Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Менделеевского муниципального района
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
на заседании ШМО учителей | заместитель директора по УР | приказ № ______ |
| | от «____» _________ 201____ г. |
| ФИО | директор |
ФИО | «_____» ___________ 201___ г. | ______________ __________/ |
Протокол № ____ | | ФИО |
От «___ » __________ 201 г. | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии, 8 класс
предмет, класс и т.п.
Кривилёва Юлия Николаевна
Ф.И.О. учителя
на 2016-2017 учебный год
г. Менделеевск, 2017 год
Учебно-тематическое планирование
по - биологии
класс - восьмой
учитель- Кривилева Юлия Николаевна
Колличество часов
Всего – 70 часов; в неделю – два часа
Плановых контрольных уроков - 8,
Лабораторных работ – 8
Практических работ – 5
Планирование составлено на основе - Планирование составлено на основе - Федерального Государственного стандарта
Учебник- Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек » 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2006. – 272с.;
Дополнительная литература-
Н.Б.Ренева, Н.И.Сонин «Биология. Человек» 8 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Человек» 8 класс: М.: Дрофа, 2006.
Программы для общеобразовательных учреждений. Прироведение. 5 класс. Биология. 6-11классы.-М Дрофа, 2005.-138
Сборник нормативных документов. Биология/ Сост.Э.Д. Днепров, А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.// полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования у уровню подготовки обучающихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
В 8-м классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
- нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
- для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; 8
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1 . Место человека в системе органического мира
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животного. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
• Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты cxoдства человека и животных.
Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
• Демонстрация портретов великих ученых - анатомов и физиологов.
Тема 3. Общий обзор строения и функций организма человека.
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма, системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 4. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция.
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция
• Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желёз.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
• Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам). Изучение изменения размера зрачка.
Тема 5. Опора и движение
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц.
Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
• Демонстрация скелета человека, отдельных костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Тема 6. Внутренняя среда организма
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета .
• Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
Тема 7. Транспорт веществ
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. движение крови по сосудам, кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
• Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений. Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
Тема 8. Дыхание
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное Дыхание. Голосовой аппарат.
• Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.
Практическая работа Определение частоты дыхания.
Тема 9. Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Лабораторные и практические работы
Тема 10. Обмен веществ и энергии
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 11. Выделение
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
• Демонстрация модели почек.
Тема 12. Покровы тела
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
Тема 13. Размножение и развитие
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Т е м а 14. Высшая нервная деятельность
Рефлекс - основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова И.П. Павлова А.А.Ухтомского, П.К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека Познавательные пpoцeccы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Т е м а 15. Человек и его здоровье
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего травмах ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания правила поведения человека в окружающей среде.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка"5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 11
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Формы контроля | Количество часов | Дата по факту | Дата по плану |
ТЕМА 1. МЕСТО ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА |
1 | Место человека в системе органического мира | лекция | 1 | | |
ТЕМА 2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ И ФУНКЦИЯХ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА |
2 | Науки о человеке. Методы изучения организма человека | лекция | 1 | | |
ТЕМА 3. ОБЩИЙ ОБЗОР СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА |
3 | Клеточное строение организма | лекция | 1 | | |
4 | Ткани | лаб. работа, лекция | 1 | | |
5 | Органы. Системы органов | лаб. работа, лекция | 1 | | |
6 | Контрольная работа №1 | Контрольная работа по теме «Общий обзор организма человека» | | |
ТЕМА 4. КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ |
7 | Гуморальная регуляция. Эндокринная система | лекция | 1 | | |
8 | Железы внутренней и внешней секреции, их строение и функции. Гормоны | лекция | 1 | | |
9 | Нервная система. Отделы нервной системы | лекция | 1 | | |
10 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы | лекция | 1 | | |
11 | Спинной мозг, строение и функции | лекция | 1 | | |
12 | Головной мозг, строение и функции | лекция | 1 | | |
13 | Соматическая и вегетативная нервная система. Нарушение деятельности нервной системы | лекция | 1 | | |
14 | Органы чувств. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы | лекция | 1 | | |
15 | Органы зрения и зрительный анализатор. Нарушения зрения их профилактика | лаб. работа, лекция | 1 | | |
16 | Органы слуха и равновесия и их анализаторы. Нарушения слуха и их профилактика | лекция | 1 | | |
17 | Кожно-мышечная чувствительность . Обоняние. Вкус | лекция | 1 | | |
ТЕМА 5. ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ |
18 | Опора и движение. Скелет. Строение, состав и соединение костей | лекция | 1 | | |
19 | Скелет головы и туловища | лекция | 1 | | |
20 | Контрольная работа №2 | Контрольная работа по теме «Координация и регуляция» | | |
21 | Скелет конечностей | лаб.работа, лекция | 1 | | |
22 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей | практикум | 1 | | |
23 | Мышцы. Работа мышц | лекция | 1 | | |
24 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика и предупреждение. Плоскостопие. Искривление осанки | лекция | 1 | | |
25 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | лекция | 1 | | |
26 | Контрольная работа | Контрольная работа по теме « Опора и движение» | | |
ТЕМА 6. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА |
27 | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма крови. Лимфа. Лимфатическая система | лекция | 1 | | |
28 | Иммунитет. Иммунная система человека | лекция | 1 | | |
29 | Тканевая совместимость и переливание крови. Группы крови. Свертываемость крови | лекция | 1 | | |
ТЕМА 7. ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ |
30 | Транспорт веществ. Кровеносная ситема | лекция | 1 | | |
31 | Большой и малый круги кровообращения. Движение лимфы | лекция | 1 | | |
32 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов | лекция, практикум | 1 | | |
33 | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях | лекция, практикум | 1 | | |
34 | Контрольная работа №4 | Контрольная работа по теме « Внутренняя среда. Транспорт веществ» | | |
ТЕМА 8. ДЫХАНИЕ |
35 | Дыхательная система. Система органов дыхания и их значение. Строение легких | лекция | 1 | | |
36 | Механизм вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях | Лаб.работа, лекция | 1 | | |
37 | Заболевание органов дыхания и их профилактика. Предупреждение распространения инфекционных заболеваниях | лекция | 1 | | |
38 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего | лекция | 1 | | |
39 | Контрольная работа №5 | Контрольная работа по теме»Дыхание» | | |
ТЕМА 9. ПИЩЕВАРЕНИЕ |
40 | Питание. Пищевые продукты и питательные вещества | лекция | 1 | | |
41 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварительные железы | лекция | 1 | | |
42 | Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения | лаб. работа, лекция | 1 | | |
43 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения. | лекция | 1 | | |
44 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | лекция | 1 | | |
45 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита | Лекция, практикум | 1 | | |
ТЕМА 10. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ |
46 | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмены | лекция | 1 | | |
47 | Обмен и роль белков, углеводов и жиров. Водно-солевой обмен | лекция | 1 | | |
48 | Витамины и их роль в организме. Суточная потребность организма в витаминах | лекция | 1 | | |
49 | Контрольная работа | Контрольная работа по теме «Пищеварительная система» | | |
ТЕМА 11. ВЫДЕЛЕНИЕ |
50 | Органы выделения. Мочеполовая система | лекция | 1 | | |
51 | Предупреждения заболеваний мочевыделительной системы | лекция | 1 | | |
ТЕМА 12. ПОКРОВЫ ТЕЛА |
52 | Покровы тела. Строение и функции кожи | лекция | 1 | | |
53 | Роль кожи в теплорегуляции | лекция | 1 | | |
54 | Уход за кожей, волосами, ногтями. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика | лекция | 1 | | |
55 | Контрольная работа №7 | Контрольная работа по теме: «Выделение. Кожа» | | |
ТЕМА 13. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ |
56 | Система органов размножения | лекция | 1 | | |
57 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения | лекция | 1 | | |
58 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекция передающиеся половым путем, их профилактика | лекция | 1 | | |
ТЕМА 14. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
59 | Психология и поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности | лекция | 1 | | |
60 | Врожденные и приобретенные формыьповедения | лекция | 1 | | |
61 | Биологические ритмы. Сон и его значение | лекция | 1 | | |
62 | Особенности высшей нервной деятельности. Познавательные процессы. Речь, мышление | лекция | 1 | | |
63 | Особенности высшей нервной деятельности. Память. Эмоции | лекция | 1 | | |
64 | Индивидуальные особенности личности | лекция | 1 | | |
65 | Гигиена умственного труда | лекция | 1 | | |
66 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды на здоровье | лекция | 1 | | |
67 | Строение и процессы жизнедеятельности | лекция | 1 | | |
68 | Контрольная работа №8 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | | |
69-70 | Резерв | | | | |
Лист коррекции (приложение к рабочей программе)
Дата | № уроков по тематическому плану | Количество часов | Форма коррекции (объединение тем, домашнее изучение, контрольная работа и т.д.) | Причина коррекции (замена уроков, болезнь учителя, праздничный день, отмена занятий по приказу и т.д.) | Завуч |
Уроки, которые требуют коррекции (пропущенные по причине) | Уроки, которые содержат коррекцию | Утверждение | Подпись |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
14