Содержание программы
Биология. 6 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов /рабочая программа/ |
1. | Введение. Древние обитатели Земли-бактерии | 4 |
2. | Грибы и лишайники- кто они? | 3 |
3. | Растительный мир Земли | 7 |
4. | Системная организация растительного организма | 4 |
5. | Покрытосеменные- господствующая группа растений на Земле | 13 |
6. | Классификация отдела покрытосеменных. | 3 |
7. | Растения, живущие рядом с нами | 1 |
Итого: | 35 ч |
Основные знания и умения
Строение и многообразие царства Бактерий и царства Грибов
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
Внешнее и внутренне строение бактерий и грибов, разновидности, значение бактерий и грибов. Правила безопасного обращения с грибами и продуктами питания.
Учащиеся должны уметь: определять вид бактерий по внешнему строению, отличать съедобные грибы от несъедобных.
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
— видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.
Учащиеся должны уметь:
— различать и описывать органы цветковых растений;
— объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
— изучать органы растений в ходе лабораторных работ.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;
— осуществлять описание изучаемого объекта;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта;
— классифицировать объекты;
— проводить лабораторную работу в соответствии с инструкцией.
Жизнь растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные процессы жизнедеятельности растений;
— особенности минерального и воздушного питания растений;
— виды размножения растений и их значение.
Учащиеся должны уметь:
— характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений;
— объяснять значение основных процессов жизнедеятельности растений;
— устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
— показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
— объяснять роль различных видов размножения у растений;
— определять всхожесть семян растений.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— анализировать результаты наблюдений и делать выводы;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов.
Классификация растений
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;
— характерные признаки однодольных и двудольных растений;
— признаки основных семейств однодольных и двудольных растений;
— важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.
Учащиеся должны уметь:
— делать морфологическую характеристику растений;
— выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
— работать с определительными карточками.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— различать объем и содержание понятий;
— различать родовое и видовое понятия;
— определять аспект классификации;
— осуществлять классификацию.
Природные сообщества
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— взаимосвязь растений с другими организмами;
— растительные сообщества и их типы;
— закономерности развития и смены растительных сообществ;
— о результатах влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияния природной среды на человека.
Учащиеся должны уметь:
— устанавливать взаимосвязь растений с другими организмами;
— определять растительные сообщества и их типы;
— объяснять влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;
— проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание объектов, наблюдений, их результаты, выводы;
— организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— соблюдать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— осознавать значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
— испытывать любовь к природе, чувства уважения к ученым, изучающим растительный мир, и эстетические чувства от общения с растениями;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
— понимать необходимость ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
— уметь слушать и слышать другое мнение;
— уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Литература
Учебник Т.С. Сухова «Биология. 6 класс» М.; Вентана-Граф 2015г.
2. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, В.В.Пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус, 2008
8. Интернет – ресурсы
Календарно- тематическое планирование
Предмет: биология
Класс: 6
Дата план | Дата факт | № урока | Тема урока | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Основные средства обучения, ЭОР | Параграф/ страница учебника/, домашнее задание | Примечания |
| | 1 | Введение | Л.р. №1 | Таблица «Живой природы» | С. 5-9 | |
| Глава 1. Древние обитатели Земли- бактерии. (3часа) | |
| | 2 | Приспособились ли потомки древних обитателей Земли- бактерии- к жизни на современной планете? | П.р.№1 | | §1, выполнить практическую работу №1 | |
| | 3 | Можно ли бактерию назвать клеткой-организмом? | | Таблицы «Строение клетки бактерии». | §2, зарисовать и подписать в тетради строение растительной клетки. | |
| | 4 | Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий? | П.р. №2 | | §3, выполнить практическую работу №2, подготовиться к тесту | |
| | | Глава 2. Грибы и лишайники- кто они? (3 часа) |
| | 5 | Что такое гриб. | Л.р.№2 | Таблицы « Виды грибов» « Строение грибов» | §4, выполнить опыты стр. 30 | |
| | 6 | Почему о грибах полезно знать всем | Л.р. №3 | Таблица « Съедобные и ядовитые грибы» | §5, зарисовать съедобные грибы, выучить правила сбора грибов. | |
| | 7 | Лишайники- кто они? | | Таблица « Виды лишайников» | §6, подготовиться к тестированию | |
| | | Глава 3. Растительный мир Земли. (7 часов) |
| | 8 | Растительный мир в истории нашей планеты | П.р. №3 | Таблица « Хвощи плауны папоротники» | §7, выполнить практическую работу | |
| | 9 | Водоросли- низшие растения | | Таблица « Одноклеточные и многоклеточные водоросли» | §8, подготовить сообщения | |
| | 10 | Размножение водорослей | | Таблица « Размножение водорослей» | §9, заполнить таблицу с.60 | |
| | 11 | Мхи-высшие споровые растения | | Таблица « Зеленый мох- Кукушкин лен» | §10, №№1,2 с.63 | |
| | 12 | Папоротники, хвощи и плауны- высшие споровые растения | Л.р. №4 | Таблица « Хвощи плауны папоротники» | §11 | |
| | 13 | Голосеменные- высшие семенные растения | П.р.№4 | Таблица « Представители голосеменных» | §12, выполнить практическую работу | |
| | 14 | Покрытосеменные (цветковые)-высшие семенные растения | | Таблицы « Растения-источники витаминов», «Лекарственные растения», « Представители высших растений» | §13, подготовиться с тестированию | |
| | | Глава 4. Системная организация растительного организма. ( 4 часа) |
| | 15 | Строение растительной клетки | Л.р. №6 | Таблица «Строение растительной клетки», микроскопы, микропрепараты. | § 14 | |
| | 16 | Клетка- биологическая система | | | § 15, ответить на вопрос на стр. 94 | |
| | 17 | Что такое ткань. Ткани растений: проводящая, образовательная, покровная. | | Таблица «Ткани растений». Микроскопы. Микропрепараты «Ткани растений». | § 16, заполнить таблицу с. 99 | |
| | 18 | Ткани растений: фотосинтезирующая, механическая, запасающая. | Л.р. №7 | Таблица «Ткани растений». Микропрепараты «Ткани растений». Микроскопы. | § 17, заполнить таблицу с. 102, подготовиться к тестированию | |
| | | Глава 5. Покрытосеменные- господствующая группа растений современной планеты. (13 часов) | |
| | 19 | Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений | | Таблица «Вегетативные и репродуктивные органы растений» | § 18, подписать рисунок с. 110 | |
| | 20 | Разнообразие репродуктивных органов растений покрытосеменных растений | | Таблица « Виды плодов» | § 19, заполнить таблицу с.119 | |
| | 21 | Корень- вегетативный орган растения. | Опыты 1-3,с. 126 | Виды корней. Типы корневых систем. Натуральные объекты и гербарные экземпляры. | § 20. | |
| | 22 | Клеточное строение корня | | Таблица « Зоны корня» | § 21, зарисовать рисунок 99, заполнить таблицу с.129 | |
| | 23 | Побег- сложный орган высшего растения. | | Виды побегов. Таблицы «Разнообразие побегов», « Строение почки» Натуральные объекты и гербарные экземпляры. | § 22, выполнить опыт с. 133 | |
| | 24 | Стебель-часть побега. Клеточное строение стебля. | Опыт стр.137 | Таблица «Строение стебля» | § 23, зарисовать рис. 106(а), выполнить исследование с. 138 | |
| | 25 | Лист- часть побега. | | Внешнее строение листа. Многообразие листьев. Видеофрагмент «Видоизменения листа» Таблицы «Строение листа». «Простые и сложные листья» Гербарные экземпляры и натуральные объекты. | § 24, заполнить схемы с. 140, знать термины. | |
| | 26 | Клеточное строение листа | Опыт с.143, л.р. №8 | Таблица «Клеточное строение листа» | § 25 | |
| | 27 | Процессы жизнедеятельности единого организма | П.р.№5 ( Э) | Таблица «Размножение растений вегетативным способом» | § 26. | |
| | 28 | Особенности полового размножения у растений | | Таблица « Двойное оплодотворение у цветковых растений»» | С.153-155 пересказывать, термины. | |
| | 29 | Внешнее строение и состав семян | Опыт 1-3 с.156, Л.р. 9 | Таблица «Строение семени фасоли» | § 27 | |
| | 30 | Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений | Л.р. №9 | Таблица « Строение семян однодольных и двудольных растений» | § 28 | |
| | 31 | Космическая роль растений на Земле. | | | § 29, подготовиться к тестированию | |
| | | Глава 6. Классификация отдела Покрытосеменные. (3 часа) | |
| | 32 | Близкие и дальние родственники в отделе Покрытосеменные. Признаки однодольных и двудольных. | Л.р. №11 | | § 30, 31-выучить признаки класса одно и двудольных | |
| | 33 | Двудольные растения. Семейство Бобовые, Крестоцветные, Розоцветные, Пасленовые, Сложноцветные | | | § 32 С. 179-184, выучить признаки семейств. | |
| | 34 | Разнообразие однодольных растений. Семейства Лилейные, Злаковые. | экскурсия | | § 33 выучить признаки семейств. | |
| | | Глава 7. Растения, живущие рядом с нами. (1 часов) | |
| | 35 | Природные сообщества, влияние человека на живую природу. | экскурсия | | §34, §35 | |