СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает пояснение, содержание программы,тематическое планирование с УУД. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс.»

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Просвещение, 2010), основной образовательной программы МБОУ «Общеобразовательная Козьмогородская основная школа Мезенского района», авторской Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2015, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражает содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Ре­шить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической де­ятельности учащихся, формирования их научного мировоз­зрения.

Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего обра­зования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной про­граммы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно­- нравственного развития и воспитания гражданина России.

В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и использовании основных видов учебной деятельности учащихся.

Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела кypca.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественно­научной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

В соответствии с учётом культуросооб­разного подхода учащиеся долж­ны освоить содержание, значимое для формирования по­знавательной, нравственной и эстетической культуры, со­хранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, ак­сиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Изучение биологии на ступени основного общего об­разования традиционно направлено на формирование у уча­щихся представлений об отличительных особенностях объ­ектов живой природы, их многообразии и эволюции.

Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интел­лектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся са­мостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование уни­версальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследователь­скую деятельность, основу которой составляют такие учеб­ные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопро­сы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать мате­риал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учеб­ную деятельность, где преобладают такие её виды, как уме­ние полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сооб­щать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса биологии включает:

Бактерии, грибы, растения. 34 ч, 1 ч в неделю (5 класс);

Многообразие покрытосеменных растений. 34 ч, 1ч в неделю (6 класс);

Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс);

Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс);

Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс).

Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащих­ся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа от­личается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах иссле­дования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значе­нии бактерий, грибов и растений, о значении этих организ­мов в природе и жизни человека.

В 6—7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Они узнают о прак­тическом значении биологических знаний как научной осно­ве охраны природы, природопользования, сельскохозяйст­венного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей де­ятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивиду­альном и историческом развитии, структуре, функциониро­вании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природополь­зования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предпола­гает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лаборатор­ные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздей­ствовать на личность учащегося: тренировать память, разви­вать наблюдательность, мышление, обучать приёмам само­стоятельной учебной деятельности, способствовать разви­тию любознательности и интереса к предмету.

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний- понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Биология. Бактерии, грибы, растения.

5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы иссле­дования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организ­мов в природе. Экологические факторы и их влияние на жи­вые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жиз­ни растений и животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • о многообразии живой природы;

  • царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

  • основные методы исследования в биологии: на­блюдение, эксперимент, измерение;

  • признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

  • экологические факторы;

  • основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

  • правила работы с микроскопом;

  • правила техники безопасности при проведении на­блюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия: «биология», «экология», «биосфе­ра» , «царства живой природы», «экологические факторы»;

  • отличать живые организмы от неживых;

  • пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  • характеризовать среды обитания организмов;

  • характеризовать экологические факторы;

  • проводить фенологические наблюдения;

  • соблюдать правила техники безопасности при про­ведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • составлять план текста;

  • владеть таким видом изложения текста, как по­вествование;

  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

  • под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  • получать биологическую информацию из различных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами;

  • определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (8 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, свето­вой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплаз­ма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Изучение клеток растения с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рас­сматривание его под микроскопом.

Приготовление препаратов и рассматривание под микро­скопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, ря­бины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микро­скопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение клетки;

  • химический состав клетки;

  • основные процессы жизнедеятельности клетки;

  • характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь:

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», «цито­плазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;

  • работать с лупой и микроскопом;

  • готовить микропрепараты и рассматривать их под мик­роскопом;

  • распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать объекты под микроскопом;

  • сравнивать объекты под микроскопом с их изо­бражением на рисунках и определять их;

  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

  • работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии (3 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в при­роде.

Демонстрация

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток бактерий с помощью микроскопа.

Приготовление препаратов и рассматривание бактерий под микро­скопом /сенная и картофельная палочка /.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охра­на. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесне­вые грибы. Грибы-паразиты* Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация

Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Строение плесневого гриба мукора.

Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;

  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;

  • роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактерий и грибов;

  • отличать бактерии и грибы от других живых орга­низмов;

  • отличать съедобные грибы от ядовитых;

  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидак­тическими материалами;

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 4. Царство Растения (12 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обита­ния. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, го­лосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их стро­ение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и раз­нообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Проис­хождение растений. Основные этапы развития растительно­го мира.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы

Строение зелёных водорослей.

Строение мха (на местных видах).

Строение спороносящего хвоща.

Строение спороносящего папоротника.

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные методы изучения растений;

  • основные группы растений (водоросли, мхи, хво­щи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;

  • особенности строения и жизнедеятельности лишай­ников;

  • роль растений в биосфере и жизни человека;

  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • объяснять роль растений в биосфере;

  • давать характеристику основных групп растений (водо­росли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

находить информацию о растениях в научно-популяр­ной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения

  • воспитание в учащихся чувства гордости за россий­скую биологическую науку;

  • знание правил поведения в природе;

  • понимание учащимися основных факторов, опреде­ляющих взаимоотношения человека и природы;

— умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией;

  • воспитание в учащихся любви к природе;

  • признание права каждого на собственное мнение;

  • готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • критичное отношение учащихся к своим поступкам;

  • осознание ответственности за последствия;

  • умение слушать и слышать другое мнение.
























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)


п/п


ур ока


Тема урока

Кол

ичес

тво

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата

Фа

кт



Введение (6 ч)

Личностные УУД:

  • формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры,

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • знать правила поведения в природе;

Регулятивные УУД:

— составлять план текста;

— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

Познавательные УУД:

— владеть таким видом изложения текста, как повествование;

— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

— получать биологическую информацию из различных источников;

— определять отношения объекта с другими объектами;

— определять существенные признаки объекта.

Коммуникативные УУД:

- уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в группах;

  • умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам



1

1

Биология- наука о живой природе

1

Биология как наука. Значение биоло­гии

Определяют понятия: «биология»,« биосфера », « эко логия ». Раскрывают значение биологических знаний в со­временной жизни.Оценивают роль биологической науки в жизни общества



2

2

Методы исследова­ния в биологии

1

Методы познания в биологии: наблюде­ние, эксперимент, измерение. Источ­ники биологической информации, её получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация Приборы и оборудование

Определяют понятия: «методы иссле­дования », «наблюдение », «экспери­мент », « измерение ». Характеризуют основные методы исследования в био­логии. Изучают правила техники без­опасности в кабинете биологии



3

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные при­знаки живого от не­живого

1

Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточ­ное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, разви­тие, размножение

Определяют понятия: «царство Бакте­рии», «царство Грибы», «царствоРас­тения» и «царство Животные». Анали­зируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен ве­ществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план па­

раграфа



4

4

Среды обитания жи­вых организмов

1

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Орга­низм как среда обитания

Определяют понятия: «водная среда»,« наземно-воздушная среда », «почва как среда обитания», «орган изм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Харак­теризуют влияние деятельности чело­века на природу



5

5

Экологические фак­торы и их влияние на живые организмы

1

Экологические факторы: абиотиче­ские, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологиче­ские факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника



6

6

Обобщающий урок

Р/к

1

Экскурсия.Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за се­зонными изменениями в природе

Готовят отчёт по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений



Ι. Клеточное строение организмов (8ч)

Личностные:

-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки

Регулятивные УУД:

-работая по плану сравнивать свои действия с целью;

  • развитие навыков самооценки и самоанализа;

-сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их

Познавательные УУД:

  •  оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

  • приобретение лементарных навыков работы с приборами;

  •  работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении л.р. в парах

-уметь договариваться друг с другом

7

1

Устройство увеличи­тельных приборов.

1

Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп).Правила работы с микроскопом

Лабораторные и практические работы.

Рассматривание строения растения с помощью лупы

Определяют понятия: «клетка», «лу­па» , « микроскоп », «тубус », « окуляр », «объектив», «штатив». Работают с лу­пой и микроскопом, изучают устройст­во микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом



8

2

Строение клетки .

1

Строение клетки: клеточная мембра­на, клет очная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли.Ла бораторные и практические работы.Строен ие клеток кожицы чешуи лука.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на табли­цах и микропрепаратах части и органо­иды клетки.Учатся готовить микропрепараты. На­блюдают части и органоиды клетки под микроско пом, описывают и схема­тически изображают их



9

3

Особенности строения клеток. Пластиды

1

Строение клетки. Пластиды. Xлоро- пласты

Лабораторные и практические работы.Приг отовление препаратов и рассмат­ривание под микроскопом пластид в клетках листа гера ни, плодов томата, рябины, шиповника.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на табли­цах и микропрепаратах части и органо­иды клетки.



10

4

Химический состав клетки: неорга­нические и органиче­ские вещества

1

Методы изучения клетки. Химиче­ский сост ав клетки. Вода и минераль­ные вещества, их ро ль в клетке. Органические вещества,их ро ль в жиз­недеятельности клетки. Обнаружен ие органических веществ в клетках расте­ний

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входя щих в состав клетки. Раз­личают органические и неор ганиче­ские вещества, входящие в состав клет­ки. Став ят биологические эксперимен­ты по изучению химиче ского состава клетки.Учатся работать с лаборатор­ным оборудованием.



11

5

Процессы жизнедеятельности в клетке

1

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхан ие).Лабораторные и практические работы.

Приготовление препарата и рассматри­вание под микроскопом движения ци­топлазмы в клетках листа элодеи.Рост и развитие клеток

ДемонстрацияСхемы, таблицы и видеомате риалы о росте и развитии клеток разных рас те­ний

Выделяют существенные признаки процессов жизне деятельности клетки. Ставят биологические экспери менты по изучению процессов жизнедеятель­ности ор ганизмов и объясняют их ре­зультаты. Отрабатывают умение гото­вить микропрепараты и работать с мик­роскопомВыделяют существенные признаки процес сов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологич еские экспери­менты по изучению процессов жизне­деятельности организмов и объясняют их результаты



12

6

Деление и рост клетки

1

Генетический аппарат, ядро, хромосо­мы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки



13

7

Ткани

1

Ткань.ДемонстрацияМикропрепараты разли чных расти­тельных тканей.Лабораторные и практические работыРассматривание под микроскопом го­товых микропрепаратов различных растительных тканей

Определяют понятие «ткань». Выделя­ют признаки, характерные для различ­ных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и опре­делять различные растительные ткани на микропрепаратах



14

8

Обобщающий урок

1

Систематизация и обобщение понятий разде ла.Контроль знаний и умений работать с мик роскопом и приготовле­ния микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тет­радью и дидактич ескими материала­ми.Заполняют таблицы. Демонстри ру­ют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом



ΙΙ. Царство Бактерии. (3ч.)

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп организмов, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении лабораторных работ в парах

-уметь договариваться друг с другом, обмениваться информацией с одноклассниками.

15

1

Строение и многообразие бактерий.

1

Бактерии, особенности строения и жизнеде ятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их рас­пространение

Выделяют существенные признаки бактерий



16

2

Роль бактерий в при­роде.

1

Роль бактерий в при­роде.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.



17

3

Роль бактерий в жизни че­ловека.

1

Роль бактерий в жизни че­ловека.

Работают с текстом и иллюстрациями учебника.



ΙΙΙ. Царство Грибы. (5ч.)

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира, давать определения понятиям, классифицировать объекты;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении лабораторных работ в парах

-уметь договариваться друг с другом, обмениваться информацией с одноклассниками.

18

1

Общая ха­рактеристика грибов.

1

Грибы, особенности строения и жизне­деяте льности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни чело­века

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека



19

2

Шляпочные грибы

Р/к

1

Съедобные и ядовитые грибы. Оказа­ние первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и табли­цах съедобные и ядовитые грибы. Осва^ ивают приёмы оказания первой помо­щи при отравлении ядовитыми грибами



20

.3

Плесневые грибы и дрожжи

Р/к

1

Плесневые грибы и дрожжи. Лабораторные и практические работы Особенности строе ния мукора и дрож­жей

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроско пом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиден ное под микроскопом с приведённым в учебни­ке изображением



21

4

Грибы-паразиты

Р/к

1

Грибы-паразиты. Роль грибов-парази­тов в природе и жизни человека. Демоистрация

Муляжи плодовых тел грибов-парази­тов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-парази­ты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека



22

5

Обобщающий урок

1

Систематизация и обобщение понятий разд ела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить мик­ропрепараты, от личать съедобные гри­бы от ядовитых,оказы вать первую по­мощь при отравлении ядови тыми гри­бами

Работают с учебником, рабочей тет­радью и дидактич ескими материала­ми.Заполняют таблицы. Демонстри ру­ют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сооб­щение «Многообразие грибов и их зна­чение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)



ΙV. Царство Растения. (12ч.)

Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

Регулятивные УУД:

— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Познавательные УУД:

— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую, давать определения понятиям, классифицировать объекты.

Коммуникативные УУД:

-уметь распределять роли при выполнении лабораторных работ в парах

-уметь договариваться друг с другом, обмениваться информацией с одноклассниками.

23

1

Разнообразие, распростр анение и значение расте ний.

1

Разнообразие растений, значение растений в природде и жизни человека.

Выделяют существенные признаки растений, места обитания. Определяют понятия: «высшие» и «низшие» растения.



24

2

Одноклеточные и многоклеточные зелёные водоросли

1

Водоросли: одноклеточные и многокле­точ ные.Строение,жизнедеятельность,размноже ние, среда обитания зелёных, бурых и красн ых водорослей. Лабораторные и практичес кие работы Строение зелёных водорослей

Выделяют существенные признаки во­дорослей. Работают с таблицами и гер- барными образцами, определяя пред­ставителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микро­скопом



25

3

Строение многоклеточн ых водорослей.Роль водо рослей.

1

Роль зелёных, бурых и красных водо­рослей в природе и жизни человека, ох­рана водоро слей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни чело века.Обосновывают необ­ходимость охраны водорос лей



26

4

Лишайники

Р/к

1

Многообразие и распространение ли­шайник ов.Строение,питание и размножение лишай ников.Значение лишайников в природе и жи зни чело­века

Определяют понятия: «кустистые ли­шайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят ли­шайники в природе



27

5

Мхи.

Р/к

1

Высшие споровые растения.Мхи, их отличи­тельные особенности, многообразие, распро странение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Лабораторные и практические работы Строение мха.

Выполняют лабораторную работу. Вы­деляют существенные признаки выс­ших споровых растений. Объясняют роль мхов, в природе и жизни человека



28

6

Папоротники, хвощи и плауны.

Р/к

1

Высшие споровые растения.Мхи,па­поротни ки,хвощи,плауны,их отличи­тельные особен ности, многообразие, распространение, сре да обитания, роль в природе и жизни челове ка, охрана. Лабораторные и практические ра боты Строение мха(на местных видах).Стро ение спороносящего хвоща.Строение споро носящего папоротника.

Выполняют лабораторную работу. Вы­деляют существенные признаки выс­ших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых рас­тений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека



29

30

7-8

Голосеменные расте­ния

Р/к

2

Голосеменные растения, особенности строе ния.Многообразие и распростра­нение голосе менных растений,их роль в природе,использ ование человеком,охрана.Лабораторные и практические работыСтроение хвои и шиш ек хвойных (на примере местных видов)

Выполняют лабораторную работу. Вы­деляют существенные признаки голо­семенных растений. Описывают представителей голосеменных расте­ний с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образ­цов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека



31

9

Покрытосеменные

растения Р/к

1

Покрытосеменные растения, особен­ности строения, многообразие, значе­ние в природе и жизни человека.

Выполняют лабораторную работу. Вы­деляют существенные признаки по­крытосеменных растений. Описывают



32

33

10

11

Происхождение растени й Основные этапы разви тия растительного мира

2

Методы изучения древних растений. Изме нение и развитие растительного мира.Осно вные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира



34

12

Заключительный урок Летние задания.

1





































Учебно- тематический план

п/п

Тема

Количество

часов

Лабораторные и практические/

Экскурсии


Контрольные


1

Введение


6

1/1


2

Ι. Клеточное строение


8

5/

1

3

ΙΙ. Царство Бактерии


3



4

ΙΙΙ. Царство Грибы


5

1/

1

5

ΙV. Царство Растения

12

4/

1


Всего

34

11/1

3
































Литература

  1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.

  2. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2015 г.

  3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.

  4. Пельдяева Г.М. Биология 5-9: Рабочие программы: учебно- методическое пособие / М.: Дрофа, 2015 г.





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Общеобразовательная Козьмогородская основная школа Мезенского района»

Рассмотрена

на заседании

педагогического совета

Протокол №______

от «____» _сентября__ 2016 г.


«Согласовано»

заместитель директора школы

__________ Г.В. Ружникова

от «____»_сентября__2016г.


«Утверждаю»

Приказ № ____

от «__» _сентября__ 2016 г.

Директор школы

______________ Л.Л.Щебланова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету Биология

для 5 класса

основное общее образование

срок реализации 1 год

Составил программу учитель биологии

1 категории

Ляпина Ирина Петровна








Козьмогородское 2016