | А- митоз Б - гаметогенез В - кроссинговер Г – яичник Д - сперматозоид |
№3.Заполнить таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов
Сравнение полового и бесполого размножения
Элементы сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1.Количество родительских особей | | |
2.Наличие половых клеток | | |
3.Наличие мейоза | | |
4. Сходство потомков с родителями | | |
5.У каких организмов встречается | | |
6.Скорость увеличения числа потомков | | |
Варианты ответов:
А) одна Ж) потомки идентичны (похожи) родителям
Б) быстро З) женские и мужские половые клетки
В) мейоз отсутствует И) растения и животные
Г) потомки отличаются К) растения, микроорганизмы, низшие
от родителей на генном уровне животные
Д) нет половых клеток Л) две
Е) есть мейоз М) медленно
Ответы записать виде таблицы:
размножение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Бесполое | | | | | | |
Половое | | | | | | |
2 вариант.
№1. Тест ( задания с кратким ответом)
Размножение человека, животных и растений. При котором происходит слияние двух специализированных клеток, называют:
А) почкованием
Б) вегетативным
В) бесполым
Г) половым
2. Зигота – это:
А) клетка, образовавшаяся путем мейоза
Б) половая клетка
В) клетка, образовавшаяся путем слияния гамет
Г) стволовая клетка
3. При бесполом размножении образующиеся особи по сравнению с родительской:
А) сходны по своим наследственным признакам
Б) могут иметь незначительные наследственные различия
В) различны по своим наследственным признакам.
4. Характерные черты бесполого размножения:
А) в размножении участвует только одна родительская особь
Б) половые клетки не образуются
В) в размножении участвует одна родительская особь, при этом половые клетки не образуются
5. Процесс слияния женских и мужских гамет:
А) оплодотворение
Б) гаметогенез
В) сперматогенез
6. Биологическое значение мейоза состоит в :
А) увеличение числа клеток
Б) уменьшение вдвое числа хромосом в соматических клетках
В) обеспечение новых комбинаций генетического материала
7. Крупные не подвижные гаметы высокоразвитых растений и животных – это:
А) яйцеклетки
Б) споры
В) сперматозоиды
8. Почкование – это пример ……… размножения:
А) бесполого
Б) полового
В) спорового
9. Укажите правильное сочетание ответов
Непрямое развитие характерно для:
1.гидра 4. Дождевого червя 7. Речного рака
2.таракан 5.Бабочка капустница 8. ящерицы
3.комар 6. Карп 9. слона
А) 1,4 , 7, 8, 9
Б)1, 3, 5, 6,
В) 1,3, 5, 6, 9.
10. У высших животных мужские гаметы образуются:
А) в яичниках
Б) в семенниках
В) в спорангиях
№2. Задание на установление соответствия и правильной последовательности.
Установите соответствие между определениями и терминами .
Определения | Термины |
Совокупность последовательных процессов развития женской половой клетки от первичной половой клетки до зрелого яйца Особый способ деления клеток, в результате которого происходит уменьшение (редукция) числа хромосом и переход клеток из диплоидного состояния в гаплоидное Попарное временное сближение гомологичных хромосом, при котором возможен обмен их участками Половая клетка животных и растений, обеспечивающая передачу наследственной информации от родителей потомкам Одиночный ( одинарный) набор хромосом клетки, которой обозначается латинской буквой n | А- гамета Б – овогенез В – конъюгация Г – гаплоидный Д - мейоз |
№3.Заполнить таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов
Сравнение полового и бесполого размножения
Элементы сравнения | Бесполое размножение | Половое размножение |
1.Количество родительских особей | | |
2.Наличие половых клеток | | |
3.Наличие мейоза | | |
4. Сходство потомков с родителями | | |
5.У каких организмов встречается | | |
6.Скорость увеличения числа потомков | | |
Варианты ответов:
А) одна Ж) потомки идентичны (похожи) родителям
Б) быстро З) женские и мужские половые клетки
В) мейоз отсутствует И) растения и животные
Г) потомки отличаются К) растения, микроорганизмы, низшие
от родителей на генном уровне животные
Д) нет половых клеток Л) две
Е) есть мейоз М) медленно
Ответы записать виде таблицы:
размножение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Бесполое | | | | | | |
Половое | | | | | | |
Ответы к самостоятельной работе
по теме «Размножение и индивидуальное развитие».
№1. Тест ( задания с кратким ответом)
1 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | А | В | В | Б | Б | В | Б | Б | А |
2 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Г | В | А | В | А | В | А | А | Б | Б |
№2. Задание на установление соответствия и правильной последовательности.
Установите соответствие между определениями и терминами .
1 вариант
2 вариант
№3.Заполнить таблицу, используя приведенные ниже варианты ответов
Сравнение полового и бесполого размножения
Размножение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Бесполое | А | Д | В | Ж | К | Б |
Половое | Л | З | Е | Г | И | М |
28 урок.
Контрольная работа
по теме «Первый, второй, третий законы Г. Менделя »
1 вариант
№1. Тест ( задания с кратким ответом)
1.Как называется первый закон Г. Менделя:
А) закон единообразия гибридов первого поколения
Б) закон расщепления признаков в фенотипе гибридов второго поколения
В) неполное доминирование при промежуточном наследовании признаков
2. Совокупность генов гаплоидного набора хромосом – это:
А) генофонд
Б) генотип
В) геном
3. Как называются особи, не дающие расщепления в потомстве:
А) особи, образующие два типа гамет
Б) гетерозиготные
В) гомозиготные
4. Проявление у гетерозиготного организма одного из аллельных генов называется:
А) дрейфом генов
Б) гомологией
В) доминированием
5. Гаметы, образуемые гомозиготными особями при моногибридном скрещивании:
А) А, а
Б) Аа, Аа
В) АА,аа
Г) АА, Аа
6. Основные закономерности наследственности и изменчивости впервые установил в 1865 году:
А) Т. Морган
Б) Ч. Дарвин
В) Г .Мендель
7. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом Аа равно:
А) 1
Б) 2
В) 4
8. Основной метод исследования закономерностей наследственности и изменчивости, примененный Г. Менделем – это:
А) статистический
Б) гибридологический
В) генеалогический
Г) биохимический
9. Фенотип – это совокупность внешних и внутренних признаков:
А) всех особей вида
Б) отдельного организма
В) всех особей популяции
10. 9. Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе мужчины?
А) XY
Б) XO
В) XX
№2. Выписать номера правильных суждений.
При моногибридном скрещивании учитывается один альтернативный признак.
Гомозиготным называется организм, в соматических клетках которого содержатся разные аллели гена.
Анализирующее скрещивание – это скрещивание организма с доминантным фенотипом и неизвестным генотипом с организмом, имеющим рецессивный фенотип
Аллельные гены расположены в идентичных локусах гомологичных хромосом
Неполное доминирование характеризуется появлением промежуточного характера признака у гетерозигот.
Генотип – это совокупность признаков организма
Сцепленные гены – это гены , располагающиеся в одной хромосоме и наследующиеся совместно.
Расщепление по полу может быть только 1:1 (50% и 50%)
Г.Мендель в своих опытах способ перекрестного самоопыления.
При мейозе аллельные гены оказываются в одной клетке.
№3. Решить генетические задачи:
Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами:
АА; Вв; Сс; DD.
Мать гомозиготна, имеет А ( II) группу крови, отец гомозиготен, имеет В ( III) группу крови. Какие группы крови возможны у их детей?
Гипертрихоз ( нарастание волос по краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с Y- хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом?
2 вариант
№1. Тест ( задания с кратким ответом)
1.Выберите определение генотипа:
А) генотип – совокупность генов всех особей популяции
Б) генотип – совокупность генов гаплоидного набора хромосом конкретного организма
В) генотип – совокупность генов, взаимодействующих между собой и с факторами среды.
2. Ген – это участок молекулы:
А) ДНК
Б) АТФ
В) белка
3. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление признаков, называются:
А) гетерозиготными
Б) гомозиготными
В) гемизиготными
4. Фенотип – это совокупность:
А) генов данной популяции или вида
Б) генов организма
В) внешних и внутренних признаков организма
5. Моногибридным называется скрещивание, в котором родители отличаются:
А) двумя и более признаков
Б) двумя парами признаков
В) одной парой альтернативных признаков
6. Изменчивость – это свойство живых организмов:
А) приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития
Б) специфически реагировать на внешние раздражения
В) изменять строение, процессы жизнедеятельности согласно условиям внешней среды
Г) передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям
7. Гаметы, образуемые гомозиготными особями при моногибридном скрещивании:
А) ВВ, Вв
Б) В, в
В) ВВ, вв
Г) Вв, Вв
8. Количество возможных вариантов гамет у особи с генотипом АА равно:
А) 1
Б) 2
В) 3
9. Какой парой представлены половые хромосомы в кариотипе женщины?
А) XY
Б) XO
В) XX
10. Особи, в потомстве которых обнаруживается расщепление, называются:
А) гетерозиготными
Б) гомозиготными
В) автотрофными
№2. Выписать номера правильных суждений.
Г. Мендель выбрал горох объектом своих исследований, так как горох посевной самоопыляющийся, имеет контрастные признаки.
Гемофилия – это пример наследования, сцепленного с полом.
Сцепленные гены – это гены, располагающиеся в разных парах хромосом.
Явление кроссинговера наблюдается при мейозе.
Т. Морганом был предложен закон «чистоты» гамет.
9:3:3:1 – это формула расщепления по фенотипу при дигибридном скрещивании.
Цвет глаз – это пример наследования, сцепленного с полом.
Генотип – это совокупность генов данного организма.
Скрещивание по одной паре признаков называется тригибридным.
Пол – это совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих функцию воспроизведения потомства и передачу генетической информации на основе образования гамет .
№3. Решить генетические задачи:
Миоплегия ( периодические параличи) наследуется как доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалиями ( т.е. наличие миоплегии) в семье , где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами:
Rr; FF; nn; Ss
У матери I группа крови, у отца IV . Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?
Отсутствие потовых желез у людей – рецессивный признак, сцепленный с X – хромосомой. Мужчина, у которого отсутствуют половые железы, женился на женщине, в семье которой никогда не встречалось это заболевание. Какова
Ответы к контрольной работе
по теме «Первый, второй, третий законы Г. Менделя»
1 вариант
№1. Тест ( задания с кратким ответом)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | Б | В | В | Б | В | Б | Б | Б | А |
2 вариант Тест ( задания с кратким ответом)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | А | А | В | В | А | Б | А | В | А |
№2. Выписать номера правильных суждений.
1 вариант : 1, 3, 4, 5 , 7, 8,
2 вариант: 1, 2, 4, 6, 8, 10
№3. Решить генетические задачи:
1 вариант.
Дано : Решение :
а – гладкая окраска P: ♀ Аа х ♂ Аа
А – полосатая окраска G А , а А, а
Р: Аа x Аа F1 : АА; Аа; Аа ; аа
Найти : F1- ?
Ответ : 75% - с полосатой окраской
25% - с гладкой окраской.
Дано: Решение:
Генотипы: 1) АА- образует один тип гамет А
АА; Вb; Сс; DD 2) Вb – образует два типа гамет В , b
Найти: 3) Сс - образует два типа гамет С , с
Возможные варианты гамет-? 4) DD- образует один тип гамет D
Ответ: 1) A; 2) B, b; 3) C,с; 4) D
-
Р | ♀JAjА II группа | × | ♂jВjВ III группа |
гаметы | | |  |
F1 | JAjВ IVгруппа |
Ответ: только IV группа крови.
Дано : Решение:
⧠ XYA – гипертрихоз Р XX 𝝾-------⧠ XYА
𝝾 XX – здорова G X X , YА
Найти: F1 - ?
F1 XX ; XYА
Ответ: вероятность рождения детей с гипертрихозом составит 50%, все мальчики будут страдать этим недостатком.
2 вариант.
Дано : Решение :
а – здоровы P: ♀ аа х ♂ Аа
А – миоплегия G а А, а
Р: 𝝾 - аа
⧠ - Аа F1 : Аа ; аа
Найти : F1- ?
Ответ : 50% - детей будут страдать миоплегией
50% - детей будут здоровы .
Дано: Решение:
Генотипы: 1) Rr - образует два типа гамет R , r
Rr; FF; nn; Ss 2) FF – образует один тип гамет F
Найти: 3) nn - образует один тип гамет n
Возможные варианты гамет-? 4) Ss - образует два типа гамет S, s
Ответ: 1) R, r ; 2) F ; 3) n ; 4) S, s
-
Р | ♀JОjО Iгруппа | × | ♂jАjВ IV группа |
гаметы | | |  |
F1 | JA JО JВ JО IIгруппа IIIгруппа |
Ответ: нет, в данном случае дети не могут унаследовать группы крови родителей
Дано : Решение:
Xа – отсутствие потовых желез Р XА XА 𝝾-------⧠ Xа Y
XА – здоровы G X А X а, Y
⧠ Xа Y – отсутствие потовых желез
𝝾 X АX А – здорова F1 XА Xа ; XА Y
Найти: F1 с аномалией - ?
Ответ: в данной семье все девочки, мальчики будут здоровы. Вероятность рождения ребенка с аномалией равна 0%
Критерии ответов:
№1 : по 1 балу за каждый правильный ответ – 10 балов
№2: по 1 балу за каждый правильный ответ – 6 балов
№3: по 2 бала за правильно решенную задачу – 8 балов
23 – 24 бала – « 5 »
17 – 22 бала – « 4 »
11 – 16 балов – « 3 »
Урок 53.
Самостоятельная работа по теме «Положения эволюционного учения»
1 вариант.
№1. Задание на установление соответствия и правильной последовательности.
Установите соответствие между вопросами, определениями и понятиями .
Вопросы , определения | Понятия |
Кто первым попытался разработать теорию эволюции? Отбор, при котором отбираются признаки, полезные человеку. Свойства организма приобретать новые признаки. Что эволюционирует по теории Ч. Дарвина? Вид изменчивости, являющейся основой эволюционного процесса. | А) наследственная Б) Ж. – Б. Ламарк В) изменчивость Г) искусственный Д) виды и популяции |
Установите соответствие между перечисленными изменениями строения и жизнедеятельности организмов и основными направлениями эволюции.
Изменения строения и жизнедеятельности организмов | Основные направления эволюции |
Появление процесса фотосинтеза. Наличие присосок и крючков у паразитических червей Изменение окраски тела у хамелеона Отсутствие листьев у кактуса. Возникновение многоклеточности. | А) Ароморфоз Б) Идиоадаптация В) Дегенерация |
№2. Тест ( задания с кратким ответом)
1. Двойные названия видов были введены
А) Ж.Б.Ламарком
Б) М. Шлейденом
В) К. Линнеем
Г) Ч. Дарвином
2. К общественно – экономическим предпосылкам возникновения дарвинизма относят:
А) появление гипотезы о происхождении Солнечной системы естественным путем
Б) успехи в выведении новых пород и сортов
В) открытие закона сохранения и превращения энергии
Г) синтез мочевины искусственным путем.
3. Об изменяемости органического мира свидетельствует:
А) историческое развитие земной поверхности
Б) клеточное строение всех организмов
В) многообразие форм рельефа
Г) наличие одинаковых химических элементов в составе всех организмов
4. Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида
А) генетический критерий
Б) морфологический критерий
В) экологический критерий
Г) географический критерий
5. Смешиванию популяций одного вида препятствует
А) изоляция
Б) отсутствие корма
В) наличие хищников
Г) наличие паразитов
6. Популяцию не образуют
А) щуки в одном озере
Б) березы в одном лесу
В) ели в одном лесу
Г) мальки разных рыб в одном водоеме.
7. К движущим силам эволюции относится
А) многообразие видов
Б) видообразование
В) приспособленность
Г) наследственная изменчивость
8. В результате естественного отбора выживают преимущественно особи с
А) полезными наследственными изменениями
Б) любыми наследственными изменениями
В) нейтральными наследственными изменениями
Г) вредными наследственными изменениями
9. Благодаря мутационному процессу в популяции
А) накапливаются наследственные изменения
Б) появляются наследственные изменения
В) неизбежно уничтожаются особи с определенным генотипом
Г) уничтожаются редкие аллели
10. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъему организации, называются
А) ароморфозами
Б) идиоадаптациями
В) дегенерациями
Г) биологическим прогрессом
2 вариант.
№1. Задание на установление соответствия и правильной последовательности.
Установите соответствие между вопросами, определениями и понятиями .
Вопросы , определения | Понятия |
Сумма всех генотипов, представленная в популяции. Английский ученый, заложивший основы современной теории эволюции. Движущая сила эволюции В основу объяснения причин эволюции Ч.Дарвин положил три фактора: естественный отбор, изменчивость организмов и …… Факторы, отвечающие за изменчивость генотипа. | А) Ч. Дарвин Б) генофонд В) борьба за существование Г) естественный отбор Д) мутации, рекомбинации генов |
Установите соответствие между перечисленными изменениями строения и жизнедеятельности организмов и основными направлениями эволюции.
Изменения строения и жизнедеятельности организмов | Основные направления эволюции |
Появление густого подшерстка у млекопитающих. Развитие у животных внутреннего оплодотворения при выходе на сушу Высокая плодовитость у бычьего цепня Приспособления к полету у белки – летяги Появление цветка у растений. | А) Ароморфоз Б) Идиоадаптация В) Дегенерация |
№2. Тест ( задания с кратким ответом)
1. Первое эволюционное учение создал:
А) М. Шлейден
Б) Ж.Б.Ламарк
В) Р.Гук
Г) К.Линней
2. К естественнонаучным предпосылкам появления дарвинизма относят
А) высокий уровень развития промышленности в Англии
Б) высокий уровень сельского хозяйства в Англии
В) успехи в создании новых пород и сортов
Г) доказательство исторического развития земной коры
3. Об историческом развитии живой природы свидетельствует:
А) наличие в составе живых организмов одинаковых химических элементов
Б) изменяемость земной коры
В) изменяемость погоды
Г) обнаружение ископаемых остатков.
4. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида
А) биохимический критерий
Б) генетический критерий
В) морфологический критерий
Г) физиологический критерий
5. Особей в одну популяцию объединяет
А) изоляция
Б) общность питания
В) наличие хищников
Г) свободное скрещивание.
6. Популяцию образуют
А) одуванчики на газоне
Б) мальки рыб в прибрежной части водоема
В) ели в одном лесу
Г) кусты сирени на одном приусадебном участке
7. К движущим силам эволюции относится
А) приспособленность
Б) борьба за существование
В) многообразие видов
Г) видообразование
8. Образование новых видов в природе происходит в результате
А) градации
Б) сохранения естественным отбором особей с полезными наследственными изменениями
В) деятельности человека
Г) стремления особей к самоусовершенствованию.
9.Благодаря изоляции в популяции
А) появляются наследственные изменения
Б) неизбирательно уничтожаются особи с определенными генотипами
В) накапливаются наследственные изменения
Г) уничтожаются редкие аллели
10. Изменения, связанные с увеличением численности особей вида, расширением ареала, образованием новых видов, подвидов, популяций, называется
А) идиоадаптациями
Б) ароморфозами
В) биологическим регрессом
Г) биологическим прогрессом
Ответы к самостоятельной работе
по теме «Положения эволюционного учения»
№1. Задание на установление соответствия и правильной последовательности.
Установите соответствие между вопросами, определениями и понятиями .
1 вариант
2 вариант
Установите соответствие между перечисленными изменениями строения и жизнедеятельности организмов и основными направлениями эволюции.
1 вариант
2 вариант
№2. Тест ( задания с кратким ответом)
1 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
В | Б | А | Б | А | Г | Г | А | Б | А |
2 вариант
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | Г | Г | Г | Г | В | Б | Б | В | А |
63 урок.
Контрольная работа по теме «Экологические факторы среды»
№1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:
Абиотические | Биотические | антропогенные |
| | |
1. хищничество 7. строительство зданий
2. вырубка лесов 8. давление воздуха
3. влажность воздуха 9. конкуренция
4. температура воздуха 10. Выброс углекислого газа заводом
5. паразитизм 11. Соленость воды
6. свет
№2. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:
А) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма
Б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального.
В) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.
№3.Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях для растений в пустыне летом:
А) температура
Б) свет
В) вода.
№4. Выписать из предложенных суждений правильные.
Конкуренция есть лишь тогда, когда общий ресурс неограничен.
Сообщество и неживые компоненты экосистем составляют единое целое.
Отрицательное воздействие животных на растения иногда очень невелико даже при потреблении лишь небольшой части биомассы.
В саваннах во время сухого сезона копытные поедают имеющиеся в изобилии сухие растения, но при этом получают слишком мало белков и часто гибнут из – за нарушения белкового обмена.
Виды, побеждающие в конкуренции, часто оказываются наиболее уязвимыми в качестве жертв.
Наибольшая часть продукции биомассы Земли производится симбиотическими комплексами растений с грибами и другими микроорганизмами.
Взаимодействия отдельных видов лежат в основе жизни любого сообщества.
Возраст сообщества не влияет на видовое разнообразие.
При замене одного сообщества другим прежде всего меняется видовой состав.
Любое сообщество регулирует условия среды, почти всегда делая их нестабильными.
№5. Тест ( задания с кратким ответом)
Агроценоз отличается от биоценоза:
А) отсутствием продуцентов
Б) отсутствием естественного отбора
В) удаление из агроценоза минеральных элементов.
2. По мере увеличения плотности популяций рост её численности:
А) не изменяется
Б) замедляется
В) ускоряется
3. Изначальным источником энергии в большинстве экосистем служат:
А) солнечный свет
Б) солнечный свет и растительная пища
В) растительная и животная пища.
4. Волки и лисицы находятся на одном трофическом уровне в экосистеме, потому что и те и другие:
А) питаются достаточно разнообразной пищей
Б) используют свою пищу примерно на 10 %
В) поедают в основном растительноядных животных.
5. Продуктивность экосистем при смене одного биоценоза другим:
А) уменьшается
Б) увеличивается
В) не изменяется
6. Назовите животное, которое относится к консументам второго порядка:
А) заяц
Б) лисица
В) медведь
7. Какой процент энергии света растения связывают в ходе фотосинтеза:
А) 1%
Б) 5%
В) 10%
8. Как называют метод борьбы с вредителями, при котором для подавления их численности используют живые организмы:
А) химический
Б) механический
В) биологический
9. Агроценозы неустойчивы и поддерживаются человеком за счет затрат дополнительной энергии. Главный путь повышения их устойчивости:
А) поддержание видового разнообразия
Б) современные способы промышленного и сельскохозяйственного производства
В) усиленные методы борьбы с вредителями.
10. Если смешанный лес по тем или иным причинам сгорит, то кто поселится на пожарище первым:
А) ель
Б) береза
В) дуб
Ответы к контрольной работе №3
по теме «Экологические факторы среды»
№1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям:
Абиотические | Биотические | антропогенные |
3, 4, 6, 8, 11 | 1, 5, 9 | 2, 7, 10 |
№2. Б
№3. В
№4. Выписать из предложенных суждений правильные.
2, 4, 5, 7, 9.
№5. Тест ( задания с кратким ответом)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б В | Б | А | В | Б | Б | А | В | А | Б |