СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа соответствует ФГОС и составлена на основе программы В.В.Пасечника.В программу включены разделы: пояснительная записка,планируемые результаты,содержание, тематическое планирование,УМК,КТП
Ростовская область, Морозовский район, х.Донской
Донсковская основная общеобразовательная школа
филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6
| «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 6 __________М.Н.Гвозденко Приказ от_____________ №____
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММA
по биологии
основное общее образование 6 класс
количество часов _33_______________________
учитель Шпетная Анна Николаевна
Программа разработана на основе примерной программы
для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы
и авторской программы В.В.Пасечник, Дрофа, 2012г.
2016-2017 учебный год
РАЗДЕЛ I Пояснительная записка
Программа «Биология» в 6 классе составлена на основе:
Закона РФ от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устав МБОУ СОШ № 6
Образовательная программа Донсковской ООШ филиала МБОУ СОШ № 6
Примерной программы основного общего образования по биологии(стандарты второго поколения)
программы В.В.Пасечника, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов
Цель курса:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Задачи курса:
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей;
экологическое сознание; воспитание любви к природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе;
познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными,
информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры,
осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 6 классе учащиеся узнают, особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов -растений, их практическую значимость; научатся применять методы биологической науки для изучения растений: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы; использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению растений (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи); ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле..
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (УМК В.В. Пасечника): Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.- 208с. и рассчитана на 33 часа в год ,при 1 часе в неделю.
РАЗДЕЛ II. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями Стандарта личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы по биологии в 6 классе отражают достижения:
Личностные результаты обучения биологии:
• воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на ос-нове мотивации к обучению и познанию,
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказы-вать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
• формирование личностных представлений о целостности природы,
• формирование толерантности и миролюбия;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
• формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведе-ния в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
• формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответствен-ного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
• учитьсясамостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной дея-тельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литерату-рой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
• формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 6класе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• выделение существенных признаков биологических объектов;
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями,
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологи-ческого разнообразия для сохранения биосферы;
• различение на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; опасных для человека растений;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями;
В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. Ученик научится:
• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Ученик получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;
• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе
РАЗДЕЛ III.Содержание курса.
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.
Демонстрация Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая кор-невые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Раздел 2. Жизнь растений (11 часов)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация.Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы .Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.
Экскурсии. Зимние явления в жизни растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Раздел 3. Классификация растений (4часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)
Демонстрация. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Экскурсии. Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Экскурсии. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природ-ных сообществах.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной сре-ды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
РАЗДЕЛ IV.Тематическое планирование.
Раздел учебного курса, | кол-во часов | Основное содержание темы | Виды деятельности ученика |
Строение и многообразие покрытосеменных растений
| 14 | Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Демонстрация. Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Лабораторные и практические работы. Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая кор-невые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов |
|
Жизнь растений | 11 | Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Демонстрация. Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу. Лабораторные и практические работы .Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев. Экскурсии. Зимние явления в жизни растений | |
Классификация растений | 4 | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.) Демонстрация. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений. Лабораторные и практические работы. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. Экскурсии. Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте. | |
Природные сообщества + Итоговая к.р. | 3 1 | Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Экскурсии. Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. |
РАЗДЕЛ V.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ОП
Литература для учителя:
1. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. Москва. "Дрофа", 2015. - 208 с.
2. Пасечник В. В. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь. Вертикаль. ФГОС. Москва. "Дрофа", 2016. - 80 с.
3. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Тематическое и поурочное планирование. Вертикаль. ФГОС. Москва. "Дрофа", 2015. - 96 с.
4. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие. Вертикаль. ФГОС. Москва. "Дрофа", 2015. - 96 с.
5. Яковлев Г. П., Аверьянов Л. В. «Ботаника для учителя в двух частях». Москва, «Просвещение», 2013 год.
Для учащихся:
1. Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник. Вертикаль. ФГОС. Москва. "Дрофа", 2015. - 208 с.
3. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия/ Т. Д. Пономарева. – М.: ООО «Издательство АСТ».
Печатные пособия.
1. Биология 6 класс. Растения, грибы, лишайники
2. Вещества растений. Клеточное строение
3. Общее знакомство с цветковыми растениями
4. Растение - живой организм
5. Растения и окружающая среда
6. Портреты ученых биологов
7. Строение, размножение и разнообразие растений
8. Уровни организации живой природы
Цифровые образовательные ресурсы.
1 Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 6 класс. 2013 год.
• Интернет –ресурсы: bio.1september.ru; new.school-collection.edu.ru; school-collection.iv-edu.ru
Технические средства обучения.
1. Мультимедийный компьютер (ноутбук).
2. Мультимедиа проектор
Учебно-лабораторное оборудование.
1. Комплект микропрепаратов «Ботаника 1»
2. Комплект микропрепаратов «Ботаника 2»
3. Микроскоп школьный.
4. Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ.
5. Лупа ручная
Натуральные объекты.
1. Коллекция « Палеонтологическая (форма сохранности ископаемых растений)
2. Гербарий «Основные группы растений»
3. Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп
Календарно-тематическое планирование (приложение)
№ урока | Дата | Наименование темы урока. | Кол-во час. | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов) | |||||||
1/1
| 5.09.
| Строение семян. Л.р строения семян двудольных и однодольных растений. | 1
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями;. Развитие навыков исследовательской деятельности: групповое выполнение заданий учителя с опорой на теорет. материал при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой. | научится определять понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Описывать строение семян однодольных и двудольных растений; узнавать и называть семена растений в коллекциях, на рисунках, на натуральных объектах. получат возможность научиться выявлять черты сходства и отличия семян однодольных и двудольных растений; роль семядоли в трансп. питательных веществ эндосперма к зародышу. | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятиям Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по готовому плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативны: работать в группе; строить эффективное взаимодействие со сверстниками
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимание необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил |
2/2. | 12.09 | Виды корней. Типы корневых систем. Видоизменение корней Л. р Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с биологическими терминами, умения давать описания биологических объектов: групповое выполнение л/р при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой. | научится определять понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система» корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни;; виды корней и типы корневых систем; характерзуют приспособления корней к разным условиям существовования распознавать на натуральных объектах. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения
| Познавательные : давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения Регулятивные : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные : Обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений | Формирование познавательного интереса к изучению биологии на основе новых для учащихся объктов.
|
3/3. | 19.09 | Зоны корня. Л. Р. Корневой чехлик и корневые волоски | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие навыков опытно-исследовательской деятельности: групповое выполнение лабораторной при консультативной помощи ученика-эксперта с последующей взаимопроверкой | Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятиям. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные : слушать учителя и однокл.; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимание необходимости использования научных методов при проведении исследований; представления о возможности проведения самостоятельного научного исследования при условии соблюдения определенных правил |
4/4. | 26.09 | Побег и почки. Л р Строение почек. Расположение почек на стебле
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие навыков исследовательской деятельности, работы с биологическими терминами, умения давать описания биологических объектов: групповое выполнение л/р при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой. | Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения | Познавательные: давать определения понятий; сравнивать объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по готовому плану; оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативны: работать в группе; строить эффективное взаимодействие со сверстниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимание необходимости соблюдать правила при выполнении л/р, умения применять полученные знания в практической деятельности. |
5/5. | 3.10 | Внешнее строение листа. Л.р. Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение. |
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями. Развитие навыков классификации биологических объектов на основе определенных критериев, понимание схем, таблиц и диаграмм: индивидуальная работа с текстом; построение на основе теоритического материала схем, таблиц или диаграмм при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой. | Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование. Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега. | Познавательные: работать с различной информацией и преобразовывать её из одной формы в другую; устанавливать соответствие между объектами и функциями . Регулятивные: организовывать выполнение заданий; анализировать полученные результаты и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно формулировать высказывания в устной форме; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии и научное мировоззрение на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями.; осознание значения листа как важной составной части побега. |
6/6. | 10.10 | Клеточное строение листа. Л.р Строение кожицы листа Клеточное строение листа | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни. Развитие навыков опытно-исследовательской деятельности: групповое выполнение лабораторной при консультативной помощи ученика-эксперта или учителя с последующей взаимопроверкой. | Определяют понятия кожица листа; устьица; столбчатая и губчатая ткани; мякоть листа; проводящий пучок; сосуды; ситовидные трубки; волокна. Устанавливают цели лабораторной работы Анализируют увиденное.
| Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал Регулятивные: уме- ние организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | формирование научного мировоззрения на основе установления взаимосвязи строения органа с выполняемыми им функциями; установление связи особенностей строения клеток с выполняемыми ими функциями. |
7/7. | 17.10 | Видоизменение листьев. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника ; работа с текстом, его структурирование; разделение на смысловые блоки; работа с терминами, схемами, иллюстрациями; индивидуальное заполнение сводной таблицы при опоре на теоретические источники с последующей демонстрацией результатов и взаимопроверкой | научится определять видоизмененные листья. Объяснять зависимость строение листа с условиями обитания | Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками ; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: анализировать результаты своей работы на уроке; Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их.
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии; установления причинно-следственных связей между условиями существования и видоизменениями листьев. |
8/8. | 24.10 | Строение стебля. Л.р.»Внутреннее строение ветки дерева.» | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие навыков работы с текстом, его структуирование, разделение на смысловые блоки; сравнение биологических объектов по заданным критериям. навыков опытно-исследовательской деятельности: индивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строение клеток стебля при опоре на теоретические источники с последующей демонстрацией результатов. | Научится характеризовать внешнее и внутреннее строение стебля. на основе актуализации знаний о побеге и его строении показывать роль стебля в жизни растения; | Познавательные: умение работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты. Регулятивные: Работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы. Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; умения устанавливать взаимосвязь особенностей строения стебля в связи с выполняемыми им функциям. |
9/9 | 7.11 | Видоизмене-ния побегов. Л.р.» Строение клубня», «Строение луковицы» | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника ; работа с текстом, -с терминами, схемами, иллюстрациями; Развитие навыков подбора материала по заданной теме; отделять главное от второстепенного; подготовка сообщений и создание презентаций при консультативной помощи учителя и с последующим выступлением; | научится определять понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Описывать общие черты в строении надземных и видоизменённых подземных побегов. получит возможность научиться объяснять биологическую и хоз. роль видоизменённых побегов. | Познавательные: давать определения понятий; структуировать учебный материал ; разделять текст на смысловые блоки и составлять план параграфа. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности растительного организма; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности; умения применять полученные знания в практической деятельности |
10/10. | 14.11 | Цветок Л.р »Строение цветка»
| 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни и навыков опытно-исследовательской деятельности: групповое выполнение лабораторной при консультативной помощи ученика-эксперта или учителя с последующей взаимопроверкой. | научится Определять понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики»,«чашеч-ка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник»,«двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные и двудомные растения». Характеризовать и описывать цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений; значение гл. частей цветка – пестика и тычинок, распознавать цветки различных растений. получат возможность научиться различать и сравнивать строение цветка различных групп покрытосеменных растений. Записывать формулу цветка различных групп цветковых. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя; планировать и прогнозировать результаты своей деятельности; осуществлять рефлексию деятельности. Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимание необходимости соблюдать правила при выполнении л/р, умения применять полученные знания в практической деятельности. |
11/11. | 21.11 | Соцветия . Л.р.»Соцветия» |
| Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие навыков работы с текстом. Сравнения биологических объектов по заданным критериям. подготовки сообщений и создания презентаций, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: индивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строения соцветий при опоре на теоретические источники с последующей демонстрацией результатов и взаимопроверкой; | научится распознавать цветки различных растений. Знать: определение соцветий; биологическое значение соцветий. получат возможность научиться различать и сравнивать соцветия; определять простые и сложные соцветия | Познавательные: работать с текстом; структуировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии; умения эстетически воспринимать объекты природы. |
12/12. | 28.11 | Плоды. Л.р. »Классифи-кация плодов» | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями. Развитие навыков классификации биологических объектов на основе определенных критериев; индивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строения плодов при опоре на теоретические источники с последующей демонстрацией результатов. | научится определять понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды»,«многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Описывать разнообразие плодов; процессы их образования; классификацию плодов; о родстве цветковых растений. получат возможность научиться различать виды плодов; выявлять приспособления к распространению. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и формулировать | Формирование научное мировоззрение на основе изучения плодов: подводятся к выводу о родстве цветковых растений различных приспособлений к распространению плодов и семян, возникших в процес- се эволюции. |
13/13. | 5.12 | Распростране-ние плодов и семян. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие навыков работы с текстом. | Научится описывать разнообразие плодов; процессы их образования; классификацию плодов; о родстве цветковых растений, особенности распространения плодов и семян в природе. получат возможность научиться различать виды плодов; выявлять приспособления к распространению. | Познавательные: работать с текстом; структуировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности растительного организма; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности; умения применять полученные знания в практической деятельности |
14/14. | 12.12 | Контрольная работа по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» | 1 | Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций; представление учащимся вариантов работ, обоснованных эталонов, критериев оценивания; индивидуальное написание проверочной работы с последующим сличением её результатов с эталоном; оценивание полученных результатов. | Знания о строении органов цветкового растения, об их видоизменениях; показывать зависимость особенностей строения органов цветкового растения от среды обитания; раскрыть роль цветковых растений в природе и жизни человека; распознавать органы цветкового растения и их видоизменения, устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: Организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимание необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности |
Раздел 2. Жизнь растений (11) | |||||||
15/1. | 19.12 | Минеральное питание растений. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями; индивидуальная работа с текстом по алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой. | Научится определять понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие»,«удобрение». Характеризовать способы поглощения питательных веществ растениями, свойства почвы, виды удобрений. Описывать вещества необходимые для роста и развития растений. Выделять существенные признаки почвенного питания растений. Объяснять необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. получит возможность научиться определять способы внесения удобрений. Оценить вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Привести доказательства (аргументация) о необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятиям. Регулятивные: организовывать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. Коммуникативные : слушать учителя и однокл.; строить речевые высказывания в устной форме; выражать свои мысли согласно задачам коммуникации | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимание наносимого вреда окружающей среде использованием значительных доз удобрений; важности охраны природы и важности личного участия в этом процессе. |
16/2. | 26.12 | Фотосинтез | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями; индивидуальная работа с текстом по алгоритму при консультативной помощи учителя с последующей самопроверкой. | Научится выявлять приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определять условия протеканияфотосинтеза. Объяснять значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни. Ученик получит возможность научиться закладывать и проводить опыт и наблюдение по определению протекания процесса фотосинтеза. | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятиям. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; экологической куль- туры на основании осознания необходимости борьбы с загрязнением воздуха, охраны растений и сохранения лесов. |
17/3. | 16.01 | Дыхание растений. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями. Развитие у учащихся структурирования и систематизации содержания &, умения устанавливать причинно-следственные связи, заполнять сравнительные таблицы. | Научится выделять существенные признаки дыхания. Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ; роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывать значение дыхания в жизни растений. Описывать сущность процесса дыхания. Получит возможность научиться устанавливать взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Сравнивать, объяснять и показывать результаты опытов и делать выводы. | Познавательные: работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятиям. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: грамотно строить речевые высказывания и формулировать вопросы | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру. |
18/4. | 23.01 | Испарение воды растениями. Листопад. Экскурсия «Зимние явления в жизни растений» | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни | Научится объяснять роль воды в жизни растений; устьиц в транспирации; значение испарения воды в жизни растений. Получит возможность научиться проводить и анализировать зависимость испарения от условий среды и состояния устьиц; анализировать представленный опыт. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте,структурировать учебный материал Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; отношение к родной природе, элементы экологической культуры .эстетически воспринимать объекты природы.
|
19/5. | 30.01 | Передвижение веществ по стеблю. Л.р. »Передви-жение воды и минеральных веществ по стеблю.» | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни. Развитие навыков опытно-исследовательской деятельности: групповое выполнение лабораторной при консультативной помощи ученика-эксперта или учителя с последующей взаимопроверкой. | Научится объяснять: роль транспорта веществ в процессе обмена веществ; механизм осуществления проводящей функции стебля; особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Получит возможность научиться проводить доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений. Выявлять способы управление передвижением орг. веществ к плодам; | Познавательные: давать определения понятий; структуировать учебный материал ; разделять текст на смысловые блоки и составлять план параграфа. Регулятивные: организовывать выполнение заданий; представлять результаты работы; самостоятельно оценивать правильность выполнения заданий обобщать полученные знания и делать выводы. и при необходимости вносить коррективы. Коммуникативные: работать в составе творческой группы; эффективно взаимодействовать со сверстниками. проводить доказательства | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о сложности растительного организма; осознания необходимости взаимосвязи и взаимозависимости всех частей организма для его нормальной жизнедеятельности; умения применять полученные знания в практической деятельности |
20/6. | 6.02 | Прорастание семян. Л.р Определение всхожести семян растений и их посев. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни | Научится описывать условия хранения и прорастания семян; причины гибели зародыша семени; характеризовать признаки прорастания семян однодольных и двудольных растений; особенности роста и питания проростка. Получит возможность научиться станавливать соответствие между размерами семян сроками посева и глубиной посева; | Познавательные: давать определения понятий; сравнивать и делать выводы на основе сравнения; устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками ; готовить сообщения и презентации. Регулятивные: прогнозировать результаты опытов; аргументировать собственную точку зрения. анализировать результаты своей работы на уроке; Коммуникативные: выступать перед аудиторией; отвечать на вопросы и формулировать их.
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии;; умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе. |
21/7 | 13.02 | Способы размножения растений. | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания: индивидуальное заполнение синхронистической таблицы при опоре на теоретический материал при консультативной помощи учителя с последующим представление результатов. | Научится характеризовать способы бесполого и полового размножения; выделять особенности размножения у цветковых растений. Объяснять роль условий среды для полового и бесполого размножения.
| Познавательные: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и формулировать их.
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о растениях, которые размножаются вегетативно и генеративно. |
22/8. | 20.02 | Размножение споровых растений | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями. Развитие у учащихся структурирования и систематизации содержания &, умения устанавливать причинно-следственные связи, заполнять сравнительные таблицы | Научится определять понятия: «заросток», «предросток», «зооспора», «спорангий». Объяснять значение чередования поколений у споровых растений
. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и формулировать их.
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о растениях для которых характерен тот или иной вид размножения |
23/9 . .
| 27.02 | Размножение семенных растений.
|
| Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями. Развитие навыков классификации биологических объектов на основе определенных критериев; индивидуальное заполнение сводной таблицы оспособах размножения семенных растений при опоре на теоретические источники с последующей демонстрацией результатов. | Научится определять понятия «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», «опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объяснять преимущества семенного размножения перед споровым. Получит возможность научиться сравнивать различные способы опыления. | Познавательные: работать с текстом; структуировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о семенных как наиболее высокоорганизованных высших растениях; понимание роли оплодотворения и образования плодов и семян в жизни растений; понимания необходимости охраны цветковых растений и возможности личного участия в этих мероприятиях; умения эстетически воспринимать объекты природы. |
1 | |||||||
24/10 | 6.03 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Л.р. Вегетативное размножение комнатных растений | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие навыков работы с текстом. Сравнения биологических объектов по заданным критериям. подготовки сообщений и создания презентаций, а также навыков опытно-исследовательской деятельности: индивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях вегетативного размножения покрытосеменных растений при опоре на теоретические источники с последующей демонстрацией результатов и взаимопроверкой; | Научится определять понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объяснять значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком. Получит возможность научиться объяснять биологическое значение вегетативного размножения; наблюдать за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно. | Познавательные: работать с текстом; структуировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии; представления о вегетативном размножении растений в природе и сельском хозяйстве ; умения применять полученные знания в практической деятельности |
25/11 | 13.03 | Контрольная работа по теме «жизнь растений» | 1 | Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций; представление учащимся вариантов работ, обоснованных эталонов, критериев оценивания; индивидуальное написание проверочной работы с последующим сличением её результатов с эталоном; оценивание полученных результатов. | Знания о строении органов цветкового растения, об их видоизменениях; показывать зависимость особенностей строения органов цветкового растения от среды обитания; раскрыть роль цветковых растений в природе и жизни человека; распознавать органы цветкового растения и их видоизменения, устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: Организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимание необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности |
.Раздел 3 Классификация растений (4часов) | |||||||
26/1 | 20.03 | .Основы систематики растений. | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями. Развитие навыков классификации биологических объектов на основе определенных критериев; индивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строения однодольных и двудольных растений при опоре на теоретические источники с последующей демонстрацией результатов. | Научится определять понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». Определять принадлежность к группам и классифицировать растений. Выделять таксономические единицы, признаки однодольных и двудольных растений; принцип распределения растений по семействам. Описывать многообразие и общие признаки цветковых растений. получит возможность научиться различать двудольные и однодольные растения; давать морфобиологическую характеристику растений. Осваивать приёмы: работы с определителями растений. | Познавательные: классифицировать объекты по заданным критериям; составлять конспект урока в тетради. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; научного мировоззре ния на основе установления сходства в строении и жизнедеятельности растений, указывающего на происхождение от одного предка. |
27/2 | 3.04 | Семейства Крестоцветные и Розоцветные. Л.р Выявление признаков семейства по внешнему строению растений | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие умений и навыков, позволяющих применять полученные знания в повседневной жизни и навыков опытно-исследовательской деятельности: групповое выполнение лабораторной при консультативной помощи ученика-эксперта или учителя с последующей взаимопроверкой. | Научится выделять характерные признаки семейства и его роль в природе и в хозяйственной деятельности человека. Определять принадлежность растений к определённой систематической группе).; редкие и охраняемые растения лекарственные и декоративные растения семейства. . Приводить примеры растений, относящихся к различным культурам Получит возможность научиться различать на живых объектах и таблицах растения разных отделов. Приводить примеры растений, относящихся к различным культурам | Познавательные: умение работать с различными источниками информации; отличать главное от второстепенного; давать описание и характеризовать объекты. Регулятивные: Работать по предложенному плану; анализировать и оценивать результаты выполнения работы. Коммуникативные: отвечать на вопросы; слушать учителя и одноклассников; аргументировать свою точку зрения. | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; способности выявлять эстетические достоинства представителей растительного мира и наиболее, опасные растения для человека. умения применять полученные знания в практической деятельности; понимания необходимости охраны цветковых растений и возможности личного участия в этих мероприятиях; умения эстетически воспринимать объекты природы. |
28/3
| 10.04 | Семейства Паслёновые, Мотыльковые Сложноцветные Л.р. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений | 1 | ||||
29/4 | 17.04 | Семейства Лилейные и Злаки. Л.р. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений | 1 | ||||
Раздел 4. Природные сообщества..(3часа)+ 1час итоговая к.р
| |||||||
30/1 | 24.04 | Природные сообщества | 1 | Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания: индивидуальное заполнение синхронистической таблицы при опоре на теоретический материал при консультативной помощи учителя с последующим представление результатов. | Научится определять понятия: «растительное сообщество», «растительность», «ярусность». Характеризовать типы растительных сообществ и виды растительности, влиянии деятельности человека на природные сообщества. Получит возможность научиться объяснять причины смены растительных сообществ; приводить примеры растительных сообществ. | Познавательные: умение работать с различными источниками информации; делать выводы и обобщения на основе имеющихся знаний. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: Воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и формулировать их.
| Формирование познавательного интереса к изучению биологии;; понимания роли растений в формировании на планете благоприятных условий для развития жизни; умения эстетически воспринимать объекты природы. |
31/2. | 15.05 | Развитие и смена растительных сообществ | 1 | Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий): изучение содержания & учебника; работа с текстом, терминами, схемами, иллюстрациями. Развитие навыков классификации биологических объектов на основе определенных критериев; индивидуальное заполнение сводной таблицы об особенностях строения и жизнедеятельности | Научится определять термины: фитоценозы, растительность, симбиоз, паразитизм, ярусность. Характеризовать причины смены растительности в сообществах. Получит возможность научиться приводить примеры растительных сообществ. Описывать видовой состав растений лесного сообщества различных ярусов, последовательность этапов смены растительного сообщества. | Познавательные: работать с текстом; структуировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; грамотно формулировать вопросы; высказывать и аргументировать свою точку зрения.
| Развитие познавательных потребностей на основе интереса к изучению взаимосвязей растений в сообществе, формирование ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру. |
32/3 | 22.05 | Итоговая контрольная работа за курс |
| Формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольных функций; представление учащимся вариантов работ, обоснованных эталонов, критериев оценивания; индивидуальное написание проверочной работы с последующим сличением её результатов с эталоном; оценивание полученных результатов. | Знания о строении органов цветкового растения, об их видоизменениях; показывать зависимость особенностей строения органов цветкового растения от среды обитания; раскрыть роль цветковых растений в природе и жизни человека; распознавать органы цветкового растения и их видоизменения, устанавливать связь особенностей строения органа со средой обитания. | Познавательные: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные: Организовывать выполнение заданий по готовому плану; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; формулировать вопросы | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимание необходимости повторения для закрепления знаний; осознания истинных причин успехов и неудач в деятельности |
33/4. | 29.05 | Влияние человека на растительный мир. Экскурсия «Природное сообщество и человек | 1 | работа в группе по изучению разнообразия живых организмов в природном сообществе и влияние хозяйственной деятельности человека на растения, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчета по экскурсии | Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». | Познавательные: . развивается умение проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативны: Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками | Формирование познавательного интереса к изучению биологии; формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать правила пребывания на природе. |