Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся; учебного плана МБОУ «Мамонтовская основная общеобразовательная школа» на 2016-2017 учебный год; положения о Рабочей программе МБОУ «Мамонтовская основная общеобразовательная школа»
Изучение биологии в 6 классе обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний данная рабочая программа предусматривает выполнения ряда лабораторных работ и практических работ. Курс «Биология. Живой организм» является логическим продолжением курса «Биология. Введение в биологию 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).
-- расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
-формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
- совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
- формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
Изменения, внесенные в Авторскую программу: количество часов на изучение предмета уменьшилась с 70 до 68; исходя из того, что продолжительность учебного года составляет 34 недели, а биология в 6 классе 2 часа в неделю, это и составляет 68 часов.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих
а) сравнивать строение и функции клеток растений, организмы прокариоты и эукариоты
3) эстетическое отношение к живым объектам: бережное отношение к организмам, видам, природным сообществам, соблюдение правил поведения в природе.
- объяснения роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека, значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
2. В ценностно - ориентационной сфере:
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Основные свойства живых организмов 3ч.
Тема 1.1. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание. Выделение, рост и развитие, раздражимость, движение. Размножение.
Тема 1.2. Химический состав клеток. 4ч. Содержание химических элементов в клетке. Вода. Другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. 4ч. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Тема 1.4.Деление клетки. 1ч. (изучается обзорно). Деление клетки - основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.
Тема 1.5.Ткани растений и животных.2ч. Ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Тема 1.6. Органы и системы органов.6ч. Орган. Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменение корней. Строение и значение побегов. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветие. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растения. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, половая.
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы.4ч. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Тема 2.1. Питание и пищеварение.4ч. Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. Демонстрация опыта, доказывающего образование крахмала на свету. Поглощение углекислого газа листьями; роль света и воды в жизни растений.
Тема 2.2. Дыхание. 4ч. Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления химических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Тема 2.3. Передвижение веществ в организме. 4ч.
Перенос веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растениях. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Тема 2.4. Выделение. 4ч. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ.
Тема 2.5. Опорные системы. 2ч. Значение опорных системы в жизни организмов. опорные системы растений. Опорные системы животных.
Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.
Тема 2.6. Движение.4ч. Движение как важнейшая особенность животных организмов. значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений.
Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности 4ч.. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организма. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Тема 2.8. Размножение 4ч Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Тема 2.9. Рост, развитие 4ч Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды. 2ч. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Демонстрация. Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи между живыми организмами, пищевые цепи и сети..
Тема 3.2. Природные сообщества. 2ч. Природное сообщество и экосистема. Структура природного сообщества. Связи в природном сообществе. Цепи питания. Демонстрация. Структура экосистемы, моделей экологических систем.
Резервное время – 7 часов.
№ п/п | Название раздела, темы урока. | К-во часов | Сроки по план/факт | УУД | Коррекционные цели |
личностные | регулятивные | познавательные | коммуникативные |
Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (22 часа) |
Тема «Основные свойства живых организмов» 3 часа. |
1 | Многообразие живых организмов | 1 | | Формирование мотивации к изучению нового предмета. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы. | Выделять, анализировать, сравнивать факты; вычитывать все уровни текстовой информации. | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие произвольного внимания. |
2 | Основные свойства живых организмов. | 1 | | Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему. | Вычитывать все уровни текстовой информации; Преобразовывать информацию в форму рисунка. | Устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. | Развитие произвольного внимания. Развитие устной речи. |
3 | Основные свойства живых организмов.. | 1 | | Формирование навыков, способствующих применению биологических знаний в современном мире. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему. | Вычитывать все уровни текстовой информации; Преобразовывать информацию в форму рисунка. | Устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. | Развитие устной речи. Развитие произвольного внимания. |
Тема «Химический состав клеток» 4часа. |
4 | Содержание химических элементов в клетке. | 1 | | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, диаграмма таблица). | Устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. | Развитие устной речи. Развитие долговременной памяти. |
5 | Неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. | 1 | | Научиться сравнивать химический состав тел живой и неживой природы. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему. | Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. | Устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. | Развитие долговременной памяти. Развитие устной речи. |
6-7 | Органические вещества, их роль в клетке. | 2 | | Научиться сравнивать химический состав тел живой и неживой природы. | Работать по плану, сверять свои действия с поставленной целью. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). | Проявлять исследовательскую деятельность, распределять роли в группе. | Развитие умения работать самостоятельно. |
Тема « Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система» 4 часа. |
8 | Клетка – элементарная единица живого. | 1 | | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему. | Вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию в форму рисунка | Устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. | Развитие устной речи. Развитие произвольного внимания. |
9 | Строение ядра, цитоплазмы и её органоидов. | 1 | | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Вычитывать все уровни текстовой информации; преобразовывать информацию в форму рисунка | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Развитие долговременной памяти. Развитие устной речи. |
10 | Строение растительной клетки. | 1 | | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст или рисунок в таблицу). | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Развитие умения работать самостоятельно |
11 | Строение животной клетки. | 1 | | Формирование познавательного интереса к предмету исследования | Умение работать с текстом, выделять в нем главное. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). | Слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Развитие умения работать самостоятельно |
Тема «Деление клетки» (изучается обзорно по желанию учителя) 1 час. |
12 | Деление клетки. Митоз и мейоз. | 1 | | Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему. | выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий | Устанавливать рабочие отношения в группе, проявлять интерес к исследовательской деятельности. | Развитие устной речи. Развитие произвольного внимания |
Тема « Ткани растений и животных» 2 часа. |
13 | Ткань. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. | 1 | | Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления | Выдвигать версии решения проблемы. | Выявлять причины и следствия простых явлений | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
14 | Типы тканей животных организмов, их строение и функции. | 1 | | Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления | Выдвигать версии решения проблемы. | Выявлять причины и следствия простых явлений | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
Тема «Органы и системы органов» 6 часов. |
15 | Органы цветкового растения. Строение и значение корня. | 1 | | Формирование умения логически выстраивать рассказ по предложенному плану. | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. дополнительной литературы. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
16 | Строение и значение побега. Лист, строение и функции. | 1 | | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы. | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. дополнительной литературы. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
17 | Цветок, его строение и значение. Соцветия. | 1 | | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы. | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. дополнительной литературы. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
18 | Значение и разнообразие плодов. Семена. | 1 | | Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение темы. | Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Уметь преобразовывать текстовую информацию в форму таблицы. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов. дополнительной литературы. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
19-20 | Основные системы органов животного организма. | 2 | | | | | | |
Тема « Растения и животные как целостные организмы» 2 часа. |
21 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. | 1 | | Формирование у учащихся навыков составления рассказа по выработанному алгоритму | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П | Уметь составлять рассказ по алгоритму рассуждения | Слышать и слушать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Развитие устной речи. Развитие памяти. |
22 | Живые организмы и окружающая среда. | 1 | | Формирование у учащихся умений выделять положительные и отрицательные качества, а также определять их относительность в изменяющихся условиях. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Развитие зрительной памяти. Развитие устной речи. |
Раздел 2. Жизнедеятельность организмов. 36 часов. |
Тема «Питание и пищеварение» 4 часа. |
23 | Питание. Воздушное и почвенное питание растений. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Добывать недостающую информацию при помощи вопросов. | Развитие устной речи. Развитие памяти. |
24 | Особенности питания животных. | 1 | | Формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Развитие устной речи. Развитие памяти. |
25 | Травоядные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. | 1 | | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Развитие устной речи. Развитие памяти. |
26 | Пищеварение у животных. | 1 | | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Развитие устной речи. Развитие памяти. |
Тема «Дыхание» 4 часа. |
27 | Значение дыхания. Роль кислорода. | 1 | | Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям; формирование умений давать характеристику, сравнивать и делать выводы | Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роли кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений | Уметь выделять существенные признаки дыхания. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
28 | Дыхание растений. Устьица и чечевички. | 1 | | Формирование умений давать характеристику, сравнивать и делать выводы. | Проектировать преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь сопоставлять биологический текст с иллюстрациями учебника, преобразовывать информацию в схему | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Развитие устной речи. Развитие памяти. |
29 | Дыхание животных. | 1 | | Формирование способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющемся мире | Объяснять роль дыхания в процессе обмена веществ. Раскрывают значение дыхания в жизни животных. | Уметь строить логические рассуждения с установлением причинно-следственных связей. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
30 | Органы дыхания животных организмов. | 1 | | Формирование способностей выделять признаки приспособленности и объяснять их причины, а также их относительность. | Проектировать преодоление затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логические рассуждения с установлением причинно- следственных связей. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий. | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
Тема « Передвижение веществ в организме» 4 часа. |
31 | Перенос веществ в организме, его значение. | 1 | | Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
32 | Передвижение веществ в растении. | 1 | | Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий. | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
33 | Перенос веществ в организмах животных. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать вывод | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками. | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
34 | Кровеносная система, её строение и функции. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать вывод | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей | Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителями и сверстниками. | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие устной речи. |
Тема «Выделение. Обмен веществ и энергии» 4 часа. |
35 | Роль выделения в процессе жизнедеятельности. Выделение у растений. | 1 | | Формирование мотивации к изучению программы; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
36 | Выделение у животных. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Развитие умения работать самостоятельно Развитие устной речи. |
37 | Обмен веществ и энергии у растений. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
38 | Обмен веществ и энергии у животных. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Развитие умения работать самостоятельно Развитие устной речи. |
Тема «Опорные системы» 2 часа. |
39 | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. | 1 | | Формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать вывод. | изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий. | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
40 | Опорные системы животных. | 1 | | Формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать вывод. | изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | уметь читать биологический текст и соотносить его с иллюстрациями. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и интерактивных заданий. | Развитие умения работать самостоятельно Развитие устной речи. |
Тема «Движение» 4 часа. |
41 | Движение. Значение двигательной активности. | 1 | | Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям. | Применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств | уметь четко пре образовывать текстовую информацию в схему. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) | Развитие устной речи. |
42-43 | Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. | 2 | | Формирование мотивации учащихся к изучению биологии с использованием компьютерных средств. | Применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств. | Уметь логически рассуждать и анализировать видеофильм. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
44 | Двигательные реакции растений. | 1 | | Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям. | Применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств | уметь четко пре образовывать текстовую информацию в схему. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
Тема «Регуляция процессов жизнедеятельности» 4 часа. |
45 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | 1 | | Формирование интереса учащихся к изучению взаимосвязей в экосистемах и в биосфере в целом. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий. | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
46 | Нервная система, особенности строения. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь логически рассуждать и анализировать. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). | Развитие зрительной памяти. Развитие умения работать самостоятельно |
47 | Эндокринная система. Железы внутренней секреции. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий. | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
48 | Ростовые вещества растений. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность). | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
Тема «Размножение» 4 часа. |
48 | Значение размножения. Бесполое размножение. | 1 | | Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему. | Добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи. | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти |
49 | Половое размножение животных. | 1 | | Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему. | Добывать недостающую информацию из других источников, а также использовать межпредметные связи. | Развитие зрительной памяти. Развитие умения работать самостоятельно |
50-51 | Половое размножение растений. | 2 | | Формирование у учащихся мотивации к изучению естественных наук; формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему. | Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. | Развитие зрительной памяти. Развитие умения работать самостоятельно |
Тема «Рост и развитие» 4 часа. |
52-53 | Рост и развитие растений. | 2 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование научного мировоззрения. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно следственных связей. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников. | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти. |
54-55 | Рост и развитие животных. | 2 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь четко преобразовывать текстовую информацию в схему. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников. | Развитие устной речи. Развитие зрительной памяти. |
Тема «Организм как единое целое» 2 часа. |
56 | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. | 1 | | Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; | Работать по плану, сверять свои действия с целью. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников. | Развитие устной речи. Развитие долговременной памяти. |
57 | Живые организмы и окружающая среда. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать вывод. | Работать по плану, сверять свои действия с целью. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). | Проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе. | Развитие устной речи. Развитие умения работать самостоятельно. |
Тема «Среда обитания. Факторы среды» 2 часа. |
58 | Влияние факторов неживой природы на живые организмы. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Работать по плану, сверять свои действия с целью. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). | Проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе | Развитие умения работать самостоятельно. Развитие долговременной памяти. |
59 | Живые организмы и окружающая среда. | 1 | | Формирование мотивации к ведению здорового образа жизни, к соблюдению гигиенических норм; | Работать по плану, сверять свои действия с целью. | Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу). | Проявлять интерес к исследовательской деятельности, распределять роли в группе | Развитие устной речи. Развитие умения работать самостоятельно. |
Тема «Природные сообщества» 2 часа. |
60 | Природное сообщество и экосистема. | 1 | | Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы; формирование экологического мышления | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников. | Развитие устной речи. Развитие долговременной памяти. |
61 | Связи в природном сообществе. Цепи питания. | 1 | | Формирование экологического мышления: формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы. | Изучать материал через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. | Уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов и компьютерных источников. | Развитие устной речи. Развитие умения работать самостоятельно. |
Резервное время – 7 часов. |
- основные признаки живого ( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение) ;
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов ( питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие );
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,, вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания) ; нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;