Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2 имени академика К. А. Валиева города Мамадыш» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО ________ / _________./ Протокол № 1 от 26 августа 2016 г.
| «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УР __________ /_____________./ «29» августа 2016 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Лицей №2 им. ак. К. А. Валиева г. Мамадыш» _____________С. М. Гимранов Приказ № ___ от «31» августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МБОУ «Лицей №2 им. ак. К. А. Валиева г. Мамадыш»
По биологии в 7А,Б классе
учителя первой квалификационной категории
Сибгаевой Альбины Халимовны
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол №1 от «31» августа 2016 г. |
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
Образовательная программа общеобразовательного учреждения (введена в действие приказом директора от 29 августа 2014 года №138/1);
Учебный план МБОУ «Лицей №2 им.ак.К.А.Валиева г. Мамадыш» (утверждён приказом директора от 31 августа 2016 года №____);
Календарный учебный график МБОУ «Лицей №2 им.ак.К.А.Валиева г. Мамадыш» (утверждён приказом директора от 31августа2016 года №____);
5.Программа для общеобразовательных учреждений .природоведение 5класс. Биология 6-11 классы.4-е. изд.»Дрофа»,Москва-2009) ,рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией В. Б. Захарова,Н.И. Сонина, А.А. Биология. Многообразие живых организмов.7 класс (концентрический курс). М.:Дрофа,2012
Состав УМК:
1. Захаров В. Б. , Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.
Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» Автор В. Б. Захаров
Захаров В. Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Цель и задачи обучения биологии в __7А,Б_ классе соответствуют планируемым результатам, сформулированным в п.5 рабочей программы.
Целью обучения предмета "биология "в _7_ классе является:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Основными задачами обучения предмету «биология» в _7_классе являются :
Формирование целостной научной картины мира;
Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
Овладение научным подходом к решению различных задач;
Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Данная программа рассчитана на __70_часа (часов), ____2___урока в неделю.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД:
Лицейская | Учителя |
«Внедрение современных педагогических технологий в образовательный процесс в рамках реализации требований ФГОС» | «Системно-деятельностный подход в преподавании биологии в условиях введения ФГОС» |
Содержание программы
Название темы | Количество часов |
Введение | 3 |
Раздел 1. Царство Прокариоты |
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 |
Всего | 6 |
Раздел 2. Царство Грибы |
Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 4 |
Тема 2.2. Лишайники | 2 |
Всего | 6 |
Раздел 3. Царство Растения | |
Тема 3.1. Общая характеристика растений | 2 |
Тема 3.2. Низшие растения | 2 |
Тема 3.3. Высшие растения | 5 |
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 3 |
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 7 |
Всего | 19 |
Раздел 4. Царство Животные | |
Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 |
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 |
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 2 |
Тема 4.5. Тип Плоские черви | 2 |
Тема 4.6. Тип Круглые черви | 1 |
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 2 |
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 |
Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 |
Тема 4.10. Тип Иглокожие | 1 |
Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 |
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 |
Тема 4.13. Класс Земноводные | 3 |
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся | 2 |
Тема 4.15. Класс Птицы | 3 |
Тема 4.16. Класс Млекопитающие | 4 |
Всего | 37 |
Раздел 5. Царство Вирусы | 3 |
Заключение | 1 |
ИТОГО | 70 |
(70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (3 часа)
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.
РАЗДЕЛ 1
Царство Прокариоты (3 часа)
Тема 1.1
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойствa прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
■ Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных в учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.
■ Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Эукариотические клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.
■ Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом. Характеризовать особенности организации клеток прокариот, анализировать их роль в биоценозах. Приводить примеры распространенности прокариот.
РАЗДЕЛ 2 Царство Грибы (4 часа)
Тема 2.1
Общая характеристика грибов (3 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Омикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
■ Демонстрация. Схемы строения представителей Различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
■ Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора*.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.
Тема 2.2 Лишайники (2 час)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.
Умения. Объяснять строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 3
Царство Растения (19 часов)
Тема 3.1
Общая характеристика растений (2 часа)
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.
■ Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.
Тема 3.2
Низшие растения (2 часа)
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Изучение внешнего строения водорослей*.
Тема 3.3
Высшие растения (5 часа)
Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений.
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение.
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.
Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема пшена развития папоротника. Различные представители папоротников.
■ Лабораторная работа
Изучение внешнего строения мхов*.
Изучение внешнего строения папоротника*.
Тема 3.4
Отдел Голосеменные растения (3 часа)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.
Тема 3.5
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения (7)
тосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Изучение строения покрытосеменных растений*.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения в жизни человека*.
■ Основные понятия. Растительный организм. Низшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и красные водоросли.
Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.
Голосеменные растения; значение появления семени; жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.
Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.
■ Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить примеры распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.
РАЗДЕЛ 4
Царство Животные (37 часов)
Тема 4.1
Общая характеристика животных (1 час)
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.
Тема 4.2
Подцарство Одноклеточные (2 часа)
Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.
Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.
Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.
Строение инфузории туфельки.
Тема 4.3
Подцарство Многоклеточные (1 час)
Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.
■ Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.
Тема 4.4
Тип Кишечнополостные (2 часа)
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.
■ Демонстрация. Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.
Тема 4.5
Тип Плоские черви (2 часа)
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.
■ Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.
Тема 4.6
Тип Круглые черви (1 час)
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.
• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.
Тема 4.7
Тип Кольчатые черви (2часа)
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.
• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тема 4.8
Тип Моллюски (2 часа)
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.
■ Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.
■ Лабораторная работа
Внешнее строение моллюсков.
Тема 4.9
Тип Членистоногие (7 часов)
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.
Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.
Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.
Тема 4.10 Тип Иглокожие (1 час)
Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.
■ Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.
Тема 4.11
Тип Хордовые. Бесчерепные (1 час)
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.
■ Демонстрация. Схема строения ланцетника.
Тема 4.12
Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы (2 часа)
Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.
Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*.
Тема 4.13
Класс Земноводные (3 часа)
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.
Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.
Тема 4.14
Класс Пресмыкающиеся (2 часа)
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящер ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.
■ Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся. Схема строения земноводных и рептилий.
Тема 4.15
Класс Птицы (3 часа)
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.
Тема 4.16
Класс Млекопитающие (4 часа)
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, Грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана цепных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).
• Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.
Изучение строения млекопитающих*.
Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека*.
■ Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.
• Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.
Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).
Моллюски. Смешанная полость тела.
Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.
Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.
Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.
Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. Приспособления к наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.
Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.
■ Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах.
Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.
Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.
Объяснять принципы организации амфибий, выделить прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рыбами.
Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – амфибиями.
Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой – рептилиями.
Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.
РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (3часа)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.
Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.
Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.
Заключение (1 час)
Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Резервное время — 4 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Содержание программы
Название темы | Количество часов |
Введение | 1 |
Раздел 1. Царство Прокариоты |
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 2 |
Всего | 3 |
Раздел 2. Царство Грибы |
Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 4 |
Тема 2.2. Лишайники | 1 |
Всего | 5 |
Раздел 3. Царство Растения | |
Тема 3.1. Общая характеристика растений | 1 |
Тема 3.2. Низшие растения | 2 |
Тема 3.3. Высшие растения | 4 |
Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения | 3 |
Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения | 6 |
Всего | 16 |
Раздел 4. Царство Животные | |
Тема 4.1. Общая характеристика животных | 1 |
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 |
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 3 |
Тема 4.5. Тип Плоские черви | 2 |
Тема 4.6. Тип Круглые черви | 1 |
Тема 4.7. Тип Кольчатые черви | 3 |
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 |
Тема 4.9. Тип Членистоногие | 7 |
Тема 4.10. Тип Иглокожие | 1 |
Тема 4.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные | 1 |
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы | 2 |
Тема 4.13. Класс Земноводные | 2 |
Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся | 2 |
Тема 4.15. Класс Птицы | 4 |
Тема 4.16. Класс Млекопитающие | 5 |
Всего | 37 |
Раздел 5. Царство Вирусы | 3 |
Заключение | 1 |
ИТОГО | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Колич часов | Дата по плану | Дата фактич | Примечание |
ВВЕДЕНИЕ (3 часа) |
| Введение.Многообразие живых организмов.уровни организации жизни | | | | |
| Ч.Дарвин о происхождении видов | | | | |
| Многообразие организмов, их классификация | | | | |
РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРОКАРИОТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) |
| Царство прокариоты.Общая характеристика бактерий. | | | | |
| Особенности строения и жизнедеятельности прокариот; настоящие бактерии; архебактерии, их роль в природе и практическое значение | | | | |
| Подцарство Оксифотобактерии. особенности организации, роль в природе и практическое значение. | | | | |
РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (6часов) ТЕМА 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (3 часа) |
| | | | | |
| Царство Грибы. Общая характеристика. Строение грибов | | | | |
| Отдел настоящие грибы. Л.Р.№1Строение плесневого гриба мукора | | | | |
| Классификация грибов. Л.р № 2 «Строение шляпочного гриба» | | | | |
Тема 2.2. Лишайники (2) |
| Лишайники | | | | |
| Обобщение по теме «царство грибы» | | | | |
Раздел. Царства растения (19) Тема 3.1. общая характеристика растений(2) |
| Царство растения. Общая характеристика. Л.Р. №3 «Строение растительной клетки»» | | | | |
| Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей Л.Р. №4 «Строение одноклеточный водорослей» | | | | |
Тема 3.2. подцарство низшие растения (2) |
| Размножение водорослей. ЛР.№5 Строение спирогиры» | | | | |
| Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение | | | | |
3.3. подцарство высшие растения (5) |
| Подцарство высшие растения. Общая характеристика | | | | |
| Отдел Моховидные. Л.р №6 «Изучение внешнего строения мхов» | | | | |
| Отдел Плауновидные а» Отдел Хвощевидные | | | | |
| Отдел Папоротниковидные. Л.р № 7 «Изучение внешнего строения папоротника» | | | | |
| Обобщение по теме: «Споровые растения» | | | | |
3.4. Голосеменные растения (3) |
| Отдел голосеменные растения. ЛР «Распознавание растений отдела Голосеменные растения» | | | | |
| Многообразие голосеменных ЛР «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | | | | |
| Зачет №2 | | | | |
3.5 отдел покрытосеменные(цветковые) растения (7) |
| Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика Л.р «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | | | | |
| Размножение покрытосеменных растений. | | | | |
| Класс Двудольные. Характеристика семейств розоцветные, крестоцветные. | | | | |
| Характеристика семейств бобовые, сложноцветные и пасленовые | | | | |
| Класс Однодольные. ЛР «Определение принадлежности растении к классу однодольные» | | | | |
| Характеристика семейств злаковые, лилейные | | | | |
| Зачет №3 царство растения | | | | |
Раздел 4. Животные (37) Тема 4.1 общая характеристика животных(1) |
| Общая характеристика Царства Животные | | | | |
4.2.Подцарство Одноклеточные(2) |
| Подцарство одноклеточные. Тип Саркожгутиконосцы. | | | | |
| Многообразие одноклеточных Тип Инфузории. Тип Споровики. Л.р № 10«Строение инфузории-туфельки» | | | | |
4.3. подцарство многоклеточные животные(1) |
| Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки | | | | |
ТЕМА 4.4. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (2 часа) |
| Особенности строения и жизнееятельности кишечнополостных. | | | | |
| Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. | | | | |
ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 часа) |
| Общая характеристика типа Плоские черви. | | | | |
| Многообразие и значение плоских червей. | | | | |
ТЕМА 4.6. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час) |
|
Общая характеристика типа Круглые черви.
| | | | |
4.7. Кольчатые черви(2) |
| Общая характеристика типа Кольчатые черви.
| | | | |
| Многообразие кольчатых червей. Л.р «Внешнее строение дождевого червя» | | | | |
4.8. Тип Моллюски (2) | |
| Общая характеристика типа Моллюски | | | | |
| Многообразие и значение моллюсков Л.р «Внешнее строение моллюсков | | | | |
4.9.Тип Членистоногие (7) |
| Происхождение членистоногих и особенности организации. | | | | |
| Класс Ракообразные. Многообразие ракообразных | | | | |
| Класс Паукообразные. | | | | |
| Общая характеристика насекомых. | | | | |
| Размножение и развитие насекомых | | | | |
| Значение и многообразие насекомых.ЛР«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» | | | | |
| Зачет №6 | | | | |
4.10 Тип Иглокожие (1) |
| Общая характеристика иглокожих | | | | |
4.11 Тип Хордовые. Бесчерепные животные(1) | | |
| Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | | | | |
4.12 Подтип Позвоночные(черепные). Надкласс рыбы(2) |
| Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. | | | | |
| Костные рыбы | | | | |
4.13. Класс Земноводные(3) |
| Общая характеристика земноводных. Л.р «Особенности внешнего строение лягушки в связи с образом жизни» | | | | |
| Многообразие и роль земноводных в природе и жизни человека. | | | | |
| Зачет | | | | |
4.14. класс пресмыкающиеся (2) |
| Общая характеристика пресмыкающихся. | | | | |
| Многообразие и роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. | | | | |
4.15. класс Птицы(3) |
| Общая характеристика птиц | | | | |
| Экологические группы птиц Роль птиц в природе и жизни человека | | | | |
| |
| Зачет №9 | | | | |
4.16. класс Млекопитающие(4) |
| Общая характеристика млекопитающих. Л.р «Изучение строения млекопитающих» | | | | |
| Внутренне строение млекопитающих. | | | | |
| Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих | | | | |
| Зачет | | | | |
Раздел 5. Царства Вирусы (3) | |
| Общая характеристика вирусов | | | | |
| Значение вирусов | | | | |
| Зачет | | | | |
| Итоговая контрольная работа | | | | |
Планируемые результаты изучения биологии
В результате изучения биологии в 7 классе обучающийся научится :
Определять признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных; растений, животных своего региона;
Понимать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека растения и животные;
выявлять приспособления организмов к среде обитания,
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации и находить: в тексте учебника – отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках –значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Обучающийся получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Критерии оценивания знаний по биологии
При оценке знаний учитываются индивидуальные особенности учащихся.
| УСТНЫЙ ОТВЕТ | ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ | ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА |
«5» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно, с использованием своих примеров. Ученик сравнивает материал с предыдущим. Самостоятельно может вывести теоретические положения на основе фактов, наблюдений, опытов. Сравнивать различные теории и высказывать по ним свою точку зрения с приведением аргументов | 91-100% | Ученик сам предлагает определенный опыт для доказательства теоретического материала, самостоятельно разрабатывает план постановки, технику безопасности, может объяснить результаты и правильно оформляет их в тетради. |
«4» | Полный развернутый ответ с привлечением дополнительного материала, правильным использованием биологических терминов. Ответ излагается последовательно с использованием своих примеров. | 71-90% | Опыт проведен по предложенной учителем технологии с соблюдением правил техники безопасности. Полученный результат соответствует истине. Правильное оформление результатов опыта в тетради. |
«3» | При ответе неполно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала. Имеются ошибки в определении понятий, использовании биологических терминов, которые исправляются при наводящих вопросах учителя. | 50-70% | Опыт проведен верно, но имеются некоторые недочеты (результаты опыта объясняются только с наводящими вопросами, результаты не соответствуют истине). Оформление опыта в тетради небрежное. |
«2» | Знания отрывочные несистемные, допускаются грубые ошибки. Недостаточные знания не позволяют понять материал. | Менее 50% | Не соблюдаются правила техники безопасности, не соблюдается последовательность проведения опыта. Ученик не может объяснить результат. Оформление опыта в тетради небрежное. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО БИОЛОГИИ
с помощью коэффициента усвоения К
К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте
Р – общее число ответов
Коэффициент К | Оценка |
0,9-1 | «5» |
0,8-0,89 | «4» |
0,7-0,79 | «3» |
Меньше 0,7 | «2» |
Контрольно-измерительные материалы по ___биологии 7класс
Итоговая контрольная работа по биологии
7 класс
1 вариант
I.1. Животные как правило,
А) создают органические вещества из неорганических;
Б) питаются готовыми органическими веществами других организмов;
В) всасывают растворённые в воде минеральные вещества;
Г) всасывают растворённые в воде органические вещества.
2. Инфузория туфелька передвигается с помощью
А) ложноножек; Б) жгутика;
В) жгутика и ложноножек; Г) ресничек.
3. Может питаться как животное, и как растение в зависимости от условий:
А) обыкновенная амёба; Б) радиолярия;
В) инфузория туфелька; Г) эвглена зелёная.
4. Наружный слой клеток кишечнополостных, в котором расположены нервные и стрекательные клетки
А) эктодерма; Б) энтодерма.
5. Какое животное является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?
А) корова; Б) свинья;
В) голый слизень; Г) малый прудовик.
6. Три пары конечностей у
А) паукообразных; Б) ракообразных;
В) насекомых; Г) моллюсков.
7. Чем питаются личинки майского жука?
А) корнями растений; Б) мелкими насекомыми;
В) листьями деревьев и кустарников; Г) листьями травянистых растений.
8. Сверчков и кузнечиков относят к отряду
А) таракановые; Б) прямокрылые;
В) уховертки; Г) перепончатокрылые.
9. Скорпионов относят к классу
А) ракообразных; Б) насекомых;
В) паукообразных; Г) ни к одному из перечисленных.
10. Холоднокровные позвоночные, которые населяют водную и наземную среду обитания и размножаются в воде, относятся к классу
А) костных рыб; Б) пресмыкающихся;
В) хрящевых рыб; Г) земноводных.
11. Какое животное не относится к классу хрящевых рыб?
А) камбала; Б) электрический скат;
В) голубая акула; Г) скат хвостокол.
12. Двухкамерное сердце у
А) земноводные; Б) пресмыкающиеся;
В) птиц; Г) рыб.
13. Откладка яиц и развитие личинок на суше происходит у
А) хрящевых рыб; Б) костных рыб;
В) пресмыкающихся; Г) земноводных.
14. Нормальная температура тела птиц составляет:
А) 32-33 ?С; Б) 41-42 ?С;
В) 36-37 ?С; Г) колеблется в зависимости от температуры окружающей среды.
15. Большие клыки и крупные коренные зубы пиловидной формы имеют
А) волки; Б) бобры;
В) ежи; Г) лоси.
II. Описать цикл развития печёночного сосальщика. Профилактика заболевания.
Итоговая контрольная работа по биологии за 7 класс
2 вариант
I.1. В чем главное отличие одноклеточных животных от одноклеточных водорослей?
А) более мелкие размеры тела;
Б) питание неорганическими веществами;
В) питание готовыми органическими веществам;
Г) подвижность.
2. К органоидам движения простейших не относятся
А) реснички; Б) ложноножки;
В) жгутики; Г) щетинки.
3. С помощью жгутика передвигается
А) инфузория туфелька; Б) эвглена зелёная;
В) амёба обыкновенная; Г) дизентерийная амёба.
4. Внутренний слой клеток кишечнополостных, в котором расположены железистые и эпителиально-мускульные клетки
А) эктодерма; Б) энтодерма.
5. Кровеносная система появляется у
А) круглых червей; Б) плоских червей;
В) кольчатых червей; Г) сосальщиков.
6. Четыре пары ходильных ног у
А) паукообразных; Б) ракообразных;
В) насекомых; Г) моллюсков.
7. Речной рак дышит
А) с помощью трахей; Б) с помощью лёгких;
В) всей поверхностью тела; Г) с помощью жабр.
8. У какого насекомого развитие происходит с полным превращением?
А) у азиатской саранчи; Б) у зелёного кузнечика;
В) у капустной белянки; Г) у рыжего таракана.
9. Позвоночных, имеющих сухую кожу с роговыми чешуйками, лёгочное дыхание, трёхкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке, относят к классу
А) костных рыб; Б) пресмыкающихся;
В) хрящевых рыб; Г) земноводных
10. К классу костных рыб не относится
А) камбала; Б) русский осётр;
В) синяя акула; Г) белуга.
11. Четырёхкамерное сердце имеют
А) земноводные; Б) пресмыкающиеся;
В) только млекопитающие; Г) млекопитающие и птицы.
12. Какая кровь поступает к клеткам тела рыб?
А) артериальная; Б) венозная;
В) смешанная; Г) насыщенная углекислым газом.
13. У всех ящериц в отличие от змей
А) глаза с подвижными непрозрачными веками;
Б) роговая чешуя на теле;
В) две пары ног;
Г) органы дыхания – лёгкие.
14. Зоб птиц это –
А) расширение глотки; Б) отдел желудка;
В) расширение пищевода; Г) ни один ответ не верен.
15. У представителей отряда грызунов нет
А) резцов; Б) коренных зубов;
В) клыков; Г) имеются все виды зубов.
II. Описать цикл развития бычьего цепня. Профилактика заболевания.
Ответы к итоговым контрольным работам по биологии
класс | 7 |
вариант | 1 | 2 |
№1 | Б | В |
№2 | Г | Г |
№3 | Г | Б |
№4 | А | Б |
№5 | Г | В |
№6 | В | А |
№7 | А | Г |
№8 | Б | В |
№9 | В | Б |
№10 | Г | В |
№11 | А | Г |
№12 | Г | А |
№13 | В | В |
№14 | Б | В |
№15 | А | В |
Оценка тестов
При оценке тестовой работы рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится за 90-100 % выполненной работы (0-1 ошибки)
О т м е т к а "4" ставится за 80-89 %выполненной работы (2- 3 ошибки)
О т м е т к а "3" ставится за 50-79% выполненной работы (4-7 ошибок)
О т м е т к а "2" ставится за менее 50% выполненной работы (от 8 ошибок и более)
Программно-методическое обеспечение:
Интернет-ресурсы :
1)
2)
3)
2. Учебно-методическое обеспечение:
Захаров В. Б. , Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»: Учебник для общеобразовательных учреждений (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.
Программа основного общего образования по биологии 5—9 классы. Концентрический курс. «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» Автор В. Б. Захаров
Захаров В. Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»: Рабочая тетрадь (концентрический курс). М.: Дрофа, 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
29