СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа учителя составлена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2013-2014 уч.г., авторской программы по биологии 5-9 кл. издательского центра «Ветана-Граф» авторов  И.Н.Пономарёвой и других.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС»

Рассмотрено на заседании МО


Протокол №

от « » ___________ 2016

Утверждаю

Директор школы ___________/Н.В.Лысенко/ приказ №

от « » _____________ 2016











МКОУ Криушанская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии в 6 классе

на 2016-2017 учебный год















Учитель первой квалификационной категории

Молчевская Елена Владимировна



Пояснительная записка

Рабочая программа учителя составлена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2013-2014 уч.г., авторской программы по биологии 5-9 кл. издательского центра «Ветана-Граф» авторов И.Н.Пономарёвой и других.

Рабочая программа педагога реализуется на основе УМК, созданного под руководством И.Н.Пономарёвой и учебника системы «Алгоритм успеха» Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С. Кучменко. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с. : ил., рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа адресована учащимся 6 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 1 часа в неделю в течение 1 учебного года.


Планируемые результаты формирования УУД по биологии у учащихся 6 класса


Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

перечислять отличительные свойства живого;

различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Планируемые результаты формирования УУД по биологии у учащихся 6 класса Планируемые результаты изучения курса биологии


Личностными результатами являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания)

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

перечислять отличительные свойства живого;

различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.


Планируемые результаты изучения курса биологии

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.


По окончанию 6 класса обучающийся научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.


По окончанию 6 класса обучающийся получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


Содержание курса

Наука о растениях – ботаника ( 4ч.)

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Многообразие жизненных форм растений. Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. Ткани растений.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».


Органы цветковых растений. ( 9ч.)

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Корень, его строение и значение. Побег , его строение и развитие. Лист, его строение и значение. Стебель, его строение и значение. Цветок, его строение и значение. Плод. Разнообразие и значение плодов.

Лабораторная работа № 1. «Изучение строения семени двудольных растений».

Лабораторная работа № 2 «Строение корня у проростка».

Лабораторная работа № 3 «Строение вегетативных и генеральных почек».

Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».


Основные процессы жизнедеятельности растений. ( 7ч.)

Минеральное питание растений и значение воды. Воздушное питание растений- фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений. Размножение и оплодотворение у растений. Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Использование вегетативного размножения человеком. Рост и развитие растений. Зависимость процессов роста и развития от условий среды обитания.

Лабораторная работа № 5 «Черенкование комнатных растений».


Многообразие и развитие растительного мира.( 11 ч.)

Систематика растений, ее значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Их общая характеристика. Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение. Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. Семейства класса Двудольные. Семейство класса Однодольные. Историческое развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения моховидных растений».


Природные сообщества. (3 ч.)

Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Смена природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.



Тематическое планирование.

Тема 1.Наука о растениях – ботаника -4 часа 

Тема 2.Органы цветковых растений.-9 часов 

Тема 3.Основные процессы жизнедеятельности растений – 7 часов. 

Тема 4.Многообразие и развитие растительного мира-11 часов.

Тема 5.Природные сообщества -3 часа. 



Учебно-методический комплекс:

1.И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н. Пономаревой. _ М.: Вентана – Граф, 2014. – 240 с.:ил.

2. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Рабочая тетрадь по биологи для 6 класса « Вентана – Граф» 2010


3.Книга для учителя. Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» ВОИПКРО Воронеж 2008


4.Тесты и биологические диктанты. Для обобщающего контроля знаний на уроках биологии. Министерство образования России. Самара 1995

5.1С: Репетитор. Биология. Книга для учителя( 6-11классы) Методические рекомендации. Москва ООО «1С- Павлишинг» 2009

Цифровые образовательные ресурсы и электронные учебники:

1.CD «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс

2.DVD «Ботаника. Знакомство с цветковыми растениями» 6 класс

3.CD «Биология. Репетитор»











Приложение №1



урока.

Дата.

№ урока

Тема урока.

§

Вид контроля

Примечание

План

Факт.

1.




Тема 1. Наука о растениях — ботаника (4 ч)






1-11.09


1

Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений.

§1



2.

12-18.09


2

Многообразие жизненных форм растений

§2



3.

19-25.09


3

Клеточное строение растений.
Свойства растительной клетки

§3



4.

26.09-2.10


4

Ткани растений

§4




5.




Тема 2. Органы растений (9ч)




6.

3-9.10


5

Семя, его строение и значение
Лабораторная работа 1

«Изучение строения семени двудольных растений»

§5


Тест по типу ЕГЭ


10-16.10


6

Условия прорастания семян

§6



7.

17-23.10


7

Корень, его строение и значение

Лабораторная работа 2

«Строение корня проростка»

§7

Тест по теме «Семя»


8.

24-30.10


8

Побег, его строение и развитие Лабораторная работа 3

«Строение вегетативных и генеративных почек»

§8



9.

7-13.11


9

Лист, его строение и значение

§9



10.

14-20.11


10

Стебель, его строение и значение Лабораторная работа 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

§10



11.

21-27.11


11

Цветок, его строение и значение


§11



12.

28.11-4.12


12

Плод. Разнообразие и значение плодов


§12



13.

5-11.12


13

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений»


Разноуровневая контрольная работа






Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч)




16.

12-18.12


14

Минеральное питание растений и значение воды

§13



17.

19-25.12


15

Воздушное питание растений — фотосинтез

§14



18.

26-30.12


16

Дыхание и обмен веществ у растений

§15



19.

16-22.01


17

Размножение и оплодотворение у растений


§16



20.

23-29.01


18

Вегетативное размножение растений и его использование человеком

Лабораторная работа 5

«Черенкование комнатных растений»

§17



21.

30.01-5.02


19

Рост и развитие растений

§18




22.

6-12.02


20

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Основные процессы жизнедеятельности растений»


Разноуровневая контрольная работа


23.




Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира (11 ч)




24.

13-19.02


21

Систематика растений, её значение для ботаники

§19



25.

20 -26.02


22

Водоросли, их многообразие в природе

§20


26.

27.02-5.03


23

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа 6

«Изучение внешнего строения моховидных растений».

§21


27.

6-12.03


24

Плауны. Хвощи. Папоротники.
Их общая характеристика


§22




28.

13-19.03


25

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

§23

Письменная работа


29.

20-23.03


26

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение

§24




3-9.04


27

Класс Двудольные.

§25




30.

10-16.04


28

Класс Однодольные.

§26



17-23.04


29

Историческое развитие растительного мира

§27

Тест: « Отделы Покрытосеменны»


31.

24-30.04


30

Разнообразие и происхождение культурных растений

§28



32.

1-7.05


31

Дары Старого и Нового Света

§29




33.




Тема 5. Природные сообщества (3 ч)





8-14.05


32

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

§30

Разноуровневая контрольная работа



15-21.05


33

Совместная жизнь организмов
в природном сообществе

§31




22-31.05


34

Смена природных сообществ и её причины

§32