СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии УМК Н.И.Сонин (ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

БИОЛОГИИ

для 5 класса



УМК Н.И.Сонин, А.А. Плешаков



Биология. Введение в биологию - 1 час в неделю (35 ч.)



Программу составила

Учитель биологии Алексеева Т.В.

высшей квалификационной категории





2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД











Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе общеобразовательного учреждения Содержательный статус программы – базовая. Она определяет минимальный объемсодержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, на основе рабочей государственной программы побиологии 5-9 классы стандарта второго поколения Москва «Дрофа» 2012 год, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования,прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно нравственного развития и воспитания гражданина России. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе по программе «Планета знаний», одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Учебное содержание курса биологии включает:

Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков, 34 ч, 1 ч в неделю. В разделе 4. Человек на Земле вынесены 2 часа, они отводятся на обобщающее повторение и итоговый контроль.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без опасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5 класса реализуют следующие цели:

— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе,

— формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельностный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5 классе происходит становление первичного фундамента биологических знаний. У учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.

  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Ценностные ориентиры содержания предмета биологии.

В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знаний и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентиры, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

  • понимание сложности и противоречивости самого процесса познания;

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

  • понимание необходимости здорового образа жизни;

  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;

  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьным курсами, направлен на формирование нравственных ценностей-ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Обучение биологии в 5 классе должно быть направлено на достижение обучающимися следующихличностныхрезультатов:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

      • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.

      • умение работать с разными источниками биологической информации(в тексте учебника, биологический словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

      • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью.

      • умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

  • объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

  • выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

  • овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

          1. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.В сфере физической деятельности:

  • освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

  • выявление эстетических достоинств объектов живой природы.

Рабочая программа по биологии в 5 классе состоит из четырех разделов:

            1. Живой организм: строение и изучение

            2. Многообразие живых организмов

            3. Среда обитания живых организмов

            4. Человек на Земле

Для контроля и оценивания знаний учащихся по биологии в 5 классе проводится вводная, промежуточная, итоговая диагностика. По разделам проводится разноуровневое тестирование.




















Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс (34 ч)

урока

Тема урока

Кол – во часов

Тип урока

Целевая установка

Понятия

Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)

Домашнее задание

Дата

проведения

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение. 8 часов.

1.

Введение. Что такое живой организм.

1

Изучение нового материала

Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма

Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.

Выделение отличительных признаков живых организмов.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.




2.

Наука о живой природе.

1

Комбинированный

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых

они занимаются

Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология

Знание объектов изучения

естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам




3.

Методы изучения природы. Лабораторная работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

1

Комбинированный

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

Ознакомление

с методами исследования живой природы и

приобретение элементарных

навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух

Понимание

значимости

научного исследования природы




4.

Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и правила работы с ним».

1

Изучение нового материала

Изучение устройств увеличительных приборов

Лупа, микроскоп

Освоение

основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД:

Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).




5.

Живые клетки. Лабораторная работа № 3 «Строение клеток живых организмов».

1

Комбинированный

Формирование представлений о клетке как

единице строения живого организма

Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные.


Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Представление о единстве живой природы

на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.




6.

Химический состав клетки. Лабораторная работа № 4 « Изучение химического состава семян»

1

Комбинированный

Формирование представлений о химическом составе клеток

Неорганические и органические вещества.

Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы

классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Понимание единства происхождения всех живых организмов.




7.

Великие естествоиспытатели.

1

Комбинированный

Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии

Аристотель,

Карл Линней, Чарльз Дарвин,

Владимир Иванович

Вернадский

Знание и оценка вклада ученых-биологов в

развитие науки

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание

роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе




8.

Контрольная работа по теме: «Живой организм: строение и изучение».

1

Контроль знаний

Обобщение

и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение».

Биология, живые клетки тела, вещества.

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.


Познавательный интерес к

естественным наукам




Раздел 2. Многообразие живых организмов. 14 часов

9.

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Изучение нового материала.

Формирование представлений о развитии жизни на Земле.

Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период динозавров.

Знание основных этапов развития жизни на Земле.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Понимание этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли.




10.

Разнообразие живого.

1

Комбинированный

Формирование представлений о значении классификации живых организмов для

их изучения

Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классифи-

кации: тип (отдел) – класс –отряд (поря

док) – семейство – род – вид

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов

Познавательные УУД:

умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание

научного значения классификации живых организмов




11.

Бактерии.

1

Изучение нового материала.

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы

Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы

Выделение существенных особенностей

строения и

функционирования бактериальных клеток.

Знание правил, позволяющих

избежать заражения болезнетворными бактериями

Познавательные УУД:

умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в

природе и

жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных

бактерий.




12.

Грибы.

1

Комби-

ниро-

ванный

Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных.

Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты

Выделение существенных особенностей

представителей царства Грибы. Знание правил

оказания первой помощи при отравлении

ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в

природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной

помощи при отравлении

ядовитыми грибами




13.

Растения - автотрофы.

1

Комбинированный

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы

Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники,

Голосеменные, Цветковые (Покрытосеменные)

Выделение существенных особенностей

представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства

Растения.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознание

важности растений в природе и жизни человека




14.

Водоросли – группа низших растений.

1

Комбинированный

Формирование умений характеризовать основные группы водорослей.

Водоросли, слоевище.

Знание

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей

работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками





15.

Мхи и папоротники – группа высших споровых растений.

1

Комбинированный

Формирование представлений об особенностях высших споровых растений.

Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь.

Знание строение мхов и папоротников. Знание признаков отличий мхов и папоротников.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о мхах и папоротниках





16.

Голосеменные и Покрытосеменные - группа высших семенных растений.

1

Комбинированный

Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.


Знание особенностей строения голосеменных и покрытосеменных растений.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание о голосеменных и покрытосеменных растениях




17.

Значение растений в природе и жизни человека.

1

Комбинированный.

Формирование представлений о значении растений в природе и хозяйственной

деятельности человека

Биологическая защита урожая, сорта растений, лекарственные растения

Знание о существовании

сортов культурных растений.

Элементарные

представления

о лекарственных растениях.

Объяснение роли биологии в практической

деятельности

человека.


Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей

практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение


Понимание

необходимости биологических знаний

для хозяйственной деятельности человека




18.

Признаки царства животные. Простейшие.

1

Комбинированный

Формирование представлений о животных

как представителях отдельного царства живой природы

Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.

Многоклеточные животные. Типы:

Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые

Выделение существенных особенностей

представителей царства Животные. Знание основных систематических

единиц царства

Животные

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление

о значении

животных в природе, осознание их хозяйственного

и эстетического значения для человека




19.

Беспозвоночные животные.

1

Комбинированный

Формирование представлений о многообразии беспозвоночных животных.

Многоклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие.

Знание о типах и представителях беспозвоночных животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о видах беспозвоночных животных.




20.

Позвоночные животные.

1

Комбинированный

Формирование представлений о многообразии позвоночных животных.

Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Знание о типах и представителях позвоночных животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Представление о видах позвоночных животных.




21.

Значение животных в природе и жизни человека.



Формирование представлений о значении животных в природе и хозяйственной

деятельности человека

Биологическая

защита урожая,

породы животных, сорта растений, лекарственные растения

Знание о существовании

различных пород животных.

Объяснение роли биологии в практической деятельности

человека

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать

выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека




22.

Контрольная работа по теме: «Многообразие живых организмов».

1

Контроль знаний

Обобщение

и систематизация знаний учащихся по теме: «Многообразие живых организмов».

Систематика, вид, царство, бактерии, грибы, животные, растения.

Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам




Раздел 3. Среда обитания живых организмов. 6 часов.

23.

Три среды обитания.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений об особенностях вод

ной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах.

Компоненты природы. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания

Знание компонентов природы. Представление о

многообразии

обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Понимание

необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают




24.

Жизнь на разных материках.

1

Изучение нового материала

Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты.

Материки: Африка, Евразия, Северная Америка,

Южная Америка,

Австралия, Антарктида. Природные условия.

Растительный и животный мир материков

Знание матери-

ков планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-

тельном и животном мире

каждого материка.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою

точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.




25.

Природные зоны.

1

Изучение нового материала

Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты.

Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес.

Знание природных зон планеты и

их основных

природных особенностей.

Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.




26.

Жизнь в морях и океанах.

1

Изучение нового

Формирование представлений о роли Мирового океана

на планете.

Изучение

приспособлений живых организмов,

обитающих

в разных частях и на разных глубинах океана

Мировой океан.

Обитатели

поверхностных вод (планктон),

обитатели толщи воды, обитатели

морских глубин

Знание роли

Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознание роли Мирового

океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах




27.

Обобщающий урок по теме: «Среда обитания живых организмов».

1

Контроль знаний

Обобщение

и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов».


Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам




Раздел 4. Человек на Земле. 5 часов.

28.

Как человек появился на Земле.

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.

Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.

Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Представление о человеке




29.

Как человек изменил Землю.

1

Комбинированный

Формирование представлений

об экологических факторах и влиянии абиотических

факторов на

живые организмы

Экологические

факторы. Абиотические факторы: температура,

влажность, свет

Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание

влияния факторов среды на

живые организмы




30.

Жизнь под угрозой.

1


Формирование представлений о последствиях воздействия человека на

природу и

способах ее

охраны

Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории

(заповедники, заказники, национальные парки)

Приведение доказательств необходимости

охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками

информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека

на природу и необходимости ее охраны.

Принятие правил поведения

в живой природе




31.

Не станет ли Земля пустыней.

1

Комбинированный

Формирование представлений о последствиях воздействия человека на

природу и

способах ее

охраны

Опустынивание.

Приведение доказательств необходимости

охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Осознание степени негативного влияния человека

на природу и необходимости ее охраны.

Принятие правил поведения

в живой природе.




32.

Здоровье человека и безопасность жизни.

1

Комбинированный

Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья.

Здоровый образ жизни. Вредные

привычки. Первая доврачебная

помощь пострадавшему

Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания

на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Принятие правил здорового

образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной

доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,

ушибах и растяжениях




33.

Обобщение

1

Обобщения

Обобщение

и систематизация знаний учащихся


Применение полученных знаний в практической работе.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.

Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Познавательный интерес к естественным наукам




34.

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса.

1

Контроль знаний

Обобщение знаний за курс 5 класса.


Познавательный интерес к естественным наукам