Рабочая программа составлена на основе авторской (автор В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин ), направлена на реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»; Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2017-2018 учебном году.
-Формирование целостного представления о мире основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;
- Подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Сроки реализации программы по биологии для 9-го класса составляют один учебный год.
Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, Н.И. Сонина. В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Деятельность учителя в области основного общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся:
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы.
- привести доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, классификация, определять принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; различать на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов.
Место курса «Общей биологии» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и за дачи курса Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Понятие о биосфере. Структура и функции биосферы Компоненты биосферы. Живое вещество биосферы. Естественная система классификации живых организмов как отражение их эволюции Царства живой природы. прокариоты, грибы, растения и животные Иерархическая система организации организмов.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж. Кювье я Ж. де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж-Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — эволюционная единица.
Генетика и эволюционная теория Эволюционная роль мутаций. Биологический вид — качественный этап эволюции Вид как генетически изолированная система, репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса.
Органический мир как результат эволюции Возникновение и развитие жизни на Земле Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина) биологический и социальный этапы развития живой материи.
филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений. появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники голосеменные растения. Возникновение позвоночных рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.
Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений. многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.
Элементный состав живого вещества биосферы. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы Макроэлементы, микроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль: растворитель гидрофильных молекул, среда протекания биохимических превращений, роль воды в теплорегуляции и др. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку (Буферные системы клетки и организма.)
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация (первичная, варианты вторичной, третичная и четвертичная структурная организация молекул белка и химические связи, их удерживающие) Свойства белков: денатурация (обратимая и необратимая) ренатурация. Функции белковых молекул. Биологические катализаторы — белки, их классификация, свойства и роль в обеспечении процессов жизнедеятельности Углёводы в жизни растении, животных, грибов и микроорганизмов. Строение и биологическая роль биополимеров полисахаридов Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. Особенности строения жиров и липидов, лежащие в основе их функциональной активности на уровне клетки и целостного организма. ДНК — молекулы наследственности. Уровни структурной организации; генетический код, свойства кода. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. «Малые» молекулы и их роль в обменных процессах. Витамины: строение источники поступления, функции в организме.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии, расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке Фотосинтез. Хемосинтез.
Предмет и задачи цитологии. Методы изучения клетки: световая и электронная микроскопия; биохимические и иммунологические методы два типа клеточной организации: прокариотические и эукариотические клетки.
Клетка — структурно-функциональная единица живых организмов. Клеточная теория строения организмов Общие принципы организации клеток.
Строение клетки. Клеточные мембраны. Органоиды цито плазмы: эндоплазматическая
сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы митохондрии, пластиды, клеточный центр, реснички и жгутики. Клеточное ядро, ядерная оболочка, хроматин, ядрышко и ядерный сок. Хромосомы, кариотип, деление клеток. Понятие о митотическом цикле интерфаза и процессы, происходящие в ней, профаза, метафаза, анафаза и телофаза. Биологический смысл и значение митоза. Жизненный цикл клеток, понятие о дифференцировке.
Неклеточные формы жизни вирусы, бактериофаги; строение, взаимодействие с клеткой-хозяином, воспроизведение.
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения
Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития, периоды постэмбрионального развития: дорепродуктивный репродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.
Представления древних о родстве и характере передачи признаков из поколения в поколение. Взгляды средневековых ученых на процессы наследования признаков. Этапы развития генетики Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков.
Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и
полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т. Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С Четвериков, С. Н. Давиденков). Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации Нейтральные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, спонтанные и индуцированные мутации, мутагенные факторы. Фенотипический эффект мутаций. Ненаследственная (модификационная) изменчивость; свойства модификации. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Центры происхождения культурных растений. Сорт, порода, штамм. Задачи селекции. Значение селекции. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора, ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.
Биотические факторы среды. Цепи и сети питания Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. позитивные отношения — симбиоз (кооперация, мутуализм, комменсализм). Антибиотические отношения. хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения нейтрализм.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Проблемы рационального природопользования, охраны природs защита от загрязнении, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Меры по образованию экологических комплексов, экологическое образование
№ урока | Название раздела. Тема урока. | Кол -во часов | Элементы содержания | Тип урока | Вид контроля | УУД (деятельность учащихся на уроке) | Дата по плану | Дата по факту | |
Введение (1 ч.) | |
1 | Биология - наука о жизни. ИТБ вводный инструктаж. | 1 | Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин.. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. | Урок изучения нового. | Вводный. Вопросы и задания со свободным ответом. | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, анализ, синтез, доказательство, слушания и понимания текстов, умение вести диалог. | 1 | | |
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (21 ч.) | |
Тема 1. 1. Многообразие живого мира на Земле. Основные свойства живых организмов (2 ч.) | | |
2 | Многообразие живого мира | 1 | Многообразие живого мира. Уровни организации живой материи. | Урок изучения нового. | Вопросы 1-3 на стр. 11 учебника. Рабочая тетрадь, задания 1,2,3. | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, анализ, синтез. Отработка алгоритмов. | 1 | | |
3 | Основные свойства живых организмов | 1 | Основные свойства живых организмов | Обобщения и систематизации ЗУН | Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 4-9 на стр. 11 учебника. Рабочая тетр., задания 4-10. | Построение логической цепи рассуждений, классификация объектов, анализ, синтез; построение логической цепи рассуждений. Подготовка к ОГЭ. | 2 | | |
Тема 1. 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч.) | |
4 | Развитие биологии в додарвиновский период | 1 | Господство в науке метафизических представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. | Урок изучения нового. | Вопросы 1-4 на стр. 14 учебника. Рабочая тетрадь, задания 1,3,5, 6. Сообщения учащихся. | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, анализ, синтез, умение вести диалог. Отработка алгоритмов. | 2 | | |
5 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | 1 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Деятельность ученых- трансформистов. | Урок изучения нового. | Рабочая тетрадь, задания 1-5. | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, анализ, синтез. Подготовка к ОГЭ. | 3 | | |
Тема 1. 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (3 ч.) | | | | |
6 | Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина. | 1 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук. | Комбинированный. | Письменный опрос: инд. задания. Рабочая тетрадь, задания 1,2. | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, классификация объектов, анализ, синтез. Подготовка к ОГЭ. | 3 | | |
7 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | 1 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | Урок изучения нового. | Устная и письменная работа с учебником. Рабочая тетрадь, задание 2. | Отработка алгоритмов. | 4 | | |
8 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | 1 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | Комбинированный | Заполнение сравнительной таблицы "Формы отбора". Рабочая тетрадь, задание 9. | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, классификация объектов, анализ, синтез.. Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 4 | | |
Тема 1. 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч.) | |
9 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | 1 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. | Урок изучения нового. | Устная и письменная работа с учебником. Вопросы рубрики "Подумайте". Рабочая тетрадь, задания 3, 4, 6(к парагр.8). | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, классификация объектов, анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование. Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 5 | | |
10 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. | 1 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации. | Комбинированный | Письменный опрос: инд. задания. Рабочая тетрадь, задания 3,6 (к парагр.9). | Построение логической цепи рассуждений, сравнение, классификация объектов, анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование. | 5 | | |
Тема 1. 5. Микроэволюция (2 ч.) | |
11 | Вид, его критерии и структура | 1 | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида. Популяция — элементарная эволюционная единица. | Комбинированный | Устная и письменная работа с учебником. Описание схемы 5 на стр. 23 рабочей тетради. Вопросы 1-6 на стр. 55 учебника. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. Подготовка к ОГЭ. | 6 | | |
12 | Л. р. № 1 «Морфологический критерий вида». ИТБ повторный. | 1 | Вид. Критерии вида. Свойства вида. | Урок комплексного применения ЗУН | Выполнение лабор. работы № 1 «Морфологический критерий вида». | Отработка алгоритмов. | 6 | | |
Тема 1. 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч.) | |
13 | Главные направления эволюции | 1 | Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. | Комбинированный | Заполнение таблицы 1 стр.25 учебника Рабочая тетрадь, задания 5, 6 стр. 27. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 7 | | |
14 | Общие закономерности биологической эволюции. | 1 | Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. | Комбинированный | работа с учебником по параграфу 13.. Вопрос 2 на стр. 70 учебника. Рабочая тетрадь, задания 1-4. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 7 | | |
15 | Современная система растений и животных - отображение макроэволюции. | 1 | Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. | Комбинированный | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: инд. задания. Устная и письменная работа с учебником. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 8 | | |
Тема 1. 7. Возникновение жизни на Земле (2 ч.) | |
16 | Современные представления о возникновении жизни. | 1 | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. | Урок изучения нового. | Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-7 на стр. 72-73 учебника. | Тренинги. | 8 | | |
17 | Начальные этапы развития жизни. | 1 | Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе. | Комбинированный | Письменный опрос: инд. задания. Устная и письменная работа с учебником.. Рабочая тетрадь, задания 2,3,4. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять признаки объектов. | 9 | | |
Тема 1. 8. Развитие жизни на Земле (5 ч.) | |
18 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. | 1 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. | Урок комплексного применения ЗУН | Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-4 на стр. 80 учебника. Рабочая тетрадь, задания 1-8 на стр.35-36. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 9 | | |
19 | Жизнь в палеозойскую эру. | 1 | Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | Урок комплексного применения ЗУН | Текущий. Устный опрос. Вопросы 1-6 на стр. 87 учебника. Рабочая тетрадь, задание 10, 13 стр.38-39. Сообщения учащихся. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. | 10 | | |
20 | Жизнь в мезозойскую эру. | 1 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. | Урок комплексного применения ЗУН | Текущий. Устный опрос. Устная и письменная работа с учебником. Рабочая тетрадь, задания 1-11 стр.40-42. Сообщения учащихся. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. | 10 | | |
21 | Жизнь в кайнозойскую эру. | 1 | Жизнь в кайнозойскую эру. Появление и развитие приматов. | Урок комплексного применения ЗУН | Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-5 на стр. 93 учебника. Рабочая тетрадь, задания 2-6. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 11 | | |
22 | Семинар «Происхождение человека». | 1 | Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира.. Стадии эволюции человека. | Урок комплексного применения ЗУН | Устная и письменная работа с учебником. Рабочая тетрадь, задания 3-6 стр.44-45 | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 11 | | |
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 ч.) | |
Тема 2.1. Химическая организация клетки (2 ч.) | |
23 | Химическая организация клетки: неорганические вещества. | 1 | Элементный состав клетки. Макро-, микроэлементы. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорг. кислот, их значение для клетки. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос; осмотическое поступление молекул в клетку. | Урок изучения нового. | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: инд. задания. Вопросы 1-5 на стр. 107 учебника. Рабочая тетрадь, задания 1,2,3, 4 стр. 50-51. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 12 | | |
24 | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК. РНК, структура и функции. Виды. | Комбинированный | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: инд. задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-12 на стр. 112 учебника. Сообщения учащихся. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов. Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 12 | | |
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч.) | |
25 | Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. | 1 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. | Урок изучения нового. | Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-5 на стр. 117 учебника. Рабочая тетрадь, задания 1,2,3. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 13 | | |
26 | Пластический обмен. Биосинтез белков. | 1 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Биосинтез белков. Механизм передачи наследственной информации в клетке. Транскрипция, трансляция. | Комбинированный | Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-3 на стр. 120 учебника. Рабочая тетрадь, задания 6-8. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. Подготовка к ОГЭ. | 13 | | |
27 | Энергетический обмен. | 1 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Реакции катаболизма. | Комбинированный | Заполнение таблицы "Этапы энергетического обмена". | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 14 | | |
Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 ч.) | |
28 | Клеточная теория строения организмов | 1 | История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий. Устный опрос. инд. задания. Сообщения учащихся. | Тренинги. Подготовка к ОГЭ. | 14 | | |
29 | Прокариотическая клетка | 1 | Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. | Урок комплексного применения ЗУН | Устный опрос. Письменный опрос: Заполнение таблицы 3 на стр. 61 раб. тетради. Вопросы 1-5 на стр. 124 учебника. Сообщения учащихся. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 15 | | |
30 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма.и ее органоиды. Л. р. № 2 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом». ИТБ повторный. | 1 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Особенности строения растительной клетки. | Комбинированный | Работа со схемами 3, 6,9; описание рисунка 10 на 66-67 Лабор. работа № 2 «Изучение строения раст-ной и животной клетки под микроскопом». | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, выделять существенные признаки объектов. Подготовка к ОГЭ. | 15 | | |
31 | Клеточное ядро. | 1 | Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. | Комбинированный | Описание рисунков 72,73 стр. 135 учебника. Рабочая тетрадь, задания 4,5,6,8,9 стр. 68 | Отработка алгоритмов. | 16 | | |
32 | Деление клетки. | 1 | Деление клеток. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). | Комбинированный | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: тест. Устная и письменная работа с учебником. Работа с рисунками 74, 75, 76, 77. Заполнение табл. 5 стр. 70 рабочей тетради. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов. Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 16 | | |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч.) | |
Тема 3.1. Размножение организмов (2 ч.) | |
33 | Бесполое размножение организмов. | 1 | Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. | Комбинированный | Групповая работа с учебником. Рабочая тетрадь, задания 1,2,3, 4. | Отработка алгоритмов. | 17 | | |
34 | Половое размножение организмов. Развитие половых клеток. | 1 | Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Га-метогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. | Комбинированный | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: инд. задания. Устная и письменная работа с учебником. Работа с рисунком 82 учебника. Работа с таблицами 2, 3 рабочей тетради. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. Подготовка к ОГЭ. | 17 | | |
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 ч.) | |
35 | Эмбриональный период развития организма. | 1 | Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. | Урок изучения нового | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: инд. задания. Устная и письменная работа с учебником. Описание схем 7,9, 14, таблицы 12 рабочей тетради. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. | 18 | | |
36 | Постэмбриональный период развития организма. | 1 | Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. | Урок изучения нового | Текущий. Устный опрос. Письменный опрос: инд. задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-4 стр. 166. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. | 18 | | |
37 | Семинар «Общие закономерности развития. Биогенетический закон». | 1 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости | Урок комплексного применения ЗУН | Итоговый, коррекции Устный опрос. Письменный опрос: инд. задания. Вопросы 1-4 стр. 168. Рабочая тетрадь, задания 1-7 стр. 83-84. Сообщения учащихся | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, классифицировать, выделять существенные признаки объектов, выдвижение гипотез и их обоснование. Подготовка к ОГЭ. | 19 | | |
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (17 ч.) | |
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (10 ч.) | |
38 | Генетика как наука. | 1 | Генетика- наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики. | Урок изучения нового | Устная и письменная работа с учебником. Раб. тетрадь, задания 1-8 стр. 85-86. | Отработка алгоритмов. | 19 | | |
39 | Гибридологический метод изучения наследственности. | 1 | Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. | Комбинированный | Вопросы 1-3 стр. 175. Рабочая тетрадь, задания 1-6 . | Установление причинно-следственных связей, сравнение, анализ, синтез. | 20 | | |
40 | Основные понятия генетики | 1 | Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. | Комбинированный | Текущий, коррекции Письменный опрос: термины.. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 20 | | |
41 | Моногибридное скрещивание. | 1 | Первый и второй законы Менделя. | Комбинированный | Устная и письменная работа с учебником. задания 1-10 рабочей тетради. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. Подготовка к ОГЭ. | 21 | | |
42 | Дигибридное скрещивание. | 1 | Третий закон Менделя. | Комбинированный | Рабочая тетрадь, задания 11-14 | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 21 | | |
43 | Генетика человека | 1 | Методы изучения генетики человека. | Комбинированный | Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-4, стр. 192 | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 22 | | |
44 | Л. р. № 3 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных». ИТБ повторный. | 1 | Выявление знаний, умений учащихся, степени усвоения ими материала по разделу 4 | Урок закрепления знаний | Выполнение лабор. работы № 3 «Решение генетических задач и анализ составленных родословных». | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез, | 22 | | |
45 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные заболевания, сцепленные с полом. | Урок изучения нового | Вопросы рубрики "Подумайте". Рабочая тетрадь, задания к параграфу 39. | Отработка алгоритмов. | 23 | | |
46 | Решение генетических задач | 1 | Выявление и коррекция знаний, умений учащихся, степени усвоения ими способов решения задач на дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, сцепленное с полом наследование. | Урок комплексного применения ЗУН | Текущий, коррекции. Выполнение практической работы "Решение генетических задач" | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. Подготовка к ОГЭ. | 23 | | |
47 | Хромосомная теория наследственности. | 1 | Хромосомная теория наследственности. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления. | Урок изучения нового | Текущий, коррекции. Сообщения учащихся | Отработка алгоритмов. | 24 | | |
Тема 4.2. Закономерности изменчивости (3 ч.) | |
48 | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость. | 1 | Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики . Комбинативная изменчивость. | Комбинированный | Работа с рисунком 82 учебника. Работа с таблицами 2, 3 рабочей тетради. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 24 | | |
49 | Фенотипическая изменчивость. Л. р. № 4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой». ИТБ повторный. | 1 | Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. | Урок комплексного применения ЗУН | Выполнение лабор. работы № 4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой». | Отработка алгоритмов. | 25 | | |
50 | Генетические основы эволюционной теории | 1 | Генетические основы эволюционной теории | Урок комплексного применения ЗУН | Текущий, коррекции. Устный опрос. Письменный опрос: тест | Отработка алгоритмов. | 25 | | |
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч.) | |
51 | Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. | 1 | Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Задачи селекции. Значение селекции. | Урок изучения нового | . Письменный опрос: инд. задания. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-4, стр. 206 | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 26 | | |
52 | Методы селекции растений и животных. | 1 | Методы селекции растений и животных. | Комбинированный | Устная и письменная работа с учебником. | Отработка алгоритмов. | 26 | | |
53 | Селекция микроорганизмов. Биотехнология. | 1 | Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, и др. отраслей. | Комбинированный | Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-4, стр. 213 Рабочая тетрадь, задания 1-4. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 27 | | |
54 | Повторение и обобщение по разделу: «Наследственность и изменчивость». | 1 | Все элементы содержания темы. | Урок закрепления знаний | Групповая работа по вопросам и заданиям. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 27 | | |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (10 ч.) | |
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции(8 ч.) | |
55 | Экология как наука | 1 | Экология как наука. Этапы становления. Задачи. | Комбинированный | Текущий. | Отработка алгоритмов.. | 28 | | |
56 | Структура биосферы. В.И. Вернадский. | 1 | Биосфера — живая оболочка планеты. Структура и компоненты биосферы. В. И. Вернадский. | Урок изучения нового | Работа с таблицами 4, 5, 7 раб. тетради | выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 28 | | |
57 | Круговорот веществ в природе. | 1 | Круговорот веществ в природе. | Комбинированный | Анализ рисунков 117, 118, 119, 120 учебника. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 29 | | |
58 | Биогеоценоз. | 1 | Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. | Урок изучения нового | Устный опрос. Устная и письменная работа с учебником. Вопросы 1-3, стр. 230 | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. | 29 | | |
59 | Биоценоз. | 1 | Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. | Комбинированный | Рабочая тетрадь. Задания к параграфу 49. | Отработка алгоритмов. | 30 | | |
60 | Агроценоз | 1 | Естественные и искусственные экосистемы. Агроценоз. Особенности. | Комбинированный | Заполнение таблицы "Сравнение естественного и искусственного бгц" | Отработка алгоритмов. | 30 | | |
61 | Абиотические факторы среды. | 1 | Абиотические факторы среды. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. | Комбинированный | Заполнение таблицы "Важнейшие абиотические факторы и их роль". | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез,. | 31 | | |
62 | Биотические факторы среды. | 1 | Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов. | Комбинированный | . Заполнение схемы 1 стр 119 рабочей тетради. Сообщения учащихся. | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи, сравнение, анализ, синтез. Подготовка к ОГЭ. | 31 | | |
Тема 5.2. Биосфера и человек (2 ч.) | |
63 | Биосфера и человек. Антропогенные факторы. Ноосфера. | 1 | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. | Комбинированный | Устная и письменная работа с учебником. Рабочая тетрадь задания 1-6. | Отработка алгоритмов. | 32 | | |
64 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | Природные ресурсы и их использование. Рациональное природопользование. | Комбинированный | Вопросы 1-6 стр. 272. Рабочая тетрадь задания 1-6. | Отработка алгоритмов. | 32 | | |
Повторение | |
65 | Повторение по разделу: «Эволюция живого мира на Земле» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, знаний | Групповая работа по вопросам и заданиям. работа | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 33 | | |
66 | Повторение по разделу: «Эволюция живого мира на Земле» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, знаний | Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 33 | | |
67 | Повторение по разделу: «Структурная организация живых организмов» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, знаний | групповая работа по вопросам и заданиям. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 34 | | |
68 | Повторение по разделу: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, знаний | самостоятельная работа | Постановка целей и задач, выявлять причинно-следственные связи. Подготовка к ОГЭ. | 34 | | |
69 | Повторение по разделу: «Наследственность и изменчивость организмов» | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, знаний | Групповая работа по вопросам и заданиям. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 35 | | |
70 | Повторение по разделу «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». | 1 | Все элементы содержания данной темы. | Урок обобщения, знаний | Устная и письменная групповая работа по вопросам и заданиям. | Отработка алгоритмов. Подготовка к ОГЭ. | 35 | | |