СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 7 класс ФГОС

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 7 класс ФГОС»





Пояснительная записка



Рабочая программа разработана на основе программы И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С. Суховой (Биология 5-9 классы: программа. - М.: Вентана-Граф, 2013г.) в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования по биологии, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.

Преподавание биологии ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

- закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ;

- приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта основного общего образования»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Министерстваобразования и науки РФ от 07.07. 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах поучебным предметам федерального базисного учебного плана»;


В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.


Общая характеристика курса биологии

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

• формирование системы биологических знаний как

компонента целостности научной карты мира;

• овладение научным подходом к решению различных задач;

• овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

• овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

• воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

• формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

— многообразие и эволюция органического мира;

— биологическая природа и социальная сущность человека;

— структурно-уровневая организация живой природы;

— ценностное и экокультурное отношение к природе;

— практико-ориентированная сущность биологических знаний.

В соответствии с базисным учебным планом курс биологии на ступени основного общего образования продолжает естественнонаучную составляющую курса «Живая природа» (5-6 классы). Приоритетным направлением при разработке программы являлось создание условий для деятельностного подхода в изучении живой природы, проведению наблюдений, постановке опытов, описанию окружающей среды и навыков оценивания ее состояния.


Программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 7 по 9 классы.

Общее число учебных часов за 3 года обучения составляет 208, из них по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 68 - 9 классах.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


Планируемые результаты изучения учебного курса в 7 классе


В результате освоения курса «Живая природа» ученик научится:

•характеризоватьособенностистроения и процессов жизнедеятельности биологических объектов:

- строение, функции клеток животных;

- строение и жизнедеятельность (особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития) животного организма;

- среды обитания организмов, экологические факторы;

•применять методы биологической науки для изучения организмов: наблюдать

- сезонные изменения в жизни животных;

- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов.

•использовать составляющие исследовательской проектной деятельности по изучению живых организмов и общих биологических закономерностей, свойственных живой природе, а именно:

называть:

- общие признаки живого организма;

- основные систематические категории, признаки царств живой природы, подцарств, типов и классов животных;

- причины и результаты эволюции животных.

распознавать:

- организмы животных;

- клетки, ткани, органы и системы органов животных;

- наиболее распространённые виды животных Воронежской области; животных разных классов и типов.

приводить примеры:

- усложнения животных в процессе эволюции;

- природных сообществ;

- приспособленности животных к среде обитания;

- наиболее распространённых видов и пород животных.

обосновывать:

- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

-влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности.

сравнивать:

- строение и функции клеток растений и животных;

- типы животных, классы хордовых, царства живой природы.

делать выводы:

- об усложнении животного мира в процессе эволюции.

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Ученик получит возможность научиться:

• соблюдать правила:

- работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

- проведения простейших опытов изучения поведения животных;

- бережного отношения к организмам, природным сообществам, поведения в природе;

- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены.

• использовать приёмы оказания первой помощи при укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной фор мы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своихдействиях и поступках по отношению к живой природе.

•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.



































Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса биология в 7 классе ученик должен

знать/понимать

-признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных; популяций; биосферы; животных;

-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь

-объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

-изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, опасных для человека животных;

-выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний животными;

-оказания первой помощи при укусах животных;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними.








Содержание курса биология

Общие сведения о мире животных (6 ч)

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Экскурсия. «Разнообразие животных в природе»

Строение тела животных (2ч)

Клетка. Ткани. Органы и системы.

Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркожгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Л.р.№ 1 «Строение и передвижение инфузории-туфельки»

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных.Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.

Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.

Л.р. №2. «Внешнее строение дождевого червя»

Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.

Л.р. №4 «Внешнее строение раковин моллюсков»

Тип Членистоногие (7 ч)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Л.Р.№ 5 «Внешнее строение насекомого»

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Л.р. № 6 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.

Класс Птицы (9 ч)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Л.р.№ 8 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Л.р. № 9 " Изучение строения куриного яйца.

Экскурсия.«Птицы парка»

Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Л.р. № 10 " Строение скелета млекопитающих".

Разработка проекта. «Разнообразие млекопитающих»



Развитие животного мира на Земле (5 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Развитие животного мира на Земле. Современный мир живых организмов. Биосфера.

Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной".










КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИНРОВАНИЕ

.

п/п

Тема урока


Планируемые результаты

Формы

контроля

Формы организации познавательной деятельности

Дата

Предметные


Метапредметные


Личностные

Тема 1.Общие сведения о мире животных. (6 час.)

1

Зоология-наука о животных.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з § 1,с.9,в.1-4

Знать признаки различия и сходства животных и растений

Уметь приводить примеры представителей царства Животные

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, жизни человека

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Фронтальный

опрос

Фронтальная работа учащихся на уроке



2

Животные и окружающая среда.


Комбинированный урок




Д.з § 2,с.15,в.1-4

Знать понятия: "среда жизни", "среда обитания", "место обитания".

Уметь описывать влияние экологических факторов на животных.

Использовать различные информационные ресурсы для подготовки по теме "Влияние экологических факторов на животных"

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.



Индивидуальная

работа с

карточками и

тестирование


Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



3

Классификация животных и основные систематические группы.


Комбинированный урок



Д.з § 3,с.17,в.1-4

Знать принципы классификации организмов.

Уметь устанавливать систематическое положение таксонов.

Систематизировать положение таксонов на примерах.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная

работа с

карточками и тестирование

Групповая форма



4

Влияние человека на животных.

Комбинированный урок



Д.з § 4,с.20,в.1-4

Знать формы и результаты влияния человека на животных.

Уметь описывать формы влияния человека на животных

Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Биологический

диктант

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



5

Краткая история развития зоологии.


Комбинированный урок


Д.з § 5,с.26,в.1-4

Знать пути развития зоологии, роль К.Линнея, Ч.Дарвина и отечественных ученых.


Использовать различные информационные ресурсы для подготовки сообщений

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивиду-

альная работа с

карточками и

устный опрос.

Групповая форма



6

Экскурсия " Разнообразие животных в природе"


Урок закрепления знаний.

Знать представителей животных.

Уметь фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.

Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Групповая форма



Тема 2. Строение тела животных. (2 часа)

7

Клетка.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 6,с.27,в.1-4

Знать: процессы жизнедеятельности клетки,

уметь объяснять их

Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки и типа питания

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Письменный

контроль

Фронтальная работа учащихся на уроке



8

Ткани, органы, системы органов.

Комбинированный урок


Д.з § 7,с.32,в.1-4

Знать типы тканей, их функции.

Уметь устанавливать взаимосвязь между ними.

Систематизировать материал по теме, используя форму таблицы

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Биологический диктант

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные. (4 часа)

9

Общая характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Саркодовые.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з § 8,с.38 ,в.1-4

Знать характерные признаки подцарства.

Уметь распознавать представителей класса.

Обосновывать роль простейших в экосистемах.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и тестирование


Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



10

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.


Комбинированный урок


Д.з § 9,с.41 ,в.1-4

Уметь распознавать представителей класса, характеризовать среду обитания

Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос


Фронтальная работа учащихся на уроке



11

Тип Инфузории.

Лабораторная работа № 1 "Строение и передвижение инфузории-туфельки".

Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Д.з § 10,с.38 ,в.1-4

Знать характерные признаки типа.

Уметь наблюдать простейших под микроскопом, фиксировать результаты наблюдений.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Биологический диктант

Индивидуальная работа учащихся на уроке



12

Многообразие и значение простейших.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся..


Д.з § 11,с.49 ,в.1-4

Знать необходимость выполнения санитарно-гигиенических норм в целях профилактики заболеваний, вызываемых простейшими.

Уметь распознавать представителей на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Тестирование

Фронтальная работа учащихся на уроке.

Групповая форма



Тема 4. ПодцарствоМногоклеточные. (2 часа)

13

Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 12,с.56 ,в.1-6

Знать характерные признаки подцарства, представителей типа, черты строения.

Уметь характеризовать признаки организации.

Оценивать результаты влияния человека с эстетической точки зрения.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.


Фронтальная работа учащихся на уроке



14

Разнообразие кишечнополостных.


Комбинированный урок


Д.з § 13,с.60 ,в.1-4

Знать отличительные признаки классов.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функции кишечнополостных.


Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Биологический диктант


Групповая форма



Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви. (5 часов)

15

Тип Плоские черви. Общая характеристика.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 14,с.66 ,в.1-5

Знать основные признаки типа, основных представителей класса, уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов

Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по отношению к кишечнополостным.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



16

Разнообразие плоских червей. Класс Сосальщики.


Комбинированный урок


Д.з § 15,с.71 ,в.1-4

Знать характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, среду обитания, уметь распознавать их.

Соблюдать санитарно - гигиенические требования в повседневной жизни в целях предупреждения заражения паразитическими червями.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



17

Тип Круглые черви. Класс Нематоды.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 16,с.75 ,в.1-5

Знать характерные черты строения, функции организма, образа жизни круглых червей,

уметь распознавать их.

Соблюдать правила гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



18

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з § 17,с.80 ,в.1-4

Знать черты усложнения строения систем внутренних органов.

Формулировать выводы об уровне строения органов чувств.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения).

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



19

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

Лабораторная работа № 2

"Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость"


Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Д.з § 18,с.85 ,в.1-5


Знать роль червей в почвообразовании,

уметь распознавать представителей класса, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли кольчатых червей

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Фронтальный опрос

Индивидуальная работа

Фронтальная работа учащихся на уроке



Тема 6. Тип Моллюски. (4 часа)

20

Общая характеристика типа Моллюски.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з § 19,с.90 ,в.1-4

Знать особенности строения представи-телей, черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.

Уметь устанавливать взаимосвязь образа жизни моллюсков и их организации.

Осваивать приемы работы с определителем животных, устанавливать взаимосвязь малоподвижного образа жизни моллюсков и их организации.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Тестирование

. Фронтальная работа учащихся на уроке



21

Класс Брюхоногие моллюски.


Комбинированный урок


Д.з § 20,с.94 ,в.1-4

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



22

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа № 4" Внешнее строение раковин моллюсков".


Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Д.з § 21,с.100, в.1-4

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Биологический диктант

Групповая форма



23

Класс Головоногие моллюски.


Урок обобщения и систематизации знаний.


Д.з § 22,с.104, в.1-4

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о роли моллюсков

Ориентация в межличностных отношениях.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма


Тема 7. Тип Членистоногие. (7 часов)

24

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 23,с.111, в.1-4

Знать особенности строения представителей.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии ракообразных.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке


25

Класс Паукообразные.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 24,с.116, в.1-4

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Осваивать приемы работы с определителем животных, аргументировать необходимость мер защиты от заражения клещевым энцефалитом.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Биологический диктант

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



26

Класс Насекомые.

Лабораторная работа № 5 " Внешнее строение насекомого"

Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Д.з § 25,с.120, в.1-4

Знать черты организации класса.

Уметь распознавать и сравнивать строение представителей класса.

Осваивать приемы работы с определителем животных, выявлять харак-терныепризна-ки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



27

Типы развития и многообразие насекомых.


Комбинированный урок


Д.з § 26,с.125, в.1-4

Знать типы развития насекомых, принципы классифкации насекомых.

Уметь устанавливать систематическую принадлежность насекомых.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Групповая форма



28

Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых


Комбинированный урок.


Д.з § 27,с.129, в.1-4

Знать состав и функции членов семьи общественных насекомых, роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности.

Уметь объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентацию о разнообразии насекомых, систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Фронтальный опрос

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



29

Насекомые - вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.


Комбинированный урок


Д.з § 28,с.132, в.1-4

Знать насекомых, приносящих вред, последствия воздействия вредных для человека насекомых на его организм,

Уметь устанавливать взаимосвязи среды обитания, строения и особенности жизнедеятельности насекомых

Систематизировать информацию и обобщать ее в виде таблиц, схем, осваивать приемы работы с определителем животных

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Биологический диктант

Групповая форма



30

Итоговый урок по теме «Беспозвоночные животные» главы 1-7


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Знать черты сходства и различия строения и жизнедеятельности животных и растений.

Уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций органов и систем органов, определять систематическую принадлежность животных.


Систематизировать и обобщать знания, делать выводы

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Письменный контроль.

Индивидуальная работа учащихся на уроке



Тема 8. Тип Хордовые. Бесчерепные. Надкласс Рыбы (6 часов).

31

Тип Хордовые. Примитивные формы.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 29,с.140, в.1-3

Знать принципы деления типа на подтипы, особенности внутреннего строения.

Уметь выделять основные признаки хордовых.

Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными, обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Тестирование

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



32

Надкласс Рыбы. Общая характеристика. Внешнее строение.

Лабораторная работа № 6 "Внешнее строение и особенности передвижения рыб".

Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Д.з § 30,с.144, в.1-4

Знать особенности внешнего строения рыб.

Уметь наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).



Лабораторная работа

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



33

Внутреннее строение рыб.


Комбинированный урок


Д.з § 31,с.149, в.1-4

Знать взаимосвязь строения отдельных частей скелета рыб и их функций.

Уметь выявлять черты приспособ-ленностивнутрен-него строения рыб к обитанию в воде.

Характеризовать черты усложнения организации рыб.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



34

Особенности размножения рыб.


Комбинированный урок


Д.з § 32,с.152, в.1-4

Знать особенности размножения рыб, роль миграций в жизни рыб.

Уметь описывать поведение рыб при появлении потомства черты приспособленности к его сохранению.

Наблюдать и описывать особенности внутреннего строения рыб.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Индивидуальная работа учащихся на уроке.

Фронтальная работа учащихся на уроке



35

Основные систематические группы рыб.


Комбинированный урок


Д.з § 33,с.156, в.1-4

Знать принципы классификации рыб, признаки организации хрящевых и костных рыб.

Уметь распознавать представителей классов, устанавливать систематическую принадлежность рыб.

Осваивать приемы работы с определителем животных, обосновывать место кистеперых рыб в эволюции позвоночных.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Биологический диктант

Групповая форма



36

Промысловые рыбы. Их использование и охрана.


Урок обобщения и систематизации знаний.

Д.з § 34,с.159, в.1-4

Знать основные группы промысловых рыб, причины разнообразия рыб.

Уметь обосновывать роль рыб в экосистемах.


Проектировать меры по охране ценных групп рыб.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения.

Индивидуальная работа с карточками и устный опрос.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



Тема 9.Класс Земноводные, или Амфибии. (4 часа)

37

Среда обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 35,с.166, в.1-4

Знать характерные черты внешнего строения, прогрессивные черты строения скелета, опорнодвигательной системы по сравнению с рыбами

Уметь характеризовать приспособленности к среде

Осваивать приемы работы с определителем животных

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Тестирование

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



38

Строение и деятельность внутренних органов земноводных.


Комбинированный урок


Д.з § 36,с.170, в.1-4

Знать строение внутренних органов и систем органов.

Уметь определять черты организации земноводных.

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Групповая форма



39

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных.


Комбинированный урок


Д.з § 37,с.173, в.1-4

Знать развитие амфибий, влияние сезонных изменений на жизненный цикл.

Уметь сравнивать, находить черты сходства размножения земноводных и рыб.

Обобщать материал о сходстве и различии рыб в виде таблицы или схемы, обосновывать выводы о происхождении земноводных.


Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Биологический диктант

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



40

Разнообразие и значение земноводных.


Урок обобщения и систематизации знаний.


Д.з § 38,с.176, в.1-4

Знать роль амфибий в природных биоценозах и в жизни человека.

Уметь определять и классифицировать амфибий по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии земноводных, их охране.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Письменный контроль

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Групповая форма



Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. (4 часа)

41

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 39,с.181, в.1-4

Знать признаки внешнего строения рептилий, процессы жизнедеятельности в связи с жизнью на суше.

Уметь находить отличия скелета рептилий от скелета амфибий.

Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



42

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.


Комбинированный урок


Д.з § 40,с.185, в.1-4

Знать строение внутренних органов и систем органов, их функций, среды обитания.

Уметь определять черты организации земноводных, характеризовать процессы размножения и развития детенышей.

Использовать информационные ресурсы для презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).



Фронтальный опрос

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



43

Разнообразие пресмыкающихся.


Комбинированный урок


Д.з § 41,с.189, в.1-4

Знать отличительные признаки представителей разных групп рептилий, меры предосторожности в природе.

Уметь определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам.

Осваивать приемы работы с определителем животных, соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Биологический диктант

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



44

Значение пресмыкающихся, их происхождение.


Урок обобщения и систематизации знаний.


Д.з § 42,с.193, в.1-4

Знать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности рептилий со средой обитания.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии и значении пресмыкающихся, их происхождении и месте в эволюционном процессе.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке




Тема 11. Класс Птицы. (9 часов)

45

Общая характеристика класса Птицы.

Лабораторная работа № 8 " Внешнее строение птицы. Строение перьев".

Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Д.з § 43,с.198, в.1-4

Знать особенности внешнего строения птиц,строение и функции перьевого покрова птиц.

Уметь устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий.

Изучать и опи-сыватьособенности внешнего строения птиц в ходе выполне-ниялабораторной работы, соблюдать правила работы в кабинете.


Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Письменный

контроль

Индивидуальная работа учащихся на уроке.

Групповая форма



46

Опорно-двигательная система птиц.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 44,с.202, в.1-4

Знать строение и функции мышечной системы птиц, взаимосвязь внешнего строения и строения скелета в связи с приспособленностью к полету.

Уметь изучать и описывать строение скелета птицы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Тестирование

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке



47

Внутреннее строение птиц.


Комбинированный урок


Д.з § 45,с.206, в.1-4

Знать строение и функции систем внутренних органов, обмен веществ.

Уметь выявлять черты организации, устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц.


Доказывать на примерах более высокий уровень развития нервной системы, органов чувств по сравнению с рептилиями.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



48

Размножение и развитие птиц.

Лабораторная работа № 9

Изучение строения куриного яйца.


Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Д.з § 46,с.209, в.1-4

Знать особенности строения органов размножения и причины их возникновения, строение и этапы формирования яйца, развитие в нем зародыша.

Уметь распознавать выводковых и гнездовых птиц на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Прогнозировать зависимость численности птиц от экологических и антропогенных факторов.

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.

Письменный

контроль

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



49

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.



Комбинированный урок


Д.з § 47,с.215, в.1-4

Знать черты приспособленности птиц к сезонным изменениям, поведение птиц в период размножения.

Уметь объяснять роль гнездостроения, причины кочевок и миграций птиц.

Устанавливать причины кочевок и миграций птиц, их разновидности; использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о мигрирующих и оседлых птицах

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-ледственные связи, делать обобщения и выводы).


Фронтальный опрос

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке




50

Разнообразие птиц.


Комбинированный урок


Д.з § 48,с.222, в.1-4

Знать принципы классификации птиц, признаки выделения экологических групп.

Уметь приводить примеры классификации птиц по типу и местам обитания.

Осваивать приемы работы с определителем животных, использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта


Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Биологический диктант

Фронтальная работа учащихся на уроке


Групповая форма



51

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.


Комбинированный урок


Д.з § 49,с.226, в.1-4

Знать роль птиц в природных сообществах.

Уметь аргументировать вывод о происхождении птиц от древних рептилий.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц.

Овладение интеллектуальнымиумениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи).


Фронтальный опрос

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



52

Экскурсия "Птицы парка"


Урок закрепления знаний.

Уметь наблюдать и описывать поведение птиц в природе.

Обобщать и фиксировать результаты экскурсии, участвовать в обсуждении результатов наблюдений, соблюдать правила поведения в природе.


Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Групповая работа

Групповая форма



53

Итоговый урок по темам: " Класс Земноводные или Амфибии", "Класс Пресмыкающиеся или рептилии" , "Класс Птицы".


Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся

Знать строение представителей классов связи со средой обитания.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов различных классов, определять систематическую принадлежность представителей классов.

Доказывать и объяснять усложнение организации животных в ходе эволюции

Ориентация в межличностных отношениях. Умение выделять нравственный аспект поведения. Самоопределение.


Письменный контроль

Индивидуальная работа учащихся на уроке



Тема 12.Класс Млекопитающие, или Звери. (10 часов)

54

Общая характеристика класса Млекопитающие. Внешнее строение.


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Д.з § 50,с.232, в.1-4

Знать характерные признаки класса.

Уметь характеризовать функции и роль желез млекопитающих.

Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий.




Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Фронтальная работа учащихся на уроке



55

Внутреннее строение млекопитающих.

Лабораторная работа № 10 " Строение скелета млекопитающих".


Урок комплексного применения ЗУН учащихся


Д.з § 51,с.238, в.1-4

Знать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы.

Уметь проводить наблюдения и фиксировать их результаты.

Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих, соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).


Письменный

контроль

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



56

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.


Комбинированный урок.


Д.з § 52,с.242, в.1-4

Знать особенности размножения млекопитающих, причины наличия высокого уровня обмена веществ и теплокровности.

Уметь устанавливать взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений.

Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).


Биологический диктант

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке



57

Происхождение и разнообразие млекопитающих.


Комбинированный урок.


Д.з § 53,с.245, в.1-4

Знать черты сходства и различия млекопитающих и рептилий.

Уметь различать млекопитающих на рисунках, фотографиях, устанавливать систематическую принадлежность.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о разнообразии млекопитающих, об исчезающих видах и мерах по их охране.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Фронтальный опрос

Фронтальная работа учащихся на уроке


Групповая форма



58

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.


Комбинированный урок


Д.з § 54,с.251, в.1-4

Знать принципы классификации млекопитающих.

Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения хоботных.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следствен-ные связи, делать обобщения и выводы).

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке

Групповая форма



59

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.


Комбинированный урок


Д.з § 55,с.257, в.1-4

Знать принципы классификации млекопитающих.

Уметь сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных отрядов, находить сходство и различия

Систематизировать информацию и обобщать ее в виде схем, таблиц.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Фронтальный опрос

Фронтальная работа учащихся на уроке


Групповая форма


60

Высшие, или плацентарные, звери: приматы.


Комбинированный урок


Д.з § 56,с.258, в.1-3

Знать характерные черты строения приматов, черты сходства строения человекообразных обезьян и человека.

Уметь различать представителей класса на рисунках, фотографиях.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации об эволюции хордовых животных.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи).

Письменный

контроль

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке



61

Экологические группы млекопитающих.

Комбинированный урок


Д.з § 57,с.261, в.1-4

Знать экологические группы животных.

Уметь характеризовать признаки животных экологической группы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о экологических группах млекопитающих

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке


62

Разработка проекта. "Разнообразие Млекопитающих"


Урок закрепления знаний.


Д.з повт. § 50-57

Знать экологические группы животных.

Уметь характеризовать признаки животных экологической группы.

Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии, соблюдать правила поведения в зоопарке, музее

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Групповая работа

Групповая форма



63

Значение млекопитающих для человека.


Урок обобщения и систематизации знаний.


Д.з § 58,с.268, в.1-4

Знать особенности строения представителей класса Млекопитающие, основные направления животноводства, особенности строения и образа жизни предков домашних животных

Уметь устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов млекопитающих.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации по охране диких животных, об этике отношения к домашним животным, о достижении селекционеров в выведении новых пород.

Овладение интеллектуальными умениями (сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Фронтальный опрос

Фронтальная работа учащихся на уроке


Групповая форма



Тема 13. Развитие животного мира на Земле. (5 часов)

64

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.


Д.з § 59,с.274, в.1-3

Знать принципы классификации животных, стадии зародышевого развития, основные положения учения Ч. Дарвина.

Уметь приводить примеры многообразия животных.

Устанавливать взаимосвязь строения животных и этапов развития жизни на Земле

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Письменный

контроль

Индивидуальная работа учащихся на уроке

Фронтальная работа учащихся на уроке



65

Развитие животного мира на Земле. Комбинированный урок


Д.з § 60,с.280, в.1-4

Знать основные этапы эволюции животных, процесс усложнения многоклеточных.

Уметь устанавли-вать взаимосвязь живых организмов в экосистемах.

Использовать составленную в течение года обобщающую таблицу для характеристики основных эта-пов эволюции животных.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Индивидуальная работа с карточками и тестирование.

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке


66

Современный мир живых организмов. Биосфера.


Комбинированный урок


Д.з § 60,с.280, в.1-4

Знать характерные признаки уровней организации жизни на Земле, понятия " экосистема", "биогеоценоз", "биосфера".

Уметь составлять цепи питания, схемы круговорота веществ в природе.

Обосновывать роль круговорота веществ и экосистемной организации жизни в устойчивом развитии биосферы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации о научной деяте-льности В.И. Вернадского.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.


Фронтальный опрос

Индивидуальная работа учащихся на уроке


Фронтальная работа учащихся на уроке



67

Экскурсия " Жизнь природного сообщества весной".


Урок закрепления знаний.

Уметь описывать природные явления, наблюдать за взаимоотношениями живых организмов в природном сообществе, делать выводы.

Соблюдать правила поведения в природе.

Формирование познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой.

Работа в группах

Групповая форма



68-70

Резервное время