Структура рабочей программы:
Раздел 1. Пояснительная записка
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Раздел 3.Место учебного предмета в учебном плане
Раздел 4.Содержание учебного предмета
Раздел 5.Тематическое планирование
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование
Раздел 7.Учебно- тематическое и материально-техническое
обеспечение
Раздел 8.Результаты освоения конкретного учебного
предмета и система их оценки
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа на 2015-2016 уч.год разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральные законы:
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ).
-Федеральный компонент государственного стандартного образования, утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального,основного и среднего общего образования»
Документация МБОУ «Леоновская СОШ»:
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Леоновская
средняя общеобразовательная школа» 2014 г.
- Учебный план МБОУ «Леоновская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
- Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Леоновская СОШ».
-Образовательная программа основного общего образования МБОУ «Леоновская СОШ».
-Программы общеобразовательных учреждений, предназначенные для использования при работе с учебно-методическим
комплектом по биологическому образованию для основной школы (5 – 9 классы), разработанным под руководством
В.В.Пасечника.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры
поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
В 7 классе учащиеся продолжают знакомство со структурой биологической науки, ее историей и методами исследования, нравственными нормами и принципами отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии животных и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производств, основанных на использовании биологических систем.
Раздел 3. Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану (недельному) МБОУ «Леоновская СОШ» на 2015-2016 учебный год, действующему в рамках реализации Базисного учебного плана-2004 для основного общего образования, в соответствии с его инвариатной частью (Федеральным компонентом) рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 70 часов в год. Плановых контрольных работ 4 , лабораторных работ- 7
Раздел 4 Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений, систематика животных.
РАЗДЕЛ I. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (36 ч)
ТЕМА 1. Простейшие (2 ч)
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация микропрепаратов простейших.
ТЕМА 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (16 ч)
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни чело
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация микропрепаратов гидры, разнообразных моллюсков и их раковин, морских звезд и других иглокожих.
Лабораторные работы
1. Внешнее строение дождевого червя.
2. Знакомство с ракообразными.
3. Изучение представителей отрядов насекомых.
Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Простейшие и беспозвоночные животные».
ТЕМА 3. Позвоночные. Тип Хордовые (18 ч)
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные работы
4. Внешнее строение и передвижение рыб.
5. Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия по теме «Изучение многообразия птиц».
Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Хордовые».
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ
И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ (11 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа
6. Изучение особенностей покровов тела.
Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Эволюция строения, функций органов и их систем».
РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (3 ч)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
7. Определение возраста животных.
РАЗДЕЛ IV. РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ (4 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ V. БИОЦЕНОЗЫ (6 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз.
Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия по теме «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза».
РАЗДЕЛ VI. ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ( 8 ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Контрольно-обобщающий урок №4 (итоговая контрольная работа по курсу «Биология.Животные».
Экскурсия по теме «Весенние явления в жизни животных».
Раздел 5. Тематическое планирование
Раздел программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ (2 ч) | История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений, систематика животных. | Работа с книгой, эксперимент, наблюдение, практическая работа, беседа, лабораторные уроки; экскурсии, доклады уч-ся ,зачеты , презентации учащихся по теме, тесты, сообщения уч-ся |
РАЗДЕЛ I. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ (36 ч) ТЕМА 1. Простейшие (2 ч) | Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы. | Работа с книгой, эксперимент, наблюдение, практическая работа, беседа, лабораторные уроки; экскурсии, доклады уч-ся ,зачеты , презентации учащихся по теме, тесты, сообщения уч-ся |
ТЕМА 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (16 ч) | Тип Губки.. Тип Кишечнополостные. Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Моллюски. Тип Иглокожие. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. | Работа с книгой, эксперимент, наблюдение, практическая работа, беседа, лабораторные уроки; экскурсии, доклады уч-ся ,зачеты , презентации учащихся по теме, тесты, сообщения уч-ся |
ТЕМА 3. Позвоночные. Тип Хордовые (18 ч) | Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся. Класс Птицы. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | Работа с книгой, эксперимент, наблюдение, практическая работа, беседа, лабораторные уроки; экскурсии, доклады уч-ся ,зачеты , презентации учащихся по теме, тесты, сообщения уч-ся |
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ У ЖИВОТНЫХ (11 ч) | Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. | Работа с книгой, эксперимент, наблюдение, практическая работа, беседа, лабораторные уроки; экскурсии, доклады уч-ся ,зачеты , презентации учащихся по теме, тесты, сообщения уч-ся |
РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ (3 ч) | Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением без превращения. Периодизация и продолжительность жизни. | Работа с книгой, эксперимент, наблюдение, практическая работа, беседа, лабораторные уроки; экскурсии, доклады уч-ся ,зачеты , презентации учащихся по теме, тесты, сообщения уч-ся |
РАЗДЕЛ IV. РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ (4 ч) | Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. | Работа с книгой, эксперимент, наблюдение, практическая работа, беседа, лабораторные уроки; экскурсии, доклады уч-ся ,зачеты , презентации учащихся по теме, тесты, сообщения уч-ся |
РАЗДЕЛ V. БИОЦЕНОЗЫ (6 ч) | Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | Работа с книгой, эксперимент, наблюдение, практическая работа, беседа, лабораторные уроки; экскурсии, доклады уч-ся ,зачеты , презентации учащихся по теме, тесты, сообщения уч-ся |
РАЗДЕЛ VI. ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ( 8 ч) | Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных. | Работа с книгой, эксперимент, наблюдение, практическая работа, беседа, лабораторные уроки; экскурсии, доклады уч-ся ,зачеты , презентации учащихся по теме, тесты, сообщения уч-ся |
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование (В рамках реализации БУП-2004)
№ уро ка | Раздел тема | Тип урока | Основные виды учебной деятельности.виды контроля | Требования к результату обучения | Использо вание оборудования, ТСО, компьютерной техники и програм много обеспечения | Дата |
План | Факт |
| ВВЕДЕНИЕ. Общие сведения о животном мире (2 ч) | | | | | | |
1 | Инструктаж по ТБ в кабинете. История развития зоологии. 1. | Лекция | Работа с текстом Коллективная работа Входной контроль | знать/понимать: - историю развития и структуру зоологии как науки; - характерные признаки животного организма; - черты сходства и различия в строении растительной клетки и клетки животных; | Презентация. «История развития зоологии». | 03.09 | |
2 | Современная зоология 2. | Комбинированный урок | Фронтальная работа, поиск зоологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения зоологических терминов; | - основы систематики многоклеточных животных, принципы их классификации; - место и роль человека в природе; - меры по охране животных. | Коллекция «Классификация Животных» | 07.09 | |
| РАЗДЕЛ I. Многообразие животных (36 ч) | | | | | | |
| ТЕМА 1. Простейшие (2 ч) | | | | | | |
3/1 | Общая характеристика простейших.Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики 3. | УИНМ | Фронтальная работа дифференцированного характера Индивидуальная работа «Распознание препаратов простейших под микроскопом "- работа с текстом и рисунками учебника Устный опрос | знать/понимать: - особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития простейших животных; - принципы их классификации; | Микроскоп Набор препаратов по зоологии | 10.09 | |
4/2 | Многообразие Простейших. Жгутиконосцы, Инфузории. 4. | КУ | Фронтальная работа Индивидуальная работа «Рассматривание под микроскопом препаратов простейших" Устный опрос | знать/понимать: - особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития простейших животных; - принципы их классификации; | Микроскоп Набор препаратов по зоологии | 14.09 | |
| ТЕМА 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (16 ч) | | | | | | |
5/1 | Тип Губки 5. | УИНМ | Фронтальная работа Тест№1по теме «Губки» | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей типа Губки
| Тест№1по теме «Губки» | 17.09 | |
6/2 | Тип Кишечнополостные. 6. | КУ | Фронтальная работа Устный опрос | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей типа Кишечнополостные
| Презентация | 21.09 | |
7/3 | Тип Плоские черви. 7. | КУ | Фронтальная работа Недифференциро- ванного характера Устный опрос | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей типа Плоские черви | Презентация Влажные препараты | 24.09 | |
8/4 | Тип Круглые черви. 8. | КУ | Фронтальная работа дифференцированного характера | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей типа Плоские черви | Презентация Влажные препараты | 28.09 | |
9/5 | Тип Кольчатые черви. Полихеты. 9. | КУ | Фронтальная работа Сообщения | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей типа Кольчатые черви. Полихеты. | Влажные препараты | 01.10 | |
10/6 | Классы кольчецов:Олигохеты и Пиявки. Л.р. №1 «Внешнее строение дождевого червя». 10. | УИНМ | Устный опрос Лабораторная работа №1 «Внешнее строение дождевого червя». | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей кольчецов:Олигохеты и Пиявки. | Оборудование Раздаточный материал для Л.р.№1 | 05.10 | |
11/7 | Тип Моллюски., особенности строения и жизнедеятельности. 11. | КУ | Фронтальная работа Устный опрос | знать/понимать: - характерные признаки особенности строения, жизнедеятельности представителей Типа Моллюски | Презентация Влажные препараты | 08.10 | |
12/8 | Тип Моллюски., 12. | КУ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими | знать/понимать: - основы систематики представителей Типа Моллюски. | Презентация Влажные препараты | 12.10 | |
13/9 | Тип Иглокожие. 13. | УИНМ | Работа с учебником Сообщения | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей типа Иглокожие | Коллекции | 15.10 | |
14/10 | Тип Членистоногие. Класс: Ракообразные. Л.р. №2 «Знакомство с ракообразными». 14. | | Фронтальная работа Лабораторная работа №2 «Знакомство с ракообразными». | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей типа Тип Членистоногие. Класс: Ракообразные. . | Коллекции | 19.10 | |
15/11 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.Клещи. 14. | КУ | Фронтальная работа Рассматривание коллекции | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей Типа Членистоногие. Класса Паукообразные. | Коллекции | 22.10 | |
16/12 | Класс Насекомые. Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. 15,16. | КУ | Фронтальная работа Рассматривание коллекций | знать/понимать: - основы систематики представителей Класса Насекомые. | Презентация Коллекции | 26.10 | |
17/13 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы .Л.р. №3 «Изучение представителей отрядов насекомых Ростовской области».17. | КУ | Лабораторная работа №3 «Изучение представителей отрядов насекомых». рефлексия | знать/понимать: - основы систематики представителей Класса Насекомые. | Презентация Коллекции | 29.10 | |
18/14 | Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.18. | КУ | Фронтальная работа Рассматривание коллекций | знать/понимать: - основы систематики представителей Класса Насекомые. | Презентация Коллекции | 09.11 | |
19/15 | Отряд Перепончатокрылые. 19. | | Фронтальная работа Рассматривание коллекций Сообщения Тест №2 по теме «Моллюски . Иглокожие. Членистоногие» | знать/понимать: - основы систематики представителей Класса Насекомые. | Презентация Коллекции Тест №2 | 12.11 | |
20/16 | Контрольно-обобщающий урок по темам: «Простейшие.Беспозвоночные» | К | Контрольная работа№1 по темам: Простейшие. Беспозвоночные» | Показать ЗУН по темам: Простейшие. Беспозвоночные» | Бланк К.Р.№1 | 16.11 | |
| ТЕМА 3. Позвоночные. Тип Хордовые (18 ч) | | | | | | |
21/1 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные . 20. | УИНМ | Фронтальная работа Работа с различными источниками информации в том числе новейшими Устный опрос | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей типа Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные . | Таблицы | 19.11 | |
22/2 | Класс рыбы. Л.р. №4 «Внешнее строение и передвижение рыб». 21. | КУ | Фронтальная работа Лабораторная работа№4 «Внешнее строение и передвижение рыб». | знать/понимать: - характерные признаки представителей Класса рыбы | Влажные препараты Таблицы | 23.11 | |
23/3 | Подкласс Хрящевые рыбы. 22. | КУ | Фронтальная работа Сообщения | знать/понимать: - характерные признаки представителей Подкласса Хрящевые рыбы. | Таблицы Презентация | 26.11 | |
24/4 | Подкласс Костные рыбы Ростовской области. 23. | УИНМ | Фронтальная работа Устный опрос | знать/понимать: - характерные признаки представителей Подкласс Костные рыбы. | Таблицы Презентация | 30.11 | |
25/5 | Класс Земноводные, или Амфибии. 24. | УИНМ | Фронтальная работа Работа с различными источниками информации в том числе новейшими Устный опрос Рассматривание: Влажные Препараты,коллекции | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей Класса Земноводные, или Амфибии | Таблицы Влажные препараты | 03.12 | |
26/6 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. 25. | КУ | Фронтальная работа Работа с различными источниками информации в том числе новейшими Устный опрос Рассматривание: Влажные препараты ,коллекции | знать/понимать: - характерные признаки особенности строения, жизнедеятельности представителей Класса Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые | Таблицы Влажные препараты коллекции | 07.12 | |
27/7 | Отряды пресмыкающихся. Черепахи и Крокодилы. 26. | УИНМ . | Фронтальная работа Сообщения | знать/понимать: - характерные признаки особенности строения представителей Класса Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряды пресмыкающихся. Черепахи и Крокодилы. | Таблицы Влажные препараты коллекции | 10.12 | |
28/8 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. Л.р. №5 «Изучение внешнего строения птиц». 27. | КУ | Фронтальная работа Устный опрос Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения птиц». | знать/понимать: - характерные признаки - основы систематики - особенности строения, жизнедеятельности представителей Класса Птицы. | Чучела птиц. | 14.12 | |
29/9 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. 28. | КУ | Фронтальная работа Устный опрос | знать/понимать: - основы систематики представителей Отрядов птиц: | Таблицы | 17.12 | |
30/ 10 | Отряды птиц: Хищные птицы, Куриные. 29. | КУ | Фронтальная работа Устный опрос Работа с учебником | знать/понимать: - основы систематики представителей Отрядов птиц: | Таблицы | 21.12 | |
31/ 11 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. 30. | КУ | Тест №3 по теме «Тип хордовые. Класс птицы» Фронтальная работа Устный опрос Работа с учебником | знать/понимать: - основы систематики представителей Отрядов птиц: | Тест №3 по теме «Тип хордовые. Класс птицы» | 24.12 | |
32/ 12 | Экскурсия «Многообразие птиц Ростовской области» . Отчет | экскурсия | Экскурсия№1 «Многообразие птиц» . | знать/понимать: - основы систематики представителей Отрядов птиц местного края | Бланк заданий к экскурсия №1 | 28.12 | |
33/ 13 | Класс Млекопитающие. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. 31. | КУ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Сообщения уч-ся | знать/понимать: - характерные признаки особенности строения, жизнедеятельности представителей Класса Млекопитающих, Отрядов: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | Таблицы Презентация | 11.01 | |
34/ 14 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные . 32. | КУ | Работа с учебником Фронтальная работа Устный опрос | знать/понимать: - основы систематики представителей Отрядов: Грызуны, Зайцеобразные | Таблицы Презентация | 14.01 | |
35/ 15 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. 33. | КУ | Работа с учебником Фронтальная работа Устный опрос | знать/понимать: - основы систематики представителей Отрядов: Грызуны, Зайцеобразные | Таблицы Презентация | 18.01 | |
36/16 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные Ростовской области. 34. | КУ | Работа с учебником Индивидуальная работа Устный опрос | знать/понимать: - основы систематики представителей Отрядов: Парнокопытные, Непарнокопытные. | Таблицы Презентация | 21.01 | |
37/17 | Отряд Приматы. 35. | КУ | Работа с учебником Устный опрос | знать/понимать: - основы систематики представителей Отряда Приматы. | Таблицы Презентация | 25.01 | |
38/18 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Хордовые». 31-35. | К | Контрольная работа№2 по теме «Хордовые». | Показать ЗУН по теме «Хордовые». | Бланк К.Р.№2 | 28.01 | |
| РАЗДЕЛ II. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (11 ч) | | | | | | |
39/1 | Покровы тела. Л.р. №6 «Изучение особенностей покровов тела». 36. | УИНМ | Лабораторная работа №6 «Изучение особенностей покровов тела». работа с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника Сообщения уч-ся | знать/понимать: особенностей покровов тела животных различных систематических групп. | Микроскопы Набор препаратов по зоологии | 01.02 | |
40/2 | Опорно-двигательная система. 37. | УИНМ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Распознание и описание на таблицах основных органов и систем органов животных Устный опрос | знать/понимать: - сущность строения и фукций опорно-двигательная системы животных различных систематических групп | Слайды Рельефные таблицы | 04.02 | |
41/3 | Способы передвижения животных. 38. | УИНМ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Устный опрос | знать/понимать:- сущность способов передвижения животных различных систематических групп | Слайды Рельефные таблицы | 08.02 | |
42/4 | Органы дыхания и газообмен. 39. | УИНМ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Распознание и описание на таблицах основных органов и систем органов животных Устный опрос | знать/понимать: - сущность биологического процесса дыхания | Слайды Рельефные таблицы | 11.02 | |
42/5 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии . 40. | УИНМ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Распознание и описание на таблицах основных органов и систем органов животных Устный опрос | знать/понимать: - сущность биологического процесса: обмена веществ и превращения энергии, питания. | Слайды Рельефные таблицы | 15.02 | |
44/6 | Кровеносная система. Кровь. 41. | УИНМ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Распознание и описание на таблицах основных органов и систем органов животных Устный опрос | знать/понимать: - сущность биологических кровообращения | Слайды Рельефные таблицы | 18.02 | |
45/7 | Органы выделения. 42. | УИНМ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Распознание и описание на таблицах основных органов и систем органов животных Устный опрос | знать/понимать: - сущность биологического процесса выделения, транспорта веществ. | Слайды Рельефные таблицы | 20.02 | |
46/8 | Нервная система, Рефлекс. Инстинкт 43. | УИНМ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Распознание и описание на таблицах основных органов и систем органов животных Устный опрос | знать/понимать: - сущность регуляции деятельности организма животных различных систематических групп. | Слайды Рельефные таблицы Презентация | 25.02 | |
47/9 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. 44. | УИНМ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Распознание и описание на таблицах основных органов и систем органов животных Сообщения уч-ся | знать/понимать: - сущность регуляции деятельности организма животных различных систематических групп. | Слайды Рельефные таблицы | 29.02 | |
48/10 | Продление рода. Органы размножения. 45. | КУ | Работа с различными источниками информации в том числе новейшими. Распознание и описание на таблицах основных органов и систем органов животных Устный опрос | | Слайды Презентация | 03.03 | |
49/11 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения, функций органов и их систем». 36-45. | К | Контрольная работа№3 по теме «Эволюция строения, функций органов и их систем». | Показать ЗУН по теме «Эволюция строения, функций органов и их систем». | Бланк К.Р.№3 | 10.03 | |
| РАЗДЕЛ III. Индивидуальное развитие животных (3 ч) | | | | | | |
50/1 | Способы размножения животных. Оплодотворение. 46. | УИНМ | Работа с учебником Фронтальная работа Устный опрос | -Доказывать преимущества внутреннего оплодотворения по сравнению с внешним; знать/понимать: - особенности размножения, роста и развития животных. | Слайды Презентация | 14.03 | |
51/2 | Развитие животных с превращением и без превращения. Л.р. №7 «Определение возраста животных» 47. | КУ | Лабораторная работа №7«Определение возраста животных» Практическая работа уч-ся | Уметь: проводить простые биологические исследований: наблюдения за ростом и развитием животных, определение их возраста. | Слайды Презентация Раздаточный материал | 17.03 | |
52/3 | Периодизация и продолжительность жизни животных. 48. | КУ | Работа с учебником Фронтальная работа Устный опрос | объяснять разную продолжительность жизни животных. | Презентация | 21.03 | |
| РАЗДЕЛ IV. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч) | | | | | | |
53/1 | Доказательства эволюции животных. 49. | лекция | лекция Фронтальная работа | уметь: - приводить примеры доказательств эволюции животных; усложнения животных в процессе эволюции; | Коллекции | 04.04 | |
54/2 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. 50. | КУ | Работа с учебником Фронтальная работа Устный опрос | знать/понимать: - причины и результаты эволюции животных. | Коллекции Таблицы | 07.04 | |
55/3 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. 51. | КУ | Работа с учебником Фронтальная работа Устный опрос | объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных | Коллекции Таблицы | 11.04 | |
56/4 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. 52. | УИНМ | Работа с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника | уметь: выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы по понятиям:ареалы обитания, миграции. | Презентация | 14.04 | |
| РАЗДЕЛ V. Биоценозы (6 ч) | | | | | | |
57/1 | Естественные и искусственные биоценозы Ростовской области. 53. | УИНМ | Сообщения уч-ся | знать/понимать: - признаки биологических объектов: популяций, экосистем и агроэкосистем; биосферы; | Презентация | 18.04 | |
58/2 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. 54. | КУ | Фронтальная работа | анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды в экосистемах. | Таблицы | 21.04 | |
59/3 | Цепи питания. Поток энергии. 55. | КУ | Работа с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, | знать/понимать: - сущность биологических процессов: круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; | Таблицы | 25.04 | |
60/4 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. 56. | КУ | | - описывать взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза; | Таблицы Презентация | 28.04 | |
61/5 | Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза». Отчет. | экскурсия | Экскурсия№2«Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза». | знать/понимать: взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза оценивать значение природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира. | Бланк заданий к экскурсии №2 | 05.05 | |
62/6 | Урок-конференция по темам «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы». 53-56 | Практический | Проекты, рефераты уч-ся | оценивать значение природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира. | Проекты, рефераты уч-ся | 12.05 | |
| РАЗДЕЛ VI. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (8ч) | | | | | | |
63/1 | Влияние деятельности человека на животный мир 57 | лекция | Лекция Фронтальная работа Тестирование (Тест№4) | знать/понимать: влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; | Бланк теста №4 | 16.05 | |
64/2 | Одомашнивание животных. 58 Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. 59 | КУ | Фронтальная работа Сообщения уч-ся Устный опрос | знать/понимать: системы выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; | Слайды Презентация | 19.05 | |
65/3 | Охрана и рациональное использование животного мира Ростовской области . 60. Экскурсия №3 «Весенние явления в жизни животных» Отчет Летние задания | экскурсия | Экскурсия№3 «Весенние явления в жизни животных». | знать/понимать: - наиболее распространенные виды и породы животных, животных своего региона, своей местности; | Задания для наблюдений к экскурсии №3 | 23.05 | |
66/4 | Контрольно-обобщающий урок «Биология.Животные» | К | Контрольная работа №4(итоговая) | Контроль ЗУН по разделу «Биология.Животные» | Бланк заданий к к.р.№4 | 26.05 | |
67/5 | Резервный урок. Региональный компонент (значение природоохранной деятельности человека) | Урок закрепления ЗУН | Индивидуальная работа | Обосновывать значение природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира. | Слайды Таблицы | 30.05 | |
68/6 | Резервный урок. Региональный компонент (Сохранение и умножение животного мира ) | Урок закрепления ЗУН | Индивидуальная работа | Обосновывать значение природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира. | Таблицы | | |
69/7 | Резервный урок. | Урок закрепления ЗУН | Индивидуальная работа | Обосновывать значение природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира. | Таблицы | | |
70/8 | Резервный урок. «Охрана животных" | Урок закрепления ЗУН | Индивидуальная работа | знать/понимать: влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; | Таблицы Презентация « В мире животных» | | |
Раздел 7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Реализация программы обеспечивается учебными и методическими пособиями
Учебная литература
Данная программа реализуется в учебнике «Биология. Животные. 7 класс» авторов В.В. Латюшина, В.А.
Шапкина. – М.: Дрофа, 2013
Методическая литература:
1.Программа основного общего образования по биологии для7 класса «Животные» авторов
В.В.Пасечника,В.В.Латюшин,В.М.Пакулова. Дрофа.2010
3. «Тематическое и поурочное планирование к учебнику авторов В. В. Латюшина , Т. А.Уфимцевой
4 «Поурочное планирование «Биология. 7 класс» автора И .Ф. Ишкиной
| Наименование | Количество |
1 | Стол демонстрационный | 1 |
2 | Стол ученический | 6 |
3 | Стул ученический | 12 |
4 | Стул учительский | 1 |
5 | Шкаф | 5 |
6 | Доска школьная | 1 |
7 | Тумбочки | 2 |
8 | Шкаф вытяжной | 1 |
9 | Стол компьютерный | 1 |
10 | Стул компьютерный | 1 |
11 | Компьютер | 1 |
12 | Проектор | 1 |
CD Уроки химии Кирилла и Мефодия . Биология 7 кл. | 1 |
Коллекции по разделу | |
Презентации | по темам |
Влажные препараты | по темам |
Слайды | по темам |
Таблицы по биологии за курс 7 класса | 5 комплектов |
Микроскопы | 15 |
Набор микропрепаратов | 1 |
Раздел 8. Результаты освоения предмета, и система их оценки
Требования к уровню освоения курса.
Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и
Инструментами 4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при укусах животных, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
5. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Система контроля знаний и умений обучающихся по биологии.
Контрольных работ - 4.
Контрольная работа №1 | Тема: Простейшие. Беспозвоночные | 16.11.2015г. |
Контрольная работа №2 | Тема: Хордовые | 28.01.2016г. |
Контрольная работа № 3 | Тема: Эволюция строения, функций органов их систем | 10.03.2016г. |
Итоговая контрольная работа № 4 | Тема : Биология. Животные | 26.05.2016г. |
Лабораторных работ- 7
Лабораторная работа № 1 «Внешнее Строение дождевого червя» | 05.10.2015г. |
Лабораторная работа № 2 «Знакомство с ракообразными» | 19.10.2015г. |
Лабораторная работа № 3 «Изучение представителей отряда насекомых» | 29.10.2015г. |
Лабораторная работа № 4 «Внешнее строение и передвижение рыб» | 23.11.2015г. |
Лабораторная работа № 5 «Изучение внешнего строения птиц» | 14.12.2015г. |
Лабораторная работа № 6 «Изучение особенностей покровов тела» | 01.03.2016г. |
Лабораторная работа № 7 «Определение возраста животных» | 17.03.2016г. |
Тестов- 4.
Тест №1 по теме «Губки» | 17.09.2015. |
Тест №2 по теме «Моллюски . Иглокожие. Членистоногие» | 12.11.2015г. |
Тест №3 по теме «Тип хордовые.Класс птицы» | 24.12.2015г. |
Тест №4 по теме«Биология. Животные» | 16.05.2016. |
Экскурсия -3
Экскурсия №1: «Изучение многообразия птиц» - 28.12.2015г.
Экскурсия №2: «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» -05.05.2016г.
Экскурсия №3: «Весенние явления в жизни животных» -23.05.2016г.