Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Коргонская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена: Руководитель ШМО _____ / Ж. М. Серебренникова/ Протокол № 1 от «28» августа 2017 г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР «Коргонская СОШ» _______/И. А. Дремова/ «29» августа 2017 г. | Утверждено: Директор МБОУ «Коргонская СОШ» _______/А. В. Серебренников/ Приказ №_86_ от «30»августа 2017 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Биология
Образовательная область: естествознание
Класс: 7
Уровень общего образования: базовый
Срок реализации программы, учебный год: 2017-2018
Учитель: Садоева Татьяна Григорьевна
Рабочая программа составлена на основе: Примерной программы по биологии, разработанной в соответствии с ФГОС ООО и Программы для общеобразовательных учреждений по биологии для 7-го класса «Животные» авторов В. В. Латюшина, В. А. Шапкина.: Дрофа, 2000
Учебник: Латюшин, В. В., Шапкин, В. А. Биология. Животные:Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2000.-304с.
с. Коргон, 2017 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы
Настоящая программа по биологии для 7 класса создана на основе следующих документов:
-Примерной программы по биологии для 7 класса, разработанной в соответствии с государственными стандартами 2004 года;
- Примерные программы основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. №03-1263) в соответствии с рабочей программой по биологии к учебникам для 5-11 классов (авторы В. В. Пасечник);
- Положения о рабочей программе МБОУ «Коргонская СОШ»
Учебно-методический комплект
- Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: учеб. Для 7 кл. – М.:Дрофа, 2000. – 304с.
Вклад учебного предмета в общее образование
Зоологию изучают в течение одного учебного года. Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла биологических дисциплин о животном мире.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой; что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.
Чтобы обеспечить понимание учащимися родственных отношений между организмами, систему животного мира, отражающую длительную эволюцию животных, изучение ведется в эволюционной последовательности по мере усложнения от простейших организмов к млекопитающим.
Цели учебного предмета «Биология»
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
-овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Особенности класса
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 7 класса и специфики классного коллектива.
В классе 4 обучающихся.
В конце 6 класса результат коэффициента обученности 6 класса за 2016-2017 учебный год по биологии – 100%, а качества – 100%.
Межпредметные умения развиты хорошо, однако в 7 классе стоит обратить внимание на развитие умений работать с информацией. Продумать больше заданий на работу с текстом, выделение в тексте главного, умениях преобразовывать текст в таблицу. Постоянно контролировать выполнение домашнего задания, продумать индивидуальные задания для выполнения в классе и дома. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, что благоприятно влияет на развитие коммуникативных компетенций.
Описание места учебного предмета «Биология» в учебном плане
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.
Всего 35 часов, в неделю один час.
Планируемые результаты учебного предмета «Биология»
Требования к результатам освоения курса биологии в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в 7 классе даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала 7 класса являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в 7 классе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере.
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание и дыхание, выделение, размножение и регуляция жизнедеятельности организма;
приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах органов животных,; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;(элективный курс – экология растений)
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. (элективный курс – экология растений)
В ценностно-ориентационной сфере.
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. (элективный курс – экология растений)
В сфере трудовой деятельности.
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
В сфере физической деятельности.
освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах; (элективный курс – экология растений)
проведения наблюдений за состоянием животного организма. (элективный курс – экология растений)
В эстетической сфере.
Перечень контрольно-измерительных материалов
Сухова Т. С. Тесты по биологии. 6-11 кл.-3-е изд.-М.: Дрофа, 1999. – 80 с.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В 7 КЛАССЕ
Введение. Общие сведения о животном мире (1 час)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология. Сходство и различия растений и животных. Систематика животных.
Многообразие животных. Простейшие (1 час)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Лабораторная работа «Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных»
Многообразие животных. Беспозвоночные (10 часов)
Тип губки, многообразие среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение о природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение о природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов кишечнополостных.
Тип плоские черви. Многообразие среда обитания, образ жизни. Поведение. Биологические и экологические особенности. Роль и значение в жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биоэкологические особенности. Значение и роль.
Тип кольчатые черви. Их многообразие, биологические особенности строения, образ жизни и поведение.
Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя»
Тип моллюски. Их многообразие. Особенности строения. Образ жизни и распространение. Значение и роль.
Тип иглокожие. Многообразие. Особенности строения. Образ жизни, распространение и поведение. Значение.
Демонстрация таблиц и рисунков.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни, поведение, распространение. Особенности строения. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Особенности строения. Образ жизни, распространение и поведение. Значение.
Класс насекомые. Особенности строения. Многообразие. Образ жизни, распространение и поведение. Значение.
Лабораторная работа «Изучение представителей насекомых»
Многоклеточные организмы. Хордовые (10 часов)
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение. Редкие, исчезающие и охраняемые виды.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни, поведение. Особенности строения. Роль и значение. Редкие, исчезающие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни, поведение. Особенности строения. Роль и значение. Редкие, исчезающие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие, Особенности строения. Среда обитания, образ жизни, поведение. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа «Строения птиц»
Класс млекопитающие. Многообразие. Основные представители класса. Особенности строения. Значение и роль. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Эволюция строения и функций органов и их систем (7 часов).
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания., пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Способы размножения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация скелетов, моделей, муляжей.
Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Индивидуальное развитие животных (2 часа).
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Демонстрация палеонтологических наблюдений эволюции. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Биоценозы (2 часа)
Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Животный мир и хозяйственная деятельность человека (2 часа)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение. Основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Рациональное использование животных.
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы программы | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество практических работ |
1 | Введение | 1 | 1 | |
2 | Многообразие животных. Простейшие | 1 | | 1 |
3 | Многоклеточные организмы. Беспозвоночные | 10 | 2 | 5 |
4 | Многоклеточные организмы. Хордовые | 10 | 1 | 2 |
5 | Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие | 7 | | 6 |
6 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле | 2 | | |
7 | Биоценозы | 2 | | |
8 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 2 | | |
Перечень контрольных работ
№ урока п/п | № урока | Тема контрольных / проектных работ | Дата |
1 | 3 | Входная диагностика | |
2 | 6 | Беспозвоночные | |
3 | 12 | Членистоногие | |
4 | 22 | Многоклеточные организмы. Хордовые | |
5 | 35 | Законы России животного мира | |
Перечень лабораторных работ
№ | Тема лабораторных работ |
1 | Знакомство с многообразием водных простейших |
2 | Знакомство с многообразием круглых червей |
3 | Внешнее строение дождевого червя |
4 | Особенности строения и жизни моллюсков |
5 | Знакомство с ракообразными |
6 | Изучение представителей отряда насекомых |
7 | Внешнее строение и передвижение рыб |
8 | Изучение внешнего строения птиц |
9 | Изучение особенностей покровов тела |
10 | Изучение способов передвижения животных |
11 | Изучение способов дыхания животных |
12 | Изучение ответной реакции животных на раздражения |
13 | Изучение органов чувств животных |
14 | Определение возраста животных |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п.п/ (№ урока в теме) | Количество часов | Тема урока | Информ.-метод. обеспечение (Д-демонстр. Л.-лаборат.) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата по плану |
По факту |
I четверть (17 часов) ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 (1) | 1 | Инструктаж по ТБ. История развития зоологии. Современная зоология | Рисунки учебника, таблицы, портреты ученых | Называть предмет изучения зоологии; систематические категории Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных. Характеризовать этапы развития зоологии. | § 1, 2 прочитать | 04.09 |
|
ТЕМА 1. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ. ПРОСТЕЙШИЕ (1 час) |
2 (1) | 1 | Простейшие | Рисунки учебника, таблицы Л.р. Знакомство с многообразием водных простейших | Знать общую характеристику простейших и основных представителей; строение простейших | Выучить § 3-4 ответить на вопросы с. 15 | 11 |
|
ТЕМА 2. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ (10 часов) |
3 (1) | 1 | Беспозвоночные. Тип губки Тип Кишечнополостные. Входная диагностика | Рисунки учебника таблицы | Знать строение губок; способы защиты от врагов и значение. Объяснять усложнение строения тела губок по сравнению с простейшими | Прочитать § 5 § 6 | 18 |
|
4 (2) | 1 | Тип Плоские черви Тип Круглые черви. | Рисунки учебника таблицы Л. р. Знакомство с многообразием круглых червей | Давать определение основным понятиям. Знать строение плоских червей. Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей | прочитать § 7-8 с.31-36 | 25 |
|
5 (3) | 1 | Тип Кольчатые черви. Полихеты. Олигохеты. Пиявки | Таблицы, рисунки учебника Л.Р. «Внешнее строение дождевого червя» | Знать внешнее и внутреннее строение кольчатых червей. Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей | Прочитать § 9-10 Выписать новые понятия в тетрадь | 02.10 |
6 (4) | 1 | Контрольная работа. Беспозвоночные. | | 09 |
7 (5) | 1 | Тип Моллюски. Классы моллюсков . Тип Иглокожие. | Таблицы, рисунки учебника Л. р. Особенности строения и жизни моллюсков | Знать особенности строения моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей | Прочитать § 11-13 Нарисовать внутреннее строение моллюсков | 16.10 |
|
8 (6) | 1 | Тип Членистоногие. | Таблицы, рисунки учебника Л. р. Знакомство с ракообразными | Знать особенности строения членистоногих. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. | Прочитать §14 | 23 |
|
9 (7) | 1 | Класс насекомые. Отряды насекомых. | Таблицы, рисунки учебника, коллекции насекомых Л.Р. «Изучение представителей отрядов насекомых» | Знать особенности строения насекомых; значение и роль в жизни человека. | Выучить § 15-16 Ответить на вопросы с. 65 | 06.11 |
|
10 (8) | 1 | Отряды насекомых. Стрекозы. Клопы. Жуки. Вши | Таблицы, рисунки учебника, коллекции насекомых | Распознавать и описывать представителей отряда стрекозы, клопы. Характеризовать роль в природе и жизни человека | Выучить § 17 | 13 |
11 (9) | 1 | Отряды насекомых. Бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. Перепончатокрылые | Таблицы, рисунки учебника, коллекции насекомых | Знать особенности строения чешуекрылых; основных представителей Объяснять роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми вредителями | Выучить § 18-19 с.77-81 Ответить на вопрос 1 с 84 | 20 |
|
12 (10) | 1 | Контрольная работа по теме «Членистоногие» | Сделать проект по теме | 27 |
|
ТЕМА 3. МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ХОРДОВЫЕ (10 часов) |
13 (1) | 1 | Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные или позвоночные. | Таблицы, рисунки учебника | Знать особенности строения хордовых. Объяснять роль в природе и в жизни человека. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями | Выучить § 20 с. 92-94 | 04.12 |
14 (2) | 1 | Позвоночные. Классы рыб Класс хрящевые рыбы | Таблицы, рисунки учебника Л.Р. «Строение рыб» | Распознавать и описывать внешнее строение. Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. | Прочитать § 21-23 | 11 |
|
15 (3) | 1 | Класс Земноводные, или Амфибии | Таблицы, рисунки учебника | Знать особенности строения земноводных; распространение. Объяснять роль в природе и жизни человека | Прочитать § 24 Приготовить сообщение про змей | 18 |
|
16 (4) | 1 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии Отряды пресмыкающихся. | Таблицы, рисунки учебника | Знать особенности строения рептилий; наиболее распространенных представителей. Доказывать происхождение пресмыкающихся от земноводных | Прочитать § 25-26 Приготовить сообщения | 25 |
|
17 (5) | 1 | Класс Птицы. Отряды птиц. | Таблицы, рисунки учебника Л.Р. «Строение птиц» | Знать особенности строения птиц; приспособления внешнего строения птиц к полету. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. | Прочитать § 27-28 Приготовить сообщения про птиц | 15.01 |
|
18 (6) | 1 | Отряды птиц. Дневные хищники. Совы. Куриные Воробьинообразные. Голенастые | Таблицы, рисунки учебника | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей класса птиц, домашних птиц. Объяснять роль в природе и жизни человека; необходимость защиты. | Прочитать § 29-30 Ответить на вопрос 3 с. 151 | 22 |
|
19 (7) | 1 | Класс млекопитающие, или Звери Отряды млекопитающих | Таблицы, рисунки учебника | Знать особенности строения млекопитающих; приспособления во внешнем строении млекопитающих к среде обитания | Прочитать § 31-32 с. 157-160 | 29 |
|
20 (8) | 1 | Отряд Китообразные. Ластоногие. Хищные Парнокопытные. Непарнокопытные | Таблицы, рисунки учебника | Определять принадлежность млекопитающих к определенному отряду. Выявлять приспособления во внешнем строении к среде обитания | Прочитать § 33-34 с. 170-174 | 05.02 |
|
21 (9) | 1 | Отряды млекопитающих. Приматы. | Таблицы, рисунки учебника | Определять принадлежность млекопитающих к определенным отрядам. Объяснить родство человека с приматами | Прочитать § 35 Ответить на вопросы с. 187 | 12 |
|
22 (10) | 1 | Контрольная работа по теме «Многоклеточные организмы. Хордовые» | Сделать проект по теме | 19 |
|
ТЕМА 4.ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И ИХ СИСТЕМ. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (7 часов) |
23 (1) | 1 | Покровы тела. Функции покровов | Таблицы, рисунки учебника Л. р. Изучение особенностей покровов тела | Называть функции покровов тела. Описывать на таблицах и рисунках строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособления в покровах тела к среде обитания. | Прочитать § 36 Выписать новые понятия в тетрадь | 26 |
|
24 (2) | 1 | Опорно-двигательная система Способы передвижения. Полости тела | Таблицы, рисунки учебника Л. р. Изучение способов передвижения животных | Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы ОДС. Называть функции ОДС, типы скелетов | Прочитать § 37-38 Ответить на вопросы с. 199 | 05.03 |
|
25 (3) | 1 | Органы дыхания и газообмена Органы пищеварения. | Таблицы, рисунки учебника Л. р. Изучение способов дыхания животных | Называть пути поступления кислорода в организм животных. Распознать и описывать на таблицах и рисунках органы дыхания | учить § 39-40 | 12 |
|
26 (4) | 1 | Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Строение. Функции. | Таблицы, рисунки учебника | Называть функции кровеносной системы Распознавать и описывать на таблицах и рисунках органы кровеносной системы. Сравнивать строение органов кровеносной системы у разных групп организмов. | § 41-42 Отв. на вопрос 2 с. 219 | 19.03 |
|
27 (5) | 1 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Органы чувств. Регуляция деятельности | Таблицы, рисунки учебника Л. р. Изучение ответной реакции животных на раздражения Л. р. Изучение органов чувств животных | Называть функции нервной системы. Давать определение новым понятиям . Объяснять взаимодействие между строением и функцией органов нервной системы. | § 43-44 Ответить на вопросы с. 229 | 02.04 |
|
28 (6) | 1 | Продление рода. Органы размножения Способы размножения животных. Оплодотворение. | Таблицы, рисунки учебника | Называть функции органов размножения. Приводить примеры животных с различным типом размножения | § 45-46 Выписать новые понятия в тетрадь | 9 |
|
29 (7) | 1 | Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных | Таблицы, рисунки учебника Л. р. Определение возраста животных | Приводить примеры животных и развитием с метаморфозом и без метаморфоза. Сравнивать виды развития животных | Прочитать § 47-48 Сделать проект по теме | 16 |
|
ТЕМА 5. РАЗВИТИЕ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЖИВОТНЫХ НА ЗЕМЛЕ (2 часа) |
30 (1) | 1 | Доказательства эволюции животных Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира | Таблицы, рисунки | Давать определение термину эволюция. Называть доказательства эволюции, факторы эволюции | § 49-50 Ответить на вопрос 2 с. 256 | 23 |
|
31 (2) | 1 | Усложнение строения животных. Ареалы обитания. Миграция. | Таблицы, рисунки | Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов | § 51-§ 52 Сделать проект по теме | 30 |
|
ТЕМА 6. БИОЦЕНОЗЫ (2 часа) |
32 (1) | 1 | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды | Таблицы, рисунки | Приводить примеры биоценозов. Называть основные среды жизни; условия среды обитания. Знать основные факторы среды. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу | § 53, 54 Ответить на вопрос 2 с. 272 | 07.05 |
33 (2) | 1 | Цепи питания. Поток энергии | Таблицы, рисунки | Давать определение новым понятиям. Приводить примеры цепей питания, взаимосвязей компонентов биоценоза | Прочитать § 55,56 Сделать проект по теме | 14 |
|
ТЕМА 7. ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА (2 часа) |
34 (1) | 1 | Воздействие человека и его деятельности на животных | Таблицы, рисунки | Описывать положительное и отрицательное воздействие человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных | § 57-58 Ответить на вопрос 2 (с. 286) Сделать итоговый проект по теме | 21 |
|
35 (2) | 1 | Законы России животного мира. | Таблицы, рисунки Защита проектов | | | 28 |
4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Печатные пособия
- Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В. А. Шапкина / авт.-сост. Н. И. Галушкова.- Волгоград: учитель, 2008
- Латюшин, В.В., Шапкин, В.А. Биология. Животные: учеб. для 7 кл. общеобразов. учеб. Заведений. - М.: Дрофа, 2000. - 304 с.
- Латюшин, В. В. Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя.-М.: Дрофа, 2001. - 192 с.
- Семенцова В. Н. Биология. 7 класс. Технологические карты уроков: Метод. Пособие. – СПб.:»Паритет», 2001. – 224с.
Дополнительная литература для учащихся
- Латющин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010.- 176 с.
Электронные ресурсы
- http://hlife.chat.ru/ - “Совершенная жизнь — Энциклопедия удивительных фактов о животном мире”
- http://e-l-k.narod.ru/ - Животные — удивительное рядом. Удивительные факты из жизни животных
- htpp://sitim.sitc.ru/Sitim/knowledge/ - Живой мир. Происхождение и образ различных животных: динозавров, мышей, крыс, кротов и др.
Наглядные пособия
- Таблицы: по млекопитающим, строение внутренних органов, биоценоз
- Модели строения птиц, рыб, кошки
- Коллекции: насекомые, личиночные стадии насекомых
Экранно-звуковые пособия
- В поисках акул.
- Долина Золотого павиана.
- Остров Белых медведей
- Интерактивное пособие по биологии. Виртуальный живой уголок
2