Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей _______________________ _______________________ Протокол заседания №_____ от «___» августа 2017г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________________________ __________________________ «___» августа2017г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы С.Г. Антонова ( приказ № __ от «__» августа 2017г. |
| | |
Рабочая программа
по биологии
для 7-Б класса
уровень базовый
2017/2018 учебный год
Автор: учитель биологии
МБОУ «Советская СШ №1»
Мишина С.С.
2017 г.
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 7 класса по программе основного общего образования по ФГОС. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 « Об образовании в Республике Крым», принятый Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015года ;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
-Положение о разработке, принятии и утверждении рабочих программ по учебному предмету( курсу, дисциплине) в МБОУ « Советская СШ №1» Советского района Республики Крым, утвержденное приказом № 271 от 31 августа 2016г;
-Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Советская средняя школа №1» Советского района Республики Крым на 2017/2018 учебный год.
- Программа для общеобразовательных учреждений Республики Крым по биологии для 5-9 классов (Авторы: Терехова А.В., Дризуль А.В., Бурлака Н.В.,Капралова Н.М.).
Предмет биология в 7 классе изучается в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год. Для реализации рабочей программы учебник «Биология. Разнообразие живых организмов, 7класс. М.: Просвещение, 2014.», электронное приложение к учебнику Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я Колесниковой 7 класс.
Планируемые результатыизучения учебного предмета
Требования к результатам освоения курса биологии в 7 классе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 7 классе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостностиприроды, осознание значимости и человечества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программа в 7 классе являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения,ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности;
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательныхзадач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий врамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешатьконфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Предметными результатами освоения программы по биологии в 7 классе являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека отсостояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах и на живых объектах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета биологии
7 класс (68 часов,2 часа в неделю)
Ведение (3ч.)
Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Круговорот веществ и превращения энергии. Экосистема. Пищевые связи в экосистеме.
Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучел и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.
Лабораторная работа
1. Составление цепей питания на примере экосистемы своей местности
Экскурсия
1. Экосистема своей местности (луг, лес, водоем)
I. Эволюция живой природы (4 ч.)
Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Эволюционное учение. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания
Система и эволюция органического мира. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды.
Эволюция органического мира. Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою.
Многообразие растений и животных, принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Система растений и животных – отображение эволюции. Вид как систематическая единица Признаки вида
Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.
Экскурсии:
2*. Эволюция органического мира (краеведческие музеи Республики Крым)
II. Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники (6 ч.)
Царство Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие. Бактерии-автотрофы. Азотфиксирующие бактерии. Бактерии-гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии - возбудители инфекционных заболеваний человека. Значение и особенности применения антибиотиков. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.
Царство Грибы. Общая характеристика. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Экологические группы грибов: сапротрофы, паразиты. Роль грибов в круговороте веществ. Съедобные и ядовитые грибы. Грибы Крыма. Грибы, занесённые в Красную книгу Крыма. Оказание первой помощи при отравлении грибами.
Лишайники. Компоненты лишайников и их взаимоотношения. Организация таллома лишайников (накипные, листоватые, кустистые). Роль лишайников в природе и жизни человека. Лишайники Крыма.
Демонстрации:схемы, таблицы, репродукции картин, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и многообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.
Лабораторные работы:
2. Изучение строения плесневых грибов на примере мукора
3. Строение плодовых тел шляпочных грибов (пластинчатых и трубчатых)
Практическая работа
Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Грибы Крыма
Обобщение
Царство Бактерии, Царство Грибы: значение в природе и жизни человека
III. Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции (23 ч.)
Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений в жизни нашей планеты, как производителей органического вещества. Жизненные формы растений. Современный растительный мир – результат эволюции.
Низшие растения. Водоросли. Главные признаки основных отделов. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека. Водоросли Чёрного и Азовского морей.
Выход растений на сушу. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. Первые наземные растения – псилофиты.
Моховидные.Главные признаки отдела Мхи – самые древние высшие растения. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Разнообразие мхов. Мхи Крыма.
Значение мхов в природе и жизни человека.Средообразущая роль сфагновых мхов. Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.
Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.Главные признаки отделов. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Вымершие древовидные формы папоротниковидных, хвощей и плаунов, их роль в образовании каменного угля.
Разнообразие современных папоротников, хвощей, плаунов и их значение. Папоротники и хвощи Крыма. Папоротники и хвощи, занесённые в Красную книгу Крыма.
Голосеменные. Главные признаки отдела Голосеменные. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные – саговниковые и гинкговые.
Разнообразие современных хвойных. Голосеменные Крыма.Голосеменные, занесённые в Красную книгу Крыма. Роль голосеменных в экосистемах, в том числе в экосистемах Крыма. Биосферное значение хвойных лесов.
Покрытосеменные. Главные признаки отдела Покрытосеменные. Черты более высокой организации по сравнению с голосеменными. Происхождение. Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. С.Г. Навашин – выдающийся отечественный ботаник. Двойное оплодотворение. Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях. Классы и семейства покрытосеменных растений.
Класс Двудольные. Общая характеристика класса. Семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые. Дикорастущие виды и культурные растения, их значение; представители крымской флоры (в том числе охраняемые)
Класс Однодольные. Общая характеристика класса. Семейства: Лилейные и Злаки. Дикорастущие виды и культурные растения, их значение; представители крымской флоры (в том числе охраняемые). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.
Сельскохозяйственные растения. Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство – основа земледелия. Пшеница – основная хлебная культура. Разнообразие пшениц: твердые и мягкие, озимые и яровые. Особенности выращивания пшеницы.
Овощеводство. Капуста – древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.
Сельскохозяйственные растения Крыма. Важнейшие отрасли растениеводства Крыма – садоводство, виноградарство, овощеводство, выращивание эфиромасличных культур.
Обобщение
Многообразие растений – результат эволюции
Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды
Лабораторные работы:
4. Изучение внешнего строения водорослей.
5. Изучение внешнего строения мхов (кукушкин лен, сфагнум).
6. Изучение внешнего строения папоротника.
7. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Голосеменные Крыма.
8. Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. Выявление приспособлений у растений к среде обитания.
Практические работы:
2. Определение покрытосеменных растений
3. Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур на региональном материале.
4. Распознавание растений разных отделов.Распознавание наиболее распространенных растений своей местности
IV. Многообразие животных – результат эволюции (28 ч.)
Царство Животные, общая характеристика. Одноклеточные и многоклеточные животные. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты.
Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника. Тип Саркожгутиконосцы, особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах. Тип Споровики, особенности организации споровиков – паразитов человека и животных. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками.
Тип Инфузории, особенности строения. Признаки более высокой организации инфузорий по сравнению с другими простейшими. Значение.
Подцарство Многоклеточные,общие признаки. Происхождение многоклеточных животных от колониальных жгутиковых. Исследования И.И. Мечникова. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.
Тип Кишечнополостные. Общая характеристика, разнообразие. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах. Роль коралловых полипов в образовании морских рифов и атоллов. Кишечнополостные Крыма. Ядовитая медуза Черного моря – корнерот (меры профилактики, оказание первой помощи пострадавшему).
Черви. Тип Плоские черви, общая характеристика. Разнообразие. Классы Ресничные черви, Сосальщики, Ленточные черви. Особенности образа жизни, жизненные циклы представителей типа (на примере печеночного сосальщика и бычьего цепня). Роль плоских червей в экосистемах. Соблюдение правил гигиены — основа профилактики гельминтозов
Тип Круглые черви, общие признаки. Разнообразие. Цикл развития аскариды человеческой. Меры профилактики заражения круглыми червями.
Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Прогрессивные черты организации по сравнению с плоскими и круглыми червями. Разнообразие.
Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей в почвенных, пресноводных и морских экосистемах. Гирудотерапия. Кольчатые черви Крыма.
Тип Моллюски, общая характеристика типа. Разнообразие.
Класс Брюхоногие. Роль брюхоногих моллюсков в экосистемах. Виды-паразиты и вредители сельского хозяйства. Класс Двустворчатые. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов. Класс Головоногие. Прогрессивные черты строения. Моллюски Крыма.
Тип Членистоногие, особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение. Разнообразие. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.
Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. Меры профилактики клещевого энцефалита и болезни Лайма
Класс Насекомые. Характерные признаки класса.Развитие насекомых. Разнообразие насекомых, их отряды (тараканы, стрекозы, клопы, жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые). Общественные насекомые. Роль насекомых в экосистемах, их практическое значение.
Членистоногие Крыма. Членистоногие, занесённые в Красную книгу Крыма.
Обобщение знаний
Беспозвоночные животные: многообразие, роль в природе и жизни человека
Тип Хордовые, общие признаки. Подтип Бесчерепные, общая характеристика. Класс Ланцетники. Строение ланцетника. Подтип Черепные, или Позвоночные, общая характеристика.
Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных. Надкласс Рыбы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. Класс Хрящевые рыбы,общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. Хрящевые рыбы Крыма. Хрящевые рыбы, занесённые в Красную книгу Крыма.
Класс Костные рыбы. Прогрессивные черты строения по сравнению с хрящевыми. Древние костные рыбы – лопастеперые. Подкласс Лучеперые – наиболее разнообразная группа рыб. Основные отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Промысловые рыбы. Костные рыбы Крыма. Костные рыбы, занесённые в Красную книгу Крыма.
Класс Земноводные, или Амфибии. Происхождение первых наземных позвоночных. Особенности строения, связанные с выходом на сушу. Размножение и развитие. Связь с водной средой в период размножения. Многообразие земноводных. Роль в экосистемах. Земноводные Крыма. Земноводные Крыма, занесённые в Красную книгу Крыма.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки как типичных обитателей суши. Происхождение. Прогрессивные черты организации по сравнению с земноводными. Отряды: Круглоголовые, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые (гаттерия). Многообразие видов. Особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в экосистемах и жизни человека. Пресмыкающиеся Крыма. Пресмыкающиеся, занесённые в Красную книгу Крыма.
Класс Птицы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. Происхождение. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. Сезонные явления в жизни птиц.
Птицы наземных и водных экосистем. Лесные птицы. Птицы открытых пространств. Птицы водоемов и побережий (на примере птиц Крыма). Птицы, занесённые в Красную книгу Крыма.
Класс Млекопитающие. Основные признаки класса. Особенности внешнего строения. Внутреннее строение млекопитающих. Млекопитающие Крыма. Млекопитающие Крыма, занесённые в Красную книгу Крыма. Происхождение.
Млекопитающие различных экосистем Крыма: лесов, степей. Млекопитающие Черного и Азовского морей. Млекопитающие почвы. Млекопитающие, занесённые в Красную книгу Крыма.
Сельскохозяйственные животные. Развитие животноводства. Скотоводство. Породы крупного рогатого скота: молочные, мясные и мясомолочные. Коневодство. Овцеводство. Свиноводство. Птицеводство. Сельскохозяйственные животные Крыма.
Обобщениезнаний.
Многообразие животных – результат эволюции
Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, влажные препараты, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов и классов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.
Лабораторные работы:
9. Строение инфузории-туфельки
10. Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни
11. Выявление особенностей внешнего строения лягушки в связи с образом жизни и средой обитания
12. Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету
13. Внешнее строение млекопитающих
Практическая работа
5. Определение представителей разных классов типа Членистоногие
6. Многообразие млекопитающих. Распознавание домашних животных на региональном материале
7. Распознавание животных разных типов на региональном материале
Экскурсии:
3*. Многообразие животных родного края, их значение, охрана (в природу или краеведческий музей Республики Крым)
V. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (4ч.)
Видовое и экосистемное разнообразие – компоненты биологического разнообразия. Сокращение видового разнообразия в результате хозяйственной деятельности человека. Видовое разнообразие – основа устойчивости экосистем. Экосистемное разнообразие – основа устойчивости биосферы. Сохранение видового разнообразия. Красная книга. Красная книга Крыма. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории. Особо охраняемые природные территории Крыма.
Демонстрации:схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.
Тематическое планирование
по биологии 7класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов по рабочей программе | Количество | |
практич. работ | лабор. работ | экскурсий | Контрол. работы |
1 | Введение | 3 | | 1 | 1 | |
2 | Эволюция живой природы. | 4 | | | | |
3 | Многообразие живой природы | 6 | 1 | 2 | | 1 |
4 | Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции | 23 | 3 | 5 | | 1 |
5 | Многообразие животных – результат эволюции | 28 | 3 | 5 | | 2 |
6 | Биологическое разнообразие и пути его сохранения | 4 | | | | |
| Всего | 68 | 7 | 13 | 1 | 4 |
Календарно-тематическое планирование уроков биологии 7 класс
№ п/п | Дата проведения | Тема урока |
план | факт |
ВВЕДЕНИЕ (3 ч) |
-
| 06.09 | | Признаки живых организмов. Уровни организации живых систем |
-
| 08.09 | | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Лабораторная работа № 1. «Составление цепей питания» |
-
| 13.09 | | Разнообразие видов в сообществе. Экскурсия № 1. Экосистема своей местности (Стартовая диагностика) |
I. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (4 ч.) |
-
| 15.09 | | Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Эволюционное учение. |
-
| 20.09 | | Система и эволюция органического мира. |
-
| 22.09 | | Эволюция органического мира. Возникновение жизни на Земле . |
-
| 27.09 | | Многообразие растений и животных, принципы их классификации. |
II.МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ) (6ч.) |
-
| 29.09 | | Царство Бактерии. Особенности строения и жизнедеятельности. |
-
| 04.10 | | Царство Грибы. Лабораторная работа № 2. «Изучение строения плесневых грибов на примере мукора». |
-
| 06.10 | | Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Лабораторнаяработа№3 «Строение плодовых тел шляпочных грибов (пластинчатых и трубчатых)» |
-
| 11.10 | | Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Практическая работа № 1.«Распознавание съедобных и ядовитых грибов» |
-
| 13.10 | | Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Лишайники Крыма. |
-
| 18.10 | | Контрольная работа №1 « Бактерии, грибы,лишайники» |
III. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ. УСЛОЖНЕНИЕ РАСТЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ (23 ч.) |
-
| 20.10 | | Царство Растения, общие признаки. |
-
| 25.10 | | Низшие растения - водоросли. Лабораторная работа № 4 «Изучениевнешнегостроенияводорослей» |
-
| 27.10 | | Роль водорослей в водных экосистемах. Водоросли Чёрного и Азовского морей. |
-
| 08.11 | | Выход растений на сушу. Происхождение высших растений. |
-
| 10.11 | | Моховидные. Значение мхов в природе и жизни человека. Лабораторная работа №5 «Изучение внешнего строения мхов (кукушкин лен, сфагнум)» |
-
| 15.11 | | Хвощевидные, Плауновидные. Главные признаки отделов. |
-
| 17.11 | | Папоротниковидные. Лабораторная работа № 6 «Изучение внешнего строения папоротника» |
-
| 22.11 | | Разнообразие современных папоротников, хвощей, плаунов и их значение. |
-
| 24.11 | | Отдел Голосеменные. Главные признаки отдела. |
-
| 29.11 | | Разнообразие современных хвойных.Голосеменные Крыма. Лабораторная работа № 7. « Изучение строения и многообразия голосеменных растений.» |
-
| 01.12 | | Отдел Покрытосеменные. Главные признаки отдела Покрытосеменных. |
-
| 06.12 | | Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях. Классы и семейства покрытосеменных растений Лабораторнаяработа№8 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений. Выявление приспособлений у растений к среде обитания» |
-
| 08.12 | | Контрольная работа № 2 « Царство растения» (полугодовая диагностика) |
-
| 13.12 | | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные (Капустные) , Семейство Розоцветные . |
-
| 15.12 | | Семейство Бобовые., Семейство Сложноцветные . |
-
| 20.12 | | СемействоПаслёновые. |
-
| 22.12 | | Класс Однодольные. Семейство Лилейные. |
-
| 27.12 | | Семейство Злаки (Мятликовые). |
-
| 29.12 | | Определениепокрытосеменныхрастений Практическаяработа№2 «Определениепокрытосеменныхрастений» |
-
| 10.01 | | Сельскохозяйственные растения.Пшеница - основная хлебная культура. |
-
| 12.01 | | Овощеводство.Капуста - древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. |
-
| 17.01 | | Сельскохозяйственные растения Крыма. Практическая работа № 3 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур на региональном материале» |
-
| 19.01 | | Практическая работа № 4 «Распознавание растений разных отделов. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности» |
IV.МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ - РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ (28ч) |
-
| 24.01 | | Царство Животные. Характерные признаки животных. |
-
| 26.01 | | Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Споровики . |
-
| 31.01 | | Тип Инфузории.Лабораторная работа № 9 «Строение инфузории-туфельки» |
-
| 02.02 | | Подцарство Многоклеточные, общие признаки. |
-
| 07.02 | | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные. Коралловые полипы. |
-
| 09.02 | | Тип Плоские черви. Разнообразие плоских червей, систематические группы. |
-
| 14.02 | | Тип Круглые черви,общие признаки. Разнообразие. |
-
| 16.02 | | Тип Кольчатые черви. Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. |
-
| 21.02 | | Тип Моллюски. Разнообразие (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие). Роль в экосистемах и жизни человека. Моллюски Крыма |
-
| 28.02 | | Тип Членистоногие, особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные. |
-
| 02.03 | | КлассПаукообразные. Паук- крестовик, особенности внешнего строения в связи с образом жизни и средой обитания.. |
-
| 07.03 | | Класс Насекомые.Развитие насекомых. Разнообразие насекомых, их отряды . |
-
| 14.03 | | Членистоногие Крыма. Членистоногие, занесенные в Красную книгу Крыма Практическая работа № 5 « Определение представителей разных классов типа Членистоногие» |
-
| 16.03 | | Контрольная работа №3 « Беспозвоночные» |
-
| 21.03 | | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Подтип Черепные, или Позвоночные. |
-
| 23.03 | | Надкласс Рыбы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. Класс Хрящевые рыбы. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. |
-
| 04.04 | | Класс Костные рыбы. Лабораторная работа № 10 «Внешнее строение рыб в связи со средой обитания и образом жизни» |
-
| 06.04 | | Основные отряды костных рыб:Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Костные рыбы, занесённые в Красную книгу Крыма |
-
| 11.04 | | Класс Земноводные, или Амфибии. Многообразие земноводных. Земноводные Крыма. Лабораторная работа № 11 «Выявление особенностей внешнего строения лягушки всвязи с образом жизни и средой обитания» |
-
| 13.04 | | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряды: Круглоголовые, Чешуйчатые. Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые . Пресмыкающиеся Крыма. |
-
| 18.04 | | Класс Птицы,особенности внешнего и внутреннего строения в связи сполетом. Лабораторная работа № 12 «Выявление особенностей внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету» |
-
| 20.04 | | Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. |
-
| 25.04 | | Птицы наземных и водных экосистем. Лесные птицы. Птицы открытых пространств. Птицы водоемов и побережий (на примере птиц Крыма). Птицы, занесённые в Красную книгу Крыма |
-
| 27.04 | | КлассМлекопитающие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Лабораторная работа № 13 «Внешнее строение и многообразие млекопитающих» |
-
| 04.05 | | Млекопитающие различных экосистем Крыма: лесов, степей. Млекопитающие Черного и Азовского морей. Млекопитающие почвы. Млекопитающие, занесённые в Красную книгу Крыма |
-
| 11.05 | | Сельскохозяйственные животные.Развитие животноводства. Сельскохозяйственные животные Крыма Практическая работа № 6 «Многообразие млекопитающих. Распознавание домашних животных на региональном материале» |
-
| 12.05 | | Многообразие животных родного края, их значение, охрана Практическая работа №7 « Распознавание животных разных типов на региональном материале» |
-
| 16.05 | | Контрольнаяработа № 4«Царство Животные». Итоговая диагностика. |
V. БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ И ПУТИ ЕГО СОХРАНЕНИЯ (4 ч.) |
-
| 18.05 | | Видовое разнообразие. Экосистемное разнообразие и деятельность человека . |
-
| 19.05 | | Пути сохранения биоразнообразия. Пути сохранения видового разнообразия. Красные книги (Международная, Российской Федерации, Крыма). |
-
| 23.05 | | Особо охраняемые природные территории Крыма (защита проектов) |
-
| 25.05 | | Обобщение курса 7 класса |