СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе ФГОС общего образования по программе автора Сухоруков Л.Н, Кучменко В.С

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мирновская школа» Джанкойского района

Республики крым


«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю» на заседании МО учителей зам. директора по УВР Директор школы естественно-математического ___________ Усеинова А.А ______Павленко Т.Е цикла «____»______2015 «___»______2015г Протокол №1 от «___»____2015 Руководитель МО: _________Усеинова З.С.






Рабочая программа

по биологии 5 класс

на 2015-2016 учебный год



Программу разработал

учитель биологии

Бондаренко О.В.




2015 – 2016 уч. г




1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 5 класс в МОУ «Мирновская школа» по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 клас­сы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, фундамен­тального ядра содержания общего образования, примерной прог­раммы по биологии. Преподавание предмета «Биология» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами:

Федеральный уровень

Основополагающими документами, определяющими стратегические направления модернизации биологического образования, являются:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85.

  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 03 июня 2011г. № 1994).

  11. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06. 2015 г. № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».


Региональный уровень

  1. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11 июня 2015 № 555 «Методические рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015-2016 учебный год».

Рабочая программа по биологии составлена на основе примерной программы по биологии: Авторской программы по биологии линии УМК «Биология-Сфера» (5-9 класс) для общеобразовательных учреждений, Авторы: Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - М.: Просвещение, 2011.

Программа рассчитана на преподавание в 5 классе по учебнику «Биология. Живой организм» (УМК «Сферы») Авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С. Кучменко.-М.:Просвещение, 2013 г. и предполагает проведение, как теоретических уроков, так и лабораторных работ. Курс рассчитан на 35 часов (1 урок в неделю). В связи с государственными праздниками количество часов сокращается с 35 до 33 часов.

В рабочей программе для основной школы предусмот­рено развитие всех представленных в примерных программах начального общего образования основных видов деятельнос­ти обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-пер­вых, предметным содержанием системы общего среднего об­разования; во-вторых, психологическими возрастными осо­бенностями обучаемых.

Основная особенность подросткового возраста - начало перехода от детства к взрослости. В возрасте 11 -15 лет про­исходит развитие познавательной сферы, учебная деятель­ность приобретает черты деятельности по саморазвитию и са­мообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретичес­ким, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных, результа­тивных качеств личности.

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, прово­дить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяс­нять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определе­нием понятий: описание, характеристика, разъяснение, срав­нение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ве­дут к формированию познавательных потребностей и разви­тию познавательных способностей.

Учитывая вышеизложенное, а также положение о том, что образовательные результаты на предметном уровне должны подлежать оценке в ходе итоговой аттестации выпускников, в примерном тематическом планировании предметные цели и планируемые результаты обучения конкретизированы до уровня учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения предметного содержания. При этом для каждого учебного предмета ведущим остается определенный вид деятельности (познавательная, коммуникативная и т. д.).

Биология как общеобразовательная дисциплина рассматривает взаимосвязи организмов и окружающей среды, роль биологического разнообразия в поддержании устойчивости биосферы и сохранении жизни на Земле, место человека в природе, зависимость здоровья человека от наследственных факторов, состояния окружающей при­родной и социальной среды, образа жизни. Реализация возможнос­тей содержания биологии в формировании нравственно-этического аспекта взаимодействия человека и природы способствует повыше­нию уровня культуры выпускников основной школы, их компе­тентности в ситуациях, связанных с защитой окружающей среды, собственного здоровья. Одной из главных задач биологического об­разования в основной школе является формирование у подрастаю­щего поколения представления о ценности здоровья и культуре по­ведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, прак­тическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Рассмотрение фактического материала на основе положений экологии и эволюционного учения позволяет связать две фунда­ментальные идеи биологии — эволюции и системной организации живой природы - на стадии их формирования.

Содержание разных разделов курса биологии помогает уча­щимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.

Таким образом, в рабочей программе обозначено целеполагание предметных курсов на разных уровнях: на уровне метапредметных, предметных и личностных целей; на уровне метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов (требований); на уровне учебных действий.

Цели и задачи образования для обучающихся 5 классов:

1. Подготовка к предмету биология в старших классах.

2. Формирование вхождения в мир культуры на основании знакомства с миром природы.

3. Формировать систему познавательных ценностей. Приобщение с помощью содержания материала 5 класса к культуре как системе ценностей, накопленных обществом в области биологии.

4. Формирование ориентации в системе моральных норм в результате воспитания экологического сознания и любви к природе.

5. Овладение некоторыми ключевыми компетенциями: коммуникативные, информационные, ценностно-смысловые.

6. Формирование познавательной культуры учащихся.

Цели основного общего образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменения в социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий. Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развитие подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. Глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающие включение учащихся в ту или иную группу или общность – носители ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как к системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом к сфере биологической науки;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровье своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследование природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями; учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально - ценностному отношению к объектам живой природы.

Достижению результатов обучения способствует применение системно-деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (личностно-ориентированное обучение, технология развивающего обучения, технология критического мышления, ИКТ, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии), способствующих формированию УУД. Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Диагностику предметных результатов обучения и УУД предполагается проводить через использование урочного тематического тестирования, выполнение индивидуальных творческих заданий, ведение фенологических наблюдений, проведение лабораторных и практических работ, экскурсий, защиту проектов, написание сценариев игр и др., метапредметных результатов через анкетирование и наблюдение.


Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонен­та целостной научной картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач; « овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоре­тические знания с объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружаю­щей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использова­ния лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления на­учно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Курс биологии на ступени основного общего образования на­правлен на формирование у школьников представлений об отличи­тельных особенностях живой природы, о её многообразии и эволю­ции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической куль­туры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Пример­ная программа по биологии строится с учётом следующих содер­жательных линий:

  • многообразие и эволюция органического мира;

  • биологическая природа и социальная сущность человека;

  • уровневая организация живой природы.

Содержание курса биологии в примерной программе структу­рировано в три части: «Живые организмы», «Человек и его здо­ровье», «Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличи­тельных признаках живых организмов, их разнообразии, систе­ме органического мира, растениях, животных, грибах, бактери­ях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответ­ствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Место биологии в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Биология-Сферы» (5 класс) разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Согласно учебному плану ОУ в 2015-2016 г. на преподавание биологии в 5 классе отводится 33 часа.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Биология»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Биология» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития средствами предмета.

Личностными результатами: включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5класс

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;: изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

5-класс

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

5класс

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

5класс

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами: включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

5-й класс

1-я линия развития – осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Все учебники предметной линии способствуют формированию целостного научного мировоззрения. Достигается это благодаря тому, что курс биологии в полной мере отвечает критериям научности и системности, насыщен межпредметными связями, показывающими общность естественных наук и единство естественнонаучной картины мира. Начиная с учебника 5 класса, в предметной линии подчеркивается идея единства живой и неживой природы и взаимосвязь явлений природы, обсуждается общность и особенности разных наук о природе.


Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.

Во всех учебниках предметной линии систематически затрагиваются вопросы здорового и безопасного об раза жизни. Важно при этом, что эти вопросы рассматриваются не только при изложении содержания параграфов, но и включены в учебные задания. Уровень сложности подобных заданий и их содержание хорошо соответствуют возрастным возможностям и особенностям учеников определённого класса.


Формирование основ экологической культуры, развитие

опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной

и практической деятельности в жизненных ситуациях

Во всех учебниках предметной линии уделено большое внимание формированию экологической культуры учащихся. Уже в учебнике 5 класса затрагивается проблема последствий деятельности человека для окружающей природы и роль личной ответственности человека за негативные последствия.





Содержание программы

Содержание курса соответствует авторской программе. Весь материал распределен по разделаи и темам. Каждый раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Авторской программой предусмотрено 32 часа на изучение тем и 2 часа резервного времени. При составлении рабочей программы 1 час из резервного времени добавлено на изучение темы: «Строение клетки», что обеспечит усвоение наиболее сложного материала учащимися и 2 часа на резервные уроки в конце учебного года.



Тема

К-во часов фактич.

Содержание

Практическая часть

Введение.

3

Биология - наук о живых организмов. Из истории развития биологии. Современные направления биологической науки. Значение биологических знаний для сохранения живой природы, практической, познавательной и эстетической деятельности человека.

Условия, необходимые для жизни организмов. Связь Земли и космоса, атмосферы, гидросферы и литосферы. Область планеты, охваченная жизнью, - биосфера.

Экскурсия: «Осенние явления в жизни растений родного края»

Разнообразие живых организмов. Среды жизни.



12

Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Взаимосвязи живых организмов и окружающей среды. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие (типы, классы хордовых) животных. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда-источник веществ, энергии и информации. Методы изучения организмов: наблюдение, измерение, эксперимент.

Влияние экологических факторов среды на организм. Приспособленность организмов к среде обитания. Роль живого вещества в биосфере. Взаимодействие разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии.

Лаб.раб №1 «Разнообразие отделов растений»

Лаб.раб №2 «Экологические группы наземных растений по отношению к воде.»

Клеточное строение живых организмов


10

Клеточное строение организмов. Правила работы с биологическими приборами и инструментами. Особенности химического состава. Строение клетки. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Рост и развитие организмов.

Лаб.раб №3 « Устройство увеличительных приборов»

Лаб.раб №4 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.»

Лаб.раб №5 «Состав и строение клеток растений»

Лаб.раб №6 «Строение клетки листа элодеи»

Лаб.раб №7 «Строение животной клетки»

Ткани живых организмов.


8


Клетки, ткани и органы растений и животных. Методы изучения живых организмов.

Лаб.раб №8 «Строение покровной ткани кастений»

Лаб. раб №9 «Основные и образовательные ткани растений»

Лаб.раб №10 «Строение соединительной ткани животных»

Лаб.раб №11 «Строение мышечной и нервной ткани животных»

Экскурсия №2 «Весенние явления в жизни родного края»

Резерв

2



Итого:

35




Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии обучающийся должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных и человека; популяций; экосистем; биосферы; животных своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращениие энергии в экосистемах;

• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе

(классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями,

грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно – тематический план

Распределение часов по темам

№ п/п

Раздел


Кол-во

часов в авторской программе

Кол-во

часов в рабочей программе

Кол-во

Л/р

Кол-во экскурсий

1

Введение

3

3


1

2

Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12

12

2


3

Строение клетки

8

10

5


4

Ткани живых организмов

9

8

4

1

6

Резерв

3

2



И т о г о:

35

35

11

2


Методы и формы обучения и контроля

Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения биологии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Основной формой обучения является урок, типы которого могут быть: уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.

В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды контроля как: промежуточный, текущий, тематический, итоговый контроль.

Формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль, анализ творческих, исследовательских работ, проекты.

Промежуточный

Контрольно-оценочная самостоятельность, работа с моделями (графико-знаковыми формами), работа с чужими и собственными текстами (письменная дискуссия) может быть проверена через разработку специальных предметных контрольно-измерительных материалов.

Умение работать в группе, в позиции «взрослого», способы учебного проектирования могут быть проверены с помощью экспертных оценок в ходе встроенного наблюдения в разные виды и формы деятельности обучающихся.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.

Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутришкольного мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой.


Текущий

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Оценкой достижения метапредметных результатов является также защита индивидуального или группового проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам. Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учѐтом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчѐта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Кроме того личностные достижения могут накапливаться в портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений.


НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа обучающихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если обучающийся
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если обучающийся:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах,) не принципиальн. для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если обучающийся:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если обучающийся:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если обучающийся:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебники и методические пособия:

1.Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А. Биология. Живой организм. 5-6 класс. - М. : Просвещение, 2014.+ Электронное приложение к учебнику «Биология. Живой организм. 5-6 класс».

Интернет-ресурсы:

1. http://bio.1september.ru - газета «1 сентября. Биология» - приложение

2. www.bio.nature.ru - научные новости биологии

3. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».



Календарно-тематическое планирование 5 класс, 33 часа за год, 1 час в неделю



П/П

Раздел

Тема урока

Кол-во

час.

Содержание темы

Цель урока

Лабораторные и практические работы. Экскурсии

Формирование УУД

Дата

коррекция




Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные



I

Раздел 1. Живой организм

33










Введение

3


Экскурсия 1







1

Биология-наука о живых организмах

Тип урока: Изучение нового материала

1

Предмет изучения биологии. Разнообразие биологических наук: морфология, анатомия, физиология, экология. Значение живых организмов


Самоопределение,

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя работать в группах

Объяснять значение биологиии организмов в жизни человека,

умение структурировать учебный материал,выделять в нём главное.

Определять предмет изучения биологии

умение организовать выполнение заданий учителя,сделать выводы по результатам работы

01.09


2

Условия жизни организмов

Тип урока: Изучение нового материала

1

Преобразование солнечной энергии растениями. Температура Земли. Вода –основа жизнедеятельности организмов. Биосфера. Значение озонового экрана и магнитного слоя Земли. Природное окружение.


Бережное отношение к природе

Формировать компетентности в общении.

Называть условия.необходимые для жизни.

Приводить примеры влияния среды на человека

Давать определения литосферы,гидросферы, биосферы, атмосферы.

08.09


3

Основные явления в жизни растений родного края

Экскурсия №1 Основные явления в жизни растений родного края

Тип урока: комбинированный

1

Разнообразие растений родного края, Листопадные и вечнозеленые, Начало и конец листопада. Цели и задачи, организация экскурсии, правила поведения в природе. Приспособленность растений к условиям среды обитания

Экскурсия №1 Основные явления в жизни растений родного края

Бережное отношение к природе

Умение слушать товарища

Соблюдать правила поведения во время экскурсии

Приобретать навыки ведения наблюдена за явлениями природы

Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

15.09


II

Раздел 2 Разнообразие живых организмов. Среды жизни

12


л/р 2







4

Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии

Тип урока: Изучение нового материала


1

Разнообразие живых организмов, царства живой природы Растения, Животные, Грибы, Бактерии их отличительные особенности Признаки представителей разных царств, их значение в биосфере


Бережное отношение к природе

Самостоятельный анализ, умение слушать другого

Называть определять, описывать царства живой природы, их представителей

Диалог с учителем

22.09


5

Деление царств на группы

Лабораторная работа №1

Тип урока: Изучение нового материала

1

Деление царств на группы. Отделы растений, Типы животных и их характеристика

Разнообразие отделов растений. Лабор.

работа №1

Уважение к партнеру

Организовывать работу в паре

Приводить примеры и сравнивать представителей разных отделов и типов

Называть отделы растений, типы животных

29.09


6

Среда обитания. Экологические факторы


Тип урока: комбинированный

1

Среда обитания как совокупность компонентов живой и неживой природы Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Особенности и характеристика сред жизни


Самоопределение

Работа в группе

Логические рассуждения

Называть, сравнивать среды жизни и их факторы.

Примеры, действия факторов на организм

06.10


7

Вода как среда жизни. Лабораторная работа №2

Тип урока: комбинированный

1

Гидросфера Приспособленность, распределение организмов к водной среде Организация л/р

Вода как среда жизни. Лабор.

работа №2


Работа в группе

Называть абиотические факторы водной среды

Приводить примеры, наблюдать выделять особенности водных организмов

13.10


8

Наземно-воздушная среда жизни.

Тип урока: комбинированный

1

Особенности наземно-воздушной среды приспособленность организмов к влаге. Влаголюбивые и устойчивые к недостатку влаги растения и животные


Готовность к самообразованию


Называтьприводить примеры, сравнивать представителей водной и наземной сред

Называть абиотические факторы

20.10


9

Свет в жизни растений и животных


Тип урока: Изучение нового материала

1

Свет важнейший экологический фактор. Светолюбивые и теневыносливые растения свет. Режим, Роль света в жизни организмов. Тропизмы.


Готовность к самообразованию

Позитивная самооценка

Приводить примеры наблюдать реакции живых организмов на воздействие света

Выдвигать версии

о приспособленности к световому режиму

03.11


10


Почва как среда жизни

Тип урока: комбинированный

1

Особенности почвенной среды, приспособленность организмов к жизни в почве. Их роль в почвообразовании. .Значение почв




Анализировать и сравнивать строение почвенных жив-х. Их роль в образовании почв

Выявлять связь между урожайностью и плодородием почв

10.11


11

Организменная среда жизни.


Тип урока: Изучение нового материала

1

Организменная среда.

Приспособленность растений, жив-х, грибов к использованию других организмов. Паразиты, особенности их строения


Интерес к учению

Оценить действия партнеров

Приводить примеры паразитических форм. Выделять особенности орг. среды.

Применять информационные ресурсы для подготовки сообщения об условиях оганизменной среды

17.11


12



Сообщество живых организмов.

Тип урока: Изучение нового материала


1

Роль растений и животных в сообществе, взаимосвязь Растительноядные и плотоядные. Падальщики.


Интерес к учению


Ведущая роль растений. Взаимосвязь растений и животных в сообществе

Прогнозировать последствия нарушена взаимотношений между растениями и животными


24.11


13

Роль животных, грибов и бактерий

Тип урока: Изучение нового материала


1

Грибы и бактерии разрушители органики. Способы питания.

Роль грибов и бактерий в пищевых цепях


Готовность к самообразованию


Приводить примеры определять место грибов и бактерий Их роль в круговороте веществ.

Прогнозировать последствия нарушения взаимотношений


01.12


14

Типы взаимоотношений организмов в сообществе


Тип урока: Изучение нового материала

1

Отношение хищник –жертва, паразит-хозяин, Конкуренция, взаимовыгодные отношения.

Значение разных типов взаимоотношений


Уважение к партнеру

Организовывать работу в паре

Приводить примеры, устанавливать причины взаимодействия организмов

Прогнозировать последствия конкуренции.

08.12


15

Обобщение и контроль знаний по теме: «Разнообразие живых организмов. Среды жизни.


Тип урока: контроль знаний

1

Обобщение и систематизация знаний по теме Разнообразие живых организмов. Среды жизни. Выявление сформированности УД


Самоопределение

Работа в группе

Называть царства, отделы, типы.

Среды жизни.

Прогнозировать последствия нарушения взаимосвязей

15.12


III

Раздел№3.Клеточное строение живых организмов

10


л/р 5










16

Развитие знаний о клеточном строении живых организмов


Тип урока: Изучение нового материала

1

Клеточное строение живых организмов. История изучения. Клеточная теория Шванна



Самостоятельное изучение работа в паре

Называть увеличительные приборы, ученых изучавших клеточное строение


Анализировать информацию о клеточном строении организмов

22.12


17

Устройство увеличительных приборов

Тип урока: Изучение нового материала

1

Устройство лупы, микроскопа.

Правила работы с микроскопом.

Устройство увеличительных приборов Лабор. работа №3

Приготовление микроприпората кожицы чешуи лука Лабор. работа №4

Уважение к партнеру

Организовывать работу в группе

Делать выводы

Описывать этапы работы с микроскопом.

Применять знания при выполнении л/р

Сформулировать цель.

12.01


18

Состав и строение клеток


Тип урока: Изучение нового материала

1

Органические и мин. вещества. Белки, жиры, углеводы.

Общие черты организации клеток

Состав и строение клеток растений.

Лабор. работа №5


Работа в группе

Называть орг. и мин. веществаПриводить примеры и описывать жиры, белки,углеводы

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

26.01


19

Строение бактериальной клетки


Тип урока: Изучение нового материала

1

Бактерии –древнейшие организмы, их форма, размеры, строение, распространение


Воспитание толерантности

Работа в группе

Называть компоненты клетки, выделять особенности клетки бактерий



Устанавливать взаимосвязи между жизнедеятельностью бактерий и их ролью в природе

02.02


20

Строение растительной, животной и грибной клеток

Тип урока: Изучение нового материала

1

Общие черты строения ядерных клеток. Особенности строения растительной клетки Пластиды их роль .Строение животной и грибной клеток


Уважение к партнеру

Организовывать работу в паре

Называть органоиды.Сравнивать клетки

Делать выводы о причинах сходства и различия.

09.02


21

Строение клеток

Тип урока: Изучение нового материала

1

Особенности строения клеток растений, Роль пластид в жизни растений

Строение клетки листа элодеи Лабор. работа №6

Уважение к партнеру

Работа в группе

Роль пластид в жизни растений

Выполнять л/р. Фиксировать результаты наблюдений. Соблюдать Т/Б

Делать выводы

16.02


22

Образование новых клеток.


Тип урока: Изучение нового материала

1

Подготовка клетки к делению. Деление.

Значение деления для роста и развития организма




Устанавливать последовательность процессов при описании клеточного деления

Обосновывать биологическое значение процесса деления

01.03


23

Одноклеточные растения, животные и грибы


Тип урока: Изучение нового материала

1

Общие признаки одноклеточных организмов. Строение, среда обитания ,значение в природе. Одноклеточные растения животные и грибы

Строение животной клетки Лабор. работа №7

Самоопределение

Работа в группе

Определять общие черты одноклеточных.

Приводить примеры. Устанавливать различия

Применять практические умения в процессе л/р

15.03


24

Колониальные и многоклеточные организмы.

Тип урока: Изучение нового материала

1

Общая характеристика многоклеточных организмов. Характерные особенности колониальных организмов. Многоклеточные организмы: растения, грибы, животные.


Самоопределение

Работа в группе

Определять общие черты многоклеточных,

приводить примеры.Устанавливать различия


Применять практические умения в процеессе работы

22.03


25

Обобщение и контроль по теме: «Клеточное строение живых организмов»


Тип урока: контроль знаний

1

Обобщение и контроль знаний по теме «Клеточное строение живых организмов» Выявление сформированности УД


Самоопределение

Работа в группе

Называть органоиды клеток.

Описывать сходства и различия клеток.


05.04


IV

Ткани живых организмов

7


Экскурсия 1

л/р 4








26

Покровные ткани растений


Тип урока: Изучение нового материала

1

Покровные ткани растений и животных. Значение тканей. Приготовление , рассмотрение и зарисовка микропрепарата кожицы листа Формулирование выводов о взаимосвязи строения и функций. Организация л/р

Строение покровной ткани Лабор. работа №8

(часть1)

Бережное отношение к природе

Уважение к партнеру

Определение цели

Организовывать работу в паре

Распознавать ткани. Устанавливать взаимосвязи со строением.

Сравнивать покровные ткани Распознать клетки кожицы листа и клетки-замыкатели

Прогнозировать последствия повреждения покровных тканей

Установить взаимосвязь строение-функция.

12.04


27

Механические и проводящие ткани растений


Тип урока: Изучение нового материала

1

Особенности строения механической ткани. Проводящая: древесина и луб, расположение. Функции




Устанавливать связи между тканями и условиями жизни в наземно-воздушной среде

Устанавливать связи

19.04


28

Основные и образовательные ткани растений


Тип урока: Изучение нового материала

1

Фотосинтезирующая, запасающая, образовательная ткани, их расположение, строение, значение

Основные и образовательные ткани растений Лабор. работа №8

(часть2)



Называть описывать основные и образовательные ткани

Наблюдать определять ткани. Фиксировать результат

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями


26.04


29

Соединительные ткани животных


Тип урока: Изучение нового материала

1

Общие признаки соединительных тканей животных, Виды тканей: кровь, лимфа, жировая ткань. Их функции Изучение клеток

Соединительные ткани животных

Лабор. работа №9

Уважение к партнеру

Организовывать работу в паре

Называть, описывать соединительные ткани

Определять виды тканей. Обосновывать роль крови

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями


03.05


30

Мышечная и нервная ткани животных


Тип урока: Изучение нового материала

1

Строение и функции клеток поперечно-полосатой и гладкой ткани. Строение нервной ткани, ее значение. Рассмотрение микропрепаратов тканей

Мышечная и нервная ткани животных Лабораторная работа №9

самоопределение

Работа в группе

Описывать и сравнивать строение тканей. Определять особенности нервной ткани и их функции

Устанавливать взаимосвязь строения клеток с их функциями


10.05


31

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Ткани живых организмов

Тип урока: обобщение

1

Обобщение и контроль знаний по темам. «Ткани живых организмов» Выявление уровня сформированности УД




Сравнивать разные типы тканей

Определять ткани на рисунках Классифицировать

Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями

17.05


32

Экскурсия №2 Основные явления в жизни растений родного края

Тип урока: комбинированный

1

Экскурсия №2 Основные явления в жизни растений родного края


Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

Наблюдать и описывать объекты и явления во время экскурсии

Работать в группе

.Познавательная.



24.05


33

Итоговый урок

1

Обобщение и систематизация знаний о признаках организмов, царствах живой природы, природных сообществах, средах жизни, деятельности человека в природе. Выявление уровня сформированности УД



Уважение к партнеру

Организовывать работу в группе

Выявлять особенности химического состава организмов. Называть органоиды клеток. Объяснять роль различных царств в сообществе

Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями Выдвигать гипотезы о последствиях деятельности человека

.