СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии. 8 класс.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая рабочая программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Календарно - тематическое планирование составлено на основе программы основного общего образования по биологии под редакцией профессора И.Н. Пономаревой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии. 8 класс.»

Пояснительная записка


Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Задачи курса:


  1. Сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе её устойчивого развития.

  2. Развивать у школьников экологическую культуру поведения в природе.

  3. Осуществлять интеллектуальное и нравственное развитие школьников.

  4. Воспитывать любовь к предмету биологии как важному естественнонаучному и культурному наследию.

  5. Обеспечить достижение базового уровня биологических знаний.

  6. Привить трудолюбие, самостоятельность.

  7. Развитие гуманности, научного мировоззрения, творческих

и натуралистических умений.


Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана данная программа

  1. Федеральный Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г № 273 – ФЗ

  2. Государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Минобразования России от 05.03.2004г № 1089

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 03.06.2008 г №164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г.№1089»

  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации

  5. Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Липецкой области ( приказ управления образования и науки Липецкой области от 15.04.2016 г №386 « О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области на 2016 – 2017 учебный год», учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области на 2015 – 2016 учебный год для ( 5 – 9 классов , 10 – 11 классов)

  6. Положение о промежуточной аттестации учащихся МБОУ СОШ с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области

  7. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин( модулей) Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области

  8. Учебники, входящие в Федеральный перечень учебников, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253

  9. Примерная программа по биологии.

  10. Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Ольшанец Задонского муниципального района Липецкой области на 2016– 2017 учебный год

  11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Рабочая программа разработана на основании авторской программы

для общеобразовательных учреждений «Биология 5-9 кл».

Авторы: под ред. проф. И.Н. Пономаревой: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.М. Константинов и др. М., «Вентана-Граф», 2004 г.

Примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие

возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса. Созданные на ее основе авторские учебные программы и учебники должны соблюдать строгую преемственность с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации.

Обоснование выбора авторской программы. Выбор авторской программы мотивирован тем, что она:

  1. рекомендована Министерством образования РФ для преподавания биологии;

  2. соответствует стандарту основного общего образования по биологии;

  3. построена с учетом принципов системности, доступности и приемственности;

  4. обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.


Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении учащимися требований к уровню подготовки учащихся (выпускников) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;


В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать:

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Выдающиеся открытия, совершенные в различных областях биологии, выдвинули её на передний край естествознания, внесли существенный вклад в построение современной научной картины мира. Необычайно велико значение биологии для познания природы человека, который до сих пор остается одной из крупнейших загадок мироздания. В последнее время биология активно осваивает гуманитарную сферу, что вылилось в появление целых направлений. Стали весьма популярны исследования биологических истоков таких явлений как искусство, власть, агрессивность, альтруизм, управление, лидерство, любовь, ксенофобия и многих других. Углубляющийся экологический кризис на Земле выдвигает биологию на ключевые позиции в глобальной проблеме сохранения природы и человечества.

Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.


Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа.


Рабочая программа по биологии в 8 классе рассчитана на 2 часа в неделю.


Формы организации образовательного процесса

Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.

На уроках биологии используются следующие виды работ:

  • самостоятельные

  • практические

  • работа в парах

  • работа в группах

  • работа по алгоритму

  • работа с тестами и др.


Виды уроков:


  • традиционный урок

  • лекции,

  • семинары,

  • урок - практическая работа,

  • обобщение

  • творческие уроки

  • урок – зачет

Методы организации обучающихся


  • словесно – наглядные

  • практические

  • контроля и самоконтроля

  • поисковый

  • дедуктивный

Технологии обучения.

  • Технология классно-урочной системы;

  • Технология проблемного обучения;

  • Групповая работа;

  • Технология проектного обучения;

  • Компьютерная технология (тестирование)

  • ИКТ

Механизмы формирования ключевых компетенций. Выделим основные виды компетенций, которые приобретаются

учащимися при обучении биологии в средней школе: ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно- коммуникативная, общекультурная, социально- трудовая.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение лабораторных работ и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

На уроках биологии рассматриваются явления, с которыми школьники часто

сталкиваются в повседневной жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

В основе осуществления целей образовательной программы используются личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.

Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.


Виды и формы контроля.

  • Промежуточная аттестация;

  • Итоговая аттестация;

  • Лабораторные работы;

  • Практические работы;

  • Тестирование;

  • Обобщающие уроки;

  • Уроки-семинары,

  • Контрольные работы по темам;

  • Игры.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.

Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:

- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);

- аттестация по итогам полугодия и года;

- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, использование презентаций и сообщений, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)


Рабочая программа ориентирована на учебник:


  • Колесов Д.В., Маш Р.Д. «Биология. Человек.» 8 кл. – М.: Дрофа, 2010. -336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

  • Н.Ф. Бодрова. Изучение курса «Человек и его здоровье». Книга для учителя. Воронеж. 2002 г.







Содержание


Введение. Человек и его здоровье. (1 ч)

Человек как часть природы. Общий обзор организма. Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. (Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Науки об организме человека: анатомия, физиология и гигиена. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.)

1. Строение и процессы жизнедеятельности организма. (3 ч).

Нейрогуморальная регуляция функций организма. (8 ч.)

Клетка: химический состав, строение и жизнедеятельность.

Органы. Системы органов. Организм – единое целое.

Ткани, их строение и функции. ( эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.)

Нейрогуморальная регуляция функций организма. Нервная система. Рефлекс. (Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения.)

Безусловные и условные рефлексы.

Строение и функции спинного мозга. Строение и функции головного мозга.

Вегетативная нервная система. (Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.)

Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Гормоны. (Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с гиперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.)

Демонстрация: разложение ферментом каталазой пероксида водорода.

Лабораторная работа. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.

Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и его торможения.

Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.

Нейрогуморальная регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем.

Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.

Практические работы. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.

2. Опорно-двигательная система. (6 ч)

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Кости: строение, соединение и состав.

Строение скелета человека. (Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей.)

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Строение и работа мышц. (Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.) Утомление мышц.

Роль физических упражнений в формировании скелета и мышц. Развитие системы. (Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма.)

Демонстрации: скелета, распилов костей, позвонков, строения сустава, мышц и др.

Практические работы. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти. Утомление при статической и динамической работе. Определение нарушений осанки и плоскостопия. Функции основных мышечных групп. Измерение массы тела и роста.

Лабораторные работы. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости. Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани.

3. Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение. (10 ч)

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Строение и функции крови. (Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.)

Иммунитет. (Органы иммунной системы. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета)

Заболевания крови. (Переливание крови. Группы крови. Резус - фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.)

Строение и работа органов кровообращения. Сердечный цикл. Регуляция работы сердца. (Строение и функции сердца. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Функции лимфоузлов.)

Кровеносная и лимфатическая системы. Движение крови в организме. (Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Автоматизм сердечной мышцы.)

Гигиена сердечно-сосудистой системы. (Болезни сердечно - сосудистой системы и их предупреждение.)

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощь при кровотечениях.

Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.

Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

Практические работы. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба. Наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, пульса.).

4. Дыхательная система. (6 ч)

Дыхание. Дыхательная система. Строение и функции дыхательной системы.

(Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань - орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость.)

Состав воздуха. газообмен в легких и тканях.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

Заболевания органов дыхания и их профилактика. (Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья.)

Гигиена дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.

Лабораторные работы. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Практические работы. Измерение обхвата трудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях. Наблюдения за состоянием своего организма ( измерение частоты дыхания).

5. Пищеварительная система. (5 ч).

Питание. Пищеварительная система. (Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения.)

Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Гигиена зубов. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Гигиена питания. Пища как биологическая основа жизни. Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

Демонстрация: торса человека; пищеварительной системы человека: желудка, модели челюсти с зубами.

Лабораторная работа. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.

Практические работы. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка. Определение норм рационального питания.

6. Обмен веществ и превращение энергии. Витамины. (4 ч)

Понятие и этапы обмена веществ и энергии. (Обмен веществ и превращения энергии. Подготовительная и заключительная стадии обмена.)

Превращение веществ и энергии в организме. (Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен.)

Нормы питания. Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. (Авитаминозы: А («куриная слепота»), В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), В (рахит).)

7. Выделение. (2 ч)

Выделение. Мочеполовая система. Строение и функции почек. (Нефрон - функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.)

Предупреждение заболеваний почек. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. (Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.)

8. Покровы тела. (5ч)

Покровы тела. Строение и функции кожи. (Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы.)

Нарушения кожных покровов. Повреждения кожи. (Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.)

Терморегуляция и ее нарушение в организме. (Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.)

Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

Демонстрация: рельефной таблицы «Строение кожи.»

Практическая работа. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.

9. Органы чувств. Анализаторы. (4 ч)

Органы чувств, их роль в жизни человека.

Строение и функции органа зрения. (Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение.)

Заболевания и повреждения глаз. Профилактика нарушения зрения.

Строение и функции органа слуха и равновесия (наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом. Вестибулярный аппарат - орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов. Нарушения слуха, их профилактика.)

Органы осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие анализаторов.

Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.

Практические работы. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении. Определение выносливости вестибулярного аппарата. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.

10. Психология и поведение человека. (7 ч).

Психология и поведение человека. Врожденные и приобретенные формы поведения. (Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.)

Закономерности работы головного мозга. (Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К. Анохина. Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения - торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты.)

Проявления высшей нервной деятельности.

Познавательная деятельность мозга. Память и ее виды. Сознание человека. Эмоции, речь, мышление. Внимание.

Биологические ритмы. Бодрствование.

Сон, его значение. Утомление.

Биологическая природа и социальная сущность человека.

Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.

Практические работы. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.

11. Индивидуальное развитие человека. (4 ч)

Половая система человека. (Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.)

Размножение и развитие. Наследование признаков у человека.

Эмбриональное развитие человека.

Постэмбриональное развитие человека.

Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

12. Человек и окружающая среда. (3 ч)

Биологическая природа и социальная сущность человека. (Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха.)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. (Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.)


Практические работы: анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.


13. Заключение 2 час.


































                1. Учебно-тематическое планирование




Название темы

Кол-во часов

Лабораторные,

практические работы



Экскурсии

1

Введение. Человек и его здоровье

1



2

Строение и процессы жизнедеятельности организма.

3

Л.р. №1. Просмотр под микроскопом эпителиальных, соединительных и мышечных тканей и описание препаратов.

Л.р. №2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.


3

Нейрогуморальная регуляция функций организма.

8

П.р.№1. Получение мигательного рефлекса и его торможения.

П.р.№2. Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативных сосудистых рефлексов при штриховом раздражении кожи.


4

Опорно-двигательная система.

6

П.р.№3. Роль плечевого пояса в движении руки. Функции костей предплечья при повороте кисти.

П.р.№4. Утомление при статической и динамической работе. Функции основных мышечных групп.

П.р.№5. Определение нарушений осанки и плоскостопия.

П.р№6. . Измерение массы тела и роста.

Л.р №3. Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости.

Л.р. №4. Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани.


5









6.

Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение





Кровообращение. Лимфообращение.

4

Л. р. №5. Сравнение крови человека с кровью лягушки.

П.р. №7. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение.

Л.р. №6. Опыты, выясняющие природу пульса. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

П.р.№8. Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную нагрузку - функциональная проба.

П.р. №9. Наблюдения за состоянием своего организма (измерение температуры тела, кровяного давления, массы и роста, пульса.).



7

Дыхательная система.

6

П.р.№10. Измерение обхвата трудной клетки.

П.р..№11. Определение запыленности воздуха в зимних условиях. Наблюдения за состоянием своего организма ( измерение частоты дыхания).


8

Пищеварительная система.

5

Л.р.№7. Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки.

П.р.№12. Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка. Задержка глотательного рефлекса при отсутствии раздражения задней стенки языка.

П.р.№13. Определение норм рационального питания.


9

Обмен веществ и превращение энергии. Витамины.

4



10

Выделение.

2



11

Покровы тела.

5

П.р.№14. Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.



12

Органы чувств. Анализаторы.

4

П.р. №15. Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении.

П.р. №16. Определение выносливости вестибулярного аппарата.

П.р.№17. Проверка чувствительности тактильных рецепторов. Обнаружение холодовых точек.


13

Психология и поведение человека.

7

П.р.№18. Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений. Иллюзии установки.

П.р.№19. Тренировка наблюдательности, памяти, внимания, воображения. Иллюзии зрения. Влияние речевых инструкций на восприятие.

П.р.№20. Опыт с усеченной пирамидой, выясняющий особенности произвольного и непроизвольного внимания и влияние активной работы с объектом на устойчивость внимания.


14

Индивидуальное развитие человека.

4



15

Человек и окружающая среда.

3

П.р.№21. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.



16

Итоговое занятие.

2




Итого:

70

Л.р. – 7. П.р - 21


Лабораторные и практические работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения



Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

  • основы экологии человека

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.




Литература


  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.

  2. Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – Москва: «Дрофа», 2009 год.

  3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 кл. общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010.г.

  4. Бельченко Л.А., Лавриненко В.А., Физиология человека. Организм как целое. Учебное пособие.- М.,2006.

  5. Миловзоров Г.И. Физиология человека.- М.,2007.

  6. Смирнов В.М. Физиология человека. – М., 2007.


Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

  2. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.


  1. Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998

  2. Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

  4. Журнал «Биология в школе»

  5. «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

Список дополнительной литературы для учащихся:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

  2. Журнал «Биология для школьников».

  3. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

  4. Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"











п/п

Наименование раздела и тема урока

Количество часов по теме

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Примечание


 

Введение. Человек и его здоровье.

1

 

 

 

1

Человек как часть природы. Общий обзор организма.

1

07. 09.

 

 

 

Место и роль человека в системе органического мира. Его

 

 

 

 

 

сходство с животными и отличие от них. Лекция

 

 

 

 


 

Тема 1:Строение и процессы жизнедеятельности организма.

3

 

 

 


2

Клетка: химический состав, строение, жизнедеятельность.

1

07. 09.

 

 

3

Органы. Системы органов. Организм - единое целое.

1

14. 09.

 

 

4

Ткани, их строение и функции.

1

14. 09.

 

 

 

Тема 2: Нейрогуморальная регуляция процессов

 

 

 

 


 

жизнедеятельности организма.

8

 

 

 


5

Нейрогуморальная регуляция функций организма. Нервная

1

21.09.

 

 

 

система. Строение нервной системы. Рефлекс.

 

 

 

 

6

Безусловные и условные рефлексы.

1

21.09.

 

 

7

Строение и функции спинного мозга.

1

28.09.

 

 

8

Строение и функции головного мозга.

1

28.09.

 

 

9

Вегетативная нервная система.

1

05. 10.

 

 

10

Эндокринная система. Железы внутренней секреции.

1

05. 10.

 

 

 

Гормоны.

 

 

 

 

11

Железы внутренней секреции. Железы внешней секреции.

1

12.10.



12

Обобщающий урок. Нейрогуморальная регуляция:

1

 12.10.

 

 


 

взаимосвязь нервной и эндокринной систем

 

 

 

 


 

Тема 3: Опорно - двигательная система.

6


 

 


13

Опора и движение. Опорно-двигательная система.

1

 19.10.

 

 

 

Значение опорно-двигательной системы. Кости: строение,

 

 

 

 

 

соединение и состав.

 

 

 

 

14

Строение скелета человека.

1

19.10.

 

 

15

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой

1

26.10.

 

 

 

помощи себе и окружающим при травмах опорно-

 

 

 

 

 

двигательной системы.

 

 

 

 

16

Строение и работа мышц. Утомление мышц.

1

26.10.

 

 

17

Роль физических упражнений в формировании скелета.

 

 

 

 

 

и мышц. Развитие системы. Творческий урок.

1

09.11.

 

 

18

Обобщающий урок. Урок - зачет.

1

09.11.

 

 

 

Тема 4: Внутренняя среда организма. Кровь и кровообращение.

4


 

 


19

Внутренняя среда организма. Строение и функции крови.

1

16.11.

 

 

20

Иммунитет

1

16.11.

 

 

21

Заболевания крови.

1

23.11.

 

 

22

Обобщающий урок. Урок - суд.

1

23.11.

 

 

 

Тма 5: Кровообращение и лимфообращение.

6


 

 


23

Строение и работа органов кровообращения.

 

 

 

 

 

Сердечный цикл. Регуляция работы сердца.

1

30.11.

 

 

24

Кровеносная и лимфотическая системы.

1

30.11.

 

 

25

Движение крови в организме.

1

07.12.

 

 

26

Гигиена сердечно - сосудистой системы.

1

07.12.

 

 

27

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы

1

14.12.

 

 

 

оказания первой помощь при кровотечениях. Практикум

 


 

 

28

Обобщающий урок. Семинар.

1

14.12.

 

 

 

Тема 6: Дыхание.

6


 

 


29

Дыхание. Дыхательная система. Строение и функции

1

 21.12.

 

 

 

дыхательной системы.

 


 

 

30

Состав воздуха. Газообмен в легких и тканях.

1

21.12.

 

 

31

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания.

1

28.12.

 

 

32

Заболевания органов дыхания и их профилактика.

1

28.12.

 

 

33

Гигиена дыхания. Приемы оказания первой помощи при

1

18.01.

 

 

 

отравлении угарным газом, спасении утопающего.

 


 

 

34

Обобщающий урок.

1

18.01.

 

 

 

Тема 7: Пищеварительная система.

5


 

 


35

Питание. Пищеварительная система.

1

25.01.

 

 

36

Пищеварение в ротовой полости. Гигиена зубов.

1

25.01.

 

 

 

Роль ферментов в пищеварении.

 


 

 

37

Пищеварение в желудке и кишечнике. Всасывание

1

01.02.

 

 

 

питательных веществ.

 

 

 

 

38

Регуляция пищеварения. Исследования И.П.Павлова

1

01. 02.

 

 

 

в области пищеварения. Гигиена питания.

 


 

 

39

Обобщающий урок. Пища как биологическая основа жизни.

1

 08. 02.

 

 

 

Профилактика гепатита и кишечных инфекций.

 


 

 


 

Тема 8: Обмен веществ и превращение энергии. Витамины.

4


 

 


40

Понятие и этапы обмена веществ и энергии.

1

08.02.

 

 

41

Превращение веществ и энергии в организме.

1

15.02.

 

 

42

Нормы питания. Диспут.

1

15.02.

 

 

43

Витамины. Проявление авитаминозов и меры их

1

22.02.

 

 


 

предупреждения. Экскурсия

 


 

 


 

Тема 9: Выделение.

2


 

 


44

Выделение. Мочеполовая система.

1

22.02.

 


 

Строение и функции почек.

 

 

 

 

45

Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для

1

01. 03.

 

 

 

сохранения здоровья. Предупреждение заболеваний почек

 


 

 

 

Тема 10: Покровы тела.

5


 

 

46

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

01.03.

 

 

47

Нарушение кожных покровов. Повреждения кожи.

1

15.03.

 

 

48

Терморегуляция и ее нарушение в организме.

1

 15.03.

 

 

49

Уход за кожей, волосами и ногтями. Приемы оказания

1

22.03.

 

 

 

первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах,

 

 

 

 

 

обморожениях и их профилактика. Круглый стол.

 

 

 

 

50

Обобщающий урок.

1


 

08.03.

 

Тема 11: Органы чувств. Анализаторы.

4


 

 

51

Органы чувств, их роль в жизни человека. Строение и

1

22.03.

 

 

 

функции органа зрения.

 


 

 

52

Заболевания и повреждения глаз. Профилактика

1

05.04.

 

 

 

нарушения зрения.

 


 

 

53

Строение и функции органа слуха и равновесия.

1

05. 04.

 

 

54

Органы осязания, обоняния, вкуса. Взаимодействие .

1

12.04.

 

 

 

анализаторов.

 

 

 

 

 

Тема 12: Психология и поведение человека.

7

 

 

 

55

Психология и поведение человека. Врожденные и

1

12.04.

 

 

 

приобретенные формы поведения.

 

 

 

 

56

Закономерности работы головного мозга.

1

19.04.

 

 

57

Проявления ВНД.

1

19.04.

 

 

58

Познавательная деятельность мозга. Память и ее виды.

1

26.04.

 

 


Сознание человека. Эмоции, речь, мышление. Внимание.

 

 

 

 

59

Биологические ритмы. Бодрствование.

1

26.04.

 

 

60

Сон и его значение. Утомление.

1

03.05.

 

 

61

Обобщающий урок. Биологическая природа и социальная

1


 

08.03.

 

сущность человека.

 


 

 

 

Тема 13: Индивидуальное развитие человека.

4


 

 

62

Половая система человека. Размножение и развитие

1

 03.05.

 

 

 

человека. Наследование признаков у человека.

 


 

 

63

Эмбриональное развитие человека.

1

10.05.

 

 

64

Постэмбриональное развитие человека.

1

10.05.

 


65

Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

1

17. 05.

 

 

 

Роль генетических знаний в планировании семьи.

 


 

 

 

Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции,

 


 

 

 

передающиеся половым путем, их профилактика.

 


 

 

 

ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

 

 

 

 

 

Тема 14: Человек и окружающая среда.

3

 

 

 

66

Биологическая природа и социальная сущность человека.

1

17.05.

 

 


67

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

1

24.05. 

 

 


68

Урок - семинар по теме "Человек и окружающая среда"

1

 24.05.

 

 


69

Итоговое занятие.

1

 31.05.

 



70

Итоговое занятие.

1

 31.05.