СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 5 класс составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО)
  • Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования
  • Фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре рабочей программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии 5 класс составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО)

  • Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования

  • Фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре рабочей программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена на основе:

  • Программы основного общего образования по биологии 5-9 классы. Авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов (Г.М.Пальдяева. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология.5-11классы. Сборник программ. Дрофа, 2012 г).

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ № 19» г. Читы.

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методического комплекта):

  • Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

  • Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, 2012 г.

  • Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

В программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, определяет последовательность их изучения и приводит распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса.

Цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:

  • Формирование у учащихся знаний о живой природе, основных методах ее изучения;

  • Овладение умениями проводить наблюдения, опыты, описывать их результаты, делать выводы;

  • Развитие интереса к природе, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, соблюдение принципов здорового образа жизни;

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты обучения

— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;

— уметь реализовывать теоретические познания на практике;

— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;

— испытывать любовь к природе;

— признавать право каждого на собственное мнение;

— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;

— уметь отстаивать свою точку зрения;

— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;

— уметь слушать и слышать другое мнение.


Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

  • составлять план текста;

  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;

  • под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;

  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  • получать биологическую информацию из различных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами;

  • определять существенные признаки объекта.

  • анализировать объекты под микроскопом;

  • сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;

  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;

  • работать с текстом и иллюстрациями учебника.

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.


Предметные результаты:


Учащийся научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


Учащийся получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Система оценки достижения планируемых результатов.

Система оценки достижения результатов освоения программы предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения программы;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Оценивается умение учиться, т.е. совокупность способов действий, которые обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Метапредметные результаты, качественно оцениваются и измеряются в следующих основных формах:

  • решение задач творческого и поискового характера;

  • учебное проектирование;

  • проверочные, контрольные работы по предметам;

  • комплексные работы на межпредметной основе и др.

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием средств учебного предмета, в том числе на основе метапредметных действий. Оцениваются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.

Отметки обучающимся за стандартизированные итоговые работы и итоговые отметки за четверть выставляются по 5-ти балльной системе.

  • «5» -обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 85 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

  • «4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями, необходимой для продолжения образования и при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 70 % заданий базового уровня и не менее 50 % заданий повышенного уровня.

  • «3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет не менее 50 % заданий базового уровня.

  • «2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ выполняет менее 50 % заданий базового уровня.

  • «1» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными действиями, при выполнении тематических и итоговых работ не выполняет задания базового уровня


Содержание учебного предмета

Введение (6 ч)

Биология — наука о живой природе. Методы иссле­дования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организ­мов в природе. Экологические факторы и их влияние на жи­вые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Лабораторные и практические работы Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсии Многообразие живых организмов, осенние явления в жиз­ни растений и животных.

Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: о многообразии живой природы; царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; экологические факторы; основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; правила работы с микроскопом; правила техники безопасности при проведении на­блюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь: определять понятия: «биология», «экология», «биосфе­ра», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при про­ведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь: составлять план текста; владеть таким видом изложения текста, как по­вествование; под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; под руководством учителя оформлять отчёт, включаю­щий описание наблюдения, его результаты, выводы; получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)

Устройство увеличительных приборов (лупа, свето­вой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплаз­ма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация. Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторные и практические работы. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рас­сматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микро­скопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, ря­бины, шиповника.

Приготовление препарата и рассматривание под микро­скопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепа­ратов различных растительных тканей.

Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: строение клетки; химический состав клетки; основные процессы жизнедеятельности клетки; характерные признаки различных растительных тканей.

Учащиеся должны уметь: определять понятия: «клетка», «оболочка», «цито­плазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; работать с лупой и микроскопом; готовить микропрепараты и рассматривать их под мик­роскопом; распознавать различные виды тканей.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: анализировать объекты под микроскопом; сравнивать объекты под микроскопом с их изо­бражением на рисунках и определять их; оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; работать с текстом и иллюстрациями учебника.

Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч)

Строение и жизнедеятельность бактерий. Размно­жение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в при­роде.

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охра­на. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесне­вые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Демонстрация. Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы. Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.

Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; разнообразие и распространение бактерий и грибов; роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику бактерий и грибов; отличать бактерии и грибы от других живых орга­низмов; отличать съедобные грибы от ядовитых; объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: работать с учебником, рабочей тетрадью и дидак­тическими материалами; составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.

Раздел 4. Царство Растения (9 ч)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обита­ния водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значе­ние. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Го­лосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Рас­пространение голосеменных, значение в природе и жизни чело­века, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообра­зие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация. Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.

Лабораторные и практические работы. Строение зелёных водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: основные методы изучения растений; основные группы растений (водоросли, мхи, хво­щи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; собенности строения и жизнедеятельности лишай­ников; роль растений в биосфере и жизни человека; происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь: давать общую характеристику растительного царства; объяснять роль растений в биосфере; давать характеристику основных групп растений (водо­росли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: выполнять лабораторные работы под руководством учителя; сравнивать представителей разных групп растений, де­лать выводы на основе сравнения; оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализи­ровать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Личностные результаты обучения. Воспитание в учащихся чувства гордости за россий­скую биологическую науку; знание правил поведения в природе; понимание учащимися основных факторов, опреде­ляющих взаимоотношения человека и природы; умение реализовывать теоретические познания на практике; понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; воспитание в учащихся любви к природе; признание права каждого на собственное мнение; готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; умение слушать и слышать другое мнение.

Резервное время — 3 ч.



Темы проектной и исследовательской деятельности

  • Зависимость знаний человека о разнообразии и стро­ении живых организмов от увеличительных приборов. (Со­здание наглядного пособия.)

  • «Бактерии в моей жизни: друзья и враги». (Подготовка презентации.)

  • «Грамотный грибник». (Создание экспозиции, подго­товка и проведение экскурсии по ней для младших школь­ников.)

  • «Мои достижения на приусадебном участке», «Посади и вырасти дерево», «Как облегчить птицам зимовку», «Цветы на подоконнике» и др. (Практико-ориентированные проек­ты.)

  • Как обнаружить бактерии? Исследование эффективнос­ти действия бактериального и обычного туалетного мыла.

  • Выявление оптимальных условий для защиты хлеба от заплесневения.

  • «Растительный мир нашей планеты из окна машины времени». (Создание видеоряда, подготовка экскурсии.)