СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс (2 часа в неделю) к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника «Введение в общую биологию и экологию.9 класс»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №104 им.М.Шаймуратова

Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан


«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

________ Абдрахманова А.Ю.


Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

Зам.директора по НМР

_____________ Шафикова И.Р.


«____»____________2014 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №104

_____________Павлова Е.В.


от «__» _____2014 г.




Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

9 класс уровень базовый


к учебнику А.А.Каменского, Е.А.Криксунова, В.В.Пасечника

«Введение в общую биологию и экологию.9 класс»


Разработана:

Марковой Еленой Леонидовной

Учитель химии и биологии



Уфа- 2014




Содержание



Пояснительная записка …………………………………………………………………………… 3 стр.

Содержание курса…………………………………………………………………………………. 6 стр.

Учебно – тематическое планирование ………………………………………………………….. 10 стр.

Календарно-тематическое планирование…………………………………………………………11 стр.

Требования к уровню подготовки учащихся…………………………………………………….. 16 стр.

Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………. 18 стр.

Литература…………………………………………………………………………………………. 19 стр.
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для среднего (полного) общего образования разработана на основе следующих

нормативно-правовых документов:

Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 (ред. от 24.01.2012 с изменениями, вступившими в силу 24.01.2012);

Закон РФ «Об образовании» (ст.9, п.6; ст.32, п.2, пп.7) № 148 ФЗ от 04.006.2014г;

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 413 от 17 мая 2012г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», зарегистрированный Министерством России 07.06.2012, рег.№ 24480,

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 01.02.2012 г. (вступил в силу с 01.09.2012);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014/15 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 253 от 31.03.2014 г;

Программа курса химии для 9 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) Пасечника В.В., Пакуловой В.М., Латюшина В.В. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл.», издательства «Дрофа», 2010.

В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно- гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.









Внесенные изменения:

Примерная программа

Моя программа

Введение/3 часа

Введение/2 часа

Раздел 1. Уровни организации живой природы/44 часа

Раздел 1. Уровни организации живой природы /48 часов

Глава 1. Молекулярный уровень/9 ч

Глава 1. Молекулярный уровень/8 ч

Глава 2. Клеточный уровень/10 ч

Глава 2. Клеточный уровень/13 ч

Глава 3. Организменный уровень/14 ч

Глава 3. Организменный уровень/16 ч

Глава 4. Популяционно - видовой уровень/3 ч

Глава 4. Популяционно - видовой уровень/2 ч

Глава 5. Экосистемный уровень/4 ч

Глава 5. Экосистемный уровень/5 ч

Глава 6. Биосферный уровень/4 ч

Глава 6. Биосферный уровень/4 ч

Раздел 2. Эволюция органического мира/13 ч

Раздел 2. Эволюция органического мира/16

Глава 7. Основы учения об эволюции/7 ч

Глава 7. Осн. учения об эволюции/13 ч

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле/6 ч

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле/3 ч

Итоговое тестирование за курс 9 класса/0 ч

Итоговое тестирование за курс 9 класса/1 ч

Резервное время/10 ч

Резервное время/1 ч

Итог: 70

Итог:68







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Введение (2 часа).

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».

Раздел 1. Уровни организации живой природы (48 часов).

Тема 1.1. Молекулярный уровень (8 часов).

Химический состав клетки. Органические и неорганические вещества. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Белки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, ферменты, витамины. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (13 часов).

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке. Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Тема 1.3. Организменный уровень (16 часов).

Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза. Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений. Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции. Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

Тема 1.4. Популяционно - видовой уровень (2 часа).

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Тема 1.5. Экосистемный уровень (5 часов).

Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем. Движущие силы и результаты эволюции.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа).

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.

Раздел 2. Эволюция органического мира (16 часов).

Тема 1.7. Основы учения об эволюции (13 часов).

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Тема 1.8. Возникновение и развитие жизни на Земле (3 часа).

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Итоговая контрольная работа за курс «Биология. 9 класс. Введение в общую биологию и экологию» (1 час).

Резервное время 1 час

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и глав

Количество часов

1

Введение.

2


Раздел 1. Уровни организации живой природы.

48

2

Глава 1. Молекулярный уровень.

8

3

Глава 2. Клеточный уровень.

13

4

Глава 3. Организменный уровень.

16

5

Глава 4. Популяционно – видовой уровень.

2

6

Глава 5. Экосистемный уровень.

5

7

Глава 6. Биосферный уровень. Биосфера и человек.

4


Раздел 2. Эволюция органического мира.

16

8

Глава 7. Основы учения об эволюции.

13

9

Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле.

3

10

Итоговое тестирование

1

11

Резервное время

1

Всего


68







КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Домашнее задание

9 в класс

9 г класс




Дата план

Дата факт

Дата план

Дата факт

1

Биология – наука о жизни.

§ 1. § 2.

03.09.14.


05.09.14.


2

Сущность жизни и свойства живого

§ 3.

05.09.14.


06.09.14.



РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы 48 часов.





Глава 1. Молекулярный уровень. 8 часов





3

Уровни организации живой природы.

§ 1.1 Конспект в тетр. § 1.2 § 1.3

10.09.14.


12.09.14.


4

Химический состав клетки.

12.09.14


13.09.14.


5

Углеводы и липиды. Гормоны.


17.09.14.


19.09.14.


6

Белки.

§ 1.4 § 1.5 § 1.8

19.09.14.


20.09.14.


7

«Расщепление пероксида водорода в клетках клубня картофеля» Л.р. №1.

24.09.14.


26.09.14.


8

Нуклеиновые кислоты. АТФ.

§ 1.6 § 1.7

26.09.14.


27.09.14.


9

Вирусы.

§ 1.9

01.10.14.


03.10.14.


10

«Молекулярный уровень организации живой природы» зачет №1.



Оформление выводов.

03.10.14.


10.10.14.



Глава 2. Клеточный уровень. 13 часов





11

Цитология. Положения клеточной теории

§ 2.1

08.10.14.


17.10.14.


12

Клеточное строение организмов. Клетка.

§ 2.2

10.10.14.


18.10.14.


13

Ядро клетки. Прокариоты и эукариоты

§ 2.3

15.10.14.


24.10.14.


14

Строение и функции органоидов клеток.

§ 2.4 § 2.5 § 2.6 § 2.7

17.10.14.


25.10.14.


15

Строение и функции органоидов клеток.

Зачет.

22.10.14.


07.11.14.


16

«Структурная организация клетки» зачет №2.


24.10.14.


08.11.14.


17

«Животная и растительная клетки под микроскопом». Л.р. №1.

Оформление выводов.

29.10.14.


14.11.14.


18

Обмен веществ – основа ж/д клетки

§2.8

05.11.14.


15.11.14.


19

Типы питания клетки.

§2.10

07.11.14.


21.11.14.


20

Энергетический обмен в клетке.

§2.9

12.11.14.


22.11.14.


21

Пластический обмен.

§ 2.11

14.11.14.


28.11.14.


22

"Изучение митоза на постоянных микропрепаратах" Л.р. №3.

§ 2.14

19.11.14.


29.11.14.


23

Обобщение по главе 2.

Повторение глава 2.

21.11.14.


05.12.14.



Глава 3. Организменный уровень. 16 часов





24

Способы размножения организмов.

§ 3.1

26.11.14.


06.12.14.


25

Развитие половых клеток. Мейоз.

§ 3.2

28.11.14.


12.12.14.


26

Индивидуальное развитие организмов.

§ 3.3, 3.4

03.12.14.


13.12.14.


27

Индивидуальное развитие организмов.

§ 3.4

05.12.14.


19.12.14.


28

Генетика как наука. Моногибридное скрещивание.

§ 3.5

10.12.14.


20.12.14.


29

Неполное доминирование. Анализирующие скрещивание.

§ 3.6

12.12.14.


26.12.14.


30

Решение задач на анализирующее и моногибридное скрещивание.

§ 3.6

17.12.14.


27.12.14.


31

Дигибридное скрещивание.

§ 3.7

19.12.14.


16.01.14.


32

Сцепленное наследование признаков.

§ 3.8

24.12.14.


17.01.14.


33

Сцепленное с полом наследование.

§ 3.8

26.12.14.


23.01.14.


34

Решение задач на дигибридное скрещивание и сцепленное наследование.

§ 3.9, § 3.10

16.01.15.


24.01.15.


35

«Статистические закономерности модификационной изменчивости» Л.р. №4.

§ 3.11

21.01.15.


30.01.15.


36

Мутационная изменчивость.

§ 3.12

23.01.15.


31.01.15.


37

«Организменный уровень. Основы генетики».

§ 3.12

28.01.15.


06.02.15.


38

Основные методы селекции.

§ 3.13-§ 3.14

30.01.15.


07.02.15.


39

Основные методы селекции.

§ 3.13-§ 3.14

04.02.15.


13.02.15.



Глава 4. Популяционно-видовой уровень. 2 часа.





40

«Изучение критериев вида» Л.р. №5.

§ 4.1

06.02.15.


14.02.15.


41

Понятие популяция.


§ 4.2

11.02.15.


20.02.15.



Глава 5. Экосистемный уровень. 5 часов.





42

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

§ 5.1

13.02.15.


21.02.15.


43

Состав и структура сообщества.

§ 5.2

18.02.15.


27.02.15.


44

Потоки вещества и энергии.

§ 5.3

20.02.15.


28.02.15.


45

Саморазвитие экосистемы. Продуктивность сообщества.

§ 5.4 – 5.5

25.02.15.


06.03.15.


46

Популяционно-видовой и экосистемный уровни.


27.02.15.


07.03.15.



Глава 6. Биосферный уровень. Биосфера и человек. 4 часа.





47

Биосфера. Среды жизни.

§ 6.1

04.03.15.


13.03.15.


48

Круговорот веществ в биосфере.

§ 6.2 – 6.3

06.03.15.


14.03.15.


49

Эволюция биосферы.

§ 10.1-10.3

11.03.15.


20.03.15.


50

Основы рационального природопользования.

§ 10.1-10.3

13.03.15.


21.03.15.



РАЗДЕЛ 2. Эволюция органического мира (16 часов).






Глава 7. Основы учения об эволюции 13 часов.





51

Развитие эволюционного учения.

§ 7.1

18.03.15.


03.04.15.


52

Изменчивость организмов.

§ 7.2-7.3

20.03.15.


04.04.15.


53

Естественный отбор.

§ 7.4

01.04.15.


11.04.15.


54

Формы естественного отбора.

§ 7.5

03.04.15.


17.04.15.


55

Видообразование (микроэволюция).

§ 7.6-7.7

08.04.15.


18.04.15.


56

Макроэволюция.

§ 7.8

10.04.15.


24.04.15.


57

«Выявление ароморфозов у растений»

Л.р. № 6.


§7.9

15.04.15.


25.04.15.


58

«Приспособленность растений к обитанию в еловом лесу» Л.р. № 7.

Оформление выводов.

17.04.15.


02.05.15.


59

«Основы учения об эволюции» зачет №3.

Повторение прошлых тем.

22.04.15.


08.05.15.


60

Царство растений.

Записи в тетради.

24.04.15.


15.05.15.


61

Общая характеристика царства животных.

Записи в тетради.

29.04.15.


16.05.15.


62

Общая характеристика царства грибов

Записи в тетради.

06.05.15.


22.05.15.


63

Бактерии, их строение.

Записи в тетради.

08.05.15.


23.05.15.



Глава 8. Возникновение и развитие жизни на Земле. 3 часа.





64

Теории о происхождении жизни. Гипотеза Опарина - Холдейна. Краткая история развития органического мира.

Записи в тетради.

13.05.15.


15.05.15.


65

Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое

Записи в тетради.

15.05.15.


29.05.15.


66

Итоговое тестирование за курс «Биология.

9 класс».

Записи в тетради.

22.05.15.


30.05.15.


67

Резервное время.


27.05.15.




68

Резервное время.


29.05.15.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ:

В результате изучения биологии учащиеся должны

знать/понимать:

• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).









УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А.Коменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2010. – 304 с.;

тетради с печатной основой:

В.В.Пасечник, Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию». 9 класс. – М.: Дрофа, 2011. – 96 с.

а также методических пособий для учителя:

1) В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2008;

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Кроме того, при ведении курса в 9 классе на каждом уроке можно использовать материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов»  (http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии



ЛИТЕРАТУРА

  1. Пасечник, В. В., Швецов, Г. Г. Биология. Введение в общую биологию: рабочая тетрадь. 9 кл. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 95 с: ил.;

  2. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. - 5-е изд., перераб. и доп. / глав. ред. М. Д. Аксенова. -М.: Аванта+, 1998. - 704 с: ил.;

  3. Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. X. Тамбиев. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. - 464 с: ил.;

  4. Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле / автор А. X. Тамбиев. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. - 400 с: ил.;

Лабораторный практикум. Биология. 6-11 классы: учебное электронное издание.
















ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ: ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

в 9 классе проводится 7 лабораторных работ:

 по теме «Молекулярный уровень» - лабораторная работа №1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов содержащихся в живых клетках»;

 по теме «Клеточный уровень» - лабораторная работа №2 «Животная и растительная клетки под микроскопом»

 по теме «Организменный уровень» - лабораторная работа №3 «Изучение митоза на постоянных микропрепаратах» - лабораторная работа № 4 ««Статистические закономерности модификационной изменчивости. Построение вариационной кривой»;

 по теме «Популяционно-видовой уровень» - лабораторная работа № 5 «Изучение критериев вида»;



 по теме «Эволюция органического мира» - лабораторная работа № 6 «Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных» - лабораторная работа № 7 «Приспособленность растений к обитанию в еловом лесу»









Приложение 1.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

по теме: "Расщепление пероксида водорода в клетках клубня картофеля " Цель: показать действие фермента каталаза (содержащегося в живых клетках) на пероксид водорода и условия, в которых он функционирует , доказать, что ферментативная активность присуща лишь живым клеткам.

Оборудование:

 р-р пероксида водорода 8 %

 натертый на терке сырой и вареный картофел

 2 пробирки

Ход работы:

 Взять 2 пробирки

 Поместить в 1-ю пробирку натертый сырой картофель, во вторую - варёный

 Прилить в каждую из пробирок по 2 мл р-ра пероксида водорода 8 %

 Описать наблюдаемые явления в каждой пробирке. Объясните причины выделения пузырьков газа. Почему отсутствует выделение пузырьков в пробирке с вареным картофелем?

Оформление результатов:

Сделайте вывод, в какой из пробирок протекала химическая реакция, а в какой нет? С чем это связано?



























Приложение 2.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

по теме: "Животная и растительная клетки под микроскопом"

Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой

Оборудование:

 микроскопы, предметные и покровные стекла, флаконы с водой

 лук репчатый

 микропрепараты клеток многоклеточных животных

Ход работы:

 приготовьте микропрепарат кожицы лука, рассмотрите его под микроскопом, а также готовые микропрепараты клеток животного организма

 сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах.

Оформление результатов:

Зарисуйте клетки, обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды

Сделайте вывод: сравнив эти клетки между собой и ответив на вопрос: каковы причины сходства и различия клеток разных организмов?





























Приложение 3.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3.

по теме: "Изучение митоза на постоянных микропрепаратах"

Цель: используя готовый микропрепарат, познакомиться с фазами митоза

Оборудование: микроскоп, постоянный микропрепарат «Митоз в корешке лука»

Ход работы: рассмотрите микропрепарат на малом и большом увеличении найдите интерфазную клетку, клетки с разными фазами митоза Оформление результатов: зарисуйте профазу, метафазу, анафазу и телофазу митоза

Сделайте вывод, объяснив: по каким признакам вы определили разные фазы митоза.















Приложение 4.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4.

по теме: "Статистические закономерности модификационной изменчивости"

Цель: познакомить учащихся с модификационной изменчивостью и ее статистическими закономерностями, выработать умение строить вариационный ряд, вариационную кривую и находить среднюю величину признака

Оборудование: каждому из 5 вариантов

 по 20 экземпляров натуральных объектов (семена фасоли, клубни картофеля, листья лавра, колосья пшеницы, цветущее комнатное растение)

 карточка с заданием

Ход работы:

 рассмотрите предложенные вам объекты одного вида, определите их размеры

 выполните задания, предложенные вам на карточке

Оформление результатов:

 полученные данные занесите в таблицу, в которой сначала по горизонтали расположите в порядке возрастания v -варианты (единичное выражение признака) в порядке возрастания, а ниже – частоты их встречаемости – p.

Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие – редко

 отобразите зависимость между вариантами и частотой их встречаемости на графике

 вычислите среднюю величину признака:

Σ (v p) M = ------------,

n где M – средняя величина признака, n - общее число вариант

Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

Задания на карточках:

Вариант 1. Измерили рост учеников в 3-б классе, значение (в см) получились следующие 110, 115, 112, 115, 114, 112, 113, 110, 113, 115, 112, 110, 115, 112, 110. Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.

Вариант 2. Определили массу учеников в 3-б классе, значение (в см) Получились следующие 25, 27, 24, 30, 26, 25, 26, 25, 24, 30, 24, 24, 26, 26, 27. Составьте вариационный ряд, начертите вариационную кривую, найдите среднюю величину признака.





ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5.

по теме: "Изучение критериев вида"

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия различных критериев вида, закрепить умение составлять описательную характеристику

Оборудование:

 живые растения или гербарные материалы растений разных видов

 открытки с изображением птиц

Ход работы:

 составьте морфологическую характеристику птицы, используя план:

1. Величина (с воробья, больше или меньше)

2. Форма

 Хвост (короткий, длинный)

 Клюв (короткий, длинный, толстый, тонкий, изогнутый и т.д.)

 Хохолок на голове

3. Окраска

 Общая (серая, чёрная, зеленоватая, с пестринами и т.д.)

 Характерные цветовые отметины (чёрная голова, жёлтая «шапочка», белые щёки и т.д.)

 Грудь (жёлтая, красная, с пестринами и т.д.)

 На крыльях белые полосы

 Хвост (красноватый, белый на кончике и т.д.)

 рассмотрите растения двух видов, выявите особенности их внешнего строения

 сравните белого и бурого медведя, используя как можно большее количество критериев

Оформление результатов:

 запишите морфологическую характеристику птицы, особенности внешнего строения предложенных растений, сравните их

 оформите в виде таблицы или схемы сравнительную характеристику двух видов медведей

Сделайте вывод,

 объяснив причину сходства и различий двух растений разных видов

 о принадлежности бурого и белого медведя к разным видам по определенным критериям



Приложение 6.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6.

по теме: "Выявление ароморфозов у растений, идиоадаптаций и дегенераций у животных"

Цель: сформировать умение выявлять ароморфозы, идиоадаптации, дегенерации и объяснять их значение

Оборудование:

 гербарные материалы водорослей, мхов, папоротников, сосны, цветковых растений

 таблица «Разнообразие приспособлений у птиц»

 картины по зоологии (лось, тюлень, летучая мышь)

 влажный препарат «Бычий цепень»

Ход работы:

 рассмотрите растения, назовите имеющиеся у них органы

 рассмотрите клювы и лапы у птиц, каковы их особенности

 выявите особенности внешнего строения млекопитающих из разных отрядов

 вспомните, какие системы органов есть у бычьего цепня, каково их строение

Оформление результатов:

 запишите особенности строения организмов в тетрадь

Сделайте вывод,

 объяснив по какому направлению шла эволюция растений от водорослей до покрытосеменных

 раскрыв эволюционное значение идиоадаптаций и дегенераций у животных.





















Приложение 7.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7.

по теме: «Приспособленность растений к совместному обитанию в еловом лесу».

Цель: сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности

Оборудование:

 гербарные материалы или наборы картинок (черника, майник, кислица, брусника, седмичник, копытень)

 справочные материалы: описание особого растительного сообщества – елового леса описание растений

Ход работы: рассмотрите растения на картинках, прочитайте справочные материалы

Оформление результатов: заполните таблицы и продолжите записи:

Биологические особенности ели

Как изменяет среду

  1. Густая крона


  1. Вечнозеленое


  1. Светолюбивое


  1. Требовательное к почве




Условия жизни растений в еловом лесу:

 Освещение…

 Температура…

 Почвы…

 Наличие насекомых-опылителей…

  1. Прочитайте характеристики растений, внесите данные в таблицу:

Приспособления







  1. К жизни при недостатке всего:

  • крупная листовая пластина;

  • листья некрупные, но растение вечнозеленое.







  1. К бедной почве:

  • наличие клубней;

  • наличие корневищ;

  • наличие других органов запаса.








  1. К недостатку насекомых опылителей:

  • вегетативное размножение;

  • крупные белые цветки;

  • цветки в соцветиях;

  • опыление мухами;

  • наличие самоопыления.









Сделайте вывод, дополнив записи: Несмотря на в целом неблагоприятные для растений условия елового леса . . ., они являются оптимальными для типичных трав этого фитоценоза в результате особых биологических и морфологических особенностей (приспособлений).





























Приложение 8.

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

включает в себя 10 проверочных работ и 5 уроков – зачетов:

Проверочные работы

проверочная работа №1 по теме:

«Молекулярный уровень организации живой природы».

Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Опишите структуры белковой молекулы.

1.Опишите функции анионов и катионов в растительных и животных клетках.

  1. Что произойдет, если из клетки исчезнут углеводы и липиды.

2.Что произойдет, если из клетки исчезнут белки?

  1. Сравните ДНК и РНК

3.Какими физическими свойствами и особенностями структуры воды можно объяснить ее функции в клетке?















Приложение 9.

проверочная работа №2 по теме «Клеточные структуры»:

Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Опишите особенности строения и функции митохондрий.

1. Опишите особенности строения и функции клеточного ядра.

  1. Что здесь лишнее и почему:

  • бактерии;

  • вирусы;

  • сине-зеленые бактерии.


2.Что здесь лишнее и почему:

  • митохондрии;

  • хлоропласты;

  • лизосомы.

  1. Смоделируйте схему взаимодействия трех любых органоидов клетки.

3.Как взаимосвязаны строение и функции эндоплазматической сети?



















Приложение 10.

проверочная работа № 3 по теме: «Биосинтез белка».

Вариант 1.

Вариант 2.

1. Последовательность нуклеотидов выглядит так: ЦАГАААГАЦЦЦТАЦА напишите последовательность аминокислот, закодированную этим участком нуклеиновой кислоты.

1. Последовательность нуклеотидов выглядит так: ЦАГАУГГЦАЦЦЦАГЦ напишите последовательность аминокислот, закодированную этим участком нуклеиновой кислоты.

2.Что здесь лишнее и почему?

  • кодаза;

  • кодон;

  • полимераза;

  • синтетаза.


2.Что здесь лишнее и почему:

  • кодон;

  • триплет;

  • ген;

  • антикодон.

3.Что произойдет, если в клетке не будет достаточного количества энергии для биосинтеза белка?

3. Что произойдет с транскрипцией и трансляцией, если все белки клетки утратят свою каталитическую функцию?













Приложение 11.

проверочная работа №4 по теме «Размножение и развитие организмов»:



Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Опишите формы беспололого размножения организмов.

1.Опишите основные этапы эмбрионального развития животных?

  1. Почему для образования гамет у животных необходим мейоз?

2.Почему партеногенез считают половым размножением?

  1. Сравните овогенез и сперматогенез.

3.Сравните митоз и мейоз.

























Приложение 12.

проверочная работа №5 по теме: «Основы генетики»

- тестовый контроль умения решать задачи на моногибридное скрещивание

Вариант 1.

У гороха высокий рост доминирует над низким. Гомозиготное растение высокого роста опылили пыльцой гороха низкого роста. Получили 20 растений. Гибридов первого поколения самоопылили и получили 96 растений второго поколения.

1. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

2. Сколько разных генотипов может образоваться во втором поколении? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

3. Сколько доминантных гомозиготных растений выросло во втором поколении? А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96

4. Сколько во втором поколении гетерозиготных растений? А) 24 Б) 4 В) 72 Г) 96

5. Сколько растений во втором поколении будут высокого роста? А) 24 Б) 48 В) 72 Г) 96

Вариант 2.

У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью.

Гетерозиготное раннеспелое растение скрестили с позднеспелым. Получили 28 растений.

1.Сколько различных типов гамет образуется у раннеспелого родительского растения? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

2. Сколько различных типов гамет образуется у позднеспелого родительского растения? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

3. Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов? А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7

4. Сколько среди гибридов будет раннеспелых растений? А) 28 Б) 21 В) 14 Г) 7

5. Сколько разных генотипов будет у гибридов? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

Вариант 3.

У гороха гладкие семена – доминантный признак, морщинистые – рецессивный. При скрещивании двух гомозиготных растений с гладкими и морщинистыми семенами получено 8 растений. Все они самоопылились и во втором поколении дали 824 семени.

1.Сколько растений первого поколения будут гетерозиготными? А) 2 Б) 4 В) 6 Г) 8

2. Сколько разных фенотипов будет в первом поколении? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

3. Сколько различных типов гамет могут образовать гибриды первого поколения? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

4.Сколько семян во втором поколении будут гетерозиготными? А) 206 Б) 412 В) 618 Г) 824

5.Сколько во втором поколении будет морщинистых семян? А) 206 Б) 412 В) 618 Г) 824



Вариант 4.

У моркови оранжевая окраска корнеплода доминирует над жёлтой. Гомозиготное растение с оранжевым корнеплодом скрестили с растением, имеющим жёлтый корнеплод. В первом поколении получили 15 растений. Их самоопылили и во втором поколении получили 120 растений.

1. Сколько различных типов гамет может образовывать родительское растение с оранжевым корнеплодом? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

2. Сколько растений с жёлтым корнеплодом вырастет во втором поколении? А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30

3. Сколько во втором поколении будет гетерозиготных растений? А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30

4. Сколько доминантных гомозиготных растений будет во втором поколении? А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30

5. Сколько растений из второго поколения будет с оранжевым корнеплодом? А) 120 Б) 90 В) 60 Г) 30

Вариант 5.

У томатов красная окраска плодов доминирует над жёлтой. Гетерозиготное растение с красными плодами опылили пыльцой жёлтоплодного растения. Получили 100 гибридов.

1.Сколько различных типов гамет может образовать красноплодное родительское растение? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

2. Сколько различных типов гамет образуется у жёлтоплодного родителя? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

3. Сколько разных генотипов будет у гибридов? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

4. Сколько среди гибридов будет желтоплодных растений? А) 100 Б) 75 В) 50 Г) 25

5.Сколько гетерозиготных растений будет среди гибридов? А) 100 Б) 75 В) 50 Г) 25



Ответы:

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Вариант 5.

1.Б

1.Б

1.Г

1.А

1.Б

2.В

2.А

2.А

2.Г

2.А

3.А

3.Б

3.Б

3.В

3.Б

4.Б

4.Б

4.Б

4.Г

4.В

5.В

5.В

5.А

5.Б

5.Б



















Приложение 13.

проверочная работа №6: тестовый контроль умения решать задачи на дигибридное скрещивание.

Вариант 1.

У гороха высокий рост доминирует над карликовым, гладкая форма семян – над морщинистой. Гомозиготное высокое растение с морщинистыми семенами скрестили с гетерозиготным растением, имеющим гладкие семена и карликовый рост. Получили 640 растений.

1. Сколько будет среди гибридов высоких растений с гладкими семенами? А) нет Б) 160 В) 640 Г) 320

2. Сколько разных типов гамет может образовать родительское растение с гладкими семенами и карликовым ростом? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

3. Сколько среди гибридов будет низкорослых растений с гладкими семенами? А) 320 Б) 640 В) 160 Г) нет

4. Сколько разных генотипов будет у гибридов? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

5. Сколько гибридных растений будет высокого роста? А) 160 Б) нет В) 640 Г) 320

Вариант 2.

У кур оперённые ноги доминируют над неоперёнными, а гороховидный гребень – над простым. Скрестили дигетерозиготных кур и гомозиготных петухов с простыми гребнями и оперёнными ногами. Получили 192 цыплёнка.

1. Сколько типов гамет образует курица? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

2. Сколько разных генотипов будет у цыплят? А) 1 Б) 2 В) 4 Г)16

3. Сколько цыплят будут с оперёнными ногами? А) 192 Б) 144 В) 96 Г) 48

4. Сколько цыплят будет с оперёнными ногами и простыми гребнями? А) 192 Б) 144 В) 96 Г) 48

5. Сколько разных фенотипов будет у гибридов? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

Вариант 3.

У кур укороченные ноги доминируют над нормальными, а гребень розовидной формы – над простым. В результате скрещивания гетерозиготной по этим признакам курицы и петуха с нормальными ногами и простым гребнем получено 80 цыплят.

1. Сколько разных типов гамет может образовать курица? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

2. Сколько разных типов гамет может образоваться у петуха? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

3. Сколько различных генотипов будет у гибридов? А) 4 Б) 8 В) 12 Г) 16

4. Сколько цыплят будет с нормальными ногами и простым гребнем? А) 80 Б) 60 В) 40 Г) 20

5. Сколько цыплят будет с розовидными гребнями? А) 80 Б) 60 В) 40 Г) 20

Вариант 4.

У коров комолость (безрогость) доминирует над рогатостью, а чёрная масть – над рыжей. Чистопородного комолого быка чёрной масти скрестили с дигетерозиготными коровами. Получили 64 телёнка.

1. Сколько разных типов гамет образует бык? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

2. Сколько разных типов гамет образует корова? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

3. Сколько различных фенотипов образуется при этом скрещивании? А) 1 Б) 4 В) 8 Г) 16

4. Сколько различных генотипов будет у телят? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

5. Сколько будет комолых чёрных дигетерозиготных телят? А) 64 Б) 48 В) 32 Г) 16

Вариант 5.

У кроликов чёрная масть доминирует над белой, а длинная шерсть – над короткой. Дигетерозиготного кролика скрестили с белыми короткошерстными крольчихами. Получили 56 крольчат.

1. Сколько разных типов гамет может образовать крольчиха? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

2. Сколько разных типов гамет может образовать кролик? А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4

3. Сколько разных генотипов может быть у крольчат? А) 16 Б) 8 В) 4 Г) 1

4. Сколько фенотипов будет у крольчат? А) 16 Б) 8 В) 4 Г) 1

5. Сколько крольчат будут с длинной шерстью белого цвета? А) 56 Б) 42 В) 28 Г) 14

Ответы:

Вариант 1.

Вариант 2.

Вариант 3.

Вариант 4.

Вариант 5.

1.Г

1.Г

1.Г

1.А

1.А

2.Б

2.В

2.А

2.Г

2.Г

3.Г

3.А

3.А

3.А

3.В

4.Б

4.В

4.Г

4.Г

4.В

5.В

5.Б

5.В

5.Г

5.Г











Приложение 14.

Проверочная работа № 7 по теме: «Изменчивость».

Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Приведите не менее 5 классификаций мутаций.

1. Назовите основные группы мутагенных факторов и приведите примеры мутагенов из каждой группы.

  1. Объясните, как влияют соматические мутации на здоровье человека.

2. Объясните роль генотипической изменчивости в природе

  1. Почему многие генные мутации проявляются фенотипически через много поколений?

3. Почему нельзя в условиях улучшения кормления превратить короткошерстных кошек в длинношерстных?





















Приложение 15.

Проверочная работа № 8 по теме: «Основы селекции».

Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Какие особенности характерны для гетерозисных организмов?

1. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны инбридинга у животных.

  1. Сравните методы селекционной работы с растениями и животными.

2. Сравните генную и клеточную инженерию.

  1. Почему селекционеры стремятся получить растения – полиплоиды?

3. Почему гибриды различных видов стерильны?





















Приложение 16.

Проверочная работа № 9 по теме: «Эволюционное учение».

Вариант 1.

Вариант 2.

  1. В чем заключается причина появления у вредителей сельского хозяйства устойчивости к ядохимикатам?

1. В чем преимущества теории Ч. Дарвина перед теорией Ж. Б. Ламарка?

  1. Сравните 2 формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий

2. Сравните механизмы основных путей видообразования.

  1. Почему биологические виды существуют в форме популяций?

3. Почему одни животные имеют яркую предупреждающую окраску, а другие – наоборот – покровительственную?





















Приложение 17.

Проверочная работа № 10 по теме: «Развитие жизни на Земле».

Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Какие события, произошедшие в Архее и Протерозое, можно отнести к ароморфозам?

1. Какие события, произошедшие в Мезозое и Кайонозое, можно отнести к идиоадаптациям?

  1. С чем связано возникновение и расцвет покрытосеменных растений?

2. Чем можно объяснить господство голосеменных растений в Юрском периоде?

  1. Утверждение, что жизнь возникла абиогенным путем, косвенно подтверждает теорию самозарождения. Может эта теория справедлива? Как вы думаете

3. Почему утрата зубов птицами не привела к биологическому регрессу?



















Приложение 18.

Уроки – зачеты

Зачет №1

по теме «Клеточный уровень»

Цель:

1. проверить знания учащихся:

 по химическому составу клетки;

 по строению клетки;

 по обмену веществ в клетке.

2. проверить умения учащихся

 решать задачи по молекулярной биологии

 проверить знание терминов по теме

Зачет состоит из 2 частей:

1. устные ответы учеников у доски

2.выполнение письменного задания - проверка знания генетических терминов (кроссворд)





Кроссворд по теме:

«Химический состав клетки»

по горизонтали:

1. группа углеводов, к которой относится сахароза ;

2. связь между атомами водорода и атомами кислорода в молекуле воды;

3. уровень организации природы самого высокого ранга;

4. химическое вещество, составляющее 80% в клетке;

5. функция белков, которая выполняется ферментами;

6. структура белковой молекулы, удерживаемая водородными связями;

7. мономер белка;

8. один из полисахаридов;

9. вещества, хорошо растворимые в воде;

10. углевод РНК;

11. одна из функций липидов;

12. азотистое основание, остаток которого содержится в молекуле АТФ по вертикали;

13. наука о клетке;

14. ученый, впервые применивший термин «Клетка»;

15. функция белков, которую выполняет, например, гемоглобин ;

16. животное, у которого слой подкожного жира бывает до 1 метра;

17. утрата белковой молекулой своей структурной организации;

18. один из простых липидов;

19. вид РНК;

20. связь между аминокислотами в белковой молекуле;

21. азотистое основание, комплементарное аденину;

22. одно из азотистых оснований нуклеиновых кислот;

23. мономер нуклеиновой кислоты;

24. азотистое основание, которое содержится только в РНК;

25. один из основоположников клеточной теории.

Решение задач по молекулярной биологии.

Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Гемоглобин крови человека содержит 0, 34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина. Сколько аминокислотных остатков в этом белке?

1. Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина – 75,1 ? Сколько аминокислотных остатков в этом белке?

  1. На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последовательности А-А-Г-Т-Ц-Т-А- Ц-Г-Т-А-Т. Определите процентное содержание всех нуклеотидов в этом гене и его длину

2. Дана молекула ДНК с относительной молекулярной массой 69 000, из них на долю адениловых нуклеотидов приходится 8 625. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК и её длину

  1. Последовательности нуклеотидов в начале нуклеиновой кислоты выглядят так: А А А Ц А Ц Ц Т Г Напишите последовательности аминокислот, закодированные этими участками.

3. Последовательности нуклеотидов в начале нуклеиновой кислоты выглядят так: У У У Ц Ц Ц Ц Г Г Напишите последовательности аминокислот, закодированные этими участками.

  1. При выполнении вольных упражнений мышцы рук за 1 минуту расходуют 12 кДж энергии. Определите: а) сколько всего граммов глюкозы израсходуют мышцы рук за 10 минут, если кислород доставляется кровью к мышцам в достаточном количестве? б) накопится ли в мышцах молочная кислота?

4. Бегун расходует 24кДж энергии за 1 минуту. Сколько глюкозы потребуется для бега с такой затратой в течение часа, если 50 минут в его организме идёт полное окисление глюкозы, а 10 минут – гликолиз?















Приложение 19.

Зачет №2

по теме «Организменный уровень. Основы генетики»

Цель:

  1. проверить знания учащихся

 о наследственности и ее законах

 об изменчивости

2. проверить умения учащихся решать генетические задачи



  1. проверить знание терминов по теме

Зачет состоит из 2 частей:

1. устные ответы учеников у доски

2. выполнение письменного задания - проверка знания генетических терминов (кроссворд)- решение генетических задач

Вопросы к зачету:

1. Каковы цитологические основы моногибридного скрещивания?

2. Какую закономерность установил Г. Мендель при дигибридном скрещивании?

3. Почему Т. Морган, ставя цель опровергнуть законы Менделя, не смог этого сделать, хотя получил совсем не менделевские результаты?

4. Почему не бывает котов черепаховой окраски и достаточно часто встречается облысение у мужчин?

5. Докажите, что генотип целостная система

6. Какова роль генотипы и среды в формировании фенотипа?

7. Чем вызвано возникновение новой области науки – медицинской генетики?







Кроссворд

«Генетические термины»

1. cовокупность внешних и внутренних признаков организма

2. место расположения гена в хромосоме

3. общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в пределах вида

4. особь, в генотипе которой находятся одинаковые аллели одного гена

5. наука о наследственности и изменчивости

6. особь, в генотипе которой находятся разные аллели одного гена

7. объекты, с которыми проводил свои опыты Т. Морган

8. гены, обеспечивающие развитие альтернативных признаков

9. совокупность генов, полученная организмом от родителей 10. основоположник генетики

11. общее свойство всех организмов передавать свои признаки потомкам

12. одна особь гибридного поколения

13. признак, подавляющий другие

14. подавляемый признак

15. хромосомы, по которым у самцов и самок нет различи.





Решение генетических задач.



Вариант 1.

Вариант 2.

  1. Скрещивали кроликов: гомозиготную самку с обычной шерстью и висячими ушами и гомозиготного самца с удлиненной шерстью и стоячими ушами. Определите генотипы и фенотипы гибридов первого поколения, если обычная шерсть и стоячие уши – доминантные признаки.

1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой) женился на кареглазой левше (все ее родственники кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость – доминантные признаки?

  1. 2. У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания между собой широколистной и узколистной особей получается потомство с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины?

2. 2. При скрещивании между собой длинноухих овец потомство оказывается длинноухим, а при скрещивании безухих –всё потомство будет безухим. У гибридов, полученных после скрещивания длинноухих овец с безухими, будут короткие уши.. Какое потомство получится, если скрестить такого гибрида с безухой особью?

  1. Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?

3. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

  1. У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

4. У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

  1. У лука рецессивный ген а в гомозиготном состоянии препятствует проявлению гена окраски – луковицы оказываются белыми, ген А не подавляет окраски. Конкретный цвет луковиц зависит от генов: В – красная окраска луковиц, в – жёлтая окраска луковиц. Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?

5. Масть лошадей бывает серая, вороная и рыжая. Ген А обеспечивает серую масть, ген В – вороную. Ген А подавляет действие гена В. Особи с двойным рецессивом – рыжие. Каким будет потомство от скрещивания двух дигетерозигот?





Приложение 20.

Зачет № 3.

по теме «Эволюционное учение»

Цель:

1. проверить знания учащихся об эволюции живых организмов

2. проверить умения

 определять аналогичные и гомологичные органы, формы изменчивости и борьбы за существование

 выявлять ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации

Зачет состоит из 2 частей:

1. устные ответы учеников у доски

2. выполнение теста

Тест.

Вариант 1.

Задание 1. Выпишите номера органов, которые являются гомологами руки человека: 1.рука шимпанзе,

2. передние ноги кошки,

3. хобот слона,

4. крыло птицы,

5. крыло летучей мыши,

6. ласт пингвина,

7. клешня рака,

8. щупальца гидры,

9. передние ноги лошади,

10. клешня скорпиона

Задание 2.

Выпишите номера примеров наследственной изменчивости:

1. у собаки выработали условный рефлекс: выделение слюны на звонок

2. у дрозофилы, облученной рентгеновскими лучами, потомство было с различными изменениями

3. на хорошо удобренной почве капуста дает крупные кочаны, на бедно почве – мелкие.

4. ягнят воспитывали в холоде – шерсть у них стала гуще

5. в гнезде галки среди обычных галчат один оказался белым – альбинос

6. на ферме улучшили кормление корок – молока стало больше

7. на грядке среди помидоров одного сорта выросло растение, в цветке которого было 7 лепестков вместо 5

Задание 3.

Выпишите номера примеров внутривидовой борьбы за существование:

Причины гибели многих особей одуванчика:

 растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов

 семена погибают в пустынях и во льдах

 сами одуванчики вытесняют друг друга

 мешают более высокие растения: пырей, крапива и т.д.

 плодами питаются многие птицы

Задание 4.

Выпишите номера примеров, которые относятся к идиоадаптациям:

 возникновение полового процесса

 усложнение головного мозга

 превращение листьев кактуса в колючки

 дифференциация тела растений на корень, стебель, листья

 появление зацепок на плодах лопуха

 появление вьющегося стебля у винограда

 появление семян у голосеменных растений

 возникновение ползучего стебля у земляники

 утрата листьев, корней и околоцветника у ряски

 появление клубней у дикого картофеля

Ответы.

Задание 1: 1,2,4,5,6,9.

Задание 2: 2,5,7.

Задание 3: 3.

Задание 4: 3,5,6,8,10.



Тест.

Вариант 2.

Задание 1. Выпишите номера органов, которые являются аналогами руки шимпанзе:

1.передние ноги лошади,

2. щупальца гидры,

3.ласт кита,

4. клешни рака,

5. клешня скорпиона,

6. ласт пингвина,

7. крыло летучей мыши,

8. крыло птицы,

9. хобот слона,

10. передние ноги кошки

Задание 2

Выпишите номера примеров модификационной изменчивости:

1. на ферме улучшили кормление коров – молока стало больше

2. на грядке среди помидоров одного сорта выросло растение с 7 лепестками вместо 5

3. у собаки выработали условный рефлекс: выделение слюны на звонок

4. капуста на грядке с хорошо удобренной почвой дает крупные кочаны

5. у дрозофилы, облученной рентгеновскими лучами, потомство оказалось с различными изменениями

6. у одного растения душистого табака вырос необычный побег с полосатыми листьями

7. в гнезде галки среди обычных галчат один птенец оказался белым – альбинос

Задание 3.

Выпишите номера примеров межвидовой борьбы за существование:

Причины гибели многих особей одуванчика

1. плодами питаются многие птицы

2. мешают боле высокие растения: пырей, крапива и др.

3. топчут люди, машины

4. сами одуванчики вытесняют друг друга

5. семена погибают на скалах, во льдах

Задание 4.

Выпишите номера примеров, которые относятся к ароморфозам:

 возникновение теплокровности

 утрата конечностей у кита

 возникновение полового процесса

 появление сочной мякоти у плодов малины

 удлинение шеи у жирафа

 появление 4- камерного сердца у птиц

 образование ластов у тюленей

 утрата 4 пальцев из 5 у лошади

 утрата органов пищеварения у бычьего цепня

 появлении е проводящей ткани у растений





Ответы.

Задание 1: 2,4,5,9.

Задание 2: 1,3,4.

Задание 3: 1,2,3.

Задание 4: 1,3,6,10.





0