
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта по биологии, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Примерной программы основного общего образования по биологии для VIII-IX классов общеобразовательных учреждений, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, 2004 год.
- Программы курса биологии для 9 класса к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
– «Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «СОШ №9», утвержденного приказом директора № 77-о от 31.08.2016 г.;
- ООП ООО и учебного плана МБОУ «СОШ №9» на 2016/2017 учебный год;
– Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями)
Цели и задачи программы
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи курса биологии:
• развивать знания о живой природе;
• формировать основополагающие понятия и опорные знания, необходимые для изучения других наук; Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового воспитания. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Обучающиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой МБОУ«СОШ №9» предполагается использование следующего учебно-методического комплекта (УМК):
1. Авторская программа основного общего образования по биологии, 9 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
3 Биология. Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011
Авторской программой Н.И. Сонина в 9 классе на учебный предмет «Биология» отводится 68 часов (из расчета 2 часа в неделю). В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №9» рабочая программа по «Биологии» в 9 классе рассчитывается на 68 часов в год, 2 часа в неделю, из которых 1час на лабораторные работы и 8 часов на практические.
В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах.
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная
Коллективная: фронтальная; парная; групповая.
Формы учебных занятий: игры на конкурсной основе, ролевые; мини-лекции; диалоги и беседы; практические работы; дискуссии; проектная деятельность.
Виды деятельности учащихся: устные сообщения; обсуждения; работа с источниками; доклады; защита презентаций; рефлексия.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Формы и средства контроля
Согласно локальному акту школы «Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации учащихся» предусмотрено проведение текущего и промежуточного контроля.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д., анализ творческих работ. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по деятельности)
Практические работы и лабораторные работы;
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ (по функциям)
Констатирующий - отслеживание фактического усвоения материала.
Формирующий - констатация изменений. Анализ соответствия полученных результатов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на результат.
Корректирующий - исправление недостатков.
Критерии и нормы оценивания образовательных результатов по предмету определяются локальным нормативным актом школы «Положение о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся в МБОУ «СОШ №9»
Работа с обучающимися, испытывающими трудности в освоении программы учебного предмета
Основные задачи, решаемые учителем при обучении учащихся:
- создание комфортных условий на уроке;
- обеспечение учащихся алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
- осуществление контроля за организацией рабочего места в учебное время
Этап урока | Деятельность учителя |
1. В процессе контроля подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения; Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении; Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки; По окончании изучения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания |
2. При изложении нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала; Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала; Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний; Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
3. В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта; Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах; Инструктировать о порядке выполнения работы; Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность; Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль |
4. При организации самостоятельной работы вне класса | Обеспечить в ходе домашней работы повторение работы пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения; Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками; Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками; Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, слабоуспевающих учеников |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся 9 класса
В результате изучения биологии учащиеся должны
знать/понимать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
находить:
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание курса 9класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1
Эволюция живого мира на Земле (21 час)
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 1.3
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8
Развитие жизни на Земле (3 часа)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Основные понятия. Биология. Жизнь. Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи. Объекты и методы изучения в биологии. Многообразие живого мира.
Эволюция. Вид, популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни».
Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация.
Теория академика А. И. Опарина о происхождении жизни на Земле.
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.
Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород, водород, углерод. Азот, сера, фосфор и др. элементы периодической системы Д.И. Менделеева. Их основные свойства.
Органическая химия. Основные группы органических соединений. Физика. Ионизирующее излучение: понятие о дозе излучения и биологической защите. Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система: ее структура. Место планеты Земля в солнечной системе.
История. Культура Западной Европы конца- XV-первой половины XVII в. Культура первого периода новой истории. Великие географические открытия.
Экономическая география зарубежных стран. Население мира, География населения мира
Физическая география. История континентов
РАЗДЕЛ 2
Структурная организация живых организмов (10 часов)
Тема 2.1
Химическая организация клетки (2 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров (поливинилхлорид).
Тема 2.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3
Строение и функции клеток (5 часов)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
« Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах»
.Основные понятия. Органические и неорганические вещества, образующие структурные компоненты клеток. Прокариоты: бактерии и синезеленые водоросли (цианобактерии). Эукариотическая клетка; многообразие эукариот; клетки одноклеточных и многоклеточных организмов. Особенности растительной и животной клеток. Ядро и цитоплазма — главные составные части клетки. Органоиды цитоплазмы. Включения. Хромосомы. Кариотип. Митотический цикл; митоз. Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.
Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Химические связи. Строение вещества. Окислительно- восстановительные реакции.
Органическая химия. Принципы организации органических соединений. Углеводы. Жиры. Белки. Нуклеиновые кислоты.
Физика. Свойства жидкостей. Тепловые явления. Законы термодинамики.
РАЗДЕЛ 3
Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1
Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Основные понятия. Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Биологическое значение бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение. Гаметогенез; мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение.
Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физика. Электромагнитное поле. Ионизирующее излучение, понятие о дозе излучения и биологической защите.
РАЗДЕЛ 4
Наследственность и изменчивость организмов (20 часов)
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков (10 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 4.2
Закономерности изменчивости (6 часов)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 4.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 часа)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Основные понятия. Ген. Генотип как система взаимодействующих генов организма. Признак, свойство, фенотип. Генетическое определение пола у животных и растений. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Мутационная и комбинативная изменчивость. Модификации; норма реакции. Селекция; гибридизация и отбор. Гетерозис и полиплоидия, их значение. Сорт, порода, штамм.
Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Органическая химия. Строение и функции органических молекул: белков. Нуклеиновые кислоты ( ДНК, РНК)
Физика. Дискретность электрического заряда. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение. Понятие о дозе излучения и биологической защите
РАЗДЕЛ 5
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 часов)
Тема 5.1
Биосфера, ее структура и функции (3 часа)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные ее составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания)
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме
Тема 5.2
Биосфера и человек (2 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах
Основные понятия. Биосфера. Биомасса Земли. Биологическая продуктивность. Живое вещество и его функции. Биологический круговорот веществ в природе. Экология. Внешняя среда. Экологические факторы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы. Экологические системы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты. Саморегуляции, смена биоценозов и восстановление биоценозов.
Воздействие человека на биосферу. Охрана природы; биологический и социальный смысл сохранения видового разнообразия биоценозов. Рациональное природопользование; неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы. Заповедники, заказники, парки. Красная книга. Бионика.
Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Межпредметные связи. Неорганическая химия. Кислород. сера, азот, фосфор, углерод, их химические свойства. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
Физическая география. Климат Земли, климатическая зональность
Физика. Понятие о дозе излучения и биологической защите.
Заключение (1 ч)
Резервное время- 7ч
Учебно-тематический план рабочей программы учебного курса 9 класс составлен на основе Книги для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н. И. Сонина Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011
Номер темы и ее название | Всего часов на тему по рабочей программе |
Практические и лабораторные работы | Количество часов по книге для учителя |
Раздел 1Введение | 1 | | 1 |
Раздел 2 Эволюция живого мира на Земле | 19 | 2 | 19 |
Раздел 3Структурная организация живых организмов | 15 | 1 | 15 |
Раздел 4 Размножение и индивидуальное развитие живых организмов | 6 | | 6 |
Раздел 5 Наследственность и изменчивость организмов | 11 | 2 | 11 |
Раздел 6 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | 11 | 3 | 11 |
Заключение Повторение | 1 4 | | 1 4 |
ИТОГО | 68 | 8 | 64+4 |
Календарно- тематическое планирование составлено на основе Книги для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н. И. Сонина Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011
Тематический поурочный план по биологии 9 класс
№ урока | Тема урока | Дата |
1 | Введение 1 ч. Предмет и задачи курса « Биология. Общие закономерности» Многообразие живого мира | 1н09 |
I Эволюция живого на Земле 19 ч
2 | Уровни организации живых систем. Основные свойства живых организмов | 1н09 |
3 | Развитие биологии в додарвиновский период | 2н09 |
4 | Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка | 2н09 |
5 | Научные и социальные предпосылки возникновения учения Чарлза Дарвина | 3н09 |
6 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 3н09 |
7 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 4н09 |
8 | Формы естественного отбора. Факторы эволюции | 4н09 |
9 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения организмов. Пр.р.№1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | 1н10 |
10 | Физиологические адаптации. | 1н10 |
11 | Микроэволюция. Вид, его критерии и структура Пр.р.№2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | 2н10 |
12 | Эволюционная роль мутаций | 2н10 |
13 | Главные направления эволюции | 3н10 |
14 | Общие закономерности биологической эволюции | 3н10 |
15 | Современная система растений и животных- отображение макроэволюции | 4н10 |
16 | Современные представления о возникновении жизни | 4н10 |
17 | Начальные этапы развития жизни. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры | 2н11 |
18 | Развитие жизни на Земле | 2н11 |
19 | Развитие жизни на Земле | 3н11 |
20 | Развитие жизни на Земле | 3н11 |
| II Структурная организация живых организмов15ч | |
21 | Клеточная теория строения организмов | 4н11 |
22 | Цитология- наука о клетке. Изучение растительной и животной клеток под микроскопом | 4н11 |
23 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества. | 5н11 |
24 | Химическая организация клетки. Органические вещества- белки | 5н11 |
25 | Химическая организация клетки. Органические вещества – углеводы и липиды | 1н12 |
26 | Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты | 1н12 |
27 | Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана Л.р.№1 « Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» | 2н12 |
28 | Цитоплазма и ее органоиды | 2н12 |
29 | Клеточное ядро | 3н12 |
30 | Строение растительной клетки | 3н12 |
31 | Прокариотическая клетка. | 4н12 |
32 | Вирусы- неклеточные формы жизни | 4н12 |
33 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Биосинтез белка | 2н01 |
34 | Этапы энергетического обмена | 2н01 |
35 | Деление клетки | 3н01 |
| III Размножение и индивидуальное развитие организмов 6 ч. | |
36 | Бесполое размножение организмов | 3н01 |
37 | Половое размножение организмов | 4н01 |
38 | Оплодотворение у цветковых растений | 4н01 |
39 | Общие принципы клеточной теории | 5н01 |
40 | Индивидуальное развитие организма Эмбриональное развитие | 5н01 |
41 | Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Постэмбриональное развитие | 1н02 |
| IV Наследственность и изменчивость организмов -11ч | |
42 | Генетика как наука | 1н02 |
43 | Основные понятия генетики | 2н02 |
44 | Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание | 2н02 |
45 | Дигибридное скрещивание Пр. р.№ 3 «Решение генетических задач и составление родословных» | 3н02 |
46 | Генетика человека | 3н02 |
47 | Решение генетических задач | 4н02 |
48 | Хромосомная теория | 4н02 |
49 | Закономерности изменчивости. Наследственная изменчивость | 1н03 |
50 | Модификационная изменчивость Пр.р.№4 «Построение вариационной кривой» (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся) | |
51 | Генетические основы эволюционной теории | 1н03 |
52 | Селекция организмов | 2н03 |
| VВзаимоотношения организма и среды. Основы экологии 11ч | |
53 | Экология как наука | 2н03 |
54 | Структура биосферы | 3н03 |
55 | Круговорот веществ в природе | 3н03 |
56 | Биогеоценоз | 1н04 |
57 | Биоценоз | 1н04 |
58 | Агроценрз | 2н04 |
59 | Абиотические факторы П.р.№5 «Составление схем передачи веществ и энергии» | 2н04 |
60 | Биотические факторы Пр р №6«Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме» | 3н04 |
61 | Интенсивность действия факторов среды. Антропогенные факторы Практическая работа №7 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | 3н04 |
62 | Природные ресурсы и их использование. Проблемы экологии | 4н04 |
63 | Эволюция биосферы. Ноосфера | 4н04 |
64 | Заключение-1ч | 1н05 |
| Повторение- 4ч | |
65 | Повторение по теме « Размножение организмов» | 1н05 |
66 | Повторение по теме « Индивидуальное развитие организмов» | 2н05 |
67 | Повторение по теме « Закономерности наследования признаков» | 2н05 |
68 | Повторение по теме « Закономерности изменчивости» | 3н05 |
| Итого:68ч | |
Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся
№пп | Вид контроля | Форма контроля | Источник КИМ | Дата |
1 | Тематический | Тесты | Биология. Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(214-217) | 4н10 |
2 | Тематический | Тесты | Биология. Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(233-239) | 4н11 |
3 | Тематический | Проверочная работа | Биология. Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(250-260) | 2н01 |
4 | Тематический | Проверочная работа | Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(274-278) | 5н01 |
5 | Тематический | Тесты | Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(278-285) | 1н03 |
6 | Тематический | Проверочная работа | Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(285-291) | 1н04 |
7 | Тематический | Проверочная работа | Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(292-294) | 3н04 |
8 | Тематический | Тесты | Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(300-303) | 1н05 |
9 | Итоговый | Проверочная работа | Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011(313-314) | 4н05 |
| | | | |
При составлении перечня лабораторных и практических работ использовали:
1Программа курса биологии для 9 класса к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
2 А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н. И, Сонин Рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, И. А. Агафонова, Н. И. Сонина Биология. Общие закономерности. 9 класс. М: Дрофа, 2013
Перечень лабораторных и практических работ 9 класс
Лабораторная работа №1: « Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» | С 63-64 | 2н12 | Практическая работа №1 « Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | С 17-18 | 3н10 | Практическая работа №2 « «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | С 22-23 | 3н10 |
Практическая работа №3 «Решение генетических задач и составление родословных» | 88-89 | 1н02 |
Практическая работа №4 «Построение вариационной кривой» (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)
| 99-100 | 2н03 |
Практическая работа №5 «Составление схем передачи веществ и энергии» | 117-118 | 2н04 |
Практическая работа №6 « Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме» | 120-121 | 3н04 |
Практическая работа №7 « Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | 123-125 | 3н04 |
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
-Программа курса биологии для 9 класса к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
-. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: учебник для 9 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.
-. Биология. Книга для учителя к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой Общие закономерности 9 класс М. Дрофа 2011
-Т.С. Сухова Тесты. Биология 6-11 классы Учебно-методическое издание М.: Дрофа, 2002
Пособия для учащихся:
А.Ю. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н. И, Сонин Рабочая тетрадь к учебнику С.Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, И. А. Агафонова, Н. И. Сонина Биология. Общие закономерности. 9 класс. М: Дрофа, 2013
Электронно-программное обеспечение:
Компьютер
Презентационное оборудование
Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления)
Целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использованием диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
1. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, скелеты животных, модель цветка.
2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование,
компьютер; проектор; микроскоп цифровой; скелет.
3 Демонстрационные таблицы.
клетка;
скелетные мышцы;
скелет;
спинной мозг;
слуховой анализатор;
кожа;
головной мозг;
сердце;
схема кровообращения;
зрительный анализатор;
система органов дыхания;
муляжи:
строение сердца;
строение глаза;
строение гортани.
Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, мультимедийнные средства обучения, компьютер, устройство для хранения учебного оборудования. Учебное оборудование по биологии включает: живые растения, органы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии; приборы и лабораторное оборудование, средства на печатной основе, муляжи и модели, пособия на информационных носителях, компакт-диски, проектор, учебно-методическую литературу для учителя и учащихся: определители, справочные материалы, контрольно-диагностические тесты.
Лист внесения изменений в рабочую программу
№пп | Дата занятия по учебно-тематическому планированию | | | Тема занятия по учебно-тематическому планированию | | Способ корректировки с указанием фактической даты занятия | | Причина корректировки |
| | | | |