ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по природоведению и биологии и Программы основного общего образования по природоведению и биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010 - 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся; учебного плана МБОУ «Мамонтовская основная общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год; положения о Рабочей программе МБОУ «Мамонтовская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа ориентирована на использование УМК: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» Учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. – М.: Дрофа.2008.-175с.; Сонин Н.И. Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Живой организм.» М.: Дрофа, 2006.-
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом: использование в 6 классе 35 часов из федерального компонента и 35 часов из регионального компонента позволит изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных.
В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6 классе обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний данная рабочая программа предусматривает выполнения ряда лабораторных работ и практических работ.
Данная рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником « Природоведение »
А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.
Цели и задачи изучения предмета:
- расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
- формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
- совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
- формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
Изменения, внесенные в Авторскую программу: количество часов на изучение предмета уменьшилась с 70 до 68; исходя из того, что продолжительность учебного года составляет 34 недели, а биология в 6 классе 2 часа в неделю, это и составляет 68 часов, часы взяты из повторения.
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Содержание изучаемого предмета
№ темы | Название темы | Количество часов |
Раздел 1 | Строение и свойства живых организмов | 22 |
1.1 | Основные свойства живых организмов | 2 |
1.2 | Химический состав клеток | 2 |
1.3 | Строение растительной и животной клеток | 2 |
1.4 | Деление клетки | 2 |
1.5 | Ткани растений и животных | 2 |
1.6 | Органы и системы органов | 10 |
1.7 | Растения и животные как целостный организмы | 2 |
Раздел 2 | Жизнедеятельность организмов | 36 |
2.1 | Питание и пищеварение | 8 |
2.3 | Дыхание | 3 |
2.4 | Передвижение веществ в организме | 4 |
2.5 | Выделение | 4 |
2.6 | Опора и движение | 2 |
2.7 | Регуляция процессов жизнедеятельности | 2 |
2.8 | Размножение | 5 |
2.9 | Рост и развитие | 4 |
| Обобщение | 4 |
Раздел 3 | Организм и среда. Природные сообщества | 4 |
3.1 | Среда обитания организмов. Экологические факторы. | 2 |
3.2 | Взаимосвязи живых организмов. | 2 |
3.3. | Природные сообщества. | 1 |
3.4. | Влияние деятельности человека. | 1 |
| Повторение и обобщение курса | 6 |
Календарно-тематическое планирование по биологии, «Живой организм».
Класс 6.
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
№ урока | Содержание (раздела, темы) | Кол.часов | Дата | | Планируемые результаты |
по плану/ факт | Методы контроля |
| Раздел1. Строение и свойства живых организмов. | 22 | | | |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 | Тема 1.1. Основные свойства живых организмов. Многообразие живых организмов, их основные свойства. Основные свойства живых организмов. Тема 1.2. Химический состав клетки. Химический состав клетки. Неорганические вещества. Органические вещества. Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы». Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. Строение растительной клетки. Строение животной клетки. Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах). Тема 1.4. Деление клетки. Митоз. Основные этапы митоза. Мейоз, его биологическое значение. Тема1.5. Ткани растений и животных. Типы тканей растений. Лабораторная работа №3 «Ткани растительных организмов». Типы тканей животных организмов. Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов». Тема1.6.Органы и системы органов. Органы цветковых растений. Лабораторная работа №5 «Изучение органов цветкового растения». Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Листовые и цветочные почки. Строение и функции листьев. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Значение и разнообразие плодов. Строение семян однодольного и двудольного растений. Основные системы органов животного организма. Лабораторная работа №6 «Распознавание органов у животных». Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах растений и животных. Живые организмы и окружающая среда. | 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 | | Схема «Основные признаки живого организма», Фронтальный опрос. Выполнение Л.Р №1. по теме : Определение состава семян пшеницы, и выводы к ней. Фронтальный опрос. Выполнений Л.Р.№2по теме : « Строение клеток живых организмов» и выводы к ней. Фронтальный опрос. Выполнение Л.Р.№3 - 5 по темам : « Ткани растительных и животных организмов» « Изучение органов цветкового растения» и выводы к ним. Фронтальный и индивидуальный опрос. Тест. Выполнение Л.Р. № 6 по теме « Распознавание органов растений и животных. И выводы к ней. Тест. Проверочная работа. | Назвать признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. Различать органические и неорганические вещества клетки. Называть признаки живых организмов – клеточное строение, неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности, органические вещества, их роль в жизнедеятельности. Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о химическом составе клетки. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять особенности строения ядра. Назвать признаки живых организмов – клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения. Давать определение понятию ткань. Назвать: Типы тканей Функции тканей растений. Различать типы тканей растений. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о строении и функциях тканей растений. Назвать: типы тканей, функции тканей животных. Различать типы тканей животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Сравнивать ткани растений и животных и делать выводы на основе сравнения. Находить в тексте учебника и др. источниках информацию о строении и функциях тканей Животных. Давать определения понятиям ткань, орган, определение понятие побег, вегетативные органы. Называть: Органы цветковых растений, их роль в жизни растений. Типы корневых систем. Распознавать и подписывать на таблицах органы цветкового растения – корень и корневые системы, побег и его части. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Находить в тексте учебника и др. источниках информацию об органах цветковых растений. Давать определения понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры многообразия плодов. Характеризовать строение цветка как органа размножения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. Изучать биологические объекты – органы цветковых растений. Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов; называть органы и системы органов животных; Функции органов и систем органов животных. Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Изучать биологические объекты - органы и системы органов животных. Давать определение понятиям ткань, орган, системе органов. Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. |
| Раздел 2. Жизнедеятельность организма. | 36 | | | |
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 | Тема 2.1. Питание и пищеварение. Питание. Особенности питания растений. Почвенное питание растений. Фотосинтез – воздушное питание. Организмы по принципу питания Пищеварение у простейших и беспозвоночных животных. Пищеварение у позвоночных животных. Особенности питания растений. Растения – хищники. Приспособления для пищеварения у животных. Тема 2.2.Дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в обмене веществ. Дыхание растений. Органы дыхания животных организмов. Тема 2.3.Передвижение веществ в организме. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». Передвижение органических веществ в растении. Перенос веществ в организме беспозвоночных животных. Перенос веществ в организме позвоночных животных. Тема 2.4. Выделение. Выделение у растений. Выделение у простейших животных. Выделение у беспозвоночных животных. Выделение у позвоночных животных. Тема 2.5. Опорные системы. Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Тема 2.6. Движение. Движение животных в водной, почвенной, воздушной средах обитания. Особенности передвижения наземных животных и движения растений. Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности. Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Нервная система, особенности строения. Эндокринная система, её роль в регуляции жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. Тема 2.8. Размножение. Размножение, его виды. Бесполое размножение животных. Вегетативное размножение растений. Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений». Половое размножение животных. Половое размножение растений. Тема 2.9. Рост и развитие. Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие цветкового растения. Рост и развитие животных. Постэмбриональное развитие животных. Лабораторная работа № 7 «Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале). | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 5 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 | | Фронтальный и индивидуальный виды опроса проверочные работы тесты сообщения ВыполнениеП.Р.№1 по теме: Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. И выводы к ней. Фронтальный и индивидуальный виды опроса проверочные работы тесты сообщения ВыполнениеП.Р.№2 по теме «Вегетативное размножение комнатных растений».. И выводы к ней. Фронтальный индивидуальный опрос, Тест. Выполнение Л. Р .№ 7 «Прямое и непрямое развитие насекомых» и выводы к ней. | Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез Описывать сущность биологических процессов: почвенное питание, фотосинтез. Объяснять значение почвенного питания в жизни растений. Назвать органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. Характеризовать роль корня в почвенном питании растений. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Давать определение понятиям питание. Описывать сущность биологических процессов: питание животных. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов. Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты. Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: особенности дыхания растений и животных Роль органов растений в процессе дыхания. Описывать сущность процесса переноса веществ в растении и животном, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. Описывать сущность процесса переноса веществ в животном, его значение. Назвать органы кровеносной системы и узнавать их на рисунках, таблицах. Функции органов кровеносной системы; Состав крови и ее функции; Типы кровеносных систем. Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных. Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. Называть органы, участвующие в обмене веществ у животных и растений. Характеризовать особенности обмена веществ у растений и животных. Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения. Строение организма растений и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Называть значение опорных систем растений и животных. Называть роль движения в жизни растений и животных. Распознавать и описывать органы движения у животных. Наблюдать за поведением животных. Сравнивать движение растений и животных. Давать определение понятием: раздражимость, рефлекс. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. Называть: Системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, значение нервной системы, принцип работы нервной системы, Типы нервных систем у животных. Приводить примеры животных с разными типами нервной системы. Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы. Называть значение размножения; виды размножения; формы бесполого размножения у растений и животных; органы вегетативного размножения растений. Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение. описывать сущность бесполого размножения растений. Давать определение понятиям размножение, гамета, оплодотворение, зигота, опыление, самоопыление, оплодотворение. Давать определение понятию индивидуальное развитие. Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений; типы плодов. Называть роль семян и плодов в жизни растений; способы распространения семян. Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. Называть: этапы развития животных; типы постэмбрионального развития животных. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. |
| Раздел 3. Организм и среда. | 4 | | | |
59 60 61 62 | Тема3.1. Среда обитания. Факторы среды. Среда обитания Экологические факторы среды. Взаимосвязи живых организмов. Тема 3.2. Природные сообщества. Природные сообщества и экосистемы. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания. | 2 1 1 2 1 1 | | Фронтальный и индивидуальный опрос, тестирование, письменные работы сообщения | Давать определение понятиям: среда обитания, экология, экологические факторы. Называть виды экологических факторов. Называть типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры факторов неживой природы, их влияние на живые организмы. Приводить примеры взаимосвязей живых организмов. Давать определение понятиям: природное сообщество, экосистема, цепи питания. Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, консументов, редуцентов. Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. |
63 64 65 66 67 68 | Повторение и обобщение темы «Строение и свойства живых организмов». Повторение и обобщение темы «Строение растительной и животной клеток». Повторение и обобщение темы « Деление клетки». Повторение и обобщение темы «Жизнедеятельность организмов». Повторение и обобщение темы «Организм и среда». Общее повторение и обобщение курса «Живой организм». | 1 1 1 1 1 1 | | Тестирование, проверочные работы, работы по карточкам Самостоятельные работы, сообщения | Повторять основные понятия уже изученных тем, разбирать вопросы, которые не достаточно усвоены, вызывают сомнения. |
| Итого | 68 |
Обязательные лабораторные и практические работы:
Всего часов | Практических работ (2 работы) | Примерная дата | Лабораторных работ (7 работ) | Примерная дата |
68 | 1.Практическая работа №1 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю». 2. Практическая работа №2 «Вегетативное размножение комнатных растений». | | 1.Лабораторная работа №1 «Определение состава семян пшеницы». 2. Лабораторная работа №2 «Строение клеток живых организмов» (на готовых микропрепаратах). 3. Лабораторная работа №3 «Ткани растительных организмов». 4. Лабораторная работа №4 «Ткани животных организмов». 5. Лабораторная работа №5 «Изучение органов цветкового растения». 6. Лабораторная работа №6 «Распознавание органов у животных». 7. Лабораторная работа № 7 «Прямое и непрямое развитие насекомых» (на коллекционном материале). | |
В результате изучения предмета в 6 классе учащиеся
Получат возможность научиться:
- определять основные признаки живого ( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение) ;
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
-особенности строения ядерных и безъядерных клеток;
- знать важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;
- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;
- знать типы деления клеток, их роль в организме;
- определять особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- знать основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов ( питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие );
- давать характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
Овладеют умением:
- распознавать органоиды клетки;
-узнавать основные формы цветкового растения;
- распознавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;
- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,, вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания) ; нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Критерии оценки учебной деятельности:
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Учебно-методическое обеспечение:
Комнатные растения; коллекция насекомых; чучела птиц и других животных; таблицы с изображением растений и животных; микроскопы; диафильмы; презентации; видеофильмы; микропрепараты; гербарий.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. « Биология. Живой организм.» 6 класс: Учебник для общеобразовательных Учебных заведений- М.: Дрофа, 2006.-176с.;
И тетради с печатной основой
Сонин Н.И. Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Живой организм.» М.: Дрофа, 2006.-48 с.;
А также методических пособий для учителя:
1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;
2) Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин . « Биология. Живой организм.» 6 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология. Живой организм.» 6 класс .-М.: дрофа, 2005-2006 гг/
Дополнительная литература:
1.Демьяненков Е.Н.Биология в вопросах и ответах. – М., Просвещение, 1996.
2.Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А.Занимательная ботаника. - М., АСТ-Пресс, 1999.
3.Боброва Н.Г Эта увлекательная ботаника. - Самара, 1994.
Цифровые образовательные ресурсы:
Интернет-ресурсы:
http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования
www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.