СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для учителей-предметников, ведущих биологию в 6 классе по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС»











Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» в 6 классе

(предметная область «Естественно научные предметы»)



на 2016/2017 уч. год









Рабочую программу составила

Афонова Лия Николаевна,

учитель биологии

первой квалификационной категории

МБОУ «Чутеевская СОШ»


















Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года под № 1897, с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). За основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника (В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова)- М.: Дрофа, 2016. Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю и обеспечена УМК:

1.Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Биология.

2.ФГОС Биология. 5-9 классы: рабочие программы. Учебно-методическое пособие. Сос. Пальдяева Г.М. –М.; Дрофа,2016.

3.Пасечник В. В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2016 г.

4.Пасечник В. В Биология. Многообразие покрытосеменных растений . 6 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2016 г.

5.ФГОС Биология 6 класс Н.А. Богданов.-М,: ВАКО,2016.-96 стр.(КИМ).


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС»

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 5 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).





Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. - осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. – объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.



В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования

Живые организмы

Выпускник научится:

- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

- аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

- аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

- осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

- объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;


- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

-находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; -

-основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

-использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

- создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Обращение с устройствами ИКТ.

Выпускник научится:

-подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;

-соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;

-правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);

-осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;

-входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через

-Интернет, размещать в информационной среде различные информационные объекты;

-выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;

-соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

Выпускник получит возможность научиться:

-осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации человеком.

Фиксация изображений и звуков.

Выпускник научится:

-осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса, фиксацию хода и результатов проектной деятельности;

-учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;

-выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;

-проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий;

-проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить транскрибирование цифровых звукозаписей;

-осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.

Выпускник получит возможность научиться:

-различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;

-использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством;

-осуществлять трёхмерное сканирование.

Чтение. Работа с текстом.

В результате изучения всех без исключения учебных предметов, в том числе и биологии на ступени общего образования выпускники школы приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения, соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.

У выпускника будут сформированы:

- умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

- определять тему и главную мысль текста;

- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, выделять общий признак группы элементов, характеризовать явление по его описанию; находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение);

- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

- понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нём информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, выразительные средства текста;

- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность для формирования:

- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

- работать с несколькими источниками информации;

- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Выпускники научатся:

осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации,

овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно символической форме,

приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.

Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации.

Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

2.Содержание учебного предмета, курса

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2. Жизнь растений (12 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.

Раздел 3. Классификация растений (5 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.

Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.





































  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

п/п

Количество часов

Темы разделов и уроков

1

1

Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений 14 ч.

Строение семян двудольных растений.

Л/р №1. «Изучение строения семян двудольных растений».

Л/р №2. «Изучение строения семян однодольных растений».

2

1

Виды корней и типы корневых систем. Строение корня.

Л/р № 3«Виды корней. Типы корневых систем».

3

1

Зоны корня. Л/р № 4 «Корневой чехлик и корневые волоски».

4

1

Условия произрастания и видоизменение корней.

5

1

Побег и почки. Рост и развитие побега.

Л/р № 5 «Строение почек. Расположение почек на стебле»

6

1

Внешнее строение листа.

7

1

Клеточное строение листа. Видоизменение листьев.

8

1

Строение стебля. Многообразие стеблей.

Л/р № 6 «Внутреннее строение ветки дерева».

9

1

Видоизменённые побеги.

Л/р № 7«Изучение видоизменённых побегов

(корневище, клубень, луковица)

10

1

Строение цветка. Л/р № 8 «Строение цветка. Различные виды соцветий».

11

1

Соцветия. Л/р № 9 «Строение цветка. Различные виды соцветий».

12

1

Плоды и их классификация. Л/р № 10 «Ознакомление с сухими и сочными плодами».

13

1

Распространение плодов и семян.

14

1

Обобщение по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

15

1

Раздел 2. Жизнь растений 12ч.

Минеральное питание растений.

16

1

Фотосинтез.

17

1

Дыхание растений.

18

1

Испарение воды. Листопад.

19

1

Передвижение воды и питательных веществ в растении.

Л/р №11 «Передвижение воды и минеральных веществ по побегу растения

20

1

Прорастание семян.

Л/р №12 «Определение всхожести семян растений и их посев».

21

1

Способы размножения растений.

22

1

Размножение споровых растений.

23

1

Размножение голосеменных растений.

24

1

Размножение покрытосеменных растений.

25

1

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

Л/р №13 «Вегетативное размножение комнатных растений».

26

1

Обобщающий урок по теме «Жизнь растений»

27

1

Раздел 3. Классификация растений 5 ч.

Систематика покрытосеменных растений.

28

1

Класс двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

Л/р №14 «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений».

29

1

Семейства Паслёновые и Мотыльковые, Сложноцветные (Астровые).

30

1

Класс Однодольные. Семейства Лилейные и Злаки (Мятликовые).

31

1

Важнейшие сельскохозяйственные растения.


32

1

Раздел 4. Природные сообщества 3 ч.

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

33

1

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

34

1

Повторение и обобщение курса Биология. Многообразие покрытосеменных растений.



















Приложения

1.Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3.В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4.Ответ самостоятельный;

5.Наличие неточностей в изложении  материала;

9. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

6.Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

7.Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2.Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3.Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5.Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6.Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2.Не делает выводов и обобщений.

3.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4.Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.выполнил работу без ошибок и недочетов;

2.допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1.не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2.или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1.не более двух грубых ошибок;

2.или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3.или не более двух-трех негрубых ошибок;

4.или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5.или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1.допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2.или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1.Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2.Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

1.Время выполнения работы: 10-15 мин.

2.Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

1.Время выполнения работы: 30-40 мин.

2.Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

1.Время выполнения работы: 10-15 мин.

2.Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

1.Время выполнения работы: 30-40 мин.

2.Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка «5» ставится, если:

1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.

2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

2.Контрольно-измерительные материалы:

ФГОС Биология 6 класс Н.А. Богданов.-М,: ВАКО,2016.-96 стр.(КИМ).























2.Контрольно-измерительные материалы:

Контрольная работа №1 по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений».

  1. Из каких частей состоит семя однодольных растений?

  2. Назови растения, которые имеют две семядоли.

  3. Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли?

  4. Какова роль семян в жизни растений?

  5. Какие растения называют однодольными?

  6. Какую роль играют корни в жизни растений?

  7. Какие виды корней вам известны?

  8. Где находится корневой чехлик и какова его функция?

  9. Какая ткань обеспечивает корню прочность и упругость?

  10. Какие видоизменения корней вам известны?

  11. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?

1) __________________________________________________________

2) __________________________________________________________

3) __________________________________________________________

4) __________________________________________________________

5) __________________________________________________________



  1. Какие типы листорасположения обозначены цифрами 1-3?



1) ____________________________

2) ____________________________

3) ____________________________



1 2 3

  1. Что такое побег?

  2. Что такое почка?

  3. Что произойдет с побегом, если удалить верхушечную почку?

  4. Какое жилкование листа изображено цифрами 1-2?



1) ____________________________

2) ____________________________



  1. 2

  1. Что такое лист?

  2. Какие растения имеют черешковые листья?

  3. Из чего состоят сложные листья?

  4. Какое жилкование листа имеют двудольные растения?

  5. Какова функция устьица?

  6. Как по внешнему виду можно отличить листья влажных мест обитания?

  7. Клетками какой ткани образована кожица листа?

  8. Чем травянистые стебли отличаются от деревянистых?

  9. Какие растения имеют прямостоячие стебли?

  10. Какую функцию выполняют ситовидные трубки в стебле растения?

  11. Каким типом ткани образован камбий?

  12. Что можно определить по годичным кольцам?

  13. Почему луковицу считают видоизмененным побегом?

  14. Что такое цветок?

  15. Назовите главные части цветка.



  1. Цветок с каким околоцветником изображен на рисунке? Почему вы так считаете?





  1. Как называются соцветия, обозначенные цифрами 1-5?

1) _______________________

2) ________________________

3) ________________________

4) ________________________

5) ________________________

1 2 3 4 5

  1. Каково биологическое значение соцветий?

  2. Из чего состоит плод?

  3. Какие растения имеют плод костянка?

  4. Какие типы плодов изображены на рисунке?

1) ___________________________________

2) ___________________________________

3) ___________________________________

4) ___________________________________





1 2 3 4



  1. Какие растения распространяются с помощью человека и животных?

  2. Какие приспособления имеют семена или плоды, переносимые ветром?



Контрольная работа №1 по теме:

«Строение и многообразие покрытосеменных растений». Вариант – 1

Инструкция для обучающихся: Тест состоит из трёхуровневых заданий. На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого, сначала из первой группы (на 1 балл), затем из 2 группы (на 2 балла) и 3 группы (на 3 балла). Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольный лист.

1. Как ещё называют покрытосеменные растения?

А.семенные; Б.цветковые; В.сосновые; Г. культурные.

2. Из перечисленных растений выберите двудольное:

А.рожь; Б.лук; В.соя; Г.ландыш.

3. Какая зона корня расположена за зоной роста?

А.зона деления; Б. зона всасывания; В. корневой чехлик; Г. зона проведения.

4. Усики гороха – это видоизменённые:

А.корни; Б.стебли; В.побеги; Г.листья.

5. Плод гороха – это:

А. стручок; Б. семянка; В. боб; Г.коробочка.

6. В растении воду и минеральные соли проводят:

А. ситовидные трубки; Б. сосуды; В. лубяные волокна; Г. волокна древесины.

7. Корни, отрастающие от главного корня, - это:

А. боковые; Б. придаточные; В. дыхательные; Г. воздушные.

8. Из чего развивается побег у многолетнего растения?

А. из почки; Б. из почечки зародыша семени; В. из стебля; Г. из листа.

________________________________________________________________________

Внимательно прочитайте задания второй группы и запишите ответы аккуратным разборчивым почерком в контрольный лист цифрами, словами.

9. Укажите, под какими номерами на рисунке изображены простые, а под какими – сложные соцветия. Укажите их названия.

10. Какие типы листорасположения изображены на рисунке? Приведите примеры растений, имеющих данные листорасположения?

________________________________________________________________________

Ответы заданий третьей группы запишите аккуратным разборчивым почерком в контрольный лист рядом с номером задания (№№ 11-15) словами, выражениями, как требует того ответ.

11. Какие функции выполняет стебель?

12. Растения, имеющие пестичные и тычиночные цветки на одном растении, называются …

13. Кожица – это один из видов … ткани растения.

14. Что можно увидеть на продольном разрезе вегетативной почки?

15. Чашечка и венчик составляют …

Вариант – 2

Инструкция для обучающихся: Тест состоит из трёхуровневых заданий. На его выполнение отводится 45 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого, сначала из первой группы (на 1 балл), затем из 2 группы (на 2 балла) и 3 группы (на 3 балла). Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

К каждому заданию из первой группы дано четыре ответа, но только один из них правильный. Ответы записывайте буквами А, Б, В, Г в контрольный лист.

1. От какого слова произошло название слова «вегетативные» органы?

А. зелёные; Б. растительные; В. производящие; Г.видоизменённые.

2. Где находится запас питательных веществ у большинства однодольных растений?

А. в эндосперме; Б.в семядолях; В. в корешке; Г. в семенной кожуре.

3. Клубень – это видоизменённый:

А. лист; Б.корень; В. плод; Г. побег.

4. Выберите растения с мочковатой корневой системой:

А. яблоня; Б.чеснок; В. томат; Г.фасоль.

5. У подсолнечника соцветие:

А. головка; Б. кисть; В. корзинка; Г. завиток.

6. Какая ткань обеспечивает прочность и упругость корня?

А. механическая; Б. покровная; В. основная; Г. проводящая.

7. По какой части стебля передвигается вода и органические вещества?

А. по лубяным волокнам; Б. по ситовидным трубкам луба; В. по сосудам древесины; Г. по волокнам древесины.

8. Где находятся устьица у водных растений?

А. в мякоти листа; Б. на нижней стороне кожицы листа; В. на верхней стороне кожицы листа; Г. в жилках

Внимательно прочитайте задания второй группы и запишите ответы аккуратным разборчивым почерком в контрольный лист цифрами, словами.

9. Укажите названия частей цветка. Какие из них относятся к главным и почему?





10. Какие из изображённых листьев относятся к простым, а какие – к сложным?

Почему вы так решили? Попытайтесь указать типы простых и сложных листьев?

________________________________________________________________________

Ответы заданий третьей группы запишите аккуратным разборчивым почерком в контрольный лист рядом с номером задания (№№ 11-15) словами, выражениями, как требует того ответ.

11. Что представляет собой почка?

12. Цветки, имеющие тычинки и пестики, называют …

13. Какие функции выполняют листья?

14. Корневой чехлик образован клетками … ткани.

15. Разросшиеся и видоизменённые стенки завязи – это …

Итоговая контрольная работа

1 вариант

Инструкция для учащихся:Тест состоит из частей А и В. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, но Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (X) в клеточке, номер которой равен номеру выбранного.

А1. После отмирания бобовых растений обогащают почву азотистыми веществами бактерии

1. брожения

2. гниения

3. клубеньковые

4. почвенные

А2. Корень представляет собой

1.корневище с почками

2. клубень с почками

3. подземный орган, поглощающий воду и минеральные соли

4. видоизменённый побег

A3. Высшие растения, не имеющие корней, -

1.мхи 2. папоротники 3. голосеменные 4. покрытосеменные

А4. Гриб трутовик, поселяясь па дереве,

1. улучшает всасывание деревом воды и минеральных солей

2. разрушает ткани ствола, используя для питания его органические вещества

3. улучшает азотное питание дерева

4. обеспечивает органическими веществами.

А5. Лист - это орган, в котором не происходит

1. образование на свету органических веществ из неорганических

2. передвижение воды и минеральных веществ

3. поглощение углекислого газа и выделение кислорода

4. всасывание воды и минеральных веществ.

А6. Подземная часть гриба называется

1. плодовым телом 2. микоризой 3. грибницей 4. спорангием

А7. В отличие от голосеменных, у покрытосеменных имеются

1. стебли и листья

2. семена

3. цветки и плоды

4. корни

А8. Клубень у картофеля образуется

1. на верхушке корня

2. на верхушке подземного стебля

3. верхушке корневища

4. на месте корневых волосков в зоне всасывания корпя.

А9. Спорами размножаются

1.кукушкин лён, белый гриб, спирогира

2. бодяк полевой, осот, пырей

3. тюльпан, нарцисс, ирис

4. ель, сосна, пихта

А10. В растительной клетке органические вещества из неорганических образуются:

1. в ядре 2. в цитоплазме 3. в хлоропластах 4. в митохондриях

А11. Растения при дыхании:

1. поглощают углекислый газ и выделяют кислород

2. поглощают и выделяют кислород

3.поглощают кислород и выделяют углекислый газ

4. поглощают и выделяют углекислый газ.

А12. Испарение воды листьями - процесс

1.поглощения солнечной энергии

2. передвижение воды в растении

3. выделения воды через устьица

4. поглощения воды и минеральных солей.

А13. Однодольное растение в зародыше

1. не имеют семядолей

2. имеют одну семядолю

3. имеют 2 семядоли

4. имеют три семядоли.

А14. Лишайники относят

1.к растениям 2. грибам 3. животным 4. симбиотическим организмам.

А15. Питание растений минеральными веществами, растворёнными в воде, осуществляется за счёт

1. только испарения воды листьями

2. только корневого давления

3. корневого давления и испарения воды листьями

4. других процессов, происходящих в растении.



ЧАСТЬ В

Инструкция дня учащихся: Ответьте на вопросы заданий. Ответ (слово) запишите в бланке ответов рядом с номером задания (BI — В…). Каждую букву пишите заглавными печатными буквами

В1.Оболочка Земли населённая живыми организмами – это _________________________

В2. Часть стебля с расположенными на нём листьями и почками _____________________

В3. Цветки, собранные в группу в определённой последовательности _________________

В4. Взаимовыгодное существование двух организмов __________________________

II вариант:

Инструкция для учащихся: Тест состоит из частей А и В. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого лёгкого. Если задание не удаётся выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по Вашему мнению, ответ. В бланке ответов под номером задания поставьте крестик (X) в клеточке, номер которой равен номеру выбранного.

А1. Одно ядро имеют клетки

1. бактерии гниения

2. большинство грибов

3. растения и животные

4. клубеньковые бактерии

А2. Наличие у верблюжьей колючки глубоко уходящих в почву корней - пример

приспособленности к жизни

1. на болотах

2. на дне водоёма

3. в условиях умеренной влажности

4. в засушливых условиях.

A3. Клетка гриба в отличие от клетки растения не имеет

1. рибосом 2. ядра 3. хлоропласта 4. цитоплазмы.

А4. Особенности строения листьев, уменьшающие испарение воды:

1. простые листья

2. листья с широкими листовыми пластинами

3. сложные листья

4.видоизменённые листья колючки.

А5. Семена впервые появились

  1. у голосеменных 2. мхов 3. водорослей 4. покрытосеменных

А6. Растения обеспечивают человека и большинство других организмов кислородом, органическими веществами и заключённой в них энергией благодаря:

1. дыханию 2. брожению 3. окислению 4. фотосинтезу

А7. Что называется оплодотворением

1.слияние женских половых клеток 2. слияние двух яйцеклеток

3. слияние спермия с яйцеклеткой 4. слияние мужских гамет.

А8. Простой лист состоит из

1 одной листовой пластины 2. одной листовой пластины и черешка

3. нескольких листовых пластин 4. одной или нескольких листовых пластин.

А.9. Основные части цветка - это

I. пестик и тычинки

2. тычинки и лепестки

3. чашечка и венчик

4. только венчик

А10. Дрожжи относятся к царству

1. бактерий 2. животных 3. растений 4.грибов.

А11. Тело лишайников состоит из:

1. вирусов и бактерий

2. водорослей и грибов

3.бактерий и водорослей

4. грибов и вирусов.

А12. Формула цветков растений семейства Крестоцветные:

1.Ч 4Л 4Т 4+2П1 2. Ч 5Л 5Т 5П1 З. Ч 4Л 5Т 8П1 4. Ч 5Л 5Т 8П1

А13. Отводками человек искусственно размножает

1. смородину, крыжовник, калину 2. яблоню, сливу, смородину

3. малину, крыжовник, яблоню 4.сливу, вишню, калину.

А14. Рост стебля в толщину осуществляется за счёт деления клеток...

1. зон деления 2. камбия 3. древесины 4. зоны роста

А 15. Вес живые организмы в отличие от неживых

1. изменяют форму

2. размножаются, растут, развиваются

3. существуют независимо от среды

4.изменяются под воздействием среды.

ЧАСТЬ В

Инструкция для учащихся: Ответьте ни вопросы заданий. Ответ (слово) запишите в бланке ответов рядом с номером задания (В1 — В.,.). Каждую букву пишите заглавными печатными буквами.

В1. Обязательное свойство любого живого организма, заключающееся в воспроизведении себе подобных ______________________________________________

В2. Опадение листьев, обычно у деревьев и кустарников ___________________________

В3. Орган размножения покрытосеменных растений ______________________________

В4. Группа клеток, соединенных друг с другом, имеющих одинаковое строение и выполняющих одну и ту же функцию ___________________________________________

Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе.

1 Вариант

Инструкция для учащихся:Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.К увеличительным приборам не относится:

а) телескоп; б) микроскоп;

в) лупа; г) термометр

2.Хранителем наследственной информации являются:

а) рибосомы; б) вакуоли;

в) хромосомы; г) клеточный центр.

3. Корневая система:

а) удерживает растение в почве;

б) удерживает растение в почве и обеспечивает поступление в него воды и

питательных веществ;

в) обеспечивает поступление в растение воды и минеральных солей, удерживает

его в почве, служит местом запасания питательных веществ.

4. Поверхность корней, стеблей, листьев образована .... тканью:

а) механической; б) покровной; в) проводящей; г) запасающей

5. Бактерии – это:

а) многоклеточные организмы;

б) одноклеточные организмы без ядра;

в) клетка, имеющая ядро;

г) клетки только круглой формы

6. Хроматофор в форме незамкнутого кольца у:

а) хлореллы; б) ламинарии; в) спирогиры; г) улотрикса

7. Тело лишайника называется:

а) микориза; б) мицелий; в) слоевище; г) нет верного ответа

8. Мхи отличаются от других растений тем, что:

а) они способны питаться отмершими организмами;

б) тело не имеет тканей и органов;

в) корни глубоко уходят в почву;

г) на концах верхних ветвей образуется коробочка со спорами

9. Голосеменные растения отличаются от папоротников:

а) живут на суше;

б) имеют корни и побеги;

в) образуют плод;

г) размножаются семенами

10. Зародыш состоит из:

а) почечки и семядолей;

б) зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей;

в) зародышевого корешка, стебелька и почечки.

11.В образовании корнеплодов принимает участие корни:

а) придаточные; б) главный ; в) боковые ; г)боковые и придаточные

12. Органические вещества откладываются в стебле в запас в:

а) коре; б) камбии; в) сердцевине; г) древесине

13. Цветок – это орган растения, который обеспечивает:

а) семенное размножение;

б) образование гамет;

в) оплодотворение;

г) все перечисленное

14. Никогда не участвует в образовании плодов:

а) стенки завязи пестика;

б) основания тычинок и лепестков;

в) цветоложе;

г) цветоножка

15. К органическим веществам относятся:

а) вода; б) минеральные соли; в) крахмал; г) кислород

16. Фотосинтез происходит в:

а) цитоплазме; б) ядре; в) хлоропластах; г) вакуоле

17. Движение веществ у растений осуществляется:

а) по клеткам и сосудам;

б) по сосудам и ситовидным трубкам;

в) по клеткам, сосудам и ситовидным трубкам.

18. Прорастание семени начинается с:

а) деления клеток зародыша;

б) поглощения семенем воды;

в) усиленного поглощения кислорода.

19. Развитие организма начинается:

а) яйцеклетки; б) зиготы; в) бластулы; г) гаструлы.

20.Корневищами размножаются:

а) тюльпан; б) ландыш; в) земляника; г) смородина

21. Главный признак, по которому растения относят к классу однодольных:

а) жилкование листьев;

б) тип корневой системы;

в) одна семядоля в зародыше;

г) строение цветка

22. К факторам живой природы относят:

а) свет, влажность, тепло, ветер, дождь, град;

б) свет, влажность, тепло;

в) деятельность живых организмов.

Часть В Выберите правильные ответы.

В 1. Для растения характерно: ( выбрать три правильных ответа)

  1. автотрофный (фототрофный) тип питания;

  2. отсутствие клеточной стенки;

  3. наличие иммунной системы;

  4. чередование гаплоидной и диплоидной фаз развития;

  5. диффузный ограниченный рост;

  6. рост в течение всей жизни.

В 2. Установите соответствие между видами жилкования листьев и представителями растений.

Виды жилкования Представители

1. дуговое а. ландыш

2. параллельное б.черемуха

3. перистое в.овес

Часть С. Дать полный развернутый ответ.

Какие преимущества дает цветковым растениям наличие у них семян?

2 Вариант

Инструкция для учащихся.

Тест состоит из частей А, В,С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.Если окуляр микроскопа увеличивает в 15 раз, а объектив – в 20 раз, то общее увеличение микроскопа в:

а) 35; б) 150; в) 200; г) 300

2.Клеточное строение имеют:

а) некоторые растения;

б) все растения;

в) только листья элодеи;

г) только кожица чешуи лука



3. Корни, отрастающие от главного корня, называются:

а) боковыми; б) придаточными; в) воздушными; г) дыхательными

4. Камбий – это ткань:

а) механическая; б) покровная; в) проводящая; г) образовательная

5.Симбиоз грибницы и корней дерева называется:

а) мицелий; б) плодовое тело; в) микориза; г) клубеньки

6. Водоросли – растения, у которых нет:

а) корней; б) стеблей; в) листьев; г) всего вышеперечисленного

7.Пионерами формирования растительного покрова называют:

а) мхи; б) лишайники; в) папоротники; г) водоросли

8.Споры у хвощей созревают в:

а) заростках;

б) колосках на верхушках побегов;

в) сорусах на поверхности листьев

г) споры отсутствуют

9.Мужские гаметы не обладают подвижностью у:

а) мхов; б) папоротников; в) голосеменных; г) всех перечисленных

10.Главной частью цветка является:

а) пестик и лепестки; б) венчик и тычинка; в) пестик и тычинка.

11. Вегетативная почка состоит из:

а) черешка и листовой пластинки;

б) зачаточного бутона;

в) зачаточного стебля и листьев;

г) стебля с почками

12. Подземные побеги, на которых развиваются клубни, называются:

а) столоны; б) глазки; в) донце; г) корневище

13. Околоцветник называется двойным, если есть:

а) чашечка и венчик;

б)только чашечка;

в)только венчик;

г) лепестки венчика

14. Биологическое значение соцветий:

а) мелкие невзрачные цветки становятся заметными;

б) образуют больше пыльцы;

в) лучше привлекают насекомых;

г) все вышеперечисленное

15. К минеральным веществам относится:

а) витамины; б) соли натрия; в) клейковина; г) жир

16.Для фотосинтеза растению необходимы вещества:

а) углекислый газ и вода; б) углекислый газ и кислород;

в) кислород и вода; г) органические вещества и вода

17.Движение воды и минеральных солей в растении осуществляется:

а) по клеткам; б) по клеткам и сосудам; в) по клеткам и ситовидным трубкам.

18. При надземном прорастании семядоли:

а) остаются в почве; б) выносятся из почвы.

19. Вегетативное размножение – это:

а) половое размножение;

б) размножение спорами;

в) размножение вегетативными органами растений.

20. Процесс двойного оплодотворения открыл:

а) К.А. Тимирязев; б) С.Г. Навашин; в) Р.Гук; г) Мальпиги

21. У растений семейства лилейных формула цветка кратная:

А) 3; б) 4; в) 5; г) 6

22. К факторам неживой природы относят:

а) свет, влажность, тепло, ветер, дождь, град;

б) деятельность живых организмов;

в) деятельность человека, его влияние на природу.



Часть В

Выберите правильные ответы.

В 1. К классу двудольные относятся следующие семейства:

  1. крестоцветные

  2. сложноцветные

  3. розоцветные

  4. лилейные

  5. пасленовые

  6. бобовые

  7. злаки

В 2. Установите соответствие между типами размножения и отделами растений.

Типы размножения Отделы растений

1. размножение семенами а. голосеменные

б. мхи

2. размножение спорами в. папоротники

г. водоросли

Часть С. Дать полный развернутый ответ.

В чем плюсы и минусы бесполого размножения? Что общего во всех формах бесполого размножения?

3 Вариант

Инструкция для учащихся.

Тест состоит из частей А, В,С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

  1. Система увеличительных стекол микроскопа в нижнем конце тубуса:

а) зеркало; б) объектив; в) окуляр; г) штатив

  1. Ядер нет в клетках:

а) растений; б) бактерий; в) грибов; г) животных.

  1. Из зародышевого корешка развивается:

а) боковой корень, б) придаточный корень, в) главный корень г) воздушный корень

  1. Сосуды и ситовидные трубки – это ткань:

а) механическая; б) покровная; в) проводящая; г) образовательная

5. Клубеньковые бактерии живут на корнях .... растений:

а) бобовых растений; б) розоцветных; в) пасленовых; г) лилейных

6.Ламинария, или морская капуста, - это водоросль из отдела:

а) зеленых; б) красных; в) бурых; г) колониальных

7. Лишайники – это:

а) растения; б) водоросли; в) грибы; г) симбиоз гриба и водоросли

8. Листья совмещают функции спороношения и фотосинтеза у:

а) мхов; б) папоротников; в) хвощей; г) плаунов

9. Голосеменные растения считаются более высокоорганизованными, чем папоротники, так как у них появляются:

а) ткани и органы; б) цветки и плоды; в) семена; г) споры

10. Черешок – это часть:

а) стебля; б) листа; в) побега; г) почки.

11. Из генеративной почки развивается:

а) цветок; б) побег; в лист; г) корень

12. Рост стебля в толщину происходит за счет клеток:

а) коры; б) камбия; в) сердцевины; г) древесины

13. Семена развиваются из:

а) рыльца пестика; б) пыльника; в) стенок завязи; г)семязачатка

14. Соцветие корзинка у:

а) пшеницы; б) примулы; в) одуванчика; г) кукурузы

15. К органическим удобрениям относится:

а) зола; б) торф; в) азотные удобрения; г) фосфорные удобрения

16. Фотосинтез происходит:

а) в темноте; б) на свету; в) круглосуточно; г) зимой и летом

17. У растений по ситовидным трубкам луба перемещаются:

а) органические вещества; б) кислород и углекислый газ;

в) вода; г) минеральные вещества.

18.Сроки посева семя зависят от:

а) размера семян; б) типа почвы; в) теневыносливости растения

г) теплолюбивости растения

19. Эндосперм образуется из:

а) яйцеклетки; б) центральной клетки; в) семязачатка; г) зародышевого мешка

20. При бесполом размножении никогда не происходит:

а) почкование; б) деление клеток; в) образование спор; г) слияние гамет

21. Чтобы отнести растение к определенному семейству, надо знать:

а) тип корневой системы; б) строение цветка и плода; в) жилкование листьев;

г) число семядолей в зародыше

22. Экология – это наука, которая изучает:

а) поведение организмов;

б) взаимоотношения между организмами и окружающей средой;

в) факторы внешней среды.

Часть В

В 1. Выберите несколько правильных ответа.

Расположите в порядке возрастания ранга систематические группы растений:

1. отдел

2. класс

3. род

4. вид

5.царство

6. семейство

В 2. Установите соответствие между зонами корня и биологическими процессами, происходящими в них:

Зоны корня Биологические процессы

1.зона деления а. минеральное питание

2. зона роста б. активное деление клеток

3. зона всасывания в. обеспечение вегетативной части растения водой и мин.солями

4. зона проведения г. нарастание корня в длину

Часть С. Дать полный развернутый ответ.

  1. Что такое среда обитания? Перечислите среды живых организмов.

  2. Закончите схему цепи питания: растения - ……? - ящерица - ……….?

4 Вариант

Инструкция для учащихся.

Тест состоит из частей А, В,С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного, даже самого легкого. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.

Часть А.

К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ, запишите его в бланке ответов.

1.Система увеличительных стекол микроскопа в верхнем конце тубуса:

а) зеркало; б) объектив; в) окуляр; г) штатив

2.Хлоропласты - это .....пластиды:

а) зеленые; б) красные; в) бесцветные; г) фиолетовые

3. Корневые волоски располагаются в зоне:

а) всасывания; б) проведения; в) роста; г) деления

4. Главная функция основной ткани:

а) защита; б) придает прочность; в) передвижение воды и солей; г) синтез и запасание веществ

5.Белый пушистый налет на хлебе – это гриб ....:

а) пеницилл; б) трутовик; в) мукор; г) фитофтора

6. Клетки различной формы, с помощью которых многоклеточные водоросли прикрепляются к грунту, называются:

а) ризоиды; б) слоевище; в) корни; г) жгутики

7. Лишайники не встречаются, как правило, в крупных городах, так как:

а) очень медленно растут; б) испытывают недостаток влаги;

в) очень чувствительны к загрязнению атмосферы;

г) испытывают недостаток света

8. Основным органом прикрепления к почве у плаунов служат:

а) ризоиды; б) главные корни; в) придаточные корни; г) боковые корни

9.Ежегодно сбрасывают иголки:

а) ель; б) пихта; в) можжевельник; г) лиственница

10.Завязь, столбик и рыльце вместе составляют:

а) побег; б) почку; в) венчик; г) пестик.

11.Устьице – это:

а) две замыкающие клетки с хлоропластами и щель между ними;

б) расстояние между ними;

в) клетки образовательной ткани;

г) мертвые клетки с толстыми стенками

12. Из перечисленных видоизменений органов растений выберите видоизменение корня:

а) корневище; б) клубень; в) корнеплод; г) колючки

13. Двудомное растение – это:

а) ива и вишня; б) вишня и яблоня; в) огурец и слива; г) тополь и ива

14. Сухой односемянный плод называется:

а) коробочка; б) зерновка; в) стручок; г) боб

15. Вода поднимается от корня по стеблю к листьям благодаря:

а) корневому давлению; б) фотосинтезу;

в) изменению влажности воздух г) внесению удобрений

16. Для растений характерно питание:

а) только путем фотосинтеза; б) только минеральное;

в) готовыми органическими веществами; г) фотосинтез и минеральное

17. У растений по сосудам древесины перемещаются:

а) органические вещества; б) кислород и углекислый газ;

в) вода и минеральные вещества.

18. На прорастание семян не влияет:

а) свет; б) тепло; в) вода; г) воздух

19. Процесс слияния половых клеток называется:

а) партеногенезом; б) спариванием; в) оплодотворением.

20. У цветковых растений по пыльцевой трубке двигаются к зародышевому мешку

спермии. Их обычно:

а) 2; б) 32; в) 200; г) несколько миллионов.

21. К семейству пасленовых относятся следующие растения:

а) картофель и белена; б) яблоня и вишня;

в) редис и сурепка; г) ромашка, одуванчик

22. В последние годы воздействие человека на живые организмы:

а) уменьшилось; б) увеличилось; в) осталось без изменений.

Часть В

Выберите несколько правильных ответа.

В 1.

  1. все живые организмы состоят из тканей;

  2. ткань – это группа клеток, сходных по строению и выполняемым функциям;

  3. клетки в тканях соединены межклеточным веществом;

  4. образовательная ткань у растений находится только в верхушке побега;

  5. образовательная ткань у растений находится только в зародыше.

В 2. Установите соответствие между некоторыми частями цветка и тем, что из них образуется после оплодотворения:

Структура цветка В результате оплодотворения преобразуется в:

  1. из покрова семязачатка а. эндосперм

  2. из стенок завязи б. оболочка плода

  3. из оплодотворенной яйцеклетки в. зародыш

  4. из диплоидного ядра г. кожура семени

Часть С. Дать полный развернутый ответ.

Что называется растительным сообществом? Почему различающиеся своими биологическими особенностями растения могут расти в одном сообществе?