СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы

Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Н.И. Сонин, В.Б. Захаров Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы) и направлена на реализацию федерального компонента   государственного образовательного стандарта от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017-2018 учебном году.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Учебный год - 2017-2018г.

Предмет - биология

Курс - Человек

Класс - 8

Тип программы — авторская, автор Н.И. Сонин. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.- М.: Дрофа. 2012

Количество часов: 70 часов

Составитель: Е.В. Рябова

  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы

Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Н.И. Сонин, В.Б. Захаров Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы) и направлена на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017-2018 учебном году.


Программа ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради учебно-методического комплекта (УМК):

Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 6-е издание, стереотипное– М.: Дрофа, 2013.

Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2015.

Цель курса:-освоить знания о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей и методах познания человека;

-обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.

Задачи курса:

-обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.

-осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-сформировать универсальные учебные действия (УУД);

-воспитать позитивное ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей;

- иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции..

Общая характеристика учебного предмета, курса

Учебный предмет биологии для 8-х классов предполагает изучение систематического положения человека в системе органического мира, происхождения человека, краткой истории развития знаний о строении и функциях организма человека, особенностей его анатомического строения и основах физиологии человека; основных аспектах здорового образа жизни, заболеваниях и мерах их предупреждения, мерах оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях. В содержании курса «Человек» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.

В 8-м классе ученики получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе биологии 8 класса «Человек» уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

Изучение материала курса проводится в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую про­грамму включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной про­граммой;

- нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

- для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет биология относится к образовательной области естествознания, часы выделены из обязательной части учебного плана: 2 часа в неделю, 70 часов на учебный год. Сроки реализации программы по биологии для 8-го класса составляют один учебный год.


Основные технологии учебного процесса:

  • технология развития критического мышления, технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологии уровневой дифференциации;

Методы обучения:

  1. Организации и самоорганизации:

  • перцептивные: словесные (лекция, рассказ, беседа, инструктаж), наглядные (демонстрации, иллюстрации, схемы), практические (выполнение упражнений, лабораторных работ, практических работ);

  • гностические: объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, эвристические, проблемные, исследовательские;

  • логические: индуктивные, дедуктивные, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, конкретные и абстрактные, анализ и синтез;

  1. Стимулирования и мотивации:

  • стимулирование: сознательности, ответственности, настойчивости, находчивости, долга;

  • стимулирование мотивов интереса - познавательные игры, конкурсы, учебные дискуссии, создание ситуации новизны, успёха, неожиданность, занимательность, парадоксальности.

Формы организации учебного процесса:

  • фронтальные;

  • парные;

  • индивидуальные;

  • групповые.

Режим занятия - уроки проводятся в I смену, шестидневная учебная неделя.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Класс

Учебная

программа

Учебники: название, автор

(авторы


Методические материалы

матер

Материалы для контроля

8

Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.- М.: Дрофа. 2012

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011,2013.



Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин М.: Дрофа, 2013.

Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2015.


Сонин Н.И. Биология.8 кл. Методическое пособие к учебнику.- Москва, Дрофа, 2006

Панина Г.Н. Биология.


Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2006.

Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.


Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование»)

Мультимедийное приложения к учебно-методическому комплекту по биологии для 6-11 классов Н.И. Сонина

Рабочая тетрадь Сонин Н.И. Агафонова И.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Человек», М.: Дрофа, 2017.

Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся.Учебно­методическое пособие. - М.: Классик Стиль, 2003. - 104 с.

http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии

Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия Н.И. Сонина). - СПб.: Паритет, 2005.-128 с.


Е.В. Краева «Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2012.


Используемая в тексте программы система условных обозначений:

УМК - учебно-методический комплект;

УУД- универсальные учебные действия

ВНД- высшая нервная деятельность.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Реализации программы 8-го класса по биологии способствует формированию универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Деятельность учителя в области основного общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

а) личностные результаты обучения

У обучающегося будут сформированы:

  • ответственное отношение к обучению;

- чувство гордости за российскую биологическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;

- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

- мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • доброжелательные отношения к мне­нию другого человека;

  • коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посто­ронними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.


Обучающийся получит возможность для формирования:

- здорового и безопасного образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

- экологической культуры; экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды4

  • потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

  • оценивания жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

- уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития

-подготовки к практической профессиональной деятельности в области медицины, здравоохранения.

б) метапредметные результаты обучения

Обучающийся научится:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

-систематизировать и обобщать разные виды информации

-владеть универсальными учебными действиями (УУД), естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; универсальных учебных действий (УУД).

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

- использовать универсальные способы деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Обучающийся получит возможность научиться

- генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- использовать различных источников для получения биологической информации;

- примененять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.


в) Предметные результаты обучения

Обучающийся научится:

  • выделять существенные признаки организма человека;

  • приводить доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;

  • различать на таблицах части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

  • выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

  • распознавать органы и их топографию;

  • оказывать первую помощь измерять кровяное давление и частоту пульса;

  • соблюдать правила личной и общественной гигиены; использовать приемы оказания первой помощи при отравлениях, простудных заболеваниях, при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи,спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха.

  • работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.).

  • будет знать:

-специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

-особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

-строение и функции основных тканей и систем органов;

-функциональные системы организма;

-значение гомеостаза внутренней среды организма;

--об обмене веществ, его значении и видах;

-роль ферментов и витаминов в организме;

-особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

-строение и функции анализаторов;

-механизмы ВНД;

-функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

-особенности индивидуального развития человека;

--правила личной гигиены;

-причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

-о вреде алкоголя и наркотических веществ, для здоровья и развития организма человека.


Обучающийся получит возможность научиться

  • сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • классифицировать биологические объекты по определенным систематическим группам;

- применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты..

- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; влияния факторов риска на здоровье человека;

- проводить наблюдения за состоянием собственного организма.



  1. Содержание учебного предмета, курса

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч.)

Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.

Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 ч.)

Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

Демонстрация портретов великих учёных – анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч.).

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Демонстрация схем систем органов человека.

Л. р.:

1. Изучение микроскопического строения тканей.

2. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (10ч.)

Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма.

Демонстрация схем строения эндокринных желёз; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желёз.

Нервная регуляция. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.

Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.

Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий  и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.

Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

Л. р.:

3. Изучение головного мозга человека (по муляжам).

4. Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 ч.)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей.  Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.

Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.

Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приёмов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

Л. р.:

5. Изучение внешнего строения костей.

П. р.:

6. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.)

Понятие «внутренняя среда». Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.1

Демонстрация схем и таблиц, посвящённых составу крови, группам крови.

Л. р.:

7. Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.1

Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

П. р.:

1.Измерение кровяного давления.

2. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

3.Изучение приемов остановки кровотечений.

Тема 9. Дыхание (5 ч.)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.

Демонстрация моделей гортани, лёгких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приёмов искусственного дыхания.

Л. р.:

8. Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5 ч.)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.

Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

Л. р.:

9. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

П. р.:

4. Определение массы и роста своего организма.

5. Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 ч.)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 ч.)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (4 ч.)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.

Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 ч.)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.1 Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (2ч.)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

Л. р.:

7. изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

П. р.:

8. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Повторение  – 6 ч.













п/п

Название содержательного блока

Процент учебного времени (%)


Место человека в системе органического мира

2,9

2

Происхождение человека

2,9

3

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

1.4

4

Общий обзор строения и функций организма человека

5,7

5

Координация и регуляция

14,2

6

Опора и движение

11,4

7

Внутренняя среда организма

4,3

8

Транспорт веществ

5.7

9

Дыхание

7.1

10

Пищеварение

7,1

11

Обмен веществ и энергии

4.3

12

Выделение

2.9

13

Покровы тела

5,7

14

Размножение и развитие

4,3

15

Высшая нервная деятельность

8,6

16 J

Человек и его здоровье

2,9

17

Повторение

8.6


итого

100

4. Календарно-тематическое планирование 8 класс

урок

а

Название раздела,

темы.

Кол

-во

часов

Элементы

содержания

Тип урока

Вид контроля

УУД (характеристика деятельности учащихся на уроке)

Дата

по

плану

Дата

по

факту

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч.)

1

Место человека в системе органического мира.

ИТБ вводный инструктаж.

I

Место человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них

Совершенствова ния ЗУН

Вводный.

Устная и

письменная работа с учебником. Вопросы 1-6 на стр. 11 учебника. Рабочая тетрадь, задания 1,2,3.

Построение логической цепи рассуждений, сравнение, анализ, синтез, доказательство, слушания и понимания текстов, умение вести диалог.

1


2

Особенности человека

1

Сходство человека с животными и отличие от них

Совершенствова ния ЗУН

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: инд. задания. Вопрос 7 на стр. 11 учебника. Рабочая тетрадь, задания 4,5.

Построение логической цепи рассуждений, сравнение, классификация объектов, анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование.

1


Тема 2. Происхождение человека (2 ч.)

3

Происхождение человека.

1

Отличительные признаки древних предков современного человека, этапы антропогенеза

Изучение нового материала

Текущий.

Устный опрос.

Письменный опрос:

индивидуальные

задания.

Обучающая

письменная

самостоятельная

работа(под

руководством

учителя). Рабочая

тетрадь, задания

6,7.

Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование.

2


4

Этапы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

1

Этапы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство

Изучение нового материала

Текущий.

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания.

Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать,

2











выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование.



Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.)

5

Науки о человеке. Методы изучения организма человека.

1

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Методы изучения организма человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья

Обобщения и систематизации

Текущий.

Устный опрос. Письменный опрос: тест. Устная и письменная работа с учебником. Рабочая тетрадь, задания 11-15. Сообщения учащихся.

Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов

3


Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч.)






6

Клеточное строение организма.

1

Клеточное строение организма. Жизненные свойства клетки.

Совершенствова ния ЗУН

Текущий.

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Обучающая письменная самостоятельная работа. Рабочая тетрадь, задания 16- 19.

Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов

3


7

Ткани. Л.р. № 1 "Изучение микроскопического строения тканей”. ИТБ повторный.

. «

1

Особенности тканей человека

Комбинированн

ый

Текущий.

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Вопросы 1-9 стр.33-34. Рабочая тетрадь, задания 21,22, 23,24. Выполнение лабораторной работы"Изучение

Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов

4








микроскопического строения тканей" и выводы к ней.




8

Органы. Системы органов. Л. р. № 2 "Распознавание на таблицах органов и систем органов человека". ИТБ повторный.


1

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека

Комбинированн

ый

Текущий.

Устный опрос. Письменный опрос; индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-9 стр.39- 40. Вопрос рубрики "Подумайте" Рабочая тетрадь, задания 31,32,34. Выполнение лабораторной работьГРаспознава ние на таблицах органов и систем органов человека"

Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов

4


9

Зачет по теме «Общий обзор организма человека»

1

Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 4

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,

соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

5


Тема 5. Координация и регуляция (10 ч.)

10

Гуморальная регуляция.

1

Эндокринная система. Строение и функции желез внешней и внутренней секреции.

Комбинированн

ый

Текущий.

Устная и

письменная работа с учебником. Вопросы 1-4 стр.53. Рабочая тетрадь, задания 36,37.

Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ.

5



11

Роль гормонов в обменных процессах.

1

Гормоны. Их функции, свойства, значение. Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез.

Комбинировали

ый

Текущий.

Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 5-9 стр.53. Рабочая тетрадь, задания 38,39, 40,41.

Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ

6


12

Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система

1

Нервная система. Строение. Значение.

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний

Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1,2,7 стр.59.

Рабочая тетрадь, задания 45,47.

Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ

6


13

Спинной мозг, строение, функции.

1

Спинной мозг, строение, функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-6 стр.62. Описание рисунка на стр.36 раб. тетради.

Рабочая тетрадь, задания 51,53.

Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ

7


14

Головной мозг. Строение и функции. Л. р. № 3 "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)". ИТБ повторный.


1

Головной мозг. Строение и функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивид, задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-10 стр.69. Описание рисунка на стр.38

Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ

7








раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 57,58,59,6 0.

Выполнение лабораторной работы № 3 "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)"

*



15

Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

1

Органы чувств, их роль в жизни человека. Строение анализаторов. Взаимосвязь ощущений

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1,2 стр. 83. Рабочая тетрадь, задания 62,63.

Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ.

8


16

Орган зрения и зрительный анализатор.

Л. р. № 4 "Изучение изменения размера зрачка". ИТБ повторный.


1

Строение органа зрения и зрительного анализатора

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Вопрос рубрики "Подумайте" стр.83. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка на стр.46 в раб. тетради. задания 66,67, 69. Выполнение лабораторной работы № 4

Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ.

8







"Изучение изменения размера зрачка"




17

Нарушения зрения, их профилактика

1

Заболевания и повреждения глаз, гигиена зрения.

Обобщения и

систематизации

ЗУН

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Вопросы 3-10 стр.83. Рабочая тетрадь, задание 70. Сообщения учащихся.

Выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство, установление причинно- следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.

9


18

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.

1

Строение органов слуха равновесия, их анализаторов. Нарушения слуха, профилактика. Г игиена слуха.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунков настр.50,51 раб. тетради. Вопросы 1-2 стр.90. Обучающая письменная самостоятельная работа(под руководством учителя). Рабочая тетрадь, задания 82, 83,84, 85, 87, 89.

Классификация, систематизация, анализ, синтез

9


19

Зачет по теме "Координация и регуляция".

1

Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 5

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,

соответствующих

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки

10








требованиям к уровню подготовки обучающихся.

рассуждений.




Тема 6. Опора и движение (8 ч.)







20

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

I

Строение опорной системы: скелет, виды образующих его костей; соединения костей; строение кости.

Изучение нового материала

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные

задания.

Устная и

письменная работа с учебником. Вопросы 1-11 стр. 107. Описание рисунков настр.61, 64,65 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задание 91,92,96.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

10


21

Скелет головы и туловища.

1

Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа. Скелет туловища: позвоночник. Приспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка на стр.65 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задание 101, 104.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

11


22

Скелет конечностей. Л. р. № 5 "Изучение внешнего строения костей". ИТБ повторный.


1

Строение и функции опорной системы. Скелет поясов и свободных конечностей. Приспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

11








Вопросы 1-10 стр.115. Описание рисунков на стр. 66 раб. тетради. Выполнение лабораторной работы № 5 "Изучение внешнего строения костей".

%



23

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при повреждениях опорно- двигательной системы.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции.

Устная и письменная самостоятельная работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа: тест Устная и

письменная работа с учебником стр.255-256. Вопросы 1-3 стр.264, вопросы рубрики "Подумайте". Сообщения учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

12


24

Работа мышц. Л. р. №6 "Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц". ИТБ повторный.


1

Строение двигательной системы. Основные мышцы человека. Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Регуляция мышечных движений.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-3 стр. 121. Рабочая тетрадь, задание

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

12








105, 106.

Выполнение

лабораторной

работы № 6

"Выявление

влияния

статистической и динамической работы на утомление мышц"

%



25

Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

1

Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Обобщение и

систематизация

ЗУН

Текущий,

коррекция. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные

задания.

Сообщения

учащихся.

Выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство, установление причинно- следственных связей, построение логической цепочки рассуждений.

13


26

Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека.

1

Укрепление здоровья: двигательная активность. Развитие опорно- двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопрос 6 стр.285.

Установление причинно- следственных связей, сравнение, анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

13


27

Зачет по теме «Опора и движение».

1

Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 6

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,

соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

14


Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.)

28

Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма

1

Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки

Комбинированн

ый

Текущий. Устная и письменная работа

Постановка задач, установление причинно-

14




крови. Л. р. № 7 “Изучение микроскопического строения крови". ИТБ повторный.



крови. Плазма крови.


с учебником. Вопросы 1-9 стр. 135. Рабочая тетрадь, задание 111, 113. Выполнение лабораторной работы № 7 "Изучение микроскопического строения крови".

следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.



29

Иммунитет

1

Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань) Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-6 стр.143. Рабочая тетрадь, задания 117,118.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

15


30

Тканевая совместимость и переливание крови.

1

Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость тканей. Резус- фактор.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 7-10 стр.143. Рабочая тетрадь, задания 120-122.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

15


Тема

8. Транспорт веществ (4 ч.)







31

Транспорт веществ. Кровеносная система. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение.

1

Строение сердца и сосудов (вены, артерии, капилляры). Транспортные системы организма. Закономерности движения крови и лимфы по

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест, индивидуальные задания. Вопросы

Постанрвка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ,

16






сосудам. Значение кровообращения


1-10 стр. 148. Устная и

письменная работа с учебником. Описание рисунков на стр.82, 83 раб. тетради.

Рабочая тетрадь, задания 128,129, 130.

синтез, построение логической цепочки рассуждений.

%



32

Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. П. р. № 1 "Измерение кровяного давления",

П. р. № 2 "Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений".

ИТБ повторный.


1

Причины движения крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление и его изменения. Пульс. Нейро - гуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Вопросы 1-10 стр.152.. Устная и

письменная работа с учебником Рабочая тетрадь, задания 131-135. Выполнение Практической работы № 1 "Измерение кровяного давления", Практической работы № 2 "Определение пульса и подсчет ччисла сердечных сокращений числа сердечных сокращений".

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений..

16


33

Заболевания органов сердечно - сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. П. р. № 3 "Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального

1

Сердечно- сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки

17




кровотечений”. ИТБ повторный.





с учебником

стр.257.

Выполнение

Практической

работы № 3

’’Изучение приемов

остановки

капиллярного,

венозного,

артериального

кровотечений”.

Сообщения

учащихся.

рассуждений.

*



34

Зачет по темам "Внутренняя среда. Транспорт веществ”

1

Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по темам 7,8

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,

соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

17


Тема 9. Дыхание (5 ч.)

35

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

1

Сущность процесса дыхания, необходимость кислорода для организма человека. Строение органов дыхания в связи с их функциями

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунков настр.91,93 раб. тетради.

Рабочая тетрадь, задания 139, 140.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

18


36

Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Л. р. № 8 "Определение частоты дыхания”.

ИТБ повторный.


1

Строение легких в связи с выполняемыми ими функциями, механизм газообмена в легких и тканях.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

18








настр.94 раб. тетради.

Рабочая тетрадь, задания 145-148. Выполнение лабораторной работы № 8 "Определение частоты дыхания"




37

Заболевания органов дыхания и их профилактика

1

Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гигиеническая характеристика воздушной среды, возможные нарушения дыхания. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

19


38

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

1

Приемы первой помощи при нарушении дыхательной функции, показания к искусственному дыханию.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Вопросы со свободным ответом. Устная и письменная работа с учебником стр. 262-264.

Вопросы 8-10 стр.264.

Сообщения

учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

19


39

Зачет по теме «Дыхание»

1

Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 9

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение

20








соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

логической цепочки рассуждений.



Тема 10. Пищеварение (5 ч.)

40

Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества.

1

Понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», их функции, общий план строения пищеварительной системы, ее функции в организме.

Комбинированн

ый

Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-8 стр. 173. Описание рисунка на стр.99 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 151-152.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

20


41

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения

1

Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Процессы обработки пищи в ротовой полости, роль ферментов слюны, нейрогуморальная регуляция этих процессов. Влияние никотина и алкоголя на процессы пищеварения в полости рта. Механизм глотания.

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-10, стр. 179. Описание рисунков на стр.ЮО, 101,102 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 154, 155, 157.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

21


42

Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения Л. р. № 9 "Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал". ИТБ повторный.


I

Процессы переваривания пищи в желудке. Свойства ферментов желудочного сока, условия их активности. Его роль в пищеварении, нейрогуморальная регуляция

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-4, стр. 186. Рабочая тетрадь, задания

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

21







160,161. Выполнение лабораторной работы № 9 "Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал"




43

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.

1

Процессы пищеварения в кишечнике, роль поджелудочной железы, печени кишечных желез в пищеварении, всасывание питательных веществ, этапы пищеварения в кишечнике. Строение кишечного эпителия.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 5-12, стр. 186. Описание рисунка на стр.106 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 163-167.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

22


44

Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. П. р. № 4 "Измерение массы и роста своего организма". ИТБ повторный.


1

Гигиена пищеварительной системы. Причины и профилактика заболеваний ЖКТ; инфекционные заболевания, заболевания, связанные с неправильным питанием.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест. Выполнение Практической работы № 4 "Измерение массы и роста своего организма".

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

22


Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 ч.)

45

Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмены.

.«

1

Сущность обмена веществ как основной функции организма, пластический и энергетический обмен как две стороны единого процесса.

Комбинированн

ый

Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка на стр. 111 раб. тетради.

Рабочая тетрадь, задания 170, 171, 172,174.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

23




Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. П. р. № 5 "Определение норм рационального питания’'. ИТБ повторный.


1

Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Гигиенические условия рационального питания, режим питания, нормы потребления питательных веществ.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Выполнение Практической работы № 5 "Определение норм рационального питания".

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.


23


47

Витамины, их роль в организме.

1

Биологическая роль витаминов в обмене веществ, их значение для сохранения и поддержания здоровья человека. Разнообразие витаминов и их функции.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Описание рисунка на стр.112 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задание 176. Сообщения учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

24


Тема 12. Выделение (2 ч.)

48

Органы выделения. Строение и функции почек.

1

Значение функции выделения для нормальной жизнедеятельности организма. Органы, участвующие в выделении. Строение мочевыделительной системы, строение и функции почек.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Описание рисунка на стр. 116 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 179-181.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ,. синтез, построение логической цепочки рассуждений.

24


49

Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы.

1

Влияние заболеваний почек на здоровье человека. Роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, влияние вредных на работу почек.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ,

25








задания. Вопросы 1-8 стр. 204. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

синтез, построение логической цепочки рассуждений.



Тема 13. Покровы тела (4 ч.)

50

Покровы тела. Строение и функции кожи.

1

Строение кожи (эпидермис, дерма, гиподерма). Функции кожи: защитная, рецепторная, выделительная, терморегуляторная)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-8 стр. 208.

Описание рисунка настр.120 раб. тетради.

Рабочая тетрадь, задания 182, 184.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

25


51

Роль кожи в теплорегуляции организма.

1

Защита организма от перегрева и переохлаждения, условия сохранения постоянной температуры тела, рефлекторные механизмы регуляции.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-9 стр. 211.

Рабочая тетрадь, задания 185, 186.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

26


52

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.


1

Закаливание и его физиологические механизмы. Понятие о гигиене кожи, одежды и обуви. Приемы закаливания. Профилактика и оказание первой помощи при поражениях кожи: ожоги, обморожения, мозоли и

др-

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 4-8 стр.277.

Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений..

26


53

Зачет по темам «Выделение. Кожа»

1

Выявление знаний, умений

Урок контроля,

Итоговый. Тестовая

Постановка задач,

27









учащихся, степени усвоения ими материала по теме 12, 13.

оценки и

коррекции

знаний

контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,

соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез,'построение логической цепочки рассуждений.



Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.)

54

Система органов размножения.

1

Развитие понятия самовоспроизведении живых организмов; особенности полового размножения человека, строение половой системы человека. Процесс оплодотворения. Г игиена.

Комбинированн

ый

Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-5 стр.220. Описание рисунка на стр.124 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 187, 189.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

27


55

Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

1

Размножение и развитие организма. Внутриутробное развитие. Беременность и роды. Периодизация онтогенеза человека и изменения происходящие с организмов человека. Продолжительность жизни человека и факторы влияющие на нее.

Комбинированн

ый

Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 6-12 стр.220.

Постановка задач, установление причинно? следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

28


56

Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.

1

Наследственные и врожденные заболевания. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Забота о репродуктивном здоровье.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 5,6 стр.271.

Вопросы со

свободным

ответом.

Сообщения

учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

28



Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 ч.)

57

Поведение человека. Рефлекс- основа нервной деятельности.

1

Потребности организма человека, определяющее его поведение. Биологические и социальные потребности. Рефлекс - основа поведения человека.

Комбинированн

ый

Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопрос 1 стр.234. Рабочая тетрадь, задание 196. Сообщения учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование.

29


58

Врожденные и приобретенные формы поведения.

1

Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, динамический стериотип, рассудочная деятельность. Понятие о ВНД. Работы И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.Ухтомского о ВНД человека. Психология и поведение человека.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Вопросы 2-11 стр. 234. Рабочая тетрадь, работа с таблицей (зад. 99). Сообщения учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

29


59

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

1

Биологические ритмы. Сон, фазы сна, бодрствование, значение сна.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Описание рисунка на стр.134 раб. тетради. Сообщения учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

30


60

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление. Память. Эмоции.


1

Особенности ВНД человека. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление.

Комбинированн

ый

Текущий,

коррекции. Устный опрос. Письменный опрос:

индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

30








Вопросы 1-8 стр.245.

Рабочая тетрадь, задания 208-220.




61

Типы нервной деятельности.

1

Классификация темпераментов, характерные признаки разных типов НС. Понятия характер, личность. Роль окружающей среды в формировании типа НС.

Комбинированн

ый

Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка на стр.251 учебника, выполнение схемы на стр. 138 рабочей тетради. Сообщения учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

31


62

Зачет по теме "Высшая нервная деятельность".

1

Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 15.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида,

соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

31


Тема 16. Человек и его здоровье (2 ч.)

63

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.

1

Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, гиподинамия) и их влияние на организм. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

Урок

комплексного

применения

ЗУН

Текущий, коррекции. Устная и письменная работа с учебником стр. 254-255. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся.

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

32


64

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека

1

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека

Урок

обобщения,

систематизации

знаний

Текущий

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ,

32









синтез, построение логической цепочки рассуждений.



Повторение (6 ч.)

65

Повторение по теме: «Происхождение человека»

1

Все элементы содержания данной темы.

Урок

обобщения,

систематизации

знаний

Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

33


66

Повторение по теме: «Общий обзор строения и функций организма»

1

Все элементы содержания данной темы.

Урок

обобщения,

систематизации

знаний

Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

33


67

Повторение по темам: «Координация и регуляция», «Опора и движение »

1

Все элементы содержания данной темы.

Урок

обобщения,

систематизации

знаний

Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

34 .


68

Повторение по темам: «Обмен веществ», «Пищеварение», «Выделение»

1

Все элементы содержания данной темы.

Урок

обобщения,

систематизации

знаний

Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

34


69

Повторение по теме: «Размножение и развитие»

1

Все элементы содержания данной темы.

Урок

обобщения,

систематизации

знаний

Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов,

35








заданиям.

Письменная

самостоятельная

работа

доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.



70

Повторение по теме: «Высшая нервная деятельность»

1

Все элементы содержания данной темы.

Урок

обобщения,

систематизации

знаний

Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа

Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.

35




9