РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Просвещение, 2010), основной образовательной программы МБОУ «Общеобразовательная Козьмогородская основная школа Мезенского района», авторской Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5 – 11 классы - М., Дрофа, 2015, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражает содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Планируемые результаты обучения
Учащиеся должны знать:
видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
основные процессы жизнедеятельности растений;
особенности минерального и воздушного питания растений;
виды размножения растений и их значение;
основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
характерные признаки однодольных и двудольных растений;
признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение;
взаимосвязь растений с другими организмами;
растительные сообщества и их типы;
закономерности развития и смены растительных сообществ;
о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
изучать органы растений в ходе лабораторных работ;
характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
объяснять роль различных видов размножения у растений;
определять всхожесть семян растений;
делать морфологическую характеристику растений;
выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
работать с определительными карточками;
устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
определять растительные сообщества и их типы;
объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс
(68 ч, 2 ч в неделю)
Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (31 ч)
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Изучение диких и культурных растений нашего региона. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Листопад.
Демонстрация
Представители диких и культурных растений нашего региона.
Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.
Строение листа.
Макро- и микро строение стебля.
Различные виды соцветий.
Сухие и сочные плоды.
Лабораторные и практические работы
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.
Р/с. Дикие и культурные растения нашего региона.
Корневой чехлик и корневые волоски.
Строение почек. Расположение почек на стебле.
Р/с. Видоизменения листьев на примере комнатных растений.
Внутреннее строение ветки дерева.
Р/с. Внутреннее строение стебля хвойных растений региона.
Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).
Строение цветка. Различные виды соцветий.
Р/с. Соцветия характерные для растений нашего региона.
Р/с. Однодомные и двудомные растения нашего региона.
Многообразие сухих и сочных плодов.
Экскурсии:
Р/с. Представители семейства Сложноцветные.
Р/с. Представители семейств Лилейные и Злаки.
Р/с. Представители семейства Розоцветные.
Р/с. Представители семейств Фиалковые и Тыквенные.
Р/с. Представители семейств Паслёновые и Синюховые.
Р/с. Представители семейств Гладиолусовые и Мальвовые.
Р/с. Представители семейств Крестоцветные и Бобовые.
Р/с. Представители семейств Зонтичные и Бурачниковые.
Р/с. Виды и типы корневых систем на примере растений нашего региона.
Р/с. Осенние явления в жизни растений.
Р/с. Определение деревьев и кустарников по форме почек и расположению их на ветках.
Раздел 2. Жизнь растений (17 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.
Демонстрация
Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян;
питание проростков запасными веществами семени;
получение вытяжки хлорофилла;
поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету;
образование крахмала;
дыхание растений;
испарение воды листьями;
передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные и практические работы
Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.
Р/с. Размножение голосеменных растений.
Р/с. Вегетативное размножение комнатных растений.
Р/с. Определение всхожести семян растений и их посев.
Р/с. Пикировка.
Р/с. Рассаживание всходов.
Экскурсии
Р/с. Зимние явления в жизни растений.
Раздел 3. Классификация растений (10 ч)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейств. Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Лекарственные растения нашей области. Красная книга Архангельской области.
Демонстрация
Р/с. Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.
Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Крестоцветные и Розоцветные нашего края.
Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные нашего края.
Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Лилейные и Злаковые нашего края.
Экскурсии
Р/с. Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.
Раздел 4. Природные сообщества (10 ч)
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Лабораторные и практические работы
Р/с. Высадка выращенной рассады в открытый грунт.
Экскурсии
Р/с. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Р/с. Природное сообщество болото.
Р/с. Природное сообщество сосновый лес.
Р/с. Природное сообщество смешанный лес.
Р/с. Наши первоцветы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
№ | Тема | Дата | Факт | Примечание |
Ι. Строение и многообразие покрытосеменных растений (31 ч) |
1 | Строение семян. | | | |
2 | Виды корней и типы корневых систем. | | | |
3 | Р/с. Представители семейства Сложноцветные. | | | |
4 | Р/с. Представители семейств Лилейные и Злаки. | | | |
5 | Р/с. Представители семейства Розоцветные. | | | |
6 | Р/с. Представители семейств Фиалковые и Тыквенные. | | | |
7 | Р/с. Представители семейств Паслёновые и Синюховые. | | | |
8 | Р/с.Представители семейств Орхидные, Гладиолусовые и Мальвовые. | | | |
9 | Р/с. Представители семейств Крестоцветные и Бобовые. | | | |
10 | Р/с. Представители семейств Зонтичные и Бурачниковые. | | | |
11 | Р/с. Осенние явления в жизни растений. Листопад. | | | |
12 | Зоны (участки) корня. | | | |
13 | Условия произрастания и видоизменения корней. | | | |
14 | Р/с. Виды и типы корневых систем на примере растений нашего региона. | | | |
15 | Побег и почка. | | | |
16 | Р/с. Представители растений нашего края с разными видами расположения листьев и почек. | | | |
17 | Внешнее строение листа. | | | |
18 | Клеточное строение листа. | | | |
19 | Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев. | | | |
20 | Р/с. Определение деревьев и кустарников по форме почек, расположению их на ветках. | | | |
21 | Р/с. Видоизменения листьев на примере комнатных растений. | | | |
22 | Строение стебля. | | | |
23 | Р/с. Внутреннее строение стебля хвойных растений региона. | | | |
24 | Видоизменение побегов. | | | |
25 | Цветок. | | | |
26 | Соцветия. | | | |
27 | Р/с. Соцветия характерные для растений нашего региона. | | | |
28 | Р/с. Однодомные и двудомные растения нашего региона. | | | |
29 | Плоды. | | | |
30 | Распространение плодов и семян. | | | |
31 | Обобщение по теме «Строение и разнообразие покрытосеменных растений». | | | |
ΙΙ. Жизнь растений (17 ч) |
1/32 | Р/с. Зимние явления в жизни растений. | | | |
2/33 | Минеральное питание растений. | | | |
3/34 | Фотосинтез. | | | |
4/35 | Дыхание растений. | | | |
5/36 | Испарение воды растениями. | | | |
6/37 | Передвижение воды и питательных веществ в растении. | | | |
7/38 | Р/с. Лекарственные растения нашего края. | | | |
8/39 | Прорастание семян. | | | |
9/40 | Р/с. Посадка семян на рассаду. | | | |
10/41 | Способы размножения растений. | | | |
11/42 | Размножение споровых растений. | | | |
12/43 | Р/с. Размножение голосеменных растений. | | | |
13/44 | Половое размножение покрытосеменных растений. | | | |
14/45 | Вегетативное размножение покрытосеменных растений. | | | |
15/46 | Р/с. Вегетативное размножение комнатных растений. | | | |
16/47 | Р/с. Пикировка рассады. | | | |
17/48 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь растений». | | | |
ΙΙΙ. Классификация растений (10 ч) |
1/49 | Основы систематики растений. | | | |
2/50 | Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные и Розоцветные. | | | |
3/51 | Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Крестоцветные и Розоцветные нашего края. | | | |
4/52 | Класс Двудольные. Семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные. | | | |
5/53 | Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Паслёновые, Мотыльковые (Бобовые) и Сложноцветные нашего края. | | | |
6/54 | Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаковые. | | | |
7/55 | Р/с. Определение диких и культурных гербарных растений семейства Лилейные и Злаковые нашего края. | | | |
8/56 | Р/с. Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте. | | | |
9/57 | Р/с. Культурные растения нашего региона. | | | |
10/58 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Классификация растений». | | | |
ΙV. Природные сообщества (10 ч) |
1/59 | Растительные сообщества. Тундра. | | | |
2/60 | Р/с. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах. | | | |
3/61 | Р/с. Природное сообщество болото. | | | |
4/62 | Р/с. Природное сообщество сосновый лес. | | | |
5/63 | Р/с. Природное сообщество смешанный лес. | | | |
6/64 | Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | | | |
7/65 | Р/с. Красная книга растений Архангельской области. | | | |
8/66 | Р/с. Наши первоцветы. | | | |
9/67 | Р/с. Высадка рассады в грунт. | | | |
10/68 | Итоговое занятие. | | | |