СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы
Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Н.И. Сонин, В.Б. Захаров Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы) и направлена на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017-2018 учебном году.
Учебный год - 2017-2018г.
Предмет - биология
Курс - Человек
Класс - 8
Тип программы — авторская, автор Н.И. Сонин. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.- М.: Дрофа. 2012
Количество часов: 70 часов
Составитель: Е.В. Рябова
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы
Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (Н.И. Сонин, В.Б. Захаров Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы) и направлена на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017-2018 учебном году.
Программа ориентирована на работу по учебнику и рабочей тетради учебно-методического комплекта (УМК):
Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. – 6-е издание, стереотипное– М.: Дрофа, 2013.
Н. И. Сонина, М.Р. Сапина. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2015.
Цель курса:-освоить знания о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей и методах познания человека;
-обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роль и место человека в биосфере, активной роли человека как социального существа.
Задачи курса:
-обеспечить усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организма человека; об его индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира, структуре и функционировании человеческого общества.
-осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
-сформировать универсальные учебные действия (УУД);
-воспитать позитивное ценностное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей;
- иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции..
Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебный предмет биологии для 8-х классов предполагает изучение систематического положения человека в системе органического мира, происхождения человека, краткой истории развития знаний о строении и функциях организма человека, особенностей его анатомического строения и основах физиологии человека; основных аспектах здорового образа жизни, заболеваниях и мерах их предупреждения, мерах оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях. В содержании курса «Человек» особое внимание уделено социальной сущности человека, его роли в окружающей среде.
В 8-м классе ученики получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе биологии 8 класса «Человек» уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Изучение материала курса проводится в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
- для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой;
- нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
- для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс. – М.: Дрофа, 2015.В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц, в форме лабораторных работ, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать умения узнавать (распознавать) системы органов. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Место учебного предмета в учебном плане.
Предмет биология относится к образовательной области естествознания, часы выделены из обязательной части учебного плана: 2 часа в неделю, 70 часов на учебный год. Сроки реализации программы по биологии для 8-го класса составляют один учебный год.
Основные технологии учебного процесса:
технология развития критического мышления, технология проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, технологии уровневой дифференциации;
Методы обучения:
Организации и самоорганизации:
перцептивные: словесные (лекция, рассказ, беседа, инструктаж), наглядные (демонстрации, иллюстрации, схемы), практические (выполнение упражнений, лабораторных работ, практических работ);
гностические: объяснительно-иллюстрированные, репродуктивные, эвристические, проблемные, исследовательские;
логические: индуктивные, дедуктивные, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, конкретные и абстрактные, анализ и синтез;
Стимулирования и мотивации:
стимулирование: сознательности, ответственности, настойчивости, находчивости, долга;
стимулирование мотивов интереса - познавательные игры, конкурсы, учебные дискуссии, создание ситуации новизны, успёха, неожиданность, занимательность, парадоксальности.
Формы организации учебного процесса:
фронтальные;
парные;
индивидуальные;
групповые.
Режим занятия - уроки проводятся в I смену, шестидневная учебная неделя.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Класс | Учебная программа | Учебники: название, автор (авторы | Методические материалы матер | Материалы для контроля |
8 | Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы Н.И.Сонин, В.Б.Захаров.- М.: Дрофа. 2012 | Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 2011,2013.
| Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Н.И. Сонин, М.Р. Сапин М.: Дрофа, 2013.
Н. И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек. Рабочая тетрадь. 8 класс. М.: Дрофа, 2015. Сонин Н.И. Биология.8 кл. Методическое пособие к учебнику.- Москва, Дрофа, 2006 Панина Г.Н. Биология. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 класс: метод. Пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2006.
Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с. Семенцова В.Н. Биология 8 класс. Технологические карты уроков: Метод пособие. - СПб.: «Паритет», 2003. - 240 с. (Серия «Поурочное планирование») Мультимедийное приложения к учебно-методическому комплекту по биологии для 6-11 классов Н.И. Сонина | Рабочая тетрадь Сонин Н.И. Агафонова И.Б. Рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина «Биология. Человек», М.: Дрофа, 2017. Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек: 8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся.Учебнометодическое пособие. - М.: Классик Стиль, 2003. - 104 с. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия Н.И. Сонина). - СПб.: Паритет, 2005.-128 с. Е.В. Краева «Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2012. |
Используемая в тексте программы система условных обозначений:
УМК - учебно-методический комплект;
УУД- универсальные учебные действия
ВНД- высшая нервная деятельность.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализации программы 8-го класса по биологии способствует формированию универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Деятельность учителя в области основного общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
а) личностные результаты обучения
У обучающегося будут сформированы:
ответственное отношение к обучению;
- чувство гордости за российскую биологическую науку, гуманизм, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельностью;
доброжелательные отношения к мнению другого человека;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- здорового и безопасного образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- экологической культуры; экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды4
потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
оценивания жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития
-подготовки к практической профессиональной деятельности в области медицины, здравоохранения.
б) метапредметные результаты обучения
Обучающийся научится:
ставить учебную задачу под руководством учителя;
-систематизировать и обобщать разные виды информации
-владеть универсальными учебными действиями (УУД), естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; универсальных учебных действий (УУД).
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- использовать универсальные способы деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Обучающийся получит возможность научиться
- генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- использовать различных источников для получения биологической информации;
- примененять основные методы познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.
в) Предметные результаты обучения
Обучающийся научится:
выделять существенные признаки организма человека;
приводить доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе;
различать на таблицах части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
распознавать органы и их топографию;
оказывать первую помощь измерять кровяное давление и частоту пульса;
соблюдать правила личной и общественной гигиены; использовать приемы оказания первой помощи при отравлениях, простудных заболеваниях, при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи,спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха.
работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.).
будет знать:
-специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
-особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;
-строение и функции основных тканей и систем органов;
-функциональные системы организма;
-значение гомеостаза внутренней среды организма;
--об обмене веществ, его значении и видах;
-роль ферментов и витаминов в организме;
-особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;
-строение и функции анализаторов;
-механизмы ВНД;
-функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
-особенности индивидуального развития человека;
--правила личной гигиены;
-причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;
-о вреде алкоголя и наркотических веществ, для здоровья и развития организма человека.
Обучающийся получит возможность научиться
сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
классифицировать биологические объекты по определенным систематическим группам;
- применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты..
- приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; влияния факторов риска на здоровье человека;
- проводить наблюдения за состоянием собственного организма.
Содержание учебного предмета, курса
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч.)
Человек – часть живой природы. Систематическое положение вида Человек разумный. Признаки человека, как представителя хордовых, признаки человека, как представителя отряда Приматов. Сходство и различия человека и млекопитающих. Рудименты и атавизмы.
Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 ч.)
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы, особенности представителей разных рас, их происхождение и единство.
Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
Демонстрация портретов великих учёных – анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч.).
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
Демонстрация схем систем органов человека.
Л. р.:
1. Изучение микроскопического строения тканей.
2. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
Тема 5. Координация и регуляция (10ч.)
Гуморальная регуляция деятельности организма. Эндокринный аппарат человека, его особенности. Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция деятельности организма.
Демонстрация схем строения эндокринных желёз; таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желёз.
Нервная регуляция. Значение нервной системы в регуляции и согласованности функций организма человека и взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система.
Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга. Роль вегетативной нервной системы в регуляции работы внутренних органов.
Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств, их значение. Анализаторы. Строение, функции, гигиена. Зрительный анализатор. Анализаторы слуха и равновесия. Кожно-мышечная чувствительность, обоняние и вкус. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость и чувствительность.
Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
Л. р.:
3. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
4. Изучение изменения размера зрачка.
Тема 6. Опора и движение (8 ч.)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Сходство скелетов человека и животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строение костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах, переломах.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц. Статическая и динамическая нагрузки. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Роль нервной системы в регуляции деятельности мышц. Утомление при мышечной работе, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани.
Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Приемы первой помощи при травмах: растяжение связок, вывихи суставов, переломы костей.
Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата.
Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приёмов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
Л. р.:
5. Изучение внешнего строения костей.
П. р.:
6. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.)
Понятие «внутренняя среда». Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. СПИД и борьба с ним. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.1
Демонстрация схем и таблиц, посвящённых составу крови, группам крови.
Л. р.:
7. Изучение микроскопического строения крови.
Тема 8. Транспорт веществ (4 ч.)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.1
Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.
П. р.:
1.Измерение кровяного давления.
2. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
3.Изучение приемов остановки кровотечений.
Тема 9. Дыхание (5 ч.)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций, гигиенический режим во время болезни. Гигиена органов дыхания. Вредное влияние курения на органы дыхания. Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.
Демонстрация моделей гортани, лёгких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приёмов искусственного дыхания.
Л. р.:
8. Определение частоты дыхания.
Тема 10. Пищеварение (5 ч.)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их значение. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Пищеварение. Печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Гигиенические условия нормального пищеварения.
Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.
Л. р.:
9. Воздействия желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
П. р.:
4. Определение массы и роста своего организма.
5. Определение норм рационального питания.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 ч.)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический обмен, энергетический обмен и их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 ч.)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (4 ч.)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиена кожи, гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая по мощь при тепловом и солнечном ударе, ожогах и обморожениях, электрошоке.
Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение и внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 ч.)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности.1 Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (2ч.)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
Л. р.:
7. изучение приёмов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
П. р.:
8. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.
Повторение – 6 ч.
№ п/п | Название содержательного блока | Процент учебного времени (%) |
| Место человека в системе органического мира | 2,9 |
2 | Происхождение человека | 2,9 |
3 | Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. | 1.4 |
4 | Общий обзор строения и функций организма человека | 5,7 |
5 | Координация и регуляция | 14,2 |
6 | Опора и движение | 11,4 |
7 | Внутренняя среда организма | 4,3 |
8 | Транспорт веществ | 5.7 |
9 | Дыхание | 7.1 |
10 | Пищеварение | 7,1 |
11 | Обмен веществ и энергии | 4.3 |
12 | Выделение | 2.9 |
13 | Покровы тела | 5,7 |
14 | Размножение и развитие | 4,3 |
15 | Высшая нервная деятельность | 8,6 |
16 J | Человек и его здоровье | 2,9 |
17 | Повторение | 8.6 |
| итого | 100 |
4. Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урок а | Название раздела, темы. | Кол -во часов | Элементы содержания | Тип урока | Вид контроля | УУД (характеристика деятельности учащихся на уроке) | Дата по плану | Дата по факту |
Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 ч.) | ||||||||
1 | Место человека в системе органического мира. ИТБ вводный инструктаж. | I | Место человека в системе органического мира. Сходство человека с животными и отличие от них | Совершенствова ния ЗУН | Вводный. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-6 на стр. 11 учебника. Рабочая тетрадь, задания 1,2,3. | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, анализ, синтез, доказательство, слушания и понимания текстов, умение вести диалог. | 1 |
|
2 | Особенности человека | 1 | Сходство человека с животными и отличие от них | Совершенствова ния ЗУН | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: инд. задания. Вопрос 7 на стр. 11 учебника. Рабочая тетрадь, задания 4,5. | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, классификация объектов, анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование. | 1 |
|
Тема 2. Происхождение человека (2 ч.) | ||||||||
3 | Происхождение человека. | 1 | Отличительные признаки древних предков современного человека, этапы антропогенеза | Изучение нового материала | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Обучающая письменная самостоятельная работа(под руководством учителя). Рабочая тетрадь, задания 6,7. | Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. | 2 |
|
4 | Этапы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. | 1 | Этапы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство | Изучение нового материала | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. | Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, | 2 |
|
|
|
|
|
|
| выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. |
|
|
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 ч.) | ||||||||
5 | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. | 1 | Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Методы изучения организма человека. Значение знаний о строении и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья | Обобщения и систематизации | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест. Устная и письменная работа с учебником. Рабочая тетрадь, задания 11-15. Сообщения учащихся. | Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов | 3 |
|
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 ч.) |
|
|
|
|
| |||
6 | Клеточное строение организма. | 1 | Клеточное строение организма. Жизненные свойства клетки. | Совершенствова ния ЗУН | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Обучающая письменная самостоятельная работа. Рабочая тетрадь, задания 16- 19. | Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов | 3 |
|
7 | Ткани. Л.р. № 1 "Изучение микроскопического строения тканей”. ИТБ повторный. . « | 1 | Особенности тканей человека | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Вопросы 1-9 стр.33-34. Рабочая тетрадь, задания 21,22, 23,24. Выполнение лабораторной работы"Изучение | Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов | 4 |
|
|
|
|
|
| микроскопического строения тканей" и выводы к ней. |
|
|
|
8 | Органы. Системы органов. Л. р. № 2 "Распознавание на таблицах органов и систем органов человека". ИТБ повторный. | 1 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос; индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-9 стр.39- 40. Вопрос рубрики "Подумайте" Рабочая тетрадь, задания 31,32,34. Выполнение лабораторной работьГРаспознава ние на таблицах органов и систем органов человека" | Постановка целей и задач, выявлять причинно- следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов | 4 |
|
9 | Зачет по теме «Общий обзор организма человека» | 1 | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 4 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 5 |
|
Тема 5. Координация и регуляция (10 ч.) | ||||||||
10 | Гуморальная регуляция. | 1 | Эндокринная система. Строение и функции желез внешней и внутренней секреции. | Комбинированн ый | Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-4 стр.53. Рабочая тетрадь, задания 36,37. | Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ. | 5 |
|
11 | Роль гормонов в обменных процессах. | 1 | Гормоны. Их функции, свойства, значение. Болезни, связанные с гипо- и гиперфункцией желез. Регуляция деятельности желез. | Комбинировали ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 5-9 стр.53. Рабочая тетрадь, задания 38,39, 40,41. | Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ | 6 |
|
12 | Нервная система. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Соматическая и вегетативная нервная система | 1 | Нервная система. Строение. Значение. | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний | Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1,2,7 стр.59. Рабочая тетрадь, задания 45,47. | Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ | 6 |
|
13 | Спинной мозг, строение, функции. | 1 | Спинной мозг, строение, функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-6 стр.62. Описание рисунка на стр.36 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 51,53. | Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ | 7 |
|
14 | Головной мозг. Строение и функции. Л. р. № 3 "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)". ИТБ повторный. | 1 | Головной мозг. Строение и функции. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивид, задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-10 стр.69. Описание рисунка на стр.38 | Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ | 7 |
|
|
|
|
|
| раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 57,58,59,6 0. Выполнение лабораторной работы № 3 "Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)" | * |
|
|
15 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. | 1 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Строение анализаторов. Взаимосвязь ощущений | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1,2 стр. 83. Рабочая тетрадь, задания 62,63. | Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ. | 8 |
|
16 | Орган зрения и зрительный анализатор. Л. р. № 4 "Изучение изменения размера зрачка". ИТБ повторный. | 1 | Строение органа зрения и зрительного анализатора | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Вопрос рубрики "Подумайте" стр.83. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка на стр.46 в раб. тетради. задания 66,67, 69. Выполнение лабораторной работы № 4 | Постановка целей и задач, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно- следственных связей, сравнение, синтез, анализ. | 8 |
|
|
|
|
|
| "Изучение изменения размера зрачка" |
|
|
|
17 | Нарушения зрения, их профилактика | 1 | Заболевания и повреждения глаз, гигиена зрения. | Обобщения и систематизации ЗУН | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Вопросы 3-10 стр.83. Рабочая тетрадь, задание 70. Сообщения учащихся. | Выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство, установление причинно- следственных связей, построение логической цепочки рассуждений. | 9 |
|
18 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. | 1 | Строение органов слуха равновесия, их анализаторов. Нарушения слуха, профилактика. Г игиена слуха. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунков настр.50,51 раб. тетради. Вопросы 1-2 стр.90. Обучающая письменная самостоятельная работа(под руководством учителя). Рабочая тетрадь, задания 82, 83,84, 85, 87, 89. | Классификация, систематизация, анализ, синтез | 9 |
|
19 | Зачет по теме "Координация и регуляция". | 1 | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 5 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки | 10 |
|
|
|
|
|
| требованиям к уровню подготовки обучающихся. | рассуждений. |
|
|
| Тема 6. Опора и движение (8 ч.) |
|
|
|
|
|
| |
20 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | I | Строение опорной системы: скелет, виды образующих его костей; соединения костей; строение кости. | Изучение нового материала | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-11 стр. 107. Описание рисунков настр.61, 64,65 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задание 91,92,96. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 10 |
|
21 | Скелет головы и туловища. | 1 | Строение и функции опорной системы. Скелет головы. Отделы черепа. Скелет туловища: позвоночник. Приспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. Особенности скелета, связанные с развитием мозга и речи. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка на стр.65 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задание 101, 104. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 11 |
|
22 | Скелет конечностей. Л. р. № 5 "Изучение внешнего строения костей". ИТБ повторный. | 1 | Строение и функции опорной системы. Скелет поясов и свободных конечностей. Приспособления скелета человека к прямохождению и трудовой деятельности. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 11 |
|
|
|
|
|
| Вопросы 1-10 стр.115. Описание рисунков на стр. 66 раб. тетради. Выполнение лабораторной работы № 5 "Изучение внешнего строения костей". | % |
|
|
23 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. | 1 | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи при повреждениях опорно- двигательной системы. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устная и письменная самостоятельная работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа: тест Устная и письменная работа с учебником стр.255-256. Вопросы 1-3 стр.264, вопросы рубрики "Подумайте". Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 12 |
|
24 | Работа мышц. Л. р. №6 "Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц". ИТБ повторный. | 1 | Строение двигательной системы. Основные мышцы человека. Сухожилия. Функции двигательной системы. Динамическая и статическая работа мышц. Регуляция мышечных движений. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-3 стр. 121. Рабочая тетрадь, задание | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 12 |
|
|
|
|
|
| 105, 106. Выполнение лабораторной работы № 6 "Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц" | % |
|
|
25 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | 1 | Осанка. Признаки хорошей осанки. Нарушения правильной осанки. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Обобщение и систематизация ЗУН | Текущий, коррекция. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Сообщения учащихся. | Выдвижение гипотез и их обоснование, доказательство, установление причинно- следственных связей, построение логической цепочки рассуждений. | 13 |
|
26 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | 1 | Укрепление здоровья: двигательная активность. Развитие опорно- двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска - гиподинамия. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопрос 6 стр.285. | Установление причинно- следственных связей, сравнение, анализ, синтез, построение логической цепи рассуждений, доказательство. | 13 |
|
27 | Зачет по теме «Опора и движение». | 1 | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 6 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 14 |
|
Тема 7. Внутренняя среда организма (3 ч.) | ||||||||
28 | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови. Плазма | 1 | Внутренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки | Комбинированн ый | Текущий. Устная и письменная работа | Постановка задач, установление причинно- | 14 |
|
| крови. Л. р. № 7 “Изучение микроскопического строения крови". ИТБ повторный. |
| крови. Плазма крови. |
| с учебником. Вопросы 1-9 стр. 135. Рабочая тетрадь, задание 111, 113. Выполнение лабораторной работы № 7 "Изучение микроскопического строения крови". | следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. |
|
|
29 | Иммунитет | 1 | Иммунитет. Иммунная система человека (костный мозг, тимус, лимфатические узлы, селезенка, лимфоидная ткань) Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитет Вакцинация. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-6 стр.143. Рабочая тетрадь, задания 117,118. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 15 |
|
30 | Тканевая совместимость и переливание крови. | 1 | Группы крови. Переливание крови. Групповая совместимость тканей. Резус- фактор. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 7-10 стр.143. Рабочая тетрадь, задания 120-122. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 15 |
|
Тема | 8. Транспорт веществ (4 ч.) |
|
|
|
|
|
| |
31 | Транспорт веществ. Кровеносная система. Большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. | 1 | Строение сердца и сосудов (вены, артерии, капилляры). Транспортные системы организма. Закономерности движения крови и лимфы по | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест, индивидуальные задания. Вопросы | Постанрвка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, | 16 |
|
|
|
| сосудам. Значение кровообращения |
| 1-10 стр. 148. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунков на стр.82, 83 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 128,129, 130. | синтез, построение логической цепочки рассуждений. % |
|
|
32 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. П. р. № 1 "Измерение кровяного давления", П. р. № 2 "Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений". ИТБ повторный. | 1 | Причины движения крови и лимфы по сосудам. Кровяное давление и его изменения. Пульс. Нейро - гуморальная регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Вопросы 1-10 стр.152.. Устная и письменная работа с учебником Рабочая тетрадь, задания 131-135. Выполнение Практической работы № 1 "Измерение кровяного давления", Практической работы № 2 "Определение пульса и подсчет ччисла сердечных сокращений числа сердечных сокращений". | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.. | 16 |
|
33 | Заболевания органов сердечно - сосудистой системы, их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. П. р. № 3 "Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального | 1 | Сердечно- сосудистые заболевания, причины и предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки | 17 |
|
| кровотечений”. ИТБ повторный. |
|
|
| с учебником стр.257. Выполнение Практической работы № 3 ’’Изучение приемов остановки капиллярного, венозного, артериального кровотечений”. Сообщения учащихся. | рассуждений. * |
|
|
34 | Зачет по темам "Внутренняя среда. Транспорт веществ” | 1 | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по темам 7,8 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 17 |
|
Тема 9. Дыхание (5 ч.) | ||||||||
35 | Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. | 1 | Сущность процесса дыхания, необходимость кислорода для организма человека. Строение органов дыхания в связи с их функциями | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунков настр.91,93 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 139, 140. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 18 |
|
36 | Дыхательные движения. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Л. р. № 8 "Определение частоты дыхания”. ИТБ повторный. | 1 | Строение легких в связи с выполняемыми ими функциями, механизм газообмена в легких и тканях. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 18 |
|
|
|
|
|
| настр.94 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 145-148. Выполнение лабораторной работы № 8 "Определение частоты дыхания" |
|
|
|
37 | Заболевания органов дыхания и их профилактика | 1 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гигиеническая характеристика воздушной среды, возможные нарушения дыхания. Вредные привычки, их влияние на состояние здоровья. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 19 |
|
38 | Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | 1 | Приемы первой помощи при нарушении дыхательной функции, показания к искусственному дыханию. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Вопросы со свободным ответом. Устная и письменная работа с учебником стр. 262-264. Вопросы 8-10 стр.264. Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 19 |
|
39 | Зачет по теме «Дыхание» | 1 | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 9 | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение | 20 |
|
|
|
|
|
| соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | логической цепочки рассуждений. |
|
|
Тема 10. Пищеварение (5 ч.) | ||||||||
40 | Пища как биологическая основа жизни. Пищевые продукты и питательные вещества. | 1 | Понятия «пищевые продукты», «питательные вещества», их функции, общий план строения пищеварительной системы, ее функции в организме. | Комбинированн ый | Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-8 стр. 173. Описание рисунка на стр.99 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 151-152. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 20 |
|
41 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения | 1 | Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы. Процессы обработки пищи в ротовой полости, роль ферментов слюны, нейрогуморальная регуляция этих процессов. Влияние никотина и алкоголя на процессы пищеварения в полости рта. Механизм глотания. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-10, стр. 179. Описание рисунков на стр.ЮО, 101,102 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 154, 155, 157. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 21 |
|
42 | Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения Л. р. № 9 "Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал". ИТБ повторный. | I | Процессы переваривания пищи в желудке. Свойства ферментов желудочного сока, условия их активности. Его роль в пищеварении, нейрогуморальная регуляция | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-4, стр. 186. Рабочая тетрадь, задания | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 21 |
|
|
|
|
|
| 160,161. Выполнение лабораторной работы № 9 "Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал" |
|
|
|
43 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | 1 | Процессы пищеварения в кишечнике, роль поджелудочной железы, печени кишечных желез в пищеварении, всасывание питательных веществ, этапы пищеварения в кишечнике. Строение кишечного эпителия. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 5-12, стр. 186. Описание рисунка на стр.106 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 163-167. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 22 |
|
44 | Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. П. р. № 4 "Измерение массы и роста своего организма". ИТБ повторный. | 1 | Гигиена пищеварительной системы. Причины и профилактика заболеваний ЖКТ; инфекционные заболевания, заболевания, связанные с неправильным питанием. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест. Выполнение Практической работы № 4 "Измерение массы и роста своего организма". | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 22 |
|
Тема 11. Обмен веществ и энергии (3 ч.) | ||||||||
45 | Обмен веществ и превращение энергии. Пластический и энергетический обмены. .« | 1 | Сущность обмена веществ как основной функции организма, пластический и энергетический обмен как две стороны единого процесса. | Комбинированн ый | Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка на стр. 111 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 170, 171, 172,174. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 23 |
|
| Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. П. р. № 5 "Определение норм рационального питания’'. ИТБ повторный. | 1 | Обмен и роль белков, углеводов, жиров. Водно-солевой обмен. Гигиенические условия рационального питания, режим питания, нормы потребления питательных веществ. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Выполнение Практической работы № 5 "Определение норм рационального питания". | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 23 | |
47 | Витамины, их роль в организме. | 1 | Биологическая роль витаминов в обмене веществ, их значение для сохранения и поддержания здоровья человека. Разнообразие витаминов и их функции. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Описание рисунка на стр.112 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задание 176. Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 24 |
|
Тема 12. Выделение (2 ч.) | ||||||||
48 | Органы выделения. Строение и функции почек. | 1 | Значение функции выделения для нормальной жизнедеятельности организма. Органы, участвующие в выделении. Строение мочевыделительной системы, строение и функции почек. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Описание рисунка на стр. 116 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 179-181. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ,. синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 24 |
|
49 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | 1 | Влияние заболеваний почек на здоровье человека. Роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, влияние вредных на работу почек. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, | 25 |
|
|
|
|
|
| задания. Вопросы 1-8 стр. 204. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | синтез, построение логической цепочки рассуждений. |
|
|
Тема 13. Покровы тела (4 ч.) | ||||||||
50 | Покровы тела. Строение и функции кожи. | 1 | Строение кожи (эпидермис, дерма, гиподерма). Функции кожи: защитная, рецепторная, выделительная, терморегуляторная) | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-8 стр. 208. Описание рисунка настр.120 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 182, 184. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 25 |
|
51 | Роль кожи в теплорегуляции организма. | 1 | Защита организма от перегрева и переохлаждения, условия сохранения постоянной температуры тела, рефлекторные механизмы регуляции. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-9 стр. 211. Рабочая тетрадь, задания 185, 186. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 26 |
|
52 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. | 1 | Закаливание и его физиологические механизмы. Понятие о гигиене кожи, одежды и обуви. Приемы закаливания. Профилактика и оказание первой помощи при поражениях кожи: ожоги, обморожения, мозоли и др- | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 4-8 стр.277. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений.. | 26 |
|
53 | Зачет по темам «Выделение. Кожа» | 1 | Выявление знаний, умений | Урок контроля, | Итоговый. Тестовая | Постановка задач, | 27 |
|
|
|
| учащихся, степени усвоения ими материала по теме 12, 13. | оценки и коррекции знаний | контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез,'построение логической цепочки рассуждений. |
|
|
Тема 14. Размножение и развитие (3 ч.) | ||||||||
54 | Система органов размножения. | 1 | Развитие понятия самовоспроизведении живых организмов; особенности полового размножения человека, строение половой системы человека. Процесс оплодотворения. Г игиена. | Комбинированн ый | Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-5 стр.220. Описание рисунка на стр.124 раб. тетради. Рабочая тетрадь, задания 187, 189. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 27 |
|
55 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | 1 | Размножение и развитие организма. Внутриутробное развитие. Беременность и роды. Периодизация онтогенеза человека и изменения происходящие с организмов человека. Продолжительность жизни человека и факторы влияющие на нее. | Комбинированн ый | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 6-12 стр.220. | Постановка задач, установление причинно? следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 28 |
|
56 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. | 1 | Наследственные и врожденные заболевания. Роль генетических знаний в планировании семьи. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. Забота о репродуктивном здоровье. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 5,6 стр.271. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 28 |
|
Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 ч.) | ||||||||
57 | Поведение человека. Рефлекс- основа нервной деятельности. | 1 | Потребности организма человека, определяющее его поведение. Биологические и социальные потребности. Рефлекс - основа поведения человека. | Комбинированн ый | Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Вопрос 1 стр.234. Рабочая тетрадь, задание 196. Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование. | 29 |
|
58 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | 1 | Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, динамический стериотип, рассудочная деятельность. Понятие о ВНД. Работы И.П.Павлова, И.М.Сеченова, А.Ухтомского о ВНД человека. Психология и поведение человека. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Вопросы 2-11 стр. 234. Рабочая тетрадь, работа с таблицей (зад. 99). Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 29 |
|
59 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | 1 | Биологические ритмы. Сон, фазы сна, бодрствование, значение сна. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Описание рисунка на стр.134 раб. тетради. Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 30 |
|
60 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь. Мышление. Память. Эмоции. | 1 | Особенности ВНД человека. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Сознание человека. Речь. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действий. Мышление. | Комбинированн ый | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: индивидуальные задания. Устная и письменная работа с учебником. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 30 |
|
|
|
|
|
| Вопросы 1-8 стр.245. Рабочая тетрадь, задания 208-220. |
|
|
|
61 | Типы нервной деятельности. | 1 | Классификация темпераментов, характерные признаки разных типов НС. Понятия характер, личность. Роль окружающей среды в формировании типа НС. | Комбинированн ый | Текущий. Устная и письменная работа с учебником. Описание рисунка на стр.251 учебника, выполнение схемы на стр. 138 рабочей тетради. Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 31 |
|
62 | Зачет по теме "Высшая нервная деятельность". | 1 | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по теме 15. | Урок контроля, оценки и коррекции знаний | Итоговый. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 31 |
|
Тема 16. Человек и его здоровье (2 ч.) | ||||||||
63 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ. | 1 | Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания, гиподинамия) и их влияние на организм. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. | Урок комплексного применения ЗУН | Текущий, коррекции. Устная и письменная работа с учебником стр. 254-255. Вопросы со свободным ответом. Сообщения учащихся. | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 32 |
|
64 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека | 1 | Строение и процессы жизнедеятельности организма человека | Урок обобщения, систематизации знаний | Текущий | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, | 32 |
|
|
|
|
|
|
| синтез, построение логической цепочки рассуждений. |
|
|
Повторение (6 ч.) | ||||||||
65 | Повторение по теме: «Происхождение человека» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, систематизации знаний | Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 33 |
|
66 | Повторение по теме: «Общий обзор строения и функций организма» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, систематизации знаний | Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 33 |
|
67 | Повторение по темам: «Координация и регуляция», «Опора и движение » | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, систематизации знаний | Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 34 . |
|
68 | Повторение по темам: «Обмен веществ», «Пищеварение», «Выделение» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, систематизации знаний | Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 34 |
|
69 | Повторение по теме: «Размножение и развитие» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, систематизации знаний | Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, | 35 |
|
|
|
|
|
| заданиям. Письменная самостоятельная работа | доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. |
|
|
70 | Повторение по теме: «Высшая нервная деятельность» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, систематизации знаний | Коррекции. Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. Письменная самостоятельная работа | Постановка задач, установление причинно- следственных связей, понимание текстов, доказательство, анализ, синтез, построение логической цепочки рассуждений. | 35 |
|
9