Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом министерства образования РФ от 17.12.2010 года №1897 (ФГОС ОО)
примерной программы Биология 5-9 классы : учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2014.-382 с.
распоряжения министерства образования Ульяновской области от 25.02 2013г 559-Р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»
учебного плана УО на 2015-2016 год
образовательной программы основного общего образования МОУ Шиковской СОШ приказ №40 от31.08.2015года.
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Для учащихся:
В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения » 7 класс. – М.: Дрофа, 2014.
А.В.марина, В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» 7класс. – М.: Дрофа, 2015
Общая характеристика предмета
В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приёмов учебной деятельности, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Лабораторные и практические работы».
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану, изучение биологии в 7 классе осуществляется из расчёта 2 часа в неделю ( 1 час из обязательной части учебного плана , 1 час из части формируемой участниками образовательного процесса), 70 часов в год.
Цели и задачи изучения предмета
Курс для учащихся 7 классов реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях.
— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.
Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.
В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.
Содержание программы
Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения 7 класс
(70 ч в неделю)
Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч)
Тема 1.1. Многообразие живых систем (3 часа)
Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биоценозы. Общие представления о биосфере.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей, органов. Организмы различной сложности. Граница и структура биосферы.
Тема 1.2 Ч.Дарвин о происхождении видов (2 часа)
Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.
Демонстрация
Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.
Тема 1.3 История развития жизни на Земле ( 4 часа)
Подразделение истории жизни на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.
Демонстрация
Представители флоры и фауны различных эр и периодов.
Тема 1.4 Систематика живых организмов (2 часа)
Искусственная система живого мира: работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К.Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.
Демонстрация
Родословное древо растений и животных.
Лабораторные и практические работы
Определение систематического положения домашних животных.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-основные понятия и термины «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;
-основные уровни организации живой материи: молекулярный , клеточный, огранный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический,и биосферный;
-подразделение истории Земли на эры и периоды;
-искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К.Линнея;
-принципы построения естественной системы живой природы.
Учащиеся должны уметь:
-в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;
-объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;
-иметь представление о естественной системе органической природы;
-давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
-различать объем и содержание понятий;
-различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;
-определять аспект классификации и проводить классификацию;
-выстраивать причинно-следственные связи.
Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)
Тема 2.1 Подцарство настоящие бактерии (2 часа)
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.
Демонстрация
Строение клеток различных прокариот.
Лабораторные и практические работы
Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.
Тема 2.2 Многообразие бактерий ( 2 часа)
Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;
-разнообразие и распространение бактерий и грибов;
- роль бактерий и грибов в жизни человека;
- методы профилактики инфекционных заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
-давать общую характеристику бактерий;
-характеризовать формы бактериальных клеток;
-отличать бактерии от других живых организмов;
-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и /или после изучения материала на уроке;
-разрабатывать план- конспект темы, используя дополнительные источники информации;
-готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
-пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)
Тема 3.1 Строение и функции грибов ( 2 часа)
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.
Демонстрация
Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.
Лабораторные и практические работы
Строение плесневого гриба мукора.
Тема 3.2 Многообразие и экология грибов ( 4 часа)
Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота,Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.
Демонстрация
Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Тема 3.3 Группа лишайники ( 2 часа)
Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.
Демонстрация
Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;
-строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;
-особенности организации шляпочного гриба;
-меры профилактики грибковых заболеваний.
Учащиеся должны уметь:
-давать общую характеристику бактерий и грибов;
-объяснять строение грибов и лишайников;
-приводить примеры распространенности грибов и лишайников;
-характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;
- определять несъедобные шляпочные грибы;
-определять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
-составлять конспект параграфа учебника до и /или после изучения материала на уроке;
-пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
-разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
-готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
-пользоваться поисковыми системами Интернета.
Раздел 4. Царство Растения (34 ч)
Тема 4.1 Группа отделов водоросли; Строение, функции, экология (6 часов)
Водоросли, как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.
Демонстрация
Схемы строения водорослей различных отделов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения водорослей.
Тема 4.2 Отдел Моховидные ( 2 часа)
Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения мхов.
Тема 4.3 Споровые сосудистые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные ( 6 часов)
Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.
Демонстрация
Схема строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схема строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.
Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.
Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников ( на схемах)
Тема 4.4 Семенные растения. Отдел Голосеменные ( 8 часов)
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие , распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.
Демонстрация
Схема строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения и многообразия голосеменных растений.
Изучение строения хвои и шишек хвойных растений ( на примере местных видов).
Тема 4.5 Покрытосеменные (цветковые) растения (10 часов).
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства ( 2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.
Демонстрация
Схема строения цветкового растения, строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.
Лабораторные и практические работы
Изучение строения покрытосеменных растений.
Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.
Тема 4.6 Эволюция растений ( 2 часа)
Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.
Демонстрация
Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.
Лабораторные и практические работы
Построение родословного древа царства Растений.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-основные методы изучения растений;
-основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные. Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;
-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
-роль растений в биосфере и жизни человека;
-происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
-давать общую характеристику царства Растений;
-объяснять роль растений в биосфере;
-характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные. Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);
-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
-характеризовать распространение растений в разных климатических зонах Земли;
-объяснять причины различий в состава фитоценозов различных климатических поясов.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
-оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
-находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)
Тема 5.1 Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов ( 4 часа)
Растительные сообщества- фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.
Демонстрация
Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.
Лабораторные и практические работы
Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.
Тема 5.2 Растения и человек ( 2 часа)
Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.
Демонстрация
Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.
Лабораторные и практические работы
Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.
Тема 5.3 Охрана растений и растительных сообществ ( 2часа)
Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.
Демонстрация
Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительные мероприятия.
Лабораторные и практические работы
Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-определение понятия «фитоценоз»;
- видовую и пространственную структуру растительного сообщества; ярусность;
- роль растений в жизни планеты и человека;
-необходимость сохранения растений в любом месте их обитания
Учащиеся должны уметь:
-определять тип фитоценоза;
-выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;
-обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
-существующую программу курса;
-учебники и другие компоненты учебно-методического комплекса;
-иллюстративный и вспомогательный учебный материал ( таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т.д.);
-осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.
Учащиеся должны уметь:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
-составлять конспект параграфа учебника до и /или после изучения материала на уроке;
-разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;
-готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;
-пользоваться поисковыми системами Интернета;
-объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов;
- под руководством учителя оформлять отчёт о проведенном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы;
-организовывать учебное взаимодействие в группе ( распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные результаты обучения
- соблюдение учащимися правил поведения в природе;
-осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
-умение реализовывать теоретические познания на практике;
-осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
-привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями;
-признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы;
-умение аргументировано и обосновано отстаивать свою точку зрения;
-критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
-понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Резервное время – 5 часов.
Учебно-тематический план. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения.
(70 часов, 2 часа в неделю)
Раздел | Тема | Количество часов |
Раздел 1. От клетки до биосферы. 11часов |
| Тема 1.1 Многообразие живых систем | 3 часа |
| Тема 1.2 Ч.Дарвин о происхождении видов | 2 часа |
| Тема 1.3. История развития жизни на Земле | 4 часа |
| Тема 1.4. Систематика живых организмов | 2 часа |
Раздел 2. Царство Бактерии 4 часов |
| Тема2.1. Подцарство настоящие бактерии | 2 часа |
| Тема2.2. Многообразие бактерий | 2 часа |
Раздел 3. Царство Грибы 8 часов |
| Тема 3.1. Строение и функции грибов. | 2 часа |
| Тема 3.2. Многообразие и экология Грибов | 4 часа |
| Тема 3.3. Группа Лишайники | 2 часа |
Раздел 4. Царство Растения 34 часа |
| Тема 4.1 Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология | 6 часов |
| Тема 4.2. Отдел Моховидные | 2 часа |
| Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные | 6 часов |
| Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные. | 8 часов |
| Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения | 10 часов |
| Тема 4.6. Эволюция растений | 2часа |
Раздел 5. Растения и окружающая среда 8 часов |
| Тема 5.1 Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов | 4 часа |
| Тема 5.2. Растения и человек | 2 часа |
| Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ | 2 часа |
Резервное время – 5 часов |