СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.), рассчитанной на 35 часов (1 урок в неделю) в соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Биология. Бактерии, грибы, растения: Учебник для учащихся 5 класса обще-образовательных учреждений / Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2016 – 144 с.: ил.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

1.Планируемые результаты освоения курса биологии в 5 классе

Личностными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды. .

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Метапредметными результатами изучения курса « Биология» является

  • формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

  • Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

  • Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Планировать пути достижения целей.

  • Планировать ресурсы для достижения цели.

  • Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

  • Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  • Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

  • Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД :

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Составлять планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

  • Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

  • Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Давать определение понятиям.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУ Д :

  • Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

  • способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:

  • осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • использование биологических знаний в быту,

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

  • объяснять мир с точки зрения биологии:

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • различать (по таблице) и в природе основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • находить черты усложнения растений,

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • Иметь первоначальные представления о происхождении растений и жизни.

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в

соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных

учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от

обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

  • ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования,

отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок,

  • развитие интереса;

  • целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических

объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить

наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и

объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению

живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять

взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых

организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в

природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и

инструментами;

•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,

биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од

ной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

2.Содержание учебного курса Биология, 5 класс.

(35 час. 1-час в неделю)

Введение - 6 ч

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.

Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Экскурсия « Живая и неживая природа вокруг нас»-1 ч


Глава 1 . Клеточное строение организмов- 7 ч


Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Устройство увеличительных приборов. Строение клетки.. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани.

Лабораторная работа №1 « Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»

Лабораторная работа №2 « Строение клетки кожицы лука под микроскопом. Пластиды в клетках эладеи»

Лабораторная работа №3 « Ткани. Виды, особенности строения»


Глава 2. Царство Бактерии- 3 ч


Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии и болезни.

Демонстрация: Строение бактерии картофельной палочки.

Глава 3. Царства Грибы- 6 ч


Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы- паразиты.

Лабораторная работа №4 «Строение шляпочных грибов»

Лабораторная работа №5 «Определение съедобных и ядовитых шляпочных грибов»

Лабораторная работа №6 « Плесневые грибы и хлебные дрожжи»


Глава 4. Царства Растения - 13 ч

Разнообразие, распространение и значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны, хвощи, папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые растения. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.

Лабораторная работа №7 « Строение хламидоманады как одноклеточной зеленой водоросли»

Лабораторная работа №8 « Особенности внешнего строения мха кукушкина льна ( сфагнума)».

Лабораторная работа №9 « Строение папоротника»

Лабораторная работа №10 « Строение хвои и шишек хвойных. Многообразие голосеменных»

Лабораторная работа №11 « Внешнее строение цветкового растения»

Практическая работа «Определение растений по отделам»»


Итоговое обобщение курса - 1 ;

Контрольная работа - 3 ч













Учебно - тематический план

Биология, 5 класс, ФГОС

п/п

Название темы

Кол-во часов

Контрольные работы

Лабораторные работы

Экскурсии

Практические работы

1.

Введение

6



Экскурсия №1


2.

Клеточное строение организмов

7

Контрольная работа №1

Лаб.раб №1

Лаб.раб. №2 Лаб.раб №3



3

Царство бактерии

3





4.

Царство Грибы

6

Контрольная работа №2

Лаб.раб.№4 Лаб.раб №5 Лаб.раб.№6



5.

Царство Растения

13

Контрольная работа №3»

Лаб.раб. №7

Лаб.раб.№8

Лаб.раб. №9

Лаб.раб. №10

Лаб.раб. №11


Практическая работа №1

«Определение растений по отделам»


всего

35

3

11

1

1











3.Календарно- тематическое планирование

«Биология» ФГОС, 5 класс ( 35 ч, 1 час в неделю)

пп

урока в теме

Тема урока

Дата

Примечание

план

факт


Введение – 6 ч





1.

1

Биология- наука о живой природе





2

2

Методы исследования в биологии




3

3

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.




4

4

Экскурсия «Разнообразие живой природы»




5

5

Среды обитания организмов




6

6

Экологические факторы и их влияние на живые организмы




Клеточное строение организмов- 7 ч





7

1

Устройство увеличительных приборов . Л.Р №1




8

2

Строение клетки. ЛР №2а




9

3

Строение клетки.Пластиды ЛР №2 б




10

4

Химический состав клетки




11

5

Жизнедеятельность клетки, ее деление, рост.




12

6

Ткани ЛР №3




13

7

КР № 1 по теме «Клеточное строение организмов»




Царство Бактерии- 3ч









14

1

Строение и жизнедеятельность бактерий. Демонстрация




15

2

Роль бактерий в природе и жизни человека Бактерии и болезни




16

3

Повторение по теме «Царство бактерии"




Царство Грибы-6 ч





17

1

Общая характеристика грибов




18

2

Шляпочные грибы. ЛР №4




19

3

Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. ЛР №5




20

4

Плесневые грибы. Дрожжи. ЛР № 6




21

5

Грибы-паразиты




22

6

КР №2 по теме «Царство грибы»




Царство Растения – 13ч





23

1

Разнообразие, распространение и значение растений




24

2

Одноклеточные водоросли. ЛР №7




25

3

Многоклеточные водоросли




26

4

Лишайники




27

5

Мхи ЛР №8




28

6

Плауны, хвощи, Папоротники. ЛР №9





29

7

Голосеменные ЛР №10




30

8

Покрытосеменные, иди Цветковые. ЛР №11




31

9

ПР №1 « Определение растений по отделам»




32

10

. Происхождение растений




33

11

Основные этапы развития растительного мира




34

12

Итоговое обобщение курса




35

13

. КР №3 по курсу 5 класса




ИТОГО

35