СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС по Пономаревой 2017-2018 уч.год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты,содержание,КТП,обеспечение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС по Пономаревой 2017-2018 уч.год»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Филиппенковская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № от« »____ 2017 г.



____________


Принято педагогическим советом _____________

« _ »________ 2017 г.

Утверждаю. Директор школы

Дятлова В.Е

Приказ №___________

от«_ »________ 2017г.


_____________






Рабочая программа

учебного предмета

МИР РАСТЕНИЙ


6 класс



на 2017-2018 учебный год





Составитель:учитель Чалый Николай Степанович.

























с. Филиппенково

2017 год





Планируемые результаты освоения учебного предмета


Изучение курса «Мир растений» в 6 классе обеспечивает следующие результаты:


Личностные:

- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в растительном сообществе, с факторами неживой природы и т.д.), возможности его познаваемости;

- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасносго образа жизни и сохранения здоровья;

- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;


Метапредметные:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки.

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


Предметные

- определять роль растений в природе и жизни человека;

- объяснять роль растений в круговороте веществ;

- приводить примеры приспособлений растительных организмов к среде обитания и объяснять их значение;

- находить черты, свидетельствующие об усложнении различных отделов растений, давать им объяснения;

- перечислять отличительные свойства растений;

- различать основные группы растений;

- определять основные органоиды растительной клетки, органов растений;

- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп растений;

- понимать смысл биологических терминов;

- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;

- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

- различать съедобные и ядовитые растения.

Содержание учебного предмета


Наука о растениях – ботаника (5 ч)

Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Экскурсия

«Разнообразие растений, произрастающих в окрестностях школы. Осенние явления в жизни растений».


Органы растений (9 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений

Побег. Развитие побега из зародышевойпочечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.

Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.


Лабораторные работы

«Строение семени фасоли»

«Строение вегетативных и генеративных почек»

«Внешнее строение листьев»

«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы»

«Изучение строения соцветий»


Основные процессы жизнедеятельности растений (7 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Практические работы

«Черенкование комнатных растений»

«Размножение растений корневищами, клубнями, луковицами»


Многообразие и развитие растительного мира (9 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторные работы

«Изучение внешнего строения мхов»


Природные сообщества (5 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.

Экскурсия

«Взаимоотношения организмов в растительном сообществе».




Тематическое планирование


ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Наука о растениях – ботаника (5 часов)

5

2

Органы растений. (9 часов)

9

3

Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)

7

4

Многообразие и развитие растительного мира. (9 ч)

9

ИТОГО

35

Класс 6

Учитель: Чалый Николай Степанович

Количество часов по учебному плану: 35 (1 час в неделю)

Плановых лабораторных работ: 6. Практических работ – 1.


Рабочая программа составлена на основе:


- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года;


- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 с изменениями)


- примерной программы по учебным предметам. Биология. 5 – 9 классы – М.: Просвещение, 2011 год (Стандарты второго поколения),


- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Филиппенковской ООШ

- учебного плана МКОУ Филиппенковской ООШ на 2017-2018 уч. год


- положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ Филиппенковской ООШ;


- авторской программы И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. Биология: 5–9 классы: программа. — М.: Вентана-Граф,2012. — 304 с.


- перечня учебников, утверждённых МКОУ Филиппенковской ООШ на 2017-2018 уч. год;


- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;



Учебник: Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана-Граф, 2015.




Календарно-тематическое планирование

урока



Тема урока

Кол-во часов


Дата

План

Факт

Тема 1. Наука о растениях – ботаника (5 часов)

1.

Царство Растения. Общая характеристика растений.

1

05.09


2.

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений.

1

12.09


3.

Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки.

1

19.09


4.

Ткани растений

1

26.09


5.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Наука о растениях - ботаника»

1

03.10


Тема 2. Органы растений. (9 часов)

6.

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 1 «Строение семени фасоли». ИТБ


1

10.10


7.

Корень, его строение и значение


1


17.10


8.

Побег, его строение и развитие. Лабораторная работа № 2 «Строение вегетативных и генеративных почек». ИТБ


1

24.10


9.

Лист, его строение и значение. Лабораторная работа № 3 «Внешнее строение листьев». ИТБ


1

07.11


10.

Стебель, его строение и значение. Биологический диктант


1

14.11


11.

Лабораторная работа № 4.«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы». ИТБ


1

21.11


12.

Цветок, его строение и значение. Соцветия. Лабораторная работа № 5 «Изучение строения соцветий». ИТБ.



1

28.11


13.

Плод. Разнообразие и значение плодов


1



05.12


14.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Органы растений». Тестовый контроль


1

12.12




Тема 3. Основные процессы жизнедеятельности растений. (7 часов)

15.

Минеральное питание растений

1

19.12


16.

Воздушное питание растений — фотосинтез

1

26.12


17.

Дыхание и обмен веществ у растений

1

16.01


18.

Размножение  растений: половое и бесполое


1

23.01


19.

Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Практическая работа «Черенкование комнатных растений»


1

30.01


20.

Рост и развитие растений. Тестовый контроль


1

06.02




21

Обобщение знаний по теме.

1

13.02


Тема 4. Многообразие и развитие растительного мира. (9 ч)

22.

Систематика растений, её значение для ботаники. Водоросли, их многообразие в природе

1

20.02


23.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения мхов». ИТБ


1


27.02


24.

Плауны. Хвощи, папоротники

1

06.03


25.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

1

13.03


26.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

1

20.03


27.

Семейства класса Двудольные.

1

03.04


28.

Семейства класса Однодольные

1

10.04


29.

Историческое развитие растительного мира. Разнообразие и происхождение культурных растений.

1

17.04


30.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Многообразие и развитие растительного мира»

1

24.04


31.

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

1

08.05


32.

Совместная жизнь организмов в природном сообществе. Экскурсия«Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг, болото)». ИТБ.


1

15.05


33.

Смена природных сообществ и её причины

1

22.05


34.

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Природные сообщества»

1

29.05


35.

Летние задания

1

29.05



Итого

35ч






Учебно-методический комплект.




Учебник: Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана-Граф, 2015.


Методическое пособие для учителя. -М.: Вентана-Граф, 2008


а) литература для учащихся:

Учебник: Биология. 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Понаморёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко; под ред.проф. И.Н.Понаморёвой. – М.: Вентана-Граф, 2015.


б) литература для учителя:

  1. Бинас А.В., Маш Р.Д, и др. «Биологический эксперимент в школе» (М., «Просвещение», 2007 г.)


Материалы и оборудование

1 микроскопы

2 таблицы по ботанике,экологии.

3 наборы микропрепаратов по строению клеток, тканей растений,.

4модели растений,

5 модели органов растений

6 стенды кабинета биологии

7.компьютер,проектор,принтер,экран.

8.информационные носители.

9.гербарии