СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 7 класс.  В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 7 класс»

Пояснительная записка

        Статус документа

 Рабочая программа разработана на основе:         

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом министерства образования РФ от 17.12.2010 года №1897 (ФГОС ОО)

  • примерной программы Биология 5-9 классы : учебно-методическое пособие / сост. Г.М.Пальдяева. – М.: Дрофа, 2014.-382 с.

  • распоряжения министерства образования Ульяновской области от 25.02 2013г 559-Р «О введении ФГОС основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Ульяновской области»

  • учебного плана УО на 2015-2016 год

  • образовательной программы основного общего образования МОУ Шиковской СОШ приказ №40 от31.08.2015года.

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

Для учащихся:

В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» Рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения » 7 класс. – М.: Дрофа, 2014.

  • Для  учителя:

А.В.марина, В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, В.Б.Захарова «Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения» 7класс. – М.: Дрофа, 2015

Общая характеристика предмета

В связи с особой важностью для предмета «Биология» таких методов и приёмов учебной деятельности, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделены рубрики «Лабораторные и практические работы».

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану, изучение биологии в 7 классе осуществляется из расчёта 2 часа в неделю ( 1 час из обязательной части учебного плана , 1 час из части формируемой участниками образовательного процесса), 70 часов в год.


Цели и задачи изучения предмета

Курс для учащихся 7 классов реализуют следующие цели:

— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях.

— развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления и основ гигиенических навыков.

Предлагаемый курс содержит системные знания. Преемственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и формированию целостного взгляда на мир.

В основу данного курса положен системно-деятельный подход. Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.




Содержание программы

Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения 7 класс

(70 ч в неделю)

Раздел 1. От клетки до биосферы (11 ч)

Тема 1.1. Многообразие живых систем (3 часа)

Разнообразие форм живого на Земле. Понятие об уровнях организации жизни: клетки, ткани, органы, организмы. Виды, популяции и биоценозы. Общие представления о биосфере.





Демонстрация

Таблицы, иллюстрирующие особенности организации клеток, тканей, органов. Организмы различной сложности. Граница и структура биосферы.

Тема 1.2 Ч.Дарвин о происхождении видов (2 часа)

Причины многообразия живых организмов. Явления наследственности и изменчивости. Искусственный отбор; породы домашних животных и культурных растений. Понятие о борьбе за существование и естественном отборе.

Демонстрация

Породы животных и сорта растений. Близкородственные виды, приспособленные к различным условиям существования.

Тема 1.3 История развития жизни на Земле ( 4 часа)

Подразделение истории жизни на эры и периоды. Условия существования жизни на древней планете. Смена флоры и фауны на Земле: возникновение новых и вымирание прежде существовавших форм.

Демонстрация

Представители флоры и фауны различных эр и периодов.

Тема 1.4 Систематика живых организмов (2 часа)

Искусственная система живого мира: работы Аристотеля, Теофраста. Система природы К.Линнея. Основы естественной классификации живых организмов на основе их родства. Основные таксономические категории, принятые в современной систематике.

Демонстрация

Родословное древо растений и животных.

Лабораторные и практические работы

Определение систематического положения домашних животных.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-основные понятия и термины «искусственный отбор», «борьба за существование», «естественный отбор»;

-основные уровни организации живой материи: молекулярный , клеточный, огранный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический,и биосферный;

-подразделение истории Земли на эры и периоды;

-искусственную систему живого мира; работы Аристотеля, Теофраста; систему природы К.Линнея;

-принципы построения естественной системы живой природы.

Учащиеся должны уметь:

-в общих чертах описывать механизмы эволюционных преобразований;

-объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни;

-иметь представление о естественной системе органической природы;

-давать аргументированную критику ненаучных мнений о возникновении и развитии жизни на Земле.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-различать объем и содержание понятий;

-различать родовое и видовое понятия в наименовании вида;

-определять аспект классификации и проводить классификацию;

-выстраивать причинно-следственные связи.

Раздел 2. Царство Бактерии (4 ч)


Тема 2.1 Подцарство настоящие бактерии (2 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Строение прокариотической клетки, наследственный аппарат бактериальной клетки. Размножение бактерий.

Демонстрация

Строение клеток различных прокариот.

Лабораторные и практические работы

Зарисовка схемы строения прокариотической клетки, схемы размножения бактерий.

Тема 2.2 Многообразие бактерий ( 2 часа)

Многообразие форм бактерий. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот, их распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение. Профилактика инфекционных заболеваний.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

-разнообразие и распространение бактерий и грибов;

- роль бактерий и грибов в жизни человека;

- методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику бактерий;

-характеризовать формы бактериальных клеток;

-отличать бактерии от других живых организмов;

-объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и /или после изучения материала на уроке;

-разрабатывать план- конспект темы, используя дополнительные источники информации;

-готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

-пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 3. Царство Грибы (8 ч)

Тема 3.1 Строение и функции грибов ( 2 часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов.

Демонстрация

Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.

Тема 3.2 Многообразие и экология грибов ( 4 часа)

Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота,Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение грибов, их роль в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Болезнетворные грибы, меры профилактики микозов.

Демонстрация

Схемы, отражающие строение и жизнедеятельность различных групп грибов; муляжи плодовых тел шляпочных грибов, натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).

Лабораторные и практические работы

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Тема 3.3 Группа лишайники ( 2 часа)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

Демонстрация

Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

-строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

-особенности организации шляпочного гриба;

-меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику бактерий и грибов;

-объяснять строение грибов и лишайников;

-приводить примеры распространенности грибов и лишайников;

-характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

- определять несъедобные шляпочные грибы;

-определять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

-составлять конспект параграфа учебника до и /или после изучения материала на уроке;

-пользоваться биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;

-разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;

-готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

-пользоваться поисковыми системами Интернета.

Раздел 4. Царство Растения (34 ч)

Тема 4.1 Группа отделов водоросли; Строение, функции, экология (6 часов)

Водоросли, как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения водорослей различных отделов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения водорослей.

Тема 4.2 Отдел Моховидные ( 2 часа)

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения и жизненный цикл мхов. Различные представители мхов.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения мхов.

Тема 4.3 Споровые сосудистые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные ( 6 часов)

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрация

Схема строения и жизненные циклы плауновидных и хвощевидных. Различные представители плаунов и хвощей. Схема строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего вида и строения спороносящего хвоща.

Изучение внешнего вида и внутреннего строения папоротников ( на схемах)

Тема 4.4 Семенные растения. Отдел Голосеменные ( 8 часов)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие , распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация

Схема строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Изучение строения хвои и шишек хвойных растений ( на примере местных видов).

Тема 4.5 Покрытосеменные (цветковые) растения (10 часов).

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства ( 2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация

Схема строения цветкового растения, строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители различных семейств покрытосеменных растений.

Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений.

Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения.

Тема 4.6 Эволюция растений ( 2 часа)

Возникновение жизни и появление первых растений. Развитие растений в водной среде обитания. Выход растений на сушу и формирование проводящей сосудистой системы. Основные этапы развития растений на суше.

Демонстрация

Изображение ископаемых растений, схемы, отображающие особенности их организации.

Лабораторные и практические работы

Построение родословного древа царства Растений.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-основные методы изучения растений;

-основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные. Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

-особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

-роль растений в биосфере и жизни человека;

-происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

-давать общую характеристику царства Растений;

-объяснять роль растений в биосфере;

-характеризовать основные группы растений (Водоросли, Моховидные, Хвощевидные. Плауновидные, Папоротниковидные, Голосеменные, Цветковые);

-объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

-характеризовать распространение растений в разных климатических зонах Земли;

-объяснять причины различий в состава фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

-сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

-оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

-находить информацию о растениях в дополнительных источниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

Раздел 5. Растения и окружающая среда (8 ч)

Тема 5.1 Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов ( 4 часа)

Растительные сообщества- фитоценозы. Видовая и пространственная структура растительного сообщества; ярусность. Роль отдельных растительных форм в сообществе.

Демонстрация

Плакаты и видеоролики, иллюстрирующие разнообразие фитоценозов.

Лабораторные и практические работы

Составление таблиц, отражающих состав и значение отдельных организмов в фитоценозе.

Тема 5.2 Растения и человек ( 2 часа)

Значение растений в жизни планеты и человека. Первичная продукция и пищевые потребности человека в растительной пище. Кормовые ресурсы для животноводства. Строительство и другие потребности человека. Эстетическое значение растений в жизни человека.

Демонстрация

Способы использования растений в народном хозяйстве и в быту.

Лабораторные и практические работы

Разработка проекта выращивания сельскохозяйственных растений на школьном дворе.

Тема 5.3 Охрана растений и растительных сообществ ( 2часа)

Причины необходимости охраны растительных сообществ. Методы и средства охраны природы. Законодательство в области охраны растений.

Демонстрация

Плакаты и информационные материалы о заповедниках, заказниках, природоохранительные мероприятия.

Лабораторные и практические работы

Разработка схем охраны растений на пришкольной территории.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-определение понятия «фитоценоз»;

- видовую и пространственную структуру растительного сообщества; ярусность;

- роль растений в жизни планеты и человека;

-необходимость сохранения растений в любом месте их обитания

Учащиеся должны уметь:

-определять тип фитоценоза;

-выявлять различия между естественными и искусственными фитоценозами;

-обосновывать необходимость природоохранительных мероприятий.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

-существующую программу курса;

-учебники и другие компоненты учебно-методического комплекса;

-иллюстративный и вспомогательный учебный материал ( таблицы, схемы, муляжи, гербарии и т.д.);

-осознавать целостность природы; взаимосвязанность и взаимозависимость происходящих в ней процессов.

Учащиеся должны уметь:

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

-составлять конспект параграфа учебника до и /или после изучения материала на уроке;

-разрабатывать план-конспект темы, используя дополнительные источники информации;

-готовить устные сообщения и письменные доклады на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

-пользоваться поисковыми системами Интернета;

-объяснять необходимость ведения хозяйственной деятельности человека с учётом особенностей жизнедеятельности живых организмов;

- под руководством учителя оформлять отчёт о проведенном наблюдении, включающий описание объектов наблюдения, его результаты и выводы;

-организовывать учебное взаимодействие в группе ( распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Личностные результаты обучения

- соблюдение учащимися правил поведения в природе;

-осознание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;

-умение реализовывать теоретические познания на практике;

-осознание значения образования для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;

-привитие любви к природе, чувства уважения к учёным, изучающим растительный мир, развитие эстетических чувств от общения с растениями;

-признание учащимися права каждого человека на собственное аргументированное мнение;

-готовность учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на благо природы;

-умение аргументировано и обосновано отстаивать свою точку зрения;

-критическое отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;

-понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Резервное время – 5 часов.






















Учебно-тематический план. Биология. Многообразие живых организмов. Бактерии, грибы, растения.

(70 часов, 2 часа в неделю)



Раздел

Тема

Количество часов

Раздел 1. От клетки до биосферы. 11часов



Тема 1.1 Многообразие живых систем

3 часа




Тема 1.2 Ч.Дарвин о происхождении видов


2 часа



Тема 1.3. История развития жизни на Земле


4 часа



Тема 1.4. Систематика живых организмов


2 часа


Раздел 2. Царство Бактерии 4 часов


Тема2.1. Подцарство настоящие бактерии


2 часа



Тема2.2. Многообразие бактерий


2 часа


Раздел 3. Царство Грибы 8 часов



Тема 3.1. Строение и функции грибов.

2 часа



Тема 3.2. Многообразие и экология Грибов


4 часа



Тема 3.3. Группа Лишайники


2 часа


Раздел 4. Царство Растения 34 часа


Тема 4.1 Группа отделов Водоросли; строение, функции, экология


6 часов



Тема 4.2. Отдел Моховидные


2 часа



Тема 4.3. Споровые сосудистые растения: Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные

6 часов



Тема 4.4. Семенные растения. Отдел Голосеменные.

8 часов



Тема 4.5. Покрытосеменные (цветковые) растения

10 часов


Тема 4.6. Эволюция растений

2часа

Раздел 5. Растения и окружающая среда 8 часов


Тема 5.1 Растительные сообщества. Многообразие фитоценозов

4 часа


Тема 5.2. Растения и человек

2 часа


Тема 5.3. Охрана растений и растительных сообществ

2 часа

Резервное время – 5 часов