1.Планируемые результаты освоения курса биологии в 5 классе
Личностными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды. .
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Метапредметными результатами изучения курса « Биология» является
Регулятивные УУД :
Формулировать учебную проблему под руководством учителя.
Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.
Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Планировать пути достижения целей.
Планировать ресурсы для достижения цели.
Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.
Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.
Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД :
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Составлять планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
Давать определение понятиям.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные УУ Д :
Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.
Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .
способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:
рассмотрение биологических процессов в развитии:
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
использование биологических знаний в быту,
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) и в природе основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
определять основные органы растений (части клетки);
находить черты усложнения растений,
понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Иметь первоначальные представления о происхождении растений и жизни.
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в
соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных
учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от
обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок,
Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических
объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить
наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению
живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых
организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в
природе.
Учащийся: получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами;
•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од
ной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
2.Содержание учебного курса Биология, 5 класс.
(35 час. 1-час в неделю)
Введение - 6 ч
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.
Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.
Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Экскурсия « Живая и неживая природа вокруг нас»-1 ч
Глава 1 . Клеточное строение организмов- 7 ч
Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Устройство увеличительных приборов. Строение клетки.. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани.
Лабораторная работа №1 « Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»
Лабораторная работа №2 « Строение клетки кожицы лука под микроскопом. Пластиды в клетках эладеи»
Лабораторная работа №3 « Ткани. Виды, особенности строения»
Глава 2. Царство Бактерии- 3 ч
Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии и болезни.
Демонстрация: Строение бактерии картофельной палочки.
Глава 3. Царства Грибы- 6 ч
Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы- паразиты.
Лабораторная работа №4 «Строение шляпочных грибов»
Лабораторная работа №5 «Определение съедобных и ядовитых шляпочных грибов»
Лабораторная работа №6 « Плесневые грибы и хлебные дрожжи»
Глава 4. Царства Растения - 13 ч
Разнообразие, распространение и значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны, хвощи, папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые растения. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.
Лабораторная работа №7 « Строение хламидоманады как одноклеточной зеленой водоросли»
Лабораторная работа №8 « Особенности внешнего строения мха кукушкина льна ( сфагнума)».
Лабораторная работа №9 « Строение папоротника»
Лабораторная работа №10 « Строение хвои и шишек хвойных. Многообразие голосеменных»
Лабораторная работа №11 « Внешнее строение цветкового растения»
Практическая работа «Определение растений по отделам»»
Итоговое обобщение курса - 1 ;
Контрольная работа - 3 ч
Учебно - тематический план
Биология, 5 класс, ФГОС
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Контрольные работы | Лабораторные работы | Экскурсии | Практические работы |
1. | Введение | 6 | | | Экскурсия №1 | |
2. | Клеточное строение организмов | 7 | Контрольная работа №1 | Лаб.раб №1 Лаб.раб. №2 Лаб.раб №3 | | |
3 | Царство бактерии | 3 | | | | |
4. | Царство Грибы | 6 | Контрольная работа №2 | Лаб.раб.№4 Лаб.раб №5 Лаб.раб.№6 | | |
5. | Царство Растения | 13 | Контрольная работа №3» | Лаб.раб. №7 Лаб.раб.№8 Лаб.раб. №9 Лаб.раб. №10 Лаб.раб. №11 | | Практическая работа №1 «Определение растений по отделам» |
| всего | 35 | 3 | 11 | 1 | 1 |
3.Календарно- тематическое планирование
«Биология» ФГОС, 5 класс ( 35 ч, 1 час в неделю)
№ пп | № урока в теме | Тема урока | Дата | Примечание |
план | факт | |
Введение – 6 ч | | | | |
1. | 1 | Биология- наука о живой природе | | | | |
2 | 2 | Методы исследования в биологии | | | |
3 | 3 | Царства живых организмов. Отличительные признаки живого. | | | |
4 | 4 | Экскурсия «Разнообразие живой природы» | | | |
5 | 5 | Среды обитания организмов | | | |
6 | 6 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | | | |
Клеточное строение организмов- 7 ч | | | | |
7 | 1 | Устройство увеличительных приборов . Л.Р №1 | | | |
8 | 2 | Строение клетки. ЛР №2а | | | |
9 | 3 | Строение клетки.Пластиды ЛР №2 б | | | |
10 | 4 | Химический состав клетки | | | |
11 | 5 | Жизнедеятельность клетки, ее деление, рост. | | | |
12 | 6 | Ткани ЛР №3 | | | |
13 | 7 | КР № 1 по теме «Клеточное строение организмов» | | | |
Царство Бактерии- 3ч | | | | |
| | | |
14 | 1 | Строение и жизнедеятельность бактерий. Демонстрация | | | |
15 | 2 | Роль бактерий в природе и жизни человека Бактерии и болезни | | | |
16 | 3 | Повторение по теме «Царство бактерии" | | | |
Царство Грибы-6 ч | | | | |
17 | 1 | Общая характеристика грибов | | | |
18 | 2 | Шляпочные грибы. ЛР №4 | | | |
19 | 3 | Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. ЛР №5 | | | |
20 | 4 | Плесневые грибы. Дрожжи. ЛР № 6 | | | |
21 | 5 | Грибы-паразиты | | | |
22 | 6 | КР №2 по теме «Царство грибы» | | | |
Царство Растения – 13ч | | | | |
23 | 1 | Разнообразие, распространение и значение растений | | | |
24 | 2 | Одноклеточные водоросли. ЛР №7 | | | |
25 | 3 | Многоклеточные водоросли | | | |
26 | 4 | Лишайники | | | |
27 | 5 | Мхи ЛР №8 | | | |
28 | 6 | Плауны, хвощи, Папоротники. ЛР №9 | | | |
29 | 7 | Голосеменные ЛР №10 | | | |
30 | 8 | Покрытосеменные, иди Цветковые. ЛР №11 | | | |
31 | 9 | ПР №1 « Определение растений по отделам» | | | |
32 | 10 | . Происхождение растений | | | |
33 | 11 | Основные этапы развития растительного мира | | | |
34 | 12 | Итоговое обобщение курса | | | |
35 | 13 | . КР №3 по курсу 5 класса | | | |
ИТОГО | 35 | | | | |