СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии в 6 классе рассчитана на 2 часа в неделю. 1 час из федерального и 1 час из регионального компонента.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Просвещение, 2010), основной образовательной программы МБОУ «Общеобразовательная Козьмогородская основная школа Мезенского района», авторской Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2015, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражает содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;

  • видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;

  • основные процессы жизнедеятельности растений;

  • особенности минерального и воздушного питания растений;

  • виды размножения растений и их значение;

  • основные систематические категории: вид, род, се­мейство, класс, отдел, царство;

  • характерные признаки однодольных и двудольных рас­тений;

  • признаки основных семейств однодольных и дву­дольных растений;

  • важнейшие сельскохозяйственные растения, биоло­гические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;

  • взаимосвязь растений с другими организмами;

  • растительные сообщества и их типы;

  • закономерности развития и смены растительных со­обществ;

  • о результатах влияния деятельности человека на расти­тельные сообщества и влияния природной среды на человека.

Учащиеся должны уметь:

  • различать и описывать органы цветковых растений;

  • объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

  • изучать органы растений в ходе лабораторных работ;

  • характеризовать основные процессы жизнедеятель­ности растений;

  • объяснять значение основных процессов жизнедея­тельности растений;

  • устанавливать взаимосвязь между процессами дыха­ния и фотосинтеза;

  • показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

  • объяснять роль различных видов размножения у расте­ний;

  • определять всхожесть семян растений;

  • делать морфологическую характеристику растений;

  • выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;

  • работать с определительными карточками;

  • устанавливать взаимосвязь растений с другими орга­низмами;

  • определять растительные сообщества и их типы;

  • объяснять влияние деятельности человека на расти­тельные сообщества и влияние природной среды на че­ловека;

  • проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.





СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс

(68 ч, 2 ч в неделю)

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (31 ч)

Строение семян однодольных и двудольных рас­тений. Виды корней и типы корневых систем. Изучение диких и культурных растений нашего региона. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Стро­ение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классифика­ция. Распространение плодов и семян. Листопад.

Демонстрация

Представители диких и культурных растений нашего региона.

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Строение листа.

Макро- и микро строение стебля.

Различные виды соцветий.

Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые систе­мы.

Р/с. Дикие и культурные растения нашего региона.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Р/с. Видоизменения листьев на примере комнатных растений.

Внутреннее строение ветки дерева.

Р/с. Внутреннее строение стебля хвойных растений региона.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Р/с. Соцветия характерные для растений нашего региона.

Р/с. Однодомные и двудомные растения нашего региона.

Многообразие сухих и сочных плодов.

Экскурсии:

Р/с. Представители семейства Сложноцветные.

Р/с. Представители семейств Лилейные и Злаки.

Р/с. Представители семейства Розоцветные.

Р/с. Представители семейств Фиалковые и Тыквенные.

Р/с. Представители семейств Паслёновые и Синюховые.

Р/с. Представители семейств Гладиолусовые и Мальвовые.

Р/с. Представители семейств Крестоцветные и Бобовые.

Р/с. Представители семейств Зонтичные и Бурачниковые.

Р/с. Виды и типы корневых систем на примере растений нашего региона.

Р/с. Осенние явления в жизни растений.

Р/с. Определение деревьев и кустарников по форме почек и расположению их на ветках.

Раздел 2. Жизнь растений (17 ч)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Ми­неральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Ды­хание растений. Испарение воды. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание се­мян. Способы размножения растений. Размножение споро­вых растений. Размножение голосеменных растений. Поло­вое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосемен­ных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян;

питание проростков запасными веществами семени;

получение вытяжки хлорофилла;

поглощение растениями углекислого газа и выделение кис­лорода на свету;

образование крахмала;

дыхание растений;

испарение воды листьями;

передвижение органических ве­ществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по дре­весине.

Р/с. Размножение голосемен­ных растений.

Р/с. Вегетативное размножение комнатных растений.

Р/с. Определение всхожести семян растений и их посев.

Р/с. Пикировка.

Р/с. Рассаживание всходов.

Экскурсии

Р/с. Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (10 ч)

Основные систематические категории: вид, род, се­мейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификаци­ей цветковых растений. Класс Двудольные растения. Мор­фологическая характеристика семейств. Класс Однодольные растения. Морфологи­ческая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Лекарственные растения нашей области. Красная книга Архангельской области.

Демонстрация

Р/с. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Крестоцветные и Ро­зоцветные нашего края.

Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Паслёно­вые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные нашего края.

Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Лилейные и Злаковые нашего края.

Экскурсии

Р/с. Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (10 ч)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Сим­биоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Раз­витие и смена растительных сообществ. Влияние деятель­ности человека на растительные сообщества и влияние при­родной среды на человека.

Лабораторные и практические работы

Р/с. Высадка выращенной рассады в открытый грунт.

Экскурсии

Р/с. Фенологические наблю­дения за весенними явлениями в природных сообществах.

Р/с. Природное сообщество болото.

Р/с. Природное сообщество сосновый лес.

Р/с. Природное сообщество смешанный лес.

Р/с. Наши первоцветы.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (68 ч, 2 ч в неделю)


Тема

Дата

Факт

Примечание

Ι. Строение и многообразие покрытосеменных растений (31 ч)

1

Строение семян.




2

Виды корней и типы корневых систем.




3

Р/с. Представители семейства Сложноцветные.




4

Р/с. Представители семейств Лилейные и Злаки.




5

Р/с. Представители семейства Розоцветные.




6

Р/с. Представители семейств Фиалковые и Тыквенные.




7

Р/с. Представители семейств Паслёновые и Синюховые.




8

Р/с.Представители семейств Орхидные, Гладиолусовые и Мальвовые.




9

Р/с. Представители семейств Крестоцветные и Бобовые.




10

Р/с. Представители семейств Зонтичные и Бурачниковые.




11

Р/с. Осенние явления в жизни растений. Листопад.




12

Зоны (участки) корня.




13

Условия произраста­ния и видоизменения корней.




14

Р/с. Виды и типы корневых систем на примере растений нашего региона.




15

Побег и почка.




16

Р/с. Представители растений нашего края с разными видами расположения листьев и почек.




17

Внешнее строение листа.




18

Клеточное строение листа.




19

Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев.




20

Р/с. Определение деревьев и кустарников по форме почек, расположению их на ветках.




21

Р/с. Видоизменения листьев на примере комнатных растений.




22

Строение стебля.




23

Р/с. Внутреннее строение стебля хвойных растений региона.




24

Видоизменение побе­гов.




25

Цветок.




26

Соцветия.




27

Р/с. Соцветия характерные для растений нашего региона.




28

Р/с. Однодомные и двудомные растения нашего региона.




29

Плоды.




30

Распространение плодов и семян.




31

Обобщение по теме «Строение и разнообразие покрытосеменных растений».




ΙΙ. Жизнь растений (17 ч)

1/32

Р/с. Зимние явления в жизни растений.




2/33

Минеральное пита­ние растений.




3/34

Фотосинтез.




4/35

Дыхание растений.




5/36

Испарение воды рас­тениями.




6/37

Передвижение воды и питательных веществ в растении.




7/38

Р/с. Лекарственные растения нашего края.




8/39

Прорастание семян.




9/40

Р/с. Посадка семян на рассаду.




10/41

Способы размноже­ния растений.




11/42

Размножение споро­вых растений.




12/43

Р/с. Размножение голосемен­ных растений.




13/44

Половое размножение покрытосеменных растений.




14/45

Вегетативное раз­множение покрыто­семенных растений.




15/46

Р/с. Вегетативное размножение комнатных растений.




16/47

Р/с. Пикировка рассады.




17/48

Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь растений».




ΙΙΙ. Классификация растений (10 ч)

1/49

Основы систематики расте­ний.




2/50

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Ро­зоцветные.




3/51

Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Крестоцветные и Ро­зоцветные нашего края.




4/52

Класс Двудольные. Семейства Паслёно­вые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные.




5/53

Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Паслёно­вые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные нашего края.




6/54

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые.




7/55

Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Лилейные и Злаковые нашего края.




8/56

Р/с. Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.




9/57

Р/с. Культурные растения нашего региона.




10/58

Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация растений».




ΙV. Природные сообщества (10 ч)

1/59

Растительные сообщества. Тундра.




2/60

Р/с. Фенологические наблю­дения за весенними явлениями в природных сообществах.




3/61

Р/с. Природное сообщество болото.




4/62

Р/с. Природное сообщество сосновый лес.




5/63

Р/с. Природное сообщество смешанный лес.




6/64

Влияние хозяйствен­ной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.




7/65

Р/с. Красная книга растений Архангельской области.




8/66

Р/с. Наши первоцветы.




9/67

Р/с. Высадка рассады в грунт.




10/68

Итоговое занятие.