СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии 8 класса разработана на основе:
Рабочая программа содержит следующую структуру: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, содержание курса, календарный график, календарно-тематическое планирование, основные виды учебной деятельности, результаты освоения конкретного учебного курса и система их оценивания, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, текущий и промежуточный контроль
Ростовская область Морозовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Парамоновская основная общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор МБОУ Парамоновской
основной общеобразовательной
школы__________ / Ермолова Е.А./
Приказ от « » августа 2014 г. №
Рабочая программа
По биологии
Уровень общего образования (класс): основное общее, 8 класс
Количество часов: 68 ч
Учитель: Кубанцева Елена Николаевна
Программа разработана на основе:
Примерной программы основного общего образования. Биология. 6-9 классы. – М.: Просвещение
Авторской программы для общеобразовательных школ по биологии 8 класс,под руководствомД.В. Колесова - М.: Дрофа
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии 8 класса разработана на основе:
Примернойпрограммыосновного общего образования. Биология. 6-9 классы. – М.: Просвещение
Авторской программы для общеобразовательных школ по биологии 8 класс,под руководством Д.В. Колесова - М.: Дрофа.
Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология 8кл. Человек: учеб.для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013
Образовательной программы МБОУ Парамоновская ООШ на 2014 – 2015 уч. год по БУП 2004г
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:
Федеральные законы:
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Федеральные программы:- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
Федеральные постановления:
- постановление правительства от 19.03.2001 года № 196. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Федеральные приказы:
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
- приказ Министерства образования общего и профессионального образования Ростовской области от 25.04.2013 №296 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2013 – 2014 учебный год».
Федеральные распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».
Цели и задачи биологического образования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии в которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания:
- Признаки живых организмов;
- Система, многообразие и эволюция живой природы;
- Человек и его здоровье;
- Взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Задачи:
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по биологии для 8 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения основ биологии как науки, которые определены стандартом.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определённых границах, за пределами которых теряется волевой контроль и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих здоровью человека и нарушающих его. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене.
Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.
Результаты изучения курса «Биология» в 8 классе полностью соответствуют стандарту. Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельностью; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках рассматривается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов человека, вводятся сведения о нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, их связи, об обмене веществ, об анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Курс биологии 8 класса ориентирован не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Место предмета в учебном плане.
Согласно примерному учебному плану Ростовской области на 2014-2015 учебный годв рамках реализации БУП 2004 для основного образования на изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю. Программа скорректирована на 68 часов в год, в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2014-2015 учебный год.В школе для преподавания биологии используются примерные программы для общеобразовательных школ и авторской программы Д.В. Колесова
Содержание учебного предмета.
Программа включаетследующие разделы: «Введение», «Происхождение человека», «Общий обзор организма человека», «Опорно-двигательная система», «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая системы», «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии», «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение «, «Нервная система», «Органы чувств. Анализаторы», «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика», «Эндокринная система», «Размножение и развитие человека»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 8 КЛАСС
(2часа в неделю, всего 70 ч)
Введение. Науки, изучающие организм человека (3ч)
Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Происхождение человека (3ч)
Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных; модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.
Общий обзор организма человека (5 ч)
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.
Процессы жизнедеятельности организма человека. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рефлекторная регуляция.
Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.
Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.
Лабораторная работа:
Рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека.
Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
Опорно – двигательная система (7 ч)
Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.
Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.
Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.
Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.
Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.
Лабораторные работы:
Изучение микроскопического строения кости.
Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
Практические работы:
Выявление нарушений осанки и плоскостопия (выполняется дома).
Распознавание на наглядных пособиях органов опорно-двигательной системы.
Внутренняя среда организма (4 ч)
Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.
Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.
Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.
Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».
Лабораторная работа:
Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
Кровеносная и лимфатическая системы (7 ч)
Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.
Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.
Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.
Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Лабораторные работы:
Функция венозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение
Измерение кровяного давления.
Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов системы кровообращения.
Дыхание (5 ч)
Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.
Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.
Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Лабораторные работы:
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов дыхательной системы.
Пищеварение (5 ч)
Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.
Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.
Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.
Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; модель «Строение зуба».
Самонаблюдения:определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.
Лабораторные работы:
Изучение действия ферментов слюны на крахмал.
Практическая, работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов пищеварительной системы.
Обмен веществ иэнергии (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.
Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.
Демонстрации:таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5ч)
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.
Уход за колеей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы, оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.
Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.
Демонстрации:рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и. обморожениях, модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки,
Практическая работа:
Распознавание на наглядных пособиях органов мочевыделительной системы.
Нервная система (5 ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции,
Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.
Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.
Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
Лабораторные работы:
Палъценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Органы чувств. Анализаторы (5 ч)
Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.
Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.
Лабораторные работы:
Изучение строения зрительного анализатора (по моделям или наглядным пособиям).
Изучение строения слухового анализатора (по моделям или наглядным пособиям).
Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 ч)
Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.
Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.
Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Демонстрации: безусловные и условные рефлексы человека по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.
Эндокринная система (2ч)
Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез.
Размножение и развитие человека (4 ч)
Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни,
Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».
Лабораторная работа:
Измерение массы и роста своего организма
\
Календарный график
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | Сроки прохождения | Практическая часть | Контроль |
1. | Введение. Науки, изучающие организм человека | 3 | 2 – 9.09 |
|
|
2. | Происхождение человека | 3 | 13 – 20.09 |
|
|
3. | Общий обзор организма человека | 5 | 23.09 – 7.10 | Л.р. –27,30.09 | Обобщ. ур. – 7.10 |
4. | Опорно–двигательная система | 7 | 11.10 – 1.11 | Л.р. – 11,21.10 | Зачет – 1.11 |
5. | Внутренняя среда организма | 4 | 11 – 22.11 | Л.р. – 11.11 |
|
6. | Кровеносная и лимфатическая системы | 7 | 25.11 – 16.12 | Л.р. – 29.11 6,9.12
| Обобщ. ур. –16.12 |
7. | Дыхание | 5 | 20.12 – 17.01 | Л.р. – 13.01 | Зачет –17.01 |
8. | Пищеварение | 5 | 20.01 – 3.02 | Л.р. – 24.01 |
|
9. | Обмен веществ и энергии | 3 | 7 – 14.02 |
|
|
10. | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
| 5 | 17.02 – 3.03 |
| Зачет – 3.03 |
11. | Нервная система | 5 | 7 -21.03 | Л.р. – 10.03 | Обобщ. ур. –21.03 |
12. | Органы чувств. Анализаторы | 5 | 31.03 – 7.04 | Л.р. – 31.03 4,7.04 | Обобщ. ур. – 7.04 |
13. | Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика | 5 | 18.04 – 5.05 |
|
|
14. | Эндокринная система | 2 | 12 – 16.05 |
|
|
15. | Размножение и развитие человека | 4 | 19 – 30.05 | Л.р. – 26.05 | 23.05-тест |
Тематическое планирование уроков биологии в 8 классе.
Науки, изучающие организм человека (3 часа).
Знать:
- определения наук – анатомии, физиологии, гигиены и психологии;
- о становлении наук, изучающих природу человека и охрану его здоровья;
- о методах анатомии, физиологии, психологии и гигиены.
Уметь:
- использовать методы науки для решения возникающих проблем и при необходимости выбирать для консультации нужных специалистов.
Дата | Раздел программы | Кол-во часов | Тема урока | Виды учебной деятельности | Оборудование | Практическая часть | Д/з |
2.09
6.09
9.09 | Науки, изучающие организм человека | 3 | 1.Введение
2.Анатомия, физиология, психология и гигиена человека
3.Становление наук о человеке | Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. |
Таблицы «Внутреннее строение человека», кровообращение. Гигиена сердечно-сосудистой системы
Портреты У.Гарвея и М.Сеченова, И.П.Павлова, И.Мечникова |
| с.4
§ 1
§ 2
|
Происхождение человека (3 часа)
Знать:
- строение и жизнь древнейших, древних и первых современных людей;
- становление рас и народностей.
Уметь:
- использовать сравнительно-аналитические, физиологические и эмбриологические методы для доказательства родства живых организмов.
13.09
16.09
20.09 | Происхождение человека | 3 | 1.Систематическое положение человека
2.Историческое прошлое людей
3.Расы человека | Приводить доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности. Объяснять место и роль человека в природе. |
Таблицы
Таблицы
таблица |
| § 3
§ 4
§ 5 |
Строение организма человека (5 часов)
Знать:
- строение и основные процессы жизнедеятельности клетки;
- особенности строения и функций основных тканей, органов и систем органов
Уметь:
- работать с микроскопом, наблюдать клетки;
- определять ткани, анализировать рефлексы и их рефлекторные дуги;
- пользоваться анатомическими рисунками для определения места расположения внутренних органов в своем теле.
23.09
27.09
30.09
4.10
7.10 | Строение организма человека | 5 | 1.Общий обзор организма человека
2.Клеточное строение организма
3.Ткани
4.Рефлекторная регуляция
5.Обобщающий урок по теме: «Строение организма человека» | Выделять существенные признаки организма человека , клеток, тканей, органов и систем органов человека. Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения. Различать на таблицах органы и системы органов человека. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах. |
Таблицы
Таблица, микроскопы, микропрепараты
Таблицы, микроскоп, микропрепараты
Таблицы
Таблицы, карточки |
Л.р. №1Рассматривание клеток слизистой оболочки ротовой полости человека.
Л.р.№2Изучение микроскопического строения тканей организма человека.
| § 6
§ 7
§ 8
§ 9
§§ 6-9 |
Опорно-двигательная система (7 часов)
Знать:
- строение и функции костей, скелета и мышц;
- сходство и различие скелета человека и животных;
- о тренировочном эффекте и вреде гиподинамии;
- правила гигиены для предупреждения искривления позвоночника и плоскостопия.
Уметь:
- выявлять нарушение осанки и плоскостопия;
- оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей, растяжениях связок и вывихах;
- понимать влияние физического труда и спорта на организм.
11.10
14.10
18.10
21.10
25.10
28.10
1.11 | Опорно-двигательная система | 7 | 1.Значение опорно-двигательной системы. Строение костей
2.Скелет человека
3.Строение мышц
4.Работа скелетных мышц и их регуляция
5.Осанка. Предупреждение плоскостопия
6.Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов
7.Зачет по теме «Опорно-двигательная система» | Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия. Освоить приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. | Таблицы, распилы костей
Таблицы
Таблица
Таблица
Таблица
Таблица, бинты, дощечка, шина | Л.р. №3 Изучение микроскопического строения кости
Л.р.№4Изучение влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
| § 10
§ 11, 12
§ 13
§ 14
§ 15
§ 16 |
Внутренняя среда организма (4 часа)
Знать:
- состав крови, лимфы и тканевой жидкости;
- о иммунной системе, о причинах возникновения и способах профилактики инфекционных болезней;
- правила переливания крови, пересадки органов.
Уметь:
- определять форменные элементы крови;
- распознавать инфекционные болезни, пресекать пути их распространения, бороться с болезнетворными микроорганизмами.
11.11
15.11
18,22.11 | Внутренняя среда организма | 4 | 1.Кровь и остальные элементы внутренней среды организма
2.Иммунитет
3-4.Иммунология на службе здоровья | Выделять существенные признаки процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. | Таблица, микроскопы, микропрепараты
Таблица
Таблица, схемы | Л.р. №4 Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).
| § 17
§ 18
§ 19 |
Кровеносная и лимфатическая системы (7 часов)
Знать:
- строение и функции органов, кровообращения;
- как взаимодействуют кровеносная и лимфатическая системы;
- строение и работу сердца, регуляцию деятельности сердца и сосудов;
- причины возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и их профилактику.
Уметь:
- с помощью функциональных проб определять степень тренированности вашей сердечно0сосудистой системы;
- измерять пульс, давление;
- различать артерии, вены, капилляры;
- оказывать первую помощь при кровотечениях, обрабатывать рану и применять препараты, угнетающие микробов;
- раскрывать вредное влияние алкоголя, курения, наркотиков на органы кровообращения.
25.11
29.11
2.12
6.12
9.12
13.12
16.12 | Кровеносная и лимфатическая системы | 7 | 1.Транспортные системы организма
2.Круги кровообращения
3.Строение и работа сердца
4.Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения
5.Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов
6.Первая помощь при кровотечениях
7.Обобщающий урок «Кровеносная и лимфатическая системы» | Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Освоить приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях. | Таблицы
Таблицы
Таблица, модель
Таблица, манометр, секундомер
Таблица
Таблица, жгуты, бинты, носовые платки, палочки
Таблицы, карточки |
Л.р.№5Функциявенозных клапанов. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение
Л.р. №6Измерение кровяного давления.
Л.р.№7Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке.
| § 20
§ 21
§ 22
§ 23
§ 24
§ 25 |
Дыхание (5 часов)
Знать:
- строение и функции органов дыхания, голосообразования;
- механизмы дыхания, легочного и тканевого газообмена;
- регуляцию дыхания;
- влияние окружающей среды на органы дыхания;
- меры первой помощи при утоплении, завалах землей, электротравмах, о клинической и биологической смерти;
- приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Уметь:
- определять состояние миндалин и аденоидов измерять обхват грудной клетки, проводить дыхательные функциональные пробы;
- оказывать первую помощь при нарушении дыхания и непрямого массажа сердца.
20.12
23.12
27.12
13.01
17.01 | Дыхание | 5 | 1.Значение дыхания. Органы дыхательной системы, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.
2.Легкие. Легочное и тканевое дыхание
3.Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
4.Функциональные возможности дыхательной системы. Болезни и травмы органов дыхания.
5.Зачет по темам: «Кровь», «Кровообращение», «Дыхание» |
Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Различать на таблицах органы дыхательной системы. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов. Освоить приемы определения жизненной емкости легких; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях. | Таблицы
Таблицы
Таблица
Сантиметр, таблица |
Л.р.№8 Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
| § 26
§ 27
§ 28
§ 29 |
Пищеварение (5 часов)
Знать:
- значение питания и пищеварения, строение и функции органов пищеварения;
- роль ферментов в пищеварении, процессов всасывания, гуморальной и нервной регуляции органов пищеварения;
- профилактику желудочно-кишечных заболеваний, вредное влияние курения и алкоголя на пищеварительную систему.
Уметь:
- определять местоположение желудка, печени, аппендикса;
- распознавать желудочно-кишечные расстройства и оказывать доврачебную помощь при их появлении.
20.01
24.01
27.01
31.01
3.02 | Пищеварение | 5 | 1.Питание и пищеварение
2.Пищеварение в ротовой полости
3.Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.
4.Функции толстого и тонкого кишечника. Роль печени.
5.Регуляция пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. | Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы. | Таблицы
Таблицы
Таблицы
Таблицы
таблицы |
Л.р.№9. Изучение действия ферментов слюны на крахмал | § 30
§ 31
§ 32
§ 33
§ 34, 35 |
Обмен веществ и энергии (3 часа).
Знать:
- понятие обмена веществ и энергии; сущность и значение пластического и энергетического обмена;
- роль ферментов и витаминов;
- о превращениях белков, жиров и углеводов в организме, о роли воды и минеральных солей;
- правила рационального питания.
Уметь:
- составлять пищевые рационы в зависимости от энергетических затрат;
- проводить функциональные пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
7.02
10.02
14.02 | Обмен веществ и энергии | 3 | 1.Обмен веществ и энергии – основные свойства всех живых организмов.
2.Витамины.
3.Энергозатраты человека и пищевой рацион. | Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов. | Таблица, схема
Таблица
таблица |
| § 36
§ 37
§ 38 |
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (5 часов).
Знать:
- строение и функции кожи, выделительной системы, процессы терморегуляции;
- факторы и правила закаливания, гигиену кожи и одежды.
Уметь:
- ухаживать за кожей, волосами, ногтями, следить за одеждой и обувью, предупреждать заболевания кожи;
- оказывать первую помощь при ожогах, обморожениях, тепловом и солнечном ударах;
- разъяснять физиологические основы закаливания.
17.02
21.02
24.02
28.02
3.03 | Покровные органы. Терморегуляция. Выделение. | 5 | 1.Кожа – наружный покровный орган.
2.Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи
3.Терморегуляция организма. Закаливание.
4.Выделение.
5.Зачет по темам: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение». | Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах. Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. | Таблица
Таблица
Таблица
Таблица
Карточки, тесты |
| § 39
§ 40
§ 41
§ 42
§§ 30 – 32 |
Нервная система (5 часов).
Знать: - особенности строения нервной ткани и ее функций и свойств, основной принцип работы нервной системы;
- строение и функции головного и спинного мозга, нервов и нервных узлов.
Уметь:
- показывать на муляже отделы головного мозга;
- проводить функциональные пробы и физиологические тесты, позволяющие выявить особенности нервной деятельности.
7.03
10,14.03
17.03
21.03
| Нервная система | 5 | 1.Значение нервной системы. Спинной мозг.
2-3.Строение головного мозга.
4.Соматическая и автономная нервная система.
5.Обобщающий урок по теме «Нервная система». | Различать на таблицах и муляжах органы нервнойсистем. | Таблицы, влажные препараты
Таблицы, модель и срезы головного мозга
Таблица
таблицы | Л.р.№10.Палъценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
| § 43,44
§ 45 § 46
§ 47, повт. §§ 43 - 46 |
Анализаторы. Органы чувств (5 часов).
Знать:
- работу и строение анализаторов и органов чувств;
- как предупредить возможные нарушения работы органов чувств.
Уметь:
- предупреждать зрительные и слуховые расстройства;
- характеризовать строение и функции анализаторов.
31.03
4.04
7.04
11.04
14.04 | Анализаторы. Органы чувств. | 5 | 1.Анализаторы. Зрительный анализатор.
2.Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.
3.Слуховой анализатор.
4.Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.
5.Обобщающий урок по теме «Анализаторы. Органы чувств» | Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха. | Таблица, модель глаза
Таблицы
Таблица, модель уха
Таблицы
Таблицы, карточки | Л.р. №11Изучение строения зрительного анализатора (по моделям или наглядным пособиям). Л.р.№12Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением Л.р.№13Изучение строения слухового анализатора (по моделям или наглядным пособиям).
| § 48 .49
§ 50
§ 51
§ 52, повт. §§ 48 - 51 |
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов).
Знать:
- рефлекторную теорию поведения, типы рефлексов;
- функции мозга: внимание, память;
- отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных;
- психические особенности личности: характер, темперамент, мышление;
- о природе сна и сновидений, значении речи и трудовой деятельности.
Уметь:
- разбираться в схемах безусловных и условных рефлексов;
- оценивать свою наблюдательность, память, внимание и путем тренировок улучшать их.
18.04
21.04
25.04
28.04
5.05
| Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 | 1.Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
2.Врожденные и приобретенные программы поведения
3.Сон и сновидения
4.Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание
5.Воля. Эмоции. Внимание |
Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Выделять существенные особенности поведения и психики человека. | Портреты И.М.Сеченова, И.П.Павлова
Таблицы, схемы |
| § 53
§ 54
§ 55
§ 56
§57 |
Эндокринная система (2 часа)
Знать:
- как действуют гормоны, что происходит при их недостатке или избытке;
- особенности желез внутренней секреции;
- признаки наиболее часто встречающихся эндокринных нарушений;
Уметь:
- определять расположение некоторых желез внутренней секреции;
- распознавать симптомы рода эндокринных заболеваний.
12.05
16.05 | Эндокринная система | 2 | 1.Роль желез внутренней секреции
2.Функции желез внутренней секреции | Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Различать на таблицах и муляжах органы эндокриннойсистем. | Таблица
Таблица |
| § 58
§ 59 |
Индивидуальное развитие организма (4 часа)
Знать:
- развитие организма, изменения, происходящие в подростковом возрасте;
- болезни, передающиеся половым путем, профилактику;
Уметь:
- доказывать филогенетическое родство эмбриологическими методами;
- характеризовать и проводить примеры организмов с различным способом размножения;
- обосновывать вредное влияние алкоголя, курения, наркотиков на потомство.
19.05
23.05
26.05
30.05
| Индивидуальное развитие организма | 5 | 1.Размножение, развитие зародыша и плода
2.Тест. Организм – единое целое
3.Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем
4. Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности.
| Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений. | таблицы |
Л.р.№14Измерение массы и роста своего организма,
| § 60,61
§ 62
§ 63,64
|
Результаты освоения биологии и система их оценки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии учащийся 8 класса должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Формы текущего контроля:тесты, зачеты
Форма промежуточной аттестации: тест
Система оценка знаний и умений учащихся по биологии.
Оценка знаний учащихся
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
самостоятельность ответа;
речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
ответ самостоятельный;
определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
определения понятий недостаточно четкие;
не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто;
не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умений ставить опыты
Учитель должен учитывать:
правильность определения цели опыта;
самостоятельность подбора оборудования и объектов;
последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта;
самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов; при закладке опыта допускаются 1—2 ошибки;
в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта;
в описании наблюдений из опыта допущены неточности,
выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта;
подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта;
не подготовлено нужное оборудование;
допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Отметка «1»:
полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
Учитель должен учитывать:
правильность проведения наблюдений по заданию;
умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов,
«4» - 14-17,
«3» - 10-13,
«2» - менее 10 правильных ответов.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Учебно-методический комплект.
Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология 8кл. Человек.
Д.В. Колесов Биология. Человек 8кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику Д.В. Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс» /М.: Дрофа, 2012
Д.В. Колесов. Биология. Человек 8кл. Рабочая тетрадь / Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. – М.: Дрофа, 20012
Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева / авт.-сост. Г.В.Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2011
Методическая литература
Дидактический материал по биологии (под ред. А.Н.Никишова)
Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии, гигиене
А.Г.Хрипкова. Возрастная физиология
Т.С.Сухова. Контрольные и проверочные работы по биологии (9-11кл.)
Тесты по биологии
Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене
Биология в школе (журнал)
Л.Г.Воронин, Р.Д.Маш. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека
Интернет ресурсы.
uchportal.ru
biochimik.ucoz.ru
http://festival.1september.ru/
nsportal.ru
http://www.proshkolu.ru/
http://www.fipi.ru/
pedsovet.org
openclass.ru
rusedu.ru
tana.ucoz.ru
lotoskay.ucoz.ru
biologymoscow.ucoz.ru
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса уроков биологии в 8 классе.
Телевизор.
DVD – проигрыватель
Компьютер
Принтер – копир.
Звуковые колонки
Принтер лазерный цветная печать
Медиопроектор
Интерактивная доска
Портреты ученых – биологов
Комплект наглядно-дидактических материалов «Человек и его здоровье»
Комплект наглядно-дидактических материалов «Размножение развитие»
Микроскопы.
Набор микропрепаратов
Таблицы.
Уровни организации человеческого организма.
1. Уровни организации тела человека.
2. Строение клетки.
3. Типы клеток и тканей.
4. Скелет.
5. Череп.
6. Скелетные мышцы.
7. Опорно-двигательный аппарат.
8. Система органов кровообращения.
9. Строение сердца.
10. Цикл сердечных мышц.
11. Форменные элементы крови.
12. Лимфатическая система.
13. Строение органов дыхания.
14. Система органов пищеварения.
15. Микробы и вирусы.
16. Покровы.
17. Система органов выделения.
18. Оплодотворение и эмбриональное развитие.
19. Внутриутробное развитие.
20. Развитие ребенка.
Комплект рельефных таблиц по биологии к разделу «Человек и его здоровье».
1. Железы внутренней секреции.
2. Доли полушарий головного мозга.
3. Доли и извилины нижней поверхности полушарий головного мозга.
4. Сагиттальный разрез головы.
5. Глаз. Строение.
6. Ухо человека.
7. Пищеварительный тракт.
8. Челюсти и зубы человека.
9. Желудок. Внешняя и внутренняя поверхность.
10. Ворсинка кишечная с сосудом.
11. Печень. Висцеральная поверхность.
12. Дольки печени. Макро- и микростроение.
13. Строение легких
14. Мочевыделительная система.
15. Почка. Фронтальный разрез.
16. Почка. Макро- и микростроение.
17. Кожа. Разрез.
18. Строение сердца.
19. Расположение органов грудной и брюшной полости по отношению к скелету.
20. Таз мужской и женский.
Биология – 8 кл.
1. Строение костей
2. Скелет.
3. Мускулатура человека.
4. Кровеносная система.
5. Лимфатическая система.
6. Дыхательная система.
7. Пищеварительная система.
8. Выделительная система.
9. Нервная система.
10. Слуховой анализатор.
11. Зрительный анализатор.
12. Половая система.
Компьютерные диски.
Уроки биологии. 8 кл.
Интерактивные творческие задания. Биология 7 – 9 классы
Биология: анатомия и физиология человека
1С репетитор. Биология
DVD – диски.
ВИЧ знать, чтобы выжить
Анатомия и физиология человека (1-4 выпуск)
Видеокассеты.
Анатомия и физиология человека. 4 части.
Датчики.
Компьютерный измерительный блок.
Датчик пульса
Датчик артериального давления
Датчик ЭКГ
Датчик влажности
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей МБОУ Парамоновская ООШ от «___»________2014г. № 1 _________________ /Л.П. Сухова/ | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________ /Л.П. Сухова/ «___»________2014г.
|
1.11.2014
Зачет по теме
«ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»
ЧАСТЬ 1. Выберите правильные ответы на вопросы, ответы запишите цифрами.
Вопросы ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 |
1. Разновидности соединительной ткани | 1. Помещается внутри трубчатой кости |
2. Нервная клетка | 2. Растущий слой кости |
3. Уменьшает трение в суставе | 3. Обеспечивает прочность сустава |
4. Герметическая часть скелета | 4. Обеспечивает легкость и прочность длинных костей |
5. Место подвижного соединения костей | 5. Присоединяет мышцы к костям |
6. Согласованная деятельность мышц сгибателей и разгибателей | 6. Воспринимает раздражение |
7. Части рефлекторной дуги | 7. Обладает сократимостью |
Перечень ответов
1. Нейрон | 8. Суставная сумка |
2. Надкостница | 9. ЦНС |
3. Костный мозг | 10. Чувствительные нейроны |
4. Мышцы | 11. Гладкий хрящ на костях |
5. Кость | 12. Связки |
6. Сухожилия | 13. Двигательные нейроны |
7. Рецептор | 14. Трубчатое строение |
ЧАСТЬ 2. Дайте полные развернутые ответы на поставленные вопросы.
ВАРИАНТ 1 | ВАРИАНТ 2 |
1. Как влияет тренировка на жизнедеятельность человека? | 1. Как отражается на здоровье человека снижение физических нагрузок? |
2. Почему важно следить за осанкой?? Назовите признаки правильной осанки. | 2. Какие изменения наблюдаются в положении тела при искривлении позвоночника? Почему они вредны для здоровья? |
3.Можно ли по костным останкам определить, какой образ жизни вел человек? | 3. Обоснуйте слова Аристотеля: «Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». |
17.01.2015
Зачет по темам: «Кровь», «Кровообращение», «Дыхание».
Блок «А».
Выберите правильный ответ.
1. Общей для тромбоцитов и лейкоцитов является функция:
а) участие в свертывании крови;
б) выработка антител;
в) фагоцитоз;
г) ни одна из перечисленных.
Эритроциты участвуют в:
а) переносе кровью питательных веществ и продуктов обмена;
б) переносе кровью О2 и СО2;
в) свертывании крови;
г) фагоцитозе.
Лейкоциты в отличие от эритроцитов:
а) передвигаются с током крови;
б) способны активно передвигаться;
в) не способны проникать сквозь стенки капилляров;
г) передвигаются с помощью ресничек.
Средний слой стенки сердца образован:
а) соединительной тканью;
б) мышечной тканью;
в) эпителиальной тканью;
г) нервной тканью.
Околосердечная сумка заполнена:
а) воздухом;
б) соединительной тканью;
в) жировой тканью;
г) жидкостью.
Иммунитет обеспечивается способностью:
а) гемоглобина присоединять и отдавать кислород;
б) крови образовывать тромб при ранениях;
в) организма усваивать органические вещества;
г) организма вырабатывать антитела и фагоцитозом.
Организм человека постоянно подвергается воздействию огромного числа болезнетворных бактерий, грибов, вирусов, но не заболевает, если:
а) у него имеется естественный иммунитет;
б) человек постоянно принимает лекарства от многих болезней;
в) постоянно уничтожает все болезнетворные микроорганизмы вокруг себя;
г) соблюдает строгий режим питания.
Вещества, обезвреживающие в организме человека чужеродные тела и их яды:
а) ферменты;
б) антитела;
в) антибиотики;
г) гормоны.
9.При планировании рождения ребенка важно учитывать наличие или отсутствие в крови родителей:
а) резус-фактора, находящегося в эритроцитах;
б) антител против кори и скарлатины;
в) веществ, влияющих на свертывание крови;
г) солей кальция и калия.
10.Фагоцитозом называют:
а) способность лейкоцитов выходить из сосудов;
б) уничтожение лейкоцитами бактерий, вирусов;
в) перенос эритроцитами кислорода от легких к тканям;
г) невосприимчивость организма к инфекции.
11.Газообмен между наружным воздухом и воздухом альвеол у человека называется:
а) тканевым дыханием;
б) легочным дыханием;
в) транспортом газов;
г) обменом веществ.
12.Хрящевые полукольца составляют основу скелета:
а) трахеи;
б) пищевода;
в) гортани;
г) мелких бронхов.
13.Жизненной емкостью легких называется:
а) средний объем воздуха, вдыхаемый при спокойном вдохе;
б) объем воздуха, вдыхаемый за одну минуту при максимальной физической нагрузке;
в) максимальный объем воздуха, который можно выдохнуть после самого глубокого вдоха;
г) нет верного ответа.
Если вы согласны с утверждением, вы отвечаете «да», если не согласны - «нет».
Лимфа - это просочившееся в лимфатические капилляры межклеточное вещество.
Лейкоциты образуются в красном костном мозге.
Эритроциты образуются в желтом костном мозге.
Люди с IV группой крови - универсальные реципиенты.
Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь.
Голосовая щель находится в носоглотке.
Трахея - это небольшая трубка длиной 9-11 см, состоящая из сплошных хрящевых колец.
Заполните пробелы в приведенных ниже фразах.
Кровь состоит из и__________ .
Гемоглобин содержится в .
Большой круг кровообращения начинается в________ .
Малый круг кровообращения заканчивается в________ .
Голосовые связки находятся в .
Правое легкое состоит из долей, а левое - из долей.
Блок «В».
Выберите несколько верных ответов.
Внутренняя среда организма образована:
органами брюшной полости;
Б) кровью;
лимфой;
Г) содержимым желудка;
Д) межклеточной (тканевой) жидкостью;
Е) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки.
Из левого желудочка сердца кровь вытекает:
по направлению к клеткам тела;
Б) по направлению к легким;
артериальная;
Г) венозная;
Д) по артериям;
Е) по венам.
Из правого желудочка сердца кровь вытекает:
по направлению к легким;
Б) по направлению к клеткам тела;
артериальная;
Г) венозная;
Д) по легочным артериям;
Е) по легочным венам.
Установите последовательность событий при вдохе.
А) Увеличение объема грудной полости, растяжение легких.
Б) Поступление атмосферного воздуха в легкие.
В) Уменьшение давления воздуха в грудной полости и полости легких.
Г) Сокращение межреберных мышц и диафрагмы.
Блок «С».
1. Задание с развернутым ответом.
- Какие признаки характерны для артериального кровотечения?
2.Заполните пустующие графы.
ЦИКЛ СЕРДЕЧНОГО СОКРАЩЕНИЯ
Фаза цикла | Длительность | Движение крови | Состояние клапанов | |
Створчатых | Полулунных | |||
Сокращение предсердий |
| Из предсердий в желудочки |
| Закрыты |
| 0,3 с |
| Закрыты |
|
Пауза |
|
| Открыты | Закрыты |
3.03.2015
К зачету по темам «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение»
Блок «А».
1.Выберите правильный ответ.
1. У маленьких детей нет:
а) резцов;
б) клыков;
в) малых коренных зубов;
г) больших коренных зубов.
2. Реакция слюны:
а) слабощелочная;
б) нейтральная;
в) слабокислая;
г) кислая.
3. В пищеводе продолжается переваривание:
а) белков;
б) углеводов;
в) жиров;
г) нуклеиновых кислот.
4. Длина тонкого кишечника человека составляет приблизительно:
а) 25-30 см;
б)1,5-2м;
в) 5 м;
г) 10 м.
5. Желчь вырабатывается:
а) желчным пузырем;
б) двенадцатиперстной кишкой;
в) поджелудочной железой;
г) печенью.
6. Пищеварительных желез нет:
а) в ротовой полости;
б) пищеводе;
в) желудке;
г) тонком кишечнике.
7. Излишки углеводов накапливаются в виде гликогена:
а) в костях
б) в печени;
в) селезенке;
г) поджелудочной железе.
8. Суточная потребность организма в жирах составляет в среднем:
а)50 г;
б) 100 г;
в) 500 г;
г) более 1 кг.
9. В первичной моче практически нет:
а) аминокислот;
б) солей;
в) белков;
г) витаминов.
2.Если вы согласны с утверждением, отвечайте «да», если не согласны – «нет».
1) Вода, минеральные соли, и витамины усваиваются в неизменном виде.
2) Продукты расщепления жиров всасываются непосредственно в кровь.
3) Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки.
4) Всасывание питательных веществ начинается в тонком кишечнике.
5) Первичная моча образуется путем фильтрации из плазмы крови.
6) Потовые железы, волосяные луковицы и сальные железы находятся в подкожной клетчатке.
7) Волосы и ногти – производные собственно кожи.
3. Заполните пробелы в приведенных ниже фразах.
1) У человека количество резцов в обеих челюстях равно ___.
2) У человека имеется ___ пары крупных слюнных желез.
3) Проток поджелудочной железы впадает в ___.
4) Для увеличения поверхности всасывания слизистая оболочка тонкого кишечника покрыта ___.
5) При полном окислении жиры распадаются до ___.
6) Под влиянием солнечного облучения в организме образуется витамин_________
7) При недостаточном поступлении витаминов в организм развивается ______________
Блок «В»
1.Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (1-Х) и установите соответствие.
1. Слюнные железы. 6. Мочеиспускательный канал.
2. Кожа. 7. Мочевой пузырь.
3. Мочеточник. 8. Легкие.
4. Почки. 9. Прямая кишка.
5. Надпочечники. 10. Поджелудочная железа.
I. Органы, выводящие из организма конечные продукты обмена веществ.
II. Относится к основным органам выделения.
III. Относятся к органам мочевыделительной системы (перечислить последовательно).
IV. Удаляет непереваренные остатки пищи.
V. Помещаются по обе стороны позвоночника.
VI. Органы, в которых образуется моча.
VII. Удаляют из организма воду.
VIII. Удаляют из организма углекислый газ.
IX. Отфильтровывают из крови излишки минеральных солей.
X. Проводят мочу от почки к мочевому пузырю.
2. Выберите правильный ответ.
1. У растительноядных животных в отличие от человека хорошо развит аппендикс, так как в нем:
а) расщепляется клетчатка;
б) пища быстрее переваривается;
в) происходит всасывание пищи;
г) пища перетирается.
2. Печень не выполняет функцию:
а) образования гликогена;
б) образования соляной кислоты;
в) образования витамина А;
г) барьерную.
3. Какой орган не выполняет выделительную функцию:
а) потовая железа;
б)легкие;
в) прямая кишка;
г) печень.
Блок «С».
1.Задания с кратким свободным ответом.
1) К каким последствиям может привести нарушение деятельности почек у человека?
2) Почему нельзя употреблять в пищу сырое, плохо проваренное или прожаренное мясо?
2.Задания с развернутым свободным ответом.
1) Почему при обследовании больного всегда делается анализ его мочи и крови?
2) Каково значение витаминов для организма человека?
23.05.2015
"Организм как единое целое"
(Тестовый контроль знаний)
Задание 1
Выберите из перечня (1-16) правильные ответы на следующие вопросы (1-7) и зашифруйте их:
1. Хромосомы 10.Биосинтез белков
2. Глюкоза 11.Биосинтез жиров
3. Рибосомы 12.0кисление, распад глюкозы
4. Митохондрии 13.0кисление, распад жиров
5. Аминокислоты 14.Накопление химической энергии
6. O2 15.Освобождение химической энергии
7. С О 2 16. 0беспечение клетки строительным материалом
8. Н2О
9. Биосинтез углеводов
Задание 2
Каковы состав и основное значение в клетках трех групп органических веществ, названных в 1-ой колонке? Сконструируйте и зашифруйте ответы последовательно цифрами, разделив их на трехзначные группы:
1. Белки 6. Аминокислоты
2. Углеводы 7.Источник энергии, откладывание в запас
3. Жиры 8.Строительный материал
4. Глюкоза 9.Источник энергии
5. Глицерин и жирные кислоты 10.Катализаторы биопроцессов
Задание 3
Назовите значения питательных веществ:
1 .Растворитель и среда для химических реакций
2. Источник энергии
3. Придает костной ткани твердость
4. Поддерживает постоянство состава крови
6. Участвует в свертывании крови
6.Основной строительный материал живой клетки
Выберите из перечисленных выше значений для организма питательных веществ правильные ответы на следующие вопросы:
1. Каково значение минеральных солей в организме человека?
2. Каково значение воды в организме?
3. Каково значение углеводов в организме?
4. Каково значение белков в организме?
5. Каково значение жиров в организме?
Задание 4
Из перечня пищевых продуктов и заболеваний, вызванных недостатком или отсутствием Витаминов, выберите и зашифруйте ответы на вопросы (1-Х):
1 .Куриная слепота 9.Овощи и фрукты
2. Паралич н/с 10.Лук, чеснок
3. Рахит 11 .Черная смородина, лимон
4. Цинга 12.Рыбий жир
5. Тиф 13.Яичный желток
6. Отставание в росте 14.Плоды шиповника
7. Бери-бери 15.Горох, фасоль
8. Глухота 16.Хлеб из муки с отрубями
1 .Что возникает при недостатке в пище витамина Д?
2,Что возникает при недостатке в пище витамина А?
3.Какой авитаминоз чаще всего возникает у мореплавателей и путешественников?
4.Что возникает при отсутствии витамина В?
5.Что возникает при отсутствии витамина С?
6. Какие продукты содержат много витамина А?
7. Какие продукты содержат много витамина В?
8. Какие продукты содержат много витамина С?
9. Какие продукты содержат много витамина Д?
10.При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?
Задание 5
Объясните, почему ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека.