
Рабочая программа по биологии 9 класс
Планируемые результаты учебного предметного курса
• признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
• особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь:
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Содержание учебного предмета
Введение. Биология в системе наук (3 ч)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Раздел I. Уровни организации живой природы (48 ч)
Глава 1. Молекулярный уровень (9 ч)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы. Вирусы.
Глава 2. Клеточный уровень (11 ч)
Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза. Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Деление клетки. Митоз.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы:
• Строение эукариотических клеток у растений, животных под микроскопом.
Глава 3. Организменный уровень ( 14ч)
Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов.Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения. Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений
Лабораторные работы:
• Изучение изменчивости у растений и животных.
• Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
• Решение генетических задач.
Генетика человека
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа:
• Составление родословных.
Основы селекции и биотехнологии
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы, фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.
Глава 4. Популяционно – видовой уровень ( 3ч)
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.
Лабораторная работа:
Изучение морфологического критерия.
Глава 5. Экосистемный уровень (5ч)
Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Глава 6. Биосферный уровень (3ч)
Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.
Раздел II. Эволюция органического мира (11ч)
Глава 1. Основы учения об эволюции (7ч)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов. Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика. Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
Лабораторная работа:
• Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Глава 2. Происхождение и развитие жизни на Земле (4 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.
Демонстрации: репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Раздел III. Основы экологии (6ч)
Глава 1. Организм и среда ( 6ч)
Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов.
Лабораторная работа
• Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме
Глава 2. Биосфера и человек (3ч)
Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; карты заповедников России.
Лабораторная работа.
• Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
III. Тематическое планирование по биологии 9 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата |
По плану | фактически |
1 | Введение (3) Биология - наука о жизни. | 1 | | |
2 | Методы исследования в биологии. | 1 | | |
3 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | | |
4 | Молекулярный уровень (9) Молекулярный уровень. | 1 | | |
5 | Углеводы. | 1 | | |
6 | Липиды. | 1 | | |
7 | Строение белков. | 1 | | |
8 | Функции белков. | 1 | | |
9 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | | |
10 11 | АТФ и другие соединения. Биологические катализаторы. | 1 1 | | |
12 | Вирусы. | 1 | | |
13 | Клеточный уровень (12) Основные положения клеточной теории. | 1 | | |
14 | Общие сведения о клетках. | 1 | | |
15 | Ядро. | 1 | | |
16 | Эндоплазаматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | | |
17 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | | |
18 | Клеточный центр. | 1 | | |
19 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 1 | | |
20 | Ассимиляция и диссимиляция. | 1 | | |
21 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | | |
22 | Питание клетки. Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | | |
23 24 | Гетеротрофы. Синтез белков в клетке. Деление клетки. Митоз. | 1 | | |
25 | Организменный уровень (12) Бесполое размножение организмов. | 1 | | |
26 | Половое размножение. Оплодотворение. | 1 | | |
27 | Индивидуальное размножение организмов. | 1 | | |
28 | Моногибридное скрещивание. | 1 | | |
29 | Неполное доминирование. | 1 | | |
30 | Дигибридное скрещивание. | 1 | | |
31 | Сцепленное наследование. | 1 | | |
32 | Взаимодействие генов. | 1 | | |
33 | Генетика пола. | 1 | | |
34 | Модификационная и мутационная изменчивость. | 1 | | |
35 | Основы селекции. | 1 | | |
36 | Основные методы селекции. | 1 | | |
37 | Популяционно - видовой уровень (3) Критерии вида. | 1 | | |
38 | Популяции. | 1 | | |
39 | Биологическая классификация. | 1 | | |
40 | Экосистемный уровень (5) Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. | 1 | | |
41 | Состав и структура сообщества. | 1 | | |
42 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | | |
43 | Продуктивность сообщества. | 1 | | |
44 | Саморазвитие системы. | 1 | | |
45 | Биосферный уровень (3) Биосфера. Сферы жизни. | 1 | | |
46 | Средообразующая деятельность организмов. | 1 | | |
47 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | | |
48 | Основы учения об эволюции (8) Развитие эволюционного учения | 1 | | |
49 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие. | 1 | | |
50 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | | |
51 | Формы естественного отбора. | 1 | | |
52 | Изолирующие механизмы. Видообразование. | 1 | | |
53 | Макроэволюция. | 1 | | |
54 | Основные закономерности эволюции. | 1 | | |
55 | Обобщающий урок по теме «Эволюция» | 1 | | |
56 | Возникновение и развитие жизни на Земле (5) Гипотезы возникновения жизни. | 1 | | |
57 | Гипотеза Опарина-Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. | 1 | | |
58 | Основные этапы развития жизни. Эра древней жизни. | 1 | | |
59 60 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. Обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | 1 1 | | |
61 | Организм и среда (3) Экологические факторы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. | 1 | | |
62 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов. | 1 | | |
63 | Межвидовые отношения. Колебания численности организмов. | 1 | | |
64 | Биосфера и человек (3) Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | | |
65 | Основы рационального природопользования. | 1 | | |
66 | Итоговая годовая контрольная работа. | 1 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения.
А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечниик. Биология. 9 класс. М., «Дрофа», 2000г.