Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Филиппенковская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № от« »____ 2017 г. ____________ | Принято педагогическим советом _____________ « _ »________ 2017 г. | Утверждаю. Директор школы Дятлова В.Е Приказ №___________ от«_ »________ 2017г. _____________ |
Рабочая программа
учебного предмета
МИР РАСТЕНИЙ
6 класс
на 2017-2018 учебный год
Составитель:учитель Чалый Николай Степанович.
с. Филиппенково
2017 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение курса «Мир растений» в 6 классе обеспечивает следующие результаты:
Личностные:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметные:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные
- определять роль растений в природе и жизни человека;
- объяснять роль растений в круговороте веществ;
- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;
- перечислять отличительные свойства растений;
- различать основные группы растений;
- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- различать съедобные и ядовитые растения.
Содержание учебного предмета
Наука о растениях – ботаника (5 ч)
Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.
Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.
Экскурсия
«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».
Органы растений (9 ч)
Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.
Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.
Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений
Побег. Развитие побега из зародышевойпочечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.
Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.
Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.
Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.
Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.
Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.
Лабораторные работы
«Строение семени фасоли»
«Строение вегетативных и генеративных почек»
«Внешнее строение листьев»
«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»
«Изучение строения соцветий»
Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)
Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.
Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.
Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.
Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.
Практические работы
«Черенкование комнатных растений»
«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»
Многообразие и развитие растительного мира (9 ч)
Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.
Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.
Высшие споровые растения.
Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.
Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.
Высшие семенные растения.
Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.
Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.
Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.
Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).
Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.
Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.
Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.
Лабораторные работы
«Изучение внешнего строения мхов»
Природные сообщества (5 ч)
Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.
Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.
Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.
Экскурсия
«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».
Тематическое планирование
№ | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 | Наука о растениях – ботаника (5 часов) | 5 |
2 | Органы растений. (9 часов) | 9 |
3 | Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов) | 7 |
4 | Многообразие и развитие растительного мира. (9 ч) | 9 |
ИТОГО | 35 |
Класс 6
Учитель: Чалый Николай Степанович
Количество часов по учебному плану: 35 (1 час в неделю)
Плановых лабораторных работ: 6. Практических работ – 1.
Рабочая программа составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями)
- примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения),
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Филиппенковской ООШ
- учебного плана МКОУ Филиппенковской ООШ на 2017-2018 уч. год
- положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ Филиппенковской ООШ;
- авторской программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,2012. — 304 с.
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Филиппенковской ООШ на 2017-2018 уч. год;
- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Учебник: Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
Тема 1. Наука о растениях – ботаника (5 часов) |
1. | Царство Растения. Общая характеристика растений. | 1 | 05.09 | |
2. | Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. | 1 | 12.09 | |
3. | Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки. | 1 | 19.09 | |
4. | Ткани растений | 1 | 26.09 | |
5. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях - ботаника» | 1 | 03.10 | |
Тема 2. Органы растений. (9 часов) |
6. | Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли». ИТБ | 1 | 10.10 | |
7. | Корень, его строение и значение | 1 | 17.10 | |
8. | Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек». ИТБ | 1 | 24.10 | |
9. | Лист, его строение и значение. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листьев». ИТБ | 1 | 07.11 | |
10. | Стебель, его строение и значение. Биологический диктант | 1 | 14.11 | |
11. | Лабораторная работа № 4.«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». ИТБ | 1 | 21.11 | |
12. | Цветок, его строение и значение. Соцветия. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий». ИТБ. | 1 | 28.11 | |
13. | Плод. Разнообразие и значение плодов | 1 | 05.12 | |
14. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». Тестовый контроль | 1 | 12.12 | |
Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов) |
15. | Минеральное питание растений | 1 | 19.12 | |
16. | Воздушное питание растений — фотосинтез | 1 | 26.12 | |
17. | Дыхание и обмен веществ у растений | 1 | 16.01 | |
18. | Размножение растений: половое и бесполое | 1 | 23.01 | |
19. | Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Практическая работа «Черенкование комнатных растений» | 1 | 30.01 | |
20. | Рост и развитие растений. Тестовый контроль | 1 | 06.02 | |
21 | Обобщение знаний по теме. | 1 | 13.02 | |
Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира. (9 ч) |
22. | Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе | 1 | 20.02 | |
23. | Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов». ИТБ | 1 | 27.02 | |
24. | Плауны. Хвощи, папоротники | 1 | 06.03 | |
25. | Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение | 1 | 13.03 | |
26. | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение. | 1 | 20.03 | |
27. | Семейства класса Двудольные. | 1 | 03.04 | |
28. | Семейства класса Однодольные | 1 | 10.04 | |
29. | Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений. | 1 | 17.04 | |
30. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира» | 1 | 24.04 | |
31. | Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме | 1 | 08.05 | |
32. | Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Экскурсия«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)». ИТБ. | 1 | 15.05 | |
33. | Смена природных сообществ и её причины | 1 | 22.05 | |
34. | Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества» | 1 | 29.05 | |
35. | Летние задания | 1 | 29.05 | |
| Итого | 35ч |
Учебно-методический комплект.
Учебник: Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2008
а) литература для учащихся:
Учебник: Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана-Граф, 2015.
б) литература для учителя:
Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 2007 г.)
Материалы и оборудование
1 микроскопы
2 таблицы по ботанике,экологии.
3 наборы микропрепаратов по строению клеток, тканей растений,.
4модели растений,
5 модели органов растений
6 стенды кабинета биологии
7.компьютер,проектор,принтер,экран.
8.информационные носители.
9.гербарии